«Ёжик».
Конспект НОД в старшей группе.
Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)
Задачи:
1.Продолжать учить скатывать пластилин круговыми движениями; закреплять навыки аккуратной лепки.
2.Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.
3.Соблюдать последовательность в делении и обработке вещей.
4.Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.
Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о Ежике. Беседа на тему «Чем питаются ежи». Рассматривание иллюстрации «Ежик в лесу». Загадывание загадок.
Материалы к НОД: пластилин, шишка, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка, стека.
Ход НОД
Дети стоят вокруг стола на котором собрана инсталляция сказочного леса. Звучит музыка «Сказочный лес».
Воспитатель:
Ребята, слышите, звучит какая волшебная музыка? Это звуки сказочного леса. А вы хотите попасть в этот лес? Для этого нужно отгадать загадку:
Он живет в лесу под елкой,
Носит колкие иголки.
Если вдруг клубком свернется –
Хищный зверь ни с чем вернется.
В зубы, в лапы не возьмешь
Как его прозвали?... (Ежик)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадку. Мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. А кто это там сидит под елочкой?
Правильно, это ежик.
Воспитатель берет в руки игрушку ежа и говорит, что ежик под елочкой сидит один и отчего-то грустит. Как вы думаете, ребята, почему грустит ежик? Ему, наверное, скучно. Давайте слепим ему друзей из пластилина.
Воспитатель:
Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у ежика?
Туловище, голова, ножки.
Воспитатель:
Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги?
Дети отвечают: овальной, круглой.
Воспитатель:
Какая часть тела самая большая?
Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ножки.
Ребята туловище у нас уже готово- это шишка.
А, скажите, каким способом нужно лепить Голову? Лапки?
Дети (с помощью воспитателя)
Голову нужно делать так: раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме конуса.
Лапки делаются, способом раскатывания маленького овала немного придавливая.
Ребятки посмотрите на заготовленные детали.
Что нам не хватает?
Правильно! Нам не хватает носика и глазок.
Для носика и глаз – раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, один кусочек на носик и два маленьких шарика на глазки.
Воспитатель:
Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, к голове – носик, потом глазки. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
Но сначала разомнемся.
Физкультминутка «Ежик».
Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке. (Ходьба по кругу друг за другом.)
Ежик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте).
А на встречу скачет зайка, длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко, раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)
А теперь, пора за работу приниматься. Рассаживайтесь на свои места. Мы с вами начнем лепить наших ежиков.
Ребята, наша физкультминутка начиналась со слов «Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке». Давайте нашим ежикам слепим грибочки и яблочки.
Воспитатель обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель:
Но перед тем, как слепить грибочки и яблочки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Хитрый ежик».
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок . Пальчики оттопырены в стороны)
Весь в иголках, без застежек, (Сжимаем кулачок и оттопыриваем по одному
пальчику.)
На иглу нацепит ежик (Сцепляем руки в открытый замок.
Грушу, сливу – всякий плод, Двигаем всеми пальчиками)
Что под деревом найдет, (Двигаем указательным пальчиком из стороны в
сторону)
И с подарочком богатым (Сцепляем руки в открытый замок. Поспешит к своим ребятам. Двигаем всеми пальчиками)
Вопросы детям:
Из каких частей состоит ёж? (ответы детей);
Что есть у ёжика на голове? (ответы детей);
Что носит ёжик на спинке туловища? (ответы детей);
Для чего ёжику нужны иголки? (Ответы детей);
Где живет ёжик?
Чем питается?
Почему ежик загрустил?
Как мы смогли помочь ежику?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много смогли рассказать о ёжике. Теперь у нашего ежика появилось много друзей, и он больше не будет грустить. Спасибо вам, ребята!
Работы детей воспитатель выставляет на макет «Сказочная полянка».
Цель : знакомство детей с приёмами лепки ежика.
Задачи : учить детей лепить ежика конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, вытягивание. Продолжать учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу. Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост, осторожный, плутовка и т.д.; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Оборудование, материалы : пластилин, доска для лепки, стека; салфетки бумажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный еж для демонстрации.
Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о еже, побуждение детей к действию – "слепим ежиков и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа : чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела(шерсть, колючки) ; раскатывание из пластилина шариков.
Ход занятия
(дети сидят на ковре)
Воспитатель : Ребята, к нам пришли гости, вы поздоровались с гостями?
Дети: Здравствуйте! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй утро, здравствуй день, нам здороваться не лень!
Воспитатель : Дорогие ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
2. Встал стеною до небес,
Перед нами чудо. (Лес)
(на телевизоре появляется фото лесой полянки)
Да, мы отправляемся в лес. Но в лес необычный, а сказочный.
Для этого нам надо закрыть глаза и сказать: «Покружись, покружись. И в сказочном лесу окажись»
(Дети выполняют движения с закрытыми глазами, когда дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание детей на заранее заготовленную композицию леса)
Воситатель: Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу:
в лесу живет, кур в деревне крадёт.(Лиса) (Воспитатель выставляет в лесок пластиковую лису)
2. На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(Воспитатель выставляет в лесок пластикового волка)
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
(Воспитатель выставляет в лесок пластикового медведя)
4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
(Воспитатель демонстрирует пластикового зайца)
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёж)
(Воспитатель выставляет в лесок пластикового ежа)
Можно посматреть видио проежа watch?v=bTq-zZfCqlo
Гимнастика для глаз
Воспитатель: На что похож наш ежик? На шарик. А еще, что у ежика есть? Носик, мордочка вытянута у ежа. А еще ежик покрыт острыми иголками. Сейчас я расскажу вам о ежах: Ежата рождаются совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему мама ежиха не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей) . Без иголок ежи беззащитные, легкая добыча для хищников.
Воспитатель : Скоро ежата сами себе еду начинают искать. А что ежи любят кушать, нам расскажет …….
(Ответы детей):
Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.
Воспитатель : Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей) .
Воспитатель: Еж у меня один. Ему будет скучно в лесу одному. Что же делать (вылепить для моего ежика друзей), А наши ежата принесут подарки всем лесным жителям, это будут грибы, яблоки.
Ребята проходите за столы. Техника безопасности, что нужно помнить при работе с колющимися материалами, пластилином, бусинками (ответы детей).
Объяснение работы : выскажите свои предположения по выбору цвета для ежика, готовим кусочек пластилина к работе:….. раскатываем шар, вытягиваем носик. А для чего нужны бусинки и зубочистки?(бусины это глазки и носик, зубочистки –иголки) Стеком отмечаем мордочку, на ней нет иголок, а на спинке и по бокам- иголки. Но перед работой нам необходимо размять наши пальчики. .
Пальчиковая гимнастика :
Ёжик и часы
Ёполез как-то раз
Вдруг часы сказали: «Бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой)
Ёжь скатилась кувырком, (Ребенок «скатывает» руки на пол.)
Ёжь полезла второй раз
Посмотреть, который час. (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.)
Ёжь полезла в третий раз
Посмотреть, который час (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой три раза.)
Ёжь скатилась кувырком. (Ребенок «скатывает» руки на пол.)
Приготовили пальчики для работы, начнем лепить.
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь.
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат салфетки давайте вы вытрите ими ручки и мы с вами сделаем зарядку:
Физкультминутка : «Прогулка по лесу» -
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
В лес отправились гулять (обычная ходьба) По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдём (ходьба на носочках)
Может быть, и под листочком Мы грибочек вдруг найдём (нагибаются)
На носочки дети встали (встали)
По дорожке побежали (бег на носочках) И на каблучках пойдём,
Через лужи перейдём, (ходьба на пятках)
И теперь мы отдохнем. (присели)
Воспитатель: Ребята ……………….приготовил(а) стихотворение про нашего ёжика, давайте послушаем её(его)
ДВА ЕЖА
У ёжика папы большие иголки,
Чтоб смело он мог защищаться от волка.
У сына ежонка- поменьше пока.
Но знай, волк, и о пощекочет бока!
Спасибо тебе Сашенька за такой чудесный стишок!
Вот и славно! - Молодцы! Вы потрудились замечательно. Теперь у наших ежиков красивые глазки и колючие иголки у них на спинках замечательные подарки для друзей. Давайте мы поместим наших ежей в наш сказочный лес.А теперь нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова:
"Покружись, покружись…
в детском саду окажись!"
Воспитатель: Где мы с вами были и что делали? Что нового узнали?
(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как и из чего лепили ежиков).
Ирина Сусликова
Цель : знакомство детей с приёмами лепки ежика .
Задачи : учить детей лепить ежика конструктивным способом , используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, вытягивание. Продолжать учить детей планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу. Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост, осторожный, плутовка и т. д. ; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой .
Оборудование, материалы : пластилин, доска для лепки , стека; салфетки бумажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный еж для демонстрации.
Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о еже, побуждение детей к действию – "слепим ежиков и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа : чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки) ; раскатывание из пластилина шариков.
I. Мотивационно-побудительный
В : Ребята, к нам пришли гости, вы поздоровались с гостями?
Д : Здравствуйте! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй утро, здравствуй день, нам здороваться не лень!
Воспитатель : -Внимание! Предлагаю совершить увлекательное путешествие! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку :
1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
2. Встал стеною до небес,
Перед нами чудо. (Лес)
Да, мы окажемся в лесу. Но в лесу необычном, а сказочном.
Для этого нам надо закрыть глаза и сказать : «Покружись, покружись И в сказочном лесу окажись»
(Дети выполняют движения с закрытыми глазами, когда дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание детей на заранее заготовленную композицию леса из пластмассовых деревьев)
(Дети рассаживаются за столы)
Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу :
1. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт.
(Воспитатель выставляет в лесок вылепленную из пластилина лису)
2. На овчарку он похож :
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина волка)
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина медведя)
4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
(Воспитатель демонстрирует заранее вылепленного зайца)
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёж)
(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина ежа)
2. Организационно- поисковый
В : На что похож наш ежик ? На шарик. А еще что у ежика есть ? Носик, мордочка вытянута у ежа. А еще ежик покрыт острыми иголками. Сейчас мы послушаем,что знает о ежах Полина
Ежата рождаются совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.
Воспитатель :
Как вы думаете, ребята, почему мама ежиха не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей) . Без иголок ежи беззащитные, легкая добыча для хищников.
Воспитатель :
Скоро ежата сами себе еду начинают искать. А что ежи любят кушать, нам расскажет Вова
Все, что попадется : змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.
Воспитатель :
Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей) .
Еж у меня один. Ему будет страшно в лесу одному. Что же делать (вылепить)
Объяснение работы : раскатываем шар, вытягиваем носик. А для чего нужны бусины и сосновые иголки?
Стеком отмечаем мордочку, на ней нет иголок, а на спинке и по бокам- иголки. Приготовим пальчики для работы и начнем лепить.
Пальчиковая гимнастика :
Мячик мы массажный взяли и в ладошках покатали.
Он колючий, словно ежик , двух касается ладошек.
Вверх и вниз, и вправо, влево, катим мячик мы умело.
Чтобы пальчики размять будем мы его сжимать.
Каждый пальчик разминаем, в кулачок потом сжимаем.
Сделаем ежика из пальчиков . (Ладони вместе, пальцы переплелись, на правой руке пальцы опустить вниз, кроме больших,на левой пальцы подняты вверх. Два больших пальца соединили – носик ежа.)
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь.
Физкультминутка : «Прогулка по лесу» - Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
В лес отправились гулять (обычная ходьба)
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдём (ходьба на носочках)
Может быть, и под листочком
Мы грибочек вдруг найдём (нагибаются)
На носочки дети встали (встали)
По дорожке побежали (бег на носочках)
И на каблучках пойдём
Через лужи перейдём (ходьба на пятках)
Отдохнем (присели)
Вот и славно! - Молодцы! Теперь у наших ежиков красивые глазки и колючие иголки. И мы поместим наших ежей в наш сказочный лес.
Нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова :
"Покружись, покружись…
в детском саду окажись!"
III. Рефлексивно-коррегирующий
Где мы с вами были и что делали? Что нового узнали?
(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как и из чего лепили ежиков ).
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «70 лет Победы» Подготовила: воспитатель Дроздова Светлана Александровна.
Программные задачи: - Закрепить с детьми новые понятия: булочная, тесто, хлебные изделия, профессия - пекарь, хлебопекарня, хлебозавод.
Конспект занятия по лепке. Тема: «Построим забор для животных» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Непоседа» г. Новочебоксарск Чувашской.
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Забавный снеговик» Занятие. Лепка «Забавный снеговик» Задачи 1. Развитие тактильно-моторных координаций посредством лепки снеговика из элементов разных размеров.
Цель:
1. Развивать у детей интерес к работе с пластилином
2. Продолжать закреплять навыки раскатывания, отщипывания и сдавливания.
3. Овладение действием детализации.
4. Способствовать развитию использования пластилина совместно с природным материалом.
Подготовка к занятию:
Домашнее задание накануне занятия по лепке – просмотр дома с родителями мультфильма «Как Ежик и Медвежонок Встречали Новый Год», 1975г.
Материал для занятия:
Пластилин, доска для лепки, стеки, семена подсолнечник, бумажные салфетки. Загадки про ежика.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! У меня к вам вопрос – все смотрели мультфильм дома «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый Год»?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто был главным героем этого мультфильма?
Дети: Ежик!
Воспитатель: И что же там делал ежик?
Дети: Он был Новогодней елкой для медвежонка!
Воспитатель: А вы помните чем медвежонок украшал ежика?
Дети: Да, медвежонок украшал ежика грибами, яблоками!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто из вас видел настоящего ежика?
Дети: Различные ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете что кушает ежик? А для того чтобы точно узнать что кушает ежик, предлагаю вам отгадать несколько загадок:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
Дети: Ежик!
Воспитатель: Правильно! А что у него на спинке?
Дети: Яблоки и грибы!
Воспитатель: Правильно! А вот еще одна загадка:
В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке яблоко нашел.
А яблоки — я вам скажу —
Очень нравятся….
Дети: Ежу!
Воспитатель: Хорошо, вы ответили правильно! И вы, наверно, догадались, что мы с вами сегодня будем лепить ежика.
Воспитатель: (демонстрация) для начала мы берем кусочек черного пластилина и раскатываем толстую колбаску, потом с одной стороны заостряем и вот практически получилась мордочка нашего ежика. Далее берем три маленьких кусочка коричневого пластилина и катаем маленькие шарики. Это будут глазки и носик нашего ежика. Ребята, а как вы думаете для чего у нас приготовлены семечки подсолнечника? Мы будем делать ему необычные иголки из пластилина, а из семян подсолнечника! Берем по одной семечке и аккуратно вставляем ежику в спинку. Помните, мы с вами отгадывали загадки, что кушает ежик?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ежик любит кушать яблоки. Нашему с вами ежику мы сделаем тоже яблоки. Возьмем небольшие кусочки салфеток, сомнем в руке и скатаем шарик, который положим на спинку нашему ежику!
Самостоятельная деятельность детей. Выполнение задания по образцу, либо по памяти. По необходимости обращаются за помощью к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! У всех получились очень красивые ежики с вкусными яблоками!
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация
Название: Конспект занятия по лепке в средней группе «Лесной ежик»
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 22
Месторасположение: г. Красноярск
Галина Корзекова
Конспект открытой интегрированной НОД в старшей группе «Ёжик»
Провела воспитатель Корзекова Г. В.
Цели : 1/ выявить у детей знания о жизни ежей; дать новые знания об этом животном; учить наблюдать и делать выводы из увиденного; учить лепить ежа знакомыми способами лепки, используя природный материал; продолжать учить пользоваться стеками; учить сравнивать выполненную работу с настоящим животным (насколько похож и чем) ; продолжать учить беречь и любить животных; продолжать учить анализировать свою деятельность через проведение рефлексии.
2/ развивать внимание, наблюдательность, зрительную память; развивать логическое мышление; глазомер, мелкую моторику рук; воображение.
3/ воспитывать любовь к природе и животным через познание и наблюдение за животными; воспитывать дружеские взаимоотношения на протяжении занятия.
Материал : Живой ёж, клетка, пластилин, елочные иголки (природный материал) . Ягоды 3-х видов для рефлексии.
Давайте встанем в кружок и крепко возьмемся за руки, вы видели как крепко держатся иголочки на еловой ветке; и мы также крепко будем дружить, будем всегда помогать друг другу и заботиться друг о друге!
Ребята, отгадайте загадку "Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки?"
Да, действительно это ежик. Ежа вы все давно знаете : все смотрели про него мультфильмы, читали сказки и стихи. И везде еж является хорошим другом и товарищем, он всегда поможет в беде. Еж трудолюбивый и честный. В сказках ежа всегда описывают положительным героем.
Какие сказки про ежа вы знаете?
(ответы детей)
Ребята, а действительно ли еж такой, каким его описывают в сказках?
(ответы детей)
Как вы думаете, какой он на самом деле?
(ответы детей)
- "Рассказ про ежа": - В природе еж немного другой. Живет он один и друзей у него почти нет. Еж ни кого не боится… Почему?
(ответы детей)
Он ни кого не боится, потому что его защищают иголки, которыми покрыто почти все его тело. Но есть у ежа и враги : это сова и хитрая лиса, от них ежик старается спрятаться . Но зато еж совсем не боится змей, он охотится на них и ему даже не страшны змеиные укусы. У ежа сильный организм, которому не страшен змеиный яд!
Ребята, а чем питаются ежи?
(ответы детей)
Еж - это хищник, он охотится на змей, мышей, различных жучков и червячков, очень любит землянику, в которой много витаминов, полезных для ежей. А также еж очень любит молоко.
А где живет еж?
(ответы детей)
Еж ищет себе уютную норку или расщелину в корнях деревьев или среди камней. Натаскает туда много различных сухих листьев, травы или моха и получается теплое уютное гнездышко.
А как зимует ежи - вы знаете?
(ответы детей)
С наступлением первых холодов еж впадает в спячку и просыпается, когда солнышко начинает пригревать.
Ребята, а как вы думаете, ежата рождаются с иголками?
(ответы детей)
Ежата рождаются очень маленькими и совсем без иголок. Но уже через несколько дней у них начинают отрастать белые иглы, которые со временем темнеют и становятся очень острыми.
Физ. минутка :
"А в лесу растет черника,
Голубика, ежевика,
Ягоду я принесу
И ежа ей угощу".
А показать вам настоящего ежа? - Его зовут Степка.
Посмотрите внимательно, какой он интересный , забавный, колючий. Какие у него глазки, носик, лапки и даже есть маленький хвостик.
(показ детям ежа из рук воспитателя)
Ребята, какой он, ежик?
(описание детьми ежа)
Когда Степка боится, он сворачивается в клубок и начинает шипеть и фыркать, предостерегая своего недруга о том, что он может постоять за себя. Он как будто говорит : "Я тебя не боюсь!".
А если Степка сильно испугается, он может залаять, как маленький щенок (затявкать) .
Давайте попробуем также потявкать
(звуковая гимнастика)
Ежи - это ночные животные. Поэтому Степка днем спит, а ночью бегает, очень сильно и быстро топая своими короткими ножками.
У Степки есть подружка - это кошка Машка. Они по ночам играют в салочки. Сначала Машка догоняет Степку, а потом наоборот. Они очень хорошие друзья и даже вместе молоко пьют из одной миски.
Вам понравился ежик?
Вы хотите такого же ежа, чтобы он был вашим другом, чтобы играть с ним?
(ответы детей)
Но если мы поймаем в лесу ежика, то он будет грустить по своим маме и папе. В неволе ежик будет чувствовать себя несчастным. О животных нужно заботиться, и о ежах в том числе. Если каждый захочет поймать ежа и принести к себе домой, то в лесу их совсем не останется. Где же нам взять такого интересного друга , ведь мы решили в лесу не ловить?
(ответы детей)
Подвести детей к решению этой проблемы.
Давайте слепим из пластилина и у каждого из нас будет свой ежик. Я и иголки уже принесла, настоящие лесные. Они конечно же не от ежа, а всего лишь от елки, но ведь елка и ежик похожи друг на друга своими иголками.
Я собрала их в лесу с упавших веток.
Эти иголочки и помогут нам сделать ежика похожим на настоящего. Но нужно быть очень осторожными при работе с ними. Почему?
(ответы детей по технике безопасности при работе с природным материалом)
А как же мы будем лепить ежа?
- дети должны вспомнить приемы лепки.
2. делим стеком на несколько неравных частей. Сколько частей нам нужно? (большой -туловище, 4 маленьких-ножки)
3. разминаем большой кусок пластилина в руках. Дальше?
4. лепим туловище (вместе с головой, так как у ежа совсем не видно шеи) . Надо вытянуть острый носик. А потом?
5. надо, поочередно, вылепить маленькие ножки и присоединить их к туловищу. Помните, что ножки у ежа совсем маленькие.
Получился ежик?
(Ответы детей) - еще нет
Что нам осталось сделать, чтобы ежик был похож на настоящего?
(ответы детей) - прикрепить иголки.
6. как мы будем прикреплять иголки?
(методом втыкания)
Но у нашего ежа нет глаз! Как можно их сделать?
(ответы - предположения детей)
Я принесла вам горошины черного перца, они очень похожи на глаза - горошинки нашего ежика.
Воспользуемся им? А чего нельзя делать с этими горошинами?
(техника безопасности при работе) .
7. как мы будем прикреплять глаза?
(методом вдавливания)
А теперь получился у нас ежик?
(дети демонстрируют свои работы)
Какие они замечательные и колючие, как настоящие ежата!
Как вы будете играть со своим ежатами?
(аккуратно, осторожно, бережно)
После нашего интересного занятия вы придумаете имена своим ежатам и познакомите их со Степкой. А сейчас давайте угостим нашего Степку вкусными ягодками. Если вам очень понравилось наше занятие, вы узнали много нового и интересного , то угостите Степку земляничкой, если вам понравилось занятие и вы очень старались , но все же что-то у вас не получилось или вы что-то не поняли, тогда угостите Степку черникой, а если занятие вам было не интересно , вы баловались и мешали своим товарищам слушать и заниматься, тогда угостите ежика брусникой.
(проводится рефлексия) .
А теперь Степке пора прощаться с вами, ведь он - ночное животное и ему надо спать! Скажите шепотом ему до свидания!
А сейчас, после нашего, очень интересного занятия давайте придумаем имена вашим ежатам и поиграем с ними!
Вы очень хорошо поработали! Спасибо вам.
Занятие окончено.