Появился сервис, который позволяет родителям следить за детьми в соцсетях. Этично ли это? Как отследить ребёнка по телефону: лучшие мобильные приложения Контроль родителей за чтением детей

15.10.2019

Вокруг действительно много опасностей - от бешеного движения на улицах до угрозы репутации в Сети (детям это даже важнее, чем взрослым). Но постоянный присмотр душит детскую самостоятельность. Зачем чему-то учиться, если всё на свете и так контролируют мама и папа? Гиперопека не даёт опыта, а за неопытного и беспомощного ребёнка мы беспокоимся ещё больше. Попробуем понять, как сочетать заботу и здравый смысл.

Контролируем реальность

Контроль растёт и меняется вместе с ребёнком. За младенцами может проследить видеоняня, но чем старше дети, тем сложнее их маршруты, и приходится выдумывать что-то поинтереснее.

По статистике, которую приводит В ОП РФ разработали памятку с советами, как предотвратить пропажу детей Общественная палата РФ, с начала 2017 года в России потерялось около 1 350 человек, из них более 300 - дети.

При этом, по данным одного из исследовательских центров Parents, Teens and Digital Monitoring , 39% родителей фильтруют информацию, которую дети могут получить в Сети, и только 16% отслеживают местоположение ребёнка при помощи приложений на смартфоне, хотя такие программы доступны и помогают искать не только детей, но и других членов семьи. Главное, что не надо постоянно названивать с неизменным вопросом «Ты где?». Но смартфон - это как раз тот предмет, который первым отожмут хулиганы, поймавшие ребёнка после школы.

Другой вариант - маячки, посылающие сигналы о геолокации. Их, конечно, придётся купить отдельно и заодно присмотреться к функциям, которые в них есть.

Лучше смотреть на носимые гаджеты, чтобы не потерять их и не забыть дома.

Это детские часы со встроенным GPS. Они отслеживают местоположение ребёнка и посылают данные на смартфон родителей. Кроме GPS гаджет использует технологию LBS, которая берёт данные Wi-Fi-точек и помогает находить гаджет в помещении.

Чтобы постоянно не приходилось смотреть на карту, в приложении можно настроить безопасные зоны. Когда ребёнок пересекает их границы, часы присылают уведомление. Большой плюс гаджета - тревожная кнопка на корпусе, которую может нажать сам ребёнок, подавая сигнал опасности. Вы можете отключить постоянные уведомления и договориться, что реагируете только на тревожный звонок - так, чтобы ребёнку не казалось, что за ним всё время смотрит Большой Брат. Настройки приложения элементарные, часы работают «из коробки» и отслеживают локации по всему миру.




У Kids Radar есть функция прослушивания окружающей обстановки. Например, если ребёнок нажал на тревожную кнопку, вы можете включить её и узнать, что произошло: ссора с одноклассниками, агрессия со стороны учителя или что-то ещё. При этом незнакомцы не могут «позвонить» на гаджет.

Дети чаще всего теряются в толпе, в торговом центре или на празднике, когда родители на минутку отвернулись. Такие случаи обычно заканчиваются благополучно, если не считать пострадавших нервных клеток. Чтобы ребёнка не потерять, включите режим сопровождения: если трекер и смартфон окажутся на большом расстоянии, вы услышите сигнал.




Бонус трекера - подсчёт шагов. Считать шаги скоро будет, наверное, даже асфальт на улицах, так почему бы заодно и не посмотреть, сколько пробежал ребёнок на переменах и на физкультуре? По крайней мере, будет понятно, куда идти после школы: делать домашнее задание или гулять (хотя мы и так знаем, что гулять).

Контролируем интернет

Функции родительского контроля скоро появятся даже у микроволновок. Есть масса способов не допустить ребёнка до опасной информации:

  1. Блокировка отдельных приложений или их функций паролем.
  2. Приложения, которые создают свою оболочку смартфона. Ребёнок просто не сможет открыть то же, что и родители.
  3. Настройки браузеров и специальные расширения для контроля контента.
  4. Встроенные средства мобильных платформ.

Выбирать легко, пока ребёнок не научится все эти заборы взламывать, а этот момент обязательно настанет. Впрочем, если он смог обойти ваши технические примочки, то сможет разобраться, какую информацию потреблять.

Ребёнок рано или поздно всё равно столкнётся с негативной информацией: сможет прочитать надпись на заборе, как только выучит алфавит. Задача родителей - не закрашивать буквы, а объяснять, что делать.

Как не переборщить с контролем

Опасность заключается не только в том, чтобы потеряться или найти новость с шокирующими фотографиями. Никакие гаджеты и приложения не помогут, если ребёнок не смотрит по сторонам перед тем, как перейти дорогу. Ему нужно самому заботиться о безопасности, но научиться этому он может, только если будет многое делать сам, без родительского надзора.

Придётся найти компромисс, при котором родители не будут хвататься за сердце по поводу и без, а ребёнок не будет чувствовать себя запертым в клетке.

Всегда предлагайте вместе с контролем свободу.

Оставьте себе контроль за физической безопасностью, но доверьте ребёнку что-то другое:

  1. Вы вручаете ему трекер-часы и разрешаете самому собирать портфель.
  2. Вы договариваетесь, что включаете отслеживание местоположения, но разрешаете после школы гулять с друзьями.
  3. Просите на вечеринке найти минуту и позвонить, чтобы рассказать, как дела. Иначе в условленное время вы включите удалённое прослушивание, чтобы убедиться, всё ли в порядке.
  4. Обучаете ребёнка нажимать на тревожную кнопку и разрешаете остаться на ночь в гостях.
  5. Вы состоите в друзьях в соцсети, но не знаете пароля от аккаунта.
  6. Вы смотрите обновления в соцсетях, но не ругаете за перепосты с шуточками про то, как не хочется идти на урок. Потому что иначе появится новая страница с этими самыми шуточками, но только вы о ней не будете знать.

Чем старше ребёнок, тем больше можно ему доверить. Вряд ли вы сможете закрыть интернет от подростка или повесить маячок на выпускника школы, поэтому ответственность за себя нужно воспитывать как можно раньше.

Представьте себе, что вы едете всей семьей на машине. По радио играет ваша любимая музыка, и с каждым километром все проблемы становятся все дальше от вас. Из такой идиллии вас выводят вопли ваших детей: «Он ударил меня!», «Она опять дразнится!» Вы думаете: «Если бы в этой машине вместо круиз-контроля была кнопка контроля за детьми, можно было бы отдать за нее любые деньги».

Действительно, если бы вы могли полностью контролировать детей, любая семейная поездка проходила бы без эксцессов, а вы спокойно разговаривали бы по телефону и могли избежать многих бытовых ссор. Если контроль – такая важная часть воспитания, то как мы можем эффективно контролировать своих детей?

Родительский контроль: за и против

Рассмотрим основные трудности, возникающие у родителей в связи с контролем над поведением детей, а также способы установить этот контроль.

Во-первых, следует понять, что контролировать ребенка в равной мере могут оба родителя. У многих из нас возникает ощущение, что ребенок, чрезмерно подверженный контролю, становится раздражительным, нетерпимым к себе и окружающим.

Представьте себе, что в первом классе на уроке рисования, когда необходимо нарисовать пейзаж, учитель дает детям только синие, зеленые и коричневые карандаши, потому что считает, что природа имеет только эти цвета. В таком смысле контроль означает жесткие ограничения. С другой стороны, именно самоконтроль делает общество цивилизованным, и, поскольку ребенок еще не может полностью себя контролировать, родители должны ему объяснить, что каждый поступок имеет реальные последствия, которые следует предвидеть. Обе точки зрения на родительский контроль не являются истиной в последней инстанции.

Большинство недоразумений по этому поводу происходит потому, что мы забываем две важные вещи. Во-первых, мы можем контролировать не детей, а лишь ситуации. Во-вторых, в процессе контроля детей взаимоотношения между ними и родителями не менее важны, чем поощрения и наказания.

Контроль и стили воспитания детей

Проблеме родительского контроля посвящено много исследований в сфере психологии. Известный американский психолог Диана Баумринд рассматривает эту проблему в рамках своей теории стилей воспитания. Она выделяет три основных стиля:

1. Авторитарный стиль . Родители, которые его придерживаются, следуют правилу «потому что я так сказал» и поощряют ребенка за послушание. Они строго следят за тем, чтобы ребенок придерживался установленных правил, и наиболее эффективным способом добиться этого считают наказание. Ребенок в первую очередь должен слушаться родителей, и только потом – прислушиваться к собственным чувствам. Дети авторитарных родителей становятся «хорошими» взрослыми: они умеют подчиняться, но, как правило, не обладают достаточными социальными навыками и в целом не счастливы.

2. Демократичный стиль. Демократичные родители так же, как и авторитарные, озвучивают ребенку свои ожидания, но они более восприимчивы к чувствам и реакциям ребенка. Ожидания и цели преподносятся ребенку в позитивном свете, а не как раз и навсегда установленные правила, которых ребенок должен бояться. Демократичные родители уравновешивают негативные последствия за проступки и позитивное воспитание. В отдельных случаях они прощают ребенку его проступки. Демократичные родители уважают своих детей, поэтому дети вырастают счастливыми и успешными.

3. Либеральный (разрешающий) стиль. Родители не устанавливают для ребенка строгих правил, и их ожидания от ребенка невелики. Либеральные родители считают, что ребенок от природы склонен выбирать хорошие модели поведения, и ему не стоит в этом мешать. Честно говоря, либеральные родители иногда боятся конфликта со своими детьми и хотят быть для них друзьями, а не врагами. Неудивительно, что дети после этого часто имеют проблемы с самоконтролем.

На первый взгляд может показаться, что больше всего контролировать детей склонны авторитарные родители. В таких семьях дети не грубят взрослым, слушаются их и хорошо себя ведут. Однако авторитарные родители часто путают контроль над ребенком и контроль над ситуацией. Проблема такого вида контроля в том, что со временем он приводит не к развитию у ребенка самоконтроля, а к страху перед авторитетами. Кроме того, контроль со стороны авторитетных родителей основан больше на наказаниях, чем на поощрениях. Ребенок учится избегать наказаний, а не испытывать положительные эмоции от поощрений.

С другой стороны, либеральные родители, которые все разрешают ребенку, часто не имеют навыков контроля над ситуацией – командного голоса, умения контролировать ребенка с помощью похвалы или предвидения проблемных ситуаций. В конце концов, либеральные родители признают свое поражение, потому что считают, что, если они берут контроль над ситуацией в свои руки, значит, их воспитательный метод не сработал. Когда ситуация выходит из-под контроля, и либеральные, и авторитарные родители могут кричать на ребенка, чрезмерно его наказывать или угрожать («Подожди, вот мы вернемся домой, и ты у меня посмотришь»).

Демократичные родители лучше других контролируют ситуации. Они находят эффективные способы влиять на ребенка и знают, как правильно использовать положительные и отрицательные последствия, чтобы добиться желаемого. Вот в чем демократичные родители отличаются от остальных:

  • они понимают, что ребенок не может в одно мгновение изменить свое поведение. Поэтому они каждый раз стараются влиять на ситуации, и от этого ребенок со временем меняется к лучшему;
  • они знают, что позитивные взаимоотношения с ребенком (внимательность к нему, похвала, фразы, корректирующие поведение, негативные последствия за проступки и т.д.) более эффективны, чем система поощрений и наказаний. Демократичные родители понимают, что уважение ребенка достигается путем проб и ошибок; когда ребенок ведет себя плохо, родители честно и четко объясняют ему, в чем он ошибается.

Главное в демократичном воспитании – это понимание того, что контроль над поведением ребенка обретается со временем, когда родители шаг за шагом следуют четкому плану и выбирают наиболее эффективные стратегии воспитания.

Как правильно контролировать детей

Как видим, родительский контроль может не только ограничивать ребенка, как мы привыкли думать, но и быть ему во благо. Рассмотрим конкретные связанные с контролем ситуации, с которыми часто сталкиваются родители:

  • дети сидят в машине на заднем сидении и плохо себя ведут. Детям часто не нравится, когда они вынуждены ехать на заднем сидении, они начинают капризничать и вести себя плохо. И родители при этом теряют контроль над ситуацией. Во-первых, они ограничены во времени из-за необходимости вовремя добраться до пункта назначения. Родители думают: «Как только мы доедем, я смогу прекратить такое поведение детей». Во-вторых, дети плохо себя ведут из-за того, что им не хватает пространства и внимания родителей. Чтобы прекратить это, похвалите ребенка, который ведет себя лучше (психологи называют этот прием «дифференциальной похвалой за хорошее поведение»), даже если он хорошо себя ведет всего несколько минут. Также будет полезно занять ребенка какой-либо работой. Например, возьмите с собой карту, нанесите на нее начальный и конечный пункты вашей поездки и попросите детей следить за тем, какие улицы или населенные пункты вы проехали;
  • чем больше детей, тем больше шума. Родителям трудно уследить за несколькими детьми, поэтому они не могут контролировать ситуацию. Чем больше детей в семье, тем более трудностей может возникать в связи с этим. Вместо того чтобы кричать или наказывать всех детей сразу, говорите с каждым ребенком по отдельности. Даже если вы говорите с двумя детьми одновременно, рассматривайте отдельно плохое поведение каждого из детей. Рассматривайте каждый отдельный случай. Например, говорите с ребенком только о том, что он убежал от вас в магазине или о том, что сын без спросу зашел в комнату к дочери и затеял драку. Не пытайтесь исправить все и сразу.

Заранее планируйте свои действия в подобных ситуациях. Например, когда вы идете с ребенком в магазин, планируйте на это на 10 минут больше, чем обычно. Вам может понадобиться несколько минут для того, чтобы успокоить ребенка, если он начнет капризничать. Если дети спорят о том, что смотреть по телевизору, заберите пульт от телевизора и подождите, пока дети не успокоятся и не договорятся.

Контроль над детьми: взгляд изнутри и снаружи

Наша жизнь меняется: ускоряется ритм, увеличивается информационная нагрузка. И, несмотря на появление массы электронных механизмов, призванных упростить ежедневную работу на предприятии, в офисе и дома, современному человеку требуется все больше и больше времени, чтобы контролировать все сферы своей жизни.

Средства массовой информации будто поставили своей целью запугать нас, регулярно показывая аварии, преступления и несчастные случаи, мир вокруг начинает казаться враждебным пространством, где, как в мультике про котенка по имени Гав, нас «ждут одни неприятности».

Отпускать в такой мир самое дорогое – ребенка – становится страшно, и чтобы этот страх приглушить, родителям хочется полностью контролировать жизнь чада: его местонахождение, передвижения, круг общения, учебу, интересы, здоровье и переживания…

Бизнес на контроле

Спрос на устройства для контроля порождает массу предложений. Современному родителю доступны самые разнообразие устройства и целые системы, вроде системы электронных карт школьников или электронного дневника. Контроль ребенка в школе - очень востребованная услуга, ведь школьник почти половину своего дня проводит в учреждении образования, где родители не могут его видеть. И вот – появляются на входе в школу терминалы, а в классах – камеры, и даже родитель, целый день, находящийся в офисе, может легко осуществить контроль ребенка в интернете: узнать, когда он вошел в школу, или даже посмотреть на урок в режиме реального времени.

Все, что приносит прибыль – интенсивно развивается. А чтобы подогреть интерес родителей к своим услугам, производители контролирующих устройств в своей рекламе запугивают их, описывая все возможные опасности, которым подвергнется ребенок, стоит только выпустить его на улицу одного. С одной стороны – это неплохо: предупрежден – значит, вооружен. Однако с другой стороны – такая информация повышает уровень тревожности взрослого, который он переносит на ребенка, а повышенная тревожность никогда не доводит до добра.

Непосильная ноша

Когда сегодняшние родители сами еще были детьми, у их родителей не было особой возможности контролировать поведение и успеваемость чад, а тем более, их передвижения в течение дня. Родительские собрания раз в 3 месяца приносили массу сюрпризов. А о том, что ребенок проводил время в каких-нибудь гаражах или на заброшенной стройке, родители чаще всего и не догадывались.

Сегодня можно снабдить своего школьника мобильным телефоном, GPS-маячком, электронной школьной картой и контролировать каждый его шаг. «Мне так спокойнее» - частенько можно слышать от родителей, - «За спокойствие денег не жалко».

Хотя – действительно ли спокойнее? Ведь, если задуматься, с самого ребенка снимается всякая ответственность за его жизнь. Он прекрасно знает, что все, что он делает, контролируется родителями. А ответственность – это такая вещь, которая если и снимается с одного человека – то ложится на плечи другого, в данном случае – родителя. Казалось бы, родитель осознанно идет на это, однако взвешивает ли он свои возможности? Или страх перед неведомыми опасностями застилает глаза?

Взрослые члены семьи, а чаще всего, один из них, несут ответственность за ее благосостояние, психологический климат, добрые отношения и уют в доме, рабочие и карьерные достижения, здоровье ребенка, и ко всему этому добавляется ответственность за детское поведение, учебу, и другие сферы жизни, контролировать которые школьнику и самому вполне по силам. А если ребенок не один? Каково жить под постоянным гнетом такой ответственности? Знать, что стоит тебе отвлечься, потерять бдительность, и твои дети тут же нахватают двоек, заблудятся по пути от дома до школы, нагрубят учителю и пойдут в темную подворотню с незнакомцем зловещего вида? Все, что получит в результате родитель – это детей, неспособных отвечать за свои поступки и решения плюс устойчивое чувство вины.

Родительский контроль за ребенком: границы и заграницы

Контролировать детей – это одна из обязанностей родителей. Однако контроль контролю рознь. И где граница между простой заботой о безопасности и полным подавлением личности?

С самого рождения малыша, мы, родители несем за него полную ответственность. Ведь младенец не в состоянии контролировать даже собственные ручки и ножки, не говоря уже о чистоте пеленок и памперсов. Мы осуществляем контроль за здоровьем ребенка, периодически устраивая ему медосмотры. Воспитание подразумевает контроль поведения ребенка и направление его в нужное русло. Но ребенок не навечно остается младенцем, он растет, растет и сфера его ответственности. И вот, дошкольник уже может сам распоряжаться своими игрушками, дарить их друзьям, и т.д. Школьник сам контролирует свое расписание и самостоятельно ходит в школу и возвращается из нее. Подросток выбирает будущую профессию и готовится к поступлению в ВУЗ… Это естественный ход вещей, однако родительская душа не всегда может с ним смириться.

Не раз и не два в процессе взросления чада, у взрослых появляется желание его проконтролировать. И часто – против его желания. Взволнованных родителей интересует, как узнать где находится ребенок по телефону, есть ли устройства, позволяющие осуществлять круглосуточное наблюдение за сыном или дочерью, незаметно для них. Ведь так велико желание узнать, где они, что происходит вокруг них, и что творится в их головах. И производители средств слежения радостно предоставляют к приобретению разнообразные шпионские штучки, вот только мыслеуловитель еще пока не придумали.

Контроль или доверие?

Контроль за безопасностью ребенка должен осуществляться не электронными устройствами, а постоянным повторением правил поведения. Ребенок четко должен знать, что можно делать, а чего – ни в коем случае нельзя. Тогда и родители будут уверены, что он спокойно дойдет до дома из школы и не станет при этом заходить с незнакомцем в лифт. Отдайте ребенку ту часть ответственности, которую он готов на себя взять.

Есть вещи, которые трудно контролировать даже подростку, поскольку они увлекательны настолько, что разум не может справиться с желанием. Например, компьютерные игры. Некоторые настолько увлечены виртуальными приключениями, что забывают, где реальная жизнь, а где – игра. То же можно сказать и о других видах зависимости. Контроль времени, проводимого ребенком за компьютером, необходимо осуществлять родителям, во всяком случае, до тех пор, пока ребенок не сможет справляться с этим сам.

А как понять, справляется или еще нет? Пробовать! Предоставлять ему возможность самому планировать свое время, в том числе, и время на игры и интернет. Если при этом не страдает учеба, отношения и сон, то ребенок прекрасно и сам справляется с контролем собственных желаний.

Если ребенок выходит из-под контроля…

Ребенок, выходящий из-под контроля – страшный сон большинства родителей. И для многих – реальность, не менее страшная. Что делать, если доселе послушное дитятко как с цепи срывается, и родители перестают справляться с ним? Если ни один инструмент управления, ни кнут, ни пряник, уже неэффективны? Ребенок начинает делать только то, что он хочет, когда хочет, и ни с кем не советуется. Или советуется, но явно не с теми, с кем следует.

Это естественный этап взросления, присущий подростковому возрасту. Кстати, сам этот возраст сейчас помолодел, и если раньше родители впервые сталкивались со стремлением ребенка выйти из под опеки, когда ему исполнялось лет 15, то сейчас такая проблема может возникнуть и с десятилетним школьником.

Когда малышу исполнялось года 3, то он впервые начинал отталкивать маму и стремиться самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы или выбрать себе игрушку. «Я сам!» - девиз этого возраста и кризиса трех лет. Сейчас происходит то же самое, только в новом масштабе: «Я сам буду нести за себя ответственность!» - заявляет подросток. Или, чаще, говорит: «Отстаньте от меня, это моя жизнь!»

Этот этап нужно пережить, сохранив точки соприкосновения со своим ребенком. Подростковый возраст не длится вечно и спустя какое-то время ребенок осознает, что его родители – это друзья, компаньоны, а не руководители и контролеры.

Все дети – это будущие взрослые. И будет взрослый ответственным и решительным или останется вечным ребенком, огладывающимся на тех, кто кажется ему авторитетом, и при этом обвиняющим весь мир в собственных проблемах, зависит от того, как он проживет этап становления, а вернее, как ему позволят его прожить.

Отпускать детей тяжело, но необходимо. Иначе можно прожить помимо собственной жизни еще и жизнь ребенка, оставив ему роль стороннего наблюдателя.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 7 им. М.К. Янгеля

Родительское собрание

"Контроль со стороны родителей за детьми

во внеурочное время"

Подготовила: Л.П. Жунусова

Байконур

Уважаемые родители!!!

Никому не секрет, что многие наши обучающиеся после занятий в школе предоставлены самим себе, большую часть времени проводят на улице без присмотра родителей, и эти прогулки затягиваются до поздней ночи, в результате в школу они приходят с неподгот овленными уроками, и ведут себя недисциплинировано, далее - пропуски занятий. Складывается ситуация, что многие родители воспитание своего ребенка отодвинули на последнее место, что чревато последствиями.

На родителей (законных представителей) возложена огромная ответственность за воспитание своих детей. Семейный кодекс РФ (ст.63 п.1) гласит: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей...».

Вне стен школы ослабевает контроль за поведением и безопасностью детей со стороны педагогов. Убедительно просим вас не оставлять без внимания ваших детей. Интересуйтесь их делами, времяпрепровождением, их друзьями; компьютерными играми, в которые они играют, Интернет-сайтами, которые они посещают, будьте в курсе кино- и музыкальных пристрастий Ваших детей. Постоянно напоминайте о необходимости соблюдать безопасность на дорогах, при купании, при обращении с огнем и электроприборами.

Разъясняйте детям, что здоровье – самое ценное и невосполнимое достояние человека, это залог их успеха и благополучия в будущем. Доверяя, присматривайтесь, в каком состоянии возвращаются ваши дети домой, в порядке ли их самочувствие. Если Вы видите, что поведение или настроение Вашего ребенка резко изменилось без известной или видимой для Вас причины, попытайтесь деликатно выяснить ее, а в случае необходимости – обратитесь к специалистам.

Родители, помните:

- в темное время суток ваш ребенок должен быть дома;

- если ваш ребенок поздно возвращается из школы, спортивной секции и т.д. постарайтесь встретить его, при отсутствии такой возможности, попросите об этом друзей, соседей, родственников (тех, кому Вы доверяете). Убедитесь, что ребенок действительно пришел домой;

- если Вы не знаете местонахождения своего ребенка, он не отвечает на телефонные звонки, незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел, не занимайтесь поисками самостоятельно;

- не давайте ребенку в школу, на улицу крупные суммы денег, дорогие телефоны, аудио-, видео- и фототехнику.

Доведите до сведения Ваших детей следующую информацию:

1) быть осторожным при случайных знакомствах, не спешить давать номер своего телефона и адрес малознакомым людям, какими бы доброжелательными они ни казались;

2) не гулять на улице до темноты;

3) не уходить далеко от дома, а если это произойдет – дать Вам знать, где и с кем он находится в этом месте, перезванивать Вам, если его местоположение изменится;

4) обходить незнакомые компании и пьяных людей;

5) избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, подвалов, чердаков, заброшенных домов и помещений;

6) в разговоре с друзьями и в присутствии посторонних не хвастать, что дома (у родителей) есть дорогостоящие предметы, ценности, ювелирные украшения;

7) не показывать телефон и не хвастать им перед малознакомыми и посторонними людьми;

8) не давать сотовый телефон в руки чужих людей;

9) ни в коем случае не соглашаться, если незнакомый человек приглашает ребенка к себе домой или иное место, чтобы послушать музыку, сфотографироваться, подарить что-то, посмотреть кино, животных или просит пройти куда-либо, чтобы помочь что-нибудь сделать;

10) не заходить в темные дворы, передвигаться по возможности знакомым маршрутом, по освещенной улице или там, где есть много людей;

11) не брать ничего у малознакомых или незнакомых людей;

12) применять силу, громко кричать, звать на помощь, убегать, звонить в квартиры, стучать в окна и т.д., если кто-либо попытается поймать, догнать или схватить ребенка;

13) не заходить на незнакомые сайты в Интернете, не отвечать на предложения от незнакомых людей в соцсетях; если кто-то через сайты пытается назойливо искать дружбу, напрашивается в гости или приглашает встретиться, рассказать об этом родителям или другим взрослым, кому ребенок доверяет. Никуда не выходить, не предупредив их;

14) категорически отказываться попробовать курительные смеси, алкоголь, наркотики; что-либо нюхать, пить, жевать. Если не получается просто отказаться, то сослаться на якобы имеющееся заболевание, при котором указанные действия могут привести к необратимым последствиям.

Цель воспитания — управление процессом социализации (овладения общественным опытом, правилами, нормами и ценностями) ребенка. При этом могут возникнуть проблемы контроля за детьми. Контроль выступает как целенаправленное руководство жизнью ребенка, включая требования и запреты.

Проблемы контроля за детьми — суть вопроса

Суть проблемы контроля за детьми заключается в родительском определении цели и ценности воспитания, оценок и санкций, презентации (показа) их ребенку, метода и формы контроля за выполнения ребенком требований и запретов.
Есть, также и другая сторона проблемы контроля за детьми — это, когда провозглашается равенство ребенка и родителя в воспитательном процессе. Ребенок, как и родитель является активным субъектом воспитания, детско-родительские отношения приобретают личностно-ориентированный, диалогический характер. В таком случае, в будущем, активность ребенка возрастает и уже в подростковом возрасте можно наблюдать переход подростка к самовоспитанию.

Нет смысла думать об ограничении свободы ребенка в связи с проблемой контроля за детьми, т.к. личная свобода невозможна без признания прав на свободу за другими. Потому, для обеспечения свободы необходима дисциплина, определенные ограничения и ответственность за их исполнение.

В проблему контроля за детьми входят требования и запреты, контроль за их исполнением, так же входят санкции наказания и поощрения и конечно родительский мониторинг.

Проблемы контроля за детьми: Требования и запреты

В реальном воспитании необходимо по разному относится к декларируемым (провозглашенным) и реальным ценностям воспитания. Провозглашаются обычно одни ценности (социально одобряемые, гуманистические), а реальные ценности зачастую бывают далеки от них.
«Воспитывающая среда», другими словами,тот дух, который главенствует в семье и выражает принятые в ней ценности, нормы и правила главным образом влияет на проблему контроля за детьми.

Догматическая среда, с определившимися традициями и авторитетами, делает ребенка пассивным, исполнительным, с отсутствием инициативы и творчества.

В идейной среде, где уважается человеческая мысль, ребенок развивается активным, творческим.

Потребительская среда лишает личность самостоятельной ценности.
Среда внешнего лоска и карьеры формирует в ребенке тщеславие, жадность, враждебность к окружающим.

Поэтому, самое важное в проблеме контроля за детьми при использовании требований и запретов, не провозглашенные ценности, а реальные, которые существуют в конкретной семье.

Каждому родителю хочется вырастить «хорошего» ребенка, но зачастую под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок (послушный и исполнительный). Хотя, в реалии, вряд ли какой-либо родитель хотел бы видеть в своем ребенке робота-исполнителя. Однако, такие личностные качества как смелость, творчество, целеустремленность и настойчивость, которые родители хотят видеть в ребенке, в реальной жизни могут быть «неудобны» родителям, т.к. они приносят лишние хлопоты и волнения, — в этом заключается противоречие в проблеме контроля за детьми.

Требования и запреты для устранения проблемы контроля за детьми
Являются очень важными и необходимыми моментами воспитания, в них представлены правила социально-желаемого поведения и деятельности ребенка; также они развивают саморегуляцию и самодисциплину.

Требования — конкретизируют позитивные ожидания (делай, что надо), а запреты — негативное (не делай, что нельзя).
Требования задают положительный образец поступков и качеств, тогда как запреты, наоборот, ограничивают активность, делают ребенка зависимым и безынициативным, приводят к развитию мотивации избегания неудач, вместо того чтобы формировать у ребенка мотивацию достижения .

Важно, что бы запреты в воспитании были сведены к минимуму. Хотя, запреты касающиеся здоровья ребенка, физической и личностной безопасности окружающих, а также сохранности материальных, культурных и др. ценностей — являются неотъемлемыми.

Таким образом все запреты могут быт сведены к группам указанным выше.

Требования должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка .

Соотнесение требований и запретов уточняет характер проблемы контроля за детьми в воспитательном процессе.
Когда преобладают запреты, то это ограничительный тип контроля, а когда преобладают требования, то это формирующий тип контроля.

Для того, чтобы требования и запреты были поняты и приняты ребенком, и конечно же выполнялись, необходимо предъявлять их в императивной (без апелляционной, не допускающей выбора) форме, они должны быть обязательны для всех, не должно быть «двойного стандарта» и «двойной морали».

Требования и запреты должны быть в безличной форме (избегать ты-высказываний, приказов, команд, формулировок оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка, а также неуважение к его личности).

Требования и запреты должны быть предъявлены в вербальной (словесной) форме, ясной и понятной ребенку. Нужно аргументировать необходимость требований и запретов указывая на последствия и результаты поступков ребенка. Предъявление требований и запретов должно происходить еще до нарушения правил, не дожидаясь факта нарушения.
Проще предупреждать болезнь, чем лечить ее.

В случае, когда ребенок явно намеревается нарушить запрет, родителю необходимо:
1) активно, эмпатически (с сочувствием) слушать,словесно выразить чувства, желания и потребности ребенка, это необходимо для взаимопонимания и диалога;
необходимо дать ребенку обратную связь,о том, что Вы знаете о его чувствах и желаниях, понимаете и признаете их; признание чувств и желаний ребенка, как уважения к его личности способствует укреплению доверия и сотрудничеству с родителями;

2) введение запрета в ясной, понятной для ребенка форме,без перехода на личность;

3) можно предложить альтернативу запрещению; этот шаг, своего рода обучение ребенка эффективному способу разрешения конфликтных ситуаций, где нет «победителей» и нет «побежденных».

Как правило, для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста особую значимость имеет общение и сотрудничество со взрослыми, поэтому, предложение родителя о совместной деятельности обычно принимается ребенком на «ура».

Когда, же запрет фактически нарушен, то родитель должен:
1) немедленно блокировать неправильное поведение (можно в игровой форме);

2) обеспечить ребенку эмоциональное отреагирование (плач, уединение, крик и т.п.), что также может быть действенным или игровым;

Запрет, предъявляемый в момент его нарушения, ни в коем случае не должен дискутироваться и аргументироваться (разъяснятся).
Очень важно: требования и запреты не должны противоречить друг другу.

Так как во многих семьях в воспитании принимают участие несколько человек (отец, мать, бабушка, и т.д.), то крайне желательно, чтобы была согласованна позиция всех воспитателей относительно количества и содержания требований и запретов.