День военно-воздушных сил россии. День авиации (День Воздушного Флота)

11.08.2019

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. После создания в 2015 году Воздушно-космических сил РФ (ВКС РФ), в состав которых вошли Военно-воздушные силы страны, праздник стал отмечаться и как День Воздушно-космических сил РФ. Российские военно-воздушные силы существуют уже более века и успели за это время пройти славный боевой путь. Сегодня ВКС России считаются одними из самых сильных в мире.

106 лет назад, 12 августа 1912 года, указом императора Николая II в стране был сформирован штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Это отправная точка в российских военно-воздушных сил.


Далеко не всегда военные летчики отмечали свой праздник в этот день, на протяжении длительного времени дата празднования многократно менялась. Так, в 1924 году по решению Фрунзе празднование дня военно-воздушного флота было перенесено на 14 июля. А в 1933 году уже Сталин перенес дату празднования на 18 августа. В это же время День ВВС в Советском Союзе получил статус государственного праздника. На это повлияли успехи в развитии авиационной промышленности молодого советского государства.

В дальнейшем дата празднования изменялась еще несколько раз. К дате 12 августа окончательно вернулись в 2006 году, когда, учитывая историческое прошлое, президент России Владимир Путин подписал указ «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».

Военная авиация нашей страны имеет славную и долгую историю. Именно русский военный летчик Пётр Николаевич Нестеров заложил основы высшего пилотажа, впервые в истории выполнив сложный элемент «мёртвая петля», в России эту фигуру сложного пилотажа называют иногда петля Нестерова. Летчик продемонстрировал свое мастерство 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем. Огромная заслуга Нестерова заключалась в том, что он первым начал использовать подъемную силу крыла самолета для совершения маневров не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскости.

Пётр Николаевич Нестеров

Российская военная авиация хорошо проявила себя в годы Первой мировой войны. Несмотря на тот факт, что российская промышленность отставала тогда от военной промышленности других государств, а российские военные летчики воевали в основном на самолетах иностранного производства, именно в России в 1915 году отечественными конструкторами был создан первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец», а также специализированный самолет-истребитель для его сопровождения. Для своего времени четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» был уникальным самолетом, на котором был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, времени и максимальной высоты полета.

В советское время развитию военной авиации уделялось еще больше внимания и сил. Все прекрасно понимали, что в будущих сражениях авиация проявит себя в полной мере. В предвоенный период в Советском Союзе было создано и запущено в серийное производство большое количество прекрасных боевых самолетов, среди которых были прославленный штурмовик «летающий танк» Ил-2, легкий маневренный истребитель Як-1, пикирующий бомбардировщик Пе-2.

На протяжении всей Великой Отечественной войны советские военные летчики массово проявляли героизм и внесли огромный вклад в общую победу. Всего за годы войны в стране было подготовлено 44 093 летчика, из них 27 600 погибли в бою: 11 874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 689 пилотов вспомогательной авиации и 587 летчиков-разведчиков. За годы войны более 600 советских летчиков совершили воздушные тараны, точное их количество неизвестно до сих пор. При этом более 2/3 всех воздушных таранов пришлись на первые годы войны – 1941-1942 годы. Наиболее результативными летчиками-истребителями Великой Отечественной и Второй мировой войны со стороны союзников стали также наши воздушные асы – Иван Кожедуб (62 победы) и Александр Покрышкин (59 побед). За свои подвиги в небе они были трижды удостоены звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы основное направление развития ВВС страны заключалось в переходе от поршневой авиации к реактивной. Работа над первыми реактивными самолетами началась в СССР еще в 1943-1944 годах, а первый полет такой самолет совершил уже в марте 1945 года. Во время летных испытаний была достигнута скорость полета, превышающая 800 км/ч. 24 апреля 1946 года в небо поднялись первые советские серийные реактивные самолеты – истребители Як-15 и МиГ-9. Массовое применение реактивной авиации началось в 1947-1949 годах, когда появились серийные реактивные истребители МиГ-15 и Ла-15 со стреловидным крылом, а также первый советский фронтовой бомбардировщик с турбореактивными двигателями Ил-28.

В начале 1980-х годов на вооружение ВВС начали поступать самолеты уже четвертого поколения, которые характеризовались существенным улучшением маневренности и летно-технических характеристик. В полки начали поступать современные истребители Су-27, МиГ-29 и МиГ-31, штурмовики Су-25, самые большие в мире стратегические сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160. При этом самолеты четвертого поколения – МиГ-29, Су-27, МиГ-31, созданные с учетом передовых достижения науки и техники СССР, до сих пор состоят на вооружении ВВС России. Имеющийся задел позволил провести модернизацию данных самолетов, а также создать на их базе новые модели поколения 4+, составляющие основу парка ВВС РФ на данный момент времени.

В наши дни ВВС России это род войск, который входит в состав Воздушно-космических сил РФ. ВВС России предназначены для отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев военного и государственного управления, административно-политических центров страны, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры России и группировок войск (сил); поражения объектов и войск противника с использованием как обычных, так и ядерных средств поражения; авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

Военная авиация продолжает выполнять очень большой спектр задач: охрана и патрулирование воздушных границ страны; перевозка войск, вооружений и военной техники; десантирование подразделений. Помимо этого экипажи ВВС России регулярно привлекаются к выполнению специальных задач, например, обеспечению воздушного патрулирования, эвакуации пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, тушению крупных лесных пожаров и решению многих других задач. В рамках боевой подготовки летный состав ВВС отрабатывает различные вопросы и задания по отражению воздушной агрессии вероятного противника, обеспечению прикрытия с воздуха наземных группировок войск. Без участия ВВС в наши дни не обходятся ни одни крупные российские военные учения.

С 2015 года российские военные летчики по просьбе официальных властей Сирийской Арабской Республики выполняют боевые задачи на территории Сирии в рамках военной операции против террористической группировки «Исламское государство» («Исламское государство» (ИГ) – террористическая группировка, запрещенная на территории России).

Новые современные угрозы и вызовы, которые стоят сегодня перед ВВС России, требуют их модернизации и обновления. В последние годы этот процесс идет особенно активно. Согласно информации из открытых источников, авиационный парк ВВС России в настоящее время составляют более 800 истребителей (Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29 и МиГ-31), примерно 150 ударных самолетов (Су-24 и Су-34), около 200 штурмовиков (Су-25), а также 150 учебно-тренировочных самолетов (в том числе Як-130), порядка 70 стратегических бомбардировщиков (Ту-95 и Ту-160), более 40 дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3.

Двенадцатого августа «Военное обозрение» поздравляет всех военных летчиков, как действующих, так и ветеранов, с их профессиональным праздником – Днем ВВС!

По материалам из открытых источников

12 августа ВВС отпразднуют 100-летний юбилей. Однако День Военно-воздушных сил не всегда отмечался в России в этот день, дата менялась в истории страны четырежды. Об этом рассказал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

"В начале прошлого века, на заре авиации, российские летчики праздновали день воздушного флота в соответствии с указом Николая II, который назначил празднование Дня воздушного флота 2 августа в День Святого пророка Ильи", - сказал Дейнекин РИА Новости. Сейчас 2 августа отмечается день Воздушно-десантных войск.

Дейнекин рассказал, что в 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе перенес празднование для воздушного флота на 14 июля - когда отмечается день штурма Бастилии. 18 августа 1933 года Сталин объявил о создании в Советском союзе авиационной промышленности и установил днем Воздушного флота 18 августа.

"Этот праздник стал воистину всенародным, широко отмечался по всей стране. На авиационные парады в Тушино приходили руководители партии и правительства, все летное поле в Тушино и берега Москвы-реки были заполнены ликующими москвичами", - добавил генерал.
Дейнекин рассказал, как была установлена нынешняя дата празднования Дня ВВС - 12 августа. По его словам, делегация российских ВВС в 1995 году побывала в ЮАР на 75-летии ВВС этой страны. Во время этой поездки начальник штаба ВВС ЮАР Джеймс Крил спросил Дейнекина: "Сколько лет вашим Военно-воздушным силам?"

"Я подумал: вот это вопрос. И "поплыл". Ответил, что когда на западе первые пилоты отважно стрекотали в небе на первых этажерках, то русские пилоты уже покоряли воздушный океан на четырехмоторных самолетах, летая из Петербурга в Киев и обратно на самолетах "Илья Муромец". Мы постарше вас в авиационном отношении, сказал тогда я", - продолжил экс-главком.

После этой поездки в архивах были найдены документы, подтверждающие, что именно 12 августа 1912 года был издан приказ по военному ведомству, в котором по решению императора все вопросы военной авиации было поручено решать главному управлению Генштаба. "Эти документы мы направили в администрацию президента Бориса Ельцина. И он издал указ, которым утвердил день ВВС 12 августа", - рассказал Дейнекин.

Бывший главком ВВС отметил достижения российских летчиков. Например, российский летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил так называемую мертвую петлю, он же в начале первой мировой войны провел первый воздушный бой, в котором таранил противника. Первый управляемый штопор выполнил русский летчик Константин Арциулов, внук художника Айвазовского. Первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков за спасение команды затонувшего во льдах ледокола "Челюскин". В годы Великой Отечественной войны советские летчики сумели в жестоких боях завоевать господство в воздухе в борьбе с Люфтваффе и закончить войну в небе Берлина. 2400 "сталинских сокола" были удостоены звания Героя Советского Союза, а 63 из них стали дважды героями. Первым трижды героем стал тоже летчик - Александр Иванович Покрышкин.

Как подчеркнул экс-главком ВВС, после войны летчики стали летать на самолетах со стреловидными крыльями, преодолели звуковой барьер и покорили сверхзвук. Они первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос (первый космонавтом был советский летчик Юрий Гагарин. Первая женщина-космонавт - капитан ВВС Валентина Терешкова, ныне генерал-майор). Первой вышла в открытый космос чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Савицкая.

По словам Дейнекина, ВВС достигли своего наивысшего могущества к концу 80-х годов прошлого века. «Нас тогда во всем мире не только боялись, но и уважали. В составе ВВС было 500 тысяч человек личного состава, из них 30 тысяч летчиков,12 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов. Однако через несколько лет грянул развал Советского Союза и его Вооруженных сил. Это был один из тяжелых периодов в истории Военно-воздушных сил. За последние годы наша авиация восстанавливает былую мощь. Выделяются солидные средства на развитие перспективной авиационной техники, современных средств поражения. Руководство страны и Вооруженных сил стало проявлять заботу о материальном благополучии личного состава ВВС. Сейчас завершается решение проблемы по обеспечению военнослужащих жильем», - рассказал генерал.

В предстоящие выходные дни на территории городского округа Жуковский пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия ВВС.

Комментарий эксперта портала «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»

Юрий ПАНТЕЛЕЕВ, полковник запаса ВВС:

100-летие Военно-воздушных сил - это не просто большой юбилей, а целая эпоха в развитии военной авиации России, которая ведет свою историю еще с XIX века. Ведь именно во второй половине XIX столетия началось бурное развитие воздухоплавания. Уже тогда создаваемые аэростаты начали использовать в военных целях. Военная история России свидетельствует о том, что в феврале 1884 в русской армии была сформирована 1-я команда аэронавтов. В том же году при Главном управлении Генерального штаба утверждена штатная Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.

В мае 1890 года приказом № 126 по военному ведомству утверждено Положение о воздухоплавательной службе, которая была первоначально включена в состав инженерных войск. С развитием самолетостроения в Европе и России военное министерство начало приобретать самолеты для использования в военных целях, а с 1910 года организована подготовка кадров военных летчиков на базе созданного учебного аэродрома в Гатчине под Петербургом - это была первая учебная часть по подготовке летно-технического состава русской армии.

Что касается 1912 года, с которым связано празднование 100-летнего юбилея ВВС России, то именно его военные историки относят к формированию единого органа управления авиацией русской армии: 12 августа 1912 года в соответствии с приказом по военному ведомству все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.

За всю свою богатую историю отечественные Военно-воздушные силы претерпевали неоднократные изменения: менялась организационная структура и боевой состав авиации, модернизировался самолетный парк, на вооружение поступали новые типы авиационной техники, совершенствовались способы боевого применения авиации, формы и методы подготовки летного и инженерно-технического состава.

Кроме того, наши Военно-воздушные силы являются своего рода «колыбелью» для зарождения других видов и родов войск. В 1960 году из состава Дальней авиации в создаваемые Ракетные войска стратегического назначения были выделены первые три управления дивизий и 17 полков, которые переформированы в воинские части РВСН. В том же году в составе ВВС создан Центр подготовки космонавтов, положивший начало развитию и становлению отечественной космонавтики. В начале 70-х годов прошлого столетия создана и получила свое дальнейшее развитие армейская авиация.

Сегодняшние Военно-воздушные силы снова находятся в состоянии реформирования. Осуществлен переход от авиационных полков и дивизий к авиационным базам. В их состав также включены все авиационные части, которые ранее входили в другие виды и рода войск Вооруженных сил. Несмотря на имеющиеся проблемы с переводом авиационных соединений и частей на новые штаты и организационную структуру, начинается оснащение ВВС России современными образцами авиационной техники, мощными авиационными комплексами и средствами наземного обеспечения полетов. После двухлетнего перерыва возобновляется подготовка авиационных кадров в вузах ВВС.

Хочется верить, что у ВВС России после празднования своего 100-летия будет еще много юбилеев и других знаменательных событий, что наша военная авиация выдержит очередной этап военной реформы, летчики будут летать на самых современных самолетах, высоких скоростях и больших высотах, а государство будет иметь надежную защиту воздушного пространства.

Первое десятилетие после распада СССР было тяжелым для военной промышленности России. Такая профессия как военный, теряла свою значимость и все меньше людей шли работать в эту сферу. Введение такого праздника как день ВВС имеет одну важную цель, возродить армейские традиции, повысить престиж воинского дела среди молодежи.

Когда отмечают праздник

День Воздушных сил России празднуют каждый год, в один и тот же день, 12 августа. Свой официальный статус праздник получил в 1997 году 29 августа , согласно постановлению президента под No949. В 2006 г. это число было еще раз подтверждено указом No549 от 31 мая и приобрело статус "памятных дат". Дата 12 августа выбрана не случайно, именно в этот день, в 1912 году был создан штат воздухоплавательного отделения при главном управлении Генштаба.

Немного истории

История российского военного флота начинается в 1910 г., именно тогда для армии были куплены во Франции самолеты. Т.к. в России на тот момент не было специалистов, обучать летному искусству наших офицеров были наняты люди из Парижа. Однако наши механики уж скоро наверстали упущенное, в 1913 г. был построен первый бомбардировщик Илья Муромец собственного производства, который стал основным самолетом нашей армии. В 1917 г. имперская воздушная флотилия прекратила свое существование, многие опытные пилоты умерли в ходе революции или эмигрировали. В 1918 г. была создана советская военно-воздушная часть. Первые боевые вылеты для ВВС СССР состоялись в 1936 г., они принимали участие в гражданской войне Испании.


К началу ВОВ, советская армия была подготовлена плохо. Малая численность, по сравнению с Германией, летательных аппаратов, давало большое преимущество противнику. Ежедневно в стране выпускалось всего 50 самолетов, уже за первый год войны, производство увеличилось вдвое, более того они были модернизированы. Заслуга ВВС в ходе второй мировой войны имеет неоценимый вклад, за период с 1941-1945 гг. погибло более 27500 летчиков, из них больше половины только за первый год.

После войны было брошено много сил и денег на модернизацию армии СССР. К концу 1980 г. количество самолетов ВВС составляло более 10000 ед., что делало Россию самой мощной державой. После распада Советского Союза, в ведомстве Российской Федерации осталось только 40% техники.

С начала XXI века, Российские ВВС активно модернизируются, постоянно ведется подготовка новых кадров, улучшение старых моделей самолетов и создание новой техники и технологий. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ВВС РФ являются одними из сильнейших.


Интересные факты

1) В 1914 г., в самом начале истории ВВС, в Российской империи насчитывалось 263 самолета, самый большой показатель того времени.

2) Во время Второй мировой войны, на конвейерах нашей страны ежедневно выпускалось по 100 самолетов.

3) Во период Советского союза ежегодно в ведомство ВВС поступало до 600 единиц техники.

4) В 2009 г. Центробанком РФ было введено в обращение три монеты из серебра, номиналом 1 руб., посвященные военно-воздушным силам России.

5) В 2015 году, ВВС объединили с Воздушно-космической обороной и переименовали в Воздушно-космические силы РФ.

6) Современные зенитные установки, находящиеся в ведомстве обороны России, способны сбить цель на расстоянии до 150 км и на высоте до 40 км.

Для России войска ВВС считаются важнейшей и наиболее перспективной частью вооруженных сил. Главные задачи этого подразделения обороны - разведка и защита границ нашей страны. Если у вас есть родственники или знакомые в любом подразделении военной авиации не забудьте поздравить их в этот день. Их храбрость, умения и ум, позволяют нам спать спокойно. Ведь безопасность нашей страны в надежных руках.



Флаг Военно-Воздушных Сил СССР. Тот, что в сердце.......

Вчера через «Одноклассники» получил поздравление от своего однокашника по военному училищу. Он поздравил меня с началом праздничной недели. При этом вполне логично заметил, что если у подавляющего большинства представителей, так сказать, обычных профессий только один праздник в году, то у военных авиаторов их два:-). Одним праздником эта неделя начинается, с воскресенья 12-г о, и другим заканчивается, в воскресенье 19-го .

Я как –то раньше этому не придавал значения. Наверное потому, что никогда не жил в России с тех пор, как она стала отдельным самостоятельным государством. Как говорится, моя Родина – Советский Союз. А тогда у нас, армейских, был только один день авиации . Тот самый, который установил еще Сталин в 1933 году. Тогда это был день 18 августа.

С тех пор День воздушного флота СССР праздновался каждое третье воскресенье августа. Причем больше этот праздник ассоциировался именно с 18-м числом. Был еще и день Аэрофлота (точнее гражданского воздушного флота) – второе воскресенье февраля, но мы тогда его своим не считали (вобщем-то и правильно) и многие о нем даже и не слышали.

Потом день Аэрофлота в 1988 году отменили и совместили его с августовским днем авиации . А еще через три года перестал существовать Советский Союз. Социализм, так толком и непостроенный, канул в лету… Тогда рушилось все вокруг, начиная с экономики и кончая многолетними историческими и духовными традициями.

Советская авиация, к сожалению, не избежала этой участи (причем не только военная, но и гражданская). Потери, которые она понесла наверное не сравнишь даже с потерями во время боевых действий. Особенно во второй половине 90-х и в начале 2000-х годов.

Больно и горько было на все это смотреть. Каждое хоть сколько-нибудь положительное действие и любое, даже малое движение вперед, воспринималось с большой надеждой. И вот теперь, кажется, эти надежды начинают оправдываться.

Наша заслуженная, теперь так же, как и когда-то в первые годы своего существования, российская авиация , всегда имевшая много побед и выдающихся достижений начинает опять расправлять свои крылья.

12 августа, ровно 100 лет тому назад царским указом было официально сформирована первое военное авиационное подразделение. Так родились Военно-воздушные Силы России. А с 31 мая 2006 года Указом Президента Российской Федерации этот день стал официальным праздником, Днем Военно-Воздушных Сил (имеет статус памятного дня). Совершенно правильное и логичное решение:-).

Как видите, все хорошее возвращается:-). Российская авиация начинает восстанавливать свою былую мощь и совершентсво. Очень хочется верить, что этот процесс будет только ускоряться и пойдет в нужном направлении, а значит есть и будет, что праздновать. И мы это обязательно сделаем:-).

Теперь, ведь, у нас две праздничные даты: 12-е и следующее за ним 19-е (официально утверждено, кстати, в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации). День ВВС и День Воздушного Флота России. И даже не знаю, надо ли их делить. Все это для меня просто День авиации .

И сегодня в преддверии этих двух больших праздников я хочу поздравить всех с днем 100-летия наших славных Военно-Воздушных Сил и с наступающим Днем Воздушного Флота России.

Поздравляю всех, кто имел и имеет великое счастье (именно так!) прикоснуться к таинствам пятого океана, тех, для кого небо стало вторым домом, а его нежная голубизна и белоснежность легких облаков любимыми цветами по жизни.

Поздравляю всех, кто «на ты» с мощными, тяжелыми и, подчас, грозными машинами. Благодаря вашей наземной работе, часто очень нелегой и даже неблагодарной, самолеты поднимаются в воздух и там превращаются в легких небесных птиц:-).

С праздниками всех, кто создает сложнейшие современные летательные аппараты, строит их на гигантах-заводах, кто так или иначе обеспечивает возможность повседневной летной работы авиации России.

С праздниками всех авиаторов, бывших, нынешних и будущих. Хотя, конечно, бывших авиаторов, как и бывших офицеров не бывает….

Поздравляю всех, кто понимает, кто помнит, кто знает…

Реклама

12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А через два десятка лет «вождь всех народов» установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР, начиная с 18 августа 1933 года.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа. День Аэрофлота, с 1979 по 1988 год отмечавшийся во второе воскресенье февраля, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был объединен с Днем воздушного флота СССР.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным.

С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Официально День Воздушного Флота СССР был установлен на 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.

В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники. Последний — 9 июля 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской Революции.

А, 21 августа 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ СССР, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились, ограничивались торжественными мероприятиями (собраниями).

Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ.

Если воздушные парады проводились не регулярно и не каждый год, торжественные заседания, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились ежегодно и приурачивались именно к 18 августа или в ближайшую пятницу.

Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).

Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР — так официально назывались эти мероприятия, на которых мне довелось присутствовать (с 1981 г. по 1991 г.), проводились по одному сценарию.

Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.

Официальная часть отрывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.

С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.

Потом часовой перерыв, во время которого можно было закусить и немного выпить за накрытыми в фойе столами. Играл военный духовой оркестр (с обязательным «Маршем авиаторов»), желающие могли потанцевать.

Завершал это торжественное собрание Большой праздничный концерт с участием наиболее популярных и известных артистов, певцов и танцоров.

Запомнилось выступление знаменитого киноактера Н.А. Крючкова, который вместе с военным ансамблем исполнил знаменитые песни из кинофильма «Небесный тихоход».

Иногда проводилась видеосъёмка этого концерта и тогда в воскресенье запись концерта, посвящённого Дню Авиации показывали по Центральному телевидению.

Проведение торжественных заседаний к Дню Воздушного Флота СССР продолжалось до августа 1991 года. Это заседание 16 августа мне особенно запомнилось не только потому, что для меня оно было последним, а скорее всего по эпизоду, когда в самом начале заседания в президиум тихо прошли несколько человек, в которых все с удивлением узнали самых первых лиц из руководства Страны (кроме Горбачева).

Это были: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны),
Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никогда до этого, такие высокие руководители не посещали торжественные заседания, посвящённые Дню Авиации.

Никто из них не выступил. Они ушли раньше других, также тихо, как и появились. Для нас всех это было загадкой.

И только в понедельник 19 августа мы все узнали, что эти самые руководители СССР, присутствовавшие на праздновании Дня Авиации в Зале им. Чайковского, образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и предприняли неудавшуюся попытку спасти СССР и КПСС от надвигавшегося разрушения.

4. ПРАЗДНИКИ АВИАТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1992 года

Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. N 3564-1 был установлен праздник День Воздушного Флота России (третье воскресенье августа). В 1992 году День Воздушного Флота официально вообще не праздновался.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 № 949 был впервые установлен праздник День Военно-воздушных сил России — 12 августа (празднуется в День Воздушного Флота). Этот новый праздник "привязали" к событию 1912 года, когда приказом Военного ведомства (Военного министерства России) от 12 августа вводился в действие штат (штатное расписание) воздухоплавательной части (подразделения) Главного управления Генерального штаба.

С 1997 года эту дату (12 августа) стали считать днём создания военной авиации в России. Впервые, обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России опубликовано в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года.

Речь идёт о приказе № 397, подписанном временно Управляющим Военным МинистерствомИнженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года
по которому, согласно "повелению" Николая II от 22 ноября 1911 года (5 декабря по н/ст),все вопросы воздухоплавания в армиисосредотачивались в главном управлении Генерального штаба (ГШ) и утверждается штат (штатное расписание, т.е. оклады и численность чиновников) воздухоплавательной части (подразделения) управления Генштаба.Это подразделение Генштаба возглавил генерал-майор генерального штаба М.И. Шишкевич(с годовым окладом жалования, по этому штатному расписанию, 2605 руб. 28 коп.)

Однако, уже в декабре 1913 г. (приказом Военного министра от 20.12.1913 № 666) этавоздухоплавательная часть (подразделение) управления Генштаба была расформирована,а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательномуотделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

Да и сам пиказ № 397 от 12.08.1912 военные чиновники выпустили только через полгодапосле соответствующего повеления Николая II 5 декабря 1911 года (по новому стилю). Поэтому, «привязка» Дня Военно-воздушных сил к дате 12 августа 1912 г. — как дате основания Военно-воздушных сил России, является малоубедительной, скорее уж надо рассмотреть дату"повеления" царя — 22 ноября 1911 года (5 декабря) или дату "высочайшего утверждения" — 9 июля 1912 года (22 июля) (см. копию приказа № 397).

На мой взгляд, за дату создания Военно-воздушных сил России надо принять дату 24 июня1913 года (7 июля по н/ст), когда Николай II присвоил офицерам, имеющим звание военного лётчика право ношения отличительного знака, согласно прилагаемого рисунка и описания (Приказ Военного ведомства от 3 июля 1913 года № 417).

Существует и другая дата зарождения военно-воздушных сил России — 6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года, когда Николай II "соизволил одобрить" работу Особого комитета по усилению военного флота" вел.князя Александра Михайловича ("Родная газета" № 3(276), 16 февраля 2010 г.) (http://www.rodgaz.ru).

После 1991 года появилось множество "отраслевых" праздников авиации, увязанных с историческими датами, указанными
в скобках: Командующий ВМФ назначает праздник — День авиации ВМФ (4 июля 1916 года), Командующий Сухопутными войсками -
День армейской авиации (28 октября 1948 года), появляется День дальней авиации (23 декабря 1913 года) ,
затем День военно-транспортной авиации (1 июня 1911 года).

А вот у гражданской авиации возникли сразу два праздника в году: — 9 февраля (1923 год) и 7 декабря (1996 год).

Новые праздники авиации создавались в большой спешке, поэтому возникло много путаницы в датах.

Например, День Авиации ВМФ надо праздновать 4 июля (а не 17-го) т.к. событие к которому пытались привязать новый праздник, хорошо известно и датируется 21 июня 1916 г. по старому стилю или 4-го по новому (победа в воздушном бою четырёх русских гидросамолётов М-9 над четырьмя немецкими у мыса Рагоцем в Рижском заливе (http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/41.html).

На мой взгляд, все решения последних двадцати лет по авиационным праздникам являются политическими и имеют целью дальнейшую десоветизацию российского общества (вспомним малоубедительный праздник 4-го ноября).

Какого-либо серьёзного исторического обоснования эти новые праздники не имеют.

Необходимо отметить, что во всех последних Указах и Постановлениях о новых авиационных праздниках Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о создателях авиационной техники, учёных, конструкторах и испытателях — работниках авиационной промышленности.

Это косвенно говорит о том, что, в современной России, авиационная промышленность, как отрасль народного хозяйства, к сожалению, не имеет места. Openstat Этот очерк я начал готовить ещё в апреле 2011 года, когда с удивлением узнал, что даже в среде продвинутых любителей авиации существуют разночтения и путаница в истории и датах современных праздников авиации и праздников авиации СССР.

Постановление Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1 (вед. СНД и ВС РФ, 22.10.1992, №42) Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 (собр.зак.РФ, 01.09.1997, №35) Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на терр. Ходынского поля).

В Ленинграде 18 августа 1933 года из-за плохой погоды состоялся только парад частей ВВС РККА на Комендантском аэродроме.
Надо отметить, что начиная с 1935 года авиапарады, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино, в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.

ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПРАЗДНИК В ТУШИНО

12 июля 1935 года руководители партии и правительства СССР посетили Центральный аэроклуб им. А.В. Косарева, основанный в марте 1935 года в Тушино.

В связи с этим событием на Тушинском аэродроме, впервые состоялся воздушный праздник, организованный силами спортсменов Центрального аэроклуба.

Это была своего рода репетиция авиапарада 18 августа 1935 года, посвящённого Дню Воздушного Флота.

Этот воздушный праздник подробно описал в своей книге "Цель жизни" Генеральный конструктор самолётов А.С. Яковлев.

Девочка в фильме, рядом со Сталиным, впоследствии стала известной артисткой — О.А.Аросева (1925-2013).

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.