Причины завершения воспитания в приемной семье. Дом ребенка: взгляд изнутри. Как воспитывать усыновленных детей — советы педагога-психолога. От нуля до года

24.09.2019

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого

Реферат на тему:

Педагогические проблемы воспитания приемных детей в семье

Выполнила: Ефремова Юлия,

гр. 5561 зу, 37.03.01.-Психология

С каждым годом количество брошенных детей увеличивается, но и число родителей, решившихся на усыновление, тоже растет. Взять в приемную семью чужого ребенка – это ответственный шаг, перед которым необходимо все хорошенько обдумать взвесить все «за» и «против».

Семьи, в которых есть приемные дети, часто сталкиваются с различными проблемами, но зная некоторые секреты, их можно избежать или решить в короткий срок. Мнений, по поводу правильности усыновления, огромное количество. К примеру, многие уверены, что чужой малыш никогда не сможет стать родным, так как в его жилах течет совершенно другая кровь. У людей, решивших на этот сложный шаг, совершенно другое мнение, так как они считают, что приемные дети ничем не отличаются от родных.

Люди, решающиеся на усыновление, подсознательно готовятся к проблемам в будущем. Если знать основные ошибки, допускаемые в воспитании и общении, то можно предотвратить их появление. Также можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и психологи в работе с приемными семьями:

Чувство неуверенности и страха у родителей. Родители боятся, что они делают что-то не так, что они не смогут вернуть де­тей в детское учреждение, если не справятся с воспитанием, боятся осуждения.

Ответственность родителей за приемных детей. Часто родители не берут на себя ответственность за приемного ребенка: заболел свой ребенок - лечат сами, приемный - вызывают врача.

Несоответствие приемного ребенка представлениям ро­дителей. У родителей, как правило, складывается свое представ­ление о том, каким должен быть ребенок. Родители хотят увидеть в ребенке себя, но в улучшенном варианте. Приемный ребенок изначально будет отличаться от прием­ных родителей. Все, что у него может быть сформировано, будет являться результатом целенаправленного, творческого, деликатно­ го воспитания. И свое подобие патронатные родители, смогут увидеть лишь тогда, когда их ребенок будет воспитывать своих собственных детей.

Степень принятия ребенка. Под принятием по­нимают положительное отношение к человеку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для форми­рования взаимоотношений между приемными родителями и ре­бенком.

Принятие должно опираться на знание ребенка и понимание его потребностей и интересов. Принимая решение о принятии ребенка в свою семью, необходимо оценить степень готовности к этому акту, педагогические принципы, установки, взгляды родителей, меру их ответственности за судьбу ребенка.

Положение ребенка в приемной семье. Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции членов семьи - сына, дочери. Именно та­кая позиция приемным ребенком не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой). Известно, что даже у родных братьев и сестер, живущих в интернате или детском доме, нет родственных чувств, желания заботиться друг о друге, быть вместе. Для таких детей нужны чет­ кие ориентиры того, что происходит в семье, каковы правила жиз­ ни семьи.

Отношения между родными и приемными детьми. Опыт многих замещающих семей показывает два явных типа отношений родных и приемных детей.

    Разделение своих и приемных детей очень заметно, родители сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «пло­ хой» ребенок вынужден быть плохим. Родители настораживаются, начинают запрещать, угрожать, а отсюда опять плохой поступок ребенка из-за страха, что от него откажутся.

    Родители ко всем детям относятся одинаково, у всех равные условия жизни. В очень трудном положении находятся родные дети: они теря­ют часть внимания и любви родителей. Поэтому очень важно сде­лать их сторонниками родителей, партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Практически это выражается в совместном реше­нии о принятии ребенка в семью. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, т. е. они по-прежнему любимы, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных де­тей приемные учатся взаимодействию с родителями. Также необ­ ходимо учесть, что если у родителей плохие отношения с родными детьми, нет взаимопонимания с ними, - с приемными будет еще сложнее.

Еще одна проблема заключается в том, что родные дети расска­ зывают о приемных соседям, на улице, в школе. Здесь нужна се­мейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы. Конечно, нельзя приказать родным детям не рассказывать другим людям о плохих качествах приемных братьев и сестер. В такой ситуации можно попросить родных детей представить, чтобы они испыты­вали, если бы были приемными.

Тревожность, стрессы родных детей - яркий показатель не­благополучия всей семьи. Заботясь о приемных детях (а они наи­более требуют заботы родителей), родители должны оставаться внимательными и к родным. Они тоже хотят разделять свои чувст­ ва с родителями, быть ими выслушанными не только по поводу школьных проблем, но и поводу приемных детей, получать инфор­мацию как о действиях родителей, так и других детей.

Если в семье складывается ситуация, в которой родные и при­ емные дети не могут жить с каким-либо приемным ребенком, нуж­ но быстро решать эту проблему, вплоть до официального вывода этого ребенка из семьи.

Приемный ребенок ранее подвергался сексуальному насилию. Особые трудности в семье возникают, если приемный ребенок подвергался сексуальному насилию . Поскольку, кроме самого ребенка, об этом не знает никто, то первыми, кому он захо­ чет рассказать об этом, могут быть «новые» брат или сестра. А может и не рассказать, но своими действиями влиять на них. В таком слу­ чае родные дети должны:

    узнать, как в семье относятся к сексу (в зависимости от возрас­та ребенка - понимать, что это такое), получить информацию о сексуальных действиях;

понимать, как отнесутся родители, если узнают, что родные де­ ти обсуждают с приемными вопросы секса. Необходимо научить детей руководствоваться простыми пра­вилами: не допускать интимных контактов с приемными детьми (сов­местное мытье, общая постель и т. п.);

    не ходить дома в нижнем белье;

    рассказать родителям, если что-то беспокоит, непонятно в рас­сказах, действиях приемного ребенка.

Отношения приемных детей с кровными родителями. Как правило, приемные родители не одобряют контактов кровных родителей или их родственников с приемными детьми. Они счита­ют, что такие встречи вносят дестабилизацию, тревогу в жизнь семьи. Некоторые психологи, наоборот, предлагают сохранять у детей положительное отношение даже к очень плохим родителям (несомненно, нужно определить, с какой целью родители добива­ются встреч с детьми и как эти встречи действуют на детей). Особенно это относится к подросткам, у которых в это время форми­руются собственные представления о родительстве. Ненависть к собственным родителям - слишком тяжелая ноша для ребенка, поэтому необходимо ему помочь избавиться от этого.

Встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих родителей, особенно мать. Если ребенок хорошо относится к своей матери, то будет абсолютно неправильно высказывать в связи с этим неудовольствие.

В отношении совсем маленьких детей замещающие родители часто испытывают соблазн умолчать об их прошлом. Опыт многих приемных родителей говорит о том, что ничего не нужно утаивать от ребенка: осведомленность и понимание информированного ре­ бенка смогут впоследствии защитить его от любого бестактного за­ мечания или намека окружающих, сберечь его уверенность в своей семье.

При разговоре с ребенком о его прошлом ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно: ре­ бенок может почувствовать себя оскорбленным, однако он должен четко знать, почему не мог оставаться среди прежнего окружения. Необходимо рассказать ребенку правду, но при этом не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок дол­жен согласиться с действительностью, только тогда он не будет возвращаться к воспоминаниям о своем прошлом.

Дезадаптивная атмосфера в семье. Для ребенка, входяще­го в замещающую семью, очень важен микроклимат, атмосфера этой семьи. Буквально с первых шагов в новом доме он чувствует, ждут его здесь или нет. Вероятно, ради приемного ребенка необходимо что-то изме­нить в интерьере, обстановке и даже образе жизни, привычках, традициях.

К сожалению, не все взрослые к этому склонны. Но для прием­ного ребенка атмосфера семьи играет особую роль. Если в новой семье в чем-то проявляется образ жизни бывшей семьи, то у ребен­ ка может усугубляться умственное отставание. Если же в патронат ной семье изначально задумываются о формировании щадящего психологического микроклимата, то это будет способствовать сгла­ живанию имеющихся у него дефектов и отклонений.

В повседневной воспитательной практике родители мало заду­ мываются о формировании соответствующей атмосферы. Благоп­риятная атмосфера создается как-то сама собой. Но если в микро­климате семьи что-то неблагополучно, то, как правило, ищут ви­новных. В ситуации с приемным ребенком таким «виноватым» нередко становится именно этот ребенок.

Отсутствие ценностных ориентиров и правил постро­ения взаимоотношений в семье. Данная тенденция весьма ти­пична для современной семьи. Молодые люди, вступающие в брак, не задумываются о перспективе появления детей, о том, что нужно готовиться к их появлению. И поэтому, когда ребенок «вдруг» появляется, они еще не определили для себя те нормы, правила, ценности, принципы, которым намерены обучать ребен­ка в семье. Это приводит к спорам, конфликтам. Приемный ребенок также чувствует отсутствие таких правил, так как родители по мере совершения им ошибочных действий на­чинают раздражаться, сердиться, становятся несправедливыми.

В исследованиях С. А. Ковалева даны рекомендации для озна­ комления ребенка со следующими ценностями:

    «ты такой же полноценный человек, как и все окружающие» (для формирования самоуважения и адекватной «я»-концепции);

    «ты имеешь право на особое внимание к себе со стороны окру­ жающих людей»;

    «ты имеешь право пользоваться теми же вещами, предметами, которыми пользуются и близкие люди»;

    «ты имеешь право заниматься теми же делами, которыми зани­ маются близкие люди»;

    «ты имеешь право на свободное время, которое можешь запол­ нять по своему усмотрению».

По аналогии с этими ценностями взрослым совместно с ребен­ ком необходимо выработать несколько (примерно 3-4) обязатель­ ных правил поведения и общения. Эти правила и ценности будут видоизменяться, совершенствоваться в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Важно, чтобы подобные ценности и пра­вила были выработаны и включены в контекст ценностей и правил всей семьи.

Неадекватный стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание). В данном случае нужна коррекция сложившейся системы отношений между ребенком и родителями, предполагающая ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов; формирование новой системы отношений, постро­енных на эмоциональном принятии ребенка, уважении его лич­ности и предоставлении возможности реализации самостоятель­ного активного поведения при сохранении руководящей роли взрослого.

Проблема наказания. Это серьезная проблема для патронатной семьи: с одной стороны, ребенок имеет право на ошибку, на проступок, с другой стороны, наказание является одним из при­вычных атрибутов воспитательной работы.

Родителям, принимающим ребенка в свою семью, следует за­ранее продумать систему возможных порицаний и наказаний за проступки. Они должны быть готовы к тому, что ребенок по ка­ким-то причинам может допускать безнравственные, а порой про­тивоправные проступки. Но поскольку они сознательно взяли ре­бенка на воспитание, то несут ответственность за меру воспитан­ности своего ребенка и адекватность методов и средств, которыми ее добиваются. Талант родителей состоит в том, что они постепен­но формируют у себя широкий арсенал средств поощрения и нака­зания; они вырабатывают позитивную установку на отношения с ребенком. Следует помнить, что приемные дети любое наказание воспри­ нимают как несправедливое и болезненно на него реагируют, вплоть до истерики и нервных срывов.

Отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспи­тания ребенка, родители порой очень упрощенно понимают по­нятие воспитания и сводят его к сумме приемов воспитательного воздействия. Правомернее рассматривать воспитание как взаимо­действие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в про­цессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личности. В этом случае воспитание бу­дет состоять в совместной организации интересных, практически полезных, увлекательных дел, в которых ребенок будет учиться планировать, организовывать и контролировать свою работу, будет преодолевать застенчивость и неуверенность.

Чтобы ребенок быстрее вошел в приемную семью, родители должны учитывать e г o возраст, разнообразные интересы, предъяв­ лять к ребенку все более усложняющиеся требования, все чаще ставить ребенка в позицию организатора семейных дел, помогать оценивать результативность этих дел, искать причины успехов и неудач.

Эмоциональная холодность . Одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между патронатными родителями и приемным ребенком является недостаток душев­ ного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений.

Ребенок, находящийся с раннего детства в условиях общест­венного воспитания, постоянно оказывается в условиях дефицита проявления к нему чувств и эмоций. Он сам не умеет проявлять чувства эмоции, соответствующие какой-либо конкретной ситу­ации. Очень часто от не осознает переживания окружающих его людей и не реагирует на них.

С приемными детьми нужно больше общаться, используя ми­ мику, жесты. Нужно чаще прижимать его к себе, ласкать, гладить. Такое обращение особенно необходимо мальчикам, потому что они чаще чувствуют себя беззащитными, они более тревожны. Та­ кое обращение необходимо подросткам и старшеклассникам, по­ тому что они, с одной стороны, стесняются открытых проявлений чувств, а с другой стороны, особенно нуждаются в подобном обра­ щении.

Эмоциональная открытость должна быть постоянной, а не от случая к случаю, но в то же время должна быть для ребенка радост­ ной неожиданностью. Ребенок должен испытывать потребность в чувствах, но не «тонуть» в них, потому что иначе возможен детский негативизм по поводу слишком «нежного» воспитания.

Смысловой барьер. Проявляется данная проблема в том, что родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его по­ступков, приписывают ему несуществующие мотивы и по ним су­дят ребенка. Суть данного барьера состоит в том, что родители и дети смотрят на одни и те же вещи, говорят на одном языке, но не понимают друг друга.

Этот барьер между детьми, пришедшими из заведения интер­натного типа, и их приемными родителями может возникнуть уже в первые дни: родителям может не понравиться, как ребенок си­дит, ест, не хочет мыть ноги и т. д. Взрослеющим детям надо показывать, что родители понимают их проблемы и трудности, сочувствуют им.

Отсутствие у ребенка специальных традиций. В сплоче­нии семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т. е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм пове­дения, в формировании положительных переживаний.

Важно, чтобы формировались не только досуговые, развлека­тельные традиции, но и познавательные, трудовые и др. Традиции должны быть плодом совместной фантазии и твор­чества ребенка и взрослого. По мере взросления ребенка многие «детские» традиции отмирают. Их место занимают более серьезные традиции: любимое занятие, увлечение, общение с дорогими и близкими людьми. Но какие-то непосредственные детские тради­ции полезно сберечь: празднование дня рождения в шутливой форме, любимая с детства игрушка-талисман и т. д.

Нарушения в поведении ребенка и вредные привычки. Капризы - это бурные проявления гнева: ребенок кричит, пла­ чет, топает ногами, катается по полу, разбрасывает вещи, кусается, царапается и т. д. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу в дальнейшем все чаще и чаще.

Непослушание. Ребенок острее реагирует на то, как поступа­ют родители, чем на специальные меры, предпринимаемые для из­менения его поведения. Ребенок воспринимает действия родите­лей в зависимости от того, что он о них думает, как к ним относит­ся. Если ребенок ощущает нерасположение, то каждый упрек, каждый выговор становится для него все мучительнее. Если ребе­ нок чувствует поддержку и одобрение родителей, то он будет чув­ ствовать себя уверенно, даже если его иной раз и отругают. Ребе­ нок не становится послушнее от того, что родители часто его нака зывают. Между послушанием и наказанием нет никакой связи. Ребенок становится послушным, когда родителям удается уравно­весить свое недовольство со своим одобрением. Если у ребенка хо­ рошие отношения с родителями, он спокойно отнесется к отдель­ным вспышкам гнева у взрослых. В такой ситуации он более скло­нен прислушиваться к словам родителей, а им, соответственно, легче повлиять на его поведение. Родители должны мягко выра­ жать свое недовольство, как бы между прочим. Вместо того чтобы упрекать ребенка за плохое поведение или непослушание, родите­ лям нужно выразить свое огорчение: как жаль, что ребенок ошиб­ся и поступил неправильно, ведь он теперь и сам расстроен из-за этого.

Драки. В такой ситуации, чем меньше родители будут реагиро­ вать на ссору или драку детей, тем правильнее поступят. За исклю­чением крайних случаев; дети редко причиняют друг другу серьез­ ные увечья. Оставаясь без взрослых, они, как правило, забывают про свои ссоры и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как дети почувствуют себя несчастными, потому что их накажут. В результате вмешательства родителей драка приобретает значение важного события. Самое полезное, что могут предпринять взрос­лые, - развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети успокоятся.

Упрямство. Довольно часто родителям приходится сталки­ ваться с упрямством детей: они отвергают все авторитеты и не же­ лают слушаться. Это периодически бывает с каждым ребенком. Очень часто упрямство так обижает и удивляет родителей, что они выходят из равновесия: пытаются вновь утвердить свой авторитет сильным нажимом на ребенка, но теряют свой престиж, даже если ребенок им подчиняется.

Очень важно, чтобы родители понимали - они настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, чем у ребенка, опыт. Говорить с ребенком нужно твердо, не обнаруживая свое плохое настроение. Не следует впадать в крайность - изображать святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с точкой зрения взрослого, не почувствовал себя униженным. Решительность более эффективна, чем принуждение. При этом ребенку демонстрируется норма пове­ дения, которой он может подражать с пользой для себя, а также исключается появление у ребенка чувства вины, которое часто воз­ никает после родительских вспышек гнева. Другими словами, практика контроля над собой - лучший способ научить самоконт­ ролю детей.

Бранные слова. Практически все дети рано или поздно начи­нают говорить бранные слова, так как им свойственно слушать, что говорят вокруг. Обычно бранные слова дети начинают исполь­зовать, когда попадают в школу, а иногда и раньше. И то обсто­ ятельство, что это шокирует взрослых, оказывается для детей на­илучшим поводом, чтобы повторять их.

Родителям не следует ругать ребенка; нужно постараться сде­ лать так, чтобы ребенок был откровенен, это позволит непосредст­веннее высказываться в их присутствии, и тогда то, чему он на­учился, он скажет родителям. Наилучший способ повлиять на ребенка - это обескуражить его: нужно отнестись спокойно, мяг­ко к тому, что говорит ребенок. Затем следует объяснить ребенку, что говорить бранные слова неприлично, но сделать это следует кратко и не наказывая ребенка. Вообще, нужно стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то.

Воровство . Воровство - относительно редкое явление среди маленьких детей, так как ребенок еще не имеет представления о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но ребенок еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоут­ верждению, которое лежит в основе воровства. Подобное стремле­ ние может возникнуть, если родители не интересуются делами ре­бенка, а у старших детей есть немало дурных привычек, которым младшие стремятся подражать. Не чувствуя опоры, поддержки ро­ дителей, ребенок вынужден красть то, что не может приобрести ес­тественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не име­ ют для него никакого значения, но они олицетворяют то, что ему хотелось бы иметь.

Воровство нужно рассматривать как один из способов самоутверждения ребенка в жизни, но его не нужно за это упрекать и наказывать. Необходимо выяснить, чего ребенку не хватает дома и попытаться сделать все возможное, чтобы дать ему это. Очень важ­ но, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отноше­ния. Только тогда удастся внушить ребенку представление о поря­дочности и честности.

Ложь . Чтобы говорить неправду человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому редко бы­вает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5-4 лет. Особенно часто этот феномен проявляется в возрасте 5-6 лет. Причинами лжи являются желание добиться похвалы ро­дителей, стремление скрыть вину, стремление избежать наказания, стремление выразить свою враждебность по отношению к родите­лям.

Первое, что необходимо сделать родителям, - это успокоить ребенка, уверить его в своей любви, так как очень часто ребенок, замученный постоянными нравоучениями и криками, лжет, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе. Все, что сделают родители для улуч­ шения взаимоотношений с ребенком, будет иметь большое значе­ние для предотвращения лжи. Таким образом, чем комфортнее будет себя чувствовать ребенок в обществе роди телей, тем реже у него будет возникать потребность скрывать прав­ ду. Э тот процесс можно ускорить, если поощрять ребенка за хорошие поступки, тем самым внушая ему уверенность в себе.

Эмоциональная неустойчивость приемного ребенка. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, причем это положение не меняется в тече­ние многих лет. Взрослые, в силу целого ряда различных причин, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чув­ ствует себя подавленным его огромностью. Неспособность управ­лять своими побуждениями и желаниями и неумение контролиро­вать их усложняют жизнь ребенка. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Плача, ребенок постепенно пе­реходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. Та­ким образом, агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и попытки ребенка изменить положение вещей.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности - прояв­ лять любовь к ребенку. Самое главное, чтобы родители не забывали, что одно лишь доброе слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы ребе­ нок чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Задача социального педагога - объяснить родителям причины протеста и сопротивления ребенка и по возможности исключить их.

Соперничество . Желание в чем-то превзойти других - одна из первых реакций ребенка на новую обстановку. Умение побеждать не только доставляет удовольствие от игры, но и обеспечивает добро­ желательное отношение окружающих. Тем не менее, очевидно, что родители часто заставляют детей соперничать за любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества, которую ребенок потом проявит в других ситуаци­ях. Несмотря на то, что он маленький и многого еще не умеет, ре бенок начинает верить в себя, если убеждается, что родители отно­ сятся к нему с любовью. Главная причина соперничества - ревность к братьям и сестрам.

Робость . Дети становятся робкими после того, как их напуга­ли взрослые: ребенку может показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать резкие движения. Но как бы часто не происходили подобные казусы, их нельзя сравнить с тем отрица­тельным воздействием, какое могут оказать на ребенка родители. Дети пугаются того, что не способны выпол­ нить просьбу, боятся утратить любовь. Лучший способ устранить робость - постараться избегать про явлений недовольства; показать ребенку, что родители понимают ребенка, любят его таким, какой он есть. Необходимо поощрять его встречи с людьми, с друзьями и радоваться вместе с ним его ус­ пехам.

Эмоциональная неуравновешенность. Дети, более чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко развеселить, но также легко обидеть. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя опять заразительно смеяться. До тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго, нет необходимости беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии, то нужно обратиться к психо логу.

Педагогические проблемы. У приемных детей очень часто возникают проблемы с обучением, с готовностью к нему. Сущест­венным аспектом, определяющим готовность ребенка к обучению в школе, является формирование у него готовности к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. Также важно объяснить родителям, что дети имеют право на ошибку, что ошибки помогают приобретать новый опыт, а когда у ребенка что-либо не получается, ему необходима поддержка родителей.

Болезни приемных детей. У детей из интернатных учрежде­ ний очень низкий уровень здоровья. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, но родители могут помочь стать ребенку здоровым. Речь идет о закаливании, развитии гигиенических привычек, индивидуальном использовании некоторых вещей.

Адаптация ребенка в приемной семье.

Если родители взяли на попечение грудничка, то особых трудностей не должно быть, чего нельзя сказать о подростках. Взрослым очень важно создать необходимые условия, чтобы подрастающий человек мог нормально освоиться и почувствовал себя полноценным членом семьи и общества.

Для нормального развития важно семейное тепло, любовь, взаимопонимание, доверие и, конечно, уважение. Родители боятся, что приемные дети рано или поздно проявят плохую наследственность. В таком случае взрослые постоянно живут в напряжении и ищут какие-то недостатки в поведении. Изменить то, что заложено природой, невозможно, но на все другое можно с успехом повлиять.

Правильное воспитание позволит уравновесить психологическое и эмоциональное состояние, изменит привычное поведение и т.п. Важно уделять ребенку время, заниматься с ним и проявлять свою любовь.

Практика показывает, что большинство проблем возникает именно из-за родителей. Часто взрослые боятся наказать приемного ребенка, когда он не слушается, поскольку думают, что будет считать себя чужим и нелюбимым. Хотя бывают и случаи, что они не знают, какой именно шаг предпринять, чтобы указать чаду на его плохое поведение. Важно чтобы после любой ссоры и выяснения отношений наступало примирение, прощение и восстановление прошлых отношений.

Трудное поведение приемного ребенка во многом связано с тем, что у каждого своя история и индивидуальные потребности. Поэтому для привыкания к новым условиям ему необходима помощь родителей.

У детей в возрасте от 6-ти месяцев до 2-х лет возникает привязанность к человеку, проявляющему наибольшую опеку и внимание. Если до этого возраста привязанность не сформировалась, то, скорее всего, это больше и не произойдет. Отсюда можно сделать вывод, что если у малыша есть естественная привязанность к членам семьи или к работникам специального учреждения до усыновления, то переход в новую семью будет для него серьезным стрессом. В более осознанном возрасте ребенок в душе испытывает много смешанных чувств. С одной стороны, он скучает по родным, а с другой – он их ненавидит из-за невозможности быть рядом.

Подобное болезненное состояние часто является основной причиной агрессивного поведения, непослушания и отторжения новых родителей. В такой ситуации взрослые должны быть готовыми к подобному поведению и помочь дитю быстрее адаптироваться в новой атмосфере.

Этапы адаптации приемного ребенка в семье.

    Ознакомительный. Длиться около 2-х недель. В это время проявляются социальные и эмоциональные барьеры. Особое внимание стоит уделить первой встрече. К новому порядку приучать стоит тактично, но настойчиво. Количество правил должно быть умеренным, чтобы не пугать малыша;

    Приспособительный. Длится от 2-х до 4-х месяцев. Когда новый член семьи привык к новым условиям, он начнет выбирать подходящую линию поведения. В этот период он начнет проявлять свои негативные черты характера, капризничать, но не стоит думать, что он не слушается специально, это лишь показатель значимости прежних взаимоотношений. Важно не проявлять агрессию, а делать все спокойно и уверенно, не забывая при этом о ласковых словах.

    Привыкание. Если все прошло удачно, то отпрыск оценит достоинства нахождения в семье и начнет проявлять ответные чувства. Новые трудности могут проявиться в подростковом возрасте, когда начинает формироваться личность. В это время дети хотят найти своих настоящих родителей и задать интересующие вопросы. Важно, чтобы взрослые не противились этому и даже способствовали поиску. Это позволит понять приемному ребенку, что он важен и любим.

Список литературы:

    Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей - М.; Дрофа, 2005. – 164 с.

    Галагузова М.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. – 30 с.

    Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей – М.; Народное образование, 2001. – 179 с.

    Мустафина Ф. Патронатная семья - территория любви? - М.; Народное образование, 2000. – 257 с.

    Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни – М.; Социс, 2001. – 77 с.

    Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога - М.; ТЦ. Сфера, 2002. - 480с.

    Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

    Колухова Я. Психология воспитания приемных детей / Общ. ред. и послесловие Н. М. Ершовой - М.: ИНФРА-М, 2000. - 176 с.

Жизнь периодически предлагает каждому из нас пройти испытания. Родители детей любого возраста - не исключение. Решив усыновить или взять под опеку ребенка, вы должны быть готовы к его продолжительной адаптации в семье. Привыкнув к жизни по законам детского дома или приюта, ребенок не быстро свыкается с новыми правилами. Чем старше возраст, тем более затруднительно проходит этот процесс.

С одной стороны молодые родители выбирают, казалось бы, легкий путь – освобождают себя от бессонных ночей, гор памперсов и истерик возле касс супермаркета. Но не забывайте, что маленькие дети – это маленькие проблемы, а большие дети – большие. Взрослый ребенок – это уже сложившие жизненные убеждения, мировоззрение, система ценностей. Часто все вышеперечисленные факторы формируются в сложных психологических и материальных условиях, которые сопровождаются жестокостью и заставляют ребенка отвечать миру своим плохим поведением. Но не волнуйтесь. Воспитание в приемной семье не всегда сопровождается большими трудностями, а если они и случаются, профессиональные психологи всегда придут на помощь. Главное, внимательно и вовремя прислушиваться к их советам.

Не стоит волноваться зря

Для начала давайте разберемся, что такое действительно серьезные проблемы. Иногда так называемое «плохое поведение» является признаком того, что воспитание приемного ребенка дает позитивные плоды. Все дело в том, что первым адаптационным периодом у нового члена семьи является некое стеснение и зажатость. Дети ведут себя тихо и неестественно, чтобы заслужить любовь родителей. Этот период еще называют «медовым месяцем». Но нетипичное для дитя поведение рано или поздно заканчивается: ребенок начинает быть собой. И это хорошо, что малыш больше не играет, а открывает себя. Теперь главное - направить его энергию в нужное русло. В стрессовых ситуациях ребенок начинает вести себя так, как привык – это значит, что он доверяет вам настолько, чтобы открыть свои неприглядные стороны, подсознательно понимая – теперь он ваш, вы от него не откажетесь. На этом этапе вам не стоит волноваться и пить валерьянку – воспитание приемного ребенка идет своим путем.

Новые социальные роли для вас и ребенка

Весь первый год адаптационного периода вы и ваш новый член семьи будете привыкать к новой роли – родителя и дитя. То, что другие семьи выстраивают годами, вам придется построить по ускоренной программе. Конечно, и вы, и ребенок не застрахованы от неудач.

  1. Первая ошибка , которую совершают родители – требование благодарности. Так, мама 10-ти летнего приемного мальчика пришла к психологу за помощью. Она рассказала, что постоянно срывается на ребенке и причина этого – его неблагодарность. Женщину с детства учили благодарить родителей за ужин, за подарки и помощь. Молчание мальчика вместо слов благодарности приемная мама расценивала как его нелюбовь и неумение ценить ее заботу. Редко какой малыш не чувствует внутренней благодарности к приемным родителям. Все дело в том, что детей никто не учил, как правильно выражать свою благодарность. Время и ваше правильное воспитание приемного ребенка научит его этому прекрасному умению.
  2. «Каково мое место в новой семье?» Часто ребенок начинает вести себя плохо, так как не может понять какова его роль в новой семье. Зачем он приемным родителям, что будет с ним дальше? Если у вас есть родные дети, то тревога также может возникнуть из-за чувства своей неполноценности, после постоянного сравнения себя с другими. Воспитание в приемной семье должно проходить таким образом, чтобы этих тревог у ребенка не возникало. А если же проблемы и возникали, то родители смогли бы докопаться до их сути и быстро решить их, устранив причину тревоги. Приемным семьям обычно помогают социальные работники и психологи. Рассказывайте им обо всем, что вас беспокоит, и прислушивайтесь к их советам.
  3. Прошлый опыт. Часто ребенок переживает тяжесть прошлого в новой семье. Ему это жизненно необходимо и родители должны быть готовыми к подобным «сюрпризам». Так родители семилетней девочки мысленно поставили ей диагноз психически больной, когда нашли у нее куклы, которым она отрывала руки. До этого же они считали ее ангелом и рассказывали друзьям о том, как им повезло. Никаких других странностей у ребенка не замечали. Найдя изуродованные куклы, отношение родителей к девочке резко изменилось. Но не стоит пугаться, если и вы столкнулись с похожей проблемой. Опытный психолог объяснит вам, что при помощи таких действий или, к примеру, рисунков, ребенок высказывает тяжесть, накопленную в себе. Возможно, эти нарисованные события ему пришлось пережить в прошлом. Подобное поведение – ключ для последующей работы с ребенком и освобождению его от груза прошлого для счастливого будущего.
  4. Почему меня не усыновили? Еще одной проблемой для родителей может стать недоверие со стороны ребенка в случае его опекунства. Ведь полное усыновление делает малыша полноценным членом семьи. А опека лишает многих прав и возможностей. Ваш ребенок достаточно умен. Вам стоит лишь правильно объяснить ему, почему вы решили взять попечительство или опеку, при этом дав понять, что все равно считаете его родным и полноправным членом семьи.

Воспитание детей в приемной семье требует особой ответственности и знаний родителей. Семья, которая успешно разрешила свои конфликты, станет крепче. Будьте подготовлены к появлению в вашей семье новой жизни и тогда вы сможете воспитать полноценную и счастливую личность, которая будьте уверены, не останется вам неблагодарной за это.

Усыновление и суррогатное материнство

Согласно законодательству Российской Федерации, любая коммерческая посредническая деятельность в области усыновления на территории России запрещена. Группа компаний «Свитчайлд» поддерживает политику российского государства в данном вопросе и не оказывает услуги в области усыновления. Тем не менее, мы считаем, что даже при полном отсутствии своего генетического материала у семейной пары суррогатное материнство в целом ряде случаев является достойной альтернативной усыновлению либо опекунству. Если же хотя бы кто-то из семейной пары обладает генетическим материалом, позволяющим надеяться на рождение генетически близкого ребенка, то в этой ситуации суррогатное материнство, по нашему глубокому убеждению, является однозначно лучшим решением для создания полноценной семьи.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание...

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Приемные дети в этом возрасте, как правило, отличаются от своих сверстников в сенсорном, а также в интеллектуальном развитии. Такое отставание нельзя расценивать как большую проблему, но уделять внимание этому вопросу, безусловно, необходимо.

Воспитание приемных детей в трехлетнем возрасте имеет свои особенности, о которых мы и поговорим. Приемные дети отличаются от своих сверстников отсутствием инициативности. Это выражается в том, приемный ребенок не берет все подряд игрушки, предметы. Складывается впечатление, что трехлетний приемный ребенок не хочет исследовать окружающий его мир. Многие приемные дети очень часто малоактивны. Такая пассивность является вполне нормальным процессом. И если ребенок долго сидит на одном на месте, родителям не стоит принимать слишком активные меры по борьбе с такой пассивностью. Адаптация приемного ребенка к новой для него обстановке проходит определенное время, и поэтому ребенок почувствовав себя в безопасности, самостоятельно начнет интересоваться окружающим миром.

Многие приемные дети не хотят смотреть в лицо собеседнику. Это объясняется тем, что глазами, взглядом, люди производят обмен своими чувствами. Приемный ребенок еще не привык к искренности, к открытому общению. То есть, такое поведение для него является нормальным процессом. Что в таком случае делать родителям? Во-первых, не проявлять своего недовольства. Во-вторых, необходимо как можно чаще разговаривая с малышом смотреть ему в глаза.

Как мы отмечали выше, адаптация приемного ребенка – это дело времени.

Поэтому, приемные дети, впрочем, как и некоторые обычные, одинаково улыбаются, чтобы вы не делали. Таким образом, многим взрослым кажется, что ребенку абсолютно все равно, что делают его приемные родители. Это объясняется очень легко. Ребенок быстро учиться видеть, когда взрослый доволен, и боится расстроить маму или папу. Этим и объясняется улыбка на лице ребенка, которая часто кажется взрослым совершенно не к месту. Но пройдет время и ребенок научится проявлять свои чувства и свою волю.

Некоторые приемные родители сталкиваются с такой проблемой, как самонаказание ребенка. То есть, приемный ребенок в трехлетнем возрасте может сам себя отшлепать или ударить. В этом случае родителям нужно полностью отказаться от физических наказаний и со временем проблема самонаказания пройдет.

Адаптация ребенка в приемной семье иногда связана с таким фактором, как безотказность приемного ребенка.Ярким примером такого поведения является хороший аппетит. То есть, ребенок послушно открывает рот во время еды даже тогда, когда пища ему не нравится или когда он уже наелся. Так называемое патологическое послушание объясняется тем, что приемный ребенок относится ко взрослым с опаской и просто не знает, чего ожидать. А переедание, как известно, может вызвать определенные проблемы со здоровьем малыша. Адаптация приемного ребенка может проявляться и в отказе от пищи. Такое поведение трехлетнего малыша может быть объяснено стрессом от новой обстановки, от нового окружения, от незнакомой еды. В такой ситуации приемные родители не должны слишком усердствовать в кормлении малыша. Со временем это пройдет и питание ребенка нормализуется.

Еще одной особенностью поведения приемных детей в возрасте 3-х лет являются симптомы, внешне напоминающие симптомы аутизма. Например, приемный ребенок может мало общаться, что-то бормотать про себя, совершать монотонные движения, погружаться в себя. Такие симптомы, как правило, проявляются у детей, которые от природы очень впечатлительны, а также у малышей, которые обладают возбудимой нервной системой. Со временем это пройдет, и приемный ребенок станет открытым и активным.

Главное, понимать ребенка. Приемные родители всегда должны помнить, что их новый член семьи пережил огромный стресс, и адаптация приемного ребенка в новой семье требует некоторого количества времени. Любите и понимайте своих детей, и они обязательно ответят вам тем же.


Воспитание усыновленных детей — дело очень сложное и неоднозначное. Попробуем рассмотреть его более конкретно. Поскольку я много работала в Доме ребенка, а также занималась вопросами усыновления, мне есть что сказать и показать будущим родителям, просто даже анализируя ситуации изнутри восприятия ребенка и будущих родителей.

Когда я пришла работать в Дом ребенка, там была очередь на усыновление детей. Будущие родители ждали по 5 лет свою очередь. Процесс усыновления был долгий, сложный. В годы перестройки все изменилось. Отдавать детей в семью стали быстро и много. Больных и здоровых. Нашим и иностранцам. Образовался поток усыновителей.

Усыновление — сложный и длительный процесс

Будущие родители должны представлять себе ожидающие их трудности и быть готовыми их преодолевать. Только тогда они смогут воспитать здорового и полноценного ребенка.


Люди, которые мечтают усыновить малыша, хотят сделать благое дело. Они искренне желают ему добра, хотят, чтобы он стал их любимым ребеночком. Но вдруг оказывается, что славный человечек на глазах превращается в озлобленного зверька. Он ничего не хочет. Не ест. Не спит. Капризничает. Падает на пол и закатывает истерики. Наконец заболевает и дает невротические реакции. Родители пугаются. Что делать? Как со всем этим справиться?

Трудности социальной адаптации

Всего этого можно избежать, если правильно действовать в адаптационный период. Будущим родителям не нужно торопиться забрать ребенка домой. Лучше в течение 2-3 месяцев посещать его в Доме ребенка. Играть с ним, гулять, держать на руках. Наблюдайте, какой он, что он любит, чего не любит. Как себя ведет — отдельно от других детей. Завязывайте с ним личностные, эмоциональные связи.

Больше общайтесь с ребенком. Пусть ребенок ждет вас, радуется вашему приходу. И дело не в игрушках и подарках. Дождитесь, чтобы у ребенка появилось чувство защищенности и безопасности именно в присутствии вас. И только после этого можно взять малыша к себе в гости. Затем на выходные, праздники. После того, когда ребенок будет стремиться домой, оставить его на более длительное время.

Если в течение первого месяца ребенок станет плаксивым, раздражительным, хорошо бы поехать с ним в гости к деткам Дома ребенка — это часто снимает напряжение. Пусть вас это не пугает. Благодаря особенностям нервной системы детей до трех лет, их нарушенное поведение можно легко восстановить при своевременном и правильном воспитании.

Малышей усыновляют чаще

Из Дома ребенка детей усыновляют намного чаще, чем из детских домов и интернатов. Так как чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям, тем легче его полюбить, тем лучше он будет развиваться. И тем не менее воспитывать детей, лишенных родителей, — сложно. Это трудные дети. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у детей Дома ребенка потеряно чувство защищенности и безопасности, которое дает ребенку мать. Приемным родителям нужно много потрудиться, чтобы отогреть малыша, вернуть ему это чувство и получить от него кредит доверия .

Особенности детей Дома ребенка и как с этим быть

Дети Домов ребенка быстро устают и возбуждаются. Им трудно привыкнуть к новым людям, новым условиям. У одних это проявляется как негативизм — отрицание всего и вся. У других — крик, плач, излишняя навязчивость. Детям Домов ребенка не хватает ярких впечатлений, они не знают многих бытовых предметов, с которыми знакомы дети из семей с первых дней жизни.

Родителям желательно больше гулять с ребенком, путешествовать, и не в коляске, а пешком. Тогда ребенок сможет больше увидеть, потрогать то, что его заинтересовало. Малыш может сорвать травку, цветок, поднять камешек, потрогать собачку и так далее.

Также им недостаточно ласки, внимания, любви. Дети никогда не бывают одни, не могут уединиться, устают от большого количества детей, взрослых, от шума, собственного крика. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Достаточно закричать, заплакать одному ребенку — все дети группы начинают кричать вместе с ним.

Действия родителей

Усыновленные дети очень нуждаются в повышенном внимании, ласке, прикосновениях. Их нужно как можно чаще обнимать, целовать, носить на руках, гладить. Особенно это необходимо детям с кожным вектором, они приходят к психологическому комфорту, когда их гладят или делают массажики.

Понаблюдайте, чем ребенок займется без вашего участия. Будет ли он рассматривать книжку, рисовать, строить постройку из кубиков или бегать, прыгать, кричать. Так вам будет легче определиться с его векторами и понять, как быстрее его адаптировать и максимально развить таланты.

Нежелательно с первых дней знакомить с большим количеством людей, родственников, других детей. Постепенно расширяйте круг общения малышу. Так как ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Поверить в то, что у него есть своя мама, которая любит, которая не оставит, которая всегда с ним. Нужно постараться и дать ему недостающее чувство защищенности и безопасности. Иногда на это уходит месяцы и даже годы.

Если у ребенка рассеянное внимание

У детей из Дома ребенка часто бывает рассеянное внимание. Они не могут удерживать свое внимание на определенном предмете, игрушке, задании достаточное количество времени. Это происходит потому, что у этих детей более медленный темп обучения, они нуждаются в более длительном повторении одного и того же задания, занятия. Медленно формируются психические процессы — память, внимание, мышление.


Родителям нужно привлекать внимание ребенка к предмету разнообразными способами. Рассматривать, трогать, пробовать на вкус, двигать, прятать, находить. Нежелательно предоставлять ребенку сразу много игрушек, так как это не позволяет сосредоточить внимание. Ребенок хватает все сразу, бросает, перебирает, ломает, но не умеет заняться одной игрушкой. В любом случае усыновленные дети больше всего нуждаются в душевном тепле и внимании взрослых. Если вы будете вместе играть и принимать ребенка со всеми его особенностями, постепенно внимание будет улучшаться.

Гибкий режим дня

При всей любви, ласке и внимании родителям необходимо соблюдать и разумную строгость, и режим дня. Многие дети Дома ребенка физически ослаблены, режим дня для них просто необходим.

Его можно приспособить к своим возможностям, образу жизни. Режим может быть гибким, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особенно он нужен детям с кожным вектором. Ведь дети с кожным вектором нуждаются в ограничении, чтобы правильно развивались его свойства. Подробнее об этом можно почитать в статье .

«Вредные» привычки или «госпитализм»

В результате подражания друг другу у детей могут легко возникнуть вредные привычки и стереотипные движения. Этому способствует утомление, незанятость, долгое ожидание внимания, неинтересные занятия. Некоторые дети имеют привычку качаться, сосать пальцы, тереться или стучать головой или другими частями тела о кроватку, стену; это происходит от недостаточного внимания, так называемый «госпитализм».


Госпитализм — это дефицит общения ребенка с близкими взрослыми. Это медицинский термин. С точки зрения системно-векторной психологии — это следствие потери чувства защищенности и безопасности ребенка в младенчестве, его изоляционность. Многие дети Дома ребенка постоянно хотят есть, любят много сладкого. Этим они восполняют недостаток любви, внимания, прикосновений. Родители не должны позволять злоупотреблять едой и сладостями. Лучше заменить их любовью, эмоциональной связью и нежностью.

Тихая музыка способствует засыпанию

Детей нужно оберегать от утомления и переутомления. Соблюдать режим, вовремя укладывать спать. Если ребенок трудно засыпает, можно дать ему мягкую игрушку в кроватку (особенно, если у него есть зрительный вектор). Можно включать спокойную классическую музыку — это способствует засыпанию (детям со звуковым вектором это полезно с точки зрения наработки навыка сосредоточения). В Домах ребенка это, к сожалению, не очень практикуется, но в семье можно легко организовать. Кожнику нужно досыта напрыгаться, набегаться, чтобы сладко спать. Иначе он будет долго ерзать, чесаться перед засыпанием.

Как общаться с ребенком? Развитие речи

Отсутствие ярких впечатлений, медленное овладение новыми умениями, неумение переносить новые знания в самостоятельную деятельность — все это приводит к задержке развития. В том числе страдает речь. Она примитивна, однообразна, монотонна. Дети пользуются небольшим количеством существительных и звукоподражанием. Произношение нечеткое.

При общении с ребенком нужно называть все предметы обихода, мебель, игрушки. Называть точно, ясно, одним словом: «Это кроватка. Это мишка. Это ложка». Для того, чтобы ребенок с первых дней слышал правильное произношение. Нужно исключить сюсюкающие слова, это задерживает развитие речи. На следующем этапе учим отвечать на вопрос «Что делает?» — «мишка сидит, стоит, играет» и так далее. Затем вопрос «Какой?» — «мяч круглый, красный, большой».

Нужны ли запреты?

Большую роль в воспитании играет умение взрослых правильно пользоваться запретами. Согласно системно-векторной психологии в запретах нуждаются как взрослые, так и дети. Например:

1. Нельзя бить детей, но особенно детей с кожным вектором, это может привести их к неудачному сценарию в жизни.
2. Нельзя кричать на детей, особенно на звуковиков, это может привести их к задержке психического развития, и даже к аутизму.
3. Нельзя пугать детей, особенно зрительных, их страхи могут перейти в фобии.
4. Нельзя подгонять ребенка с анальным вектором, он может впасть в ступор и вы от него ничего не добьетесь.
Подробнее можно почитать .

Это делать нельзя, а вот это можно

Ребенок должен знать и понимать слово «нельзя». Не нужно им злоупотреблять. Но малыш должен четко усвоить некоторые правила в семье, в общении с окружающими. Много запретов для детей быть не должно. Любое НЕТ — стресс для ребенка. А вот объяснять детям, почему «нельзя», и предлагать вместо запрещенного альтернативу — это будет верный подход.

Например: «Нельзя бить маму по лицу, потому что маме — больно. А вот мячик можно ударить — он только радостно подпрыгнет», «Нельзя бросать чашку на пол, она разобьется, а мячик, кубик — можно», «Нельзя дергать кошку за хвост, кошка живая, ей больно, она поцарапает — а вот веревку можно дергать», «Нельзя рвать книгу, а газету — можно». И очень даже полезно и рвать, и мять, и резать, и разглаживать — пальчики работают, развивается мелкая моторика.

То, что вам дорого, а ребенок может разбить или сломать, лучше на время убрать подальше, повыше. При разговоре с ребенком хорошо употреблять позитивные фразы. Меньше говорить: «не бегай», «не трогай», «не кричи», «не лезь». Больше употреблять: «иди побегай», «иди потрогай», «говори спокойно», «тебе это нужно?».

Хвалить или не хвалить?

Хвалить нужно обязательно детей с анальным вектором, похвала поддерживает в нем желание трудиться и доводить дело до конца. Правда, хвалить нужно только за дело, а не просто так: «Ты хорошо это сделал, нарисовал, построил». При захваливании, так же, как и при запретах и порицаниях, такие дети становятся неуверенными в себе. Анально-зрительный начинает выслуживать одобрение, становится зависимым от похвалы и не может поэтому найти себя в жизни.

Кожных детей лучше поощрять покупками, подарками, возможностью приобрести что-то. Похвала им не нужна, им нужно что-либо материальное. Правда, это уже о детях постарше. Зрительным детям нужен эмоциональный отклик: «Как красиво!», «Просто красота!» и возможность самому выразить свои эмоции и чувства.

Вышестоящие советы даны относительно всех детей, усыновленных в Доме ребенка. Следующие рекомендации даны с учетом знаний системно-векторной психологии и касаются индивидуальных различий детей.

Кому нужна строгая дисциплина

Если ваш ребенок имеет кожный вектор, его следует воспитывать в строгой дисциплине и ограничениях. Так как его природа позволяет ему стать в будущем — спортсменом, военным или предпринимателем. Нельзя применять к этому ребенку физические наказания, это может затормозить его психическое и физическое развитие. Но можно ограничивать вашего ребенка во времени — «Будешь смотреть мультики только 15 минут», в пространстве — «Посиди в своей комнате», в движении — «Посиди на стульчике, пока дети играют».

Умные, послушные, нерешительные

К ребенку с анальным вектором нельзя применять такие методы воспитания. Этот ребенок ценит качество, поэтому бывает медлительным, даже нерешительным, живет в своем ритме. Его нельзя торопить, подгонять, обесценивать его старания. Просто ему нужно давать больше времени на все дела и хвалить за отлично выполненное задание.

У вашего ребенка золотые ручки, он любит учиться, но нужно приучить его доделывать свою работу до конца. В будущем он может быть мастером своего дела, учителем .

Чувствительные, эмоциональные, нежные

Детки со зрительным вектором очень эмоциональные, тонко чувствующие, любвеобильные. Но у них много страхов, которые часто переходят в истерики. Они всего боятся: темноты, замкнутых пространств, одиночества, Бабы Яги. Эти страхи нужно осторожно переводить в принятие, сострадание, в любовь. Для этого можно использовать классическую литературу, рисование, сказки с хорошим концом.
Такие дети сильно привязываются к игрушкам, животным, близким людям. Если они теряют эти эмоциональные связи, то очень страдают — вплоть до сильного снижения зрения.

Аутист или будущий гений

Этот ребенок кажется странным. Он необщительный, любит уединение, замкнутый. Постоянно о чем-то думает, взгляд отсутствующий. Такой ребенок не переносит шума, криков. Ему нужно создать дома фон тишины. Он лучше вас услышит, если вы будете разговаривать с ним почти шепотом. Крики могут привести к остановке его психического развития, к апатии, депрессии и даже к аутизму.

Эти дети могут быть очень одаренными. Нужно отдавать их в музыкальную или математическую школу. Шахматный кружок тоже подходит таким детям. В будущем они могут интересоваться физикой, математикой, космосом и другими науками.

Понимание ребенка и действие в его интересах — основная задача воспитания

Усыновление ребенка — вопрос сложный и требует серьезной, в том числе и психологической, подготовки. Понимание врожденных желаний ребенка, которые зависят от набора его векторов, помогает создать такую близость и доверие между родителями и малышом.
А чтобы случилось это понимание, мы настоятельно рекомендуем вам посетить бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана с использованием материалов