Игровое лечение и реабилитация детей с дцп

02.05.2019

Лечение и реабилитация ребенка с ДЦП будет эффективней, если упражнения составляют часть игрового процесса. Ребенок таким образом может целый день заниматься и даже не почувствовать усталости. А усилия могут быть приложены значительные, ведь игры — это не только физическое и психологическое развитие, это еще и азарт, который помогает легко переносить игровое напряжение. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Конечно, нужно применять специальные развивающие и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

Особенности

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга. Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка. Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей — игровое.

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также — навыкам самообслуживания, для которых нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей. Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать. Игры — это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его кто-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

  • первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;
  • даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;
  • заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;
  • младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;
  • не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Перед занятием нужно помассировать конечности детей, особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

Разминка кистей:

  • покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой — с помощью другой руки или взрослого;
  • помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;
  • провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев:

  • сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны;
  • кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;
  • слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;
  • дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук — по очереди или двумя вместе.

Развитие моторики рук

Подвижные игры для детей с ДЦП могут развивать моторику рук. Подобные тренировки помогают совершать точные движения, это помогает детям утвердить себя в жизни, так как умение управлять своими руками позволяет учится в школе, пользоваться компьютером и обучаться различным навыкам, которые смогут сделать жизнь ребят полнее.

Игра «Серый зайка моет лапки», от 3 до 7 лет.

Дети рассаживаются вокруг, в центре — ребенок, играющий зайчиком. Дети хором проговаривают:

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

Ребенок, который играет роль зайчика, должен проделывать все, о чем говорят дети, зачитывая стих. Дети вокруг повторяют движения. Зайчик во время слов «в гости сразу он поскачет» выбирает любого ребенка из круга, таким образом передавая роль зайчика. Желательно, чтобы в центре круга побывали все детки, но если их много, то хотя бы пятеро.

Игра «Катим мяч с высокой горки» для возраста от 2 до 5 лет

Для игры нужна наклонная поверхность, по которой катится мяч — один ребенок спускает мяч с верхней точки, стараясь скатить так, чтобы ребенок, который снизу, не смог поймать. Это игра не требует подвижности, но развивает внимание, концентрацию, координацию, подвижность суставов рук. После определенного количества бросков нужно поменять местами. Можно играть с детьми на счет — кто меньше мячей пропустит.

Вестибулярный аппарат

Игра «Пройти ворота» — для возраста от 5 до 14 лет

Четыре стула со спинками ставим по два в ряд спинками к середине. Образовать проход шириной полметра. Дети должны пройти этот своеобразный туннель, не задев спинки кресел — если это хорошо получается, можно попробовать с закрытыми (или завязанными) глазами. Побеждает тот, кто меньше всех заденет стулья. Игра учит быть осторожными, концентрировать внимание, а также запоминать препятствия в случае игры наощупь.

Игра «По команде становись» — для возраста от 7 до 14 лет

Следующее упражнение на реакцию. Игра очень подвижна, она развивает равновесие, вестибулярный аппарат и тренирует мышцы ног и корпуса.

Дети выстраиваются перед взрослым, повернувшись лицом, можно полукругом, если детей много. Расстояние между ребятами должно быть около одного метра. Руководитель командует повернуться, покружиться, сделать шаг вперед, назад, в сторону, дети должны быстро изменять направление, переключаться с одного движения на другое. Сначала можно командовать медленно, постепенно ускоряясь. Кто ошибся — выбывает или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполняет команды с меньшим количеством ошибок.

Игра «Мини диско»

Если играть под занимательную музыку, можно организовать мини-дискотеку. Ведущий показывает движения, а дети просто их повторяет. Движения нужно подбирать в соответствии с возможностями ребят. Но можно составить программу даже для детей, находящихся на инвалидных колясках — движения могут включать упражнения руками, головой, повороты туловища.

Укрепление мышц

Мышцы нужно укреплять, это способствует нормализации тонуса. Быстрые движения несложно проделывать в игровом азарте, они полезны при миалгии, когда боль сопровождает гипертонус.

Игра «Запрет на одно движение», возраст от 6 до 14 лет

Дети становятся или присаживаются на кресло или пол, ставя руки на колени. Ведущий показывает различные движения, дети повторяют за ним. Упражнения должны быть простыми, чтобы их можно было делать быстро, и одновременно влиять на разные мышцы, чтобы они разминались. Заранее оговаривается одно движение, которое исполнять нельзя, вместо него нужно хлопать в ладоши. За ошибку начисляется штрафной балл, выигрывает тот, у кого ошибок меньше. Кроме хорошей физической разминки, развивается реакция и внимание.

Игра «Внимательное упражнение»

Игра позволяет давать ребятам хорошую нагрузку на любых упражнениях. Ведущим должен быть взрослый, который делает упражнение, комментируя его, а дети повторяют. Одно условие — когда ведущий говорит «Я говорю» дети делают движение, когда просто говорит что нужно делать и делает движение без «я говорю», то это движение повторять не надо. Например, «я говорю руки вверх» — нужно повторить движение руками вверх, потом команда «руки вниз» — делать не надо. Кто собьется, выбывает из игры. Нужно, чтобы ведущий был внимательный, а также выбирают внимательного судью, также из взрослых, которые будут отводить в сторону проигравших детей. Те, кто проигрывает, не должны расстраиваться, так как игра проходит быстро и ее вскоре можно будет начать сначала.

Эстафета «Передай другому» для детей от 7 до 14 лет

Формируется две команды с количеством детей около 5 в каждой. Ребята выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Выбранные капитаны с мячами в руках отходят на три метра в сторону, место их пребывания обозначается мелом, также линией обозначается место первого в шеренге игрока, который ближе к капитану. Капитан бросает мяч тому, кто спереди шеренги, сразу бросают мяч обратно, а игрок из шеренги, который принимал мяч, быстро занимает место на лавочке.

Капитан не имеет право двигаться с места — если он не поймал мяч (или же игрок из команды), игрок должен идти за мячом и становиться на место, таким образом команда теряет время. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на лавочке, причем последним садится капитан. Игра является частью эстафеты, она позволяет ребятам не только тренироваться, но и чувствовать себя, как здоровые дети, так как она заставляет быстро двигаться, а в движении мячом не так легко орудовать.

Командные игры позволяют детям общаться в непринужденной обстановке, соревновательность тренирует качества, которые нужны в реальной жизни. Игры, в которых нужно много двигаться, лучше проводить на улице, но желательно на газоне, так как возможны падения (не только детей с ДЦП, но и здоровых). Свежий воздух и солнце помогут детям становиться здоровее, также это улучшает настроение и побуждает желание жить полной жизнью, не замыкаясь на своих проблемах.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности помогают выздоравливать больным на полиартрит.

Игра «Гонки» для детей от 4 до 9 лет

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах — например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться к детям. Выигрывает тот, чья машинка быстрее доедет. Дети должны быть поставлены в равные условия — игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода. Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Игра «Коснись кулака» для детей от 6 до 14 лет

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью. Потом руки меняются местами — кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты. Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Подвижные занятия

Подвижные игры для детей с ДЦП нужны не только для укрепления мышц, но и при поражении суставов. В целом суставы требуют улучшения кровообращения, а также суставам нужна сильная мышечная система, чтобы мускулы брали на себя часть нагрузки, соответственно, разгружая кости и их соединения между собой. Подвижный ребенок если не выздоравливает, то точно сразу становится здоровее, ведь возможность передвигаться — это здоровые не только органы и части тела, которые отвечают за передвижение, но и дыхательная, кровеносная система.

Игра «Чей стул»

Игра развивает внимание, реакцию, двигательную точность. Игроков должно быть на один больше, чем стульев. Стулья расставляем по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку движутся вокруг стульев, как только музыка прекращается, игрок старается занять место на стуле. Проигравший будет стоять, не успев сесть, и выбывает. После этого нужно убрать один стул, и игроков опять становится на один больше, чем кресел. Таким образом, последние два игрока кружатся вокруг одного стула, и победитель будет один — кто успеет сесть по определенному сигналу.

Игра «Передай мяч»

Игроки делятся на две равных по количеству детей команды, выбирают капитана. Становятся в круг, мяч в руках капитана. Дети быстро стараются передать друг другу мяч по кругу, побеждает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану. Вместо мяча может быть мягкая игрушка или другой безопасный предмет.

Игра «Кегли»

В игре развивается глазомер, рассчет мышечного усилия, точность целенаправленных движений. Нужно составить одинаковую фигуру из кеглей, кубиков, бытовых предметов (например, пустых жестяных банок). Фигуру нужно полностью разбить кегельным шаром либо обычным мячом за меньшее количество попыток. За каждую попытку начисляется балл, побеждает тот, кто наберет меньше баллов. Чтобы игру упростить, нужно уменьшить расстояние, которое должно быть от двух до четырех метров.

Конечно, проведение игр сильно зависит от состояния детей. Но в любую тренировку нужно включать элемент состязательности. Также можно детей водить в обычную игровую комнату, где ребенок будет стремиться к поведению обычных детей, которые преодолевают препятствия, играют с мячиками, спортивными снарядами. Не всегда можно полностью соответствовать каким-либо стандартам, но свое положение можно всегда улучшить, и улучшения можно проводить сколько хватит сил.

Снова насморк, противный кашель, надоедливая головная боль и высокая температура. Ура, можно не ходить в школу и на всех правах остаться дома! Уже представляешь, как ты весь день лежишь в постели, читаешь книгу, или играешь в любимые компьютерные игры. Мама готовит тебе вкусный бульон, предлагает пополнить организм витаминами при помощи свежих соков и твоих любимых фруктов, балует тебя вкусностями. Но что это у нее в руках? Неужели горькая микстура вместо сладкой сдобы и сочных витаминов? Но она не одна - за ее спиной кто-то в белом халате. Врач!? О нет, только не это! И надо же было испортить такой приятный день. Сейчас начнется - дышите, не дышите, покажите язык, холодный градусник в подмышку, назначение уколов, таблеток, настоев трав и ингаляций. Уж, лучше сидеть в школе на скучном уроке химии. Болеть противно, больно и невкусно. И уж лучше сохранять собственное здоровье в норме, а болеть только виртуально во время игры для девочек больница.

Примеряем на себя белый халат играя в игры Больница

Тут вы сами станете врачом и будете испытывать на пациентах свои штучки, которые якобы способны облегчить страдания. Как, спрашивается, болезненный укол может облегчить муки больного? Ему и так плохо, а его еще и истязают, подвергая пыткам. Лучше бы подержали за руку, погладили, угостили вкусненьким, рассказали сказку, а еще лучше дали посмотреть мультики и кино. Но медицина почему-то не принимает во внимание мнение больного и не признает мягких методов лечения.

Методы виртуального лечения

Играя в бесплатные игры больница, вы сможете радикально изменить ситуацию и создавать лекарства из карамельных конфет, шоколадок, кока-колы, фанты, соков, пирожных, ягод и фруктов. Когда отыщите универсальное средство от всех болезней, люди с удовольствием будут ходить к вам на прием, чтобы ваш гений вернул им полноценное здоровье. Во время игры бесплатно больница, к вам будет выстраиваться очередь из пациентов и чем дольше они не получают помощи, тем меньше у них остается сил. Если вы еще не открыли формулу вкусного лекарства, воспользуйтесь тем, что есть в наличии, но главное быстро, если не хотите услышать вопли медсестры: доктор, мы теряем пациента! На своем рабочем месте совершенствуем процесс излечения больных. Игра больница онлайн знает много сложных случаев, способных поставить вас перед необходимостью вправить вывих, наложить гипс на открытый перелом, вырвать или же полечить зуб, удалить аппендицит, пересадить сердце и почку. Пациенты бывают разные - терпеливые и не очень, но приятно иметь дело с теми, кто не задает лишних вопросов и не оглушает вас своими криками, то есть с теми, кто находится под наркозом.

Медицинская помощь питомцам

А еще это могут быть не только люди, но и животные. Игра больница играть, где на прием приходят мохнатые, покрытые перьями, с клыками и когтями, превращается в ветеринарную лечебницу. Питомцы, к сожалению, тоже иногда болеют, и требую неотложной помощи. Перебинтуйте лапки, удалите порченые клыки, замажьте рану зеленкой.

Романтические отношения сотрудников

В клиниках происходит много забавных вещей, но работа далеко не всегда самое интересное. Например, у вас появился молодой, симпатичный доктор и вы в него по уши влюбились. Похоже, и он к вам благосклонен. Еще немного, вы потеряли голову и уже обнимаетесь, целуетесь при каждом удобном случае. Дело, конечно, молодое, но не забывайтесь где вы, ведь если вас застукает заведующий отделением или главный врач, могут быть неприятности. Любой ребенок в самом раннем детстве боится болеть. Это уже потом болезнь или даже ее симуляция станут возможностью недельку-другую отдохнуть от надоевшей школы, поваляться дома с любимыми книжками, мультфильмами и компьютерными играми. А вот дети помладше испытывают к людям в белых халатах самые негативные чувства. Они для них - источник боли и страха. А для тех, кто хоть раз длительное время лежал в больнице - еще и угроза разлуки с родителями. И порой сложно подобрать слова, чтобы объяснить малышу, что все делает для его же блага. И что доктор заботится о его здоровье и хорошем самочувствии, а не из вредности прописывает невкусные лекарства и неприятные процедуры. Если вы отчаялись донести до ребенка эти простые истины, мы предлагаем вам еще одно средство. Пусть он станет врачом сам. С помощь красочных детских онлайн игр на тему лечения. Со всех уголков глобальной сети мы собрали обширную коллекцию игр про больницу для девочек. И не только. Поиграть в игры или бесплатно скачать их с сайта тоже не составит для вас абсолютно никакой проблемы.

Краткое содержание: Психология здоровья. Как можно развлечь больного ребенка.

Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.

Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) День или два, проведенные дома только вдвоем, могут стать прекрасным временем, когда вы сможете тесно общаться друг с другом и вам ничто не помешает. Используйте преимущества таких дней. Говорите друг с другом, играйте, доставляйте себе маленькие удовольствия - пирог с какао на тахте, попкорн и лимонный чай, молочный коктейль на завтрак. Даже если вы очень заняты, постарайтесь прервать ваши дела и уделите ребенку немного внимания, отдайте себя полностью в его распоряжение.

Дни, когда дети болеют, трудно предвидеть, и поэтому болезнь доставляет неудобства занятым родителям. Но если у вас найдется немного свободного времени, вы сможете получить много удовольствия. Если вам нравится печь, но в обычные дни на это не хватает времени, принесите подушки и одеяло на кухню - пусть малыш удобно устроится в них, и пока вы готовите, он сможет поговорить с вами. Если вы не любите какие-то домашние дела - разбирать кладовку, гладить белье, - включите музыку и энергично принимайтесь за работу, пока ребенок чем-нибудь занимается рядом.

Иногда бывает трудно отвлечься от забот, которые занимают ваши мысли. Однако если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребенком именно в тот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут прекрасным лекарством для вас обоих.

Полезный совет

Если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель.

Игра в алфавит

Дайте ребенку несколько листов бумаги (лучше цветной), клей и нарисованные или вырезанные буквы. Теперь он готов складывать разные фигуры и слова или искать какую-либо букву из беспорядочно прикрепленных к бумаге. Затем посоветуйте ему найти все буквы его имени или буквы, частью которых является кружок.

Детские фотографии

Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких.

Особое условие:

Дети особенно радуются, занимаясь этим с бабушками и дедушками.

Зеркало

Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Небьющееся зеркало может стать хорошим дополнением к детской кроватке или манежу.

Дети постарше, которые умеют рисовать, могут использовать зеркало, чтобы изобразить свой портрет. Один раз можно нарисовать его карандашом, другой - цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точно передать черты лица, а в том, чтобы забавляться, глядя на себя в зеркало.

Кукольный театр

Спокойное и интересное занятие для ребенка, которому нельзя много двигаться, - игра в кукольный театр. Попросите его подготовить небольшое представление после обеда или полдника. Выберите несколько действующих лиц (кукол или других игрушек). Некоторые дети не испытывают никаких трудностей, сочиняя истории, другим необходимо подсказать начало. В любом случае, попросите ребенка придумать пьесу, отрепетировать и представить ее. Еели есть время, выберите своих героев и попытайтесь придумать сказку вместе. Возможно, вам захочется показать ее остальным членам семьи во время обеда.

Странный зоопарк

Чтобы заняться этой игрой, нужно уметь немного рисовать, немного рассказывать, обладать богатым воображением - и тогда вы получите массу удовольствия.

Ребенок закрывает глаза и на листке бумаги рисует каракули; открыв глаза, он рассматривает свой рисунок и решает, как превратить его в какое-нибудь необычное животное. Например, можно добавить десять глаз, три уха, четыре хвоста, шляпу-цилиндр и что-нибудь еще.

Помогите ему создать как можно больше таких странных животных и дайте им такие же странные названия. В один прекрасный день наш друг Джейсон обнаружил в своем зоопарке «оплопа», «илатормея» и пышущего огнем «дунка». Подобно Джейсону, ваш ребенок может собрать своих животных в странный зоопарк и развлекать членов семьи рассказами о них.

Сделай стежок

Многие дети как девочки, так и мальчики, любят шить. Один из способов развить навыки двигательной активности у вашего ребенка - посоветовать ему вырезать в двух экземплярах одежду одинакового фасона - две юбки, две пары брюк или два платья. Сложив оба кусочка вместе, проколите по краям отверстия, затем пусть малыш соединяет их с помощью веревочки, нитки или шнурка, вдетых в иглу для вышивания. Дети постарше могут учиться пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков.

Самодельная иголка:

Если малыш еще не умеет пользоваться иголкой или ему трудно с ней справиться, помогите ему, обмотав конец шерстяной нитки целлофановой полоской так, чтобы получился острый конец.

Модельер

Вырежьте из твердого картона маленькую человеческую фигурку. Приклейте подходящее лицо. Это может быть лицо манекенщицы, вырезанное из журнала, фотография вашего ребенка или кого-нибудь из рекламного проспекта. Затем сделайте из такой же плотной бумаги образцы одежды для куклы, своего рода «лекала» рубашки, брюк, платья и юбки. Возьмите цветную бумагу или любой другой материал, имеющийся под рукой; пусть ребенок обведет «лекала» на цветной бумаге и вырежет их; таким образом, у бумажной куклы получится богатый гардероб.

Сделайте запас

Запаситесь несколькими кусочками шерстяных ниток, большим вязальным крючком (вместо иглы с ушком) и несколькими листами пластиковой сетки. Пусть ребенок попробует сделать украшение на стену или себе на пояс, или еще что-либо, подсказанное ему воображением.

Вспомни цвет

Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить их. Снимите повязку, и пусть ребенок убедится, правильно ли он запомнил предметы.

Укрась стол

По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.

Сделай рыбку

Предложите ребенку найти изображения рыб в книгах, журналах и энциклопедиях, обращая внимание на их характерные признаки - плавники, хвосты, жабры, на их форму и окраску. Затем посоветуйте ему сделать собственный «аквариум». Малышу будет нетрудно нарисовать рыбок, выводя кружки и овалы и присоединяя к ним треугольники одним из углов. Раскрасив рыбок полосками и пятнышками, он вырежет и наклеит их на большой лист голубой бумаги (или серебристой фольги). Добавьте в «аквариум» водорослей, разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Мелом можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте рисунок полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.

Можно сделать и по-другому: привяжите рыбку за веревочку и подвесьте на крючок так, чтобы она двигалась

Честолюбивые замыслы:

Можно усложнить игру, вырезав две большие рыбы одинаковой формы, но при этом чтобы одна из них получилась чуть больше другой. Пусть ребенок раскрасит обеих рыб (с одной стороны), а затем скрепите их вместе скрепками так, чтобы края одной можно было загнуть на другую, но не до конца. Набейте пространство между ними туалетной бумагой и скрепите оставшуюся часть.

Геометрические фигуры

Пусть ребенок вырежет из плотной бумаги много-много кружков, прямоугольников и треугольников разного размера. Теперь можно их сложить в виде каких-нибудь фигур и придумать о них историю. Например, можно сложить длинный поезд, приклеивая кружочки (колеса) под прямоугольниками (вагонами), и соединить их маленькими черными полосками. Таким образом можно сделать роботов, кораблики и трубочки для мороженого, а также любые другие предметы, которые захочет ребенок.

Взгляд украдкой

Сначала предложите малышу вырезать из журналов картинки с животными и другими предметами. Когда он приклеит их на несколько кусочков бумаги, начните игру в загадки. Возьмите кусочки бумаги такого же размера, проделайте в них маленькие отверстия. Выберите одну из картинок и накройте ее кусочком бумаги. Пусть ребенок попытается узнать предмет, который он увидит через дырочку.

Можно сделать одну, две или, если требуется увидеть больше деталей, чтобы узнать ее, три маленькие дырочки в разных частях листка бумаги, или просто двигать его по поверхности картинки.

«Ювелирные» украшения

Детям разного возраста очень нравится мастерить «ювелирные» украшения - бусы, браслеты, брошки. Самые маленькие могут нанизывать на нитку с помощью большой иглы попкорн, макаронные изделия или сухие завтраки, чтобы из них получились «настоящие драгоценности». Квадратики цветной бумаги и пуговицы вполне сойдут за полудрагоценные камни. Сделав украшение, ребенок может раскрасить браслеты и ожерелья в любимые цвета каждого члена семьи. Детям постарше можно купить бисер.

Чтобы сделать брошку, вырежьте из плотного картона кружочки или какие-нибудь абстрактные фигурки, и пусть ребенок украсит их, приклеив горошины, лоскутки и обрезки ткани. Прикрепите с обратной стороны брошки безопасную булавку или можно проделать отверстие, в которое продерните шнурок, и тогда получится кулон.

Ваш помощник

Дети любят чувствовать себя полезными, и во время болезни их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит по цвету свои носки, или расставит в кладовке этикетками вперед консервные банки, или вытрет пыль с книг на своей полке. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части от них.

Расскажи сказку

Дни болезни - идеальное время для чтения вслух, и у некоторых родителей всегда есть в запасе интересная книжка. Если вам необходимо, чтобы ребенок вел себя тихо, а времени для чтения нет, включите кассету с записью сказки. Ее можно купить, взять в фонотеке или записать самим.

Оправдание вины:

Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребенком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать ее в течение дня. В конце пленки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернетесь домой.

Время для кино

Если заболевание протекает с осложнениями, например, если ребенка беспокоит зуд при ветряной оспе или боль в горле, возьмите напрокат видеокассету и развлеките его. Для малыша необходимо подобрать фильм, соответствующий его возрасту. Детей постарше можно порадовать, показав им свой любимый старый кинофильм, который никто из остальных членов семьи не хочет смотреть.

0 кинофильмах:

Выбирайте в основном хорошо известные вашему ребенку фильмы.

Понаблюдайте, как дети воспринимают немые фильмы с участием Чарли Чаплина; спросите своих друзей, какие из фильмов нравятся их детям больше всего.

Надписи в комнате

Если вам в руки попадет пара листов переводных картинок-букв или трафареты для букв (поищите их в магазине товаров для офиса или в канцелярском), то вашему ребенку можно предложить поиграть в спокойную игру, лежа в постели или находясь где-нибудь рядом с вами, пока вы заняты. Сначала предложите ему сделать таблички с надписями, которые необходимо развесить по всему дому. Первая из них предупредит, что в доме больной ребенок: «Джейсон болен». Следующие надписи будут, такими: «Комната мамы и папы» или «Комната Джейсона»; все это нужно сделать на большом листе бумаги и украсить орнаментом. Посоветуйте ему придумать таблички с напоминаниями: «Ты помылся?» и «Ты побрился?» (для ванной), «Улыбнись» (для зеркала). Если ребенок еще недостаточно хорошо знает алфавит, обведите буквы, которые он должен перевести на бумагу. Самые маленькие на листе бумаги могут нарисовать ими придуманные условные обозначения.

Коробочка с пуговицами

Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы - новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые - в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.

Веревочные истории

Дети, которых лихорадит, очень любят прижаться к вам, когда вы читаете им или вместе слушаете кассеты. Ребенок, у которого легкое заболевание, может помочь вам придумать историю. Возьмите длинный кусок веревки и сядьте вместе на пол. Сделав из веревки кружок, спросите ребенка, на что это похоже, и начните сочинять рассказ. Затем один из вас может изменить расположение веревки, как ему захочется, и продолжить историю. Например, если ребенок смотрит на круг и говорит: «Солнце», вы начинаете рассказывать о ярком солнечном дне. Если же он говорит «огурец» - значит, начинается новая история. Время от времени, манипулируя веревкой, меняйте фигуры и придумывайте новые рассказы или продолжайте предыдущий. Сделайте волнистую линию, прямую линию, большие и маленькие кружки и т. д. Вы заставите работать свое воображение и ребенка. Смысл игры - подурачиться и повеселиться.

Найди парный предмет

Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника.

Не глядя, он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.

Следы

Когда ваш маленький «вечный двигатель» исчерпает свою энергию, взрослые, возвратившись вечером домой, не могут найти его там, где он обычно бывает. Посоветуйте ему оставлять следы, по которым его можно было бы легко обнаружить: в спальне или в каких-то укромных уголках, где ему нравится играть или просто набираться сил.

Сделайте так: пусть ребенок встанет обеими ногами на лист белой бумаги; обведите ступни, а затем вырежьте следы из бумаги и сделайте по нескольку копий каждого из них. Предложите малышу разукрасить каждый след так, как ему захочется - темно-красную ступню в зеленый и розовый горошек, ступню с пятнышками или с ярко-красными ногтями. А потом пусть разложит следы повсюду - от входной двери до того места, где находится.

Уборка в доме

Итак, вам пришлось остаться дома с больным малышом, и это нарушило ваши планы. Рабочий стол в офисе завален срочными бумагами, кроме того, есть длинный список дел, с которыми необходимо управиться дома. Пытаясь успеть везде, к концу дня вы чувствуете себя совершенно разбитыми. Однако есть и другой путь - выполнить только необходимый минимум работы и попытаться отдохнуть. День, проведенный дома вместе с ребенком, даст вам такую возможность.

Найдите старые пластинки или кассеты и под звуки любимой музыки начните уборку на кухне или займитесь каким-нибудь делом, которое вы давно откладывали. Пусть ребенок «поможет» вам, устроившись на одеялах и подушках, разложенных на полу. Если он чувствует себя достаточно хорошо, поручите ему какую-нибудь легкую работу. Помните, что смысл задания не в том, чтобы выполнить его как можно быстрее, а в том, чтобы приятно провести время, делая что-нибудь полезное.

Если старые мелодии напомнят вам о чем-то из прошлого, расскажите ребенку какие-нибудь случаи из вашей жизни. Спросите, что ему понравилось больше всего.

Чтение журналов

Вы сможете весело провести время, если вместе с ребенком будете рассматривать журналы. В них можно найти много интересного, даже не умея читать.

Например, предложите ребенку заняться систематизацией картинок. Найдите и вырежьте все картинки с изображением машин, зданий или кораблей. Ищите рисунки, где есть красный цвет или улыбающиеся люди. Если у кого-нибудь из вашей семьи есть увлечение, сделайте для него маленький буклет: для старшей сестры вырежьте все фасоны платьев, для папы - все картинки о спорте.

Можно увлечь ребенка анализом того, что он видит на картинке, заставляя работать его воображение. Пусть он учится делать выводы (почему люди носят портфели?), воспринимать пространственные отношения (что находится ближе к человеку - дом или лошадь?), отношения между людьми (почему этот человек держит ребенка на руках?), высказывать суждения (можно ли это животное приручить?) и приходить к заключению (как ты думаешь, почему стекло разбилось?).

Уголок коллекционера

Если вы не получаете иллюстрированные журналы по подписке, используйте рекламные объявления с картинками в газетах. Сложите их где-нибудь и храните до тех пор, пока они не понадобятся.

Коллаж

Аппетитное меню

Дайте ребенку бумажные тарелки и попросите приготовить несколько вкусных блюд. Это можно сделать, найдя в журналах картинки, на которых изображены продукты, а затем, вырезав эти картинки, наклеить их на тарелки. Когда все будет готово, пригласите кукол и игрушечных животных на завтрак, обед или ужин.

Заглавные буквы

Напишите в верхней части листа бумаги букву, с которой начинается имя вашего ребенка. Предложите ему поискать в газете или журнале изображения предметов, название которых начинается с этой буквы, а потом поищите слова, которые начинаются с этой же буквы. Вырежьте картинки и наклейте на лист бумаги. Затем под каждой иллюстрацией напишите печатными буквами название предмета.

Времена года

Сделайте книжечку с картинками, на которых изображены разные времена года. Для этого вырежьте их из журнала и распределите соответственно каждому времени года. Ребенок может нарисовать на листе бумаги то, что он обычно делает зимой, весной, летом и осенью, а потом подклеить эти рисунки в книжечку.

Буквы и слова

Напишите наверху каждой страницы журнала разные печатные буквы. Ребенок должен просмотреть страницу и найти слова, начинающиеся с буквы, которую вы написали. Пусть он обведет каждое найденное слово кружком. Затем помогите ему сосчитать все выбранные на странице слова и определите, какие буквы встречаются чаще всего.

Что я люблю

Поговорите немного о том, что вы любите больше всего: о любимой еде, игрушках, машинах, одежде. Пусть ребенок просмотрит журналы и найдет картинки с этими предметами, вырежьте и наклейте их на отдельные листы бумаги так, чтобы получилась книжечка.

Для тех, кого вы любите

Если у вас есть дедушки и бабушки или любимые родные, живущие в других городах, пусть ребенок продиктует, а вы напишите письмо и пошлите книжечку вместе с письмом в подарок кому-нибудь из близких.

Я нашел цифру

Дайте ребенку книгу или журнал и назовите номер страницы, которую он должен найти. Заметьте, сколько времени ему потребуется для этого. Затем попросите найти другую страницу. Запишите номера найденных страниц и время, затраченное на их поиск. Составьте их перечень так, чтобы можно было увидеть, какие цифры он находит легко, а какие с трудом. Собирая данные в течение некоторого времени и сравнивая их, можно заметить, как развивается ребенок, и определить, какие цифры представляют для него наибольшую трудность.

Коллаж из имен

Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.

Начинающему читателю доставляет удовольствие находить в книге определенные слова. Напишите в верхней части страницы какое-нибудь распространенное слово, например «это», «он», «она» или «и». Пусть ребенок обведет кружком или подчеркнет каждое найденное на странице слово. После этого он может подсчитать, как часто это слово встречается.

Собери вместе

Пронумеруйте сверху чистые листы бумаги от одного до пяти и дайте их ребенку. Просматривая журналы, он должен искать предметы определенной категории и вырезать их изображения. Затем поместите на первом листе один предмет одной категории, на втором - по две картинки одного и того же предмета (два ботинка, два холодильника) и т. д.

Мой журнал

Изучая журналы, которые есть у вас дома, ребенок может сделать свой собственный журнал. Дайте ему несколько листов бумаги, клей, фломастеры и предложите сделать журнал, посвященный какой-либо теме. Закончив работу, пусть он «прочтет», о чем «написано» в его журнале.

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания,пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозомДЦПнепросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников.

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

Малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

Необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

Под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры,которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

Попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

Указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

Особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

Указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП.

Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» - оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов.

"Вернись на место" (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Устала спина, трудно сидеть или просто хочется полежать, а дети требуют внимания и веселья? Мы знаем, как развлечь ребёнка, не вставая с дивана.

1. Рисовалка

Мама ложится и закрывает глаза, а ребёнок пальчиком рисует на спине картинки. Или, если уже умеет - пишет слова. Мамина задача - угадать, что было написано или нарисовано. Ну ещё и не уснуть в процессе.

2. Угадайка

Принцип тот же, только вместо рисования ребёнок должен ставить на спину какую-то игрушку, а мама - догадываться, что он поставил.

3. Больница

Массаж, уколы, горчичники и перевязки - ваш маленький доктор может делать всё, что душе угодно. Ведь сегодня вы - пациент, причём с постельным режимом.

4. Кукольный театр

В идеале для него нужны пальчиковые или наручные куклы, но подойдут и самые обыкновенные игрушки, с помощью которых вы с крохой сможете разыграть сценку или даже целую сказку. Импровизации и смена сюжета обычно приводят малышей в восторг.

5. Музыкальный конкурс

Кто сказал, что члены жюри не имеют права лежать под одеялом? В то время, пока выступающий показывает свои таланты: поет или пляшет под музыку. Сценический костюм и даже грим - по желанию. И не забывайте изображать бурные аплодисменты зала!

6. Сказка с продолжением

В отличие от обычного чтения, этот процесс требует активной вовлеченности ребенка. Вы читаете первую половину знакомой или незнакомой истории, а потом - вместе придумываете вторую.

7. Мамин портрет

«Портрет моей уставшей матери в домашнем беспорядке» - неплохое приобретение для домашней коллекции. Поставьте столик малыша напротив кровати, выдайте краски и карандаши - и позируйте на здоровье.

8. Строительство крепости

Столы, стулья, подушки, одеяла - для домиков и замков любой материал подойдет. Мама может руководить стройкой, а ребёнок - воплощать. А если ещё найти фонарик и приготовить пару бутербродов, в домике-крепости можно провести довольно много времени. Самое сложное - уговорить потом ребёнка разобрать всё это великолепие.

9. Крокодил

В эту популярную игру можно играть и вдвоём, в упрощённой версии. Ребёнок загадывает персонажа, предмет или понятие и изображает его, мама - угадывает. Секундомер и начисление баллов - по желанию.

10. Поиск предмета

Мамина задача - максимально интересно описать обычный предмет, находящийся в комнате. Так, чтобы малышу было интересно, но не слишком просто найти его. Например «В этом домике живёт храбрая внучка в головном уборе цвета клубники» (Книга про Красную Шапочку).


11. Звуки природы

Мама изображает вой ветра, грохот грома или голоса животных, а ребёнок должен отгадать, кто это. Для детей постарше можно воспроизводить звуки фантастических животных - пусть придумывают, как выглядит зверь, говорящий «Тульк-бульк-фрр».

12. Попади в цель

Недалеко от дивана надо поставить корзину, ведро или коробку. В неё, по очереди с малышом, можно кидать мячик или шарики, кто больше попадёт. Можно усложнить задание: одновременно с киданием шарика произносить имя, название фрукта, ягоды, героя мультфильма и пр.

13. Слепи фигурку

Мама загадывает фигурку - малыш лепит. Или наоборот: он лепит, а мама угадывает, что это такое. Только не перепутайте чайник с Мойдодыром!