Почему необходимо рано прикладывать ребенка к груди. Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения. Как питаться кормящей маме

18.04.2019

Раннее прикладывание к груди бесценно!

Прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения способствует скорейшему завершению родов - отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации.

Очень важно, чтобы ребенок сразу же после родов был выложен на живот матери. Контакт "кожа к коже" позволяет ребенку почувствовать материнское тепло. Ведь после девяти месяцев, проведенных в "уютном доме", он выходит в новый, чужой, холодный мир. Пусть ребенок не будет сосать, но если он даже полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Профессор И. А. Аршавский называет раннее прикладывание "пассивной иммунизацией" ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней.

У детей, рано приложенных к груди, наблюдается более низкая (в 3,3 раза) заболеваемость, лучшая динамика веса по сравнению с детьми, приложенными к груди через сутки после рождения.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия билирубина, вызывающего желтуху у новорожденных.

Раннее прикладывание способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. У новорожденного кишечник, кожа и слизистые стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Доказано, что микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются на ребенке, и даже условно-патогенные микробы с кожи матери реже приводят к развитию заболеваний, нежели те же микробы, но занесенные с других источников. У 1/3 детей, приложенных к груди не раньше чем через сутки, происходит нарушение формирования кишечной флоры. Эти дети чаще болеют кишечными расстройствами.

Выкладывание на живот является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и ребенку о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Гармония, существовавшая между ними прежде, восстановлена.

Теперь можно расслабиться и порадоваться друг другу. Из родов, закончившихся ранним прикладыванием, ребенок выносит знание о том, что из сложных обстоятельств выход может и должен быть найден. Разлученный с матерью, он получает скорее отрицательный опыт. Большое значение для установления глубокой эмоциональной связи родителей с ребенком имеет первый контакт глазами. Важно, чтобы первым лицом, которое увидит ребенок, было лицо мамы или папы.

Будучи оставленным у материнской груди в течение 30-45 минут после родов, ребенок восстанавливает связь с прошлым: он вновь слышит сердцебиение матери, ее голос и обретает столь же теплый дом, только уже здесь, на земле. Почувствовав себя в безопасности в объятиях родного существа, новорожденный начинает осваивать новый мир: его кожа ощущает прикосновения мамы, язык чувствует вкус ее кожи и молозива, нос вдыхает ее запах, глаза обращены к любящему взгляду, уши слышат ее голос.

Контакт "кожа к коже" необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери. Об этом свидетельствуют наблюдения за самой природой. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, - сколько, прежде всего, создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма. Без этого вызывания малыши животных просто погибают.
Не является ли отрыв ребенка от матери причиной так называемых "внезапных" смертей здоровых младенцев, особенно часто наблюдаемых в домах ребенка? Не есть ли контакт с матерью важнейшее условие выживания потомства? Не упускаем ли мы благоприятный момент для начала умственного развития ребенка? Наконец, не плодим ли социальных сирот, не обретших естественной связи с миром, утверждающих себя посредством агрессии и жестокости?

Женщина, прижимающая к груди в муках рожденное дитя, забывает о своих страданиях, ее лицо светлеет и в этот момент между ней и ребенком устанавливается взаимопонимание, позволяющее чувствовать друг друга без слов. Не за сутки ли разделения рождается у некоторых матерей столь неестественное ненаблюдаемое в природе явление как боязнь собственного ребенка? Ведь когда новорожденного сразу подносят к груди женщины, которая была намерена отказаться от него, то, как правило, после этого она забирает малыша с собой.

(Из книги "Естественное вскармливание" под общей редакцией проф. д.м.н. К. С. Ладодо и к.б.н. М. Е. Ланцбу р)

2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди.

3. Совместное содержание матери и ребенка в одной па­лате.

4. Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка.

5. Правильное положение ребенка у груди. Кормление по требованию ребенка. Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

6. Ночные кормления и совместный сон матери и ребенка. Исключение допаивания и докармливания ребенка до 6 месяцев.

7. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного корм­ления. При необходимости введения докорма его следует да­вать только из чашки, ложки или пипетки. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него.

8. Исключение дополнительного сцеживания молока по­сле каждого кормления.

9. Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка по­сле выписки из родильного дома, проводимых чаще 1 раза в неделю.

10. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет.

11. Сохранение грудного вскармливания до исполнения ре­бенку 1-2 лет.

Раннее прикладывание к груди

Первое прикладывание новорожденного к материнской груди долж­но произойти в течение первого часа жизни ребенка. Именно первое прикладывание, осуществленное в физиологические сроки, позволя­ет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захваты­вать грудь. Кроме этого, при первом прикладывании младенец получает первые капли молозива - всего 2 миллилитра. Тем не менее да­же это количество молозива играет важную роль в становлении им­мунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важ­ным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности.

Исключение догрудного кормления

Догрудным называют первое кормление новорожденного не из материнской груди, а из бутылочки. Если ребенка забрали у матери впервые он получил не материнскую грудь, а соску, то значительно возрастает опасность, что мать может бросить кормить грудью; не начнет грудное вскармливание вообще. Догрудное кормление очень опасно по следующим причинам:

Ребенок не получает молозиво - самую раннюю и целебную пищу;

Если ребенка начали кормить не из груди, а из бутылочки, то у не­го может возникнуть путаница сосков и он не сможет охотно и ус­пешно брать грудь матери.

Благодаря исследованиям ВОЗ установлено, что даже одного-двух догрудных кормлений достаточно, чтобы грудное вскармливание не состоялось.

Совместное содержание матери и ребенка

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в после родовое отделение им должно быть обеспечено совместное пребывание в палате «мать - дитя», где кроватка ребенка ставится непо­средственно около кровати матери. Матери предоставляется возмож­ность с самого начала общаться с ребенком. Она может находиться с ним в одной кровати, спать вместе с ним, кормить грудью, мыть его в случае необходимости, брать на руки, когда ей захочется. С момента поступления матери и новорожденного в палату совместного пребывания начинается процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскармли­ванию. Преимущества совместного пребывания матери и ребенка:

Мать может реагировать на ребенка, что помогает установлению эмоциональных связей;

Ребенок меньше плачет, меньше причин дать ему бутылочку;

Матери больше верят в кормление грудью;

Кормление грудью продолжается дольше.

Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

Очень важно отсутствие докармливания и допаивания ребенка в пер­вые дни после рождения. Введение любых жидкостей и молочных смесей исключает или сокращает возможность получения молозива и травмирует организм новорожденного ребенка. Докармливание новорожденного в первые дни жизни воз­можно только в случае, если малыш появился на свет путем кесарева сечения и у матери нарушен процесс выработки молока.

Правильное положение ребенка у груди

Правильное положение ребенка у груди - это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

Процесс сосания груди

Специальные манипуляции ребенка с грудью называют «сосанием груди» (англ. «suckling»). Просто сосание (англ. sucking) - это то, что ребенок проделывает со своим большим пальцем или другим твердым предметом. Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему сосать грудь и питаться.

Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка (рис. 32). Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:

1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу - участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.

2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.

Является важнейшей функцией родильницы. Оно не только обеспечивает нормальное питание и развитие ребенка, но и приводит к правильному быстрому обратному развитию половых органов женщины. Для стимуляции и поддержания лактации большое значение имеет время первого прикладывания новорожденного к груди матери. Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди матери, безусловно, с учетом состояния родильницы и новорожденного оказывает положительное влияние на становление лактации. Кроме того, прикладывание ребенка к груди восстанавливает психофизиологическую систему мать - плод, прерванную родами. В отделениях совместного пребывания матери и ребенка рекомендуется грудное вскармливание по "требованию" младенца.

Противопоказаниями к раннему прикладыванию являются тяжелые формы экстрагенитальной патологии у матери, осложненное течение беременности и родов, оперативное родоразрешение, травма и гемолитическая болезнь новорожденного.

Подготовка родильницы к кормлению.

  1. Надеть косынку и маску.
  2. Вымыть руки с мылом.
  3. Вымыть молочную железу, начиная с подмышечной впадины проточной водой и осушить ее стерильной пеленкой. Мыло использовать только 1 раз в сутки, так как при многократном использовании смывается смазка, которая выделяется рудиментарными железами Монтгомери.
  4. Ладонные поверхности рук расположить на молочной железе, произвести поглаживающие движения из подмышки к грудине.
  5. Расположить 1 и 2 пальцы на границе кожи и ореолы и произвести несколько сцеживающих движений (формирование соска).
  6. Расстелить стерильную пеленку для ребенка, закрыть свою сорочку и руку, чтобы они не касались ребенка.
  7. Поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь. Следить за тем, чтобы малыш плотно захватывал не только сосок, но и ореолу. Сосание должно быть беззвучным. Время одного кормления не более 20-25 мин.
  8. После кормления новорожденного подержать в вертикальном положении 15-20 минут, после чего уложить в кроватку.
  9. Тщательно сцедить молочную железу.

Правильное прикладывание ребенка к груди.

  • Мать должна сесть или лечь в удобное для нее положение и расслабиться. Предпочтительнее низкое сидение. Она может сидеть, держа ребенка впереди себя на руках, или лечь, положив ребенка рядом. Если ей удобно, она может положить ребенка на подушку. Медицинская сестра садиться рядом с матерью на одном с ней уровне.
  • Медицинская сестра показывает, как держать ребенка, чтобы он был повернут к ней лицом. Голова ребенка должна находиться на одной линии с телом, а его живот - напротив живота матери. Ребенок всем телом должен быть повернут к груди так, чтобы ему не нужно было во время кормления поворачивать или наклонять голову.
  • Если необходимо, поддержите ребенка сзади за плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад.
  • Матери следует поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребенку в рот.
  • Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка.
  • Подождите, пока ребенок широко откроет рот и захочет сосать. Быстро приложите ребенка к груди.
  • Приложите ребенка к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском. Таким образом, подбородок ребенка будет прилегать к груди, а язык будет находиться под млечным синусом. В таком положении сосок будет находиться чуть выше центра детского рта и сможет стимулировать небо.

Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Однако это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребенка или ухудшить положение кормления. Ребенок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.

Признаки, определяющие неправильное положение ребенка при кормлении

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении

  1. Корпус ребенка отвернут от материнского и не прижат к нему.
  2. Подбородок ребенка не касается груди.
  3. Складывается впечатление, что рот ребенка закрыт.
  4. Губы ребенка вытянуты вперед.
  5. Виден большой участок ареолы, в том числе и под нижней губой.
  6. Ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения.
  7. Во время кормления щеки ребенка могут быть втянуты внутрь.
  8. Ребенок может нервничать и отказываться от кормления, так как он недополучает грудного молока.
  9. Мать может испытывать боль в области сосков.
  10. Во время кормления ребенок может издавать "причмокивающие" звуки.
  11. Сосок может быть плоским в конце кормления и с полоской на кончике.
  1. Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
  2. Лицо ребенка находится близко к груди.
  3. Подбородок ребенка прикасается к груди.
  4. Рот ребенка широко открыт.
  5. Нижняя губа ребенка вывернута наружу.
  6. Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.
  7. Заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения.
  8. Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения.
  9. Мать не испытывает боли в области сосков.
  10. Слышно, как ребенок глотает молоко.

Питание кормящей матери должно быть строго сбалансировано. Общий пищевой рацион при нормальной лактации должен быть увеличен на 1/3 по сравнению с обычным, так как лактация требует дополнительного расхода энергии.

Суточная энергетическая ценность пищи должна составлять 3200 ккал (белки - 112 г, жиры - 88 г, углеводы не более 310-324 г). Обязательно включение в рацион витаминов А, Е, В12, аскорбиновой кислоты и минеральных солей (кальций, фосфор, магний, железо).

Следует употреблять свежую, простую и разнообразную пищу. Особенно полезны тыква, кефир, простокваша, творог, ягоды, фрукты. Овощи и фрукты особенно богаты витаминами, минеральными солями, углеводами, необходимыми кормящей матери и растущему ребенку.

Однако следует учитывать, что цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, красные и оранжевые фрукты и частично ягоды, например клубника), являются аллергенами, способными вызывать у новорожденного различные аллергические проявления.

С осторожностью кормящей матери нужно употреблять в пищу мед, орехи, сгущенное консервированное молоко, следует ограничить употребление жирной и содержащей избыток сахара пищи. Нельзя употреблять спиртные напитки и острые приправы. Количество жидкости в рационе кормящей матери должно быть не менее 2 литров.

Для обеспечения хорошей лактации кормящей матери наряду с правильным питанием необходимо обеспечить полноценный отдых: сон не менее 8 ч ночью и 1-2 ч днем.

Пребывание на свежем воздухе повышает аппетит у матери и благоприятно сказывается на лактации. У здоровых женщин становление лактации после родов происходит закономерно. Однако у некоторых женщин в пуэрперии могут наблюдаться

Прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения способствует скорейшему завершению родов - отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации. Очень важно, чтобы ребенок сразу же после родов был выложен на живот матери. Контакт "кожа к коже" позволяет ребенку почувствовать материнское тепло. Ведь после девяти месяцев, проведенных в "уютном доме", он выходит в новый, чужой, холодный мир. Пусть ребенок не будет сосать, но если он даже полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Профессор И.А. Аршавский называет раннее прикладывание "пассивной иммунизацией" ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней.

У детей, рано приложенных к груди, наблюдается более низкая (в 3,3 раза) заболеваемость, лучшая динамика веса по сравнению с детьми, приложенными к груди через сутки после рождения. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия билирубина, вызывающего желтуху у новорожденных.

Раннее прикладывание способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. У новорожденного кишечник, кожа и слизистые стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Доказано, что микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются на ребенке, и даже условно-патогенные микробы с кожи матери реже приводят к развитию заболеваний, нежели те же микробы, но занесенные с других источников. У 1/3 детей, приложенных к груди не раньше чем через сутки, происходит нарушение формирования кишечной флоры. Эти дети чаще болеют кишечными расстройствами. Выкладывание на живот является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и ребенку о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Гармония, существовавшая между ними прежде, восстановлена. Теперь можно расслабиться и порадоваться друг другу. Из родов, закончившихся ранним прикладыванием, ребенок выносит знание о том, что из сложных обстоятельстГвыход может и должен быть найден. Разлученный с матерью, он получает скорее отрицательный опыт.

Большое значение для установления глубокой эмоциональной связи родителей с ребенком имеет первый контакт глазами. Важно, чтобы первым лицом, которое увидит ребенок, было лицо мамы или папы.

Будучи оставленным у материнской груди в течение 30-45 минут после родов, ребенок восстанавливает связь с прошлым: он вновь слышит сердцебиение матери, ее голос и обретает столь же теплый дом, только уже здесь, на земле. Почувствовав себя в безопасности в объятьях родного существа, новорожденный начинает осваивать новый мир: его кожа ощущает прикосновения мамы, язык чувствует вкус ее кожи и молозива, нос вдыхает ее запах, глаза обращены к любящему взгляду, уши слышат ее голос.

Контакт "кожа к коже" необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери.

Об этом свидетельствуют наблюдения за самой природой. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, - сколько, прежде всего, создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма. Без этого вылизывания малыши животных просто погибают.

Не является ли отрыв ребенка от матери причиной так называемых "внезапных" смертей здоровых младенцев, особенно часто наблюдаемых в домах ребенка? Не есть ли контакт с матерью важнейшее условие выживания потомства? Не упускаем ли мы благоприятный момент для начала умственного развития ребенка? Наконец, не плодим ли социальных сирот, не обретших естественной связи с миром, утверждающих себя посредством агрессии и жестокости?

Женщина, прижимающая к груди в муках рожденное дитя, забывает о своих страданиях, ее лицо светлеет и в этот момент между ней и ребенком устанавливается взаимопонимание, позволяющее чувствовать друг друга без слов. Не за сутки ли разделения рождается у некоторых матерей столь неестественное ненаблюдаемое в природе явление, как боязнь собственного ребенка? Ведь когда новорожденного сразу подносят к груди женщины, которая была намерена отказаться от него, то, как правило, после этого она забирает малыша с собой.

Раннее прикладывание и частота кормления

Нередко даже вид проголодавшегося ребенка и его настойчивый крик настолько сильно воздействуют на женщину,

что способность к выделению молока резко возрастает. Установлено, что в естественных условиях у новорожденного достаточно запасов жидкости и пищевых веществ для поддержания жизнедеятельности в течение нескольких дней после рождения.

Mолоко у мамы вырабатывается ПО ЗАПРОСУ ребенка. Поэтому продолжайте прикладывать ребенка к груди и в том случае, если вам кажется, что молоко не прибывает и грудь "пустая". Чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше вероятность успеха.

Право матери потребовать ребенка для кормления сразу после родов

Право матери на раннее прикладывание оговорено в Совместной декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ 1989 г. "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб". В этом документе сформулировано 10 принципов успешного грудного вскармливания, в том числе и такие:

  • медицинские работники должны помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов
  • должны показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей
  • исключено докармливание новорожденных иной пищей или питьем, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями,
  • необходимо практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного вместе в одной палате
  • необходимо поощрять грудное кормление по требованию младенца, а не по расписанию:
  • нельзя давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, бутылочки и др.).

    Постепенно принципы успешного грудного вскармливания утверждаются и в российской практике. Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ направило Информационное письмо от 26.01.96 (а еще ранее от 13.04.94) заместителям руководителей территориальных органов управления здравоохранения, главным педиатрам и главным акушерам-гинекологам, распространило памятку для работников родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник по вопросам поддержания и стимулирования естественного вскармливания.

    Однако в наше время практика раннего прикладывания еще не распространена широко. Долгое время считалось, что важно создать щадящий режим для женщины - вызвать сон, обезболить, стимулировать роды, а после - дать отдохнуть без ребенка. Однако все эти меры существенно уменьшают шанс матери выкормить ребенка грудью. Очень важно, чтобы родители прониклись сознанием, что они несут ответственность за здоровье ребенка. Грудное кормление, как и роды, бывает успешным лишь тогда, когда родители уверены, что прежде всего они сами должны и могут дать собственному ребенку все необходимое. И не полагаются исключительно на врачей, а проходят предродовую подготовку, активно участвуют в родах и принимают все меры для поддержания лактации.