Возрастные особенности ребенка. Возрастные особенности ребенка Консультация развитие ребенка 4 5 лет

03.03.2020

МБДОУ «Одесский детский сад»

Консультация для родителей средней группы

Тема: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Подготовила:

педагог-психолог

с. Одесское - 2013 г.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка , открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­ лив физически . Это стимулирует развитие вынос­ ливости психологической . Снижается утомляе­ мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным , менее подверженным перепа­дам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­ чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях , проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­ заключения , что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ ние , в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ ному и познавательному развитию . Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Малыш в возрасте 4-5-х лет спо­ собен:

Ø соотносить понятия «один» и «много»;

Ø записывать цифры от 1 до 10;

Ø пересчитывать предметы (до 10);

Ø соотносить количество предметов с цифрой;

Ø сравнивать количество предметов, используя слова «боль­ше», «меньше» и «столько же»;

Ø пользоваться количественными (один, два, три) и порядко­выми (первый, второй, третий) числительными;

Ø называть предыдущее и последующие числа («соседи» числа);

Ø понимать значение математических знаков «плюс» и «минус»;

Ø производить элементарные математические действия (+1 и -1):

Ø решать простейшие математические задачи с опорой на ри­сунок;

Ø ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, впереди – сзади - между;

Ø различать геометрические фигуры: точка, угол, круг, овал, тре­угольник, прямоугольник и квадрат;

Ø уметь сравнивать предметы разной величины, размещать предме­ты в порядке увеличения размера, сравнивать предметы по ширине, высоте, длине;

Ø различать цвета предметов.

Ø правильно произносить все звуки русского языка , внятно говорить;

Ø повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

Ø различать гласные и согласные звуки;

Ø понимать разницу между звуком и буквой;

Ø выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);

Ø разбивать слова на буквы и слоги;

Ø слышать звуки в начале, середине и в конце слова;

Ø понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спраши­вать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;

Ø понимать значение предлогов;

Ø понимать разницу между словами, обозначающими предметы, при­знаки предметов и действия;

Ø согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;

Ø различать значение многозначных слов;

Ø подбирать обобщающие слова;

Ø описывать предметы;

Ø подбирать к заданным словам слова с противоположным зна­чением;

Ø знать наизусть несколько стихотворений;

Ø пересказывать сказки;

Ø составлять рассказы по картинкам.

Ø повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (на­пример, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);

Ø рисовать пальчиком в воздухе;

Ø вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадра­ты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямо­угольника - овал;

Ø лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и лю­дей, используя шарики и колбаски;

Ø самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;

Ø самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;

Ø перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;

Ø закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заво­дить механические игрушки;

Ø хлопать в ладоши тихо и громко;

Ø зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четы­ре и пять пальцев;

Ø правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

Ø обводить картинку по пунктирной линии;

Ø рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, раз­личные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).

Ø знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;

Ø знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;

Ø знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязан­ности;

Ø знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в ма­газине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);

Ø знать о службах помощи и личной безопасности;

Ø знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;

Ø знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;

Ø иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;

Ø иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёз­дах и планетах;

Ø иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.

Ø выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

Ø находить между предметами или картинками 5-7 отличий;

Ø находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Ø находить лишний предмет из четырёх предметов и объяснять свой выбор;

Ø находить общий признак 3-4 предметов;

Ø находить 4-8 пар одинаковых предметов;

Ø выстраивать картинки в логические цепочки, подбирать картинку, которой не достает в логической цепи;

Ø находить фрагменты картинок;

Ø складывать разрезанную картинку из 9-12 частей;

Ø запоминать 6-8 картинок в течение 1 минуты;

Ø запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;

Ø повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;

Ø воспринимать и воспроизводить ритмы;

Ø рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Ø Выполнять:

· упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; ходьба приставным шагом, высоко поднимая колени; ходьба по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы;

· упражнения в беге: убегать, догонять; бег по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, меж­ду предметами;

· упражнения в прыжках: прыжки на месте на двух ногах, с продвижением вперёд, с по­воротом; прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой); перепрыгивание предметов; прыжки с высоты 20-25 см;

· упражнения с элементами ползания и лазанья: ползание на четвереньках; подползание под предметы и перелезание через предметы; лазанье по гимнастической стенке;

· упражнения с мячом: катание мяча; бросание и ловля мяча; перебрасывание мяча через препятствие; отбивание мяча о землю.

Ø Летом кататься на двухколёсном вело­сипеде, а зимой - на лыжах.

Ø Ребёнок 4-5 лет проявляет интерес к произведениям искусства. Очень важно поддерживать и развивать это. Посетите вместе с малы­шом театр, сходите в музей.

Ø Продолжайте знакомить ребёнка с различными литературными жанрами (стихи, сказки, загадки, скороговорки, потешки и т. д.). Вме­сте с малышом слушайте музыкальные произведения, обращайте внимание ребёнка на названия инструментов и особенности их зву­чания.

Ø Приобщайте ребёнка к восприятию произведений живописи, скуль­птуры и архитектуры. Расскажите малышу о народных промыслах.

Ø Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к произ­ведениям искусства.

Ø Предоставьте ребёнку возможность создавать собственные худо­жественные образы (рисование, лепка, конструирование, музыка). Развивайте творческие способности малыша.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­ чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. Любовь детей имеет, таким образом, безусловный характер, и родители должны хорошенько думать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» , поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста, и приводит к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Недостаточная эмоциональная отзывчивость родитель другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

Заикание чаще всего происходит под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4– 5 лет»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, дать рекомендации по воспитанию детей.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

Игра.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Восприятие.

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Внимание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Что мы можем сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте?

    Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:"Почему? "Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

    Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

    Дети этого возраста обожают наряжаться переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

    Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

    В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

    После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, о помощи — в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог это вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

— завершение в основном процесса формирования активной речи

— выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

ТО ЕСТЬ В ЭТОТ «ТИХИЙ» ПЕРИОД ПРОИСХОДИТ — активное формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, а также образного правого полушария. Т.е в этот период как раз формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются обучение математике, языку, чтению и письму.

Дети этого периода испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

В связи с чем такая острая потребность в движении у детей 4-5 лет?

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису такие сложные навыки как чтение, математика, письмо будут легко формироваться и автоматизироваться.

Поэтому в этот жизненный период особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Могу сказать вам, что знание букв и цифр в этом возрасте НЕ является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться.

ВЗРОСЛЫЕ

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник ЗНАНИЙ. Общение выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Начало великого периода «ПОЧЕМУЧЕК». Одни и те же вопросы дети задают по нескольку раз. Терпение.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен данного периода жизни ребенка.

Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.

В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

СВЕРСТНИКИ

Дети 4-5 лет начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.

ФЕНОМЕН ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ «ЯБЕДНИЧЕСТВО»

Именно к пяти годам мы замечаем многочисленные жалобы — заявления детей воспитателю или родителю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет.

Нельзя расценивать такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждайте с ребенком случившееся, помогайте ему утвердиться в правильном поведении.

Консультация для родителей

Особенности детей 4-5 лет

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.

Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Математические умения

Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.

Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.

Увеличивается объём памяти.

Повышается устойчивость внимания.

Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.

Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).

Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.

Подбирает противоположные слова.

Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие

Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.

Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).

Употребляет множественное число.

Находит предмет по описанию.

Понимает значение предлогов.

Знает профессии.

Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.

Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.

Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Окружающий мир

Различает овощи, фрукты и ягоды.

Знает насекомых.

Называет домашних животных.

Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки

Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.

Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.

Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.

Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.

Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.

Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Физическое развитие

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.

Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.

Движение им по-прежнему необходимо.

Моторика активно развивается .

Ребёнок становится ловким и быстрым.

Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.

Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.

Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.

Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.

Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.

Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.

Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.

Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.

Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.

Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.

Быстрое образование условно-рефлекторных связей.

Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.

Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.

Советы родителям

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

Играйте с ним дома.

Читайте книги.

Закрепляйте любые полученные знания.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.