Патриотическое воспитание на уроках истории. Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

17.10.2019

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

« Любит ли свое дерево зеленый листок

Просто он лишь с ним связанный,-

Лишь ему принадлежит.

И пока связан, пока зелен, пока жив-

Должен верить в свое родное дерево».

(Михаил Осортин,1924 г.)

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи, силою обстоятельств, ставшей первым поколением новой России. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного цивилизационного государства, на протяжении тысячелетия сформировавшей уникальную культуру, добившейся многих высот в области науки и технике. Молодежь - носители будущего великого государства, каким только может быть Россия. Учитывая, что процесс становления и воспитания молодежи, происходит в условиях разнообразных кризисов, наблюдается неуклонный рост показателей патриотизма и гражданственности, потребности молодежи в проявлении социальной активности и молодежных организациях, которые защитили бы права молодых.

Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания. И в этом значительную роль играет школа, как один из социальных институтов государства. История, обществознание и право – это те школьные предметы на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст.2 Закона РФ «Об образовании»). Воспитать достойного гражданина своего Отечества без знания своей истории невозможно. Ведь прошлое нам дано для будущего, и как знать, может, падение России было бы менее болезненным, если б мы лучше знали и помнили свою историю.

На своих уроках я применяю все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помогая ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Мои предметы открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего города, микрорайона, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Задача учителя – научить ребенка мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Ее воспитательная роль неоспорима!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются опыта родителей, у которых своя «история». Но вышесказанное касается не только уроков истории. Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Курс права направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриота своей Родины. Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д. Эффективное использование новейших педагогических технологий развивает личность школьника, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Правовой возраст», «Я- гражданин» и.т.д; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Идеология – за и против»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Неформалы»; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.

Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.

Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс.

Тема: "Права детей. Международные документы о правах детей"

Цель : 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.

2. Развивать аналитическое и критическое мышление.

3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.

Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка", жетоны.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).

Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)

Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).

Снова играем! (Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).

Что вам не понравилось в ходе игры?

Почему вам показалась игра нечестной?

Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?

Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. (На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).

Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?

Что наша жизнь – игра… И на уроках обществознания вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков.

Воспитание патриотизма на уроках истории

Агарок Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121

Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

Мы живём в непростое время, когда наряду с безграничными возможностями самореализации и самовыражения, предоставляемыми демократическими преобразованиями в нашей стране, у подрастающего поколения, да порой и у их родителей, теряются ценностные ориентиры в жизни, утрачивается чувство патриотизма и любви к Родине. Высокие цели служения людям, своей стране, замещаются жаждой наживы и собственного благополучия. Проблемы государства и общества, присущие любым объединениям людей и в любой исторический период, раздуваются до размеров катастрофы и апокалипсиса. Всё большее количество людей, особенно молодых, стремиться покинуть нашу страну в поисках лучшей жизни за границей, а те, кто продолжает жить здесь, зачастую живёт по – принципу «после нас хоть потоп». Картина, скажем прямо, получается безрадостная, почти безысходная. Так кто же виноват в этом? Что делать тем, кто не может видеть развал и шатание? Можно обвинять в создавшейся ситуации средства массовой информации, руководителей разного ранга, неумных родителей и учителей, даже агентов влияния вражеских сил других государств. Увы, жалобами делу не поможешь. Только активными действиями и твёрдой жизненной позицией людей, горячо любящих свою Родину, верящих в её возрождение и победу над недугами современности, можно со временем исправить то печальное состояние духа общества, в котором сейчас пребывает некогда великая Держава, подарившая миру столько прекрасных учёных, поэтов, писателей, защитников Отечества и честных тружеников. А ведь все они были Патриотами своей страны, что и было основой движущей силы развития великого Государства.

«Человек – не абстрактное, где – то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество» .

Преподавание истории Отечества всегда было направлено на воспитание патриотизма и гражданской ответственности учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев. Воспитание в школьниках любви к Родине, к человечеству, уважение к родителям, старикам и другим важнейшим человеческим нормам является важным этапом формирования патриотизма и гражданственности.

На уроках истории учитель может на конкретных примерах из жизни прошлых поколений разобрать поступки, их мотивы и последствия в определённых ситуациях, сходных с современными, может показать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего, может раскрыть идеи патриотизма перед своими воспитанниками в ярких образах, пробуждающих в них чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Прививая мысль о том, что смыслом жизни должно быть служение высоким целям: Родине, людям, добру, учитель может и должен способствовать духовно-нравственному совершенствованию своих учеников. Ведь как сказал герой войны 1812 года Яков Петрович Кульнев: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает».

Ярким, многогранным и неисчерпаемым источником примеров для подражания служат уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Эта война затронула всех жителей нашей страны, все семьи в своей истории делят время на до и после Войны. Как поётся в известной песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». И даже если в силу обстоятельств некоторые ученики не знают историй жизни своих дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), то изучая историю нашей страны, тяжелейший период этой истории в XX веке, эти ученики могут ощущать свою сопричастность к тем событиям, узнавая о подвигах других людей, предполагать, что такие же подвиги могли совершать и их родные. Зная о жертвах, принесённых на алтарь Победы и усилиях, приложенных при восстановлении страны после войны, о мечтах и чаяньях своих предков, современные молодые люди, могут собственные проблемы пропускать через фильтр чужой боли и страданий, начав осознавать, что не так уж плоха нынешняя жизнь, что от них тоже зависит каким будет завтрашний день, что громкие слова «патриотизм», «Отечество» касаются их в повседневной жизни не меньше, а скорее больше, чем мелкие сиюминутные трудности или заботы. «Каковы бы не были внешние обстоятельства, - говорит Гизо (Франсуа́ Пьер Гийом Гизо, французский историк, критик, политический и государственный деятель), - все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества».

В любом человеке, а особенно в молодом человеке, подростке всегда существует жажда любить и быть любимым, а значит быть нужным другим людям. Подчас эти чувства бывают глубоко скрыты, задавлены внешними и внутренними влияниями окружающего мира. Известный советский психиатр профессор В. М. Банщиков писал: «На протяжении тысячелетий выигрыш в борьбе человека за существование определялся мускульной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как смелость, жестокость, упорство. А в последние два-три столетия жизнеспособность человека зависит исключительно от тончайших и сложнейших механизмов нервной системы. Эти же механизмы, как раз, наиболее уязвимы». Пропаганда «современного» образа жизни, культивирование жёсткой личностной конкуренции, обособленности в составе некоторой группы людей и самодостаточности отдельной личности по отношению к остальному миру приводит к тому, что внутри ребёнка созревает внутренний конфликт между тем, что просит его душа и диктует «эго», по сути, происходит выбор между добром и злом. Почему же, всё-таки, чаще ребёнок выбирает не добро? Причина, как ни странно, проста – выбрать путь самоограничения от излишеств современного мира гораздо тяжелее, чем пойти на поводу у собственной гордости, тщеславия, лени. Мнение окружающих сверстников оказывается важнее голоса совести и влияния родителей (в том случае, если родители противодействуют, а не поощряют подростка в его заблуждениях). Вот тут, как очень кстати, могут оказаться рассказы учителя о героических людях прошлого и современности, их подвигах, поступках, о судьбах их сверстников, чей жизненный выбор в пользу той или иной стороны, определил их будущее, а значит наше настоящее. Вообще, истории из жизни с правильно расставленными приоритетами, которые интересны и понятны подросткам, это один из лучших стимулов к тому, чтобы ребята провели мысленное сравнение своего духовного состояния с героями рассказа, задали бы себе вопрос «а я так смог бы?» и, возможно, попытались бы стать лучше.

Здесь есть, правда, один немаловажный нюанс – учитель, который призывает молодых людей быть патриотами и любить Родину, не совершать тех или иных плохих поступков, должен сам горячо любить свою страну, быть истинным патриотом и главное быть порядочным человеком. Только в этом случае его слова могут оказать правильное влияние на подрастающее поколение. А если преподаватель позволяет себе при учениках грубо выражаться, злословить на других людей, например на других учителей или даже на экранных героев, ведёт себя неподобающе, то такое поведение его у подростков вызовет стойкое неприятие даже очень правильных слов, вызовет в душах детей протест из-за лицемерия, к которому они очень чутки.

Вот поэтому, воспитывать патриотизм надо не только у детей, но и у их родителей и учителей, а также у чиновников разных уровней. И не формально, на словах, а на деле, но это уже тема для другой статьи. А я, в заключение, хочу сказать, что если в результате деятельности школы и учителей вырастет ученик, о котором известный немецкий математик Ф. Клейн сказал, что: «гимназист – это пушка, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается», то грош цена такой школе, таким знаниям и таким учителям. Надо, несмотря на все проблемы современного мира, на, казалось бы, окончательно запущенную молодёжь и «трудных» родителей, всё-таки, воспитывать и учить детей доброму, вечному и, в конечном счёте, одерживающему победу.

Литература:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Радяньска школа, 1985.

Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.


Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение / во всяком случае, в городах, подобных нашему./ Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “ Истории средних веков ” Ведюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц! /. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эринбурга: “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим: мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину.”

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, то скажут – Ленинград –
И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы – конференции: “ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли
О погибших,
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю:
Помните!

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ” Это наша Тульская область. Изучая тему “ Куликовская битва ”, я использую материалы музея “ Куликово поле ”, впечатления ребят от поездки, куда стараюсь свозить их осенью. С экскурсии мы привозим фотографии,буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока. Все это помогает зрительно представить картину боя, описанную в летописях:

Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злачены
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней на сырую землю.

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Егорова Руслана Егоров Николай Иванович. ” И выступает Егоров, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и дедушка Ворониной Анны Воронин Владимир Андреевич. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”, медалью Жукова, юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени.

Бабушка Екатерины Бабушкиной Валентина Дмитриевна прошла почти всю войну медицинской сестрой. Она работала в госпитале, затем – на линии фронта, доставляя раненых бойцов с поля боя и спасала жизнь многих людей.

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В заключении я рассказываю о своем отце- участнике Великой Отечественной войны Преображенском Михаиле Леонидовиче, ушедшем на фронт после окончания Тульского артучилища в конце 1941 года в качестве техника-лейтенанта. Он участвовал в операции “ Багратион ”, в штурме Кенигсберга и расписался на рейхстаге. Награжден многими медалями, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени. Я показываю альбом, посвященный войне, который он оставил на память нам, своим детям, и его награды.

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Кимовскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. В прошлом году с помощью учителей и учащихся школы я оформила музей истории школы, в котором собран материал по истории школы с момента ее открытия в далеком 1957 году. Он становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11 а. Пшизов

Патриотическое воспитание на уроках истории.

Туова Магирет Зульканиновна-

учитель истории, СОШ № 11

(8-918-138-64-40)

а.Пшизов 2015г

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М. Карамзин.

Все начинается с Родины... Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждого из нас помнить и чтить традиции наших дедов и отцов. Ведь Родина – это и прошлое, и будущее сразу. Это земля живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы и предания, законы и уклады, святыни и реликвии

Как учитель истории я считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Необходимо создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интер­национального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково,каким должно быть.

Что касается специфики патриотического воспитания в сельской школе, отмечу, что в первую очередь педагоги должны воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине. Эмоционально-выразительный рассказ учителя об истории аула,села, в котором живут дети, должен вызвать у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду. Через понимание малой Родины у учащихся сформируется глубокое уважение к Отчизне, понимание её истории. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины

В настоящее время новое российское общество пытается переосмыслить исторические ценности. Молодое поколение не устраивает положение «Иванов, не помнящих родства». Они пытаются узнать свои исторические корни, начинает появляться интерес к своей малой Родине, которая является нравственным истоком каждого поколения.

В связи с этим открытие сельских музеев приобретает все большее значение. Они становятся историко- культурными центрами на местах, помогают подрастающему поколению разобраться в историческом разнообразии на основе своей самобытной культуры.

Впечатления ребят от поездок, куда стараюсь свозить их осенью,помогает школьникам зрительно представить картину боя. С экскурсии мы привозим фотографии, буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока.

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья...

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Затем я говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Датхужева Султана ………” И выступает Датхужев, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и прадедушка Ардановой Заремы Зачерий. Участвовал в боях за освобождение Севастополя, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”,юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени. Дедушка Шагундоковой Зарины Мурат Капланович был призван в армию 1941г.

Направлен в 114 мотомеханизированную дивизию. Танкист. Старший сержант. Награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной Войны II степени», медаль «За отвагу, «За оборону Ленинграда». Пришел с войны целым и невредимым. Восстанавливал родной колхоз. Умер в возрасте 77 лет.

Очень увлекательным оказался рассказ Пшизова Астемира о своем прадедушке Туове Зачерий Сагидовиче.

С началом войны Зачерий Салихович встал на военную дорогу солдата. Попал в саперный батальон, ему дали чин старшины.Самыми тяжелыми, невыносимыми для старшины Туова, как он потом рассказывал, были первые годы войны, когда наша армия отступала по всем направлениям, оставляя города и села, плачущих и беспомощных женщин, детей и стариков. Было больно и стыдно смотреть в глаза людям, оставляемым на съедение врага, но Зачерий не падал духом.

Мне кажется,что отступления наших войск было болью не только для прадедушки, но и для большинства солдат. Наградные документы прадеда я нашёл на сайте «Подвиг народа»(это реальные архивные материалы, рассекреченные Министерством Обороны.
За эту военную операцию Зачерий Салихович
был награжден орденом Красной Звезды

Зачерий Салихович прошагал по дорогам войны все четыре года и ни разу не был ранен. Поэтому он считал себя самым счастливым человеком на земле. «Надо же такому случиться,– удивлялся сам своему счастью, – пули свистели вокруг меня, рядом рвались снаряды, с неба падали немецкие бомбы, а я оставался живым и здоровым и без единой царапины...»

В память о Зое Космодемьянской

Зачерий ушел на фронт, имея сына Аскарбия и дочку Любу, затем, когда он уже воевал, родилась еще дочка, и дали ей имя Дзагащ (в переводе с адыг. означает «дочь войны»). В разгар войны Зачерий вычитал в фронтовой газете о трагической гибели Зои Космодемьянской, и написал два письма: одно– домой, другое – в родной сельсовет с просьбой переписать свидетельство о рождении младшей дочери, изменив ее имя. Фронтовик просил дать ей имя отважной партизанки Зои Космодемьянской.

После возвращения с фронта у Зачерия и его жены Файзет родился еще сын, назвали его Нурбием. Он живет и работает в ауле, имеет троих детей. А я внук Туова Нурбия.

Зачерий Салихович ушел из жизни, но его дела и свершения остались в наших сердцах. Помнят его и не забудут его дети и внуки, помним его и мы. Будем помнить всегда то, что он являлся одним из боевых воинов, защитивших нас и нашу землю от фашистского порабощения!…»

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. После этого обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться.

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. С помощью учителей и учащихся собираем материал по истории школы с момента ее открытия. Он становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, приглашаем гостей, участников ВОВ, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему аулу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести

Знать свою историю-значит твёрдо стоять на родной земле,гордится её героическим прошлым, быть достойным её славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом Отечества.


Туова Магирет Зульканиновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

выступление на Педагогическом Совете:

«Гражданско-патриотическое воспитание

на уроках истории и обществознания»

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 53»

Шарандина Валентина Владимировна

Курган, 2016 г.

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по-другому.

Куда бы нас мечты ни завели,

Дорога приведет к родному дому.

Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,

Любые беды сможешь превозмочь.

Понятно только после этих встреч,

Как важно свою Родину беречь!

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству.

Как обстоит дело с воспитанием гражданственности и патриотизма сегодня, даже не нужно вам рассказывать.

Следует заметить, что с ликвидацией пионерской и комсомольской организаций был утерян действенный инструмент воспитания. Поэтому в современных условиях наибольшая нагрузка в воспитании этих качеств ложится на внеурочную деятельность и такие учебные предметы, как «Окружающий мир» и «Чтение» (в начальной школе), и «Литература», «Обществознание» и «История» (в основной и старшей школе).

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, из Интернета, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Невская битва. Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 г.», «Отечественная война 1812 г.», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и т.д. (в старших классах - по 1, максимум 2 часа).

А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.

Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию при изучении именно этих тем. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фоно-хрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Поэтому я стараюсь как можно чаще выводить детей на экскурсии в залы и музеи города, чтобы учащиеся школы познакомились с неизвестными историческими фактами, раскрыли для себя много нового интересного из истории города и области.

Ведь растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего города, края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.

«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Столыпинская аграрная реформа», «Гражданская война», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 1990-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого музея, проводят социологические исследования, а о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о героях России и мужестве солдат-зауральцев. Изучение героических страниц военной истории России - это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Особый интерес у школьников вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Езиды. История моего народа», «Мой прадед погиб под Сталинградом…», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.

При изучении тем по истории культуры России используется местный этнографический материал, собранный работниками Курганского краеведческого музея и представленный в постоянно действующей экспозиции «Зауральская старина». Побывали мы в этническом центре «Аквилон».

Ребята с интересом изучали обряды и культовые праздники народов севера. В ходе диалогового обсуждения школьники выявляли общее и единичное в культуре России и Америки. Это способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных традиций, формированию российской гражданской идентичности.

На уроках, посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации: периодических изданий, городского и регионального телевизионных каналов.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма выполняет также и внеурочная деятельность, научно-исследовательская деятельность учащихся. Ребята получают гражданский опыт, учатся понимать многие процессы, происходящие в современном обществе.

По истории края были созданы такие исследовательские работы, как «Археологическое прошлое Зауралья», «Мемориальные доски и архитектурные памятники улицы Советской», «Земля пленительного счастья. Декабристы в Кургане», «История административно-судебного преследования газеты «Юг Тобола». 1912».

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен.

Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Каждый урок истории России - это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина.