Как понять младенца. Что делать если ребенок подавился: руководство к действию

11.07.2019

В процессе воспитания детей, родителям важно запастись багажом знаний по самым разнообразным темам. Например, что делать если ребенок подавился пищей или напитками? В каких случаях нужно принять срочные меры, а где - обойтись выжидательной тактикой. Признаки закупорки дыхательных путей. Известные эффективные техники по оказанию немедленной помощи пострадавшему.

Что значит подавился?

Дыхательная система маленького ребёнка несовершенна по объективным причинам. При неприятном стечении обстоятельств и несоблюдении родителями техники безопасности, малыш может подавиться едой, напитками или мелкими предметами. Это значит, что еда или жидкость пошли не в пищевод, а в дыхательные пути.

Как любящий и заботливый родитель, вы должны знать основные признаки того, что кроха поперхнулся и владеть навыками оказания помощи. Прежде чем разобраться, что делать если грудной ребенок подавился, необходимо научится диагностировать симптоматику. В таких случаях может быть два варианта развития событий – лёгкий и тяжёлый:

Признаки лёгкой стадии:

  1. Плач;
  2. Рефлекторный кашель;
  3. Рвота;
  4. Ребёнок в сознании;
  5. Дыхание не остановлено.

Признаки тяжёлой стадии:

  • рот малыша открыт, а звуков нет;
  • держится за горло;
  • в широко раскрытых глазах испуг;
  • увеличение слюноотделения;
  • посинение кожных покровов;
  • дыхание затруднено;
  • потеря сознания.

Запомните, если ваш ребёнок плачет – это значит его дыхание свободно. Кашель в таком случае способствует самоочищению, который может быть вплоть до рвоты. Организм включает свои механизмы помощи в критической ситуации.

Оба случая потребуют от вас в первую очередь спокойствия. Да, трудно, особенно маме. Но именно самообладание поможет адекватно оценить ситуацию и осуществить необходимые действия по предотвращению ухудшения положения. А, возможно, и спасти жизнь своему ребёнку.

Как правило, при лёгком варианте вам нужно принять позицию наблюдателя и подождать пока ребёнок кашлем или рвотой очистит пути для воздуха. Он очень напуган, ласково успокойте его. Через некоторое время дыхание восстановится.

Важно! Ни в коем случае нельзя бесконтрольно хлопать пострадавшего по спине, это может только усугубить ситуацию.

Но что делать если ребенок подавился и задыхается? Всё очень просто. Ваши действия следующие:

  1. Вызовите скорую;
  2. Окажите первую помощь малышу.

Внимание! Если ребёнок поперхнулся каким-либо инородным предметом, не пытайтесь достать его самостоятельно, это только усугубит ситуацию.

Разумеется, овладеть знаниями по оказанию реанимационных мероприятий нужно заблаговременно. О чём мы и поговорим дальше.

Страх мамы, что ребенок подавится

  • Во-первых, страхи людей всегда имеют под собой реальную почву. Если вы чего-то боитесь, значит, были в жизни подобные ситуации, может в детстве или вы были свидетелем страшного случая и это глубоко засело в душе. Предоставить квалифицированную помощь способен психолог;
  • Во-вторых, неизвестность всегда пугает, особенно когда уровень тревожности высок. Вы волнуетесь за своих детей и это естественно. Плохо, если переживания приобретают крайнюю форму;

Знайте! Если вы боитесь, что ребенок подавится, значит, у вас отсутствуют знания о том, как помочь крохе в подобном случае. На психологическом уровне выглядит так: вы понимаете, что малыш может поперхнуться и знаете, что делать в такой ситуации. Соответственно страх значительно снижается. И наоборот.

  • В-третьих, каковы ваши мысли - таковы и дела. Вы строите свою реальность сначала в голове, а потом она воплощается в жизнь. Это давно доказанный факт. Соблюдение профилактических мероприятий и техники безопасности в период кормления. Постепенное научение ребёнка правильному обращению с едой и напитками, ваш личный позитивный настрой помогут избежать большинство трагических обстоятельств.

Что делать если ребенок подавился грудным молоком

Период грудного вскармливания ответственный момент в вашей жизни. Младенец может подавиться в случае:

  1. Неправильного прикладывания;
  2. Сильного притока молока;
  3. Длинных перерывов между кормлениями.

Если вы редко кормите малыша он, слишком проголодавшись, будет торопиться и не успевать проглатывать еду. А увеличение количества молока только усугубляет процесс.

Даже если ваши действия правильны, от непредвиденных ситуаций не застрахован никто. Всё-таки, что делать, если ребенок подавился грудным молоком? Порядок ваших действий следующий:

  • кладём младенца себе на вытянутую руку лицом в ладонь, попка должна быть выше уровня головы;
  • нижней частью внутренней стороны ладошки делаем пять толчковых осторожных ударов в область между лопатками по направлению сверху вниз;
  • переворачиваем малыша на спину (попа по-прежнему выше головы) и пять раз надавливаем на область под рёбрами, как бы выталкивая жидкость из дыхательных путей;
  • делаем попеременно эти две манипуляции, пока ребёнок свободно не задышит.

В тяжёлом случае (задыхается, потеря сознания), следует прежде всего вызвать специалистов скорой помощи и до приезда врачей продолжать реанимационную технику. Если же всё-таки паника овладела вами, и невозможно провести нужные действия, то вызывая доктора, оставайтесь на линии и следуйте голосовым инструкциям медика.

Знайте! Грудные дети могут поперхнуться водой или соками, также если давать пищу не по возрасту и в ненадлежащей обработке.

Ребёнка, которому начали вводить прикорм, обязательно научите правилам поведения за столом. Следите, чтобы во время еды он не смеялся, не разговаривал, не смотрел мультики. Читайте статью

Что делать, если подавился ребёнок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребёнка. Режутся зубки, и грудной ребёнок пытается грызть всё, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребёнка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши всё исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребёнок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.

И всё же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребёнок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи:

  • если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожный покров не синий (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь;
  • а если вы видите синюшность кожи, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межрёберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребёнок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребёнок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте бригаду медиков.

Первая помощь ребёнку до 1 года

Первая помощь ребёнку от 1 года до 8 лет

Ребёнку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своём бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребёнку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребёнка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребёнку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребёнка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой способ называется приём Геймлиха.
  3. Если ребёнок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении вверх от солнечного сплетения к груди. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребёнок «давится слюной».

Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета:

  • размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища;
  • наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками;
  • переворачиваете ребёнка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку, на один палец ниже линии сосков;
  • при неэффективности – искусственная вентиляция лёгких.

Если ребёнок захлебнулся?

Ребёнок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоёме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.

  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребёнка вниз лицом и надавить несколько раз на его спину. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам:
  • обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка;
  • делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорождённому и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребёнка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в лёгкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками;

  • не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребёнок пришёл в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отёка лёгких в течение 72 часов после попадания жидкости в лёгкие.

Всегда следует помнить, что когда ребёнок подавится или захлебнётся, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребёнка не вызвало растерянность и панику.

Вы стали мамой, поздравляем Вас с этим событием! Молодую маму ждет много интересных открытий, новых забот, а уж скольким вещам молодой маме приходится научиться – даже перечислить сложно! И одним из главных умений молодой мамы является способность понять грудного ребенка. конечно, понимание приходит только с опытом – заранее никто не даст Вам конкретных инструкций. Но мы можем рассмотреть самые распространенные ситуации, в которых большинству молодых мам не удается понять грудного ребенка, и подсказать возможные варианты решения проблем.

Наверное, это самая распространенная жалоба молодых мамочек. Ребенок просыпается, плачет, раздражая своим плачем окружающих – а как понять, что ему нужно, мама пока не знает. Между тем, есть несколько причин, по которым грудной ребенок может плакать.

1. Мокро

Когда ребенок чувствует, что его подгузник предательски намокает, он понимает, что ему нужна помощь – и начинает привлекать к себе внимание единственным способом, который ему пока подвластен. Чтобы понять грудного ребенка и сразу исключить такую причину его плача – потрогайте подгузник и смените его при необходимости.

2. Голодно

Если малыш голоден – он вновь понимает, что что-то не так, поэтому нужно срочно позвать кого-то на помощь. Многие мамы в таких случаях просто стараются заранее исключить некоторые причины плача. Например, если малыш только недавно поел – он вряд ли голоден. Но чтобы удостовериться в том, что плачет малыш по другим причинам, все-таки предложите ему грудь. Может быть, в прошлый раз он просто сосал не в полную силу?

3. Холодно или жарко

От холода дети плачут очень часто. А как маме понять грудного ребенка и определить, что он замерз или, наоборот, запарился?

Для этого нужно потрогать его тельце. Если ладошки и стопы малыша прохладные – можете быть спокойны, он не замерз. Но если прохладными становятся предплечья, носик, голени – значит, лучше укутать ребенка посильнее.

Понять грудного младенца и определить, что ему жарко, можно так. Если одежда малыша стала влажной – значит, ему жарко, и он потеет. О том, что грудничку жарко, также может свидетельствовать испарина на носике малыша. В этом случае лучше уменьшить количество одежды и одеял в кроватке ребенка.

4. Больно

Даже взрослые, испытывая сильную боль, могут заплакать. Что уж говорить о ребенке, который только начинает жить и расценивает любое отсутствие комфорта как вселенскую трагедию? Как определить, что малышу больно?

Уже давно подтверждена такая закономерность: если малыш плачет, поджав ножки к подбородку – это свидетельствует о наличии у него кишечной колики. Если Вы не можете определить, что именно болит у Вашего малыша, обратитесь к врачу.

5. Усталость

Обилие впечатлений или смена режима дня могут отрицательно повлиять на малыша и спровоцировать у него появление усталости. Груднички плохо переносят усталость, поэтому начинают плакать. Правда, плач от усталости обычно отличается от плача по другим причинам. Уставший ребенок вряд ли будет истошно орать на всю квартиру – скорее, он будет тихо хныкать.

Если малыш устал – нужно постараться обеспечить ему отдых. Успокойте его, убаюкайте, накормите – и уложите спать.

Как Вы уже могли понять, главная причина плача грудного ребенка в том, что ему НЕКОМФОРТНО. А вот конкретику можете внести уже Вы – пробуя те или иные способы устранения разного рода причин. Кстати, тем самым Вы сослужите хорошую службу не только малышу, но и себе. Почему?

Дело в том, что в первые дни и недели жизни малыш еще не знает, что конкретно ему нужно и какими именно действиями можно устранить ту или иную проблему. Он чувствует, что ему некомфортно – и плачет. А любые Ваши действия он воспринимает с благодарностью, потому что надеется, что они избавят его от неприятных ощущений.

Но спустя какое-то время грудничок начинает лучше разбираться в своих ощущениях и понимать, что тогда, когда он чувствует себя ВОТ ТАК – ему помогает ТАКОЕ Ваше действие. И если Ваши действия будут расходиться с его ожиданиями – он будет кричать и плакать еще больше. Учитывая этот факт, можно легко понять грудного ребенка .

Часто молодые мамы явно видят, что их малыша что-то беспокоит, но не могут понять, что именно. Между тем, есть определенные признаки, по которым можно понять, что грудничок заболел:

Повышение температуры тела до 37 градусов и выше,

Учащенное (более 50 вдохов/мин) дыхание,

Изменение частоты пульса (норма – 140 уд/мин),

Неровное, глубокое дыхание – иногда с хрипами,

Частый кашель (возможно, с мокротой).

Если Вы обнаружили хотя бы некоторые из этих признаков у своего ребенка, как можно скорее обратитесь к врачу.

Как понять, что грудной ребенок голоден?

Порой бывает так, что молодая мама кормит малыша, искренне считая, что он наедается, но на самом деле малыш недополучает достаточное количество питания в силу каких-то причин. Как понять грудного ребенка и понять, что он питается в достаточном количестве?

Во-первых, обратите внимание на настроение малыша. если он сыт – он не будет капризничать, плакать и как-то показывать свое плохое настроение.

Во-вторых, недельная прибавка в весе грудного ребенка должна составлять не менее 125 грамм. Если он прибавляет меньше – имеет смысл говорить о недоедании малыша.

В-третьих, грудной ребенок в день должен наполнять не менее 6 подгузников. Если мочеиспусканий и испражнений меньше – это знак, что ребенок голоден.

В-четвертых, понять грудного ребенка можно по напряженным кулачкам или согнутым в локтях ручкам. Это – яркий показатель того, что ребенок голоден.

В-пятых, беспокойство и выгибание спинки свидетельствуют о том, что малышу надо приложиться к груди.

В-шестых, если грудной ребенок тянет руки в рот и пытается пососать, можно понять, что он хочет кушать.

Как понять, надо ли реагировать на капризы грудного ребенка?

Некоторые родители впадают в два вида крайностей: либо они подбегают к ребенку по первому зову, либо вообще могут не реагировать на плач малыша. И то, и другое неправильно, если практикуется постоянно, без учета конкретной ситуации. Почему – сейчас выясним.

Возьмем первую крайность – внимание к ребенку с первого писка или даже предугадывание желаний малыша. Например, стремясь понять грудного ребенка , молодая мама старается накормить его еще до того, как услышит плач, или мгновенно перебирает все возможные варианты помощи, только услышав писк младенца. Как Вы думаете, сможет ребенок в таких условиях понять, что именно ему нужно и научиться осознавать свои желания? Вряд ли… Из таких детей потом вырастают инертные взрослые, не знающие, чего конкретно они хотят от жизни вообще. И с такими проблемами помогут справиться только психологи.

А теперь поговорим о второй крайности – когда взрослые, боясь избаловать ребенка, просто не подходят к нему, предпочитая часами выслушивать его крики. Отчасти это верно – иначе малыш потом начнет пользоваться своим положением и дело не по делу звать маму. Но что делать в той ситуации, если крик малыша вполне оправдан? Например, если он мокрый или голодный? Мы уж не говорим о ситуациях, когда истерика малыша связана с тем, что он, например, упал.

Конечно, в конце концов, потребности ребенка удовлетворятся, он будет знать, как можно ликвидировать то или иное неудобство – но чувство одиночества останется с ним на всю жизнь. Такой человек не сможет опросить о помощи, когда ему плохо, не сможет обратиться к другим людям за советом, считая, что ему не помогут. И с такими проблемами также смогут справиться только психологи. Но надо ли Вам так усложнять будущую жизнь своему ребенку с самого младенчества?

Для того, чтобы правильно понять грудного ребенка, психологи советуют молодой маме понять, прежде всего, себя. Вы должны осознавать свои желания, потребности, в то же время, не считая себя истиной в последней инстанции. Только в этом случае Вы сможете понять грудного ребенка и не наделать досадных ошибок. Не зря говорят, что у счастливых матерей счастливые дети!

Приблизительное время чтения: 12 минут

Вот и остались позади эти долгие девять месяцев ожиданий и томлений, сменившись страхами и опасениями скорых родов. Они также, согласно закономерности процесса, подошли к своему логическому завершению. И вот она новая жизнь делает свой первый вдох и издает свой первый крик, извещая мир о своем появлении. Это только начало долгого пути.

Только что родившегося кроху положат на живот или на грудь новоиспеченной мамочке и тут же заберут. И пока мама отходит от родового процесса, малышу предстоит пережить еще несколько стрессовых минут.

Девять месяцев малыш переживал все эмоции и впечатления вместе с мамой. Окружающий мир его касался косвенно. Он был защищен, находясь в тесном пространстве матки. В момент рождения ребенок сталкивается с внешним окружением. Далеко ему не знакомым и не понятным. Первые моменты - это адаптация к миру после родового процесса.

При рождении связь «мать - ребенок» не прерывается, а наоборот еще больше укрепляется. С первых моментов рождения младенец способен взаимодействовать с окружающим миром.

Он видит, слышит, ощущает боль, холод, тепло, реагирует на вкусовые изменения, запахи. Своим криком он привлекает внимание взрослых. При общении с нами взрослыми дети накапливают и совершенствуют свой опыт знакомства с окружающим миром.

Все только начинается

Сразу после рождения состояние крохи оценивается по шкале Апгар (оценивают цвет кожных покровов, пульс, мимика, рефлексы, тонус мышц и дыхание). Эту процедуру повторяют через 5 минут и вносят в мед карту новорожденного запись в виде дробного числа. Чем больше число, тем лучше показатели здоровья при рождении. И наоборот, низкие цифры говорят о затруднениях в жизнедеятельности.

Это отнюдь не последние неудобства, которые малыш испытает в ближайшее время. Его измерят (объем груди и головы, длина тела) и взвесят, а потом, в течение 12 часов привьют от вирусного гепатита, а в течение 7 дней от туберкулеза прививкой БЦЖ. Новый мир, который кажется любому взрослому человеку довольно безопасным, для малыша таковым не является. Скорее, наоборот, на смену уюту материнской утробы приходит среда, полная различных угроз. Лучше использовать любую возможность уберечь маленький неокрепший организм от дополнительного стресса и болезни.

Давай знакомиться

Без сомнения, все время беременности и в процессе родов мамочка часто задумывается и представляется своего малыша. И чаще всего эти представления имеют очень отдаленное отношение к действительности. Потому что новорожденный кроха всегда мнится румяным улыбающимся карапузом с бархатистой кожей и ясными глазками. На деле же зачастую все несколько иначе.

При первом взгляде на только что родившегося малютку может сложиться впечатление, что с ним что-то не в порядке: непропорционально большая голова странной формы, скрюченные ножки и ручки, длинные волосы или их полное отсутствие, неравномерный цвет кожи и прочее. Но не стоит из-за этого переживать, так как приведенное выше описание абсолютно нормально. Для человека, проведшего 9 месяцев в жидкой среде и не имеющего особого разнообразия поз и движений, этот кроха выглядит потрясающе.

Потребуется совсем немного времени, и к 1 месяцу малыш уже будет выглядеть как звезда детского глянца.

В первые дни жизни кожа малыша особенно чувствительна вследствие потери первородной смазки, поэтому обращаться с ней следует крайне бережно и осторожно. Лучше использовать для ухода специальные масла и кремы для новорожденных, которые можно приобрести в аптеке.

Становление режима

Первый вдох малыша – начало адаптации к миру. Множество стимулов, пятен, запахов, звуков, перепады температур… чтобы привыкнуть ко всему этому крохе требуется огромное количество энергии. Поэтому в течение первого месяца жизни он спит и учится бодрствовать. Если первая неделя – практически сплошной сон, то начиная со второй появляются малые и кратковременные периоды бодрствования, а дальше – больше. Но как бы то ни было 18 – 20 часов в сутки малыш наслаждается снами в «позе лягушки». Через каждые 2 – 3 часа новорожденный просыпается, чтобы перекусить. Однако даже в процессе приема пищи ему ничего не стоит заснуть или дремать в течение всего кормления. Иногда, чтобы стимулировать малыша к пище, его похлопывают по попке и вынимают сосок материнской груди из ротика, и снова вводят обратно. Иначе соня вполне может остаться голодным.

Становлением режима дня нужно начинать в течение этого 1 месяца, постепенно упорядочивая процесс кормления и пробуждения малыша и строго соблюдая временные интервалы между двумя этими процессами. Очень важно своевременно проводить необходимые гигиенические процедуры. Утренний туалет, который подразумевает умывание ребеночка, чистка носа и ушей, промывание глаз и пространства между пальчиками на ручках и ножках. Вечерний туалет, включающий в себя купание и процедуры ухода за нежной кожей новорожденного.

Первые азы общения

Ошибочно мнение, что новорождённый ничего не видит. К пятому дню жизни ребенок открывает глазки шире и немного, прерывисто пытается следить за объектом. Развивать этот навык необходимо яркими игрушками. У младенцев есть даже свое цветовое предпочтение. Часто их взор останавливается на определенном ярком цвете. Кто-то предпочитает яркий желтый, розовый, красный, а у кого-то любимый черный цвет.

Исследование

Были проведены исследования у младенцев 4-6 недель, им демонстрировали ленточки ярких и постельных тонов. Время фиксирования взора малышей проводили при помощи секундомера. Один из младенцев выбрал зеленый цвет, другой холодный розовый, третий отдал предпочтение голубому оттенку, а одна из девочек выбрала черный цвет.

После анализа итогов были сделаны выводы. Дети выбирали цвета в соответствии с цветом одежды их мам. Именно в такой цветовой гамме были одеты мамочки, после рождения малышей. С этими тонами связаны самые первые впечатления: кормление, убаюкивания на руках. Девочка, которая выбрала черный цвет, ассоциировала свой выбор с одеждой своего любящего и заботливого отца. Он носил черную морскую форму.

Поговори со мною мама

С первых дней жизни с малышом необходимо ласково общаться, благодаря этому он чувствует заботу. Чувство безопасности и нужности помогает правильно развиваться ребенку. Сейчас на современном рынке существует масса звуковых игрушек, однако они не могут заменить ласковый и родной голос мамы.

Совет:
Когда вы разговариваете с малышом, становитесь так, чтобы он видел ваше лицо. В этот период ребенок не только прислушивается, сосредотачивается, но и различает звуки речи, интонацию. Пытаются подражать, связывают ваш облик с характерной для вас интонацией, тембром голоса, ритмом речи.

Во время общения с взрослыми малыш знакомится со звуками, это необходимо в дальнейшем для становления речи. Гуление начинается со слогов, которые потом у ребенка связываются в слова, затем получаются предложения.

Ушки на макушке

Еще внутриутробно малыш начинает знакомиться со звуками. Психологи рекомендуют часто говорить, читать сказки, слушать музыку беременным. После рождения ребенок не утрачивает умение слышать.

При громких звуках он вздрагивает, при этом хаотично двигает ручками. Это является нормой, необходимо учитывать такой факт, исключать громкие звуки в присутствии крохи.

Категорически запрещается брань, ругань и повышенная тональность разговора возле младенца. Для благотворного развития нужно ставить ребенку приятную музыку, звуки природы, читать сказки, петь колыбельные песни.

Помните. Ребенку необходимо постоянное внимание, доброжелательность, забота для дальнейшего нормального психологического развития.

Рацион и результат

В первую неделю после рождения ребенок обычно малыш может потерять в весе до 300 грамм. Переживать по этому поводу не стоит. Этот процесс вполне закономерен, потому что в теле крохи есть избыток жидкости, и еще нет установленного режима питания. Вес стабилизируется уже на первой неделе жизни и, в норме, начнет увеличиваться.

На сегодняшний день, какого либо графика приема пищи для новорожденных нет. Их кормят по желанию крохи, которое возникает каждые 2 – 3 часа. Обычно это 6 – 8 кормлений в сутки, с перерывами в 5 часов ночью, это позволит заложить основу для режима питания крохи. В случае женщин, которые впервые стали мамами, специалисты рекомендуют прикладывать малыша к груди чаще, до 12 раз в сутки. Это позволит стимулировать лактацию естественно.

В процессе принятия пищи кроха получает не только молоко или питательную смесь, но и большое количество воздуха. Во избежание скопления лишних газов, после кормлении малыша нужно пару-тройку минут подержать столбиком, чтобы он срыгнул излишки воздуха.

Основным и, пожалуй, единственным источником питательных веществ для ребеночка служит материнское молоко. Такая еда позволяет пищеварительной системе запускаться плавно и равномерно. А следующий за кормлением сон, способствует энергичному развитию внутренних систем и активному росту малютки.

Сам процесс прикладывания ребеночка к груди – это таинство двоих, это процесс энергетического общения материи и ее чада. Поэтому, мамочке следует избегать стрессов и тревог, излишнего беспокойства. Ребенок остро чувствует состояние матери и реагирует отказом от еды и плачем, если мама расстроена или раздражена. Это может сказаться на массе тела малыша и его здоровье крайне негативно.

При соблюдении благоприятных условий, к 1 месяцу малыш наберет в весе от 600 до 800 граммов и заметно подрастет.

Как проводить замеры малыша:

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Наравне с питанием новорожденного огромное значение имеют и его выделения. Стул малыша – индикатор работы маленького организма. Его в серьез оценивают врачи, и мамочке тоже придется в этом знании поднатореть.

В первые пару дней выделения малыша нельзя назвать оформленными. Они имеют жидкую и вязкую консистенцию и темно-зеленый цвет. Это меконий, результат переработки накопленных в утробе и захваченных при родах остатки клеток и веществ.

На смену меконию приходит переходный стул. Он кашеобразный и желтоватый по цвету. В нем могут присутствовать включения мекония, поэтому при виде зеленоватых включений паниковать не стоит, скоро это пройдет.

На исходе первой недели жизни у малыша устанавливается нормальный стул. Обычно он устанавливается на исходе первой недели жизни. С этого момента и до окончания периода новорожденности, то есть до 28 дней, стул ребенка в норме имеет однородную кашеобразную консистенцию, кисловатый запах и желтовато-коричневый цвет.

В зависимости от типа вскармливания характер стула может несколько различаться. Так, если малыш питается исключительно грудным молоком, то цвет его стула будет желтовато-золотистым, а сам стул мягким. В зависимости от количества приемов пищи кроха будет преподносить маме сюрпризы, обычно от 2 до 6 раз в день. Если по каким либо причинам кроха не может питаться материнским молоком, то испражняться он будет чуть реже, всего 3-4 раза в сутки, и его стул будет вязковатым и густым, коричневатого или светло-желтого цвета.

Разглядывание стула крохи очень важный диагностический момент в отношении его здоровья. Новая среда и питание часто вызывают дисбактериоз и различные кишечные инфекции. Если испражнения малыша изменили свой запах с кисловатого на резко неприятный, стали неоднородными по плотности и цвету, следует бить тревогу и обращаться к врачу. В норме такого происходить не должно.

Пупочная ранка

После появления из утробы матери происходит его отсоединение. Пуповину, соединявшую их ранее обрезают и перевязывают. Из этого торчащего кусочка плоти образуется к концу первого месяца симпатичный маленький пупочек, при правильном уходе, конечно. А для него мамочке понадобится два раза в день проводить обработку пупочной ранки следующим образом:

  • Тщательно вымыть руки;
  • Взять кусочек стерильной ваты и намотать ее на спичку или зубочистку. Повторить данную процедуру трижды. В результате должно получиться три деревянные палочки с ватками на концах;
  • Смочить один из получившихся тампончиков в перекиси водорода и без давления осторожно обработать ранку;
  • Взять другую палочку и смочить в салициловом спирте. Снова протереть ранку, невзирая на активный протест со стороны малыша;
  • Третий тампон смочить в зеленке и повторить процедуру.

В результате правильного ухода через пару недель пупочная ранка должна стать узкой и сухой, без каких либо выделений и покраснения кожи на животике малютки. К концу 4 недели жизни она окончательно зарастет и пупочек крохи приобретет нормальный вид.

Водные процедуры

Купать ребеночка нужно начинать сразу после выписки из родильного дома, в тот же день. Отложить водные процедуры следует в том случае, если накануне или в этот же день малыша привили от туберкулеза.

Воду для купания малыша следует использовать кипяченую и приближенную по температуре к 37°С. Купать кроху следует через день, а 1 раз в неделю совершать купание с применением детской губки и 2 раза в неделю мыть голову, используя шампунь для новорожденных. Все остальные средства, используемые для купания должны также быть специальными детскими. Старайтесь вытащить ребенка из воды до того, как он плачем и криком вас об этом попросит. После, малыша следует вытереть промакивающими движениями и перейти к процедурам ухода.

Не следует купать ребенка, когда он может быть голоден, то есть, если после последнего приема пищи прошло более 1 часа.

Кожа новорожденного очень нежная и подвержена раздражениям и сухости. Поэтому кожу малыша обязательно нужно смазать детским кремом или маслом, особое внимание уделяя глубоким складочкам.

После каждого стула кроху необходимо подмывать с мылом под проточной водой. После этого кожу ягодичек обязательно смазать маслом или кремом.

Ноготки на 1 месяце ребеночку стричь не следует во избежание травм и последующих воспалений.

Дважды в день кроху нужно умывать. Для этого нужно взять два ватных тампончика и обмакнуть в кипяченую воду, после слегка отжать и одновременно протереть оба глазика по направлению от ушек к носику. Далее взять еще один ватный тампон. Также смочить и протереть все личико крохи.

Прогулки

По истечению 2 недель малыша можно вывозить на прогулки, продолжительность первой из которых должна быть не более 15 минут. Для первого «выхода в свет» следует выбрать подходящий день в погодном отношении. Лучше пренебречь гулянием, если на улице идет дождь или сильный снег, а также, если сильный мороз, смог или туман. В дальнейшем можно будет прохлаждаться в свое удовольствие, все приходит с опытом. На следующий день после первой прогулки время нахождения на воздухе составляет уже 30 минут. И так постепенно продолжительность прогулок увеличивается до 2 – 2,5 часов в день для прохладных сезонов, и неограниченно для теплых.

Не нужно наряжать малыша «как капусту», пытаясь уберечь его от простуды. Как раз постоянное перегревание и приводит к частым простудным заболеваниям у ребятишек. Ориентируйтесь на температуру ручек, если они теплые, значит и карапузу тепло. В случае с детьми принцип «холодного носа» не работает.

Пеленать, не пеленать

У многих родителей возникает сомнения, пеленать свое чадо или нет. Ответа категоричного никто не даст. Сегодня ведется масса споров о разумности данного метода. Многие психологи считают, что пеленание ограничивает познание маленького крохи внешнего мира. Что может привести к психологическим последствиям.

Хотя наши бабушки активно практиковали тугое пеленание, все младенцы при этом выглядели очень забавно, словно маленькие куколки. Доказано научными исследованиями, пеленание благотворно влияет на сон ребенка. Он меньше просыпается от хаотичных движений ручками. Так что в этом споре правых нет.

Чтобы найти золотую середину, многие педиатры рекомендуют комбинированное пеленание. Во время бодрствования ребенка оставлять в свободной одежке, а пеленать на время сна.

«Госпитализм» - педагогически запущенный младенец

Внешне ребенок может выглядеть совершенно здоровым, физически крепким. Если он получает мало внимания с рождения, эмоциональная сфера таких детей очень плохо развита.

Симптомы

Обычно таким синдромом страдают отказные младенцы. Такие детки редко плачут, редко улыбаются, почти ничем не интересуются. В дальнейшем вяло, и примитивно играют с игрушками, возникают проблемы с речью.

«Госпитализм» характеризуется задержкой психического развития. Психомоторные функции также нарушаются. В последующем у таких деток развивается апатия, постоянное сосание пальцев, кулачка. Таким образом, ребенок возмещает дефицит информации.

Как быть

У малышей желанных такая проблема не возникает. Материнская любовь, тепло, ласка главный стимул для лучшего развития навыков у младенца. У заботливой, любящей мамы никогда кроха не окажется с диагнозом «госпитализм». Потому как никогда не оставит свою кровиночку надолго без присмотра, не заставит долго плакать, найдет причину недовольства, забьет тревогу когда что-то не так.

Родители должны помнить, мозгу ребенка необходима информация из внешнего мира, для дальнейшего правильного развития. Эту потребность необходимо развивать с первых дней жизни. Постоянная коммуникация, яркие не раздражающие игрушки, приятная музыка.

Подводя итоги

По истечении 4 недель малыш перейдет из периода новорожденности на новый уровень в период младенчества, который продлится до 1 года. Впереди большой мир и долгая полная удивительных открытий жизнь. И не только для малютки, но и для родителей. Самое главное помнить, что каждый ребенок уникален и не повторим. Посему темпы его роста и развития также индивидуальны и особенны, они могут отличаться от общепринятых стандартов, и в этом нет ничего страшного. Если есть какие-либо предпосылки, нужно незамедлительно бежать к доктору. Если таковых нет, придумывать себе причины и следствия не нужно. Есть более важное и приятное занятие – быть просто мамой! Любите и берегите своих малышей!

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.