Здравствуйте, дорогие читатели!
Всех родителей уже можно поздравлять с практически наступившим Днем Знаний – 1 сентября. То есть, счастливая пора года для всех детей школьников – летние каникулы, увы, закончилась.
Начинаются загруженные уроками дни, и писать о развлечениях вроде бы не время, но на написание статьи причины все-таки есть.
Впереди нас ждет учебный год в котором будут и входные, и каникулы, и, к сожалению, больничные, да и просто необходимость в отдыхе от школьных занятий. Ведь не учебой единой … 😉 Поэтому самое время подумать о том что делать когда детям дома скучно и чем занять детей дома.
Начну с общего хорошего совета, который я вычитала в одном из психологических журналов, предназначенного для «всполошенных», вечно занятых мамочек, неспособных распределить свое время между работой, домашними делами и занятиями с ребенком и от этого постоянно испытывающих чувство вины.
Как мудро там было сказано – не надо думать, что хорошие мамы постоянно и неотрывно играют с ребенком. Нет. Вы должны знать:
Если в течение дня вы уделите ребенку хотя бы от 15 до 30 минут своего времени, но уделите полноценно, больше ни на что, кроме ребенка, не отвлекаясь, то этого будет достаточно, чтобы ребенок чувствовал - мама его любит.
Ну, и не забываем в оставшееся время переброситься с малышом парой фраз, погонять за беспорядок в комнате, и за съеденные перед ужином сладости. Все, как и положено настоящей маме 🙂
Ведь нашей задачей является не столько даже развлечь ребенка, сколько показать ему как много разных занятий существует, как интересно ими заниматься, и что, на мой взгляд, является очень важным, научить ребенка какую-то часть времени заниматься самостоятельно, а не изнывать от скуки или часами просиживать в интернете.
Этот список подходит для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, но деткам помладше, и постарше он вполне сможет подойти, хотя я составляя его ориентировалась на вопрос что делать когда скучно дома детям 10 лет, в частности девочке одной остающейся дома, потому что моя дочка как раз таки такого возраста) Итак,
Они были главным развлечением этого лета. Я не представляла, насколько шагнула вперед индустрия настольных игр в последнее время.
Во время очередной покупки книг в интернет-магазине я случайно обратила внимание, какие красивые и разнообразные игры в нем предложены. К выбору подошла тщательно, в чем мне очень помог интернет-магазин «Игровед», на сайте которого не только можно купить игры, но и просмотреть видеоролики с подробной информацией о том, как в них играть.
В результате мы купили настольную игру «Каркассон», позволяющую играть и вдвоем с дочкой и более многочисленной компанией.
Среди многообразия настольных игр вы сможете подобрать игру соответствующую всем вашим запросам: возрасту ребенка, его интересам, количеству предполагаемых участников.
Если вы знаете, что члены вашей семьи на досуге с удовольствием будут «закупать новые земли», торговаться на биржах, или составлять самые длинные слова, то смело можете покупать игру предназначенную для большого количества участников. Если же играть в них «любит» только мама, то существуют игры для двоих участников, а в некоторые ребенок сможет играть сам.
Плюсы: Настольные игры – это интересно.
Вы «официально» можете получить удовольствие от детской игры, про ребенка я и не говорю.
Минусы: Самый большой минус – настольные игры дорого стоят.
Более подробно познакомится с «Каркассоном» и другими настольными играми можно в статье .
С одной стороны, это тоже настольная игра, с другой - она настолько своеобразна, что хочется выделить ее отдельным пунктом.
Помогая ребенку подбирать кусочки картины вы хорошо проведете время, но если вы заняты, то ребенок вполне справиться самостоятельно. Предложите ему собрать хотя бы часть картины обязательно восхитившись полученным результатом.
Очень хорошо если дома есть пазлы разного уровня сложности: легкие, собирая которые ребенок всегда будет чувствовать себя супергероем, и посложнее, как вариант для «сборки» при помощи взрослых.
Совет из личного опыта – не покупайте пазлы с большим количеством фрагментов, 300 и выше, на которых изображены животные. Прекрасная грива льва и пушистая шерстка милых песиков вызовут у вас нервный тик буквально за 10 минут подбора. Даже бесконечное голубое небо собирать почему-то легче.
Плюсы: Мало какое занятие сравнится со сборкой пазлов в плане пользы для мелкой моторики.
Кроме того, они развивают усидчивость и пространственное воображение.
«Легкие» пазлы ребенок сможет складывать самостоятельно.
Минусы: Во время очередной уборки квартиры, у вас есть шанс периодически «наслаждаться» характерным звуком постукивающих в трубе пылесоса пазлов))
Тут варианта два: ребенок читает с удовольствием; ребенок читать отказывается.
С первым все понятно, если у вас дома чтец, тогда останется время не только на домашнюю работу, но еще и на собственные увлечения, достаточно периодически обновлять детскую библиотеку.
Все остальное не так просто, методики по приучению ребенка к чтению существуют, но придется попотеть, чтобы добиться результата. Что ж, быть родителем – это не только удовольствие 😉
Плюсы: Наверно, перечислять их нет смысла. Если вкратце – полезно, интересно, доступно (в библиотеках сейчас есть практически все).
Минусы: Если ребенок любит читать – вам придется отбирать книги, чтобы заставить его сделать уроки или сходить в магазин.
Если ребенок не любить читать - вам придется разработать стратегию по его привлечению к чтению. Хорошим «начальным» вариантом будут книги по мотивам мультфильмов или «жизнеописание» любимых игрушечных героев. У нас одними из них были .
К сожалению, я умею играть только в шашки, ну и в лото еще:)), но если вы мастер по всем остальным видам игр, то это просто замечательно.
Плюсы: Очень-очень полезное и развивающее занятие.
Минусы: Так как это парные игры, то они подходят для занятия с ребенком, только если у вас есть немаленький промежуток времени чтобы поиграть с ним.
Лет –надцать назад дети и игры с картами считались понятиями несовместимыми, так как такие игры считались азартными. В принципе, таковой она является и сейчас, но тем не менее, сейчас страсти поутихли, и на фоне казино и «одноруких бандитов» карты выглядят невинным развлечением.
Тем более что кроме непосредственно самих игр существуют пасьянсы, из которых можно узнать, сбудется ли твое желание. И фокусы, которые интересны всегда.
Плюсы: Развивают память и внимание.
Зная определенное количество фокусов ребенок на досуге может «блеснуть» в компании своих сверстников.
Минусы: Ребенка надо обучить всем известным вам фокусам и играм, а если вы их подзабыли или не знали, вам придется учиться самому.
Карты имеют не слишком хорошую репутацию с советских времен.
Замечательное занятие, не требующее больших вложений.
Сама я в детстве очень любила раскрашивать, а моя младшая дочка хорошо лепит из пластилина, причем свои изделия она умудряется вылепливать ну о-очень малюпусенькими. Хотела показать вам мои любимые «произведения искусства», но так куда-то спрятала, что не смогла найти, маленькие же 🙂
Поэтому пришлось стащить со стола у кукол их «завтрак» - яичницу, бутерброд и тортик 😉 Чтобы показать «грандиозность» поделок рядышком я поставила небольшую 11-сантиметровую сольницу.
Плюсы: Конечно же, развивает творческие способности.
Если вы заняты, то можете спокойно продолжать заниматься своими делами, ваше участие не понадобится, все, что от вас потребуется – только похвалить конечный результат.
Минусы: Придется научить ребенка делать все аккуратно, и убирать за собой после занятий, если вы это сможете, проблем с развивающими занятиями не будет. (Поначалу весь наш пол был в разноцветных липучих кляксах пластилина, которые мужу приходилось отковыривать от носков 😉).
Как их сейчас много! Нет, их и раньше было немало, но благодаря мамам-папам изобретателям и средствам информации, которые об этих изобретениях нам рассказывают их стало просто невообразимое количество. Этот пункт заслуживает отдельной статьи.
В пример, приведу блог Галины Кузьминой «Веселая наука». Вот где неиссякаемая фантазия))
Плюсы: Просто масса. И интересно, и развитие, ну просто всестороннее.
Минусы: Счастье, если вы прирожденный организатор и экспериментатор, если нет, вам придется этому учиться, что, надо признать непросто.
Замечательное занятие, особенно если им увлекаются мама или папа, которые смогут научить ребенка. А рукодельных вариантов море: вязание, вышивка, бисероплетение, плетение из газет, резьба по дереву, батик… и это только небольшая часть.
Плюсы: Эти навыки пригодятся всегда.
Минусы: Вам придется провести длительный и нудный инструктаж о том, что иголки всегда должны быть в игольнице, спицы в чехлах, а нитки и кусочки ткани в специальных пакетах и коробочках. А после сеанса рукоделия находить все это по разным углам и водворять на место.
Это игры, в которые играют, чаще всего, во время уроков, ведь это самое подходящее время для морского боя и крестиков-ноликов 😉 Но играя в них дома, вы также получите немало удовольствия, а ребенок прекрасно натренируется, чтобы позже, во школе, обыгрывать своих одноклассников.
Плюсы: Не требуют никаких материальных вложений.
Минусы: Даже не знаю какие...
Как ни странно, но их можно выделить отдельным пунктом как полноценное занятие.
Мне кажется, производство наклеек просто широкомасштабно. Во-первых, в продаже можно найти наклейку любого героя любого мультфильма. Во время дочкиного увлечения феями Винкс у меня просто рябило в глазах и голове от всех этих Флор, Муз и Техн (имена феечек), изготовленных по мотивам всех 120-ти серий.
Во-вторых, наклейки бывают очень интересными по текстуре: к ним добавляются блестки, пустоты с шариками, объем и еще множество разнообразных фишек.
Чтобы ребенок не пытался «обновить» мебель с помощью Человека-Паука или Мишек Гамми, купите ему общую тетрадку, в которые он и будет клеить своих любимых героев.
Плюсы: Ребенок, посапывая от старания, будет занят в течение продолжительного времени.
Минусы: Есть шанс обнаружить наклейки, ненавязчиво украшающие ваши документы или домашнюю утварь:)).
В детстве девочки так любят стирать кукольные одежки, подметать пол и помогать маме вымешивать тесто, а мальчики с удовольствием портят гвозди забивая их, и дощечки – распиливая, да и лепить маме пирожки тоже помогут с энтузиазмом. Здесь, главное, разрешать.
Вот только я никогда не слышала, чтобы кто-либо из детей любил наводить порядок после игры 🙂
Плюсы: Прекрасное развитие необходимых в будущем умений.
Часто детки могут реально помочь вам, главное, поручить посильное задание.
Минусы: Ну, тут вы все прекрасно представляете… разлитая вода, рассыпанная мука, все размазано и перевернуто, но терпеть придется… Слишком высок коэффициент полезного действия 😉
Все наши усилия сводятся к тому, чтоб ребенок как можно меньше проводил времени возле экрана телевизора и монитора компьютера, но от прогресса нам никуда не деться.
Единственное – надо научить ребенка умело пользоваться этими благами цивилизации. Тем более что ребенок обязательно должен быть в курсе популярных фильмов, мультфильмов и компьютерных игр, иначе может получиться ситуация аналогичная произошедшей с сыном Юлии Меньшовой, о чем я упоминала в статье «Дети в интернете. Вред и польза».
В ситуациях, когда мама действительно занята, мультфильмы и компьютерные игры – палочка-выручалочка. Главное, помочь ребенку сделать правильный выбор, но, среди огромного количества вариантов, это будет несложно сделать.
У нас дома подключен канал Дисней, который практически всегда оправдывает возложенные на него ожидания. А вот убедить ребенка, что старые, но такие красивые и содержательные мультфильмы-сказки тоже очень интересны, мне не удается, увы…
Плюсы: Правильно подобранные передачи помогут узнать много нового и полезного.
При разумном и дозированном выборе передач и игр, ребенок получает море удовольствия.
Минусы: В основном один – как ребенка оттуда вытащить.
Я перечислила наши любимые варианты времяпрепровождения, надеюсь они хоть немного помогут вам при поиске ответа на вопрос что делать когда скучно дома детям, а может быть, и вы тоже подскажете чем еще можно занять детей дома:))
Иногда родителям приходится отказываться от прогулок с малышом и оставаться с ним весь день дома. Педагоги утверждают, что ситуацию можно использовать для того, чтобы ближе пообщаться со своим ребёнком, помочь ему узнать что-то новое. Ведущим видом деятельности малышей является игра.
Стенли Холл утверждал: «Игра есть, в сущности, рост организма» .
Игры для малышей следует выбирать в соответствии с их возрастом. Существует огромное количество вариантов, как развлечь детей дома.
Дети в этом возрасте – маленькие активные исследователи. Они очень подвижны, им нравится знакомиться с новыми предметами и явлениями. Занятий для крохотного непоседы можно найти просто огромное количество.
Если мама будет дуть пузырьки, кроха с радостью начнёт их ловить и ладошками. Можно предложить малышу и самому подуть на мыльную плёнку в отверстии палочки для пузырей, которую будет держать мама. Мыльные пузырьки – отличная забава для детей любого возраста. Дуть их не только весело, но и полезно: это тренирует дыхание, что в дальнейшем поможет правильно произносить звуки.
Для такого рода занятий в доме необходимо иметь ватман или хотя бы альбом для рисования и пальчиковые краски. Использовать обычную акварель в таких целях не годится, ведь кроха будет пытаться оценить вкус ярких пятнышек. Развернув ватман на полу, мама предлагает сыночку или дочурке окунуть в краски пальчик и сделать несколько отпечатков. Параллельно можно начинать изучение цветов, комментируя все действия крохи, например, так: «Окунули пальчик в жёлтую краску, сейчас будем рисовать красной краской…», - и т. д. Это занятие помогает развивать мелкую моторику малышей. Обращаться к нему можно и с более взрослыми детьми.
С ребёнком 1-1.5 года можно поиграть в догонялки,потанцевать, поиграть с мячом. Все эти занятия доставят крохе море положительных эмоций.
Многие малыши в возрасте 1 года с радостью помогают мамам стирать: забрасывают в барабан машины грязные вещи, нажимают на кнопочку «Старт». Вместе с маленьким помощником мама может также стряхивать пыль с полок, собрать с пола и выбрасывать мусор, складывать игрушки.
Малыши в этом возрасте любят поиграть в «ку-ку». Знакомить с этой игрой можно сначала пряча игрушки, а потом уже прятаться папе или маме, главное не испугать малыша, дать понять что вы рядом. Эта игра учит ориентироваться в пространстве и избавляет от страха разлуки с мамой. Ведь если кроха ее не видит, это не значит, что ее нет рядом.
Многие изобретательные мамы пытаются занять маленьких исследователей самостоятельной игрой. Если нужно, чтобы кроха немного поиграл один можно предложить ему:
Малыш будет радостно разворачивать бумагу и рвать полотно на части в течение 15-20 минут. Однако, будьте готовы потом убирать весь этот беспорядок.
Как ни удивительно, прищепки – очень полезный развивающий материал. Разжимая и отпуская прищепку, малыш тренирует пальчики, развивая мелкую моторику, что положительно сказывается на развитии речи. Нацепите прищепки на край любого предмета – на кастрюлю, кусок картона или ткани. Покажите как их снимать и снова надевать и занимайтесь дальше своими делами.
В этой коробочке могут храниться различные пустые бутылочки, кубики, пластиковые и силиконовые фигурки, крупные детали пластикового конструктора и прочие мелочи. Главное, чтобы эти «сюрпризы» не могли полностью поместиться в рот малыша и изготовлены из неядовитых материалов. Например, игрушки для детей старшего возраста нельзя давать малышам, даже если там нет мелких деталей. Просто краска, которой их покрывают производители может не соответствовать требованиям безопасности, и способна даже привести к отравлению.
Потребуется несколько небьющихся ёмкостей, пластиковая ложка и вода. Кроха будет увлечённо переливать водичку из одной ёмкости в другую и одновременно развивать ловкость ручек, а мама сможет заняться домашними делами. Но ни в коем случае не ругайте его за пролитую воду. Координация движений у годовалых детей плохо развита, поэтому мокро будет в любом случае. Просто дайте малышу тряпочку и вместе с ним вытирайте после игр пролитое. Приучать к порядку никогда не рано.
Все малыши в 1 год любят открывать ящики и доставать их содержимое. Если маме нужно приготовить обед, незачем оставлять кроху одного. Возьмите его на кухню и разрешите погромыхать кастрюлями всласть. Это будет шумно, но зато сколько пользы! Ребенок удовлетворит страсть к исследованию, изучит новые предметы и звуки и будет увлеченно играть минимум полчаса. Главное, не забывать о безопасности и заранее убрать из «разграбляемого» ящика всё острое или бьющееся.
«Детский разум ручонками растёт», – утверждал Равиль Алеев. Ребёнку двухлетнего возраста нужно обязательно предлагать различные занятия, развивающие моторику рук и координацию.
В перерывах между развивающими занятиями с двухлетним крохой можно поиграть надувным мячиком, выполнить несложную гимнастику, побегать. Если дома есть шведская стенка, можно позаниматься на ней, конечно, с поддержкой взрослого. Двигаться ребёнку нужно обязательно, ведь в этом возрасте он овладевает навыками ориентирования в пространстве, умение сохранять устойчивое положение тела и координации движений.
Трехлетние дети – маленькие почемучки, впитывающие как губка любую информацию. Поэтому с ними рекомендуется проводить различные познавательные игры и занятия.
Подойдут пластиковые или железные банки, бумажные стаканчики, картонные коробки. Это отличный способ развивать у малышей пространственное мышление и творческие способности. Причем, ребенку достаточно просто показать, какие чудеса можно сотворить и дальше он поддержит инициативу сам.
Это занятие уже безопасно для трехлетних детей. Но лучше не оставлять их без присмотра во время игры.
Эти игры развивают логику и внимание. Важно учить трехлетнего ребенка собирать их самому, а к помощи взрослого обращаться в самых затруднительных случаях. Это поможет ему выработать привычку решать трудные задачи самостоятельно.
Если ребенку не интересно рисование на чистом листе бумаги, а раскрашивание готовых картинок вызывает скуку, то спасением станет рисование по точкам. Это увлекательно, потому что малыш не знает, какая картинка получится в итоге, а потому будет увлеченно соединять точки. Такое занятие ему вполне по силам выполнить самостоятельно.
Дети в 3 года отличаются сообразительностью и смекалкой. Научите их проходить лабиринты, искать определенные предметы на картинках, искать отличия или недостающие детали. Это увлечет маленького непоседу надолго, а маме даст небольшую передышку.
Сначала можно вместе с крохой изготовить из подручного материала кукол, а потом разыграть простенький спектакль.
Ребёнку в 3 года очень сложно не заскучать дома без движения, поэтому с малышом можно поиграть в те же элементарные догонялки. Очень весёлой домашней игрой может стать «тоннель» – передвижение на четвереньках через матрас или ковёр, свёрнутые в рулон. Соорудить такой тоннель можно ещё из нескольких табуреток, сдвинутых вместе.
В этом возрасте малыши уже очень многое умеют и знают, они могут играть и в ролевые, и в настольные игры, и в подвижные игры. Предлагаем 10 полезных вариантов развлечений в домашних условиях для детей 4 и 5 лет.
Для них может использоваться как готовый магазинный комплект, так и набор, изготовленный собственными руками. Благодаря таким играм дети в возрасте от 4 до 5 лет смогут узнать, где живут и чем питаются животные, как называются плоды различных деревьев, какие виды транспорта бывают и т. д.
Бумажными самолётиками и корабликами совмещают и творчество, и движение: сначала юный конструктор с маминой помощью изготовит бумажный транспорт, а потом испытает его на деле.
У малышей 4-5 лет уже есть любимый репертуар, который они охотно исполнят перед мамой, имитируя выступление на сцене. Пение раскрепощает, избавляет от стеснительности даже самого скованного тихоню.
Деткам этого возраста уже легче выполнять мелкую работу пальцами, поэтому им можно доверить такое сложное задание, как вырезание фигурок и приклеивание их к бумажной основе.
Важно! При работе с ножницами не оставляйте ребенка без присмотра! И с самого первого раза работы с ножницами приучайте его убирать их в безопасное место.
Предложите ребенку перевоплотиться в «доктора», «продавца», «ветеринара», «повара» и т. д. Освоение профессий, расширение знаний о мире, людях и социуме очень полезно в этом возрасте.
Мама раскладывает на столе несколько предметов, предлагает ребенку запомнить их, потом он отворачивается, а мама убирает один со стола. Маленький «детектив» должен догадаться, что пропало. Игра развивает память и внимательность.
Сооружение шалаша из подушек и пледов. Предложите пятилетнему ребёнку построить домик – и он увлечётся игрой на час, а то и дольше.
«Жмурки», «Прыжки на одной ноге», «Кегли», Прыжки через резинку», «Прыжки на фитболе». Движение необходимо в этом возрасте, и лучше направить его в мирное русло, чем наблюдать за хаотичной беготней.
Это занятие может увлечь и ребенка, и маму. Изготовление мыла - недорогое, но трудоемкое удовольствие, зато можно сделать своими руками подарки для родственников и друзей!
Если вы не можете завести домашнее животное, то уход за растениями вполне может его заменить. В 4-5 лет маленький помощник может даже ассистировать маме при пересадке зелёных питомцев. Ребенок самостоятельно проверяет, поливает растение, рыхлит почву, опрыскивает. Это учит ответственности и терпеливости.
«Моей меньшей исполнилось 4 совсем недавно, - рассказывает Анна, молодая мама, - увлечь её можно, поручив какое-то серьёзное дело, например, опрыскать и полить все цветы в квартире».
Детям в возрасте 4-5 лет можно предлагать время от времени посмотреть мультфильмы. Сегодня есть множество хороших мультсериалов для детей, рассказывающих о дружбе, взаимопомощи и добре. Главное, не позволять дошкольнику сидеть перед экраном дольше 30 минут.
Однако, как показывает опыт многих мам, самое сложное - развлечь детей на праздниках. Самые яркие и запоминающиеся детские праздники – это, конечно же, Новый год и день рождения. В праздничный день каждой маме хочется порадовать своего ребёнка чем-то новым, интересным, свежим. Как развлекать детей в праздники?
Принимать участие в таком мероприятии могут малыши в возрасте от 1 года. Самые маленькие будут больше наблюдать за мамиными действиями, дети в возрасте 2-3 лет с помощью взрослых уже смогут развешивать шары на еловых ветках, а малыши старше 4 лет, сумеют украсить новогоднее деревце самостоятельно.
Пятилетние мастера наверняка с радостью будут вырезать снежинки из бумажных салфеток
Детям 3 лет и старше понравится готовить шоколадные миски для мороженого. Для этого нужно окунуть надутые воздушные шарики в растопленный шоколад и дать ему высохнуть.
Это чудесное увлечение для детей всех возрастов. Такое занятие сделает необычным и весёлым любой праздник. Малышам 1-2 лет понравится с помощью деревянной или пластиковой палочки извлекать звуки из самых обычных предметов: журнального или обеденного стола, миски, вазы, пустой бутылки, пластиковых стаканчиков и т. д. Детям от 3 до 5 лет можно предложить сыграть на самодельном музыкальном инструменте из пластиковой соломки для напитков. Подобные занятия развивают музыкальные способности малышей.
«Мы с сыном с самых ранних лет музицировали на разных подручных «инструментах»: бутылках, коробках, банках, стаканчиках, тарелках. Ему всегда нравились эти занятия. В Новый год мы решили устроить целый праздничный концерт на самодельных «ударниках». Получилось не гениально, но очень весело. Сам концерт записали на видео, чтобы в каждый новогодний праздник пересматривать и вспоминать». Инга.
На День рождения многие взрослые придумывают для малышей целую игровую программу. Конечно же, ни один детский день рождения не обходится без воздушных шариков. С ними можно придумать множество игр:
Перекидывание шариков
С шариками можно провести и множество командных игр. Самая простая – «Перекидывание шариков»: комната делится на 2 части, дети – на 2 команды, каждая из которых должна как можно быстрее перебросить все шарики со своей территории на территорию команды-соперницы. Выигрывают те, у кого на территории после сигнала судьи будет меньше шаров. Игра подходит для детей от 2 лет и старше.
Эта игра подходит для малышей 2-3 лет. Ведущий (взрослый) одевает маску дракона. Детям раздаются пищалки, свистульки. Малыши разбегаются в свои норки и ждут когда дракон уснет. Как только дракон засыпает, дети выбегают из домиков и пищат, свистят. Дракон просыпается и ловит малышей. Восторг детворы обеспечен!
Для игры потребуется пространство минимум 2х2 метра, если детей больше 5, то еще больше. На полу раскладывают квадраты мягкого коврика (пазлы) по количеству детей. По ходу игры убирают по одному. По команде ведущего «Гномики, в домики!» каждый ребенок пытается занять место в одном из пазлов. Тот, кому домика не досталось, выбывает.
Задание для 3-4-летних малышей. В разных углах комнаты поставить детский стол или стульчики. В одном разместить игрушечные продукты, в другом - кастрюлю. Каждому ребенку дать свой набор продуктов, например: принести молоко, яблоко и морковь. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.
Игра для детей 4-5 лет. Для неё необходимо написать записки-подсказки и положить их в определенное место. Последняя подсказка укажет, где лежит клад. Игру можно начать так: «Одноглазый Джек спрятал подсказки в разных местах. Вот первая: «Ищи подсказку под деревянным слоном...». И далее - что подскажет ваше воображение.
Вообще в игровой форме для детей можно организовать любое занятие: пение, танцы, рисование, домашние дела, обучение. Как именно будет проходить игра – зависит от темперамента малыша и фантазии родителей.
А ведь и вправду, так радоваться Деду Морозу, подаркам и так трепетно предвкушать новогоднее чудо могут только дети! А потом, совершенно так же искренне ждать рождественского, крещенского, масленичного волшебства, словно приход его этой зимой - абсолютная неизбежность. И именно не имея никакого морального права предать эту искреннюю веру, мы, взрослые, уже став родителями, помня все-все свои детские грезы, радости, сюрпризы, спешим подарить настоящее новогоднее волшебство своим детям! Купить подарок, взорвать фейерверк, пригласить того же Деда с внучкой…Но в этот зимний грандиозный развлекательный коктейль стоит добавить еще кое-что!
Некую приправу, изюминку: немного шалостей, сказки и веселья! Об этом, как всегда, позаботился ваш старый добрый Дикми! Ловите целую десятку новеньких игр для малышей и более взрослых деток к зимнему сезону! Я уверен, с такой подготовкой вы станете для детворы ваших родных и друзей круче Деда Мороза!
Детки от рождения до 3 лет считаются малышами. Впрочем, такой контингент гостей требует повышенного внимания и… нескольких совсем не сложных (но ужасно увлекательных и, к тому же, развивающих) игр.
Реквизит: упаковка ватных ушных палочек и несколько кружек-невыливаек (по количеству маленьких гостей).
Правила этой игры совсем простые. Нужно за 5 минут через глазок невыливайки «поселить» в кружке как можно больше палочек-снежинок.
Правда, прежде чем предложить малышам поиграть в такую игру, вы должны обязательно их заинтересовать. Например, рассказать сказку о том, как страшная и злобная Снежная Королева отправила своих слуг (снежинок) к вам в город, чтобы они превратили сердца всех деток на льдинки. Но мы можем спасти город и добрых деток от колдовства Королевы. Мы должны поймать все снежинки и посадить их в темницу. Ну, или что-то в таком роде. Главное в том, что малыши должны иметь мотивацию к действию и наверняка быть уверенными в том, что делают доброе, хорошее, полезное дело.
Тоже игра на сообразительность и развитие мелкой моторики руки.
Реквизит: для каждого маленького участника - дуршлаг, яркие коктейльные соломинки и елочный дождик на проволочной основе.
Правила тоже совсем просты и соответствуют возрасту. И опять же, имеют сказку-предисторию. Например, Злая Колдунья украла Новый год (Рождество, Масленицу, День Любви - ориентируйтесь по календарю). И вернуть его может только Добрый волшебник. Но мы должны ему помочь и создать наполненную теплом искренних сердец, дивную, магическую шляпу-невидимку. Только благодаря такому подарку Волшебник сможет победить коварную Колдунью и вернуть праздник детям.
Для того чтобы получилась шляпа, нужно вставить соломинки и дождик в дырочки дуршлага таким образом, чтобы получилась дуга (своеобразное перо шляпы). Кто первый с малышей украсит свою волшебную шляпу, тот и получит приз.
Периодом реального детства психологи считают возраст от 3 до 7 лет. Для такого контингента маленьких гостей придется побыть более изобретательным. Главное помнить, что залог успеха развлечения - подвижные и простые игры, не требующие лишних разговоров. Дети 3-7 лет, как правило, очень стеснительны и неуверенны в себе (особенно, если собралась компания ребят и девочек, которые до этого дня друг друга не знали). Потому - все ваши интеллектуальные игры заведомо обречены на провал. Советую отложить их в сторонку до более удачных времен и заняться созданием разноцветного бурлящего фонтана детских эмоций!
Для этой игры вам придется собрать по дому все существующие подушки, подушечки и даже игольницы (без иголок, разумеется!) и рассказать сказку об очень чувствительной принцессе, которая сдала свекрови тест на «родовитость», почувствовав даже через семь перин и тюфяков маленькую твердую горошинку.
Правила - элементарны. В комнате нужно обозначить стартовую прямую (в противоположном от горы подушек конце комнаты). Дальше - сопоставить количество маленьких гостей и существующего реквизита. Если деток много, а подушек мало - предложите играть всем по очереди, в несколько этапов, с обязательным в самом конце супер финалом для победителей «отборочных туров». Пусть «гору» создают по парам (или тройкам). Задача каждого участника состоит в том, чтобы добежать до кучи подушек, взять одну, вернуться назад, положить и побежать за следующей, которую необходимо положить сверху предыдущей (пирамидкой). На выполнение задания - 1 минута. Кто окажется проворнее и создаст самую высокую гору - побеждает и проходит в следующий тур.
Если же наоборот, подушек много, а детей мало - игра ведется в один этап до определения абсолютного победителя.
Ну, существуют же такие, прожорливые снеговята! Вокруг них снега - хоть отбавляй, а они все равно просят еще! Нужно накормить их снежками (или - шариками ванильного мороженого, так даже интересней для детворы).
Реквизит: В эту игру, правда, не получится поиграть совсем без подготовки. Придется заранее сделать стенд-рисунок с изображением снеговика с огромным брюшком-дыркой. И - запастись теннисными мячиками (если таковых нет, сгодятся обычные клубки вязальных ниток).
Есть еще один интересный вариант. Можно предложить ребятне самой нарисовать снеговика (подготовив при этом все необходимое - ватман, краски, кисточки и пр.).
Правила: Они тоже совсем незамысловатые. Нужно попасть клубком-шариком с определенного расстояния прямо в брюшко-отверстие. Количество метких попаданий равняется количеству зачетных очков. Победитель, естественно, тот, кто соберет максимальную цифру.
Игра для детей 3-4 лет. Суть ее заключается в том, чтобы за определенный интервал времени (например, 10 минут) сделать из гибкого яркого дождика на проволочной основе клюки-карамельки и прицепить их к ниточке (с помощью бельевой прищепки). Можно выполнять задание каждому малышу самому, а можно - создать команды по 2-3 человека или воспользоваться помощью взрослых (ведь дождик нужно резать, а это, в особенности если собирается компания активных деток, не совсем безопасно).
Конечно же, важно приправить действо красивой сказкой и вознаградить всех участников волшебными настоящими победными конфетами, которые умеют исполнять заветные желания.
Вы еще не успели убрать подушки с комнаты после «Принцессы на горошине»? Отлично! Этот мягкий реквизит пригодится в следующем развлечении, да и будет полезным, если кто-то из маленьких пингвинят надумает случайно свалиться в холодные (и твердые, если вспомнить что в реальном мире это пол) воды океана.
Правила: Разложите подушки по комнате в хаотическом порядке на расстоянии широкого детского шага друг от друга. По команде «начали!» дети должны взяться за руки, и, перескакивая такой цепочкой от «льдины» к «льдине» дойти до последней подушки. Важное условие - не разорвать рук. Тот пингвиненок, который оторвется от «стаи» возвращается на старт и становится в хвост цепочки. Конечно же, веселым героям, которые благополучно преодолели океан и выбрались на твердую сушу - специальные сладкие призы просто будут показаны в качестве «антистрессовой терапии»!
Предисторией к этой игре может стать рассказ о том, как жили в Антарктике пингвины. Весело жили, пели, танцевали (можно проиллюстрировать популярным мультфильмом «Делай ноги»). Но вдруг, ни с того, ни с сего, началось таянье льдов (движение материков, и пр., в зависимости от возраста маленьких слушателей). Часть берега оторвалась от материка и быстро поплыла в открытый океан. А на ней - маленькие пингвинята! Им нужно срочно добраться до берега, к маме с папой! Но сделать это можно только всем вместе!
Дети от 7 до 14 лет традиционно считаются подростками (отроками). Они - компьютерное поколение, которое сложно чем-то удивить. Скепсис и уверенность в том, что они все знают, умеют и могут - вот их главный жизненный стереотип. Потому - можно пойти двумя путями, придумывая на ходу для них развлечение. Первый - придавить авторитетом и шокирующей информацией, которая закрыта и доступна лишь в их «подростковой прослойке» (братстве, обществе), таким образом, получив в качестве бонуса респект и уважуху. Ну а потом, естественно, желание участвовать даже в самых нелепых и наивных конкурсах. Второй - ничего не делать. Просто предоставить компьютер, библиотеку, интернет и возможность заняться тем, что близко душе. Конечно же, последние три развлечения из моей десятки посвящены первому варианту развития событий!
Даже скептические подростки легко «покупаются» на спортивный азарт. Предложите им сыграть в настольный футбол, быстро соорудив ворота из картонных обувных коробок и вручив мяч - скомканный тетрадный лист. Ну а дальше - дело времени и эмоций! Чем веселее будет, тем больше появится желающих поучаствовать в развлечении!
Еще одна азартная, почти спортивная, игра. Американцы ее называют «ножной волейбол», и в этом названии кроется вся соль забавы. Правда, понадобиться некоторый несложный реквизит: упаковка воздушных шаров и бельевая веревка. Закрепите веревку на высоте 20 см от пола так, чтобы она разделяла комнату приблизительно пополам. Затем - предложите ребятам продемонстрировать «как ходят крабы». Крабовая походка - уже сама по себе смешна!
А потом, не теряя позитива и улыбки от разминки, начинайте скорее само соревнование! Разделите ребят на две команды и предложите забросить «мяч» (воздушный шарик) на поле противника. Но! Обязательно поясните, что использовать в игре можно только ноги! Веселье и смех не только детям, но и взрослым гостям вечеринки просто обеспечен!
И, конечно же, забава с едой! Ну, какая вечеринка без подобного конкурса обходится? Правила традиционны: дети делятся на две команды. Перед каждым участником устанавливается тарелка с какой-либо едой (смешно - если пицца или торт с кремом, более гуманно в отношении юных мордашек и собственного ковра - фрукты, сыр). Задание участников каждой команды съесть как можно быстрее (держа руки за спиной) все содержимое тарелки. Та команда, все члены которой закончат соревнование первыми, побеждает.
Под самый занавес вечеринки (и я вам это рекомендую, ссылаясь на собственный опыт!) желательно устроить спокойную забаву. Например, предложить ребятам поиграть в фанты, города или пресловутую «Мафию», усевшись непременно кружком на полу. Такие игры полезны для ума и сообразительности, увлекательны и, главное, спокойны! Благодаря им взрослые смогут насладиться беседой после ужина, а дети - обретут новый опыт реального (а не виртуального!) общения со сверстниками и пополнят собственный багаж знаний.
Если же арсенал возможных забав для детей быстро исчерпается, а до конца праздника будет еще далеко, можете использовать парочку универсальных творческих конкурсов. Например, предложите ребятам (причем, это касается детей любого возраста, начиная с 4-5 лет) сделать лошадку (актуально в разрезе праздничного сезона) из подручных материалов: бумаги, пробок, ниток и пр.
Или же - спойте вместе с ними несколько традиционных русских колядок, щедровок, посевалок и хороводных масленичных обрядовых песен. Взрослые наверняка тоже захотят поучаствовать в вашей забаве! Ну а песня - отличное завершение хорошего семейного, истинно теплого праздника! Праздника, согретого теплом и уютом дома и жаром искренних сердец!бное!
Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!
Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!
Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.
Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.
Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.
Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).
Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!
Какие занятия и развлечения можно предложить детям в разные периоды их развития?
Что же остается делать мамочкам? Как им разнообразить досуг своих деток? Чем их занять хоть на несколько минут?
3-4 месяца — это период, когда малыш только-только научился держать голову и переворачиваться. Он уже может удерживать в руках погремушки и размахивать ими во все стороны.
Кругозор крохи также расширился — он может видеть на расстоянии одного метра. Это позволяет ему рассматривать мобиль над кроваткой и тянуться к нему рукой. Кроме того, малыш начинает понемногу разговаривать. Правда улюлюкание и агукание еще сложно назвать разговором, однако это одна из ступеней к столь долгожданному слову «мама».
Основными задачами этого периода являются подготовка к ползанию, сидению и разговору.
Можно поиграть с детем в «Козу-дерезу» или «Сороку-белобоку».
В 7-8 месяцев почти все малыши уже сидят и пытаются ползать. Этими умениями и стремлениями можно воспользоваться. Нужно продолжать игры с передвижением игрушек.
Процесс купания тоже можно превратить в веселое времяпрепровождение. Для этого, помимо уточек и дельфинчиков, можно использовать специальные наклейки для ванной, губку и все те же стаканчики.
Наклейки малыш может лепить на стены ванной, а затем так же радостно их отрывать.
Игра с губкой:
Стаканчики
К девяти месяцам многие малыши уже ползают и пытаются понемногу топать. Чтобы ускорить процесс хождения, нужно усовершенствовать ползание. Для этого можно сооружать для ребенка разнообразные преграды в виде подушек, себя, валиков или других подручных средств. Можно приобрести для него тоннель.
Не все малыши столь отважны, чтобы с первого раза самостоятельно полезть в тоннель. Для стимуляции отваги у ребенка, родителям порой приходится выступать в качестве примера и лезть в тоннель первыми.
Так как малыш в таком возрасте очень любит рвать и мять бумагу, можно предложить ему поиграть с туалетной бумагой. Помимо развития моторики, туалетная бумага провоцирует ребенка следить за бегущим рулоном и гнаться за ним. Такая игра может на длительное время увлечь кроху и освободить его маму.
В возрасте 9-10 месяцев малыши стараются во всем подражать своим родителям. Потому в этот период можно подарить крохе (в не зависимости от пола) его первую куклу. Ребенок будет отображать на кукле все те действия, которые мама проделывает с ним (кормить, целовать, гладить, расчесывать, укладывать спать). Для начала, конечно, маме придется показать крохе, как это делается.
Можно начать развивать у малыша ассоциативный ряд:
Сложная игра в прятки
Так как пластилин еще довольно опасен для детей такого возраста, можно попробовать его аналог — соленое тесто. Малыш может мять его в руках, прокалывать пальчиком, оставлять в тесте отпечаток своей ладошки или даже ступни. Конечно, все эти манипуляции должны происходить под строгим контролем родителей.
11-12 месяцев — пора для многих начинаний — речи, ходьбы, самостоятельной еды и гигиены.
Возраст 2-3 лет — это отличное время для творческих занятий с малышом. В ход могут идти уже все известные способы — мелки, пластилин, краски, карандаши и фломастеры. Сегодня в магазинах продаются специальные раскраски для малышей. Можно такие же картинки найти в интернете и просто их распечатать.
Желательно следить за детьми в момент их творчества, так как полотном для их творений могут стать обои, двери или пол.
В 2-3 года ребенок может подолгу играть с конструктором, выстраивая высокие башни и замки.
В возрасте 2-3 лет многие родители начинают водить своих малышей на разнообразные кружки — танцы, плавание, борьба, изучение иностранных языков. Маленький ребенок — как губка. Он очень быстро все впитывает и всему учится. Однако, стоит следить за состоянием своего крохи. Если малыш выглядит вялым и уставшим или не хочет ходить на занятия, лучше не заставлять его это делать.
Вообще, желательно ребенку проводить побольше времени на свежем воздухе. На улице, особенно в теплую пору года, крохе намного легче найти себе занятие. Это могут быть песочница, качели, детские игровые площадки, которые сегодня расположены практически в каждом дворе. Играя на свежем воздухе, малыш одновременно развлекается и закаляет свой организм.
В 4-5 лет ребенку очень трудно усидеть на одном месте. Можно предложить ему порисовать, полепить или сделать аппликацию. Аппликации можно делать с помощью покупных журналов, в которых нужно просто вырезать предметы и приклеить их в отведенные места.
Детки в 4-5 лет очень любознательны и их интересует все необычное. Можно выдать крохе лупу и дать возможность все под ней рассматривать. Очень поучительным и увлекательным в таком возрасте будет микроскоп.
Сегодня в продаже есть специальные детские микроскопы. Рассматривать в такой чудо-аппарат можно все, что угодно. Как правило, малыши очень удивляются увиденному, ведь привычные им предметы под микроскопом выглядят совершенно по-другому.
Девочек в 6-7 лет можно отдавать на те же танцы, гимнастику, в бассейн. Большой популярностью на сегодняшний день среди юных леди пользуются занятия большим теннисом. Каждая девчонка мечтает стать второй Марией Шараповой или Анной Курниковой.
Подводя итоги, стоит сказать, что как бы сильно не были заняты родители малышей, они всегда должны уделять время своим крохам. Ведь может случиться так, что, когда вы, наконец, выкроите время и захотите поиграть со своим малышом в мячик, ему это уже может быть неинтересным. Компьютер и планшет станут интересовать его намного больше, а вы так и не успеете насладиться его нескладными первыми движениями.