Что такое зависимость и как ее преодолеть

04.08.2019

англ. dependance) - 1. в статистике - связь между переменными, при которой изменение одной переменной вызывает изменения другой или других. Такая связь может быть каузальной либо, что обычно бывает, вероятностной (указывающей на то, что изменения детерминированы и какими-то другими, в том числе некими, другими, чаще всего неизвестными факторами). Лица, принявшие в период школьного обучения модель каузального мышления, воспринимают бесчисленные статистические выкладки в лучшем случае как обозначение неких хрупких тенденций, чем серьезные научные данные; 2. в социальной психологии - не имеющая достаточных объективных оснований уверенность автора некоей идеи в том, что эта идея непременно найдет поддержку со стороны других людей; 3. в психопатологии – расстройство, при котором индивид чувствует себя подчиненным кому- или чему-либо таким образом, что при определенных обстоятельствах он вынужден вести себя вопреки собственной воле, активности своего сознания. Побуждение, вытекающее из зависимости, в отечественной психопатологии нередко обозначается как компульсивное (см.), равно как, согласно другой интерпретации, и поведение, отличающееся однообразным воспроизведением болезненной модели поведения в разных ситуациях; 4. в психологии – поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом зависимости может быть другой человек, социальная единица (расширенная семья, религиозная или общественная группа), некая неосязаемая, воображаемая сущность (например, ангел-хранитель) или даже система убеждений, которой человек предан и от которой он, в свою очередь и по его мнению, получает психологическую поддержку (например, осмеянная много раз и мало кем понятая философия ненасилия Л.Н.Толстого, основанная на положениях Нагорной проповеди Евангелия). В зависимых обществах, таких, как Япония, индивид обучается безусловному подчинению в вертикальной системе власти, поскольку, как предполагается, принятый идеал такой конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого члена общества. В США от человека ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти, так как предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства человека. В России традиционно принимается принцип общинности, тогда как подчинение власти и индивидуальным побуждениям отвергается как чуждые культуре и интересам общества. В.И.Ленин, как сообщают некоторые авторы, был единственным из большевиков, выразителем общенародных интересов, который понимал это и почему он не без труда отказался от доктрины К.Маркса, согласно которой страна непременно должна была пройти капиталистический этап исторического развития. Основными характеристиками зависимости в социальной психологии считаются связь, обязательство, реципрокность (индивид считает, что «давать» означает и «получать» и наоборот), доверие, преемственность (между поколениями) и вовлеченность в общее дело.

ЗАВИСИМОСТЬ

DEPENDENCE)

Стремление полагаться на другого в целях получения удовлетворения и/или адаптации. Хотя зависимость может оказывать нормативное влияние на развитие и переживается кок потребность, в целом оно имеет уничижительное значение, предполагающее чрезмерную или несоответствующую возрасту потребность полагаться но другого.

Чрезмерная зависимость чаще всего встречается у лиц с "орально зависимым" характером и токсикомонов. Некоторые наиболее острые расстройства во многом основаны на дефектах нормальной зависимости, Аутистические, шизоидные и некоторые пограничные состояния возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к объекту. Антисоциальный характер может также основываться на отказе от ранних объектных отношений и от детской потребности в любви и защите. При детских симбиотических психозах зависимость чрезмерна, что препятствует нормальному процессу сепарации-индивидуации.

Зависимость оказывает существенное нормативное влияние на развитие психической организации. Фрейд указывал на ее значение для удовлетворения либидо, формирования здоровых привязанностей к объектам, развития Я и Сверх-Я; он также отмечал ее связь с тревогой, религиозными верованиями и развитием неврозов. По словам Малер (1963), "либидинозная доступность матери - в связи с эмоциональной зависимостью ребенка - способствует оптимальному развертыванию врожденного потенциала" ребенка (с. 322). Пэренс и Саул (1971) признают, что зависимость является нормальным аспектом существования человека, его психического развития и объектных отношений. По их мнению, влияние зависимости особенно заметно у тех видов живых существ, которые характеризуются неполной психофизиологической дифференциацией при рождении. Незрелость и беспомощность индивида побуждают и утверждают потребность в объекте. Значение этой детерминанты для личностного развития настолько велико, что Анна Фрейд (1963) предположила наличие следующей линии развития: "от зависимости к уверенности в себе и взрослым объектным отношениям". Главное в этом процессе - интернализация объектных отношений, с помощью которых ребенок получает поддержку извне. Чем более удовлетворительны объектные отношения в раннем детстве, тем устойчивей в дальнейшем объектный катексис, приводящий к либидинозной "внутренней поддержке". Однако зависимость сохраняется на протяжении всей жизни, и многие патологические состояния, в которых она играет ключевую роль, возникают в контексте неудовлетворительных, искаженных или неудачных человеческих отношений. В этих и других случаях зависимость от объектов может замещаться зависимостью от психических репрезентантов, таких, как переходные объекты, религиозные идеи или общественные институты-

ЗАВИСИМОСТЬ

от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность - аффективной природы.

Зависимость

dependency) З. - это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку. По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает З.: давать значит получать, а получать значит давать. З. тж предполагает обязательность: от зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон - от вербального неодобрения до остракизма. З. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга. В "зависимых обществах", таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. В "независимых обществах", таких как совр. Америка, от только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. Осн. характеристиками З. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие, преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет "нормальную" З. на основе своей собственной системы ценностей. В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками, зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор. Несмотря на существующие культурные различия, в З. прослеживаются определенные универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы. Первая группа может рассматриваться как "негативная" З., к-рая задерживает психосексуальное развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа может расцениваться как "позитивная", улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия. Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений З., что тж может задерживать развитие. Трактовку З. полезно подразделять на 3 "культурно исторические" фазы: а) дописьменная родоплеменная - формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б) совр. колониальная (1500-1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени). Фаза дописьменных культур и обществ с родоплеменной организацией В ранних этнологических исслед. З. рассматривалась как структурная сетевая орг-ция, осн. на родовых, общинных, народных и расширенных семейных паттернах взаимоотношений, к-рые расценивались в целом как позитивные. Считалось, что они обеспечивали защиту, безопасность и др. потребности в условиях жизни, характеризующейся донаучным видением мира и низким технологическим уровнем. В таком об-ве люди определяют себя или определяются с позиций их связей с др., а не с т. зр. того, как они независимо реализуют или проявляют себя. Успешность во взаимодействиях такого рода считается наиболее важным показателем зрелого самовыражения. Современная колониальная фаза Нарушение традиционных паттернов З. стало важным и зачастую недооцениваемым рез-том колониальных контактов, начавшихся с XV в. Как показал Маннони, важнейшим фактором завоевания коренного населения послужила его собственная тенденция к переносу ожиданий З. с привычных властных фигур на европейских заместителей власти. Агрессивные европейские культуры эксплуатировали эти ожидания З. коренных народов, одновременно экспортируя ценности независимости, индивидуализма и прогресса, к-рые ослабляли сопротивление коренного населения так же, как конница Кортеса или огнестрельное оружие англичан. Протестантская трудовая этика со своим жестким акцентом на соперничестве, нанесла сокрушительный психол. удар традиционным представлениям о взаимности, обязательстве и доверии. Думается, в условиях долговременной колонизации сама личность коренного жителя подвергалась жесткому давлению необходимости согласовывать несовместимые с З. системы убеждений. В это же самое время в зап. мире состояние З. систематически низводилось до уровня "невротического поведения". Зигмунд Фрейд теоретически предсказывал, что беспомощность младенца является источником пожизненных оков З., против к-рых зрелое эго должно вести непримиримую борьбу. Кроме того, Фрейд утверждал, что психол. структуры и функции об-ва соответствуют психол. структурам и функциям отдельных людей. С позиций совр. мышления каждый индивидуум, испытавший на себе сильное влияние теорий Фрейда, должен бороться за освобождение от разнообразных форм З., начиная с З. от матери и кончая З. от различных групп. То, что ранее считалось взаимностью, ныне расценивается как беспомощность. Постколониальная фаза Начиная примерно с 1945 г., в зап. мире начало проявляться убеждение, что чрезмерный акцент на независимости, переменах и соперничестве привел к росту массового отчуждения, аномии и даже увеличению показателей заболеваемости. Реакцией на такое положение стала наметившаяся тенденция к пересмотру роли З., к-рая проявила себя в разнообразных недавних событиях общественной жизни. Карл Роджерс своими работами по групп. динамике стимулировал развитие общественных движений и профессиональных подходов, акцентирующих роль зависимого взаимодействия. Еще позднее "формирование сети связей" стало важнейшим побуждением людей, к-рые осознают свою потребность в связи с др., особенно в условиях большого города. Др. ил. видоизменения З. служат кооперированные семьи, в к-рых не находящиеся в отношениях кровного родства члены двух или трех поколений объединяют свои потребности и ресурсы в рамках одного жилища или, по крайней мере, в рамках одной общины. См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение (политическое), Связь и привязанность, Кросс-культурная психология, Просоциальное поведение Дж. Гурьян

зависимость

F1x.2) - Как общий термин означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого самочувствия. В DSM-IIIR зависимость определяется как "совокупность познавательных, поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у индивида нарушен контроль над потреблением психоактивного вещества и он продолжает употреблять вещество, несмотря на неблагоприятные последствия". Термин приближенно эквивалентен термину синдром зависимости в МКБ-10. В контексте МКБ-10 термин "зависимость" может вообще относиться к любому из элементов данного синдрома. Термин часто используется наравне с терминами болезненное пристрастие (аддикция) и алкоголизм.В 1964 г. комитет экспертов ВОЗ ввел понятие "зависимость" вместо понятий наркомания и привыкание5. Термин можно использовать в широком смысле применительно к целому ряду психоактивных лекарственных средств (лекарственная зависимость, химическая зависимость, зависимость от употребления вещества) либо в более узком смысле - применительно к конкретным психоактивным средствам или классам психоактивных средств (например, алкогольная зависимость, опиоидная зависимость). Несмотря на то, что МКБ-10 описывает зависимость с помощью терминов, применимых ко всем классам психоактивных средств, имеются различия в характерных симптомах зависимости для разных психоактивных средств.В общем смысле зависимость относится как к физическим, так и к психологическим элементам. Психологическая или психическая зависимость подразумевает нарушенный контроль над употреблением алкоголя или других психоактивных средств (см. влечение (патологическое), компульсивное влечение), в то время как физиологическая или физическая зависимость означает толерантность и симптомы состояния отмены (см. также нейроадаптация). При биологически ориентированном рассмотрении термин "зависимость" часто относится только к физической зависимости. - Термины "зависимость" или "физическая зависимость" используются также в психофармакологическом контексте в еще более узком смысле и указывают лишь на развитие симптомов состояния отмены после прекращения употребления психоактивного средства. В этом узком смысле перекрестная зависимость рассматривается как комплементарная к перекрестной толерантности, причем в обоих случаях имеются в виду только физические симптомы (нейроадаптация).

Зависимость

Разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности. Они готовы на все, чтобы избежать одиночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человек чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отношений становится для него таким важным делом, что он предпочитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости: 1. С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку. 2. Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи ошибочного опыта при научении, когда зависимое поведение неадекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось наказанию. 3. Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, который помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Таким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических переходах предпринимаются попытки высвободить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой терапии играет почти неизбежный перенос (смещение аффекта) на терапевта. В когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе, чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношениях с партнером.

ЗАВИСИМОСТЬ

стремление в чем-то или во всем полагаться на другого человека или других людей в целях получения удовлетворения, обретения безопасности, достижения успехов в жизни.

Зависимость может быть нормальной и патологической, инфантильной и взрослой, умеренной и чрезмерной. Она может выступать в качестве необходимого средства достижения определенных целей, переживаться как внутренняя настоятельная, но мучительная потребность, осознаваться или оставаться бессознательной, предопределяющей мышление и поведение человека.

З. Фрейд рассматривал первоначальную зависимость грудного младенца от матери в плане удовлетворения потребности в пище и получения сексуального удовольствия от акта кормления грудью. Он считал, что в последующей замене материнской груди частью собственного тела, когда малыш начинает сосать собственный пальчик, ребенок «получает независимость в получении удовольствия от одобрения внешнего мира». Зависимость ребенка от матери и первые проявления независимости от нее рассматривались им как имеющие важное значение для последующего психосексуального развития человека, формирования здоровых отношений с иными объектами или образования болезненных привязанностей, превращающихся в патологическую зависимость от других людей.

Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики исследовали эмоциональную зависимость младенца от матери, нормальные и патологические пути развития ребенка, связанные с обретением им независимости, фиксацией на инфантильных привязанностях, регрессией к предшествующим зависимым отношениям. Так, в работе «Норма и патология детского развития» (1965) А. Фрейд рассмотрела типичную психоаналитическую линию развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», которая, по ее мнению, включает не только различные ступени (телесная самостоятельность, опрятность, ответственность и др.), но и разные уровни (минимальный, оптимальный). Одновременно она показала негативные следствия инфантильной зависимости, возникающие в том случае, когда мать руководствуется в своих действиях не потребностями ребенка, а безличными предписаниями, что может сказаться на возникновении внутренних сложностей детского развития, проявляющихся, в частности, в нарушении кормления и сна, порождении архаических страхов.

Если одни психоаналитики, включая А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Шпитца, М. Малер, уделили значительное внимание изучению инфантильной зависимости, то другие сделали акцент на рассмотрении невротической зависимости взрослого человека. В частности, К. Хорни обратилась к осмыслению специфики эмоциональной зависимости, возникающей в результате невротической потребности человека уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту. По ее мнению, «такая зависимость не только может причинять бесконечные страдания, но даже быть исключительно пагубной». Как показала К. Хорни (1885–1952), структура эмоциональной зависимости представляется сложной, включает в себя сильное чувство обиды, порождает различные страхи и является составной частью невротической потребности в любви. Эта проблематика была рассмотрена ею в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), в которой также был поставлен вопрос об эмоциональной зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии. С точки зрения К. Хорни, проблема заключается не столько в том, почему такая эмоциональная зависимость имеет место в анализе (нуждающийся в защите человек будет цепляться за любого врача), сколько в том, «почему она особенно сильна и почему она встречается так часто». И то и другое характерно для аналитической терапии, поскольку помимо всего прочего анализ означает проработку защит, возбуждает тревогу, скрывающуюся за этими защитами, а возрастание тревоги заставляет пациента тем или иным образом цепляться за аналитика, порождая у первого эмоциональную зависимость от второго.

В современной психоаналитической литературе уделяется внимание осмыслению различных аспектов инфантильной и взрослой, нормальной и патологической зависимости. Предметом обсуждения является и степень зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии, а также использование технических средств и приемов с целью обретения пациентом независимости как от инфантильных привязанностей к другим лицам, так и от внутренних переживаний, связанных с реакциями переноса различных чувств и отношений, включая потребность в зависимости, на аналитика.

Зависимость

в психологии развития) - повышенная привязанность ребенка к взрослому. Понятие 3. разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковым, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную 3. Многие авторы включают в понятие 3. поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов - хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством для контактов со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления 3. как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие на мать, как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения. Я. Н.Авдеева

Зависимость

неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. В рамках психологического знания традиционно понятие «зависимость» рассматривается в психологии развития и при этом в логике, прежде всего, неопсихоаналитической парадигмы. Следует отметить, что понятие «зависимость» разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковых, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Многие авторы включают в понятие «зависимость» поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов - хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством контакта со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления зависимости как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка; собственная активность ребенка и его воздействие на мать; как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения» (Н. Н. Авдеева). В то же время в последние годы понятие «зависимость» приобретает все большее звучание в социальной психологии и при этом не в связи с возрастом субъекта. Кстати, в данном случае о зависимой личности как о самостоятельном субъекте можно говорить лишь условно. Дело в том, что именно ее зависимость оказывается тем основанием, в связи с которым она в психологическом плане как раз и должна рассматриваться в качестве индивида, во многом потерявшего свою субъектность. Иначе говоря, о нем более оправдано упоминать скорее как об объекте. Другими словами, в социально-психологическом смысле зависимость личности задает исследователю тот ракурс изучения проблемы, когда в центре его внимания оказываются, прежде всего, те факторы, которые и превращают личность в объект того или иного внешнего воздействия. Следует отметить, что, как правило, подобную ситуацию в силу тех или иных обстоятельств личность «задает» себе сама, будучи еще в качестве вполне полноценного субъекта. По-видимому, в качестве одного из допустимых исключений из этого правила может быть оценена суггестивная зависимость, которая по большому счету является врожденной и практически никак не зависит от воли той или иной конкретной личности, так как решающим в данном случае является изначальная, собственно индивидная предрасположенность к «внушающему воздействию». И все же то, что в современной психологии имеет отношение к тому или иному аддиктивному поведению (данная проблематика активно разрабатывается сегодня в рамках, например, психологии здоровья), может и должно рассматриваться, с одной стороны, как свободный личностный выбор, а с другой - как выбор, может быть, и не осознанный потери собственной личностности. Следует понимать, что интернет-зависимость, зависимость наркотическая или алкогольная, зависимость от азартных игр и т. п. хоть принципиально и различаются по социальным последствиям, но в личностно психологическом плане - суть одно, а именно - готовность отказаться от субъектности во имя того, чтобы удовлетворить, как правило, актуальную потребность, неадекватным способом поддержать уровень своей самооценки, уровень притязаний, компенсировать реальные или мнимые представления о своей личностной несостоятельности.

Проблеме утраты человеком своей субъектности большое внимание уделял создатель гуманистического психоанализа Э. Фромм. Он считал ее одной из ключевых проблем современного общества, превращающего человека в своего рода одушевленный придаток современных технологий и массового производства: «Человек превращается в предмет, похожий на шестереночку огромной машины, и перестает быть человеком. Он проводит львиную долю своего времени на работе, которая его совершенно не интересует, с людьми, которые ему абсолютно неинтересны, изготавливая вещи, к которым он совершенно равнодушен, а те изделия, которые он не производит, он потребляет. Он вечный ребенок с открытым ртом, который без всяких усилий со своей стороны, без какой-либо внутренней активности принимает все то, что предлагает ему индустрия, разгоняющая скуку (и скуку же порождающая), - сигареты, алкоголь, кинофильмы, телевизионные передачи, спорт, лекции - причем все это жестко ограничено его платежеспособностью». Подобный инфантилизм и инертность человека в современном индустриальном обществе Э. Фромм считал «...одной из самых патологических черт его характера», являющейся при этом лишь отражением «...синдрома всего общества, который можно было бы назвать синдромом отчуждения»1.

При этом как считает Э. Фромм, «под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи, - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром»2.

Механизм развития отчуждения и связанного с ним состояния зависимости как следствие акта отказа от собственной субъектности ради удовлетворения актуальных потребностей неадекватными способами Э. Фромм отчетливо показал на примере такого универсального социогенетического явления, как идолопоклонство: «Основное различие между моно- и политеизмом заключается не в количестве богов, а в факте самоотчуждения. Человек тратит свою энергию и художественные способности на сооружение идола, а затем поклоняется этому идолу, представляющему собой не что иное, как результат его собственных человеческих усилий. Его жизненные силы перелились в “вещь”, которая, превратившись в идола, воспринимается не как результат его собственных созидательных усилий, а как нечто отдельное от него, возвышающееся над ним и противостоящее ему, вещь, которой он поклоняется и подчиняется. ... Идолопоклонник преклоняется перед творением своих собственных рук. Идол представляет в отчужденной форме его собственные жизненные силы. ... В идолопоклонстве человек склоняется перед отражением своего собственного отдельно взятого свойства и подчиняется ему. Он не ощущает себя центром, из которого исходят активные деяния любви и разума. Точно так же, как и его боги, он сам и его ближний тоже становятся вещами»3.

Совершенно аналогичный механизм действует и в случае отказа индивида от собственной субъектности «в пользу» другого лица, организации, политической партии, идеологической доктрины и т. д.

«В этом смысле каждое проявление смиренного поклонения - это акт отчуждения и идолопоклонства. То, что обычно называют «любовью» - нередко всего лишь почти тождественное идолопоклонству явление отчуждения с той только разницей, что объектом подобного поклонение служит не Бог, не идол, а другая личность. При этом типе подчинения любящий человек переносит на другого всю свою любовь, силу, свои мысли и воспринимает любимого как существо высшее, находя удовлетворение в полном подчинении и преклонении. Это означает его неспособность не только воспринимать любимого человека как человеческое существо в его или ее истинной сущности, но и ощущать полностью свою собственную сущность как носителя созидательных человеческих сил. Как и в случае религиозного идолопоклонства, он переносит все богатство своей личности на другого человека и теперь уже воспринимает это богатство не как свое собственное, а как нечто отчужденное от себя и вложенное в кого-то другого; обрести связь с этим богатством он может, только подчинившись другому человеку или растворившись в нем. Это же явление наблюдается в случае раболепного подчинения политическому лидеру или государству. На самом деле и вождь, и государство есть то, что они есть, лишь с согласия руководимых ими. Но они превращаются в идолов, когда человек переносит на них все свои силы и поклоняется им, надеясь с помощью покорности и почитания вновь обрести частицу своих же сил»1.

В этом плане становятся совершенно понятны причины той, парадоксальной, на первый взгляд, ностальгии, которую перманентно испытывают в отношении «культа личности» многие представители старших поколений российских граждан, отнюдь не понаслышке знающих, что такое ужасы войны и массовых репрессий, голод и прочие «прелести» тоталитаризма.

При том, что, как мы видели, по мнению Э. Фромма, тенденция к отчуждению задается особенностями общества в целом, степень личностной предрасположенности к зависимости отчетливо связана с процессом индивидуального развития и ранними родительскими влияниями. В классической психоаналитической парадигме предрасположенность к зависимости обычно связывают с особенностями так называемого «анального характера», являющегося следствием деструктивных родительских влияний на второй стадии психодинамического развития - «Фрейд доказывал: приучение к туалету обычно представляет собой первую ситуацию, когда ребенок оказывается вынужденным отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что социально приемлемо. Значимый взрослый и ребенок, которого обучают слишком рано или слишком строго в атмосфере мрачной родительской сверхзаинтересованности, вступают в борьбу за власть, и ребенок обречен на поражение. Состояние, когда ребенка контролируют, осуждают и заставляют вовремя исполнять требуемое, порождает у него чувство гнева и фантазии... Потребность чувствовать себя скорее контролируемым, пунктуальным, чистым и разумным, чем неподконтрольным, хаотическим, беспорядочным, и ограничивать себя в проявлении таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения»2. Тем самым в структуру личности закладывается механизм отчуждения, поскольку такой индивид, как правило, остро нуждается во внешнем подтверждении своего «соответствия» сформировавшимся под воздействием родительских требований поведенческим стандартам. Как следствие, его отношения с людьми и окружающим миром в целом строятся, главным образом, по принципу переноса.

Как отмечал М. Кэ де Ври, «перенос означает, что ни одно из наших отношений не является новым; все они окрашиваются предшествующим опытом взаимоотношений. И наиболее длительное воздействие, окрашивающее почти каждый последующий опыт, имеют те отношения, которые были у нас в раннем возрасте. Так, мы часто обращаемся с людьми в настоящем так, как если бы они были кем-то из прошлого: например, мы ведем себя по отношению к ним, как дети с родителями, забывая, что мы уже взрослые»3. Основными формами переноса являются две: идеализация и отражение. Идеализация, как явствует из самого термина, предполагает обостренную потребность в объекте обожания и восхищения. Близость с объектом идеализации позволяет отождествлять себя с ним, в надежде, что часть славы кумира перейдет на идеализирующего субъекта. Отражение, предполагает поиск в окружающих постоянного подтверждения собственных представлений о себе (обычно, но не обязательно - положительных), стремление получить от них желаемую реакцию.

Обе формы переноса, по сути дела, «дополняющие» друг друга, в равной степени присущи личностям, предрасположенным к зависимости. Именно эти объясняется, что в контексте межличностных отношений зависимость, как правило, носит симбиотический характер. Индивид, внешне диктующий «правила игры» и являющийся ведущим в рамках такого рода отношений, ничуть не менее подвержен отчуждению, лишен собственной субъектности и зависим от своего «партнера», чем ведомый.

Существенный вклад в понимание механизма формирования личностной предрасположенности к зависимости внес Э. Эриксон. Базисным конфликтом второй стадии психосоциального развития, возрастные рамки которой совпадают с анальной стадией в периодизации З. Фрейда, как известно, является конфликт между автономией личности и генерализированными чувствами стыда и сомнения. По словам Э. Эриксона, «...данная стадия становится решающей для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, между самовыражением и компульсивным самоограничением или смиренной угодливостью. Чувство самоконтроля без потери самоуважения является онтогенетическим источником свободной воли». В противном случае, «неизбежно возникающее чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда»1.

Борьба ребенка за автономию начинается с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет, обычно выражающегося в форме решительного «нет» на любое родительское требование. Если такое поведение, обусловленное объективными потребностями развития личности, встречает категорическое и тотальное неприятие со стороны взрослых, ребенок не просто оказывается в неблагоприятных с точки зрения формирования личностной автономии условиях, но может извлечь для себя важный жизненный урок сугубо практического характера. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно, мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики, радующие родителей и учителей послушанием, не могут сказать «нет», когда «старшие товарищи» предлагают им принять участие в краже или изнасиловании, либо просто «забить косячок» в школьном туалете. Приняв в раннем детстве такое решение, многие девочки, умиляющие родителей и их знакомых скромностью и покорностью, не могут сказать «нет», когда взрослые дяди на дорогой машине предлагают им прокатиться, на ночь глядя, до ближайшего парка...

Таким образом, предрасположенность к зависимости не только сама по себе представляет серьезную личностную и социально-психологическую проблему, но и может провоцировать криминальное или виктимное поведение.

Практический социальный психолог ни при каких обстоятельствах не должен «играть» на какой-либо личностной зависимости того или иного члена группы, а тем более формировать подобные зависимости или поддерживать подобную склонность и направленность личностного развития даже в том случае, когда, на первый взгляд, это могло бы и благоприятно позиционировать данного конкретного индивида в интрагрупповом «раскладе» сил и привести к успешному решению конкретной групповой задачи.

Музыка. Сколько ее на планете существует... И каждое музыкальное направление имеет своих поклонников. Кто из нас не замирал хоть раз в жизни от услышанной мелодии из детства или от нового виртуозного музыкального произведения? Поговорим сегодня о влиянии музыки на человека. А заодно узнаем, как называется зависимость от музыки, и по каким признакам можно понять, что человек действительно имеет необходимость в постоянном ее прослушивании.

Музыка нужна

Не нужно пугаться, что с вами что-то не так, если музыкальное сопровождение в исполнении любимой группы стало частым во время того, как вы сами занимаетесь какой-либо работой. Возможно, ваша музыка очень ритмична и помогает побыстрее справиться с делами. Вместо того чтобы искать, как называется зависимость от музыки, просто делайте ваши дела и наслаждайтесь ею.

Любимые композиции помогают испытывать радость, так пользуйтесь этим их свойством! Скорее всего, вы нормальный человек и вскоре наслушаетесь ею и напитаетесь. Затем придет некое музыкальное насыщение, и потребность слушать именно эти композиции обязательно уйдет.

Как называется зависимость от музыки

Во время прослушивания музыкальных произведений в головном мозге происходит выработка определенного гормона - дофамина. Этот гормон удовольствия - виновник всех человеческих привязанностей и предпочтений. Он же отвечает и за нашу неизмеримую любовь к вкусным продуктам или хорошим книгам. Дофамин управляет всеми человеческими удовольствиями. Гормон, поднимающий настроение во время звучания любимого трека, способствует улучшенному качеству выполняемой работы. Проблема влияния музыки на человека на сегодняшний день изучается учеными разных стран.

Однако человеческий организм не очень легко бывает "разобрать" по полочкам в психологическом плане. Неискушенному в подобных науках обычному человеку, любящему громкий и агрессивный рок или спокойную и расслабляющую музыку со звуками природы, на самом деле не очень важно, что там придумали великие ученые умы. Есть только он и музыка.

Некоторые люди буквально готовы спать в наушниках - и спят. И по улице идут тоже под музыку и помимо домашних дел под музыку могут заниматься более сложными действиями, требующими повышенной концентрации. Если этим любителям мелодий "отрезать" путь к музыке, у них могут начаться весьма неприятные состояния. Как называется зависимость от музыки и в чем она проявляется, мы сейчас узнаем. Меломан - всем знакомое слово, а может, и симптомы знакомы?

Как распознать зависимость

Оглянитесь вокруг и обратите внимание на себя. Вы - если:

  • более четырех часов в сутки слушаете музыку;
  • у вас портится настроение и появляется раздражительность, когда нет музыки;
  • многоразовое прослушивание одной песни для вас - нормальное явление;
  • вы агрессивны, когда кто-то смеет не поддержать вас в музыкальных предпочтениях;
  • имеется желание и тяга слушать композиции в любом, даже неподходящем месте.

Один или несколько пунктов, совпадающих с вашими реалиями, говорят о том, что у вас музыкальная зависимость. Любую зависимость нужно купировать или уничтожать, пока она полностью не завладела состоянием и психикой человека.

Как убрать зависимое состояние?

Прежде всего нужно осознать, что музыка - отнюдь не весь мир. Существуют близкие люди, друзья и родственники, которые нуждаются в общении с вами. Не бегите в ее мир от реальности. Вернее, не погружайтесь в него так серьезно и глубоко. Жизнь - здесь. А вот действия, помогающие смягчить или вовсе победить зависимость:

  • ограничивайте время прослушивания композиций и песен;
  • больше активничайте на отдыхе и при общении с друзьями;
  • не берите на прогулку музыкальные гаджеты - слушайте звуки города или природы;
  • вспомните о том, что музыка в наушниках рассеивает внимание, особенно сильно действует громкость.

Если чувствуете, что сами не справляетесь, не стесняйтесь - обратитесь к специалисту.

Каждый нуждается в любви, ласке и понимании с детства. Человек становится преданным тому, кто даст испытать эти чувства, постепенно формируется зависимость человека от человека.

Зависимость от человека может сильно усложнять жизнь

Зависимый тяжело переносит расставания. Даже кратковременная, вынужденная разлука для него болезненная и мучительная. Он постепенно впадает в депрессию, хуже себя чувствует. Худший исход подобной психологической зависимости - самоубийство.

Причины

Зависимость - это состояние, при котором человек не может обходиться без другого человека. Он подчинен чужой власти, не имея свободы и права на самостоятельность.

Психологическая зависимость от человека в основном возникает из-за желания уйти от ответственности. Первоисточники подобного поведения появляются еще в раннем детстве. Будучи под гиперопекой родителей, ребенок становится неспособным решать какие-либо проблемы.

Другие причины, при которых формируется эмоциональная зависимость:

  • боязнь одиночества;
  • заниженная самооценка;
  • отсутствие готовности к дружеским и любовным отношениям;
  • неспособность принимать решения;
  • страх быть отвергнутым;
  • жестокий контроль со стороны родителей;
  • готовность подчиняться указаниям других;

Часто зависимые женщины или мужчины не чувствуют защищенности. Им намного комфортнее пребывать в окружении друг друга и надеяться на партнера.

Еще одна причина - домогательства со стороны взрослых в детстве. Таким детям не хватает заботы, нежности, ласки. Ко всем, кто это дает, появляется особое отношение. Главное - вовремя распознать и побороть эту ненасытную потребность в любви. Если этого не сделать, чувства перерастут в зависимость.

Несмотря на возраст и уровень интеллекта, мужчины и женщины могут сойти с ума от своей зависимости.

Виды зависимости и их признаки

Эмоциональную зависимость делят на виды, главное отличие которых - объект зависимости. Их объединяет механизм влияния. Он вырабатывается на базе межличностных отношений. Результат эмоциональной зависимости, которую также называют психологической, саморазрушение. Это в дальнейшем может привести к суициду или серьезным психическим заболеванием.

Любовная

Самый распространённый и опасный вид зависимости. Опасный своими последствиями.

Начинается эмоциональная зависимость не сразу. Изначально влюбленные все время проводят вместе. Они постепенно перестают общаться с друзьями, не могут представить любимого человека в окружении кого-то другого. В итоге влюбленные уже не могут жить друг без друга.

Тонкая грань между влюбленностью и зависимостью - наличие свободного пространства.

Одно дело, когда партнер время от времени встречается с друзьями, может свободно путешествовать и заниматься личными делами, в которые не посвящает вторую половинку. Другое дело, когда человек не может всего этого делать и должен все свое свободное время посвящать только любимому или любимой.

Более эмоциональными и зависимыми являются женщины и девушки. Для них любое увеличение дистанции в отношениях воспринимает так:

  • он меня больше не любит;
  • появилась другая;
  • он не хочет со мной встречаться;
  • он меня бросил.

В ответ на такое поведение зависимый человек требует доказательств. Сначала будет пытаться дозвониться, писать многочисленные смс. Цель зависимого - получить подтверждение любви.

Женщины чаще подвержены любовной привязанности, чем мужчины

Одна из форм любовной эмоциональной зависимости - потеря собственной индивидуальности. Человек пытается сохранить отношения на прежнем уровне, жертвуя личным пространством. Отказывается от друзей, прежних увлечений, интересов, целей. В результате могут развиваться мазохистские наклонности.

Признаки зависимости между девушкой и парнем:

  • любовь невозможна без полного растворения друг в друге;
  • отсутствие полной отдачи означает отсутствие любви;
  • в отношениях тяжело, но без них еще хуже;
  • ревность партнера – это норма;
  • отношения сопровождаются постоянными угрозами разрыва;

Вторая форма - агрессивное разрушение психологической территории партнера. Реализуются через садистские тенденции. Зависимый человек начинает психологически давить на партнера. Его цель - сделать из жертвы ничтожество, которое не может существовать без второй половинки.

Зависимость существует совместно со страхами. Зависимого начинают беспокоить тревожные и навязчивые мысли. Он не может нормально и адекватно воспринимать окружающий мир без любимого человека и не признает своего психического расстройства.

Зависимость от мужчины появляется в семьях, где жена - домохозяйка. Она не умеет самостоятельно решать проблемы, следует указаниям мужа, ее цель сохранить семью любой ценой.

Дружеская

Главное отличие такого вида зависимости от нормальных дружеских отношений в свободе. Когда люди просто дружат, они могут проводить время с другими людьми, испытывают радость, если человек обзавелся новым другом. Зависимый от своего друга чувствует себя некомфортно среди других людей. Вместе им весело, интересно и хорошо.

Признаки зависимости:

  • ревность друга к его знакомым;
  • замечания полны эмоций и не всегда контролируются;
  • зависимые друзья все свободное время проводят вместе, иногда имеют общий дом;
  • сильные переживания при длительном отсутствии близкого и т.д.

Дружеская зависимость, как и любая другая, ведет к рабству. В таком случае здоровых отношений не построить. Впоследствии оба друга будут испытывать тоску, уныние, стрессы, истерику. Самое страшное последствие: сойти с ума от чрезмерного контроля и невозможности иметь личное пространство.

Дружеская привязанность может перерасти в патологию

Родительская

Родители сильно давят на ребенка своей гиперопекой. Контролируют каждый шаг, не дают права на ошибку. Это касается детей разного возраста: от младенчества и до совершеннолетия. С каждым годом забота родителей становится более активной.

Такой тип отношений нормальный, когда ребенок маленький. Он нуждается в маме, она его опора и защита. Со временем он может попасть в зависимость от материнской опеки.

Проявление родительской зависимости - нежелание отпустить ребенка из родительского дома.

Последствия материнской зависимости для ребенка:

  • не умеет самостоятельно принимать решения;
  • не может постоять за себя;
  • неспособен сам решать проблемы, по любому поводу звонит к маме;
  • чувствуя опасность, впадает в сильную панику и т.д.

Особенно опасна зависимость для мальчиков. Постоянно пребывая в окружении матери, в будущем они не знают как себя правильно вести. Им сложно построить отношения с представителями обеих полов.

Главным негативным последствием для матери является потеря собственной индивидуальности. Она привыкает к тому, что муж главный добытчик, а ее обязанности связаны с поддержанием чистоте в доме и воспитанием ребенка.

Как избавиться

Преодолеть зависимость нетрудно.Больной не всегда признает наличие психического расстройства.

Осознать свою неправоту может помочь наблюдение за отношениями других людей. Другой способ - проанализировать ситуацию и понять, что в ней не так. Начав искать информацию, человек выйдет на то, что у него зависимость от человека.

Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно чтобы больной подумал над тем:

  • что хочу я;
  • какие у меня интересы;
  • какие мои цели;
  • чего я хочу добиться;
  • это хочу я или партнер;
  • это нужно мне или партнеру и т.д.

Главный прием - концентрация внимания на собственном «Я». Зависимый и близкий - это 2 разных понятия с точки зрения психологии.

Важно провести четкую грань между личным и общим. Нужно научиться понимать свои желания и чувства, а не постоянно следовать ожиданиям партнера.

Другие методы:

  1. Переключиться на духовное. Источником любви может быть не только внешность, но и духовность. Переключитесь с партнера на вещи, которые привлекают своим содержанием, вдохновляют, заряжают внутренней энергией. Это называется духовным обогащением. И приятно, и полезно для любого, а уж тем более того, кто теряет свою индивидуальность.
  2. Изучайте своего партнера.Каждый человек уникален, особенно в вопросах любви. Нужно понимать, что один может говорить о своих чувствах круглосуточно, а другому достаточно сказать слова любви 1 раз в день. Впасть в депрессию оттого, что любимый или любимая действует не так, как хотелось бы, глупо.
  3. Представьте, что случится, если партнера не станет. Причины можно придумать разные. Вспомните периоды, когда значимого человека не было в жизни. Чем занимались, что приносило удовольствие. Попробуйте возобновить эту деятельность.

Очень эффективно убрать зависимость с помощью временного расставания. Уехать путешествовать в обществе других людей, свести общение к минимуму. Нужно понимать, что жизнь без зависимости намного лучше. Тому, кто живет с зависимым человеком, следует очертить границы личного пространства. Снять все обиды и обсудить проблему. Нужно объяснить партнеру, что зависимость – это ненормально и от нее нужно избавляться.

Нужно научиться брать себя в руки и решать проблемы. Самый простой способ - заняться личностным ростом и саморазвитием.

Заключение

Психологическая зависимость часто встречается в современном мире. Отыскав родственную душу, ее не хочется отпускать. Хочется вместе проводить все время, постоянно находиться только в обществе друг друга. Нужно уметь отделять личное пространство.

Первый признак зависимости - отсутствие представления о жизни без близкого человека. Такое психическое расстройство нужно устранять сразу после выявления. Самый простой способ - временное расставание и поиск личных интересов. Это поможет не только избавиться от зависимости, но и раскрыть новые грани, поднять уровень саморазвития.

Как только просыпаетесь, с рвением хватаетесь за мобильный телефон? Испытываете постоянную тягу «покопашиться в девайсе»? Не упускаете смартфон из рук – вдруг придет уведомление?

Как называется зависимость от мобильного телефона? Как называется, когда человек постоянно сидит в телефоне и не может от него оторваться? Почему зависимость все чаще возникает у современной молодежи? Чем чревато подобное желание? И почему психологи приравнивают телефонную зависимость к алкоголизму?

Устойчивое желание воспользоваться «устройством называется – номофобия. Слово образовано от английского выражения «no mobile phone fobia» - фобия отсутствия телефона. Подобное психологическое расстройство наблюдается у большинства владельцев современных гаджетов.

Причины развития номофобии – страха остаться без телефона

Разумеется, под «мобильным телефоном» мы подразумеваем все мобильные устройства, легкие в использовании и имеющие выход в интернет. Сюда можно отнести: планшеты и компактные ноутбуки.

Основа номофобии - современные реалии. Сейчас, любой, даже банальный бытовой вопрос, гораздо легче решить, войдя в сеть. Естественно, при помощи мобильного телефона.
Судите сами: интернет-магазины, завлекающие разнообразием скидок и акций, знания и новости, которые можно узнать выборочно, в отличие от телевизора или общения с людьми.

Даже оплату счетов по коммунальным услугам – гораздо выгоднее производить через интернет. Как тут не появиться зависимости?

Помимо реальных удобств, в нашу жизнь пришли и социальные сети, которые тоже требуют постоянного «псевдовнимания» через смартфон. К слову, именно они: обновление бесполезной новостной ленты, постоянный просмотр выкладки новых фотографий и т.д. – фундамент номофобии.

Как узнать есть ли зависимость от телефона

Сомневаетесь в том, есть ли зависимость от смартфона? Как в случае с тягой к алкоголю - постарайтесь отказаться от предмета мечтаний хотя бы на несколько дней.

«А как же я буду звонить?» - первый вопрос, возникающий после подобного совета. На время эксперимента воспользуйтесь самым простым, кнопочным телефоном, без возможности выхода в интернет.

Если жизнь без смартфона кажется скучной, постоянно хочется полезть в карман за этой игрушкой, уверяем вас, вы зависимы. Вы теряете массу полезного времени, упускаете возможность общения, замыкаетесь в себе.

Как побороть зависимость от телефона

1. Удалить все приложения

Понимаем, сначала это может показаться безумством – попробуйте удалить все самые используемые приложения: инстаграм, ВК и т.д. «Снесите» все программы, которые «едят» ваше время. Пользуйтесь ими только определенное количество времени в день, и то, со стационарного компьютера.

2. Поменять модель телефона

Это действие позволит не только побороть зависимость от мобильного телефона, но и сэкономить деньги на покупке новых, свежевыпущенных моделях.

3. Заменяйте «игру» в телефон другими благами

Самый действенный способ. Захотели полистать ленту в истаграм? Вместо этого сделайте какое-либо полезное дело по дому. Появилось желание рассмотреть новые фотографии в группе в вк? Переведите внимание на выучивание новго иностранного слова.

Такие действенные способы позволять побороть «алкоголизм века технологий», ведь иначе, каждое следующее поколение все больше и больше будет зарываться в мобильных устройствах. А это чревато большими социальными проблемами и расстройствами.

Невероятные факты

Люди, страдающие зависимостью, не могут контролировать то, что они делают, принимают или используют.

Всем известны такие виды зависимости, как наркотики и алкоголь, которые могут значительно ухудшить качество жизни и привести к печальным последствиям.

Однако сегодня, список типов зависимости значительно расширился, и любая вещь, начиная от шоколада до компьютерных игр, может вызвать физическое и психологическое привыкание.


1. Трудоголизм

Трудоголики часто заслуживают уважение в современном мире, где каждая минута означает, что вы может заработать больше. Но чрезмерная преданность работе вытягивает из одержимого работой человека всю энергию. Грань между усердной работой и трудоголизмом начинает стираться. Работоголики, как и другие люди, страдающие от зависимости, возвращаются в реальность только, когда что-то серьезное случается с их здоровьем или отношениями.

В Японии, существует термин "кароси" или "смерть от трудоголизма" . Этот феномен вызвал настоящую шумиху в 1980-х годах, когда несколько японских чиновников скончались, не имея никакой истории болезни. Переутомление от многочасовой работы без перерыва привело к смерти на рабочем месте.


2. Любовная зависимость

После разрыва с супругом, близким человеком и любовью всей вашей жизни, вы может попытаться остаться друзьями со своими бывшими партнерами, постепенно уменьшая контакты и постепенно избавиться от последней реликвии ваших отношений. Однако, одно останется неизбежным: вам придется двигаться дальше. Однако, некоторым людям, разрыв отношений дается особенно тяжело. Несмотря на то, что естественно оплакивать потерю отношений, некоторые люди могут заходить слишком далеко.

Психологи выяснили, что слепое увлечение вызывает выработку фенилэтиламина, неврологического химического вещества, которое дает чувство эйфории, когда вы влюбляетесь. У людей, которые испытывают страстную влюбленность, наблюдаются такие же симптомы, такие как бессонница и потеря ощущения времени, что и у тех, кто злоупотребляет кокаином. Некоторые люди испытывают настоящий синдром отмены, им настоятельно требуется заряд влюбленности, от которого они начинают зависеть.


3. Зависимость от телевизора

Известно, что человек в среднем проводит около 3-4 часов в день, сидя перед телевизором, что составляет половину всего времени отдыха. Это означает, что к 65 годам, человек проведет около 9 лет, будучи приклеенным к телевизору. Некоторые любители телевизора могут проводить до 8 часов в день за просмотром телевизора. У людей, страдающих зависимостью от телевизора, наблюдаются такие клинические симптомы как беспомощность в отношении прекращения просмотра телевизора, использование телевизора, чтобы успокоить нервы, и раздражительность, если приходиться прекратить просмотр телевизора.

Во время лабораторных экспериментов ученые изучали реакцию людей на телевизор, следя за мозговыми волнами с помощью электроэнцефалограммы. Участники, которые смотрели телевизор, находились в расслабленном и пассивном состоянии, а ЭЭГ показывало меньшую умственную стимуляцию. Оказалось, что и после прекращения просмотра телевизора, люди оставались расслабленными и безынициативными, так как просмотр телевизора вызвал эффект онемения, схожий с приемом транквилизаторов . Человек фактически отключается от реальной жизни, погружаясь в то, что показывают на экране, что в свою очередь ведете к навязчивому просмотру телевизора.


4. Зависимость от физических упражнений

Мы все знаем, что физическая активность полезна для здоровья. Когда мы выполняем физические упражнения в организме вырабатываются эндорфины – гормоны хорошего настроения. Для некоторых людей сильное ощущение удовольствия от физических упражнений может превратиться в зависимость.

Люди, зависимые от физических упражнений, имеют различные мотивы своего поведения, включая желание контролировать свой вес и фигуру или чувство необъяснимого страха, когда они прекращают тренироваться. У таких людей часто наблюдается очень плотный график, отведенный для физической активности. Они будут упражняться, даже когда заболеют или получат травму, что может привести к еще большим проблемам. Они могут пропускать работу, школу и игнорировать другие обязательства, только чтобы заняться физическими упражнениями.

Чаще всего зависимость от физических упражнений связана с нарушениями пищевого поведения, такими как булимия или анорексия .


5. Шопоголизм

Шопоголизм, или по-научному ониомания , является одним из социально подкрепляемых поведенческих типов зависимости. Мы окружены рекламой, которая твердит о том, что нам нужно покупать новые вещи, чтобы быть счастливее, а потребительство стало мерилом нашей социальной ценности.

Несмотря на то, что шопоголизм распространился в последние годы, он не является по-настоящему новым нарушением, так как он считался психиатрическим расстройством еще в начале 20-го века.

Шопоголизм или навязчивое желание покупать часто сосуществует с другими расстройствами такими как тревожное расстройство, злоупотребление психоактивными веществами, расстройство пищевого поведения, расстройство контроля над побуждениями и другими.

При этой зависимости наблюдаются такие симптомы, как чрезмерная трата денег, навязчивые покупки, невозможность остановиться от покупок, ложь по поводу траты денег, конфликты с близкими людьми по поводу покупок.


6. Танорексия (зависимость от загара)

Медики обеспокоены увлеченностью многих людей солярием. Ученые выяснили, что у любителей соляриев наблюдается поведение, схожее с поведением алкоголиков и наркоманов. В исследовании выяснили, что когда людей, увлекающихся загаром с солярии, подвергли воздействию ультрафиолетовых лучей, то у них в определенных областях мозга, ответственных за зависимость от наркотиков и алкоголя, наблюдался повышенный кровоток. Когда исследователи прекращали воздействие ультрафиолетовых лучей, не говоря об этом участникам, эти области мозга становились менее активными.

Зависимостью от загара, в основном в солярии, чаще страдают женщины. Исследование 2006 года выявило, что посещение солярия способствует выработки эндорфинов, а прекращение режима посещения солярия может вызвать синдромы отмены, как при других типах зависимости.


7. Сексуальная зависимость

Жажда сексуального удовлетворения стара, как мир. Но в современном мире это желание часто превращается в навязчивое поведение, при этом доступ к интернету добавил проблем.

Сексуальная зависимость часто описывается как расстройство половой сферы, характеризующееся навязчивыми действиями и мыслями сексуального характера. Как и в случае с другими видами зависимости, она может иметь отрицательное воздействие на отношения. Для некоторых зависимость не перерастает дальше навязчивой мастурбации или чрезмерного использования порнографии и секс услуг по телефону . Для других, это может включать незаконные виды деятельности, такие как эксгибиционизм, непристойные телефонные звонки, растление малолетних и изнасилование. Однако, люди страдающие сексуальной зависимостью не обязательно будут насильниками.

Возрастающая сексуальная провокация в обществе привела к увеличению числа людей, которые занимаются необычными или незаконными сексуальными практиками, такими как секс по телефону, компьютерная порнография, виртуальный секс, эскорт-услуги и т.д.


8. Интернет зависимость

Если вы находитесь в сети в течение многих часов без перерыва и бесцельно бродите по сайтам, не желая выключать компьютер, то возможно у вас все в порядке. Но если это повторяется изо дня в день, а отключение компьютера вызывает у вас раздражение, то возможно вы страдаете от интернет зависимости.

Сегодня психиатры со всего мира начинают признавать такие разновидности интернет зависимости, как онлайн порнография, увлечение компьютерными играми, увлеченность социальными сетями, пристрастие к виртуальным знакомствам и т.д. В некоторых странах интернет зависимость стала настоящей социальной проблемой. Так, согласно опросу в 2007 году, в Южной Корее, 30 процентов людей в возрасте до 18 лет страдали интернет зависимостью.

Человек, страдающий от интернет зависимости, может часами бродить по интернет сайтам, при этом, не занимаясь поиском информации а, просто поглощая все, что попадается ему в интернете.


9. Зависимость от пластических операций

Отрицательный образ своего тела заставляет множество людей ложиться под нож. Небольшое увеличение, коррекция, подтяжка и тому подобные операции делаются ради одного - стать еще ближе к идеалу.

В 2006 году Британская ассоциация эстетических пластических хирургов предупредила врачей о пациентах страдающих дисморфофобией или "синдромом воображаемого уродства". Для таких людей эстетическая хирургия является бесконечной процедурой, и они никогда не будут удовлетворены результатами.

Человек с дисморфофобией может иметь навязчивую идею о том, что у него существует какой-то физический дефект и проводить много времени, скрывая этот дефект с помощью косметики, одежды и операций. Часто такие люди имеют нереалистичные ожидания от пластических операций, думая, что это приведет к желаемым отношениям или высокооплачиваемой работе. Даже если они будут удовлетворены одной процедурой, они могут найти у себя другой дефект, который нужно подкорректировать.


10. Зависимость от лекарств

Многие люди принимают лекарства по медицинским причинам, потому что доктор им их выписывает. Но около 20 процентов людей могут использовать лекарства не для медицинских целей. Это называется злоупотреблением лекарственными средствами и является серьезной проблемой. Чаще всего люди начинают злоупотреблять такими лекарствами, как наркотические болеутоляющие, седативные средства и транквилизаторы и стимуляторы .

Эксперты не знают, почему повышается число людей, страдающих от зависимости к лекарствам. Но возможной причиной является доступность лекарств. Также, доктора сегодня выписывают больше лекарств, чем раньше, а в аптеках можно достать гораздо больше лекарств без рецепта врача.