Классный час на тему день святого валентина. Классный час ко дню влюбленных

14.07.2019

Конспект классного часа в 4 классе к 14 февраля «Подарок в ладошке»

Цели: содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей; способствовать сплочению детского коллектива; формировать представления об эстетических нормах общения между полами.

Подготовительная работа:

1. Попросить 2-3 учащихся подготовить рассказ об истории Дня святого Валентина.

2. Дать детям задание выучить стихотворение о любви, приготовить сюрприз-подарок для своего друга или того, кто больше нравится в классе (обязательное условие - подарок должен помещаться в ладошках).

Оборудование: магнитофон; две коробки; половинки бумажных яблок (по количеству детей в классе); конфеты с привязанными к ним нитками; поощрительные призы участникам конкурсов.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационное сообщение «История праздника».

III. Конкурсы.

1. Найди половинку.

2. На обочине дороги.

3. Мотальщики.

4. Песнь любви.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Добрый день, друзья! Сегодня мы будем говорить о любви.

Не только в этот день, мой друг,

Услышать можно сердца стук.

Пусть каждый день, что рядом вы,

Нам будет праздником любви.

Какой праздник мы сегодня празднуем? (Ответы детей.)

Правильно: День всех влюбленных, или День святого Валентина.

II. Информационное сообщение «История праздника»

Классный руководитель. В России традиция праздновать День святого Валентина появилась недавно, поэтому для нас это, можно сказать, новый праздник и мы о нем мало знаем. А ведь

у Дня всех влюбленных, как и у всякого другого праздника, есть своя интересная история. Об этом нам расскажут {имена, фамилии).

(Выступление учащихся с докладами.)

III. Конкурсы

Классный руководитель. В этот день принято дарить подарки, делать сюрпризы. Все это будет, но немного позже. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. (Читает стихотворение.)

День святого Валентина -

Как предчувствие весны.

Это сердца именины,

Это радость новизны.

Начиналось все с любви:

И земля, и это небо,

Просто, что не говори.

Без любви никто бы не был.

1. Найди половинку

Классный руководитель. Вы, наверное, знаете, что любимого человека еще называют второй половинкой. Согласно древней легенде когда-то Бог создал счастливые существа с полной душой, заключавшей в себе мужское и женское начало, и поселил их на небе. Но дьявол разделил все души, как яблоки, на две половинки и сбросил на Землю. С тех пор эти разбросанные по всему миру половинки ищут друг друга, чтобы вновь обрести счастье.

Предлагаю вам найти свою половинку. Кто сделает это быстрее других, получит приз.

(В одной коробке лежат половинки яблок для мальчиков, а в другой коробке - половинки яблок для девочек. Пока звучит музыка, нужно найти свою половинку. Победившие пары получают призы.)

2. На обочине дороги

Классный руководитель. Говорят, влюбленные люди могут читать мысли друг друга. Я приглашаю поучаствовать в следующем конкурсе пары, которые нашли свою половинку с помощью яблока. Представьте, что вы стоите на разных сторонах дороги. На улице шум. Мальчик жестами приглашает девочку на свидание. Девочка должна угадать, куда ее приглашают: в кино, на выставку, в кафе и т. п.

3. Мотальщики

Классный руководитель. Хотите угостить свою половинку конфеткой? Тогда поучаствуйте в конкурсе.

(Участвуют двое. Каждый получает карандаш и нитку; к одному концу нитки привязана конфета. Задача - быстрее своего соперника намотать нитку на карандаш. При этом можно крутить только сам

карандаш. Держать одной рукой карандаш, а второй наматывать нитку запрещено.)

4. Песнь любви

Классный руководитель. Во все времена влюбленные посвящали стихи своим половинкам: кто-то читал свои, кто-то - чужие произведения. Предлагаю вам поучаствовать в поэтическом конкурсе.

(Учащиеся рассказывают стихотворения.)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный Дню святого Валентина. Мы подарили друг другу хорошее настроение, но это еще не все! Пришло время подарить друг другу подарки и сказать теплые слова тому, кто вам нравится. Конечно, вы уже заранее знаете, кому хотите вручить подарок. Но будьте внимательны, у нас есть одно обязательно условие: если у того, к кому вы хотите подойти, уже есть подарок, то нужно внимательно посмотреть вокруг и преподнести подарок тому, у кого его еще нет. Надеюсь, что сделать свой выбор будет несложно, ведь у каждого из вас много друзей в классе.

Дополнительный материал

Пожелания на валентинках

Дарю свою любовь и валентинку,

Чтоб растопить февральскую грустинку.

Желаю самых лучших впечатлений

От искренних и добрых поздравлений!

Отгадай, чья валентинка?

Кто дарил от всей души?!

Кто признаться в нежных чувствах

Поскорее поспешил?!

Прими с улыбкой эту валентинку

И посмотри внимательно картинку!

Дарю слова любви и восхищенья

И в День влюбленных - торт и поздравленья!

Догадайся, чье «сердечко»

Держишь ты сейчас в руках,

Кто тебя так крепко любит

И витает в облаках?!

Прими в подарок эту валентинку,

К весне она полезней витаминки!

Читай три раза в день и умиляйся.

Люблю тебя, почаще улыбайся!

Жду с нетерпеньем середины февраля

Всю зиму, начиная с декабря!

Хочу быстрее всех тебя поздравить,

Дарю сердечко алое на память!

Пусть жизнь идет всегда отлично:

В быту, в учебе, в дружбе, в личном!

А в День влюбленных я желаю

Любви большой! И поздравляю.

Чувств тебе желаю только разделенных

И хочу поздравить с праздником влюбленных!

Получи в подарок весь цветочный рынок,

А к цветам в придачу горы валентинок!

Хочу с Днем влюбленных поздравить,

Дарю валентинку на память!

Любуйся, читай и храни,

А если скучаешь - звони!

Никого не знаю лучше

В целом мире, в целом свете!

Ты сокровище Вселенной,

Мое счастье на планете!

Из истории праздника День Святого Валентина

14 февраля - День святого Валентина, Международный день влюбленных и любящих. В европейской культуре этот праздник известен очень давно: традиция отмечать праздник незамужних девушек и неженатых мужчин зафиксирована с XIV в. Правда, его в разных странах называли по-разному. Например, в Швеции этот праздник называется Днем всех сердец, в Норвегии - Днем романтиков.

Существует несколько версий появления праздника святого Валентина.

Версия первая . Согласно народному поверью 14 февраля природа делает резкий поворот к весне, птицы начинают брачные игры, попарно летают в небе и тем самым открывают «сезон любви». В комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» Валентинов день назван Днем птиц.

Версия вторая. По римскому календарю Новый год приходится на середину февраля. Можно предположить, что в Древнем Риме, как и на Руси, во время новогодних праздников было принято гадать на суженых. Возможно, поэтому 14 февраля стали праздновать День всех влюбленных.

Версия третья. Она связана с именем молодого христианина - врача Валентина, который по доносу попал в тюрьму, когда в Риме бушевала весна и птицы открывали «сезон любви». Дети бегали к окнам тюрьмы и бросали своему старшему другу записочки с поздравлениями, признаниями в любви, приветами и пожеланиями. Дети стремились помочь Валентину, поддержать и ободрить его. Тюремный надзиратель, человек суровый, ненавидевший христиан, поклонник императора Клавдия, прогнал детей. Но когда он прочитал наивные записки детей, то узнал о необычных лекарских способностях узника. У надзирателя любимая дочь была слепой от рождения. В дни праздников она, как обычно, сидела дома. Ей не суждено было найти себе любимого - кому нужна слепая невеста? И тогда, нарушив закон, надзиратель привел дочь к заключенному врачу, не ожидая, что одна трагедия сменится другой.

Валентин вернул зрение девушке, и она полюбила его. Но короткой и несчастливой была ее любовь. Вскоре Валентина казнили. От их любви осталось одно свидетельство, о котором не забыло предание, - небольшое письмо, почти записочка, валентинка, как скажем мы теперь, которую сочинил молодой человек для любимой, скромно подписав в конце: «Ваш Валентин».

Неизвестно, какому богу молилась впоследствии воспитанная в язычестве дочь надзирателя, но, может быть, именно она впервые воскликнула: «Он святой!»

Существует также легенда, что перед казнью Валентин написал всем знакомым и последователям множество записок. Так родилась традиция дарить валентинки. Именно этот святой считается покровителем всех, кто влюблен.

Версия четвертая. Считается, что святой Валентин - это епископ Тер- нийский. Он венчал молодые пары вопреки приказам императора Клавдия II, который предпочитал, чтобы в его армии было как можно больше одиноких мужчин, так как считал, что женатые солдаты - плохие воины. Епископ был пойман и сожжен на костре, по одной версии, 14 февраля 270 г. в Риме, по другой - в 360 г. в Терни.

Валентинов день - это еще и день ангела всех, кого зовут Валентином и Валентиной. В День святого Валентина принято поздравлять всех людей, которых ты любишь: мам и пап, братьев и сестер, племянниц и племянников и, конечно, друзей. Конечно же, 14 февраля - чрезвычайно удобная дата, чтобы признаться в любви давно обожаемому объекту, памятуя, что любви все возрасты покорны.

В XV в. англичане стали рассматривать эту дату как прекрасную возможность для объяснения в любви письменно. Валентинки обрамлялись орнаментами, рисунками, бумажными и настоящими кружевами. Это были настоящие произведения искусства. Одна деталь повторялась во всех посланиях - рисунок сердца, который стал эмблемой этого праздника на все времена. А в 1820 г. все в той же Англии начался выпуск специальных праздничных открыток. Несмотря на то что почтовая связь в XIX в. работала не столь быстро, как в XX в., статистики зафиксировали: 14 февраля 1834 г., например, только в Лондоне в почтовые ящики было опущено около 60 тыс. письменных признаний в сокровенных чувствах. Впрочем, эта цифра не идет ни в какое сравнение с количеством объяснений в любви посредством почты в 1988 г. Тогда было послано около 16 млн открыток. По примерным подсчетам, в 1995 г. их количество приблизилось к 30 млн.

Интересно, что существуют особые правила этикета для отправителя валентинки. Первое: отправитель должен сделать все, чтобы вызвать к себе особый интерес и любопытство. Второе: отправитель обязан сохранить тайну и остаться анонимным. Есть и третье правило: весь год быть верным рыцарем или дамой сердца своего заветного адресата. Впрочем, это правило редко кем выполняется.

К XVII в. традиция избирать возлюбленного или возлюбленную сроком на год существовала уже только как шутка, очень часто просто как детская забава. А став невинным развлечением, обычай поддерживался уже не только неженатой молодежью. В дневниках С. Пипса (1633-1703) мы находим яркую картину лондонской жизни, воспроизведенную со множеством живописных подробностей. В день праздника валентинки посылали всем друзьям и знакомым. Взрослые, женатые люди тоже приобретали своих Валентин и Валентинов как любимых друзей года. И поскольку все это уже была только игра, мужчине и женщине позволялось иметь теперь несколько Валентинов или Валентин. Мужчины - Валентины - должны были делать женщинам подарки, дарить цветы, писать любовные письма.

Особенности празднования Дня святого Валентина в школе

1. Вручение корзин и букетов цветов через школьную почту.

2. На стеклах окон или специально подготовленных стендах фломастерами можно писать любые любовные признания, афоризмы о любви, свои и чужие стихи.

3. Каждый желающий может погадать на бумажной ромашке. Ромашки прикрепляют на стены, на обратной стороне лепестков пишут слова: любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет. (Также могут быть написаны шуточные предсказания, например: «Будет твой спутник (спутница) человеком с голубыми глазами, с хорошим и покладистым характером, но... выше тебя на один метр. Желаем счастья!»)

4. Участники праздника пишут свои имена на сердечках: девушки - на розовых, юноши - на красных. Сердечки бросают в красивые кувшины. Затем они будут доставать эти сердечки, узнавая имя суженого, суженой.

5. В английских деревнях молодые люди дарили друг другу в этот день сплетенные из соломы банты - символ любовного союза. Бант надо было хранить весь год. На школьном празднике девушки могут подарить ребятам сделанные своими руками мужские банты или галсту- ки-бабочки. А ребята могут подарить девушкам цветок, сделанный своими руками, или большие самодельные конфеты. Их надо придумать: и начинку, и особый фантик - с названием, картинкой, стихами.

6. В День святого Валентина нужно на костюме, на платье иметь как можно больше нашитых аппликаций-сердечек и украсить себя другими аксессуарами в форме сердца. Костюм в этот день - пространство для творчества.

7. Все участники праздника проходят в зал по пропуску. Пропуск - листок бумаги с афоризмом о любви и вымышленной подписью, например: «Беатрис из Сарагосы», «Монтигомо - Ястребиный Коготь». Специальное жюри выберет 10 лучших афоризмов, прочтет их, выявит тех, кто подобрал или придумал лучшие, и соответственно наградит каждого.

Игры и забавы на День святого Валентина

От сердца к сердцу. Разрежьте бумажные сердца фигурно на две части. Каждому игроку раздайте по половине сердца. По команде все играющие сходятся в центре зала. Игроки, которые находят свою пару первыми, становятся победителями. Ведущий при этом засекает время, чтобы узнать, как быстро игроки смогут найти свою пару.

Спрятанные сердца . В зале в самых неожиданных местах спрятаны одинаковые по размеру и цвету картонные или тряпичные сердца. Ведущий говорит о них и предлагает всем искать. Тот, кто найдет наибольшее количество сердец, становится победителем и получает награду - пряники в форме сердечек.

Счастливое лицо Валентина . Из бумаги нарезано большое количество сердечек. Их нужно наклеить на лист ватмана так, чтобы создать «сердечное лицо» сидящего на стуле «натурщика». Кто это сделает наиболее интересно и похоже на оригинал, получит приз.

Профильные портреты. В швейцарском городе Винтертура открыт Музей профильных портретов, вырезанных из черной бумаги. Историки искусства считают, что этот своеобразный вид графики был «завезен» в Европу из Китая в XVII в., где он возник в глубокой древности. Прообразом профильного портрета был, по всей видимости, театр теней. Искусство профильного портрета ныне почти исчезло.

Дайте игрокам (юноше и девушке) черную бумагу, ножницы, и пусть они попробуют вырезать с ходу профили друг друга. У кого будет самый похожий - тот получает приз.

Разбитые сердца . Большие бумажные красные и розовые сердца разрезают на две части. На одной части сердца пишут вопрос о святом Валентине, на другой - ответ. Игрок-юноша получает половинку сердца с вопросом. Отвечая на каждый вопрос, он от девушки получает другую половинку сердца, если ответ совпадает с вопросом. В этом случае «разбитые» половинки соединяются.

«Сердце красавицы...» Из букв, входящих в эти два слова, необходимо составить слова - нарицательные имена существительные в единственном числе, именительном падеже. Побеждает не тот, кто придумал много слов, а тот, у кого осталось больше оригинальных слов после того, как вычеркнули одинаковые.

Чьи комплименты лучше . В этой забаве несколько вариантов. Юноша и девушка могут говорить по очереди друг другу, не повторяясь, комплименты.

Конспект классного часа на 14 февраля в 10 классе

Классный час ко Дню Святого Валентина в 10 классе «Я помню чудное мгновенье…»

Беседа к празднику в честь Дня святого Валентина

Предварительная подготовка: перед проведением этого классного часа следует провести беседу.

О Валентинах мы узнаем из истории древнего Рима. Во время правления императора Клавдия (конец III века н. э.), тирана и гонителя христиан, в один и тот же день - 14 февраля - в день традиционного римского языческого праздника «Люперкалия», праздника молодых, во время которого юноши и девушки выбирали себе друзей и подруг, признавались в любви, женихи и невесты объявляли о помолвке, предстоящих свадьбах, поэты слагали лирические стихи, а барды исполняли любовные песни, погибло аж два Валентина, и обоих церковь после смерти назвала святыми.

Один Валентин был почтенным пожилым человеком, епископом Тернийским, жил в шестидесяти километрах от Рима, в провинции. Он как священник венчал молодые пары вопреки приказам Клавдия, который в каждом одиноком неженатом мужчине видел только своего солдата. За это епископ и был сожжен на костре - погиб смертью мученика от рук язычников.

Другой Валентин был молодым лекарем и проповедником. Он бродил по римским кварталам с нехитрыми медицинскими инструментами и не всем горожанам признавался, что на самом деле лечил молитвой. По доносу он попал в тюрьму, когда в Риме бушевала весна и птицы открывали «сезон любви». Дети - поклонники молодого врачевателя - бегали к окнам тюрьмы и бросали своему старшему другу, который их лечил, был всегда добр, учил жизни, играл с ними, записочки с поздравлениями, признаниями в любви, приветами и пожеланиями. Дети стремились помочь другу, поддержать и ободрить его. Тюремный надзиратель - человек суровый, ненавидевший христиан, поклонник императора Клавдия - прогонял детей. Но когда он прочитал их наивные записки («валентинки»), то узнал о необычных лекарских способностях узника. Дочь надзирателя была слепой от рождения. Она все время проводила дома, смирившись с тем, что ей не суждено найти себе любимого. Надзиратель, нарушив закон, привел дочь к заключенному врачу, и произошло чудо: Валентин вернул зрение девушке. Она сразу полюбила его, однако вскоре Валентина казнили. От их любви осталось одно свидетельство - небольшое письмо, почти записочка - «валентинка», как скажем мы теперь, которую сочинил молодой человек для нее, скромно подписав в конце: «Ваш Валентин». Поэтому в этот день принято называть любимую - Валентиной, а любимого - Валентином.

Но официально католическая церковь не считает день св. Валентина днем влюбленных - это чисто народная традиция, берущая свое начало из Англии: первым упомянул об этом празднике поэт XII века Джеффри Чосер. В Европу же обычай был перенесен приблизительно в XVII веке шекспировскими строками:

С рассвета в Валентинов день

Я проберусь к дверям

И у окна согласье дам

Быть Валентиной Вам...

В Швеции этот праздник был назван Днем всех сердец, в Норвегии - Днем романтиков.

Непременным атрибутом этого праздника являются письменные поздравления. Правила «валентинок» гласят, что отправитель должен сделать все, чтобы вызвать особый интерес адресата, но остаться анонимным, после чего весь год быть верным рыцарем или дамой сердца.

Когда-то послания Валентинова дня оформляли орнаментами, рисунками пернатых пар, бантиков, цветов, амуров со стрелами, вышивкой гладью по шелку, бумажными или настоящими кружевами. Первые специальные конверты и открытки появились в лондонских лавках именно 14 февраля 1761 года. Это были настоящие произведения искусства, каждое из которых не было похоже ни на одно предыдущее, за исключением обязательного изображения сердца, ставшего эмблемой этого праздника. Все, что имеет форму сердечка может стать подарком в этот праздник: шоколадка или коробочка конфет, воздушный шарик или шкатулка. Дарить можно также книги - романы или сборники стихов о любви. И конечно, к любому подарку обязательно прилагается «валентинка». Впервые начали выпускать специальные праздничные открытки - «валентинки» опять же в Англии в 1820 году.

Есть такой вариант поздравления: на открытке обязательно должно быть красное сердечко. Можно наклеить на простую открытку сердечко. По традиции такая открытка не подписывается, указывается только адрес - чтобы адресат мог догадаться, кто ее автор. Это прекрасная возможность для людей робких, которым не хватает смелости признаться в любви, поведать о своих чувствах. Если объяснения в любви не будут приняты, то можно и не признаться, что вы их автор. Такие открытки можно дарить не только любимым, но и подруге, коллеге по работе, одинокому соседу и т. д.

Раньше объяснялись в любви наедине. Теперь времена иные. В Аргентине, например, вошли в моду признания в любви, написанные на транспарантах, протянутых через улицу. Какой-нибудь Фернандо заявляет всем прохожим, что он не может жить без своей Мерседес. Для этого достаточно позвонить в контору фирмы «Аэро», продиктовать текст любовного объяснения и приложить чек на 50 долларов. После этого на избранной улице появляется плакат, который висит от 5 до 7 дней. Да и мы на наших улицах видим рекламу - признание молодого бизнесмена своей жене: «Я тебя люблю». А вот индиец Дипак Саял сумел сто раз написать «Я вас люблю» и один раз «Вы мне нравитесь» на зернышке риса, которое он подарил своей возлюбленной. Его труд не пропал: он завоевал руку и сердце любимой.

Оформление кабинета : плакаты, транспаранты, рисунки по тематике дня. Можно использовать крылатые выражения о любви, дружбе, верности.

Ход классного часа

Звучит красивая музыка, появляются ведущие - мальчик и девочка из вашего класса.

О, память сердца!

Ты сильней рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальней.

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся волос.

Ведущая. Что за сокровище заключено в человеке?

Ведущий. Может быть, красивая внешность, знания или богатства?

Ведущая. Но это все относительно, без этого можно прожить. Важнее всего жизнь и любовь.

Ведущий. Любовь ценнее жизни, потому что любовь - это источник самой жизни.

Ведущая. Главная заповедь, которую нам оставили великие учителя нравственности - «Любите друг друга».

Ведущий. Как это необыкновенно и прекрасно, что человек рожден, чтобы нести ответственность за любовь.

Ведущая. И наш сегодняшний праздник посвящается всем влюбленным.

Ведущий. Всем тем, кто хочет любить и быть любимым.

Ведущая. Мы тоже хотим испытать самое трепетное ощущение в жизни - открыть и понять, кто мы на самом деле и каковы другие люди.

Ведущий. Мы хотим стать на этот путь и верим, что найдем в нем и красоту, и счастье, и любовь.

Ведущая. 14 февраля - День святого Валентина, издавна этот день считается праздником всех влюбленных.

Ведущий. И мы рады всем вам сказать...

Ведущий, ведущая (вместе). С праздником вас! Любите и будьте любимыми!

Звучит романс в исполнении ученицы класса «Любовь - волшебная страна...» (сл. Э. Рязанова).

Ведущая. К сожалению, мы заметили, что в нашем классе, не много пар, скрепленных дружбой, любовью, нежными взаимоотношениями.

Ведущий. И мы сегодня решили попробовать сформировать пары сами.

Ведущая. А вдруг из этого что-то получится.

Ведущий. А вдруг сегодня мы станем основателями большой и продолжительной любви.

Ведущая. Итак, в этот мешочек мы сложили листочки с фамилиями девушек, которые учатся в нашем классе.

Ведущий. А в этот мешочек листочки с фамилиями парней.

Ведущая. И сейчас мы определим, кто из девушек будет сегодня участвовать в нашем конкурсе.

Ведущие вынимают из мешочка 3 листочка с фамилиями девушек, приглашают их пройти к ведущим, затем то же самое проделывается с мужской половиной. Участников выводят в коридор, где помощники ведущих с помощью жеребьевки определяют пары, конечно, если это не удается сделать взаимным выбором.

Ведущий. День святого Валентина (День всех влюбленных) - праздник, которого ждут все: и те, кто любит, и те, кто только хочет испытать это чувство. Существует традиция, согласно которой влюбленные в этот день обмениваются подарками, маленькими «валентинками», символизирующими любовь, признательность, уважение друг к другу...

Ведущая. А нашим парам тоже предстоит сделать одну большую валентинку, выражающую их любовь.

Пары заходят в класс, там уже приготовлены столы с одинаковым количеством материала, за определенное время они должны изготовить «валентинку». Готовые «валентинки» передаются в жюри (хорошо, если это будут уже сформированные пары вашего класса, если таковых не имеется, то в жюри можно посадить просто одинаковое количество мальчиков и девочек).

Ведущий. Поскольку речь зашла об открытках, мы предлагаем нашим участникам принять участие в небольшой викторине.

Участникам раздаются карточки с номерами 1,2,3. Ведущий читает вопрос, пары думают и по сигналу ведущего поднимают правильный, на их взгляд, ответ. Затем ведущий оглашает правильный ответ.

Ведущая. Когда впервые появились печатные открытки в Лондонских лавках?

Ведущий. Для чего некоторые незамужние девушки покупали в лавках ко Дню святого Валентина огромное количество открыток?

1) для себя, +

2) для коллекции;

3) для друзей.

Ведущая. Количество открыток, полученных ко Дню святого Валентина, служило показателем успеха молодой леди, т. к. сколько открыток - столько тайных воздыхателей.

Ведущий. Самым популярным годом, когда было отправлено самое большое количество открыток-поздравлений, был 1870 год. Сколько их было отправлено?

Ведущая. Чьей возлюбленной была Лиля Брик?

1) С. Есенина;

3) Н. Клюева.

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца,

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В. Маяковский

Ведущая. Чьей женой была Любовь Дмитриевна Менделеева?

1) Б. Пастернака;

2) А. Блока; +

3) С. Есенина.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Ведущая. Женой какого известного писателя стала стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, приглашенная для записывания его романа?

1) Л. Н. Толстого;

2) Ф. М. Достоевского; +

3) Н. Г. Чернышевского.

Ведущий. «При конце романа я заметил, что стенографистка моя меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова, а мне она все больше и больше нравилась, я предложил ей за меня выйти. Разница в летах ужасная (20 и 44), но я все более и более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у нее есть, и любить она умеет» (Ф.М. Достоевский).

Ведущая. Какой русский поэт полюбил Елену Денисовну, женщину, которая была моложе его в 2 раза? Цикл стихов, посвященный ей, известен как «Денисьевский».

2) Ф. Тютчев; +

3) В. Жуковский.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Ф. Тютчев

Молодцы, отлично справились с викториной.

Жюри подводит промежуточный итог. Хорошо, если на доске вы сделаете табло, на котором напишите имена участников, и напротив их пары будете наклеивать количество сердечек, соответствующее количеству набранных баллов.

Ведущая. А следующий наш конкурс связан с поиском второй половинки.

Ведущий. Сейчас нашим парам раздадут по одной половинке картонного сердечка.

Ведущая. Внимательно изучите разрез, потому что вам придется искать вторую половинку этого сердца среди множества других.

Ведущий. Итак, смысл конкурса прост - девушка берет в руки половинку сердечка, и мы ей завязываем глаза.

Ведущая. Молодой человек становится перед девушкой так, чтобы не видеть ее сердечко. Перед ним мы выкладываем семь половинок сердец, он должен попытаться найти половинку от сердца, которое в руках у девушки, передать ей назад - не поворачиваясь к ней!

Ведущий. Ну, а потом девушке необходимо на ощупь определить, правильную ли половинку подобрал ее партнер.

Ведущая. Если она считает, что эта половинка не подходит, тогда она сообщает об этом партнеру и у них еще есть две попытки на поиск правильной половинки.

Ведущий. Ответом пары считается последнее сердце, которое девушка будет держать в руках.

Ведущая. Так что, девушки, не торопитесь сразу сказать, что половинка подобрана не верно!

Для этого конкурса хорошо рядом с каждой парой поставить помощника, который, во-первых, будет следить за правильностью проведения конкурса, а во-вторых, помогать паре передавать сердечки.

Ведущий. Дорогие мои, любящие и любимые! Поздравляю вас с Днем святого Валентина, Днем всех влюбленных.

Ведущая. Да захлестнет вас в этот день океан любви, да не превратится он в маленькую лужицу на следующий день.

Ведущий. Тем же, кто еще не отважился окунуться в эти бурлящие волны, желаю смелости скинуть, наконец, с себя одежды одиночества и броситься в бурное море, а уж сия пучина поглотит вас в один момент.

Ведущая. Будьте уверены. Желаю вам, дорогие мои, любить и быть любимыми - и я не знаю, что может быть лучше.

Цели:

    дать информацию об истории этого праздника;

    развивать любовь к русской классике;

    вызвать интерес к “вечным” проблемам: любовь, счастье, взаимопонимание;

    способствовать сплочённости коллектива;

    вызвать особенное, лирическое настроение души, которое позволит ребятам обратить мыслям о любви.

Оборудование: наглядности, открытки, плакат, сердца.

План классного часа:

1. Викторина.

2. История создания праздника.

3. “Три признания в любви”. Л.Татьяничева.

4. Конкурсы

    «Спрятанные сердца»

    «Кто лучше помнит друг друга»

    «Разбитые сердца»

    «Половинки человека»

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен Дню Святого Валентина – Дню всех влюбленных. Этот праздник пришел к нам с Запада, а сейчас и у нас имеет большой успех. И, перед тем как перейти к истории этого праздника, давайте проверим, а что вы знаете об этом празднике. Ответьте на вопросы викторины!

    В каком веке в Европе стали праздновать День всех влюбленных? (XIII век)

    Назовите город в котором жил и служил Св. Валентин. (Рим)

    За что Св. Валентина посадили в тюрьму? (За то, что венчал влюбленных, несмотря на запрет)

    Назовите имя императора, указу которого не подчинился Валентин. (Клавдий)

    В кого был в люблен сам Валентин? (В дочь тюремщика)

    Какая подпись была в прощальной записке от Валентина к любимой? (Твой Валентин)

    Назовите символы дня Св. Валентина. (Роза, сердце, купидон).

    Какой альтернативный праздник существовал на Руси? (День Петра и Февронии)

    Когда стали праздновать в России День Святого Валентина? (В начале 1990-х годов)

Этот праздник не имеет глубокой религиозной основы. Он связан с трогательной и печальной историей двух влюбленных.

В III в. н.э. римский император Клавдий II издал указ, запрещающий людям жениться. Он считал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение - быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим.
Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчал юных влюбленных. Обнаружив эти антигосударственные женитьбы, император повелел заключить нарушителя в тюрьму и потом казнить.
В тюрьме Валентин, лишенный священных книг, разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремного надзирателя. Видимо, и записки были хороши, и дочка. Молодые люди полюбили друг друга. Перед казнью, 14 февраля 270 г., он послал девушке прощальную записку с краткой фразой "от Валентина", которая впоследствии стала означать вечную привязанность и верность. А дата смерти священника навеки осталась в памяти людей.

В День святого Валентина было принято посылать своим любимым и друзьям "Валентинки" – письма с признаниями в любви и дружбе.

Девочка:

Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь неразделимы –
Пока жива, с тобой я буду.
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду
Не забывай меня, любимый!
Ты понесешь с собой повсюду.
Родную землю, милый дом.

Мальчик:

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девочка:

За расставаньем будет встреча.
Не забывай меня, любимый.
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

Мальчик :

Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного, –
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в Млечный Путь.

Девочка:

Я за тебя молиться стану.
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредимым.

Мальчик:

С любимыми не расставайтесь.

Девочка:

С любимыми не расставайтесь.

Вместе:

С любимыми не расставайтесь -
Всей кровью прорастайте в них!

Мальчик:

Девочка:

И каждый раз навек прощайтесь!

Вместе:

И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг.

А знаете ли вы, как празднуют День всех влюбленных в разных странах мира?!

    У Французов в День Святого Валентина принято дарить драгоценности.

    А вот англичане поздравляют с Днем Всех Влюбленных не только людей, но и любимых животных.

    А японцы превратили День Валентина в «8 марта» для мужчин. В этот день подарки в Японии дарят в основном мужчинам.

    В романтичной Дании люди посылают друг другу засушенные цветы.

    Девушки Европы пишут свои имена на листочках, складываю их в ящик, а юноши вынимают потом оттуда по листочку, выбирая тем самым себе пару.

    В Испании 14 февраля мужчины преподносят любимым только цветы, а те в свою очередь – подарки.

    В Тайване в День Святого Валентина принято дарить женщинам розы. Значение имеет количество. Если мужчина присылает один цветок, значит, он признается в любви, а если роскошный букет из 100 роз – предлагает выйти замуж.

Кто может назвать традиционные подарки? (поздравительные открытки «Валентинки», сладости в коробке в форме сердца, цветы, ювелирные украшения, мягкие игрушки).

Конкурсы

Что-то мы засиделись. Пора и поиграть. Разделимся на две команды. Каждая команда придумает свое название. Я предлагаю отправиться на поиски сердец. И так, первый конкурс.

    «Спрятанные сердца»

В классе в самых неожиданных местах спрятаны сердца. Команда, которая найдет наибольшее количество сердец, выиграет.

    Кто лучше помнит друг друга

Конкурсанты каждой пары становятся спиной друг к другу. После этого каждому из них задается по пять вопросов о внешности партнера (цвет глаз, одежде, количестве пуговиц на рубашке, наличии сережек и других украшений, наличии часов и т.п.). Та пара, которая лучше всех справится с данным заданием, получает призовое очко.

    «Разбитые сердца»

На парте лежат половинки сердец. На одной из сторон написана часть стихотворения о любви. Ребята должны найти вторую половинку стихотворения, а соответственно и сердца. После, ребята должны сказать, какому классику принадлежат эти стихи.

«Любить иных тяжелый крест » Б.Пастернак

Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это - не большая хитрость.

«Я люблю тебя больше, чем море, и небо, и пение…» К.Бальмонт

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,
Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.
Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,
Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза
И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,
Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?»
Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.
И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.

«Любовь» Анна Ахматова

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя...

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

«Мне нравится, что вы больны не мной» Марина Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!


«Благословляю все, что было» Александр Блок

Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым,
Прости меня. Нам быть - вдвоем.
Все то, чего не скажешь словом,
Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи,
И сердце бьет, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь.

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

И.А.Бунин.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека

И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

И был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

Михаил Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

«Я был опять в саду твоем...» А.А. Фет

Я был опять в саду твоем,

И увела меня аллея

Туда, где мы весной вдвоем

Бродили, говорить не смея.

Как сердце робкое влекло

Излить надежду, страх и пени,-

А юный лист тогда назло

Нам посылал так мало тени.

Теперь и тень в саду темна,

И трав сильней благоуханье;

Зато какая тишина,

Какое томное молчанье!

Один зарею соловей,

Таясь во мраке, робко свищет,

И под навесами ветвей

Напрасно взор кого-то ищет.

    Тест «Половинки человека»

Лист бумаги складывается пополам и насквозь прокалывается в пяти местах. Игроки в паре по очереди рисуют половинку человека. Один игрок правую половину, второй левую. Рисунок каждого тестируемого должен обязательно проходить через пять точек. До окончания теста запрещается смотреть на рисунок партнера. Точки в начале тестирования наносятся из расчета, что через первую точку будет проходить ухо, вторую – шея, третью – ладонь, четвертую – талия, пятую – стопа (однако тестируемым нельзя сообщать об этих условиях и они не обязаны их придерживаться).

Толкование.

Общий вид. Чем точнее совпадают половинки и чем более гармоничен человек – тем лучше совместимость тестируемых. На рисунке-примере общая совместимость тестируемых достаточно хорошая.

Голова. Тот человек, на чьем рисунке голова выше – лидирует в паре. Торчащие волосы на голове означают желание лидерства.

Черты лица. Если человек рисует черты лица, значит, он направлен на общение. В этом случае более гармоничны пары, в которых или оба человека направлены на общение (есть черты лица) или оба не направлены (нет черт лица). Так же хорошо сочетаются дополняющие черты лица (например, когда один рисует рот, а другой ухо).

Руки. По прорисованности руки можно сказать, кто из тестируемых выполняет основную работу. Причем длинная, широкая рука показывает трудолюбивого человека, а наличие пальцев – мастерство тестируемого в какой-либо практической области.

Ноги. Ноги указывают на то, как прочно и уверенно вы стоите на земле.

Ребята, перед вами на доске висит плакат с изображением дерева. На этом дереве пустые сердца. В каждом сердце вы увидите надпись Любовь – это… Мы вам предлагаем выразить своими словами, что на ваш взгляд означает Любовь.

Сегодняшний наш классный час был одним из самых ярких, добрых и веселых. Я надеюсь, что вы все получили только позитивное настроение.

Валентинов день – это праздник для всех, кто любит, для всех, кто влюблен. Путь он принесет вам счастье и радость. Пусть любовь сопровождает вас не только в этот день, а и всю жизнь.

Все большую популярность у российской молодежи приобретает День святого Валентина. Однако и в России есть свой День влюбленных - 8 июля, когда Русская православная церковь чтит память святых Петра и Февронии, покровителей супругов. В 2008 г. этот день стал новым государственным праздником. Всероссийский день семьи, любви и верности, в отличие от западного праздника всех влюбленных, это праздник именно супружеской любви.

В этом, по мнению патриарха Кирилла, продолжение культурной духовной традиции, связанной как с православием, так и с другими традиционными религиями.

Предлагаемый сценарий - это круглый стол, в ходе которого будут обсуждаться вопросы любви, семьи, верности в свете национальных традиций.

Цели : познакомить детей с легендой о Петре и Февронии; способствовать развитию у детей интереса к русской духовной традиции; формировать положительное отношение к ценностям семьи; побуждать детей к углубленному изучению нравственного опыта наших предков.

Подготовительная работа: назначить экспертов (3 ученика). Их задача - изложить материал сценария, отвечать на вопросы участников круглого стола.

Оформление:

Икона святых Петра и Февронии;

Игрушечные или вырезанные из бумаги зайцы.

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Чужой праздник».

II. Круглый стол «Тайна любви».

1. Влюбленность и любовь.

2. Подвиг верности и любви.

3. Любовь - это труд души.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Чужой праздник»

Классный руководитель. Ребята, нас ждут праздники: День защитника Отечества и 8 Марта, но уже сейчас я вижу: многие покупают открытки с сердечками. С чем это связано? И что означают эти сердечки? (Дети отвечают, что приближается День святого Валентина, что сердечки - это знак симпатии, своеобразное признание в любви - в такой день это можно сделать открыто.)

Да, я соглашусь с вами, что любви у нас действительно не хватает. Влюбленность - это редкость в современном мире. Не каждый человек способен сейчас влюбиться - слишком много циников стало вокруг. Хорошо, если любовь придет в жизнь молодых людей, если любовь эта будет ответной, взаимной. Хорошо, если она будет чистой, настоящей. Но пока происходит обратное. Вот уже 20 лет наша молодежь празднует День влюбленных, а счастливых семей все меньше, каждый второй брак распадается. Почему же так получается? Может быть, наша молодежь не разгадала тайну любви?

(Дети высказываются.)

Тайна любви - попробуем сегодня узнать, в чем она. Этой теме посвящен наш круглый стол.

Познакомьтесь с экспертами, которые будут задавать тон всему разговору. (Перечисляет гостей.)

Приглашаю всех вас принять участие в работе круглого стола.

(Эксперты выходят и садятся лицом к классу.)

II. Круглый стол «Тайна любви»

1. Влюбленность и любовь

Классный руководитель. Итак, открываем наш круглый стол.

Первый вопрос для обсуждения - два праздника: День святого Валентина и День семьи, любви и верности. Общее и различия. Слово эксперту (имя, фамилия).

Эксперт 1. В последнее время в России широко отмечается День всех влюбленных, или День святого Валентина. Согласно средневековой легенде император Клавдий запрещал своим воинам венчаться, чтобы они не отвлекались от службы. А епископ Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Епископ был причислен клику святых католической церкви и почитался покровителем влюбленных. В День святого Валентина в знак признания в любви все дарят друг другу бумажные сердечки, конфеты, цветы.

У нашего народа есть свой праздник любви - это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности.

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 г., страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония - крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день (по новому стилю - 8 июля) в 1228 г., и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около восьми веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии, просят о счастье, любви, благополучии.

В 2008 г. этот день объявлен официальным государственным праздником - Днем семьи, любви и верности. Этот праздник можно назвать нашим русским Днем влюбленных. Только празднуют его совсем не так, как День святого Валентина.

По православной традиции о счастье в брачной жизни и удаче в любви молятся в храме. В День святых Петра и Февронии не принято писать друг другу записки, дарить сердечки. Не принято в этот день ходить в кафе и рестораны, потому что праздник приходится на пост. В этот день на Руси девушкам дарили фигурки зайчат, а юношам - сувенирные ножички. По новой традиции в этот день предлагают дарить любимым ромашки, а еще февроньки - маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.

Классный руководитель. Давайте сравним два праздника.

(Последовательно задает вопросы.)

Западный праздник День святого Валентина и наш православный День святых Петра и Февронии: что в них общего и в чем различия?

Чем же отличается влюбленность от любви?

Сколько раз вы влюблялись, в каком возрасте влюбились в первый раз?

Нужно ли хранить верность?

Бывает ли любовь на всю жизнь?

Известны ли вам примеры верной, бескорыстной, большой любви?

Двадцать лет назад никто в России не праздновал День святого Валентина. Почему, по-вашему, этот праздник стал таким популярным в современной России?

Примерные ответы детей:

Оба праздника посвящены любви, но западный - праздник мимолетной влюбленности, а российский - праздник любви и верности, то есть более глубокого чувства.

Влюбленность - это чувство, которое мгновенно вспыхивает и быстро проходит, а любовь - это чувство постоянное, крепкое, на всю жизнь.

Можно влюбляться в разных девчонок, а любить только одну.

Бывает, что можно влюбиться на всю жизнь. В передаче «Жди меня» старые люди вспоминают свою первую любовь, ищут ее.

Да, примером большой любви для меня является любовь моих бабушки и дедушки (мамы и папы, Ромео и Джульетты и т. п.).

Популярность Дня влюбленных имеет коммерческую основу - у этого праздника агрессивная реклама, идет активная продажа подарков, сувениров и т. п.

День семьи, любви и верности тоже может стать коммерческим, если все начнут гоняться за подарками, если пойдет реклама. Лучше этого не допускать, чтобы это был тихий праздник.

Классный руководитель. Действительно, эти праздники различны - День святого Валентина празднуется как день влюбленных, а влюбленность не всегда заканчивается любовью, созданием семьи. Влюбиться - это одно, а сохранить любовь - это другое. А в традициях народов России любовь как раз связана с верностью, с семьей. Именно такой любви покровительствуют святые Петр и Феврония. Поэтому наш российский праздник - это праздник именно супружеской любви и верности.

2. Подвиг верности и любви

Классный руководитель. В русской культурной традиции верность всегда была спутницей любви. Верность в любви приравнивалась к подвигу. Действительно ли это подвиг - сохранить верность в любви? Слово эксперту (имя, фамилия).

Эксперт 2. Примеров верности и любви в нашей истории много. Ведь в старину не принято было разводиться - жили, следуя пословице «Стерпится - слюбится». Но судьбу княгини Долгоруковой уже на протяжении трех столетий называют подвигом любви и верности.

Наталья Борисовна Долгорукова - княгиня, дочь графа Шереметева, соратника и друга Петра I. Знатная, красивая, умная, богатая, она была одной из самых завидных невест России. Будущее казалось ей солнечным и прекрасным.

В 16 лет к ней посватался один из таких же завидных женихов в государстве - любимец царя Иван Алексеевич Долгоруков. Молодой князь - красавец, щеголь - сразу очаровал Наталью. На их обручении был весь цвет общества: члены императорской фамилии, министры и генералы. Жених казался таким искренним и нежным, юная Наталья полюбила его всем сердцем и считала себя самой счастливой на свете. Но девочка-невеста не знала, что за воротами дома обожаемый жених ведет распутную и грязную жизнь. Не догадывалась и о том, что сватовство к ней было для Ивана лишь просчитанным ходом для усиления своего влияния на царя.

Но расчеты жениха не оправдались - буквально накануне их свадьбы царь умер, а любимец новой царицы возненавидел прежнего фаворита и поклялся истребить весь род Долгоруковых. Родные Натальи, спеша избавиться от опасного родства, уже подыскивали ей другого жениха. Но Наталья не хотела сегодня любить одного, а завтра другого. Она относилась к любви очень серьезно, считая, что любовь - это дар небес, который посылается только один раз на всю жизнь. И венчание состоялось. Со слезами вступила она в дом мужа, а на третий день после свадьбы пришел указ о ссылке всей семьи Долгоруковых в дальние имения, а оттуда - на Север, в Зауралье, в Березовский острог.

И юная жена не оставила своего мужа, прошла с ним весь долгий путь, разделила все тяготы ссылки. Десять лет эта юная женщина, привыкшая к блеску и роскоши, терпела лишения ради любимого. Унылая местность, дикари, которые ездят на собаках, деревянные избы, в окнах лед вместо стекла, зимы 10 месяцев в году, морозы лютые. .. Но она не падала духом, ее согревала любовь мужа, который часто плакал, глядя на ее страдания. Она постоянно благодарила судьбу за то, что связала ее с этим человеком, которого она считала образцом совершенства, который стоил того, чтобы «за его любовь жизнью своей заплатить, целый век странствовать и всякие беды сносить».

В Березове у Долгоруковой родились два сына, и она нашла счастье в материнстве.

На восьмом году ссылки муж Натальи был арестован и увезен из Березова, подвергнут жестоким пыткам и предан лютой смерти - колесованию. Только тогда ей разрешили вернуться в Москву. Ей было 26 лет, она по-прежнему была молода и красива, но от личного счастья она отказалась и отдала себя воспитанию детей. А подняв сыновей, уединилась в монастыре, предаваясь молитве и подвижничеству.

«Я доказала всему миру, что любви своей была верна», - написала она в своих записках.

Классный руководитель. Вы услышали рассказ о подвиге верности и любви. Княгиня Долгорукова благодарит Бога и считает себя счастливой.

Считаете ли вы ее счастливой?

В чем же ее счастье?

О такой ли судьбе мечтала она на заре своей юности?

Был ли князь Долгоруков идеальным человеком? (Нет, он был развратник, интриган, расчетливый и хитрый карьерист.)

Муж Натальи в молодости был далеко не ангелом, но она полюбила его. Почему? (Очевидно, увидела в нем что-то хорошее, что было скрыто для других.)

Была ли у Натальи влюбленность в мужа? (Была, он сразу очаровал ее.)

Когда эта влюбленность переросла в любовь? (Когдаувидела мужа не только в блеске и веселье, ной в падении, в унижении, в горе.)

Как это проявилось? (Она стала жертвовать ради него своим здоровьем, покоем, удобством.)

Любил ли муж Наталью? Доверял ли ей? (Любил и доверял, потому что она доказала свою верность.)

Почему жизнь Натальи Долгоруковой называют подвигом? [Она пожертвовала всем, чтобы облегчить положение мужа, все ему простила, ни в чем не обвиняла.)

Классный руководитель. Любовь и верность творят чудеса, наполняют жизнь высоким смыслом. Они даже плохого человека способны изменить. Подвиг княгини Долгоруковой стал примером для жен декабристов, которые отправились в ссылку за своими мужьями. Молодые, красивые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни и отправились в далекую суровую Сибирь, чтобы поддержать своих любимых, разделить с ними их тяготы.

Верность в любви - это настоящий подвиг. Быть верным - значит пройти с любимым по жизни до конца, разделить с ним все испытания.

3. Любовь - это труд души

Классный руководитель. Что же за сила таится в любви? Почему говорят, что она сильнее смерти?

Бывает ли вечной любовь? Передаю слово эксперту {имя, фамилия).

Эксперт 3. Сначала нужно договориться, в каком смысле употребляется слово «любовь». Сейчас употребляют даже такое словосочетание, как «заниматься любовью». Но, когда говорят о тайне любви, имеют в виду совсем другое. Как в стихотворении Ольги Высоцкой:

Любовь - она бывает разной.

Бывает отблеском на льду,

Бывает болью неотвязной,

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом.

Бывает цепью и тюрьмой...

Мы ей покоем, и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть еще любовь такая,

Что незаметно подойдет

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведет

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей.

Вот такая любовь, которая поднимает, помогает, ведет тебя До последних дней, и есть настоящая, вечная.

В день праздника семьи, любви и верности многим семьям, которые прожили в браке более 25 лет, были вручены медали «За любовь и верность». Были среди этих семей и такие, которые отпраздновали золотую, бриллиантовую свадьбу и сохранили любовь. Секрет своей любви они объясняют просто: «Любовь - это труд души».

А о тайне любви, нам кажется, лучше всего сказал митрополит Антоний Сурожский. (Читает.) «Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

Классный руководитель. «Любовь бывает разной, - замечает поэт. - Бывает отблеском на льду, / Бывает болью неотвязной, / Бывает яблоней в цвету».

Как по-вашему, что имеет в виду поэт? (Любовь бывает мимолетной, как отблеск на льду, неотвязной, как наваждение, яблоней в цвету - взаимной, яркой, но короткой.)

Может ли любовь поднимать, возвышать, как говорится в стихотворении? (Любовь делает человека лучше, чище, добрее, когда побуждает к подвигам, к хорошим поступкам.)

Знаете ли вы такие семьи, которые отпраздновали серебряную (25 лет), золотую (50 лет), бриллиантовую (60 лет) свадьбу?

Любовь - это труд души. Как понять это выражение? (Это терпение, прощение, отказ от эгоизма, жадности, это забота о другом человеке.)

Желание обладать, властвовать, воспользоваться дарами другого человека - в чем оно выражается? (Когда ты хочешь подчинить себе человека, переделать его, когда командуешь или приказываешь, когда ищешь какой-то выгоды от общения с этим человеком, когда думаешь только о себе.)

Совместимо ли такое желание с любовью? (Нет, эгоизм и себялюбие несовместимы с любовью.)

Митрополит Сурожский говорил о тайне любви, что она начинается в тот момент, когда мы просто смотрим на человека и изумляемся его красоте, что нам открылась. О какой красоте идет речь? (Речь идет о красоте внутренней, которая открывается только любящему.)

Почему красота любимого человека, по словам Антония Сурожского, изумляет нас? (Потому что она открывается не сразу, мы удивляемся, что раньше ее не замечали.)

Прочитайте на доске высказывание Л.Н. Толстого о любви. Что же это за дар такой, который отдаешь, а он все равно у тебя остается?

Любовь - это большое чувство, которое возвышает человека, дает ему силы преодолеть все невзгоды. Любовь - это труд души, подвиг терпения, прощения, самоотверженности. Тот, кто способен на это, открывает истинную красоту любимого человека. В этом и состоит тайна любви. Вот выводы, к которым мы пришли в ходе обсуждения.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Около 8 веков назад жили на Русской земле Петр и Феврония, ставшие святыми. Тысячи супружеских пар обращались к ним с просьбою о даровании любви и семейного счастья. И вот сейчас возрождается древняя традиция в виде нового праздника - Дня семьи, любви и верности.

У русского народа издавна считалось, что любовь проявляется только в жертвенном и радостном служении другому, а это возможно только в семейной жизни, потому что только семья способна научить человека этой жертвенности. В этой жертвенности и заключается самая главная тайна любви.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что нового вы сегодня узнали? Как это повлияло на ваши взгляды? Примерные ответы детей:

Узнали о наших русских святых, о том, что такое настоящая любовь.

Узнали, что у нас тоже есть свой День влюбленных.

Узнали, как нужно праздновать День Петра и Февронии.

Захотелось побывать в тех местах, где жили эти святые.

Стало стыдно, что я так мало знаю об обычаях и традициях своего народа.