Каждый ребёнок имеет право на семью. · Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. · Плохо кормили

30.09.2019

Семья - это не просто крохотная ячейка громадного улья под названием «общество». Это прочная нить, пронизывающая века, непрерывная, сложно закрученная цепочка, связывающая многие поколения. Наконец, это стержень, база и основа для каждого человека, независимо от его возраста. Есть уверенность, что с людьми, имеющими прочные семейные связи и традиции, не может случиться ничего дурного. Ведь семья даёт человеку силы выстоять в любой эпохе и пережить любые катаклизмы.

И блинчики со сгущенкой

К сожалению, для многих детей, воспитывающихся в детских домах или интернатных учреждениях, семья - это просто мечта. Далёкая, как звёзды, порой, кажется, несбыточная, но такая заветная.

Сны о том, как тебя ласкает мама, как с тобой играет старший брат или сестрёнка, как папа катает на спине или рассказывает интересные истории из жизни, как бабушка угощает блинчиками со сгущёнкой, или о совместном походе в лес, или большом семейном празднике, посещают каждого. Ведь ребёнок, каким бы он ни был: совсем маленьким или уже взрослым, нуждается в заботе, поддержке, добром слове или взгляде. Ему просто необходима семья и ощущение того, что его любят, понимают и ценят, что с ним разделят все его радости и печали: похвалят за хорошее дело, не оставят в беде, выслушают, дадут добрый совет.

Конечно, самое простое - закрыть глаза и не замечать этой проблемы, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать таким детям - прерогатива государства. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды, обречено...

Приятно сознавать, что среди сампурцев всё больше неравнодушных людей, которые способны отогреть хотя бы одно детское сердце. На сегодняшний день в нашем районе проживают 7 приёмных семей, в которых воспитывается 12 детей, и 21 опекунская семья, для которых 29 детей стали родными и близкими. Воспитывать ребёнка, тем более не обласканного родительской заботой, - большой труд. Но он оправдан. Подаренные внимание, время, силы непременно вернутся искренней улыбкой, счастливыми глазами и благодарными поступками. Не нужно скупиться на свои чувства, ведь в каждом из нас их запас значительно больше, чем мы сами думаем.

Как об этом узнать? Загляните в глаза одинокому малышу, наверняка ваше сердце не сможет остаться равнодушным.

Право на семью

В настоящее время в Тамбовской области создана и активно развивается система служб по устройству детей в семью, по подготовке и дальнейшему сопровождению замещающих семей.

С 2010 года на территории области действует комплексная программа «Право ребенка на семью» на 2010-2013 годы. В рамках этой программы в каждом районе, в том числе и в нашем, работает служба по устройству детей в семью и дальнейшему профессиональному сопровождению замещающих семей.

Цель службы - помочь всем, кто готов принять в семью ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Специалисты службы предоставляют всю необходимую информацию по законодательству, медицине, педагогике, проблемам воспитания и общения, учат педагогическим и психологическим приёмам общения и воспитания; чтобы избежать неудач и проблем, приглашают на встречи с семьями, которые уже взяли на воспитание детей, они делятся опытом и рассказывают о своих трудностях и радостях.

После приёма ребёнка в семью осуществляется сопровождение данной семьи. Индивидуальное консультирование, беседы с ребёнком, психологическая поддержка, посещение семей - это лишь некоторые формы работы Службы, призванной помочь замещающим родителям в вопросах воспитания детей. Регулярно проводятся семинары в «Школе замещающих родителей», которые способствуют получению новых знаний по вопросам воспитания приёмного ребёнка, прохождения процесса адаптации, формированию здоровой родительской позиции.

Сиротство не приговор

Право маленьких граждан нашей страны - жить и воспитываться в семье - декларировано Семейным кодексом Российской Федерации и самой жизнью: у каждого ребёнка должен быть свой дом и родители. Семейное воспитание помогает решить многие проблемы. Дети, воспитанные в семье, лучше справляются с бытовыми вопросами, они менее конфликтны, менее агрессивны, чем их ровесники, выросшие в детских государственных учреждениях. Они более уживчивы и имеют больше шансов удержаться в трудовом коллективе, построить свою семью. В Библии сказано: « И кто примет одно такое во имя Моё, тот меня принимает…» (Мф 18.5)

Мы верим в то, что вместе мы сможем сделать так, чтобы сиротство не было приговором для наших маленьких детишек. Они надеются обрести родителей, почувствовать их заботу, любовь и ласку. И мы, взрослые люди, за них в ответе. Как сказала начальник Управления образования и науки Тамбовской области Н. Астафьева: « От всех нас зависит, станет ли больше счастливых детей в нашей стране, в Тамбовской области, в каждом её городе и посёлке, на нашей улице и в доме».

Имею право на счастливую семью.

Внеклассное мероприятие учащихся 8-х классов.

Цель: Анализ понятий право, семья, счастье, «счастливая семья», право на семью, дети – сироты.

содействовать пониманию учащимися необходимости гуманного, уважительного отношения к членам семьи, детям - сиротам

Задачи

Развивать интерес к собственным правам и обязанностям

Формировать навыки социального поведения

И иные законы РФ.

Работа с документом. Слайд 5.

Задание:

Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву .

Конституции РФ ст. 38,39.

Слайд 8

-Презентация ученицы о детях - сиротах.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.

Практикум. Слайд 7

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провести игру с дальнейшим обсуждением русских народных сказок (предварительное задание группам найти сказки, в которых нарушаются права ребенка на семью).

вопросы:

Каждая группа получает вопросы:

1.О каком герое сказки идет речь?

2. Как были нарушены его права?

3.Как бы мог защититься Ваш герой сегодня.

4.На основании, каких документов Вы строите защиту Вашего героя?

Группы защищают своих героев.

Презентации учеников о своих семьях.

Заключительное слово учителя. Слайд 6

Слайд 1

I.Вступительное слово учителя: слайд 2

-Какие у вас ассоциации появляются при произношении слова семья? (ответы учащихся).

Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья.

Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась. Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь, для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Учитывая, важную роль семьи в развитии государства и общества 2008 год постановили провести Годом семьи.

“Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер

“Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение”. А. С Макаренко.

У нас у каждого своя семья. Пройдет время и у вас будут свои семьи.

Трудно дать однозначное определение понятию семья. Такого определения нет даже в Семейном кодексе России. И все-таки согласно обществоведческому словарю семья это - (прочитать слайд 2.)

Слайд 3

Но невозможно разделить понятия семья и счастье. И такого определения нет в Семейном кодексе России.

- Что значит – «Счастливая семья»?

Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: со-частье, то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих - других - в твоих собственных заботах, трудах, удачах. Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери.

4 слайд

Какие ассоциации возникают у вас к понятию право? (ответы учащихся)

В семье рождаются дети, и государству небезразлично, как они живут. Давно замечено: крепкая семья - крепкая держава. И потому государство влияет на семью не только посредством поддержки добрых обычаев, традиций и нравственных устоев, но и путем издания специальных законов, регулирующих семейные отношения.

5 слайд.

Попробуем разобраться, что такое семья в рамках закона.

Перечислите документы, защищающие право ребёнка на семью.

ОТВЕТ

Международные Российские

Всеобщая декларация прав ребёнка. Конституция РФ.

Декларация прав ребёнка. Семейный кодекс.

Конвенция о правах ребёнка. Гражданский кодекс

И иные законы РФ.

Работа с документом.

Задание: Найти в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и в Декларации статьи о праве жить и воспитываться в семье.

Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву.

Конституция Российской Федерации. Содержание статьи

23 Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституции РФ ст. 38,39.

Но все ли обстоит, так как гласит закон? Слайд 8

«Имею право на семью». Семья – это «семь я», то есть много, а не один человек. Семья – это когда все вместе, все друг за друга. А вот как объясняет значение семьи толковый словарь: «Семья, группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Думаю, что толковому словарю можно доверять, так как составляли его очень умные люди, по крупицам собирая знания наших предков. Да и мнения учёных на этот счёт тоже совпадают со словарём. Ведь по их признанию «… семья – это величайшая социокультурная ценность, которая когда-либо за всю историю существования человечества создавалась».

Слайд 6 из презентации «По обществознанию право семья ребенок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «По обществознанию право семья ребенок.pptx» можно в zip-архиве размером 678 КБ.

Скачать презентацию

ЕГЭ по обществознанию

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. ЕГЭ обществознание в 2011г. Ответы заполняются в бланке, как горизонтально, так и вертикально. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. Особенности единого государственного экзамена. Обратите внимание! Важно! Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ.

«ЕГЭ по обществознанию 2012» - Уровень С. Число заданий. Бизнес-информатика. Источники для подготовки к экзамену. Кодификатор элементов содержания. Содержание в разных вариантах. Обществознание. Система оценивания отдельных заданий. Задания на анализ источников. Сроки сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сформированность умения. Экзамен.

«Типовые задания ЕГЭ по обществознанию» - Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ. Конституция в иерархии правовых актов. Назовите 3 элемента духовной сферы общественной жизни. План не раскрывает предложенной темы. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов.

«ЕГЭ по истории и обществознанию» - Признаки, при помощи которых текст может быть отнесён к жанру эссе. Клише, которые можно использовать при написании эссе. Единый государственный экзамен по обществознанию и истории. Рекомендации ученикам. На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации. Что может усилить и украсить эссе.

«Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию» - Деятельность человека. Соответствие между науками. Немецкий психолог и педагог. Прочитайте текст. Установите соответствие. Восполните пробел. Характеристики. Понятие, соответствующее определению. Черты, свойственные только творческой деятельности. Утверждения о свободе личности. Процесс самопознания.

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

    смены имени/фамилии;

    восстановления родительских прав;

    усыновления (удочерения);

    изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

    записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

    назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Каждый ребенок имеет право на семью


2009 год в Украине по количеству усыновлений оказался рекордным – своих родителей нашли 2 тысячи 374 ребенка. Из них более 70% – дети до трех лет. На малолетних сирот большой спрос, очередь потенциальных усыновителей растягивается на многие месяцы и годы.

Как же получается, что в Домах малютки нашей страны остаются невостребованными хорошенькие, психически и физически развитые малыши? Ответ прост – у многих из них диагностирована ВИЧ-инфекция.

В Запорожской области на сегодня живет пятьдесят четыре ребенка с установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция». Среди них тринадцать детей содержится в сиротских учреждениях.

Раньше этот диагноз означал, что ребенку-сироте придется провести все свое детство в интернатах. Потом часть малышей стали забирать в семьи иностранцы. Одна такая девочка из нашей области несколько лет назад была усыновлена итальянцами. Сейчас есть немало примеров, когда ВИЧ-позитивных детей берут в свои семьи и наши сограждане. Правда, в Запорожской области таких примеров пока нет.

Я пообщалась с Натальей из Николаева, приемной мамой двух ВИЧ-позитивных девочек. Сама она здорова, имеет здоровую дочь-школьницу. Но два года назад она сделала такой шаг. Не каждый решится забрать в семью сироту, а тут… Наталья считает, что ничего героического в ее поступке нет. Она давно хотела воспитывать сирот, подарить им обычное семейное детство. А эти дети ничем не хуже других. Просто их боятся. И зря.

Когда я спросила о специфических трудностях с приемными дочерьми, женщина начала говорить об обычных сложностях, характерных для воспитанников интерната. А здоровье…

Возможность взять в свою семью ребенка с позитивным ВИЧ-статусом, как правило, наталкивается на мощное препятствие – страх.

В основном, можно говорить о двух моментах:

1. Страх того, что Вы или Ваши близкие могут случайно заразиться.

2. Страх, что Вы ребенок скоро умрет.

Давайте разбираться по-порядку.

1. В давние времена врачи считали, что кровь человека – стерильна. Позже оказалось, что там может обитать целый зоопарк – возбудители различных болезней. Многие из них достаточно опасны. Многие, попав в организм, больше никогда оттуда не удаляются, и человек приобретает новую хроническую болезнь или становится носителем инфекции. Вирусные гепатиты В и С, ВИЧ, инфекция, вызванная вирусом Т-клеточной лейкемии/лимфомы человека, цитомегаловирус, клещевой энцефалит – вот неполный перечень таких болезней, которыми вполне можно заразиться в наших широтах. Риск заражения гепатитом В в 100 раз больше, чем ВИЧ, поскольку он более жизнестоек! Носителями вирусов гепатитов является один человек из 20, что представляет опасность для других.

Что нужно, чтоб ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ инфицирования вирусом иммунодефицита человека? Нужно, чтоб зараженная кровь попала в кровоток. То есть нужно шприц с остатками жидкости, которым пользовался ВИЧ-позитивный человек, ввести в вену здорового. Вы так делаете? Если нет, то Вы и Ваши дети ничем не рискуют, общаясь с позитивными малышами. Обычные ссадины и укусы такой опасности не несут. Конечно, это не значит, что нужно пренебрегать такими мерами предосторожности, как использование только индивидуальных зубных щеток, бритв, пластырей, в случае повреждения кожных покровов – но это обычные гигиенические меры. Ничего особенного.

Знаете, сколько существует семей, где у кого-то есть ВИЧ-инфекция, у кого-то нет? И НИ ОДНОГО случая заражения в семьях при бытовых контактах!

2. Вы знаете, когда умрете? А когда умрут Ваши дети? Конечно, все мы надеемся дожить до старости, испытывая минимум страданий, и умереть легко и безболезненно в кругу счастливой семьи. Надеемся, что все будет идти своим чередом и нам не придется видеть смерть своих детей. Увы, так бывает не всегда. Увы, мы не можем этого предвидеть. Вполне здоровый и сильный человек любого возраста может умереть завтра – несчастные случаи, внезапные болезни – да мало ли…

А теперь о детях с ВИЧ-инфекцией. Сейчас в мире живет уже немало людей, которые родились с ВИЧ или были инфицированы в раннем возрасте, которым больше двадцати лет, и которые имеют собственных ЗДОРОВЫХ детей. Старше тридцати пока, пожалуй, не найти, но это из-за молодости самой болезни. На сегодняшний день есть лечение, позволяющее позитивным людям поддерживать свое здоровье на достаточном уровне, а детям нормально расти и развиваться. Лекарство практически уравнивает их шансы дожить до старости с теми, кто ВИЧ-негативен. Есть только одно но: препараты необходимо принимать каждый день всю жизнь. Поверьте, на это способно большинство людей, и Вы в том числе. Вы же чистите зубы ежедневно? Это такая привычка.

Что еще важно? Препараты, которые необходимо принимать ВИЧ-позитивным людям, выделяются государством бесплатно. Дети имеют возможность бесплатно оздоравливаться в санаториях и детских лагерях. Кроме того существует немалое количество неправительственных ВИЧ-сервисных организаций, которые оказывают психологическую помощь, помощь в организации досуга, дают юридические консультации, оказывают другие социальные услуги. Есть возможность общаться с другими родителями позитивных деток, получать их поддержку, делиться опытом. Короче говоря, один на один с этой проблемой Вы не останетесь.

Ну что, задумались? И напоследок: важно относиться к людям, как к людям, а не как к «больным».