Диагностика, профилактика, лечебные упражнения при нарушении осанки у детей. Реферат: Осанка. Типы нарушения осанки у детей и подростков. Профилактика нарушений осанки у детей и подр

23.07.2019

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка. Результатом становится сколиотическая деформация позвоночника, кифоз и их последствия в виде ухудшения работы дыхательной, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, утомляемости, болей в спине. Может развиваться юношеский остеохондроз позвоночника.

Что такое осанка и как происходит ее формирование

Нормой осанки считается такое положение человека, когда голова не наклонена, грудная клетка расправлена, надплечья, углы лопаток, треугольники талии, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне, нижние конечности разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Ребенок держит головку, затем начинает сидеть, ползать, ходить и, уже к концу первого года жизни, у него формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: шейный и поясничный с выпуклостью вперед и грудной и крестцово-копчиковый с изгибом назад. Формирование изгибов окончательно заканчивается к школьному возрасту.

Осанка формируется с раннего детства, причем немаловажную роль играет наследственный фактор. Поэтому, если у родителей есть отклонения физиологических изгибов позвоночника, то следует более внимательно отнестись к профилактике этих состояний у ребенка.

Также в группе риска находятся дети, перенесшие родовые травмы, появившиеся на свет путем кесарева сечения, имеющие врожденные аномалии, воронкообразную грудную клетку, пропустившие через одну из стадий развития (например, ползание).

Если в питании беременной, кормящей женщины и, в последующем, родившегося ребенка недостаточно продуктов, богатых кальцием, витаминами, белками, существует риск неправильного развития скелета.

Более часто у детей встречается вялая осанка, это усиление шейного лордоза и поясничного кифоза (сутулость). Голова в таком случае немного наклонена вперед, плечи несколько сдвинуты, грудная клетка выглядит запавшей, лопатки имеют крыловидную форму, живот выпячен. Далее, с ростом ребенка, существует риск плоской круглой или кругло-вогнутой спины, сколиотической осанки.

  1. . Правильное развитие ребенка зависит и от того, как родители будут обеспечивать его физическую активность. Необходимо, чтобы малыш чаще находился на животе, тянулся к игрушкам, можно заниматься на фитболе. Не стоит подолгу пользоваться ходунками и прыгунками, когда позвоночник еще не готов к вертикальным нагрузкам. В режиме дня должны присутствовать длительные прогулки на свежем воздухе. Сон предпочтителен на ортопедическом полужестком матрасе, до года – без подушки, после года – на невысокой и упругой. Из видов спорта для поддержания осанки подходят плавание, гимнастика, конный спорт.
  2. Положение за столом. Когда малыш сидит за столом, его ноги должны иметь опору, а спина прислоняться к спинке стула. Высота столешницы на 2-3 см выше локтевого сустава опущенной руки ребенка. Необходима также оптимальная освещенность рабочего места.
  3. Обувь. Когда ребенок начинает делать первые шаги, нужна удобная обувь с жестким задником, плотной подошвой, застежкой на липучке и супинатором.
  4. Массаж и гимнастика. Эти полезные средства профилактики нарушений осанки можно применять с первых дней жизни малыша, даже самостоятельно, проконсультировавшись с педиатром. Сначала они очень непродолжительны по времени, затем более длительны, и приемы усложняются. Полезное упражнение для тренировки мускулатуры позвоночника заключается в том, что нужно положить ребенка на левый бок и, зафиксировав ножки правой рукой, левой рукой (большим и указательным пальцами) провести по срединной линии спины снизу вверх, позвоночник малыша рефлекторно разогнется. Затем стоит выполнить то же самое на другом боку. По достижении 3-4-х летнего возраста этот рефлекс угасает. С 3-х месяцев можно положить ребенка так, чтобы он упирался стопами в живот делающему упражнение, и, взяв его за ручки, приподнимать. Также нужно учить малыша переворачиваться на живот, подав ему большой палец правой руки, а левой удержав его голени. Необходимо повернуть таз ребенка вправо, далее он уже сам перевернется. Также и в другую сторону. Лечебную физкультуру следует проводить за час до или через час после кормления. У детей дошкольного возраста применяется гимнастика другого характера. Это различные упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок должен встать, прикасаясь к стене пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком и запомнить это правильное положение тела. Полезно ходить с предметами, например, книгой на голове. Также используется ходьба по бревну с балансировкой. Не стоит забывать и про упражнения для профилактики плоскостопия.

Важно знать, что ребенок с нарушением осанки должен находиться на учете у детского ортопеда и периодически получать комплексное лечение. Дети, у которых не выявлено патологии, периодически проходят медосмотр, чтобы вовремя диагностировать и начать коррекцию возможных нарушений.

К какому врачу обратиться

Обычно нарушения осанки выявляются во время профилактических медицинских осмотров у детей, которые проводит хирург или ортопед. В легких случаях даст рекомендации по поддержанию правильной формы позвоночника педиатр или семейный врач. в запущенных случаях искривления позвоночника иногда нужна помощь нейрохирурга и невролога. Так как для лечения таких заболеваний широко применяют физические факторы, помощником родителей может стать физиотерапевт, массажист, мануальный терапевт, остеопат.

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография , КТ или МРТ позвоночника .

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза .

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж . Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.

Осанка – положение корпуса человека и головы в пространстве при сидении, стоянии, хождении. Она формируется под весом тела, с помощью костей скелета и мышечной ткани. Осанка – это не только положение корпуса в пространстве, но и расположение таза, стоп, головы относительно корпуса.

Ребёнок рождается с абсолютно ровным позвоночником, а изгибы позвоночного столба, амортизирующие удары при движении, формируются с возрастом. Первым формируется изгиб в шейном отделе позвоночника, происходит это, когда дети начинают держать голову. К 12 месяцам, когда ребёнок встаёт, изгибается грудной отдел и формируется изгиб в поясничном отделе.

Правильная осанка – это умеренные, симметричные изгибы позвоночника.

Изгиб в грудном отделе должен варьироваться от 20 до 40 градусов. По правильному расположению головы можно судить, если мочки ушей симметричны. Плечи имеют симметричное расположение, корпус и ноги прямые, а стопы стоят параллельно. Если плечи перекошены или позвоночный столб искривлён - это нарушение осанки.

  • Читайте также:

Разделяются типы неправильной осанки по отклонению от нормы расположения позвоночника в разных плоскостях.

  • Лордоз. Осанка прогнута вперёд, встречается чаще всего в шейном отделе и пояснице. Если прогиб сильней нормы, то такое положение тела считается патологией.
  • Кифоз – прогиб позвоночного столба к задней части. Обычно он выражен в области груди. Незначительное искривление есть у многих людей, но при сильном отклонении это считается патологией.
  • Сколиоз. Изгиб позвоночника влево или вправо относительно нормы.

Классифицировать неправильную осанку можно по следующим типам:

  • Сутулость – патология, вызванная чрезмерным углублением кифоза грудного отдела позвоночника. У таких людей наблюдаются крыловидные лопатки, а голова согнута.
  • Круглая спина. Этому отклонению подвержены дети старшего возраста (обычно подростки). Обычно причина в неправильной осанке, которую не корректировали в более раннем возрасте.
  • Плоская спина. Начинается при утолщении анатомических изгибов позвоночника. При патологии позвоночник человека утрачивает амортизационные свойства при движении и вибрации.
  • Сколиотическая осанка. Вызвана нарушением положения позвоночного столба относительно своей оси во фронтальной плоскости. Как правило, это искривление позвоночника влево или вправо.

  • Читайте также: ?

Профилактика нарушений осанки у детей

Правильная осанка должна формироваться с детства, поэтому важно с рождения малыша выполнять профилактику сколиоза, лордоза и других патологий. Моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка, и не возникло патологий:

  • Наличие активных нагрузок и режим дня. Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста полностью ложится «на плечи» родителей. Им рекомендуется выкладывать грудничков на живот, чтобы кроха тянулся за игрушками и яркими предметами. Можно организовать . Не стоит злоупотреблять ходунками и прыгунками. Это предупреждение нарушений в отделах позвоночника. Ведь если ребёнок ещё не ходит или плохо стоит на ногах, значит его мышечный корсет и позвоночник не готовы к вертикальным нагрузкам. В режим дня рекомендуется включать прогулки, а спать малыша следует выкладывать на ортопедический матрас средней жёсткости. До 12 месяцев его укладывают спать в кроватку без подушки. С года должна иметь небольшую высоту, а материал подушки следует подбирать упругий, чуть пружинящий.
  • Спорт. Врачи рекомендуют проводить профилактику нарушений осанки с помощью занятий гимнастикой, плаванием. Хорош для правильной осанки и конный спорт.
  • Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников немало зависит от организации рабочего места для учёбы, лепки, рисования. Тут важно положение за столом. Как же правильно сидеть? Правильное положение тела: ноги стоят на полу, спина прислонена к спинке стула. Свет на рабочем месте должен соответствовать нормам освещённости. В противном случае ребёнок будет тянуться к источнику света, а его позвоночник день за днём будет искривляться.
  • Для детей, начинающих ходить, оптимальным вариантом обуви станут ботинки (сандалии) с подошвой из плотного материала. Задник такой обуви должен быть жёстким. В ней обязательно наличие супинатора и застёжки на липучке.

Массаж и гимнастика

Основными мероприятиями по профилактике нарушений осанки являются массаж и комплексы упражнений, направленных на её улучшение.

  • Это важно знать:

Упражнения с грудничком

Профилактика нарушений осанки у детей начинается с первых месяцев жизни малыша, может выполняться самостоятельно, но только после консультации с детским врачом. Первые упражнения для грудничка должны быть не слишком длинными (всего несколько минут).

  • Выкладываем ребёнка на бок, фиксируем ноги своей рукой, аккуратно левой рукой, используя большой и указательный палец, проводим по срединной линии позвоночника от поясницы к затылку. Поворачиваем ребёнка на другой бок, делаем то же самое. Суть упражнения состоит в рефлекторном разгибании позвоночника грудничка. Этот рефлекс у детей продолжается до достижения 3–4-летнего возраста.
  • После исполнения грудничку 3 месяцев можно производить такое упражнение: укладываем ребёнка так, чтобы он использовал живот взрослого, как упор. Берём малыша за руки и медленно поднимаем.
  • Подаём ребёнку палец правой руки, а второй рукой удерживаем его щиколотки и голени. Слегка помогаем ему перевернуть таз, а корпус ребёнок поворачивает самостоятельно. То же самое делается при перевороте малыша на другой бок.

Такую гимнастику, направленную на профилактику нарушений осанки, делают за 60 минут до или после приёма пищи.

Упражнения для дошкольников и школьников

Осуществляется с помощью комплекса гимнастики. Детям дошкольного возраста врачи рекомендуют упражнения около вертикальной плоскости. Их легко выполнять стоя у стены.

  • Для этого ребёнку необходимо встать около неё касаясь пятками, ягодицами, затылком и обеими лопатками. Это будет правильное расположение тела в пространстве. Стоит его запомнить и соблюдать при движении или стоянии.
  • Полезным упражнением будет и хождение с книгой на голове. Можно использовать для профилактики нарушений осанки ходьбу с балансирование по бревну.
  • Нелишним будет и комплекс упражнений, направленный на устранение или профилактику плоскостопия дошкольника.
  • Важно при нарушении осанки наблюдаться у специалиста-ортопеда и комплексно лечить это состояние. Те дети, у которых осанка правильная должны проходить медосмотр раз в полгода. Делается это для своевременной коррекции осанки и диагностики возникающих нарушений.

Для того чтобы осанка была правильной врачи рекомендуют 2–3 раза в неделю выполнять и мышц брюшной полости. Ими следует дополнять гимнастику, которую ребёнок выполняет после сна, включать в оздоровительную гимнастику. Нередко они включаются в школьные уроки физкультуры, занятия спортом.

  • Все способы,

Суть их в укреплении физической силы, приобретении телом выносливости. Мышцы становятся крепче и позволяют правильно держать тело и голову. Вот некоторые из упражнений:

  • Оценить возможности ребёнка поможет упражнение «Ласточка». Для выполнения он становится на одну ногу, вторую отводит назад и поднимает, спина держится ровно, а корпус наклоняется вперёд, руки разводятся в стороны. Для ребёнка 7–10 лет норма выдерживания упражнения от полутора до 2 минут. Дети старше от 11 до 18 лет должны уметь держать своё тело в таком положении две - две с половиной минуты. Для взрослого человека нормой считается 3–3, 5 минуты.
  • Состояние брюшного пресса диагностируется переходами из положения лёжа на спине в сидячее положение без помощи рук. Норма для детей 7–10 лет – от 15 до 20 раз, а для подростка от 30 до 50 раз.
  • Комплекс упражнений на статическую выносливость мышц проводится с фиксацией тела 5–7 секунд, после чего следует отдых (10 секунд) и снова переход к упражнению. Количество подходов не менее 4–5 раз. Сами упражнения меняются со статических на динамические, чтобы мышцы не уставали и не затекали. Их чередуют по группам задействованных мышц. Делают их с основной позиции: лёжа на животе.
  • Так же должно осуществляться хождение босиком и обтирание полотенцем, смоченным в прохладной воде.
  • Ещё одним важным моментом для школьников станет правильное ношение рюкзаков и ранцев на спине. Нагрузка на спинные мышцы должна быть равномерной, так можно избежать искривления позвоночника и нарушение осанки.
Ваш отзыв на статью

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Нарушение

К сожалению, нарушения, или дефекты, осанки, в том числе и сколиоз, встречаются достаточно часто: по данным медиков, почти 2/3 из нас в той или иной степени подвержены этому недугу. Сколиоз «в чистом виде» встречается у 10-15 % школьников. К концу обучения в школе частота сколиоза увеличивается.

Причин этого недуга – великое множество. Сколиоз может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины. Встречаются врожденные формы заболевания. Но в девяти случаев из 10 это заболевание приобретенное. То есть зачастую мы, сами того не ведая, способствуем тому, что у ребенка возникает нарушение осанки. То есть создаем обстановку, «благоприятную» для развития заболевания.

Способствуют сколиозу: неправильное оформление рабочего места, в результате чего ребенок подолгу сидит «сгорбившись» (например, маленькие, не по росту ребенка, парты, или, напротив, высокий стул), ношение тяжестей (особенно в одной руке), неправильное физическое воспитание, недостаток двигательной активности и т. д.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда (тесная, подобранная не по размеру), заболевания внутренних органов, снижение зрения (в результате чего ребенок вынужден низко наклоняться над книгой или тетрадью) или слуха (в результате чего дети часто наклоняются вперед и вбок, прислушиваясь к голосу учителя). Реже осанка у ребенка нарушается из-за тяжелых хронических заболеваний. В то же время, дефекты осанки нередко усугубляют течение других болезней (болезней позвоночника, сердца, бронхов, легких, верхних дыхательных путей). В то же время, запущенные дефекты лечить труднее, чем небольшие, поэтому важно вовремя обратить на них внимание.

Источник nnmama.ru

Упражнения

Приводим и маленький комплекс корректирующих упражнений, направленных на исправление неправильной осанки. Физические упражнения предназначены для школьников средних и старших классов, и выполнять их лучше всего перед большим зеркалом.

«Упражнение 1». Стоя у стены без плинтуса и касаясь ее лопатками, ягодицами и пятками, развести руки (до уровня плеч), скользя ими по стене (ладони при этом обращены вперед); слегка напрячь мышцы спины, рук. Затем опустить руки и расслабиться. Голову все время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Дыхание - произвольное, количество повторов - до пяти.

«Упражнение 2». Стоя в том же исходном положении, что и в предыдущем упражнении, проверить правильность принятой осанки перед зеркалом, отойти, сохраняя осанку. Повторить упражнение не менее трех раз.

«Упражнение 3». Кисти на поясе пальцами вперед, локти касаются стены. Присесть, скользя, по стене руками, лопатками и ягодицами; встать, сохраняя правильную осанку. Во время выполнения упражнения наблюдать за собой в зеркало - все ли правильно. Повторить 3-5 раз.

Источник ladushki.info

Правильная

Традиционно осенью, вначале учебного года у сознательных родителей возникает вопрос, как сохранить у ребенка правильную осанку и предупредить развитие сколиоза. Учебная нагрузка на школьников младших классов с каждым годом возрастает, как и вес учебников, которые дети ежедневно носят из домав школу и обратно.

В раннем возрасте закладываются двигательные привычки, которые непосредственно влияют на формирование опорно-двигательного аппарата малыша, на его здоровье в целом, и которые, возможно, останутся у него на всю жизнь. Поэтому профилактика искривления позвоночника должна стоять на первом месте в списке приоритетов ответственных родителей.

Уговорами и наставлениями как, например, «сиди ровно!», сложно добиться длительного эффекта, лучше постараться увлечь ребенка подходящим видом спорта. Выбирая вид физической нагрузки для ребенка стоит учесть, что аэробная нагрузка или кардионагрузка нежелательны для неокрепшего детского организма. Лучше предпочесть тренировки с умеренной силовой нагрузкой, к примеру, пилатес.

Упражнения пилатеса

расправляют плечевой пояс,
исправляют осанку,
улучшают функцию позвоночника,
предупреждают боль в спине в будущем.

К тому же пилатес улучшает способность к концентрации внимания у ребенка, помогает снять умственную усталость и учит двигаться легко и грациозно, не напрягая мышц.

Источник uaua.info

Исправление

Каковы причины искривления позвоночника у детей? Мышцы и кости растут, их форма в процессе слегка меняется и к этому нужно постоянно приспосабливаться, на что мы не обращаем внимания.

Родители не в силах круглосуточно следить за действиями малыша, но в домашней обстановке можно проводить профилактические занятия, которые помогут сохранить его осанку правильной. Какие упражнения помогут исправить нарушение осанки и какие тренажеры могут стимулировать коррекцию осанки?

Ребенок склонен повторять действия родителей, ведь эти люди — авторитет и идеал. Работайте над своей осанкой и малыш захочет заниматься с вами. А зарядку для осанки легко превратить в веселую игру.

После 4 лет дитя проводит все больше времени за столом, школа уже не за горами. Необходимо подготовить спину к дополнительным нагрузкам, с которыми придется столкнуться позже.

Предлагаем комплекс упражнений для исправления осанки, выполняя которые ребенок обеспечит себе правильную осанку и ровную спину.

Держа одну руку на поясе, другую выпрямляем и делаем круговые движения (назад-вперед), постепенно увеличивая скорость действий. После руку поменять.

Стопы вместе, руки расставлены на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо-влево.

Поднять руки вверх и тянуться пальцами к небу, максимально выпрямляясь, потом медленно качаться, поочередно выводя плечи вперед.

Согнуть левую руку, затем поднять вверх. Наклониться вправо 8 раз. Поделать то же с правой рукой.

Поставить ребенка на руки, и попросить пойти на ладонях, при этом взрослый должен держать малыша за ноги. Выполнение данного действия способствует отхаркиванию, рекомендуется при кашле и бронхите.

Ползать вперед в положении лежа. Вытягиваться нужно, как кошечка и тянуть сначала руку, а после ногу.

Ходить на четвереньках, в процессе поочередно подтягивая колени, потом выполнять повороты в одну и другую сторону. Спину прогибать не нужно.

Полезно хождение на носочках и приседания с книгой на голове. Кататься на велосипеде (не сутулясь). Ходить по бревну и выполнять ласточку.

Это простые и вместе с тем очень полезные упражнения для осанки ребенка. Ниже вы найдете целый комплекс упражнений для укрепления спины и устранения сутулости у детей,которые помогут скорректировать нарушение осанки и укрепить мускулатуру ребенка. Также вы найдете информацию о том,что такое корректор осанки,как правильно выбирать его для ребенка и какие типы корректоров бывают.

Источник bebi.lv

Коррекция

Коррекция осанки человека предполагает использование следующих принципов:

Правильная организация постели;
Точный подбор обуви под ноги ребенка;
Устранение малоподвижности;
Отказ от патологических стереотипов ходьбы;
Постоянный контроль нагрузки на позвоночник;
Ежедневная лечебная гимнастика в домашних условиях.

Правильная организация постели для детей должна включать жесткий матрас и ортопедическую подушку. Жесткий матрас препятствует расслаблению мышечного корсета спины во время сна. Тем не менее, его нельзя применять при наличии деформаций позвоночника с болевым синдромом в пояснице.

Ширина подушки должна быть равна размеру плечевого пояса. Желательно приобретать специальную ортопедическую подушку согласно возрасту ребенка. Она обеспечит правильное функционирование шейного отдела позвоночника.

Коррекция обуви предполагает не только подбор правильного размера, но и исключение укорочения конечности у детей. Такое состояние наблюдается при плоскостопии и косолапии. Чтобы откорректировать осанку при данных патологических состояниях, следует выровнять высоту нижних конечностей.

Малоподвижный образ способствует застою крови в сосудах и воспалительным изменениям в мышечно-связочном аппарате. Включите в схему лечения неправильной осанки у детей ежедневные прогулки по 1-2 часа.

Дети любят стоять на одной ноге, во время сидения принимают неправильную позицию (сгорбленная спина и разное расположение надплечий). Научите ребенка правильно сидеть на стуле, за партой.

Нарушению осанки способствует ношение рюкзаков в школьном возрасте на одном плече. Следует также учитывать влияние на деформацию позвоночника веса портфеля.

Источник spinazdorov.ru

Формирование

Формирование осанки — процесс длительный, он начинается уже с первого года жизни и завершается только к 20-25 годам.

Правильной осанкой принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. У детей дошкольного возраста может быть небольшая «выпуклость» живота на 1-2 см.

В период бурного роста у дошкольников в 5-7 лет, а в подростковом возрасте у девочек в 11 -13 лет, а у мальчиков в 13-15 лет особенно внимательно необходимо следить за осанкой ребенка и создать все условия для профилактики ее нарушений.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Источник sunny7.ua

Гимнастика

Гимнастика подойдёт для детей с предрасположенностью к боковым — сколиотическим — искривлениям спины. Наиболее широко распространены именно они, а не кифозы и лордозы.

Вначале следует сделать несколько полезных движений из исходного положения лёжа на животе:

Руки подложить под лоб тыльной стороной кверху, попеременно слегка поднимать локти и делать ими пару пружинистых покачиваний.

Держа руки так же, приподнимать верх туловища и опускать лоб после подъёма то на левый локоть, то на правый. Глаза в ходе упражнения должны смотреть в пол.

Кисти по-прежнему подо лбом. Нужно приподнимать верх корпуса, глядя вперёд, и на подъёме выполнять поворот в одну и в другую сторону.

Не меняя положение кистей, подтянуть к локтю соответствующую ногу до максимально возможного уровня. Повторить то же самое для другой стороны.

Поднять руки, попеременно тянуться ими вверх.

Прямые руки закинуть за голову и напрячь в вытянутом состоянии. Поворачивать корпус вправо-влево.

Сесть и широко раздвинуть ноги. Затем в такой позе:

Протянутыми вверх руками быстро чертить круги по воздуху в противоположных направлениях.

Правая ладонь — на затылке, левая рука вытянута в сторону. Наклониться в левый бок и потянуться пальцами к полу. Сделать аналогичное движение вправо.

Из позы на коленях — руки вперёд, присесть боком сперва вправо, потом влево. Пальцами тянуться в противоположную сторону.

Встать на четвереньки:

Одну руку вытянуть вперёд и немного наклонить корпус в соответствующую сторону. Выполнить три маха этой рукой вперёд-назад. Сменить руку.

Предплечья соединить и прижать к полу. Отвести попу вправо и посмотреть на правое же бедро. Теперь — в другую сторону.

Одну руку вытянуть вперёд единовременно с соответствующим коленом. Наклониться в противоположную сторону, пытаясь дотянуться лбом до второго колена. И — наоборот.

Сесть по-турецки:

Ладони тыльной стороной прижать к затылку, совершать ритмичные повороты корпуса в сторону, не двигая нижнюю часть туловища.

Из положения, как в предыдущем упражнении делать боковые наклоны.

Встать, ноги на ширине плеч:

Наклониться вперёд с круглой спиной и повисеть, болтая руками.

По возможности дотянуться пальцами до пола; оттянуть одну руку в сторону и вверх, устремляясь корпусом за нею, а второй по прежнему касаться пола.

Закинуть ладошки за затылок, наклониться вперёд и так поворачивать верх туловища влево-вправо.

Согнуть руки у груди, чтоб локти оказались повыше кистей, и сделать несколько пружинящих отмашек — рывков локтями. Можно сочетать их с поворотами.

Руки поднять и чертить ими круги в одном направлении. Затем поменять направление.

В завершение ребёнок должен проползти несколько метров по комнате по-пластунски. Это партизанское упражнение обычно обчень впечатляет мальчишек.

Каждое упражнение выполняется шесть-двенадцать раз. Начать можно с минимального количества повторений, а потом постепенно увеличить продолжительность гимнастики.

Источник spinainfo.ru