Произведение аля кляксич и буква а. Аля, Кляксич и буква А (Иллюстрации В. Чижикова). Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

23.06.2020

Ирина Токмакова

Аля, Кляксич и Вреднюга

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Подходила к концу третья четверть. Приближались весенние каникулы. Они ещё называются «Книжкина неделя», и мама обещала Але, что они пойдут в бывший Дворец пионеров, который теперь, правда, называется как-то по-другому, на встречу, как мама сказала, с «живыми писателями». И даже художники, которые рисуют картинки в детских книжках, там будут тоже. Аля с нетерпением ждала этого дня и вообще каникул, потому что они с Антоном тоже настроили всяких планов. На кошачью выставку сходить, и разыграть перед родителями пьесу, которую они сами же и сочинили, про фею Арабеллу и лесного гномика Чора.

Но примерно за неделю до каникул в первом классе «Б» стали твориться невероятные вещи. Учительница Юлия Викторовна хваталась за голову и не знала, что и подумать. Все ребята в классе очень прилично читали. По математике тоже у большинства были вполне подходящие отметки. Но русский! Боже ты мой, что творилось на уроках русского языка! Все всё путали, все всё писали с ошибками. В третьей четверти Юлия Викторовна уже собиралась ставить настоящие оценки, а не красненькие и синенькие кружочки, как она делала с начала года. Но кому и что ставить по русскому языку? Всем двадцати восьми ученикам - только двойки? И мальчикам, и девочкам?

Антон зашёл к Але совсем поздно, мама уже несколько раз успела сказать:

Александра, быстро - чистить зубы, умываться и спать!

Открыв входную дверь, она удивилась:

Антон, ты что это на ночь глядя?

Я на минуточку, Клавдия Васильевна, ну, на самую коротенькую минуточку.

Он прошмыгнул в Алину комнату.

Аль, ты понимаешь, что происходит?

Ты про что?

У тебя что, голова квадратная, что ли? Не понимаешь? Я про все эти двойки по русскому!

Ужас какой-то, - подхватила Аля.

Тебе не кажется...

Ой! - вдруг начала догадываться Аля. - Кляксич, да? Ты это хотел сказать, Антош:, а? Ну говори же!

Кляксич или кто-нибудь ещё, этого я знать не могу. Но что-то ведь происходит.

С ребятами? Со всеми нами?

Да при чём тут ребята! Ясно же, что в учебнике какая-то ерунда...

Что же нам делать, ты придумал?

Не придумал ещё. Но делать что-то надо.

Антон, тебе пора домой! - крикнула мама из-за двери. - Александра, чистить зубы, умываться и спать! Я ложусь. Мне завтра рано!

Мам, сейчас! Ты ложись, мам. Я через минуточку! - ответила Аля и зашептала, обращаясь к Антону:

Ты думаешь, можно что-нибудь сделать, как тогда с Нулем, да?

Возможно. Только вот как?

Антон взял учебник с Алиного письменного столика и задумчиво повертел его в руках. Учебник как-то сам

собой открылся на седьмой странице, но там вместо плохо нарисованных уток, почему-то покрашенных как воробьи, лиловой свёклы и зелёного индюка, которых уже давно проходили, стоял стол, покрытый облезлой клеёнкой, и трое каких-то подозрительных уродцев, сидя за этим самым столом, разговаривали с четвёртым, который стоял перед ними навытяжку.

Послушай, Вреднюга, - говорил один из сидевших за столом.

Но, господин Кляксич, - отозвался тот, что стоял, - я же сделал всё что мог. Посмотрите, ведь какие гусиные стаи летают из тетрадки в тетрадку.

Вы же обещали, - продолжал говорить тот, кого назвали Вреднюгой, - что после того, как я сделаю последнюю эту вредность, меня будут называть Лапушкой.

Успеешь, - сказал Кляксич. - Может, тебя и назовут Лапушкой, но только после того, как весь класс, ты слышишь, весь первый класс «Б» останется на второй год! - отрезал Кляксич. - Я так решил, и так будет!

Но ведь вы обещали, - настаивал Вреднюга.

Рано! - вмешался второй из сидевших уродцев. Мы, Помарка и Описка, мало что можем сделать. Из-за помарок и описок на второй год не оставляют. Поставят всем тройки, на том и конец.

Я много что мог сделать раньше сам, - сказал Кляксич. - Могущественнее меня никого не было. Это когда ребята в школе писали чернилами. А теперь враги мои изобрели всякие там шариковые ручки. Так что из-воль служить мне верой и правдой, если не хочешь до конца дней остаться Вреднюгой!

Тут седьмая страница дрогнула, и снова появились коричневые утки, лиловая свёкла и зелёный индюк.

Скорее! Скорее на помощь! - раздались вдруг странные, крякающие голоса. - Вреднюга нас погубит!

Это махали крыльями и кричали те самые коричневые утки. Они жалобно смотрели на Алю и Антона.

Вы нам поможете, ведь правда? - молила одна из них.

Аль, надо решаться, - прошептал Антон.

Нам не привыкать, - заметила Аля. - Но как же нам туда попасть?

О, это совсем просто! - прокричали утки, слетая со страницы. - Садитесь, мы вас отнесём!

Стоило только принять решение. И Аля с Антоном в одно мгновение оказались в учебнике русского языка!

ГЛАВА ВТОРАЯ

Страница была вовсе как бы не страницей, потому что они очутились на поляне, поросшей аптечной ромашкой и колокольчиками. На краю поляны рос куст бересклета.

Ой, что там творилось! В каком-то невероятном хаосе и беспорядке бегала целая толпа букв, выкликая что-то совершенно невнятное.

Увидев Алю и Антона, они выстроились в две шеренги, подняв к ним руки, как бы умоляя о чём-то. Шеренги эти выглядели так:

Кто вы такие? Что вы хотите? О чём вы просите? - полюбопытствовала Аля, с ходу не поняв, что происходит.

Аль, это всё согласные буквы, - догадался Антон. - Помнишь, мы проходили в первой четверти?

Согласные буквы согласно закивали головами. Но толком объяснить они почему-то ничего не могли. И только произносили какие-то странные, немыслимые слова:

Зыкымын! Пэрэфэ! Тыфыхэц!

Ясно, что тут поработал этот самый Вреднюга, - сказал Антон.

А что же он сделал? - недоумевала Аля.

Вот в этом-то и весь вопрос.

Куст бересклета слегка зашевелился. С нижней веточки на траву спрыгнул человечек. На нём были синие брючки, такая же синяя курточка, из-под курточки выглядывала чистенькая белая рубашка.

О, как хорошо, что вы здесь! - воскликнул он. - Давайте знакомиться. Меня зовут Грамотейка.

Откуда ты? - удивилась Аля.

Вот из этого куста, - ответил Грамотейка. - Я там прятался от Вреднюги.

А вообще-то ты где живёшь? - спросил Антон.

Здесь, в учебнике, и живу. Я должен следить за порядком. Я стараюсь, чтобы ребята учились хорошо и писали грамотно. А Вреднюга делает так, чтобы никто из первоклассников ничего не усвоил. Они с Кляксичем хотят, чтобы вообще весь первый «Б» остался на второй год.

Это мы знаем, - заметил Антон. - А скажи, пожалуйста, о чём шумят все эти буквы и почему они выговаривают такие странные, закамулистые слова!

Да как же! Вреднюга вместе с Кляксичем сочинили такое стихотворение, что в нём попрятались все гласные звуки, остались только Ы и Э.

Вот оно что!

Ну да Вы же знаете, что согласные даже при своём хорошем характере без гласных звуков выговорить ничего не могут.

Что же это за такое заколдованное стихотворение?

А вот послушайте. Я сидел в кустах, и всё слышал, и всё запомнил:

Однажды в лес пошли гулять

А, Е, И, О, У.

Из чащи выбежал медведь

А! Е! И! О! У!

И начал страшно так реветь:

И все попрятались они

А, Е, И, О, У

Теперь внимательно взгляни

А, Е, И, О, У

А по сей день сидит в тАзу,

А Е сидит в вЕдре.

И - там под вИшнями внИзу,

О прячется в нОре.

У - возле кочки на лУгу.

Молчит, и больше - ни гугу!

Да, плохо дело, коль они запрятались, и ни гу-гу, - заметил Антон. - Без гласных звуков - какие же слова!

Я помню, - подхватила Аля, - когда мы слоги проходили, Юлия Викторовна нам ещё объясняла, что сколько гласных в слове, столько и слогов.

Верно, - подхватил Грамотейка. - Гра-мо-тей-ка! Четыре гласных и четыре слога.

На этой странице сайта выложена бесплатная книга Аля, Кляксич и буква "А" автора, которого зовут Токмакова Ирина . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Аля, Кляксич и буква "А" в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или же читать онлайн электронную книгу Токмакова Ирина - Аля, Кляксич и буква "А", причем без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Аля, Кляксич и буква "А" равен 13.69 KB


АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"

1
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все
шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни
за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом
перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала
руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич
пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он
хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал,
и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то
придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
- Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое
письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо
маме, расхвастался: "Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а
букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое
письмо? Я - хозяин Букваря!"
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не
сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
- Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в
Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
- Еще как правильно! - обрадовалась буква А.
Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого
входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо
висела на ремне огромная корзина.
- Будете брать бублики? - спросила она.
- Да какие там бублики! - запротестовала буква А. - У нас важное
дело. Пропусти нас, пожалуйста!
- Бросьте, - сказала буква Б, не трогаясь с места. - Берите белые
бублики и баранки. Быстрее.
Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти.
Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:
О О О О О О О О О О О О О О О О
Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
- Больше! Больше!
У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было
класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б
бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и
все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

2
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За
воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая
кнутом, ходил вопросительный знак.
- Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.
- Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же.
Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добъешся! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком
покрикивала на пассажиров.
- В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? -
спросила она у Али. - Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда
было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
- Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся.
Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали
домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры
высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич
(кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:
- Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За
работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно
почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная
полоса!

3
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А
не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошел к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с
голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела
герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква
Г.
- Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.
- Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы
начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться
глупой.
Они постучали и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
- Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. -
Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. "Если
от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир,
то сколько всего отстало пассажиров?" Нате бумагу и решайте, а то не
услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2.
Это же была самая пустяковая задача на свете!
- Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не
сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз
вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать
про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
И буква Г опять запела свою глупую песенку.
Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля
крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.
Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из
окошка и закричала им вдогонку:
- Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он
уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом
высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.
- Пойдем попросимся переночевать, - предложила Аля. - Ты не знаешь,
кто живет там наверху?
- Знаю, - сказала буква А. - Там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня.
Она-то пустит нас переночевать, только в ее доме нет лифта, и нам придется
идти пешком.
- Не беда, - сказала Аля. - Мы станем отсчитывать этажи, а читатели
будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.
Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной
лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й,
10-й.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пришли! Постучали. Буква Д - Добрая Дуня - крикнула из-за двери:
- Входите, не заперто!
- Здравствуй, А, душечка, - обрадовалась Дуня. - Кого это ты привела
ко мне в гости?
Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:
- Аля.
Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:
Дикий удод наклевался ягод. Умный удод - он наелся на год. Наелся
удод - и песни поет Ясные летние дни напролет.
Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит.
Поэтому догадываться вам придется самим.
Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня ее перебила.
- Знаю, - сказала она. - Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам,
что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он
еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич
рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и
все слышала.
- Куда же они девались потом? - спросила Аля.
- Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и
засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только
не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь - это дружба.
- Ты не заметила, по какой дороге они пошли? - спросила буква А.
- По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного,
поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она
стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:
Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!
"Что за странные песенки поет Дуня?" - опять подумала Аля, так и не
догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, еще раз прочтите
Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

4
Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке
леса стояла старая, завалившаяся набок избушка.
В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно
забывчивы и рассеянны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки,
забывали сумки. Когда кто-нибудь находил их добро и приносил им, они уже
ничего не помнили. Если спрашивали у Ё: "Это ваше?" - она качала головой и
говорила: "Наверное, ее". Спрашивали у Е: "Это ваше?" - она тоже качала
головой и говорила: "Наверное, ее". Что же было делать? Соседи брали вещи
себе, а Е и Ё тут же об этом забывали.
Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они все шли и шли по
лесу, пока не увидели очень странное сооружение.
Это была, видимо, землянка, но вход в нее был замаскирован, двери они
не нашли.
- Кто здесь живет? - спросила Аля громко.
- Мы, - ответили ей два голоса одновременно.
- Кто вы такие?
- Мы не знаем, - ответили голоса. - Мы каждый день меняемся. Один
день мы Журавль и Заяц, другой - Жаба и Зебра, третий - Жук и Зяблик.
- А кто вы сегодня?
- Мы сегодня Жужелица и Землеройка.
"Что это за буквы?" - подумала Аля, но сразу не сумела сообразить.
- Выходите же, нам надо поговорить, - сказала она, надеясь, что когда
увидит их, то поймет, какие это буквы.
- Мы не выйдем, - ответили оба голоса.
- Почему?
- Мы стесняемся.
- Тогда хоть скажите, как найти букву Л?
- Идите направо. Отсчитайте пять шагов. Потом идите налево, считайте
в обратном порядке. Потом от пяти елочек - опять направо. Елочки вам
придется нарисовать, потому что наш лес - лиственный. Сделайте десять
шагов. Отыщите в заборе калитку. Там живут три буквы. Они скажут.
- Спасибо, сказала Аля этим странным буквам и, повернувшись направо,
она вместе с буквой А принялась считать: 1, 2, 3, 4, 5, потом они
повернули налево и опять начали считать: 5, 4, 3, 2, 1.
1 2 3 4 5 5 4 3 2 1
- Ну, рисуй елочки, - сказала Аля.
- Мне нечем, - ответила буква А.
- Ой, а где мой карандаш? - испугалась Аля. - Ну конечно! Забыла его
у Г, когда решала ее дурацкую задачу. Что же теперь делать?
Они сели на пенек. Буква А тут же ударилась в слезы. Але тоже было
невесело.
- Может быть, нас опять выручат читатели? - размышляла она вслух. -
Ведь не так трудно нарисовать елочки, если у тебя есть тетрадь и карандаш
под руками.
- Ах, не знаю, - всхлипнула буква А. - Подождем.

5
Конечно, Аля оказалась права. Читатели нарисовали все пять елочек.
И вот путешественники остановились перед калиткой в высоком тесовом
заборе.
За забором стоял просторный бревенчатый дом. Там жили буква И, буква
Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и
спорили, кто из них главнее.
- Я, - утверждала буква И, - потому что я могу сказать слово
"микроб".
- Это не так важно, возражала Ы. - А сумеешь ли ты сказать слово
"мормышка"?
- Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: "ирис,
миндаль, мимоза, миг".
- Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова - "мы".
Так они препирались целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они
распевали свою любимую песенку:
На полу скребется мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.
Пока они спорили или пели, Тимофей занимался хозяйством: подстригал
усики у гороха, чесал брюшко тыкве и вышивал крестиком.
Аля и буква А вошли в калитку.
На террасе посвистывал большой старинный самовар, на белой скатерти
все было накрыто к утреннему чаю.
- Можно? - спросила Аля.
- Милости просим, милости просим, - закивала буква И.
- Мы вам рады, мы вам рады, - вторила буква Ы. - Чайку?
- Тимофей, пожалуйста, еще два прибора, - попросила буква И.
За чаем выяснилось, что Кляксич с дружками проходил тут еще вечером.
Дома был только один Тимофей. Тимофей понял из их разговора, что они
отправились на левый берег реки Чернилки к букве Л и собираются ее
схватить. Зачем и за что, он не понял. Они велели Тимофею ни в коем случае
никому не рассказывать, куда они пошли.
- Очень мило! - воскликнула буква И. - Какой-то негодник, даже не
буква, а клякса, будет нами командовать!
- Выскочка! - негодовала буква Ы.
Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и
буква А двинулись в путь.

6
Скоро показалась речка Чернилка. Она текла между высоких лесистых
берегов. Над лиловыми волнами кружились ласточки. Моста, по которому можно
было перейти на левый берег, не было. Вчера здесь был ураган. Видно, мост
снесло ураганом.
Уровень Чернилки поднялся. О том, чтобы перейти вброд, не могло быть
и речи. Вплавь тоже нельзя было перебраться - течение в этом месте было
очень быстрое.
- Давай спилим сосну, - предложила буква А. - Перекинем ее на тот
берег.
- Интересно, чем же ты будешь пилить? - спросила Аля ехидным голосом.
Буква А стала кричать, чтобы кто-нибудь с того берега пригнал лодку.
Но никто не откликался.
Аля придумала, как быть.
- Давай вытряхнем бублики, - скомандовала она. - Мы перекинем строчку
с берега на берег и по ней пройдем, как по мосту.
Так они и сделали. Буква А быстро перебежала на ту сторону. Но как
только Аля ступила на этот самодельный мост, строчка под ней закачалась и
прогнулась. Але стало страшно.
- Надо укрепить мостик палочками! - закричала буква А с того берега.
- Какими палочками, раз у меня нет карандаша? Чем мне написать
палочки? Ой! Ой! - У Али закружилась голова. Вот-вот строчка провалится!
Скорее, скорее, не теряя ни минуты, все, у кого есть карандаш и
бумага, - целую строчку палочек!

Надеемся, что книга Аля, Кляксич и буква "А" автора Токмакова Ирина вам понравится!
Если это произойдет, то можете порекомендовать книгу Аля, Кляксич и буква "А" своим друзьям, проставив ссылку на страницу с произведением Токмакова Ирина - Аля, Кляксич и буква "А".
Ключевые слова страницы: Аля, Кляксич и буква "А"; Токмакова Ирина, скачать, читать, книга и бесплатно

Глава первая

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - сказала Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква «А». - Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.
- Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
- Что уж тут придумаешь! - возразила буква «А». - Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву „А“ я уже выгнал, букву „Л“ запру под замок, а букву „Я“ так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?
- Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляк-сича и сотрём его. Правильно?
- Ещё как правильно! - обрадовалась буква «А».

Взявшись за руки, Аля и буква «А» направились прямо в Азбуку.
У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква «Б». У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.
- Будете брать бублики? - спросила она.
- Да какие там бублики, - запротестовала буква «А». - У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
- Бросьте, - сказала буква «Б», не трогаясь с места. - Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…
ооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Но буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
- Больше! Больше!
Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

Кляксич!

Ничего не понимаю! - сказала Аля.

Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я - хозяин Букваря!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?

Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?

Еще как правильно! - обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.

Будете брать бублики? - спросила она.

Да какие там бублики! - запротестовала буква А. - У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

Бросьте, - сказала буква Б, не трогаясь с места. - Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

Больше! Больше!

У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

ГЛАВА ВТОРАЯ

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.

Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.

Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.

В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. - Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:

Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.

Наконец поезд подошел к перрону.

Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.

Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.

Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.

Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Они постучали и вошли.

Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.

Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!

Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

С хорошей погодкой! - сказала буква «X», поравнявшись с ними.- Откуда это вы идёте?

Гуляли в лесу,- буркнула буква «У».- Мы спешим. До свидания.

До свидания, до свидания, хотя хорошо было бы хоть минуточку побеседовать с вами.- И буква «X» сладенько улыбнулась.

Но буква «У» ускорила шаги.

Спасибо вам всем,- сказала буква «У».- Вы помогли мне найти Федю. Пойдёмте ко мне пить чай с пряниками.

Но Аля за всех отказалась:

Спасибо, но мы не можем. Нам надо искать букву «Я», с ней, наверно, случилась какая-нибудь беда, раз Кляксич за ней так охотится.

Аля, буква «А» и буква «Л» проводили «У» и «Ф» до дому и пошли дальше.

Глава девятая

Солнце поднялось, и стало жарко. Они дошли до какого-то запылённого скверика с жиденькими кустами и выгоревшими клумбами. Устало опустились на скамейку. На соседнюю лавочку тут же плюхнулись буквы «Ч» и «Ц». Они обе хохотали.

Что весёлого слышно? - спросила буква «А» сердитым голосом.

Мы играем в прятки,- сказала буква «Ч».- Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать? - И они затараторили, перебивая друг друга:

Чаптиа агът цёрньж, Ернш.а. Цёрнал чепла ииркшем иЕРТила. Подуцидся оцень истенький шртёэтс, СтанЕшь вверх* ногами - сразу разБЕРёшь!

Очень весело,- пробурчала буква «А».- Вы бы мне лучше сказали, где буква «Я»? Где Кляксич?

Ницего, то есть ничего не знаем. Мы всё время играли. Спросите у сестёр «Ш» и «Щ», они серьёзные.

А где они живут?

Да тут рядом.

Но идти никуда не пришлось: в сквер прибежала буква «Щ», расстроенная, вся в слезах.

Беда, беда…- причитала она.

Что с тобой? - встревоженно спросила Аля.

Не со мной - с сестричкой.- Сквозь слёзы буква «Щ» еле выговаривала слова.- Кляксич растащил её на крючочки за то, что она не хотела выдавать букву «Я». Он заколдовал сестричку, и теперь крючочки будут все отдельно, пока кто-нибудь не напишет букву «Ш» тысячу раз по сто. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!

Не убивайся так,- сказала Аля.- Мы с буквой «А» давно уже путешествуем, и нас не раз выручали читатели. Я уверена, что каждый из них сначала перепишет себе крючочки в тетрадку и когда научится их писать совершенно правильно, то напишет много-много «Ш» и пришлёт тебе. Вот у тебя и наберётся достаточно, чтобы разрушить колдовство.

Буква «Щ» немного успокоилась.

Скажи, а куда девался Кляксич?

Он пошёл куда-то в самый конец Азбуки,- сказала буква «Щ».- Я слышала, как он ругался с твёрдым и мягким знаками. Кляксич их на что-то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину!» А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» - но я была так расстроена, что не поняла, о чём они говорят.

А где сейчас буква «Я»?

Не знаю. Буква «Ш», моя сестричка, знала. Но она не хотела рассказывать: она боялась, что Кляксич задумал что-то недоброе.

Что ж, прощай,- сказала Аля, и они отправились в конец Азбуки, туда, где жила буква «Э».

У буквы «Э» был маленький собственный домик, крытый

черепицей. Буква «Э» встретила их ласково, каждому протянула руку и назвала себя:

Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

«Батюшки, какое у неё длинное и сложное имя»,- подумала Аля.

В гостях у Эммы-Эллы-Эрны-Эвелины была её подружка буква «Ю», которую все звали Юля в Юбке, потому что она никогда не носила платьев.

Не трудитесь объяснять, я знаю, зачем вы пришли,- сказала буква «Э».- Всё, что мне известно, я вам открою. Но, к сожалению, я знаю не так уж много. Букву «Я» прятало слово «заяц». Когда Кляксич всё-таки догадался, где буква «Я», он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква «Я» не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил!

Ах! - вырвалось у буквы «А».

И,- продолжала буква «Э»,- он составил какую-то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт её, тот и освободит букву «Я». Мы с Юлей переписали надпись, но расшифровать не смогли.

Где эта надпись? - спросила Аля.- Покажите скорее!

Да вот,- сказала Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

Все просто остолбенели. Да что же это такое? Кто сумеет прочесть эти мудрёные перекрученные буквы?

Никто не мог вымолвить ни слова. Все молча глядели на заколдованную надпись. Аля сделалась совсем мрачной. Буква «А» заплакала.

Вдруг в распахнутое окошко влетела маленькая птичка - зарянка. Это была буква «3».

Зеркало! Зеркало! Зеркало! - трижды прокричала она и выпорхнула в окно.

Постой, объясни! - закричала ей вслед буква «Э», но зарянка точно растаяла в воздухе.

Что «зеркало»? Что «зеркало»? Почему «зеркало»? - без конца повторяла буква «А».

Не знаю,- вздохнула Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

Понятия не имею,- огорчилась Юля в Юбке.

Аля подошла к зеркалу - оно не показало ей ничего, кроме самой Али.

Что же делать? - спросила она задумчиво.- Может, нам снова помогут ребята?

Не знаю,- грустно отозвалась буква «А».

Помогут, конечно! - сказала Аля.- Их так много. И все они умные. Они догадаются.

Глава десятая, и последняя

Ну вот теперь, когда всё так благополучно кончилось… Что? Конечно, ребята догадались, как прочесть заколдованную надпись, и буква «Я» освободилась от своего страшного плена. И Аля написала такое письмо:

Милая мамочка! Я так рада, что ты скоро приедешь и отведёшь меня сама в 1 -й класс. Приезжай скорее.

Твоя дочка Аля.

Всё это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его?

Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул Азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.

Ирина Петровна Токмакова АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"