Эмоциональное воспитание ребенка: правила, ошибки и последствия. Консультация на тему: Воспитание чувств

19.04.2019

Моральные чувства возникают при оценке поступков людей, анализе условий жизни и при совершении нравственных поступков. Важнейшим моральным чувством является чувство долга. В основе его лежит переживание общественных потребностей и необходимости их выполнения. К моральным чувствам относится также чувство доброжелательности к людям, сочувствие, негодование по поводу несправедливости, аморального поступка.

Значительное место в жизни людей занимает любовь -- моральное чувство, которое облагораживает любящих. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, соединяет в себе как сочувствие и переживание, так и долг по отношению друг к другу. Его составными частями являются также радость от существования другого, нежность и тоска друг по другу.

Формирование нравственных качеств личности и особенно ответственности -- центральная проблема воспитания, одна из важных проблем в деле формирования нового человека. Во многих случаях от ответственности личности зависят наши успехи в экономическом строительстве и сфере социальных отношений.

Воспитание нравственных качеств личности на современном этапе развития общества актуализируется. Личность в современном индустриальном обществе поставлена в такие условия, что часто вынуждена полагаться только на собственные нравственные инстанции в ситуации выбора.

В патриархально-общинном мире межличных связей (разложение которых было ускорено промышленной и довершается научно-технической революцией) проблема совести спорадически возникала лишь для индивидов, возвысившихся в своем нравственном развитии над уровнем ближайшей общности. В широком же социальном масштабе конфликта между личной совестью и велением группы почти не существовало -- то и другое по самому своему существу совпадали, отклоняющееся же поведение и было аморальным, порочным, бессовестным. В современных же условиях социальные требования общества, нормы морали уже не, слиты так тесно с совестью личности и могут расходиться с ее нравственным сознанием. Личность, таким образом, не всегда ориентируется на мнение группы, экспектации окружающих и норм морали. Поэтому повышается значимость нравственности самой личности, особенно заостренности ее чувства ответственности, поскольку во многих случаях от деятельности личности зависит благополучие, а иногда и жизнь других людей.

Ответственность свойственна личности, которая находится на высоком уровне нравственного развития. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и другим людям, коллективу, обществу в целом. Ответственность личности предполагает осознание ею своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки и согласовывать их с обязанностями.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, которые связаны с умственной деятельностью,-- чувство нового, удивления, уверенности в силу разума, удовольствие от решения проблемы, неуверенность в истинности решения и т. д. В основе названных чувств лежит любовь к знаниям, которая может принимать различные формы и направления.

Высшим уровнем интеллектуального чувства является любовь к истине, которая заставляет человека упорно трудиться, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности, для того чтобы больше времени посвятить поиску истины.

Воспитывать интеллектуальные чувства возможно только у развитого человека. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний имеет всеобщее среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе учащиеся овладевают основами знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств. Важное значение для становления интеллектуальных чувств имеет создание в нашей стране различных научных и технических обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поощрение научной деятельности. Однако главнейшая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянное приучение детей с раннего возраста к интеллектуальным занятиям способствует как развитию способностей ребенка, так и порождает любовь к истине.

С моральными и интеллектуальными чувствами тесно связаны и эстетические переживания людей. Это чувство красоты, прекрасного. Эстетические чувства возникают в результате восприятия человеком явлений природы, произведений искусства, благородных поступков. Эти чувства имеют ряд градаций -- от легкого волнения, удовольствия, радости или грусти до настоящего эстетического восторга. В последнем случае наши эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства имеют несколько форм своего проявления -- чувство возвышенного, трагического, комического и т. д.

Необходимым условием развития эстетического чувства является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения, красоты человеческих отношений. Успех эстетического воспитания зависит от совершенствования системы и методов воспитания в средних и высших учебных заведениях, систематического знакомства учащихся с искусством, общение их с природой.

Нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание способствует развитию активной жизненной позиции личности, т. е. системы ее взглядов и отношений к явлениям общественной жизни, к труду, материальным и духовным ценностям общества, к другим людям и себе самой.

При воспитании советских людей воспитанию чувств уделяется большое внимание. Но при этом не всегда учитывают то, что чувства — это человеческое проявление эмоций, а эмоции неразрывно связаны с активной деятельностью человека. Иногда родители жалуются, что дети их не любят. А ведь это важно не только само по себе.

На основе любви к родителям воспитывается потом и любовь к коллективу, любовь к Родине. Нередко воспитание любви к родителям проводится только путем словесного воздействия. Детям «разъясняют», почему и за что они должны любить родителей. Это, как правило, не дает должного эффекта. Любовь к родителям появится у детей только тогда, когда они будут совершать определенные действия, в которых они проявляют заботу о родителях.

Ведь и сами родители любят детей не только в силу родительского инстинкта, но и потому, что они заботятся о детях. Ребенка надо приучить заботиться о родителях всеми доступными в его возрасте способами. Разумеется, эти заботы должны быть добровольными и радостными. Именно это и укрепит любовь детей к родителям. Любовь к Родине тоже нельзя воспитать одними лекциями.

Эта любовь воспитывается в труде на благо Родины, в заботах об ее благополучии. Любовь к больным также воспитывается в труде на благо больных, в заботах о них. Конечно, интерес к медицине может начаться и умозрительно, но только в практической работе по оказанию помощи больным решится окончательно — полюбит ли человек профессию медика или останется к ней равнодушным. Конечно, чувства — это синтез переживания и понятия, и в воспитании чувств словесному воздействию принадлежит большая роль.

Но первое место принадлежит действиям.
Только при помощи соответствующих действий воспитываются чувства (и моральные, и эстетические, и интеллектуальные). Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Как мы увидим далее, особенности эмоциональной сферы играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии.

Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т. п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях, изменение потока импульсов от органов при их патологии.

Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и в климактерический период.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырас-тит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру-ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости . Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре-бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль-сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и... Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться , с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг , где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре-ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро-сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Главная мысль консультации заключается в том, что нет определенной инструкции, как воспитать чувства у детей, так как каждый ребенок неповторим и индиводуален. Воспитание чувств происходит не по заранее продуманному плану, а в ситуациях, которые преподносит наша обычная жизнь. И чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Учить детей надо собственным примером, а не нравоучениями. Таким образом, цель воспитания чувств у детей в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров, все они достигли в жизни счастья и успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

на тему

«Воспитание чувств»

г. Жердевка

2017 г.

Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?

Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребёнка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребёнок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш смеётся,

другого доведёт до слёз. Некоторые дети с пелёнок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создаёт множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребёнку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становиться наше поведение в таких ситуациях.

В связи с этим можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он гласит, что воспитание чувств у ребёнка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаём, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаём какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведём себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.

Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придёт черёд в своё время, такой маленький ребёнок всё равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребёнок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребёнок до той поры общался с детьми в яслях в песочнице, у родственников, и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был ещё недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребёнка, восприятия его, как настоящего партнёра. Да и понятие будущего для ребёнка слишком туманно – отсюда и естественный «эгоизм» этого периода. Ребёнок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить её обратно ему неясна. Отдавая её другому ребёнку, он как бы теряет её навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем что имеешь!

Надо помнить о том недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то и легко научим и своих детей и внуков.

Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.

Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так – из любви.

Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушить ему, что иногда придется жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфеткой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.

Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, а ссоры обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.

Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычно важна для воспитания ребенка.

Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок принимает не только наши слова, но и наши убеждения. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.

В процессе совместной семейной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Поскольку нично в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.

Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.

Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать пагубно.

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.