Мы учим цвета. Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы. Что делать, если малыш путает цвета

23.09.2019

Знакомство с понятием цвета и его восприятия происходит у ребенка с момента его появления на свет. Но умение осознанно различать цвета, произносить их названия, выделять базовые оттенки из остальных формируется к возрасту 2-3 лет. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка различать цвета, рассмотрим простейшие методики для легкого обучения цвету, и подскажем, что делать, если у малыша возникают трудности с запоминанием цветов.

Учим цвета: с чего начать

Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.

  • Начинать обучение нужно с 4 основных цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый. Основная задача – научить малыша дифференцировать эти цвета, чтобы ребенок мог отобрать нужные кубики одного цвета; отделить красные шарики от синих; сложить “башенку” из кубиков одного из цветов.
  • Обязательно при любом удобном случае акцентировать внимание на цветах. “Посмотри, какое КРАСНОЕ яблоко”, “А это – ЗЕЛЁНЫЙ мяч”, “Построим пирамидку из СИНИХ колечек” и т.д.
  • По мере изучения основных цветов постепенно добавлять в обучение по 2 новых сложноцветовых оттенка. Включайте в изучение наиболее часто встречающиеся цвета: оранжевый, фиолетовый, розовый. Более яркий цвет ребенок запоминает в первую очередь.

Ребенок не запоминает цвет – стоит ли паниковать?

Освоение цвета становится проблемой, когда ребенок не различает цвета в 4 года (в 5 лет). Прежде всего необходимо исключить у крохи “цветовую слепоту”, или, иначе, дальтонизм. Это проявляется в том, что ребенок неспособен различать один или несколько цветов среди предложенных. В данном случае необходима консультация окулиста.

Мама и малыш: методики по домашнему обучению цветам

Прежде всего следует запомнить, что обучение цветам должно проходить только в игровой форме. Ненавязчивые, легкие, но ежедневные упражнения с крохой дадут положительный результат уже спустя 3-5 дней.

Обратите внимание на методики обучения детей от 2 до 5 лет, которые помогут малышу понять и освоить основные цвета палитры.

– Пластилин

Как ни странно, но работа с обыкновенным пластилином может дать отличные результаты по освоению цветов и их оттенков. Стандартный пластилин включат в себя необходимые цвета для изучения: красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый. Ребенок в 2 года под руководством мамы может работать каждый день с несколькими цветами, делая только красные или зеленые шарики, лепя синих снеговичков. Если вы увидите, что кроха в игре начинает выделять для себя один яркий, распространенный цвет, например, зеленый, то подкрепляйте работу с ним рассказом, какие бывают предметы этого цвета, демонстрируйте их.

– “Разноцветные” дни

Эту методику разработал американский врач-физиотерапевт, автор многих обучающих методик Глен Доман. Изучение цветов по дням недели – хороший способ изучить и закрепить знания об определенном цвете. Например, понедельник – красный день. Сегодня малыша должны окружать красные вещи. Познакомьте его с красными овощами и фруктами. Рисуйте акварелью красные узоры и вырезайте красные фигурки из цветной бумаги в этот день. По аналогии познакомьте малыша с остальными цветами: зеленым, синим и т.д.

– Цвета на “ощупь”

Интересную методику познания цвета ребенком предложила сторонница раннего развития детей и просто увлеченная мама двоих детей, Сесиль Лупан. Она рекомендует еще с младенческого возраста знакомить малышей с понятием цвета, предлагая ему на ощупь разноцветные кусочки ткани разной фактуры. Зрительная память вкупе с осязательной дает удивительные результаты. Эта методика подойдет как для совсем грудных детей, так и для тех, кому уже исполнилось 2-3 года.

Знакомство с цветом, пожалуй, одно из первых представлений об окружающем мире, которое доступно даже очень маленькому ребенку. И это понятно, ведь по утверждению специалистов, кроха уже с двух-четырех месяцев может распознавать цвета. Но, несмотря на то, что цветовое восприятие заложено у ребенка с рождения, правильное называние и различение цвета требует целенаправленного обучения. В домашних условиях подобное обучение можно проводить даже с грудничками, так как пассивные знания со временем переходят в активные, если они постоянно побуждаются взрослым. Более того, это просто необходимо для крохи, так как раннее обучение цветовосприятию обогащает знания об окружающих предметах, способствует сенсорному (чувственному) развитию. Педагоги обращают внимание родителей на то, что малыш может путать цвета в раннем возрасте, так как полноценные знания о цветовой гамме устанавливается у него только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому подобные пробелы не должны волновать родителей. Главное, к чему они должны стремиться, как научить ребенка различать цвета правильно.

Каждому возрасту своя цветовая гамма!

Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам. Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы). При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:

  • в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);
  • при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);
  • средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;
  • старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).

Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка.

Специалисты утверждают, что приучить ребенка называть и отличать цвета совсем нетрудно, если правильно подойти к домашнему обучению. Можно даже не организовывать каких-то специальных занятий, а использовать всевозможные приемы в окружающей обстановке. В педагогике существует много приемов, при помощи которых легко и просто научить дошколенка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

  1. Повседневное общение. Каждый момент жизни ребенка может стать эффективным приемом обучения: приготовление любимого салата с мамой, для которого нарезаются красный помидор, зеленый огурец, желтый перец. Или по дороге из детского садика домой можно сосчитать все мимо проезжающие красные машины. Или во время прогулки составить букет из осенних листьев (красных, желтых, оранжевых, зеленых).
  2. Организация "цветного" дня в семье. Взрослый специально создает ситуацию, когда ребенок в доме постоянно сталкивается с вещами определенного цвета. Например, день желтого цвета для детей предполагает, что в этот день в доме все пользуются желтыми полотенцами и салфетками, желтой посудой, одеваются в одежду желтого оттенка, в игровом уголке игрушки только желтых тонов. Даже еда может быть насыщена желтым цветом, например, яблоки, бананы, сыр, масло, яичница. Специалисты хвалят такой прием, говорят, что он приносит ощутимые результаты. Правда, его могут использовать только творчески настроенные родители, так как вместе с малышом надо искренне удивляться одному и тому же цвету во многих домашних вещах, постоянно называть его, читать веселые стишки, петь песенки. Например, "желтый цвет похож на солнце, в небе солнышко смеется!", "носит одуванчик желтый сарафанчик". Для разнообразия этот прием можно дополнять наблюдением за объектами на улице: одежда прохожих, витрины магазинов, машины, светофор.
  3. Занятия творчеством. Все взрослые знают, что дошколята очень любят рисовать, конструировать, лепить, вырезать. Творческая деятельность может стать отличным средством - подсказкой, как выучить цвета с ребенком. Главное, позаботиться, чтобы в домашнем изоуголке всегда были краски, карандаши, бумага, пластилин, разнообразные конструкторы. Близкие вместе с дошколенком могут там творить, фантазировать, изготавливать поделки, строить дома, машины. При этом взрослый постоянно советуется с ребенком, каким цветом будет та или иная деталь, побуждает повторять названия цветов, которые нужны для создания образов, например, желто - зеленая гамма при рисовании природы, голубая - небо и море.
  4. Дидактические игры на цвет и форму. Развивающие игры и игрушки являются неоценимым подспорьем, чтобы в игровой форме быстро научить детей распознавать цвета.Сейчас предлагается много подобных игрушек, которые родители могут приобрести в домашний игровой уголок. Принцип выбора должен быть следующим: доступность, простые правила, привлекательность. Для домашних занятий актуальны игры по типу группировки "Разложи правильно" (фигуры группируются по соответствующим цвету и форме), игры по типу лото "Цвет, форма, величина", "Закрой окошко в домике" (выкладывание маленьких форм на большую карточку), игры по типу составления спектра "Собери букет", "Цветик - семицветик" и подобные. Хороши такие игрушки тем, что их можно сделать самим в домашних условиях из бросового материала (коробочек, пластиковых стаканчиков, бумаги, картона).
  5. Детские книжки с иллюстрациями и заданиями. Красочные картинки всегда привлекают внимание ребятишек. Как научить ребенка различать цвета при помощи книжек? Вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации к прочитанным произведениям и обсуждать их в плане цвета, например, как одеты герои, как художник - иллюстратор цветовой гаммой передает их настроение. Популярны среди дошколят развивающие пособия с разнообразными заданиями, "цветными" стишками, например, книжки Олеси Жуковой "Учим цвет и форму", Галины Шалаевой "Цвета", Евгении Юрченко "Учим цвета" и других авторов.
  6. Сюжетные игры . У каждого дитя дома есть любимые сюжетные игрушки (куклы, мишки, машины, кубики, ведерочки, совочки и т. д.), которые могут пригодиться, чтобы в игровой форме научить ребятишек запоминать название цвета. С этой целью можно увлечь детвору совсем простыми игровыми сюжетами, например, "Построим каждой цветной машинке свой гараж", "В гости к любимому мишке", "Вырежем бумажной кукле платье из цветной бумаги", "Приготовим угощение из цветного льда" и другие подобные. Главное - творческое отношение родителей к детской сюжетной игре, ведь разыгрывание сюжета поможет ненавязчиво закрепить цвета и их оттенки. В них не только учим цвета, но и развиваем речь, формируем интеллект, ребенок приобретает новые знания, сопереживает, проявляет эмоции.

Важно: дети хорошо воспринимают информацию о цвете, если у них идет полноценное речевое, умственное и эмоциональное развитие.

Учим цвета в игре!

Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

"Вкладыши"

Игры - вкладыши доступны даже маленькому ребенку. С их помощью он не только распознает цвет, но и развивает мелкую моторику, обогащает знания о форме, величине предметов. Правило игры у многих вкладышей одинаковое: в емкость с прорезями геометрической формы нужно вставить соответствующие по цвету, форме и размеру фигуры. Для большей заинтересованности ребятишек игрушки представлены в виде объемных домиков, ящичков, цветочков, паровозиков или плоскостных рамок. Родитель может выбрать вкладыши, исходя из возраста и интересов своего чада. Можно соорудить игру самостоятельно, прорезав в коробке отверстия геометрической формы и обклеив каждую сторону цветной бумагой. Для проталкивания внутрь пригодятся мелкие игрушки, детали конструктора, мозаики. Нельзя использовать очень мелкие или острые детали, играть в самодельные вкладыши лучше вместе с деткой. Сейчас стали очень популярны рамки - вкладыши Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

"Подбери пару"

Учим цвета при помощи игр из разряда «Подбери пару», которые обычно нравятся маленьким деткам. При правильной организации в дальнейшем кроха может играть самостоятельно, что значительно облегчает задачу родителей в быстром обучении. Правила игры просты и доступны малышам. Нужно подобрать предмет определенного цвета к аналогично окрашенному другому, например, крыши к домикам, совочки к ведеркам, бантики к платьицам или геометрические фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники и т. д. Для поддержания интереса к такого рода играм можно предложить вариант: ребенок закрывает глаза, а взрослый "ошибается" в подборе пар. Нужно исправить все ошибки.

"Веселая мозаика"

Довольно необычная игра для старших ребятишек, имеющих опыт в рисовании геометрических фигур. Играть можно вдвоем, но более интересно играть нескольким игрокам. Поэтому такая игра может войти в семейный досуг. Правила игры просты, но требуют внимания, начинать рисование нужно взрослому. В центр стола выкладывается большой лист бумаги и цветные фломастеры разного цвета. Первый участник в центре листа рисует любую геометрическую фигуру: ромб, квадрат, треугольник, закрашивает ее одним цветом. Следующий участник пририсовывает к одной из сторон первой фигуры свою геометрическую фигуру другого цвета, такие действия совершают все участники. Правило игры заключается в том, что ни одна из фигур не должна соприкасаться сторонами с другой фигурой такого же цвета. Побеждает тот, кто завершает "мозаику" последним рисунком.

"Старая сказка на новый лад!"

Еще одна необычная игра для средних и старших дошкольников, которые хорошо умеют пересказывать, так как игра динамичная, требует внимания и смекалки. Правила заключаются в следующем: взрослый подбирает сказку или короткий рассказ, который хорошо знаком детям. Затем предлагает ребенку "окрасить" при пересказе все встречающиеся персонажи или предметы на один определенный цвет, например, синий. Вот как примерно будет выглядеть сказка "Три поросенка":

Жили-были на свете три синих поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, синенькие , с одинаковыми синими веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в синей траве, грелись на синем солнышке, нежились в синих лужах. Но вот наступила осень...

Когда дети хорошо научатся пересказывать сказки таким образом, можно предложить новый вариант: взрослый "окрашивает" персонажи или предметы необычными цветами, например, зеленый волк встречается с желтой шапочкой в розовом лесу, а дошкольник должен найти ошибки. На начальном этапе можно голосом выделять необычные места.

"Цветные очки"

Игра понравится ребятишкам всех возрастов. Взрослый мастерит из плотной бумаги очки разного цвета. Затем предлагает ребенку выбрать какие-либо из них. Это будет ориентиром для поиска предметов, окрашенных в такой же оттенок. По правилам игрок за короткий промежуток, например, 30 - 40 секунд должен собрать вместе предметы аналогичные цветным очкам. Например, красные очки - книжка красного оттенка, кукла в красном платье, красная машинка, кубик, мячик и т. д.

Старшим дошколятам можно усложнить игру, ориентируясь не на очки, а на инструкцию ведущего: найти две игрушки синего цвета, одну - желтого, одну - зеленого, две - красного. Такое задание поможет включить во взаимодействие все психические процессы, так как ребенку нужно быть внимательным, чтобы запомнить инструкцию, осознать поставленную задачу, правильно выполнить ее.

"Радуга - дуга"

Дошкольников всех возрастов, несомненно, заинтересует игра в "радугу" с разнообразной палитрой цветов и их оттенков. Играть можно в разных вариантах:

  1. Вместе с детьми вырезать разноцветные полукружья радуги разного размера: большие - для игры в большом пространстве, маленькие - за столом. Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки в неправильно выложенной "большой" радуге, "маленькую" радугу - раскрасить. Для запоминания цветового спектра используются мнемические стихи: "К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан" или "К ак О днажды Ж ак - З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь".
  2. Настольная игра "Радуга" для детей от трех лет. Полезна ребятишкам для изучения цвета, как свойства предмета. Желательно, чтобы в игре участвовало несколько игроков, поэтому играть можно всей семьей.

  3. Сейчас вновь становится популярной позабытая игра с пружинкой, раскрашенной в цвета радуги. Радужная игрушка придумана в 1943 году в США и называлась slinky. В России самая первая радуга Slinky появилась у писателя К.И. Чуковского. Пружинка до сих пор "шагает" на детских экскурсиях дома-музея литератора со второго на первый этаж. А наибольшую популярность завоевала в 90- годы, практически у каждого ребенка была такая игрушка. Ее достоинство в том, что каждый игрок может придумать свои действия, например, перебрасывать из одной руки в другую, сделать гирлянду, запустить вниз по импровизированным ступенькам, наблюдая, как забавно "шагает радуга", переливаясь всеми цветами спектра.

Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.

Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.

Маленькому ребенку очень сложно понять, что цвета бывают разными, хоть он и начинает их различать с тех пор, когда уже начинает полноценно видеть. Ощущать разницу между цветами малыш сможет лишь тогда, когда он научится говорить, а это случается приблизительно в 2 года . До этого возраста молчание ребенка считается допустимым, но не позже.

Учить ребенка цветам следует «с первых слов» . Начинайте с простого и знакомьте ребенка с основными цветами: синий, красный, зеленый и желтый. Потом со временем увеличивайте «порцию знаний», добавляя новые слова: розовый, черный, фиолетовый, оранжевый, голубой и так далее.

Ваши занятия с ребенком должны быть регулярными . Не отчаивайтесь, если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов. Главное – ваше усердие и интересный подход к образовательному процессу в форме игры , способный увлечь малыша и ненавязчиво обучать жизненно важным вещам.

ВАЖНО: Правильным будет начинать учебный процесс ранее, чем в 2 года и с первых сознательных шагов малыша (первое слово, самостоятельные шаги, развлечения с игрушками, прогулки на свежем воздухе, просмотр мультфильмов) уже знакомить с названиями предметов и их цветами. Со временем полученные знания будут лучше усваиваться и закрепляться в сознании.

Обучение ребенка после 1 года:

  • Можно играть с пластилином (пластилиновое тесто, как вариант) и называть ребенку цвета липкой массы. Трогая пластилин, контактируя с ним напрямую, он сможет легче запомнить его цвет.
  • Эффективными так же считаются игры с конфетами или леденцами, распределяя их между игрушками или куклами. Этими конфетами можно кормить любимых мишек или щенков, называя действие, к примеру, Мишутка любит красные конфеты, а Машенька желтые.
  • Познание окружающего мира на прогулках. Для этого достаточно ходить по зеленой траве, смотреть в синее небо или на красный дом, называя цвет каждого предмета или явления (светит желтое солнышко, растет зеленая трава, падают оранжевые листики).

Обучение ребенка после 2 лет:

  • Ребенок, обладающий небольшим словарным запасом, гораздо легче общается с родителями, с большим интересом занимается на обучающих уроках.
  • Такому малышу можно включать образовательные мультики, где очень четко называют цвета разных предметов.
  • Хорошо поиграть в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
  • Любимым игрушкам можно придумать интересные истории, связывая их с цветом. Например: жила-была машинка, но однажды она упала со стола в корзинку с красными ягодками и сама стала красной.

ВАЖНО: На каждом занятии с ребенком следует проходить три этапа: повторение, знакомство с новым материалом и закрепление. Ориентируйтесь на то, как ведет себя малыш, хочет ли он учить новые цвета и может ли запомнить названия. Если нет, просто повторяйте и закрепляйте уже изученные.

Как правильно учить с ребёнком цвета на русском языке в игровой форме: приемы

Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.

ВАЖНО: Чтобы ребенок быстро запоминал названия цветов, все слова следует вводить постепенно. Но перед началом таких уроков, его следует обязательно познакомить с красками, пластилином, карандашами.

Эффективные и игровые приемы:

  • Называем все правильно и четко. Это не то, чтобы игра – а привычка. При любых занятиях следует обязательно называть цвета предметом. Например: хочешь я налью тебе чай в СИНЮЮ чашечку или давай наденем вот эту КРАСНУЮ кофточку.
  • Сравнение. Называя один из цветов, вам обязательно следует сравнивать его с тем, что так хорошо уже знакомо малышу. Например, машинка голубая, как небо, а блинчик желтый, как солнышко.
  • Спрашивать «что тебе нравится» . Привязывая к названиям цветов свои чувства (нравится или не нравится цвет), ребенок легче и быстрее запоминает их. Например: мне нравится розовый и не нравится черный.
  • Смена обстановки. Иногда образовательный процесс наскучивает ребенку только потому, что происходит одинаково и всегда в одном помещении. Смена обстановки поспособствует тому, чтобы малыш проявил интерес к урокам. Тем более, что заниматься можно не только, навязывая знания, но и «между прочим». Например, если вы в магазине, не поленитесь заехать в отдел овощей и фруктов, чтобы назвать все их цвета.
  • Развлечения. Если малышу трудно воспринимать простую речь родителей, вы можете заменить ее песенками и звучными стишками, которые воспринимаются намного легче и приятнее, легко запоминаются на долгое время.


Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры по цветам для детей 2 – 4 года

Изучение цветов в игровой форме:

  • Распределение по группам. Для этого можно использовать цветной картон и упаковку губок для мытья посуды. Из картона вырежьте одинаковые по диаметру круглые тарелки, а из мягкой части губок кубики. Предложите малышу правильно рассортировать кубики по тарелочкам (естественно, у них должны быть одинаковые цвета). То же можно проделать с пуговицами, цветным конструктором или леденцами.
  • Раскраски. Для этого вам пригодится упаковка цветных карандашей или краски, а так же шаблон или картинка для раскрашивания. Лучше выбирать простые шаблоны без мелких деталей и крупного размера: яблоко, апельсин, банан, солнышко, тюльпан, море, туча. Раскрашивая, называйте цвета четко и рассказывайте: почему они такие, на что похожи и какие красивые.
  • Охота. Для этого вам следует подготовить корзинку или небольшой пакет, а потом расположить по дому игрушки или предметы разных цветов. После этого можно выходить с ребенком «на охоту», собирая все красного или, к примеру, только синего цвета.
  • Игра с продуктами. Это занятие не подразумевает игру прямым текстом, но разрешает ребенку напрямую контактировать с предметами, которые он раньше не трогал и не щупал. Вы можете разложить перед ним на столе разные овощи (помидор, огурец, перец), фрукты (банан, апельсин, яблоко) и другие продукты: молоко в бутылке, упаковку риса или макарон. Попросите малыша рассортировать все по цветам.
  • Игра «Цветное лото». Его можно приобрести или сделать самостоятельно. Для этого следует иметь цветной картон и принтер, на котором можно распечатать карточки. Задание очень простое – доставать из мешочка или коробки фишку (вырезанную из цветной бумаги) и класть на ту ячейку карточки, где есть соответствующий цвет.


Как учить цвета радуги по порядку детям?

Для веселого и быстрого заучивания названий цветов радуги существует веселая поговорка. Первая буква в каждом слове поговорки должна вызывать у ребенка ассоциации с названием цвета. Для более взрослых деток, которые могут запомнить более, чем 1 или 2 строчки, можно предложить для заучивания стишков про цвета радуги.





Учим цвета с ребенком: стишки про цвета

Стишки – маленькие и звучные, помогут детям быстрее и качественнее заучить наизусть названия цветов.

На светофоре цвет опасный,
Запомните – он красный,
Тот цвет предупреждает,
Что транспорт проезжает.

Такой же цвет, как апельсин,
Хурма, облепиха и мандарин,
Оранжевым зовется он,
Он дарит яркий свет, тепло!

Солнце желтое на небе
Высоко и ярко светит,
Согревает всех ребят,
Что под солнышком сидят.

Зеленое дерево, кустик зеленый,
Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,
Зеленый цвет лета, весны и травы,
Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.

Голубое небо большое очень радует,
Голубые капельки с неба того падают,
Голубые лужицы на асфальте светятся,
Голубые капельки в лужах этих плещутся.

Синее небо вечером поздним
Вешает яркие бусинки-звезды,
Блещет во тьме, не утихая
Синяя ленточка – речка лесная.

Цветом фиолетовым разукрашу домик,
Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,
Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,
Бантик фиолетовым разукрашу, платье.

Белый снег зимою снежной,
В белой снеговик одежде,
Белый лед зимой на речке,
В белых шапках человечки.

Черной ночью очень темной,
Черный кот вздохнул так томно,
Ничего коту не видно
И от этого обидно.

Розовые розочки расцвели в саду,
В небе ярко розовом я нашла звезду,
Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,
Розовый бывает ярким и бывает блеклым.

Коричневый горшок на подоконнике,
В коричневом горшке цветут бегонии,
Я разверну обертку очень яркую,
Коричневую съем конфету шоколадную.

Серый пес во дворе,
Серый дождь в октябре,
Тучи серые на небе
Гонит прочь холодный ветер.

Какой же он приятный
Красивый цвет салатовый,
Похож на травку весеннюю,
На первую сочную зелень.

Во дворе сирени куст,
Он красив, высок и густ,
И цветы сиреневые
Дарят настроение!



Учим цвета с ребенком: песенки про цвета

Взрослые дети будут с удовольствием разучивать и напевать песенки про разные цвета.





Учим цвета с ребенком – мультики: список, видео

В помощь родителям всегда будут развивающие мультфильмы. В которых есть не только стишки и песенки, но и события, приключения и сравнения, помогающие изучать все цвета.

  • Рисуем пальчиками. Прямой контакт ребенка с цветными красками позволит ему быстро и надолго запомнить названия цветов.
  • Наклейки. Для этого следует приобрести несколько листов наклеек (самых простых) и, приклеивая их на основу, называть цвета.
  • Строим пирамидку. Это простая игрушка, которая помогает детям быстро и играючи учить цвета, нанизывая каждое колечко на основу.
  • Цветные мячики. Их следует кидать и ловить, называя цвет мячика, который был пойман.
  • Опиши себя. Или любого другого члена семьи. Для этого следует называть все цвета, которые можно только увидеть.

Что ребенок познает раньше: цвет или форму?

Как правило, ребенку легче запомнить цвета и только после того, как он изучит основные, следует приступать к заучиванию и различению форм. Это будет и легче, и проще, а так же интереснее. В 2 года ребенок уже может знать основные фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Почему ребенок не запоминает цвета: причины

Перед тем, как приступать к образовательному процессу, следует осознавать, что каждый ребенок индивидуален и если один малыш с жаждой «глотает» каждую порцию знаний, другой может лениться, не хотеть этого и всячески противостоять урокам.

Почему ребенок не запоминает цвета:

  • Он еще слишком мал
  • Уроки скучны для него и не вызывают интереса
  • Вы даете ему слишком много информации, он просто не может ее запомнить всю сразу.
  • Вы преподносите информацию не качественно
  • Вы задействуете мало наглядностей и игровых упражнений
  • Ребенок отстает в развитии
  • У ребенка дальтонизм

Видео: «Как правильно учить ребенка цветам?»

Знакомство ребёнка с окружающим миром - важная задача внимательных и заботливых родителей. Вам предстоит многое поведать крохе, многому его научить - и, среди прочего, научить распознавать цвета. Сделать это несложно, если заниматься постоянно, органично вплетая развивающие игры на изучение цвета в традиционный список ежедневных дел с малышом. Но давайте обо всём по порядку.

Основы цветовой грамотности

О том, с какого возраста целесообразно изучать цвета с дошкольником, специалисты единого мнения не выработали. Одни убеждают, что уже годовалые детки готовы верно перерабатывать соответствующую информацию, другие считают, что до 2 лет приступать к изучению цветов и тем более оттенков не имеет смысла. Но наши постоянные читатели знают, что мы за эффективное и разумное обучение. И наши методы позволяют развивать интеллект уже с пелёнок, при этом не перегружая мозг ребёнка, не вызывая отторжения новых знаний, не угнетая естественные процессы детской любознательности.

1. Обращайте внимание на цвета окружающих предметов. Делать это можно уже тогда, когда малыш в колыбели только-только учится фокусировать свой младенческий взгляд на окружающих предметах. Погремушка жёлтая, мамино платье синее, а сейчас мы отправимся купаться в зелёную ванночку. Это не сложно, правда же?

2. В возрасте 2 лет большинство детей уже хорошо знают основные цвета:

  • красный;
  • синий;
  • жёлтый;
  • зелёный.

3. Если малыш правильно называет цвет, который вы показываете, самое время закреплять и расширять его познания, предлагая ему быстро ориентироваться в цветовом многообразии и постепенно вводить новые цвета:

  • розовый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый и пр.

4. Очень хорошо работать с цветом во время творческих занятий. Рисование, лепка, аппликация - прекрасная возможность вспомнить уже известные колеры и познакомиться с новыми. А ещё, комбинируя между собой смешиваемые материалы, можно наблюдать воочию, как из двух цветов получается третий. Эксперимент простой, но очень увлекательный!

5. Не фокусируйтесь на изучении цветов как на серьёзных, сложных уроках. Не экзаменуйте кроху. Просто играйте с ним. Игры на изучение цвета можно придумывать на ходу. Идеи буквально витают в воздухе. Но если пока придумывать их самостоятельно не получается, ловите несколько готовых, многократно проверенных на практике рецептов.

Развивающие игры на изучение цвета

Важный этап изучения цвета - умение отождествлять разные предметы по этому признаку. Для его освоения вам понадобятся различные материалы:

  • листы цветной бумаги;
  • цветные скрепки и прищепки;
  • крышечки от пластиковых бутылок;
  • мозаика;
  • детали конструктора Lego или его аналогов.

Вообще приспособить к играм с цветом можно что угодно:

  • пластиковую посуду;
  • трубочки для коктейля;
  • одноцветные игрушки (отличный вариант - комплекты небольших пластмассовых машинок);
  • салфетки;
  • тряпочки и губки для посуды.

Можно распечатывать карточки для развивающих игр из интернета или покупать готовые игры в детских магазинах. Не сомневайтесь, стоит начать, и вы сами удивитесь, как легко придумываете собственные игры.

Ну а пока - несколько интересных вариантов в вашу родительскую копилку предложим мы, НИИ «Эврика».

Игра 1: Цветное чаепитие

Подготовка:

Нам понадобятся три игрушки: кукла, медведь и кот. Конечно, игрушки могут быть любыми - выбирайте из своих запасов. Обязательно нужна цветная посуда. Это могут быть наборы обычной пластиковой посуды. Проще всего воспользоваться детской посудкой, в которой есть всё, что нам необходимо: одноцветные яркие блюдца, чашки и ложечки. Если у вашего малыша ещё нет посуды - отличный повод её приобрести. Вопреки расхожему стереотипу, посуда - подарок универсальный, с равным успехом вызывающий восторг как у девочек, так и у мальчиков.

Постановка задачи:

Мы пригласили на чай гостей. Но есть проблема.

  • Кукла Маша согласна принимать угощение только в красной посуде;
  • Мишка Миша - только в синей;
  • Кот Котофей Тимофеич - только в жёлтой.

Мы должны проблему решить.

Решение:

  • Облегчённый вариант : вы расставляете блюдца и чашки, а малыш должен подобрать ложечки соответствующего цвета. Сами цвета вы проговариваете обязательно, но от ребёнка этого пока не требуете. Так играть можно даже в возрасте 8–10 месяцев, если ребёнок достаточно усидчив и внимателен. Минут на 5–7 интереса должно хватить J
  • Средний уровень : вы расставляете один предмет, остальные ребёнок подбирает самостоятельно. При этом проговаривая, что он делает и почему. Начинать играть таким образом можно года в полтора. Правда, особого рвения ждать не стоит лет до двух.
  • Задание для продвинутых : вы только называете нужные цвета, а всю цветную работу ваш будущий отличник проделывает самостоятельно.

Игра 2: Гаражи

Подготовка:

Из конструктора самостоятельно, а лучше вместе со своим юным архитектором мастерите гаражи разных цветов: белый, красный, синий, зелёный, жёлтый. А теперь достаёте машинки соответствующих цветов. Желательно, чтобы машинки были совершенно одинаковыми, не считая цветовых отличий.

Постановка задачи:

Машинки утром покинули свои домики, чтобы отвезти людей на работу, а деток - в детские сады. Но теперь они заблудились и не могут найти своё место. Мы должны помочь.

Примечания:

В данном варианте задача аналогична предыдущей. Вы можете видоизменить правила, предложив маленькому исследователю выявить, в чём несоответствие. Расставьте машинки по гаражам, намеренно не соблюдая цветовую гармонию. А теперь кроха должен определить, что не так, и исправить ситуацию.

Этот же комплект материалов отлично подходит для игр на внимательность и память:

  • расставьте машинки по гаражам;
  • пусть ребёнок внимательно посмотрит на игровое пространство, проговорив, как оно выглядит в текущий момент;
  • попросите малыша отвернуться и поменяйте машинки местами;
  • а теперь надо повернуться и понять, что же изменилось.

Вот вам ещё несколько вариантов для подобных игр, но с другой игровой ситуацией и без подробных объяснений.

Игра 3: Ковёр-самолёт

Листы цветной бумаги - ковры-самолёты, готовые отправиться в неизведанные дали. Они поднимутся в воздух, если пассажиры будут подходящими. Роль пассажиров могут играть маленькие цветные игрушки для купания, цветные резиновые мячики, детали конструктора, прищепочки, вырезанные из цветной бумаги человечки и пр.

Игра 4: Все по домам

Нужны цветные коробочки-домики и жители соответствующего цвета.

Игра 5: Не пролей

Из цветной бумаги вырезаем капельки. Капли «пролились» на ковёр. Их надо срочно собрать в цветные чашечки.

Игра 6: Каждый жучок знай свой цветок

У нас есть цветные жучки - маленькие пластмассовые заколочки (крабики, например), прищепки или крупные канцелярские скрепки. Цветок готовим из цветного картона. Каждый жучок должен сесть на «свой» лепесток.

Игра 7: Цветной магазин

Магазин - любимая игра для детей 2–3 лет, и даже в более старшем возрасте она вызывает большой интерес. Мы можем интерпретировать её так, чтобы кроха не только отрабатывал модели поведения в обществе, не только учился считать, но и осваивал цветовую грамоту.

  • Приготовьте одноцветные товары - игрушечные фрукты, бутылочки и баночки, посудку и вообще что угодно из подручных материалов. Главное: ребёнок должен чётко идентифицировать предмет по цвету;
  • Приготовьте одноцветные денежки, вырезав их из цветного картона. Можно сделать денежки разной формы, имитируя таким образом их номинал. Можно указывать номинал числами, если ребёнок уже знаком со счётом.
  • Правила простые: зелёный товар продаём только за зелёные денежки, синий - за синие, и т.д.

Игра 8: Цветные дни

Отличная игра на закрепление навыка определять цвета в окружающей среде. Можно объявлять цветные дни (как удачно, что количество цветов в радуге совпадает с количеством дней в неделе!) и весь день искать соответствующие предметы, а также сознательно стараться использовать вещи «правильного цвета».

  • В красный день мы едим из красной тарелочки, гуляем в красном платьице, считаем на улице красные машины.
  • Весь синий день мы ходим в синих колготах, компот пьём из синей кружки, а на улице ищем синие заборы, качели и лавочки.

В общем, направление мы задали. Фантазируйте!

А какие цветные игры для своих детей используете вы? Будем рады познакомиться с вашим опытом, если вы поделитесь им в комментариях к статье!

До новых встреч и счастливого вам родительства!

В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.

Стихи про цвета с картинками









Карточки-пазлы «Учим цвета»

Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.

Наглядные карточки «Учим смешивать цвета»










Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.