Мероприятие по патриотическому воспитанию. Сценарий разработки на военно-патриотическую тему. Патриотёическое и духовно-нравственное воспитание

13.10.2019

Празднование Дня Победы ежегодно проводится во всех школах города. Учащиеся своими силами рисуют декорации, подыскивают костюмы и готовят песни. Школьная сценка на военную тему выработает у мальчиков и девочек патриотический дух и позволит проявить актерский талант. Мероприятие рассчитано на проведение в актовом зале с современным оборудованием.

Сценка «А что ты знаешь о войне?»

В ряд выстраиваются трое учащихся разных классов: третьего, седьмого и одиннадцатого. Цель этой сценки-миниатюры на военную тему - показать, насколько схожее и различное представление о войне у детей разных возрастов.

Третьеклассник: Война - это когда на фронт уходят солдаты - много - десятки, сотни, тысячи. Они воюют за свободу моих братишек и сестренок. Мамы шьют солдатам теплую одежду, старшие девочки готовят пищу, мальчики - снаряды, пулеметы. Это все потом отправляется на фронт. Война - это всегда плохо, но наша страна всегда побеждает!

Семиклассник: Война - это когда на поле боя сосредоточены силы всего советского государства, когда все люди становятся братьями и сестрами и стремятся к единой цели - победить общего врага.

Одиннадцатиклассник: Война - это бездумное вероломное событие, которое устраивают богатые влиятельные люди в целях собственной выгоды. Таковым было правительство фашистской Германии, которые через порабощение СССР хотело поработить весь мир.

(Эта сценка на военную тему сопровождается иллюстрациями боев на

Вечный огонь из бумаги - необходимый атрибут мероприятия

Не может обойтись без главного элемента, который является символом памяти усопших солдат. располагается на площадях большинства российских городов, а на мероприятиях подобного плана его присутствие просто необходимо. Дети без труда смогут сделать этот атрибут самостоятельно, к тому же он будет безопасен. Для изготовления вечного огня понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Шаблон звезды.
  2. Фольгированный картон.
  3. Красные бумажные салфетки.
  4. Ножницы, клей.

Необходимо обвести шаблон звезды и вырезать его. Сверху наклеить фольгированный картон золотистого или Далее согнуть его по линиям и придать объемную устойчивую форму. В центре звезды необходимо сделать небольшое отверстие и продеть в него сделанный из салфеток красного цвета вечный огонь. Получившуюся конструкцию закрепить при помощи зубочистки.

Сентиментальная постановка «Прощание с матерью»

Включается слайд с медленно догорающей свечой. На сцену выходят две женщины: дочь и мать. и имена могут быть изменены, но идея остается прежней.

Вы помните, матушка, когда нам объявили о тревоге - известный голос Левитана не хотел разделить с нами, гражданами Советского Союза, радость; не объявил о начале выпускных вечеров в школе… Тогда, 22 июня, мы все от него узнали о самом страшном, чего мы могли ожидать - о начале войны. Я люблю вас, матушка, больше всех на свете: вы одна у меня остались, моя родная, кровиночка моя. Но знайте, что смерть папеньки я не могу простить, и со всей своей женской ненавистью пойду против врага, и ничто меня не остановит! (гордо поднимает руку вверх).

Да разве ты одна, доченька, остановишь врага нашего лютого? Разве сможешь ты найти того, из-за кого мы остались с тобой одни на всем белом свете, моя ты кровиночка? Не оставляй мать родную, останься с нами в селении! (спешит обнять дочь, вытирая наворачивающиеся слезы).

Да если бы все рассуждали как вы, матушка, на поле боя никого бы не было, истребил бы немец всех до единого! Но я пойду, матушка, во что бы то ни стало пойду и присоединюсь к своим боевым подругам! (кланяется матери в ноги, крестится, целует мать и бесшумно уходит).

Так и ушла в бой Гнилицкая Нина Тимофеевна, герой Советского Союза, распрощавшись с матерью навсегда.

(На слайде гаснет горевшая свеча. Сценка на военную тематику заканчивается минутой молчания. Появляется увеличенное изображение Гнилицкой Нины Тимофеевны).

КВН на военную тему

На сцену по очереди выходят несколько человек с короткими репликами. Мини-КВН позволит расслабиться присутствующим в актовом зале учителям и родителям, это гораздо лучшее решение, чем постановка сценки на военную тему. Смешные истории основаны как на вымысле, так и на фактах из жизни солдат.

1. - Почему девушки надолго не задерживаются в армии?

Потому что старослужащий именуется «дедом», а представительницы прекрасного пола ни за что не захотят, чтобы их так называли.

2. Солдат, съевший во время отбоя под одеялом в одиночку целую банку тушенки, может совершить любое преступление.

С вашим диагнозом, товарищ, вам особенно удобно будет стрелять из-за угла!

4. - Почему ты пошел в армию? В вуз не поступил? Родину от врагов защищать хочешь? Или охота найти настоящих товарищей?

Нет, нет, нет! Моего согласия никто не спрашивал!

5. -Три тысячи тридцатый, из строя выйти!

Товарищ майор, моя фамилия Зозо!

Небольшая сценка на военную тему «Незаменимый боец»

В армии закладываются лучшие черты характера мужчины - выносливость, честность и беспрекословное выполнение своего долга. Эта сценка на военную тему продемонстрирует ситуацию, которая может сложиться с солдатом, находящимся в карауле. Задача - ни при каких условиях не оставлять свое место.

Генерал подходит к караульному и спрашивает:

Который час, боец?

Половина второго, товарищ генерал!

А твои сослуживцы давно спят, боец! Неужто ли тебе не хочется?

Никак нет, товарищ генерал!

Ты поди отдохни, я все равно дожидаюсь ротного, на карауле постою - на склад никто не проберется.

Не имею права нарушать приказ, данный товарищем майором, товарищ генерал!

Отставить! Неповиновение карается твоей демобилизацией!

Подходит майор и осведомляется о ситуации, произошедшей на карауле, на что генерал отвечает:

Незаменимый боец! Ни при каких условиях не отступил от караула! По моему приказу дарую тебе три увольнительных!

Мини-сценка на военную тему «Хитроумный стрелок»

Постановка разыгрывается среди природных декораций. В поле идут военные учения. Генерал подходит к мишени, центр которой прострелен несколькими пулями, и спрашивает у капитана:

Федор Ильич, поведай мне, чья это мишень?

Ефрейтора Соколова, товарищ генерал!

Хорош стрелок. От своего имени приказываю его перевести из пехотного в снайперский взвод!

Товарищ генерал, Соколов вам не подойдет!

Отставить возражения! Почему не подойдет?

Так он сначала стреляет, а потом мишень рисует…

Заключение мероприятия

После просмотра всех номеров, представленных детьми, администрация вправе отметить, какая сценка на военную тему была лучшей, и наградить ее участников. Выходит школьный хор и исполняет патриотические песни, а дети с музыкальным образованием подыгрывают фонограмме на музыкальных инструментах. Далее на сцену приглашаются ветераны войны - прабабушки и прадедушки учеников, которым вручаются букеты цветов и памятные подарки.

Патриотом принято называть человека, который по-настоящему любит свою страну, готов защитить ее при возникновении реальной опасности, желает Отчизне процветания и развития.

Как стать патриотом

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе направлены на привитие подрастающему поколению гордости за родной край, страну. С рождения настоящими патриотами не становятся. Формируются подобные качества при изучении истории своей нации, народных традиций, в процессе общения с природой.

Роль семьи

Несмотря на то что в последнее время все чаще проводятся мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в школе, основы гражданских качеств зарождаются в семье. Именно от родителей зависит формирование естественной привязанности ребенка к народному творчеству. Для этого мама читает малышу народные сказки, поет колыбельные. Именно в семье происходит первоначальное культурное развитие ребенка, передаются модели поведения и

Значение школы в формировании патриотизма

Все мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе проводятся в тесной связи с семьей. Это взаимодействие педагогов и семьи дает максимальный результат - формирование настоящего маленького патриота. Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе реализуются с помощью духовно-нравственного направления. Такие понятия, как долг, честь, совесть, в современном мире, к сожалению, потеряли свою реальную ценность.

Этапы воспитания патриотизма

Работа по воспитанию высококультурного и честного гражданина должна начинаться с 6-7-летнего возраста, то есть в старшей группе детского сада. Для этого воспитатель знакомит малышей с правилами поведения в обществе, нравственными нормами. Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе выстраиваются согласно плану. Для младших классов они представлены в виде ролевых игр, на старшей ступени обучения подразделяются на индивидуальные, коллективные проекты.

Планирование

По патриотическому воспитанию в школе составляется на учебный год. В нем указывают все основные разработки школьного, районного, регионального уровней, направленные на развитие у школьников гражданственности. Существует несколько основных направлений, которые выделяют в планировании духовно-нравственной деятельности в образовательном учреждении:

  • Формирование патриотических чувств, толерантного отношения к свободам и правам человека, развитие гражданственности.
  • Воспитание уважительного отношения к жизни, трудолюбия.
  • Формирование привязанности к здоровому образу жизни, семейным ценностям.
  • Бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства прекрасного, правильного восприятия культурных и художественных ценностей.

Привлечение общественности

Для формирования у школьников подобных чувств недостаточно только работы педагогов, усилий родителей. Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе должны включать беседы с представителями общественности, направленные на становление моральных качеств, правил общественного поведения. Субботники, выезды на природу, направленные на формирование организуются совместно с родителями, представителями органов местного самоуправления.

Деловые игры, классные часы, тематические праздники помогают педагогу реализовывать патриотическое воспитание в школе. Сценарий мероприятия может быть разработан самим учителем либо взят готовый вариант, созданный коллегами.

Предназначение духовно-нравственного воспитания

Оно является основополагающим элементом школьного образования, направлено на формирование у подрастающего поколения таких качеств, как трудолюбие, доброта, искренность. Часто мероприятия по патриотическому воспитанию в школе имеют культурно-историческую специфику. Педагог старается воспитывать в детях бережное отношение к историческим корням, природе, людям. Вместе с родителями, представителями общественности учителя создают условия для толерантности к представителям разных религий и народностей. Каждая школа разрабатывает свой план мероприятий месячника патриотического воспитания в школе, стараясь привлечь к ним максимальное количество школьников, педагогов, их родителей. Традиций в русской культуре достаточно много, в задачу педагога входит воспитание у школьников чувства ответственности перед семьей, государством, Родиной, привитие любви к природе своего края.

Примеры разработок

Предлагаем разработки мероприятий по патриотическому воспитанию в школе. Они предназначены для работы классного руководителя на старшей ступени обучения.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15».

Номинация

«Внеклассное мероприятие»

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию школьников

«Память сильнее времени»

Полоскова Гелена Сергеевна,

I кв.категоря,

Грачева Наталья Николаевна,

г. Соликамск,2015

    Аннотация. Введение.

    Основная часть: Сценарий литературно – музыкальной композиции

«Подвигу народа жить в веках».

    Приложения.

Аннотация

Данная методическая разработка военно- патриотического направления, в которой основной проблемой является связь поколений защитников Родины: от событий Великой Отечественной войны до военных действий в Чечне, Украине; знакомство с трагическими страницами нашей истории (военные будни, концлагеря). Литературно- музыкальная композиция включает фрагменты известных песен: «Священная война», «Прощание славянки», «Бухенвальдский набат»; презентацию о буднях войны, о жизни военнопленных в концлагерях.

Предложенный материал можно использовать во внеклассной работе с ребятами 8-11 классов при организации классных часов, встреч с ветеранами различных войн, участниками локальных военных конфликтов.

Введение

2015год…Наша страна отмечает очень важное, знаменательное событие - семидесятилетие Победы над нацисткой Германией. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Мы помним о тех, кто отдал свою жизнь за нас, кто подарил нам эту жизнь.

Тема войны никого не может оставить равнодушным. Знание военной истории, сохранение связи между поколениями необходимо, ведь без прошлого нельзя строить будущее. Основная задача взрослых – это воспитание у школьников чувства гордости за свой народ, который смог выстоять в самой страшной войне, это воспитание уважения к старшему поколению, которое живёт ради своих внуков и правнуков.

«Подвигу народа жить в веках»

Литературно – музыкальная композиция,

Посвященная Дню Победы.

Цель: воспитание чувства любви и благодарности к защитникам Отечества; к Родине; чувства патриотизма.

Задачи:

Воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

Пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

Формировать активную жизненную позицию;

Побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Аудитория: учащиеся 8-11 классов.

Оборудование : Мультимедийный проектор, колонки.

Оформление зала: на заднем плане – орден Победы, надпись «1941 - 1945».

В зал приглашают ветеранов ВОВ, им дарят цветы и усаживают на почетные места. Звучит «Грустный вальс». Под музыку появляются двое ведущих.

Ход мероприятия .

В1 . И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остается молодой.

В2 . 9 мая 2015 года… В 70-й раз прогремит салют Победы. А памяти народной и поныне живы бессмертные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа.

В1. Год 1941…Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.

В2. Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

В1. Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина», на ее фоне ведущие читают стихотворение .

В2 . Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по тропам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

В1 . Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Пока звучит музыка, несколько пар танцуют вальс, вдруг музыка обрывается, танцующие застывают на месте. За кадром звучит голос диктора.(или голос Левитана).

Диктор. Внимание! Внимание! Говорит Москва!

Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны

Германские войска напали на нашу страну.

Звучит фонограмма песни «Священная война».

В1 . Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

В2. Поднималась война

И на фронт уходили поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Звучит марш «Прощание славянки». На его фоне идет диалог юноши и девушки, и затем в диалог вступает женщина (мать).

Юноша . Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы…

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза…

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,

В огонь уходят поезда.

Девушка . Зачем назвал меня любимой

Ты долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой

Она, как звездный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разлучить!

Юноша. Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Девушка. Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был…

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

Мать. Не забывайте кровь, разлуки,

Сердца, сожженные войною.

Не забывайте кровь, разлуки

Во имя тех священных дней.

Пусть плечи вырастут стеною.

Пусть в цепь одну сомкнутся руки,

И заслонять любовь людей.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВОЕННЫЕ БУДНИ»)

В1. Самая большая тяжесть войны выпала на долю женщины – матери.

Выходят двое обучающихся в военной форме.

1 солдат. Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

2 солдат . За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Ученик читает стихотворение М. ИСАКОВСКОГО «РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ»

Сколько горя, страданий выпало на долю русского человека! Только в годы Второй мировой войны десятки миллионов человек были брошены в нацистские лагеря. Только в Германии более чем 2000 лагерях содержалось 18 миллионов человек. Люди тысячами гибли в фашистских крематориях, от голода и болезней, медицинских экспериментах, принудительного донорства. (Презентация «Концлагеря». )

Ученик читает стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство».

Звучит песня «Бухенвальский набат».

В1 . Тяжело в мирное время слышать сообщения о войне. Сначала – Афганистан.

В2. Затем – Чечня. А сейчас – Украина!

Выступление воинов, принимавших участие в боевых действиях (Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня).

В1 . Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивились,- тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава погибшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Звучит «Лакримозо» Моцарта. Минута молчания.

В2 . Миллионы человек погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть и региональных.

Украина! Как же это страшно! Сколько детей, женщин и стариков погибают каждый день.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажались,

Как роковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от Хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»

Поют все песню «Солнечный круг» или фонограмма.

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атирская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

Сценарий

внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

« Чтобы помнили…»

Актуальность:

Российское общество переживает сложный период: с одной стороны, идёт становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооружённые конфликты, демографические проблемы.

В последнее время наблюдается следующая тенденция среди молодых людей: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь школьный учитель. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы

Цель:

формирование общекультурной компетенции детей и подростков, через гражданское и патриотическое воспитание

Задачи:

    закрепление у детей и подростков знаний по истории Отечества;

    развитие познавательной активности у учащихся;

    воспитание у детей и подростков патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Форма проведения : историко-литературная композиция с мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением.

Место проведения: сцена школьного зала.

Оборудование : компьютер, мультимедийная установка, декорации, плакаты военной тематики, одежда детей военных лет.

Ход мероприятия:

Слайд 1-5

1 ведущий: Дорогие друзья, учителя и уважаемые гости! 9 мая мы отмечаем 70 летие Победы советского народа в Великой войне. День Победы для нас с вами и всех жителей России – особый день, День Памяти, день Скорби и одновременно Гордости за наш народ, нашу страну.

2 ведущий: Этот день непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, мы вновь перелистываем страницы нашей истории и вновь убеждаемся, как самоотверженно защищал Отечество наш народ.

Слайд 6-10

1 учащийся: Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда б нас ни спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться…

Слайд 11-12

1 ведущий: Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. До Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наша страна пережила множество различных испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.

2 учащийся: Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через 24 часа…

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось…

Слайд 13

2 ведущий: Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны. Запричитала, застонала наша земля, заголосила раненая Родина.

Приложение 1 «Священная война».

1 ведущий: И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. Разные у них были имена и разные национальности, но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы. Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!

Слайд 14-15. Приложение 2. Начало войны. Левитан.

2 ведущий: Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов, добровольцы осаждали помещения военкоматов. Шли на фронт от мала до велика, шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!

1 ведущий: Сорок первый – он был жестоким,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

В неумелых еще руках!

Слайд 17-22

2 ведущий: Война шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Были разорены города, села, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

1 ведущий: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

1 ведущий: Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

2 ведущий: Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

1 ведущий: 9 мая, уже в который раз, прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

2 ведущий: День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

Слайд 23-26

1 учащийся: Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Слайд 27-33

2 учащийся: Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон.

Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал, ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

3 учащийся: Надо мною блокадное небо.

Мне 11 стукнуло лет.

Я гадаю над пайкою хлеба –

До конца съесть ее или нет?

Дом соседний - кирпичная гpyдa.

Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

1 ведущий : Ленинград... Ноябрь 1941roда... Самые страшные годы войны. Великой Отечественной… Блокада. Всего в ноябре голод унес свыше 11тысяч жизней, в декабре - 53 тысячи. В январе умерло 199 187 ленинградцев, в марте - еще 89 968.

Слайд 34-37

4 учащийся: Сорок третий!
В сырой степи под Перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.

Слайд 38-42

5 учащийся : Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

2 ведущий: В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций. Битва под Москвой, битва за Ленинград, Сталинградская битва, битва за Кавказ, курская битва, битва за Днепр. Тысячи жизней оборвала вражеская пуля, но не поколебала веру в победу.

Слайд 43.

Приложение 3. Левитан. Победа.

6 учащийся: Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой… Слайд 44-48.

1 ведущий: Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней.

Приложение 4. Клип «Журавли». Слайд 49.

1 учащийся: Сегодня только горстка их осталась,
Фронтовиков, участников войны,
Из армии, что на фронтах сражалась,
Из тех, кому остались мы должны.

Слайд 50

2 учащийся: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Приложение 5 . Минута молчания. Слайд 51.

2 ведущий: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне, так почтим память погибших минутой молчания.

Слайд 52-58

3 учащийся: Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не знает, не ищет земля тишины.

В трудах и тревогах седеют солдаты –

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,

Но молодо сердце и руки сильны,

Гуляют с внучатами в солнечных парках

Герои давно отгремевшей войны.

В лучистом свету неоглядные дали,

И песни звенят на просторах страны,

И песни, и солнце в боях отстояли

Герои давно отгремевшей войны.

Приложение 6. Клип «Солдаты войны». Слайд 59.

Слайд 60-63.

Учащийся начальной школы:
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

1 ведущий : Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!

Учащиеся начальной школы:

Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!

Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Приложение 7 . Песня «Прадедушка».

Патриотическое мероприятие. Сценарий.

Автор: Толстова Ольга Владимировна педагог - организатор.
Место работы: МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования для детей"

Сценарий патриотического мероприятия «Юность, опаленная афганской войной»

Цели: Воспитывать чувство патриотизма, посредством рассказа о войне и о героях войны.

Мероприятие проводится в музее боевой славы – воинов интернационалистов.

Ход программы:

Ведущий: Добрый день ученики ТСШ№1 и уважаемая Надежда Ивановна. Я рада приветствовать вас в Центре Дополнительного Образования. Сегодня я хочу рассказать и показать вам Музей боевой Славы воинов- интернационалистов, который находится в нашем Центре и работает Музей с 1-го июня 2005 года.

Скажите, ребята, как вы думаете, зачем нужны музеи?

(ответы детей).

Без любви к Родине, ее настоящему и будущему, без знания истории своего государства, невозможно построить будущего. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков, знать о подвигах дедов и прадедов должен на мой взгляд каждый человек, чтобы поколения детей и внуков жили счастливо, чтобы над головой было мирное небо - вот ради чего отдали они жизнь, боролись, воевали с вражеской силой. Скажите ребята, вы историю изучаете в школе?
(ответы детей).

О событиях какой войны вам рассказывал учитель?

(ответы детей).

Помимо ВОВ существовал ряд других войн и вооруженных конфликтов: это и афганская война и чеченский вооруженный конфликт. Наш Музей боевой Славы воинов- интернационалистов отображает эпоху того времени, здесь собран богатый материал о войнах и о солдатах, который я вам сегодня продемонстрирую.

Сегодняшнюю встречу с вами я хочу посвятить афганской войне.
Афганистан - горная страна. Около 80% ее территории покрыто горами, жаркое, палящее солнце, пески, практически нет растительности Природу Афганистана вы можете увидеть на картинах, которые нарисовали ученики разных школ нашего района.
(показ картин).

В этой стране довольно много выходцев из среднеазиатских республик: таджики, узбеки, туркмены, есть так же киргизы, армяне и даже евреи. В Афганистане сохранились племенные родовые поселения, которые ведут кочевой образ жизни.
Афганская война началась 25декабря 1979, продолжалась до 15 февраля 1989, то есть 2238 дней шли вооруженные действия. С чего все начиналось? Более полувека у Советского Союза были дружественные, добрососедские политические и экономические взаимоотношения с Афганистаном.За нашими отношениями с этой страной зорко следили Соединенные Штаты. После Саурской (саур- апрель) революции в 1978г., когда к власти пришла Народно- демократическая партия Афганистана, во главе с Мухаммедом Тараки, США и еще 40 стран сразу признали Демократическую республику Афганистан. До 1979г. в наших отношениях все было спокойно. Тревожные симптомы появились в первой половине 1979г. В это время в Афганистане в ряде провинций вспыхнули антиправительственные вооруженные наступления. В афганском руководстве отстраняется от власти Тараки. В стране началась насильственная экспроприация земли, другой собственности. Духовенство, тридцать веков влиявшее на происходящие в жизни афганцев процессы, подверглось гонениям и физическому уничтожению. Северо - восточные районы Афганистана начали выходить из под контроля народной власти и готовились провозгласить новое государство или присоединиться к Пакестану. В этой обстановке руководство Афганистана начинает просить непрерывно помощи у СССР, начиная с марта 1979г. Политбюро ЦК КПСС принимает в декабре1979г. решение откликнуться на просьбы афганцев и ввести войска на территорию Афганистана.
После 25 декабря начался ввод советских войск, а 28 декабря было сформировано новое руководство демократической Республики Афганистан во главе с Бараком Карналем. Когда принималось решение, руководство страны предполагало, что войска вводятся временно для охраны вместе с афганской армией важнейших центров и объектов, что они не будут вести боевые действия. Уже в феврале 1980г. обсуждался вопрос о выводе войск. Но как раз в это время противоборствующая сторона, поддерживаемая США, приступает к активным действиям, проводит диверсионные акты, прямые нападения на наши части. Вопрос о выводе войск был отклонен. Говоря об Афганистане, нужно отметить, что основная часть общества Афганистана состояла из крестьян и кочевников. Жила она и развивалась по вековым законам ислама, шариата и горско - племенным традициям. Среди сплошь неграмотной крестьянской массы главными идеологами были муллы. Они ни кому не подчинялись, их власть над людьми была всесильна. Для феодалов, богатых родов, перемены в обществе воспринимались в штыки, они предпочли уйти в горы, в Пакестан, Иран и оттуда вести борьбу с новой властью. В приграничных зонах Пакестана и Ирана было создано до двухсот крупных учебных центров по подготовке боевиков и террористов для ведения боевых и подрывных действий на территории Афганистана. Основные действия боевиков- ночные засады, нападения на посты охраны, нападение на населенные пункты, минирование дорог, террористические и диверсионные акты. Разрушали школы, больницы, другие объекты, убивали людей. Одновременно душманы возводили за счет американской помощи другие различные объекты, старались чтобы они были лучше тех, что построили советские люди.

В то нелегкое время попали на афганскую войну и наши земляки- тяжинские ребята, которые проходили военную службу и были направлены а Афганистан выполнять свой военный долг. Я хочу рассказать вам об этих защитниках Отечества.

Ведущий: За время афганской войны тысячи советских воинов проявляли в Афганистане мужество и отвагу. Среди них 4 тыс. кузбасовцев, 35 воинов из Тяжинского района. В нашем Музее представлена экспозиция, которая называется « Юность, опаленная афганской войной», здесь представлены 24 воина – афганца
(перечислить воинов).

Все воины- земляки награждены знаками боевого отличия. Многие из воинов, прошедших по дорогам афганской войны, вернулись в родной район и благополучно проживают и трудятся в нем. Может кого-то из них вам приходилось встречать, общаться, с кем-то из них вы, может быть, знакомы?
(беседа с детьми)

Говоря о воинах – афганцах, хочется отметить одного из них, этот человек внес особый вклад в развитие патриотизма в Тяжинском районе - это Камардин Сергей Александрович (ветеран боевых действий, участник войны). Годы службы его в Афганистане- 1980-1981г. Службу Сергей проходил в Кобуле, был старшим водителем в продовольственной транспортной колонии. Осуществлял транспортные перевозки, путь пролегал через горный Саланг. Во время крупнейшей Бомиянской операции Сергей подорвался на мине, был контужен, лечился в полевом госпитале, затем снова вернулся в часть. Сергей Александрович первым поднял вопрос о создании общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» в районе. Своим усердием и настойчивостью он воплотил эту идею в жизнь. Вопрос о кандидатуре председателя районного отделения РСВА не обсуждался, им стал Камардин С.А. Таким образом история ветеранского движения получила свое развитие в Тяжинском районе в конце 80-х годов.

Среди воинов афганцев хочется отметить Морозова Станислава Николаевича. Он прошел через две войны, Афганскую и Чеченскую. Станислав Николаевич родился в селе Ступишино Тяжинского района. После окончания военного училища начал службу в Омской области. За 6 лет вырос от командира взвода до комбата. Принимал участие в сложнейших операциях, после одной из которых попал в госпиталь, 12 сентября1996г. полковнику Морозову Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные при выполнении спец. задания, присвоено звание Героя РФ и ему была вручена Золотая Звезда Героя России. В 2007г. при выполнении служебных обязанностей он погиб.

Афганская война, как и любая другая война, унесла сотни, тысячи жизней, не все воины той войны выстояли в смертельной схватке. В наш Тяжинский район не вернулись с афганской войны два воина- это Изупов Александр Геннадьевич и Нетесов Александр Павлович.

С распроклятой войны
Похоронка примчалася в дом-
Для родных свет померк,
Опрокинулся мир кверху дном.
Как же так? Почему?Отчего?
Мы немногого просим:
Помолитесь за них, за него…
С той бандитской войны
Опустел навсегда отчий дом
Лишь тоска и печаль,
Слезы горькие матери в нем.
Как же так? Почему? Отчего?
Так с кого же спросить за них?
За него?

Эти строки обращены к отважному воину афганской войны Нетесову Александру Павловичу. В звании майора он был распределен в Краснознаменский Туркестанский военный округ. Служил начальником штаба батальона. С декабря 1979г. батальон выполнял интернациональный долг в Афганистане. 22 мая1980г. погиб в автокатастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Ярким примером беззаветного служения Родине является подвиг нашего земляка Изупова Александра Геннадьевича. Он погиб при оказании интернациональной помощи афганскому народу 20 августа 1988г. , старший сержант, рискуя своей жизнью, эвакуировал с поля боя раненого товарища, накрыл его своим телом. Он погиб как герой, самоотверженно выполнив свой военный долг.

Погибшие участники афганской войны Изупов и Нетесов были посмертно награждены Орденом Красно й Звезды. В 2004г. открыты мемориальные доски на здании школы, где учились ребята (поселок Итат Тяжинского района).

Проходят года и рубцуются раны,
Но память жива, она сердце саднит,
За тех, кто домой не вернулся с Афгана,
Кому на могилу уложен гранит.

Почтим минутой молчания наших героев.

На этом наша встреча не подошла к концу, мы переходим к важному этапу знакомства с воинами.Сейчас мы пройдем в музей, где хранятся личные вещи военнослужащих, одежда, головные уборы, походные атрибуты, индивидуальные принадлежности, бронежилеты, боевое снаряжение, воинские знаки отличия.

Дети рассматривают экспонаты музея.

Не хватит золота всех стран,
Чтоб расплатиться с горем и слезами,
Которые принес Афганистан.
Давайте не забудем их имен
И поклянемся помнить их всегда!
Они- герои нынешних времен!

На этом наша встреча подошла к концу. Музей боевой славы всегда ждет вас, двери его всегда открыты, надеюсь вы сегодня узнали много интересного и полезного, помните и гордитесь подвигами своего народа, уважайте свою историю, любите родину, до свидания, до новых встреч!