История возникновения и развития художественной вышивки бисером. История вышивки бисером

29.06.2019

Вышивка бисером - это рукодельное искусство украшения, получившее свое распространение еще с древних времен. Различными узорами украшались холст, кожа, полотно, батист, тюль, хлопок и другие материалы. Вышивка создавалась в разных техниках с помощью нитей, бисера, камней, используя такие инструменты, как иглы, пяльцы, ножницы, наперстки. И это далеко не весь перечень инструментов и материалов. В современном мире мы сталкиваемся с различными видами вышивок, которые через столько лет сохранили для нас наши предки.

Увлечение именно вышивкой бисером достигло своего апогея в конце 18 века. Стеклярусом украшалась одежда и обувь, аксессуары, вышивали панно и картины. Изображали различные пейзажи, бытовые сцены, военные события и религиозные мотивы, вышивали иконы и церкви. В современном мире бисер по-прежнему не выходит из моды, многие ведущие модельеры разных стран не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер имеет неограниченное количество цветов и по своей цене доступен каждому. Для многих женщин и тогда и сейчас вышивка бисером стала любимым хобби. Это рукоделие требует хорошего терпения, сосредоточенности, аккуратности и сноровки. Вышивают, как и прежде картины, аксессуары и одежду.

Это очень красивые изделия, но кропотливый труд. Новичку в этом деле стоит набраться терпения и усидчивости. Как и в любом рукодельном искусстве, вышивка бисером должна соответствовать определенным правилам:

  1. число бисера в ряду соответствует числу клеток в строке схемы
  2. бисер обязательно должен быть одинакового размера
  3. бисер должен быть пришит с одинаковым наклоном и располагаться строго ровно
  4. основной элемент рисунка обязательно должен выделяться отделкой и быть в центре вышивки
  5. вышивка по канве выполняется рядами
  6. многие пользуются леской, либо синтетическими или хромированными нитками
  7. цвет канвы и нити должен совпадать
  8. длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки
  9. нужно использовать пяльцы или гобеленовые рамы, чтобы полотно для вышивания было очень плотно натянуто

Новичкам рекомендуется приобрести вышивку в наборе, которая продается в специализированных магазинах. В ней находится все самое необходимое: канва, схема для вышивания , бисер, игла и инструкция по вышиванию. Также процесс работы облегчает заведомо нанесенный на ткань рисунок. Рядом со схемой находится информация по соответствию цветов бисера с обозначениями на схеме. Перед началом работы ткань нужно натянуть на пяльцы.

Это определенные руководства для того, чтобы новичку было проще начать работу с бисером, а уже опытные рукодельницы смогут составлять индивидуальные схемы на свое усмотрение.

Чтобы закрепить бусинку, ее можно пришить стежком к ткани, либо использовать бисеринку поменьше, чтобы образовался небольшой столбик. Также можно вставить пайетку. Будут красиво смотреться пришитые бусины разных цветов, размеров, пришитые близко друг к другу или поодиночке. Для придания объема вышивке можно делать столбики из двух или более бисеринок.

Основные швы при вышивке бисером по схеме :

  1. Шов "Вперед иголку". Он известен нам еще со школы, с уроков труда. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять, нанижите бусину.
  2. Шов строчной. Похож по исполнению на шов "Вперед иголку" и на шитье вприкреп. Вы сами выбираете и изменяете расстояние между бисеринками. Чтобы зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии или прямой, придать вышивке жесткость, то после завершения стежка еще раз пройдите в обратном направлении иглой. В этом случае бисер встанет ровнее.
  3. Шов стебельчатый. Такой способ придает вышивки жесткость, причем достаточно сильную. Наберите 2 бисеринки и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжать нужно до тех пор, пока в результате не достигнете желаемой длины строчки.
  4. Шов арочный ("Назад иголку"). Он похож на предыдущий шов, но здесь мы на иглу нанизываем 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
  5. Шов вприкреп. Бисер сначала нанизываем на нитку, которую затем пришиваем к ткани короткими стежками между бусинами. Такое шитье позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы окрестили этот способ словосочетанием "Ленивая жена". Укладываем нить с бисером на ткань. Другой нитью пришиваем низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины. Этот шов используется, когда нужно заполнить вышиваемое пространство бисерными рядами вплотную друг к другу.
  6. Шов "Вперед иголку" двусторонний. Похож на "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается длиннее и на него также нанизывается бисерина.
  7. Шов стебельчато-строчной двусторонний. Этот шов получается из строчного и стебельчатого. При таком способе вышивка получается жесткая.
  8. Шов вприкреп двусторонний. На нить, пришивающую бисер к ткани, с изнаночной стороны нанизываем бусину, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую часть на нить снова нанизывается бисеринка.
  9. Шов "Монастырский". На лицевой стороне на каждый стежок нанизывается по одной бусинке, далее делаем диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусинке. Делаем вертикальный стежок на изнаночной стороне, нить снова выходит на лицевую сторону и делаем еще один диагональный стежок с бусинкой. В итоге с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные. При вышивании бисером по бисеринку нужно пришивать в клеточку канвы по диагонали. Важно, чтобы длина бисеринки примерно совпадала с размером клеточки канвы по диагонали. В таком случае изображение не деформируется.
  10. Шов обметочный. Выполняется как простой обметочный шов, только в каждую верхнюю петельку вставляем бисеринку.

Бисер может принимать непосредственное участие практически в любом шве. Не бойтесь экспериментировать, фантазируйте!

Вышивание бисером существовало ещё в эпоху Древней Руси. Об этом как раз говорят многие археологические находки, которые относятся к девятым – двенадцатым векам. Среди всех видов вышивки, самой нарядной и изумительной

считается, конечно же, вышивка серебряными и золотыми нитями, в которые умело вплетаются элементы речного жемчуга, перламутра и драгоценных камней. Вышивание считалось искусством, которое ценилось в аристократических кругах и входило в образовательные науки.

Это было обязательным занятием женщин и было распространено в основном в знатных семьях и среди монахинь. Вышивали такими нитями одежду бояр и царей, церковные одеяния. Основными тканями для вышивания были шелк и бархат. Занятие рукоделием считалось особой добродетелью в религии.

Примерно с начала восемнадцатого века искусство вышивания пронизывает все население и становится одним из ведущих ремесел крестьянок. Для сельской девушки слава мастерицы-рукодельницы считалась вторым приданым. Считалось, что с такой женой в дом придет добро, уют, теплота и богатство.

К середине восемнадцатого века жемчужное шитье и вышивка золотыми нитями уходит в прошлое, а на смену ему приходит «Золотой век» русского бисера. В самой России бисер в то время не производился, но масштабы увлечения этим занятием были столь велики и достигли такого пика совершенства, что бисер стал основой не только вышивания, но и оформления интерьеров. Он использовался как основа украшений дворцовых залов, домов помещиков и знатных людей, даже стены помещений покрывались бисером. Картины, ризы икон, кошельки, переплеты книг, шкатулки – все украшалось бисером.

По внешним качествам бисер - очень красивый, прочный и стойкий материал, он не портится от времени, малочувствителен к свету, хрупкостью ниже среднего.

Предыстория применения бисера

Как только люди научились изготавливать стекло, мастерицы стали применять бусинки в шитье, украшая одежду. С течением времени появлялись новые технологии в изготовлении бусин – крупные бусины уступили место более мелким. Бисеринки самого малого диаметра достигли тонкости, когда ряд бисеринок, нашитых на холст, был равным толщине нитей самого холста!

Старинные коллекции бисерных шедевров располагаются в музеях Москвы и С-Петербурга.

Каждому народу достается опыт предыдущего поколения, который принято хранить и множить. К сожалению, многие секреты мастеров того времени были стерты временем и не сохранились, но те, которые дошли до настоящего времени, раскрывают мир дивного старинного искусства вышивания бисером . Наряду с возрождением русских народных промыслов в наше время, возрождается и бисерное рукоделие . Последнее время изделия из бисера не выходят из моды. Лестно получить в подарок изделие, которое хранит тепло умелых рук и уникально. Другого такого нет! Научиться вышивать бисером несложно. Особенно если есть желание и аккуратность и терпение. Нужно настроить душу на радость – и просто творить! И тогда все получится!

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер.

Бисер - великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера - стеклянные бусины - украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 - 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков - бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика:
природа (пейзажи, натюрморты)
духовное направление (иконы, церкви)
копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.) мир животных и птиц.

История вышивки бисером

Сейчас работа с бисером - древнейший вид рукоделия - увлекла на годы не только дизайнеров, но и простых любителей творить чудеса своими руками. Разнообразие бисера и неограниченные возможности его применения могут вскружить голову даже самой капризной моднице.

Бисерное шитье зародилось тысячи лет назад, но не утратило своей популярности до наших дней.

Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром существует у многих народов, первые бусины были найдены археологами еще в гробницах фараонов. Египтяне расшивали бисером платья, делали из него ожерелья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Искусство этих народов переняли и в Римской империи.

Высочайшего мастерства в и изготовлении бисера достигли знаменитые венецианские стеклоделы в средние века. С этого момента начинается подлинный рассвет украшений из бисера. Маленькая бусинка завоевывает мир!

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по разному, например: в Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки, в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисериной не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2-0,3 мм. Можно себе представить, как трудно было работать с таким материалом. Нужны были тончайшие иглы из первоклассной стали. Иногда и они оказывались слишком толстыми, и рукодельницам приходилось делать двойную работу: снимать иглу и снова вдевать в нее нитку для каждого стежка. Количество цветов и оттенков бисера было невероятно большим: в одной коллекции начала века удалось собрать около 800 сортов старинного бисера, и этим отнюдь не исчерпывается его многообразие. Маленький размер отдельного элемента и бесконечное разнообразие цветовой гаммы позволяло век производить из бисера рисунки практически любой сложности. Бисер подражал и драгоценным камням - рубину, изумруду... Подражал и жемчугу.

Истории бисера предшествует появление стеклоделия. Изначально бусы делали из стекла, но постепенно размер бусин уменьшался и в итоге появился бисер. Кстати, до 17 века бисер производили только в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строгом секрете. Однако вскоре затейливые богемские мастера из Северной Чехии положили конец этой монополии, придумав «лесное стекло», в основе приготовления которого была не сода, а древесная зола. Оно оказалось даже более привлекательным и в скором времени окончательно потеснило стекло из Венеции, а чешский бисер по сей день считается одним из самых лучших в мире.

На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.

Как никогда популярно было вышивание бисером в 19 веке. Его использовали для создания самых различных вещей – украшений, чернильниц, дамских кошельков, а непременным атрибутом платья и ризы была красивая бисерная вышивка. Тогда же и началось вышивание бисером целых картин, однако затем это искусство пошло на спад. Возрождение его относится уже к половине XX века, когда появляется мода на фенечки, вышитые бисером и стеклярусом сумочки и кошельки.

За прошедшие годы технология производства бисера почти не изменилась, так же как и искусство изготовления из него прекрасных изделии, которое по-прежнему требует терпения, мастерства, фантазии. Кутюрье все чаше используют бисер в своих показах. Модными вновь стали браслеты, кулоны, пояса, сумочки, расшитые бисером.


В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы, и имеется подробная инструкция к вышиванию. Техника работы с бисером не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выполненные бисером картины станут необычайно красивым украшением любого дома и предметом вашей гордости и радости.


Предлагаем вам приобщиться к столь древнему занятию и сделать жизнь чуточку ярче, ведь в каждой бисеринке, пришитой вашими руками, отражается капелька солнца.


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.