Празднование пасхи на руси. Пасха — история и традиции

02.06.2019

П асха, или Светлое Христово Воскресение, - главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда - куличи, творожные пасхи, - красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

Игры

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко - с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах - и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания: «Красное яичко! / Скажи жениха. / Не скажешь ты его - / Закачаем тебя», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся», «Закачаем, залучаем, / За себя взамуж возму».

Качельная песня «Красное яичушко» в исполнении Д.П. Дубовцевой и Е.М. Барминой из города Ижевска Удмуртской Республики

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) - проигрыш. Поэтому игра и получила свое название - «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области .

Песни

До революции пасхальные песни передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в семьях эта традиция почти исчезла, однако фольклорные ансамбли при клубах часто знали и пели их.

Главное пасхальное песнопение - тропарь «Христос воскресе из мертвых» - исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме. Например, в Смоленской области исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, которые пели его, голоса не жалели. «Христа кричали» в любой обстановке - за работой, на улице, во время гуляний и праздничных застолий.

В некоторых регионах к каноническому тексту тропаря добавляли и слова от себя. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песни пели в Бежецком районе Тверской области . Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери - сельчане верили, что так защищали себя от всяческих бед.

В Псковской области девушки и женщины пели песни в первый же день Пасхи, а в казачьем хуторе Яминский Волгоградской области широкие гулянья начинались позже - в первое воскресенье после Пасхи (Красную горку), а заканчивались на Троицу. Отмечать здесь начинали, как правило, после обеда. Казаки собирались вместе на двух противоположных сторонах хутора, накрывали столы и пели песни - «люлейки» - так их называли из-за припева «ой, люли, люли». Затем двигались в центр хутора и накрывали общий стол на улице.

Танцы и хороводы

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ - особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.

Карагодная песня «Бросай, нянюшка, работу работать» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Волочёбная песня «Волочилися волочёбнички» в исполнении У. В. и Е. В. Поздняковых из деревни Борисково Невельского района Псковской области

В Костромской области в первое воскресенье после Пасхи обходили дворы молодоженов. Этот обряд назывался «Вьюнец». Утром дети окликали новоиспеченных супругов под окнами и пели песню «Молодая молодица». Юноши и девушки приходили окликать молодоженов в середине дня, а взрослые - после обеда. Обходчики-вьюнишники сначала пели на крыльце, затем их приглашали в дом и угощали за столом.

У кукморских удмуртов также существовал обычай, напоминавший традиционные русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжали в каждый двор и пели хозяевам закличку «Урай!», вызывая их на улицу. Позже все садились за сто, и гостей угощали праздничной едой.

Большой религиозный праздник для многих верующих по всему миру. Также и в России пасхальным традициям и обычаям уделяет большое внимание. Этот день символизирует не только воскрешение Господнее, но и наступление весенней поры, возрождение природы. Символы празднования, а также многие обряды сохранились и до наших дней.

История

До принятия христианства славяне чтили особый день в году, символизирующий начало весны и перерождения всего живого. Как правило, торжество происходило в конце марта – начале апреля, ведь в этот период пробуждалась природа после зимних холодов. Наши предки разжигали костры, прося, чтобы главный покровитель – Солнце, было к ним благосклонно и подарило богатые урожаи.

Праздновать же Пасху на русской земле начали после принятия князем Владимиром христианства. Традиции и обычаи Светлого дня, соблюдаемые представителями различных конфессий, перекликаются с периодом, запечатленном в Новом Завете. Главный посыл – процветание земной жизни и ее неподвластность смерти.

Важно! Название праздника «Пасха» означает «избавление» (походит от древнееврейского «Песах»).

События Евангелие, которые легли в основу богослужебного календаря:

  1. Мессия должен был прибыть на Пасху в Иерусалим. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Великий четверг – Иисус устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами.
  2. Страстная пятница – Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.
  3. Великая суббота – первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.
  4. Воскресение Христово – к гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними сходит Ангел, отваливает от гроба камень и говорит женам, что Христос воскрес.
  5. Спустя 8 дней Иисус является к ученикам.
  6. В течение следующих 40 дней Христос является ученикам в Галилее и восстанавливает апостольство Петра.
  7. На 40 день после воскресения Иисус возносится на небо, даря благословение апостолам.
  8. На 50 день после воскресения апостолы получают дары Святого Духа.

Подготовка к празднику

Подготовку к празднованию Пасхи принято начинать заранее. Неделя перед торжеством называется Страстной и люди традиционно в этот период занимаются уборкой жилища и очищением от лишних вещей. Следуя традиции, генеральная уборка дома происходит в Чистый четверг.

К подготовительному этапу относится выпекание куличей, окрашивание яиц (наши предки делали этот при помощи цветного воска, но сегодня используются пищевая краска и наклейки). Традиционно этому занятию просвещают целый день – субботу.

Особое внимание уделяется приготовлению блюд к праздничному столу. Но их можно будет попробовать только в воскресенье. Так как согласно традиции, в Страстную неделю этого делать нельзя.

В этот праздничный день хозяйки всегда накрывают пышные столы, готовя самые вкусные блюда. Угощаются разнообразными салатами, выпечкой, мясными и рыбными блюдами.

Удивите семью и гостей, подав на праздничный стол маринованные сливы. Подробнее о пошаговом рецепты их приготовления можно прочитать прочитать в .

Приступать к трапезе можно, вернувшись утром с церкви. Первым делом самый старший член семьи брал освященное яйцо и порционно разрезал его (по количеству домочадцев). Считалось, что с полученным кусочком «крашенки» передавалось благополучие, счастье и удача на весь следующий год.


Праздничный стол отличается пышным убранством и разнообразными закусками. Так как многие придерживались Великого поста, в этот день было позволено выпить вина, медовухи, угоститься блюдами из мяса и рыбы. На обед по традиции подают супы, холодец, сладкие и соленые пироги, икру, сыр, кисель. Если в семье к пасхальному дню закалывают ягненка, его запекают и обязательно угощают друзей, соседей и всех желающих. Таким образом, семья зазывает в дом богатство и благополучие.

Для украшения стола обязательно готовят специальную пасхальную выпечку - «барашек».

Символы

Ни один праздничный стол не обходится без главных символов Пасхи – крашеных яиц и выпеченных куличей, которые накануне необходимо освятить в церкви. Прихожане, чтившие церковные традиции, после освящения всегда делились угощениями с нищими. Светлое Воскресенье – всеобщий праздник, а значит, время благих дел. Традиции присутствия этих блюд на столе предшествуют свои истории.

Считается, что после воскрешения Христа, его ученики, трапезничая, всегда оставляли кусок хлеба для своего учителя. Поэтому выпеченные куличи на праздник символизируют святую пищу. Олицетворением Божьего духа считаются и крашенки (особенно красного цвета). По легенде, Мария Магдалена преподнесла в подарок императору расписное яйцо, рассказав о чудесном воскрешении Христа.

Красный цвет издавна символизирует силу солнца, пробуждения природы и жизненных сил. Для придания яйцам такого насыщенного оттенка, наши предки варили их в луковой шелухе. И на сегодняшний день эта традиция сохранилась, несмотря на множество других способов окрашивания.

Крест – неотъемлемая часть Пасхи и традиционный христианский символ. На нем произошло распятие Христа, который воскрес через 3 дня после смерти. Поэтому праздник часто именуется Светлым Христовым Воскресеньем. По религиозным понятием крест символизирует вечную жизнь.

Еще одним символом считались пасхальные пряники – их выпекали форме зайчиков, петушков, голубков.


Заяц (или кролик) также часто появляется во всей праздничной атрибутике – букетах, венках, аппликациях на пасхе и яйцах. Он славится плодовитостью, поэтому символизирует благополучие в доме.

Традиции и обряды

Главная традиция Светлого Воскресенья – посещение церкви. Утром всей семьей отправляются на праздничное богослужение. И в целом, этот день принято проводить с родными и близкими. Во время богослужения освящаются куличи, писанки и другие праздничные угощения.

По традиции, все продукты в церковь люди приносят в украшенных плетеных корзинках. В некоторых регионах России придерживаются обычая: на самое видно место ставится большой кулич, который стоит там все службу, а по ее окончанию, его разделяют на кусочки и раздают всем желающим прихожанам.

Вернувшись домой после богослужения, начинается праздничная трапеза. Блюда на столе – пасхи, крашенки, разные виды колбас и сыра, копченое мясо, отварная рыба, творожная запеканка, компоты и соки. А так как Пасха – праздник весенний, многие готовят свежие овощные салаты. Касательно напитков: не воспрещается и алкоголь. Традиционно это красное вино.

Важно! Диетологи дают совет тем, кто придерживался поста: не стоит кушать сразу все блюда, нужно есть порционно. Главное не переедать, так как это нанесет вред организму, который за несколько недель отвык от тяжелых блюд.

При встрече во время пасхальных торжеств люди приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес», на что собеседник отвечает «Воистину воскрес». После принято троекратно целоваться в щеку. Этот обычай носит название «христосование».

Также популярная традиция, сохранившаяся и на сегодняшний день – христосование яйцами. Оно заключается в том, что два человека устраивают своеобразную «дуэль» и проиграет тот, у кого первого треснет крашенка. Дети часто соревнуются в «покатушках» - сильно толкают писанку и смотрят, у кого она докатится дальше всех.


В России Пасха – большой праздник и всегда отмечается с пышными торжествами. Наши предки после трапезы устраивали народные гулянья – проводили соревнования, пели песни, водили хороводы.

Праздник, согласно православному канону, принято отмечать неделю. Люди ходят в гости к друзьям и родственникам, приносят пасхальные угощения. На 7 день отмечается Красная горка.

На Руси в этот период часто справляли свадьбы и всенародно веселились. Ведь дальше снова следует религиозный пост и начало работ в поле и саду.

Приметы

С праздником народ издавна связывает множество примет:

  1. Для того, чтобы почтить умерших, прежде чем сесть за стол, перед иконой ставили небольшой горшочек, наполненный медом.
  2. Принято плести пасхальные венки из живых цветов и развешивать по дому. Они привлекают в семью счастье, благополучие и защищать от злых духов.
  3. Перед праздником люди старались как можно чаще совершать добрые дела, помогать друг другу. Таким образом, можно было очистить душу от грехов.
  4. На церковное богослужение было принято надевать новую одежду.
  5. Часто люди встречали пасхальный рассвет, так как верили, что он поможет «обновить» мысли.
  6. В ночь с субботы на воскресенье прихожане часто купались в Святом Источнике возле церкви. Считалось, что так можно избавиться от прошлых бед и заручиться поддержкой высших сил.
  7. Яичную скорлупу не выбрасывали, а измельчали и заматывали в платок. Перед началом полевых работ ее закапывали в землю для повышения плодородия.

Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления.

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные. В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей.


Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений.


В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нелзя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит!


Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить “пышный” стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости.


В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь – от самой бедной лачуги до дворцовых стен.


Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освяченой пасхи.


Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.


Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей – “Христосовались”, посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала.


Пасха – самый большой православный праздник. Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века, и, согласно восточной традиции, стало главным событием года. С самого начала Пасха отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви».

Пасху встречали во всяком уголке - от Кремлевского дворца до самого бедного дома, праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г., писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней к ряду».

Торжественно праздновали Пасху русские цари. «После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца. - пишет в своей книге А.П. Аксенов. - Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца - высшие по три, средние по два, а младшие по одному... После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам.... На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов...».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой - зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой - христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим.

Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», - свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни».

Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Также на Пасху играли в орлянку и карты, хотя это и не поощрялось.

И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов.

Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.

Комментарии

спасибо 21 марта 2016



Исчезла ночи мгла, сияет светом свод небес,

Поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник, исторически являющийся самым первым христианским праздником. И, вне зависимости от того, взрослые мы или дети, верующие или нет, для нас этот праздник пронизан весенней, радостной атмосферой, ожиданием чуда, он сопряжён со сладостью пасхи, с ароматным вкусом кулича, с пестротой россыпи крашеных яиц. С этим «праздником праздников» связано большое количество обычаев, примет, поверий и гаданий.

Пасху называют по-разному: Великим днём, Праздником праздников. Также называют Пасху Великой, Светлой, Славной, Радостной. «Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка (pascha) и означает «прехождение», «избавление»» .

Этот праздник самый главный в православном календаре, и исторически является самым первым христианским праздником. В данном параграфе мы рассматриваем историю Пасхи в зарубежных странах.

Известно, что «самую первую Пасху праздновали древние иудеи ещё за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Первоначально этот праздник знаменовал исход иудеев из Египта под предводительством пророка Моисея. Это Пасха ветхозаветная, символизирующая избавление еврейского народа от египетского рабства.

Новозаветная Пасха была установлена апостолами Христа после Его смерти и воскресения. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягнёнку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника. В новозаветной Пасхе другой смысл: это праздник освобождения от всех грехов и обретения вечной жизни, это праздник для всего человечества, а не для одного народа» .

Нам известно также, что во II веке у христиан существовало две традиции Светлого Воскресения - Пасха крестная и Пасха воскресная.

«Первая была посвящена страданию и крестной смерти Иисуса Христа: Его называют иногда Новозаветным Агнцем. Этот праздник отмечался в день Его смерти вместе с днём Пасхи иудейской, на какой бы день недели он ни приходился» .

Вторая Пасха отмечалась только в воскресенье, которое следовало за иудейской Пасхой. Именно она посвящена Христову Воскресению. С первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова. Несмотря на это сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и воскресения Господа.

Пасха празднуется от 4-го апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля), и все 35 дней, в которые она бывает. Расчёт времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время по лунно-солнечному календарю.

Для определения ежегодного дня Пасхи принят был Церковью Вселенской александрийский пасхальный лунный круг, придуманный в Александрии, состоящий из 19 лет и до сих пор употребляемый Церковью. Но в 1582 папа Григорий XIII для запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда на целый лунный месяц раньше, чем на востоке, так что иудейская Пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть» .

Таким образом, мы выяснили, какова история замечательного пасхального праздника существует за рубежом.

История Пасхи на Руси

Празднование Пасхи в России - многовековая традиция. В этом параграфе пойдёт речь о том, как этот праздник пришёл на русскую землю.

Однозначного и конкретного ответа на вопрос о сроках и особенностях появления пасхального праздника у нас в России нам не встретилось.

Но стало известно, что «на Руси Страстная неделя и Пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником. Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать её. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях» .

Известно также, что, «как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища» .

Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника Пасхи. Первоначальное их значение забылось, и поэтому православная церковь даёт им своё толкование и объяснение.

Именно об этом пойдёт речь в следующих параграфах нашей работе, где мы расскажем о пасхальных обычаях и традициях за рубежом и в России.

Пасхальные обычаи и традиции народов мира

Праздник светлой Пасхи отмечается не только в России. Известно, что «Христово Воскресение празднуют в Германии, Польше, Франции и других западноевропейских и скандинавских странах, а также странах США» .

Прежде чем перейти к описанию традиций и обычаев, следует по-нашему мнению, отметить, что в качестве традиций выступают определённые нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Традиции эти в разных странах хранятся из века в век, передаются из поколения в поколение.

В Германии , как в России, «Пасха не имеет определённого дня празднования - как правило, это воскресенье после первого весеннего полнолуния. С принятием в Германии христианства яйцо стало символом новой жизни и Нового Завета. Ещё один, непривычный для нас, символ немецкой Пасхи - обыкновенный обитатель лесов и полей - заяц, который и несёт праздничные яйца, потому как считалось, что простые куры их нести не могут.

Утром в Пасхальное Воскресенье, после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями. Надо отметить, что традиционные пасхальные развлечения в Германии ничем не отличаются от наших. Наиболее популярными у немцев являются игры с крашенками: их бросают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Ещё одно развлечение для детей - искать спрятанные яйца в траве во время прогулки, где их спрятали родители.

Освящённые в церкви распустившиеся ветки принято украшать сладостями, фруктами, лентами, дарить их родным и близким. Такие ветки долгое время служат украшением в доме: их прикрепляют к изголовью у постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки долго хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

Даже подарки в этот день особые - в магазинах можно найти множество искусственных яиц на любой вкус и игрушечных зайцев, они иногда сделаны даже из шоколада.

В настоящее время Пасха в Германии всё меньше связывается с церковью и становится общенародным» .

Пасха в Норвегии считается главным церковным праздником. «Здесь издавна существовало множество народных обычаев. Один из них - возжигание Пасхального очага. Считалось, что тот, у кого первого пойдёт из трубы дымок, никак не обойдётся без падежа скота. Поэтому крестьяне всячески хитрили, чтобы обмануть соседей и заставить кого-либо из них «задымить» первым. Пасхальный дым также играл роль предсказателя - в какую сторону он шёл, оттуда и нужно было ждать неприятностей.

В норвежских деревнях раньше существовал обычай «крестить» в этот день домашних животных. Обряд, как правило, проводили вечером. Эти церемонии взрослые доверяли детям и проводили для того, чтобы защитить животных от нечистой силы.

Как во многих странах мира, в Норвегии яйцо - главное украшение пасхального стола. Их используют и для украшения дома, и в качестве сувениров, которые делают из дерева, металла, папье-маше, расписывают узорами, оборачивают золотой фольгой. Их используют как футляры для подарков и сладостей, в них кладут марципаны и сушёные фрукты, сердечки и любовные записки, духи... Перед Пасхой можно купить любимое праздничное лакомство детей - марципановые яйца в шоколадной глазури. Кроме яйца, традиционными символами норвежской Пасхи считаются ягнёнок, символизирующий Христа, добровольно принёсшего себя в жертву, и заяц - символ весеннего плодородия» .

В Чехии и сегодня сохранились многие традиции Пасхи. Одна из них, «плетение пасхальной плётки из ивовых прутьев, которой нужно слегка хлестнуть девушку, чтобы она была здоровой и красивой весь год. Пасхальными символами Чехии являются пасхальный барашек, или пасхальный заяц. В наши дни за 3 недели до Пасхи в Чехии начинаются Пасхальные ярмарки, которые проходят на главных площадях Праги. Можно купить не только различные сувениры - фигурки из дерева и других материалов, цветные платки, венки, бумажные цветы, но и различные пасхальные угощения. Это разноцветные глазированные пряники, калачи, кексы, плетёнки, каша с мёдом, традиционное медовое вино с привкусом миндаля или ванили. Помимо сладостей предлагаются такие традиционные блюда, как колбасы с хреном и горчицей» .

В Швеции «праздник Пасхи празднуют своеобразно - за неделю до наступления праздника девочки наряжаются нечистой силой. Одетые колдуньями они ходят по улицам и выпрашивают сладости. Это очень напоминает Хеллоуин.

Этот обычай очень древний, он возник в Швеции на почве суеверных представлений, т. к. в это время народ отмечает ещё и наступление весны, и возрождение природы. Жители украшают свои дома пасхальными цветами - жёлтым, зелёным и белым, расставляют жёлтых цыплят в зелёном и белом обрамлении из нарядных перьев. Яйца делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. Обычно устраиваются фейерверки, так как считается, что шум отпугивает дьявола и колдунов, изгоняя их чары» .

Во Франции «на Пасху (Всемирный День Омлета) принято готовить огромный омлет, более чем из 5000 яиц. Для приготовления этого праздничного блюда понадобится всего-то 5 000 яиц, 8 л растительного масла, огромный сноп укропа, 80 зелёных перцев, огромное количество высушенного зеленого лука, 25 кг лука, 25 кг сл. масла, 30 л молока, 3 кг соли» .

Для жителей Америки (США) «Пасха - это повод покрасоваться в необыкновенных головных уборах. Каждый год ранним утром тысячи людей приходят к собору Святого Патрика - главному католическому храму Нью-Йорка. На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров.

Пасха - начало новой жизни, а в Америке начинать новую жизнь в старой одежде - плохая примета. Поэтому приходилось обзавестись хотя бы новой шляпой. Эта традиция пришла в США из Европы. Позже, эта традиция переросла в уличное шествие для всех желающих, в котором принимают участие профессиональные клоуны и дрессированные животные. Парад шляп проводится в Нью-Йорке всегда - независимо от политических и климатических условий. Потому что проблем всегда было и будет множество, но жизнь весной обязательно возрождается» .

В Польше «в ночь перед Масленицей принято устраивать трапезы в честь наступающего 40-дневного Великого поста. Первый день Великого поста здесь называют Пепельной средой, когда священник обсыпает верующих освящённым пеплом, который является символом смирения.

В Страстную пятницу соблюдаются такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из обитателей дома: нельзя резать скот, печь хлеб, пользоваться расчёской. В доме завешивают все имеющиеся зеркала. Страстная Пятница - день траура.

В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления. В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные (кроме кошек) получают по куску освящённого хлеба.

В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец - символ Воскресения Иисуса Христа» .

Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций.

Пасхальные традиции на Руси

Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье.

Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» .

О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу.

Остатки пасхальной пищи - крошки, скорлупу - никогда не выбрасывали (например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду).

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания. Понедельник был мужским днём (парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин), а вторник - женским.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной».

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён.

Приготовления к празднику

Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения.

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Так, церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения.

«В дни Великого поста в домах устанавливался такой распорядок, при котором взрослые и дети постигали тайну жизни Христа и Его Воскресения. Благоговейная, исполненная особого смысла тишина устанавливалась в домах на Страстной неделе. Церковь вспоминала события земной жизни Христа, христиане обращались к последним дням Спасителя на земле. В это время шалить было особенно грешно. Детей усаживали читать Евангелие. В честь Светлого Христова Воскресения дети учили стихи из праздничных номеров «Незабудки», «Тропинки», «Светлячка», «Солнышка», «Детского чтения». В детских журналах того времени печатались стихи, рассказы, повести, посвящённые Пасхе» .

Особое значение имеют последние четыре дня Великого поста: Чистый Четверг, Страстная Пятница, субботний вечер и Пасхальное Воскресение.

У христиан в Чистый Четверг и сейчас существует обычай очищаться перед большим праздником.

Как известно, самыми распространёнными формами очищения водой и сегодня являются купание и обливание.

Раньше в Чистый Четверг детям стригли первые волосы. В этот день традиционно убирали в доме, начинали готовить пасхальные блюда. Традиционная уборка в Чистый Четверг существует и в настоящее время.

В субботу заканчиваются последние приготовления к празднику Воскресения Христова, когда дом уже сияет чистотой, а на столе лежат крашеные яйца и ароматно пахнут куличи.

«Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники, и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времён апостолов пасхальное богослужение совершается ночью» . «Перед полночью торжественная процессия выходит из храма на улицу - начинается крёстный ход. Крёстный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви на встречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма, при непрерывном звоне колоколов. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божьей Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несёт Евангелие, а идущий слева - икону Воскресенья. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке» .

Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем. «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - такими словами приветствуют друг друга верующие в этот день.

Пасхальный стол

Ни для кого уже не секрет, что «на Пасху большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя «пасху» из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это несут в церковь, чтобы освятить. Приготовлялся также артос - большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само Воскресенье Христово» .

В нашей работе мы предлагаем Вашему вниманию несколько рецептов традиционных пасхальных блюд, которые, без сомнения, украсят Ваш праздничный стол.

«Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Даже купленные в магазине куличи, украшенные домашней глазурью и обильно посыпанные разноцветным сахаром, будут выглядеть оригинально.

Творожные пасхи, сделанные в специальной форме, тоже являются главным украшением пасхального стола» .

Можно украсить крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставить красные свечечки, а под тарелочки вырезать бумажные цветные салфетки.

Для подготовки пасхальных яств к освящению в храме, необходимо приготовить заранее картонные коробки, украсить их разноцветными бумажными салфетками. Можно также приготовить специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки для детей из детского дома. В Церкви в пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям и бедным.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Хорошо, если есть возможность каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Можно заранее приготовить корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместить яички и кулич на салфетке. На фоне зелёной травки крашеные яйца еще ярче, а такую тарелку с травой легко приготовить самим. За 10 дней до Пасхи на красивую глубокую тарелку или блюдо овальной или круглой формы надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата. Полить смесь, так чтобы она была, как жидкая кашица и держать ее в теплой комнате, очень влажной. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету и тарелки надо часто поворачивать, чтобы трава росла прямо. К Пасхе тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички.

Рецепты пасхальных блюд

Студень (традиционное блюдо пасхального стола). Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу. Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3–4 часов, хорошо вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6–8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Кулич пасхальный. 12 ст. муки, 3 ст. парного молока, 50 г дрожжей, 2 ст. сахара, 7 яиц, 0,5 ст. масла, 1,5 ст. изюма, 1 ч.л. соли, душистые приправы. Развести опару на 3 ст. молока, 6 ст. муки и дрожжах. Поставить её в тепло. Растереть 5 желтков с 2 ст. сахара, 1 ч.л. соли и душистыми приправами (1 палочка ванили, 10 орешков кардамона или же 2 капли розового масла). Когда опара подойдёт, положить в неё растёртые желтки, вбить в неё еще 2 яйца, влить 0,5 ст. чуть разогретого топлёного сл. масла, всыпать 6 ст. муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него 1,5 ст. изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить ещё и дать полежать. Затем положить 1/2 сделанного теста в форму, дать ему подняться до 3/4 высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут 2 кулича.

Кулич царский. Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, 2 ст. сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, обсушенный изюм. Хорошо выбить тесто и оставить подниматься на 1,5–2 часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром. Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

Кулич с облепиховым соком. 1 кг муки, 150 г сливочного масла, 300 г сахара, 300 г молока, 6 яиц, 200 г облепихового сока, 25 г дрожжей, соль по вкусу. Яйца, масло и молоко смешать, добавить сахар и всю массу тщательно растереть добела. Затем добавить разведённые в небольшом количестве молока дрожжи и половину муки, замесить тесто и дать ему подняться. После этого добавить облепиховый сок и оставшуюся муку, хорошо вымесить и снова дать подняться. Когда тесто подойдёт, заполнить им приготовленные формы до 1/2 объёма. После того, как уложенное в формы тесто поднимется, их устанавливают в разогретую духовку. Формы достают из духовки, остужают и после этого вынимают из них куличи. Верх кулича можно покрыть глазурью. Для приготовления глазури понадобится 1 яйцо и 4 ст.л. сахара. Всё взбивают до состояния пышной пены.

Пасха с курагой. 500 г творога, 150 г сахара, 250 г кураги.

Курагу промыть и залить небольшим количеством воды, добавить сахар и отварить. Творог хорошо отжать, смешать с курагой. Полученную массу протереть через сито и тщательно размешать. Затем завернуть в плотную ткань, уложить под гнёт в холодном месте и выдержать 3–4 часа. Сформировать пасху и украсить цукатами, черносливом, курагой.

Пасха с крутыми желтками. 1,5 кг творога, 450 г сл. масла, 15 желтков от яиц, сваренных вкрутую, 0,5 л сливок, 350 г сахарной пудры, ванилин на кончике ножа. Протереть дважды творог через сито с желтками и сл. маслом. К полученной массе добавить сливки, взбитые с сахарной пудрой, перемешать. Массу положить в пасочницу и поставить в холодильник.

Пасха со сгущённым молоком. 1,5 кг творога, 350 г сл. масла, 300 г сметаны, 1 банка сгущенного молока или 400 г сливок, 0,5 ст. сахара 1 ст. изюма, ванилин на кончике ножа. Протереть творог через сито. Масло измельчить, добавить сахар. Творог, масло и ванилин растереть, добавить сметану, сгущенное молоко и хорошо промытый изюм. Всё перемешать. Полученную массу поставить в холодильник.

Пасха сырая. 2 кг творога, 150 г сл. масла, 1 ст. сахара, 250 г сметаны, соль по вкусу. Протереть творог через сито, масло добела растереть с сахаром, добавить сметану и продолжать растирать до однородной массы. Массу соединить с творогом, посолить, всё перемешать и выложить в пасочницу. Поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха сырная. 2 кг творога, 150 г сметаны, соль по вкусу.

Творог протереть через сито, растереть добела масло с сахаром, добавить сметану и растирать до полного растворения сахара. Полученную массу соединить с творогом, посолить, перемешать. Поставить на холод.

Пасха заварная. 2 кг творога, 350 г сл. масла, 450 г сметаны, 4 яйца, соль по вкусу. Дважды протереть творог через сито. Затем, непрерывно помешивая, довести до кипения масло, сметану и 3 яйца. Эту смесь влить в подготовленный творог, добавить оставшееся яйцо в соль. Полученную массу перемешать так, чтобы она стала однородной, выложить в пасочницу, накрыть блюдом и поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха вареная. 1,2 кг творога, 3 ст. сливок, 100 г сл. масла, 4–5 яиц, 100 г изюма и сахар по вкусу. Все вышеперечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

Пасха варёная (царская). 2 кг творога, 10 яиц, 450 г сл. масла, 750 г сметаны, 700 г сахара, 0,5 ст. миндальных ядер, 0,5 ст. изюма и ванилин на кончике ножа. Творог со сл. маслом потереть через сито, перемешать и поставить на плиту. Массу, непрерывно помешивая, довести до кипения. Затем охладить, добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин. Все перемешать, выложить и поставить в холодильник на сутки.

Пасха с шоколадом. 2 кг свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сл. масла, 2 ст. сметаны, 1 ст. цукатов. Шоколад натереть на терке, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сл. маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Ванильная пасха. 600 г творога, 3 ст. сливок, 1 ст. сахара и 0,5 палочки ванили. Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают 1 ст. сахара, ваниль (толченую) и все перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на ½ часа под гнет. Через ½ часа пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на 6–8 человек.

Пасхальные яйца

Крашеные яйца являются неизменным атрибутом Пасхи. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Традиция красить яйца и одаривать ими друг друга на Пасху уходит корнями в глубь времён .

До последнего времени нам было известно только два вида пасхальных яиц - крашенки и писанки. Однако, благодаря изучению литературы по нашей теме, мы узнали, что есть ещё крапанки, драпанки и яйчата. Об этом, а также о способах окраски яиц пойдёт речь далее в нашей работе.

Мы знаем, что красить яйца принято разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. «После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо» . Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но «когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным» .

Однако нам известно также и то, что яйцо всегда, с древних времён, считалось одновременно символом гроба и зарождением новой жизни, а церковная традиция всего лишь легла на уже существующую, более древнюю, языческую, причём бытовавшую не только в славянском мире, но и в Новом Свете.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Правда, только у славянских народов роспись яйца была возведена в «ранг искусства, достигнув богатства, сюжетов, тематик, цветовой гаммы, композиции, сложности рисунка и орнамента. Окрашенные яйца называли крашенками, а расписанные разными узорами - писанками» .

На Руси больше были распространены первые, в то время как вторые - в других славянских землях.

Крашенки- от слова красить. Красить яйца можно по-разному. В ранние времена, чтобы получить крашенку, яйца проваривали в отваре луковой шелухи, листьев молодой берёзы или, кофейной гуще, красили и травами, после чего обтирали растительным маслом до блеска для красоты. Существовал также обычай красить яйца по-особому, когда обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца. «Кроме того, для домашнего окрашивания яиц продавались «мраморные», серебряные и золотые краски, и специальные «яичные лаки» разных цветов, и мозаичный блеск»» .

В настоящее время одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10–15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до тёмно-коричневой. Шелуху засыпают в кастрюлю и заливают водой. Когда смесь закипит, осторожно опускают в неё яйца и варят вкрутую, примерно 15–20 минут. Но если хочется, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи берут больше, и варят её около получаса до того, как в отвар опускают яйца.

Сегодня, для того чтобы яйца закрасились необычно и с орнаментом, можно приложить к ним что угодно, по принципу трафарета. Так, например, в некоторых семьях хранится обычай окрашивания яиц «в крапинку». Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

С писанками - расписными яйцами надо было потрудится. Писанки - это искусно расписанные пасхальные яйца. Так, мы выяснили, что украинские писанки являются настоящим произведением народного творчества.

Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, строго подчинённого форме яйца, геометрические фигуры.

Нам стало известно, что «в каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине - в красный, черный и белый, на Полтавщине - в желтый, светло-зеленый, белый.

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке - дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки» .

«Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сначала яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном - для людей, а крашенки на проросшем овсе - для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого» .

В некоторых районах «писали» яйца специальными маленьким крючком из проволоки, которую обмакивали в растопленный воск, после чего яйцо, помещённое в краску, прокрашивалось только в не закрытых воском местах.

«При росписи широко использовали знаки-символы: точка - начало начал, семена будущей жизни; круг - солнце, символ жизни; ёлочка - символ здоровья; барашек - символ благополучия; конь - символ солнца; олень - символ нарождающейся жизни» .

«При рождении ребёнка - дочке дарили писанку с одной звёздочкой, а сыну - с дубовым листочком. От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником» .

В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломыя Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.

Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Ажурный узор смотрится на драпанке красивее, если она выкрашена в тёмно-коричневый цвет. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет - в правой.

Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Можно также воск просто аккуратно соскоблить.

В настоящее время уже существуют деревянные яйца - яйчата, а также из серебра, фарфора, хрустальные, стеклянные с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней. Детям на Пасху дарят сахарные, шоколадные подарочные яйца.

Подводя итого всему вышесказанному о пасхальных яйцах, мы делаем вывод, что такое многообразие способов окраски пасхальных яиц при желании позволит сделать любой пасхальный стол ярким, красочным и незабываемым.

Пасхальные игры и забавы

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации человека. «Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции» .

Известно, что издавна «с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами. Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание крашенок» .

Для этого изготовлялся специальный лоточек с желобом («каток»). Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр с пасхальными яйцами.

Вариант 1. Играющие раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?» Входящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все крашенки. Кто удачливее, тот уносит домой целую шапку яиц.

Вариант 2. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйца проигравших.

Вариант 3. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки, которые сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.

Вариант 4. Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатиться, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Вариант 5. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший.

Ещё один из вариантов пасхальных игр заключался в том, что дети искали спрятанные яйца в саду. Подобный обычай описывал русский писатель Иван Шмелёв: «Собравшиеся у нас на Пасху внуки очень любили искать яйца в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал в саду яйца с сюрпризами» .

Во все эти игры можно играть вдвоём, однако с большим количеством участников они проходят интереснее.

«Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожёны, поженившиеся в течение последнего года. Обязательным для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников» .

Мы, однако, отмечаем, что в наше время среди молодёжи подобные игры и забавы практически забыты или просто малоизвестны.

Пасхальные подарки

Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от фантазии дарителя. О некоторых способах преподнесения подарка на Пасху уже шла речь выше (с.15). В настоящее время существует довольно много пасхальных открыток. Однако есть обязательный атрибут пасхального поздравления.

«Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!», очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни…, а потому все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни» .

В БЭКМ говорится о том, что «традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе уже с XVI века» .

Изготовление украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. «Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Особое место среди работ Карла Фаберже занимают яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи» .

Мы узнали, что «мастерские Фаберже создали 5 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885–1894 гг. преподнёс своей жене 10 пасхальных яиц производства Фаберже. Николай II в 1894–1917 гг. заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери Марии Фёдоровне, и жене Александре Фёдоровне. 12 пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири. Для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки. Это были яйца со сложными заводными механизмами, их создание обходилось очень дорого. Хранящиеся внутри яиц сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ вв. Яйца хранились в специальных футлярах или сейфах, их извлекали оттуда для того, чтобы показать только во время Пасхи» .

Заключение

Изучив литературу по теме нашей работы, мы раскрыли историю пасхального праздника и некоторые его традиции. Это позволило сделать следующие выводы:

  1. Пасха - светлый праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления.
  2. В различных странах праздник Пасхи сопровождается различными обрядами, но всех их объединяют самые чистые и светлые порывы души.
  3. Пасхальными символами являются крашенные яйца, творожная пасха и куличи, а в некоторых зарубежных странах - ягнёнок (барашек) и заяц.
  4. Среди множества украшений, готовящихся к пасхальному столу, первое место принадлежит яйцу. Сегодня существуют хрустальные, фарфоровые, из драгоценных металлов и поделочных камней, из дерева, из папье-маше и шоколада, но все они уступают первозданному куриному яйцу.
  5. По способу окрашивания яйца делят на писанки, крашенки, крапанки и драпанки.

Литература:

  1. Барсанова Т. А. Христианская Пасха. // Начальная школа. - 2000. - № 3.
  2. Беседина И. В. Пасхальные украшения. // Начальная школа. - 2004. -№ 4.
  3. Большая Советская Энциклопедия (3 CD), 2003.
  4. Королёва И. К нам в дом с добром - Святая Пасха. // «Сельская новь». 2005, 25 апреля.
  5. Лобанова Е. А. Пасхальные традиции русского народа. // Начальная школа. - 2005. - № 3.
  6. Пасха. История, традиции, рецепты. - М.: Мой мир, 2005.
  7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  8. Подарок по-православному. // «АиФ. Энциклопедия жизни», 2004.
  9. Православные праздники. // Начальная школа.-1992. - № 4.
  10. Сахаров П. Д. Пасха христианская. БЭКМ (10 CD), 2004.
  11. Сумцов Н. Ф. Писанки. «Киевская старина», 1891.
  12. У православных - Пасха. // «АиФ. Энциклопедия жизни», 2005.
  13. Фаркова Е. Ю. Пасхальный благовест. // Начальная школа. - 1999. - № 4.
  14. Ширшова Ю. В. Дорого яичко к Христову дню. // Начальная школа. - 2002. - № 4.
  15. www.zavet.ru/pascha.htm#d02
  16. www.xxc.ru/orthodox/pastor/pasha/index.htm
  17. www.gotovim.ru/recepts/
  18. www.cooking-book.ru/library/obryady/paskha/