Трудовая деятельность в детском саду

19.06.2019

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда.

2. Посильность рабочей нагрузки.

3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Задачи труда в развитии личности.

1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.

2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.

3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.

1. Виды труда.

Хозяйственно – бытовой труд.

Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.

Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:

Определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);

Повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т.д.).

2. Труд в природе

Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде), систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда (складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т.д.).

3. Ручной труд

Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.

Требования к ручному труду.

1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.

2. Готовить детей к трудовой деятельности:

Формировать представления о способах работы, соответствие навыками;

Заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.

3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.

4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т.д.).

5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.

6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.

7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.

8. Место и роль воспитателя в процессе труда.

Посильность рабочей нагрузки.

Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).

Характеристика благоприятной нагрузке.

Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.

При неблагоприятной нагрузке.

При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.

Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:

  1. От физической подготовки.
  2. От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  3. В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
  4. Насколько ребёнку знакомо движение.
  5. Насколько интересна предлагаемая деятельность.

Типы детей высшей нервной системы.

  1. Дети уравновешенного типа - демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
  2. Слабый тип - работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
  3. Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.

Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.

Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.

Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.

Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.

Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т.д.) может длиться до 30 минут, т.к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т.к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).

Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т.к. труд детей в семье имеет свою специфику.

Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.

В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.

Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.

Труд в детском саду.

В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно - волевых черт характера ребёнка.

Труд в семье.

Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.

На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:

Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.

Педагогическая культура родителей - понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.

Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.

Елена Клишева
Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач воспитания детей . В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе ) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками .

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно, необходимо учитывать ряд условий :

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения , объединяющие по 5-7 детей , где дети учатся распределять труд , согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд .

Способы объединения детей в коллективном труде :

1) труд рядом ;

2) общий труд ;

3) совместный труд .

Способы объединения детей в труде :

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда , в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда , организуется как общее поручение , дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива , осознать полезность своего труда , убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд , его особенностями являются :

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методика руководства коллективным трудом детей

Воспитатель , руководя коллективным трудом детей , одновременно решает две основные задачи :

Руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

Формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа :

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности .

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства .

Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности , в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев) .

Воспитатель может сам сделать всё необходимое :

Распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

Так организовать работу , чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда , выполняемых группой;

Продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);

Учесть индивидуальные особенности детей , их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила , регулирующие взаимоотношения между детьми : как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять , что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе .

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда . В таких условиях они должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства : контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями .

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.

2. Воспитателю следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

3. Воспитатель обращает внимание детей на то , что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей , учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Процесс выполнения задания.

Выполняя коллективные поручения , дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой . Задача воспитателя – так организовать работу , чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи : «Нельзя оставлять друга в беде» , Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело , которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

Методические приемы , направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности :

1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда , но и с точки зрения отношения к товарищам).

2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, рассмотрим организацию коллективного труда в разных возрастных группах. К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно . В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения . На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей .

Уже в средней группе воспитатель , формируя у детей новые трудовые навыки , использует форму объединения – труд «рядом» . По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе , помогать друг другу.

В организации труда в старшей и подготовительной группах воспитатель выделяет три последовательных этапа : распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности .

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает : «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели ! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей . Они приобретают трудовые умения и навыки , осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих , повышается интерес к труду . В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться . А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда , навыками которых дети достаточно владеют.

Обсуждение результатов трудовой деятельности .

По окончании работы воспитатель подводит итоги . Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда . Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам . Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко , доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение : зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится , контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы , оказать помощь, если потребуется.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща , помогать друг другу.

В процессе труда формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения : планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда , оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей , так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей . Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться , устойчивого интереса к труду .

Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно -образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда . Только разнообразный труд вызывает у детей интерес , желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности .

Важным педагогическим требованием является осознанность труда , что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей .

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Список используемых источников :

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде » , М. Просвещение, 1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду », М. Просвещение, 1987 г.

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности - пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий (или самообслуживание), как вид детского труда

обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

(или труд детей в природе)

направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд детей

связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда - во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями - укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности - формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, - его обязательность.

Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом - коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства - по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

Наверно все знают утверждение, что гений - это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом.

Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.

Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.

Виды труда в детском саду

Как учат трудиться в детском саду?

Самообслуживание

Трудовые действия доступны уже самому маленькому ребёнку. Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие.

Хозяйственно- бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий

Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.

Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.

Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая - радость.

А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка "Смак", да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и прочее.

Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и так далее.

Моделирование деятельности

Чтобы помочь детям развить навыки планирования, можно использовать моделирование. Моделирование - что это?

Мы устанавливаем последовательность действий и рисуем рисунки на каждый этап наших действий. Потом размещаем их на листе бумаги по порядку. Получается вот такая карточка "Последовательность выращивания зелёного лука".

Использовать карточки можно в труде детей любого возраста. Только для малышей их рисует взрослый, а дети постарше вполне могут сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно карточки изготовить.

Ручной и художественный труд

Развитие познавательных процессов старших дошкольников активнее всего происходит в процессе организации ручного и художественного труда.

Этот вид труда в детском саду способствует развитию внимания, фантазии, самостоятельности, выдержки, что очень важно перед школьным обучением.

Мы поощряем стремление к самостоятельности. Дети сами предлагают темы для работы. Интересным и увлекательным для моих ребят стали факультативные занятия «Умелые ручки» и «Смак». Мы пекли пироги, делали салаты и бутерброды. О, это был такой энтузиазм!

А для нас, воспитателей, было важно, чтобы ребята приучались в процессе деятельности планировать, объяснять себе и другим ход своих мыслей и действий, делать выводы и умозаключения.

Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относиться к труду с любовью, видеть радость в нём – необходимое условие для творчества личности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ Разработала методист ДУЗ «Солнышко» Пшонник О.А.

2 слайд

Описание слайда:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский.

3 слайд

Описание слайда:

ознакомление детей с трудом взрослых приобщение детей к доступной им трудовой деятельности обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности

4 слайд

Описание слайда:

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей: положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь, трудовые навыки, положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывает: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы.

5 слайд

Описание слайда:

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: 1) возрастных и психофизиологических возможностей детей; 2) уровня трудового опыта детей; 3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; 4) содержания труда.

6 слайд

Описание слайда:

Условия организации труда Систематическое включение каждого ребёнка в труд учёт нагрузки на ребёнка подбор оборудования для труда создание в группе трудовой атмосферы. Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным.

7 слайд

Описание слайда:

хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи ручной труд (с элементами конструирования) изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву Основные виды труда в детском саду труд в природе выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными

8 слайд

Описание слайда:

поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней и старшей группах

9 слайд

Описание слайда:

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (элементарный хозяйственно-бытовой труд) - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. СПЕЦИФИКА: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

10 слайд

Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ: Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; Приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; Очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; Приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; Дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

11 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ: В младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками; Дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоя-тельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопо-мощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; В старшем дошкольном возрасте большое значение придается длитель-ным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одеж-ду, обувь, чинить иг-рушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

12 слайд

Описание слайда:

Показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

13 слайд

Описание слайда:

ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ПОНЯТИЕМ «ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.) 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п. 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды. 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую. 8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны. 9. Проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

14 слайд

Описание слайда:

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Расширяет кругозор детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Помогает воспитать любовь к природе. Осуществляется эстетическое воспитание детей (через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций).

15 слайд

Описание слайда:

РУЧНОЙ ТРУД Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

16 слайд

Описание слайда:

ДОЗИРОВКА ТРУДА Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Для того чтобы не допустить перегрузки, производить смену действий через 10-15 минут Дети 6-7 лет – 20-30 минут Дети 4-5 лет 15-20 минут

17 слайд

Описание слайда:

Место детской трудовой деятельности в режиме дня Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие возможности. Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака. Хозяйственно-бытовой труд целесообразнее проводить в утреннее время до занятия, на прогулке и во второй половине дня.

18 слайд

Описание слайда:

Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольни­ки получают возможность ежедневно трудиться. Как часто организовывать трудовую деятельность? Труд по самообслуживанию ежедневно Ручной труд еженедельно Хозяйственно-бытовой труд еженедельно 20-25 мин Труд в природе на участке в группе ежедневно 10-15 мин до 20 мин

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

ПОРУЧЕНИЯ - Широко используются во всех возрастных группах детского сада. возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

21 слайд

Описание слайда:

всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста; дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца; предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду; создают в группе деловую атмосферу. ОСОБЕННОСТИ ПОРУЧЕНИЙ:

22 слайд

Описание слайда:

Поручения По трудности: простые, сложные По характеру выполнения: индивидуаль-ные или совместные По времени исполнения: кратковременные, эпизодические, длительные

23 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРУЧЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: являются ведущей формой организации детского труда, работу с малышами по трудовому воспитанию необходимо начинать с индивидуальных поручений, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.), выполняются вместе с воспитателем, основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», много позже переходят к другим формам.

24 слайд

Описание слайда:

Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, используют групповые поручения. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

25 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Имеется возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. В труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. (вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др.) Выполняя общее для всех задание, ставит детей перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

26 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

27 слайд

Описание слайда:

СОДЕР­ЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; В младшей группе носят индивидуаль-ный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, под-нять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.; В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.

28 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРСТВА - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, предполагающий обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Вводятся в конце года во второй младшей группе. Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах. Наблюдая работу дежурных следует обратить внимание на умение детей: во второй младшей группе: действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе: на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах: на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

29 слайд

Описание слайда:

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение: ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, понимание необходимости своей работы для всех, формируют у детей желание потрудиться ради других, формируют проявление заботливого отношения к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывает умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

30 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТСЯ В УСЛОВИЯ ОБЯЗА­ТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЛА, НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕГО, ЗАНЯТЬСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ДРУГОЙ, БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ НЕГО РАБОТОЙ ИЛИ ПЕРЕ­КЛЮЧИТЬСЯ НА ИГРУ. ВИДЫ ДЕЖУРСТВ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ПОСТЕПЕННО: Дежурства по столовой (2-ая мл. группа,конец года), Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа, 2-я половина года). Дежурства по уголку природы (старшая группа). Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду. Особенности дежурства.