Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.
Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.
Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.
К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.
Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.
Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.
Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.
У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.
Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.
Комментарий психолога Марии Буртман:
Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.
Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.
Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.
Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.
Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.
Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.
В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.
В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.
Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!
Содержание статьи:Иногда случается так, что до поступления в школу ребенок рос таким смышленым, что все окружающие не уставали восхищаться им, а родители соседских детей только завидовали. В возрасте двух лет малыш знал уже почти все буквы и быстро различал цвета. Все шло, как нельзя лучше, но, поступив на учебу, маленького человечка словно подменили. Его родители столкнулись с такой ситуацией, при которой ребенок не хочет учиться в школе.
Чего бы ни предпринимали родители, ситуацию не удается исправить. Не действуют уговоры, стыд и даже ремень. Испробовав все средства, родители надеются, что теперь им помогут только советы психолога.
То, что ребенок не проявляет интереса к обучению, может быть сопряжено с различными причинами. Их можно свести к следующим позициям:
1. Полную ответственность за процесс обучения взвалили на свои плечи родители. Это явление сегодня имеет чрезвычайно широкое распространение. В процессе обучения учащийся лишается «права голоса». За него абсолютно все выполняется мамой. Порой, она за него даже делает домашнее задание. Она ему сама и собирает портфель. Весь процесс обучения находится у нее под полным контролем. Что называется, она всегда держит руку на пульсе. Ребенок сам перестает думать. В этом просто отпадает необходимость. За него давно уже все решила мама, а в некоторых случаях - бабушка. Подобные опекуны исходят из позиций сложившейся ситуации. Они заявляют, что учиться сейчас трудно и ребенку во всем надо помогать. Они готовы сделать для своего чада буквально все. Это, конечно, хорошо, но перегибать палку явно не стоит.
Другой ситуацией является та, при которой со стороны опекунов ребенок подвержен тотальному контролю. Здесь расклад несколько иной. Родители не делают за ребенка ничего, но их действия связаны с отдачей постоянных приказов по поводу предстоящих действия ученика. Родители следят за тем, как он выполняет домашнее задание. Ребенок садится за уроки не тогда, когда это необходимо или когда он сам этого захочет, а только после поступления приказа от родителей. Школьный рюкзак он тоже собирает под указания бдительного «диктатора». Нетрудно предсказать, каков будет итог подобных действий. А носить он будет только плачевный характер. У ребенка полностью теряется ответственность, связанная с его пребыванием в стенах школы. В итоге родители получают ситуацию, при которой ребенок в 1 классе не хочет учиться. А причиной этому стала опека и непрерывность постоянного контроля.
2. Лень гения. В детстве ребенок проявлял выдающиеся способности. Все ему рисовали блестящее будущее с прекрасной перспективой. Наступает небывалое разочарование, когда ребенок заявляет, что учеба ему совершенно неинтересна. Это является классическим вариантом, при котором перед родителями предстает ленивый ребенок. Ему лень ходить в школу, усваивать новый материал и совершенно ровным счетом безразлично все, что связано со школой. Классный руководитель постоянно призывает родителей обратить внимание на лень ребенка, но они просто не ведают, как поступить, если, например, ребенок не хочет учиться читать.
3. Отсутствует желание познать новое. В отличие от чрезмерной опеки, дети в такой ситуации большей частью предоставлены сами себе. Нередко у таких детей имеются довольно неплохие умственные данные от природы. Но, к сожалению, отсутствует возможность развития их, поскольку дети большей частью находятся на улице и заниматься с ними просто некому. Поэтому нет и потребности что-то узнавать.
В первом классе обычно учеба проходит неплохо, но затем интерес к этому у них пропадает, поскольку дети считают, что это нецелесообразно. Иногда уже ребенок во 2 классе не хочет учиться. Поступив в школу, он еще проявлял какой-то интерес к учебе, а сейчас его пыл охладел.
4. Конфликтная ситуация в школьной среде. Часто желание ходить в школу пропадает из-за того, что имеется конфликт с педагогами либо одноклассниками. В этом случае отсутствие желания учиться принимает вторичный характер. Акценты расставляются на первичной проблеме, затрачивается энергия, а на учебу ее уже просто не хватает.
5. Ученик-симулянт. Некоторые дети действительно имеют какое-либо заболевание. О нем знает и классный руководитель. Но школьник может симулировать приступ или сослаться на то, что ему просто нездоровится. Как правило, со стороны окружающих и педагога таких детей жалеют, предоставляя им различные послабления. Симулировать болезнь можно и дома. Ученик рассчитывает на то, что за прогул его сильно ругать не будут, и оценку поставят более высокую - опять же из чувства жалости. В этом случае невольно ребенок сам себе задает вопрос о том, а зачем вообще стараться?
Выше были перечислены лишь некоторые причины, по которым ребенок не проявляет интереса к учебе. Теперь для исправления ситуации можно более подробно остановиться на советах для родителей. Что же советуют психологи?
Если имеет место чрезмерная опека в совокупности с контролем, то следует прислушаться к советам психолога и несколько «ослабить вожжи». Многие начинают сомневаться в эффективности данного мероприятия, считая, что успеваемость в этом случае упадет до предела. Следует заострить внимание на том, что процесс этот характеризуется длительностью. Вначале успеваемость действительно может упасть, поскольку ребенок разом избавился от чрезмерного контроля. Затем он сам способен понять, что находиться в рядах двоечников весьма неприятно и предпримет попытки к улучшению успеваемости. Он поймет, что нет ничего страшного в наличии ошибок. Их всегда можно исправить. Гораздо приятнее получать награду за свой труд.
Если имеет место ленивый гений, то ему надо объяснить, что полученные знания всегда пригодятся в жизни. Природа наградила его способностями, а их надо развивать. Это и надо довести до ленивого гения. Помимо этого, психологи считают, что если ученик своими знаниями опережает других представителей в классе, то лучше для него подобрать специализированную школу.
Весьма грустно, если у ребенка отсутствует потребность в новых знаниях. Но явление это довольно распространенное. Будет большой удачей, если педагоги в школе привьют интерес такого ребенка хотя бы к одному из всех преподаваемых в школе предметов. Ведь, занеся в душу ребенка хоть единую искру, можно зажечь целый костер. Бывает и такое. Можно с уверенностью сказать, что такие преподаватели еще не перевелись.
Если имеют место конфликтные ситуации с педагогами либо со своими сверстниками, то ребенок должен в деликатной форме объяснить всю суть сложившейся ситуации. Необходимо будет найти оптимальное решение в создавшейся ситуации. Если родители сами не в состоянии это сделать, на помощь придет психолог.
При симуляции болезни требуется обдуманное общение с ребенком. Не допускайте того, чтобы ребенку удавалось манипулировать вами. Это в полной мере касается не только ситуации со школой, но и всей жизни в целом. Надо ребенку дать понять, что не удастся всю жизнь прожить за счет сочувствия окружающих к нему. Лучше по этому вопросу обратиться за консультацией к психологу.
Если создалась ситуация, при которой ребенок не желает учиться, то ни в коем случае нельзя обвинять его в этом. Просто взрослым более пристально надо присмотреться к этой проблеме и вскрыть причины такого поведения. Это необходимо для того, чтобы принять верное решение для исправления ситуации. Никогда не надо сторониться психологов. Они всегда подскажут выход из создавшейся ситуации.
Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.
Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?
Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...
Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.
Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.
Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.
«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие »
Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.
Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.
Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.
К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.
Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.
Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.
Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.
У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.
Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.
Комментарий психолога Марии Буртман:
Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.
Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.
Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.
Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.
Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.
Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.
В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.
В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.
Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!
Психология отношений с детьми - наука для родителей. Любой родитель обрадовался бы, если его ребенок был бы отличником, шел в школу с радостью и легко воспринимал предлагаемый материал. Но нередко у школьников появляется нежелание учиться, они прогуливают школу и получают неудовлетворительные оценки. Такое поведение характерно для школьников любого возраста, и нежелание учиться со временем может только усилиться. Так почему же ребенок не хочет учиться и ходить в школу?
1.Ребенок морально не готов идти в школу. Именно поэтому у него наблюдается рассеянность и забывчивость. Ребенок может забыть дома учебник или забыть записать домашнее задание. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.
2.Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Вы делаете домашние задания вместе с ребенком, а он все равно получает плохие отметки, значит нужно рассматривать вариант найма профессионального репетитора или перевода вашего отпрыска в другую школу.
Чтобы устранить причину, по которой ваш ребенок не хочет учиться, надо вникнуть в психологию отношений с детьми, эту причину точно определить и найти техники для увеличения мотивации, мышления, памяти и развития способностей. В этом вам помогут детские психологи, а также тренинги и семинары, проводящиеся специально для родителей, а также советы других мам на форуме, например, пермских icon smile Если ребенок не хочет учиться Там такая теплая атмосфера, добрые, участливые собеседницы. Общение на этом ресурсе может оказаться не только полезным, но и весьма приятным
занятием.