Профилактика и коррекция дислексии упражнения. Корректировка методов обучения. Когда проявляется болезнь

16.06.2019

Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев большое влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Диагностика

Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение, которое для них лучшего всего подходит.

Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

Речевая карта

Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для проведения профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции речевой патологии.

  • Читайте также:

Лечение

Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

  • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
  • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
  • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

Не пренебрегайте прочтением:

  • Лечение фонематического вида болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о звуковом и буквенном составе слов.
  • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
  • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

Упражнения

Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

Зачеркнуть букву

Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную букву «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

  • Интересно почитать:

Диктанты

Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

Тренировка артикуляции

Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

Обучение

Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной букве подставить маленькую письменную, может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые сочетания букв. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

  • Возьмите на заметку:

Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

Как научить читать

Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему графическому содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки чтения.

Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

  • Советуем почитать:

И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.

Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.

Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко. Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное. Давайте разбираться…

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.

Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:

  • заменяет графически сходные буквы (И – Ш, Б – Д);
  • читает побуквенно;
  • смешивает или заменяет графемы, которые обозначают похожие по звучанию звуки;
  • пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
  • пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
  • не понимает смысл прочитанного;
  • прикрывает один глаз во время чтения.

Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам , т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.

Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.

Как помочь ребенку, страдающему дислексией?

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Дислексия – дар?

А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.

Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.

Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?

Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.

Дислексия - достаточно распространенное нарушение речевого аппарата у дошкольников и деток до 11 лет. Что же представляет из себя этот недуг? Как с ним бороться? Ответы на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать в нашей статье.

Что такое дислексия?

Дислексией называют одно из самых распространенных речевых расстройств, по причине которого ребенку трудно овладеть навыками чтения. Данное нарушение считается наследственным, из-за чего некоторые отделы головного мозга функционируют неправильно или ограниченно, именно поэтому многим детям достаточно трудно научиться читать. Довольно часто дислексия проявляется вместе с дисграфией (когда ребенок путает буквы местами во время письма или искажает слова). Лечением дислексии необходимо заниматься незамедлительно, во избежание дальнейшего ее прогрессирования.

дислексия - это комплекс расстройств, которые мешают ребенку освоить чтение, в результате ему тяжело дается учеба в начальных классах

Основные виды дислексии

Существует несколько основных видов дислексии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Фонематический тип

Фонематическая дислексия довольно часто проявляется у младших школьников. Это расстройство связано с недоразвитостью фонематического слуха ребенка. При данной форме дислексии ребенок на слух путает и смешивает звуки, не понимает разницу между мягкостью и твердостью произношения букв, глухостью и звонкостью.

Семантический тип

Семантическая дислексия имеет другое название «механическое чтение». Такое расстройство характеризуется нарушением понимания прочитанного или услышанного предложения, текста или даже слова, но при этом ребенок читает правильно и достаточно четко. Чаще всего семантическая дислексия проявляется у детей в возрасте после 7-ми лет.

Аграмматический тип

Аграмматическая дислексия в основном ставится в качестве диагноза детям, которые страдают от общего системного недоразвития речевого аппарата. Эта форма дислексии характеризуется: изменением падежных окончаний, неправильностью согласований падежей (к примеру, «красивую роза», «длинным хвоста»), изменением окончания существительных и глаголов, которые относятся к 3-му лицу прошедшего времени.

Оптический тип

Оптическая дислексия выражается в некоторых затруднениях, которые связаны со зрительным «усвоением» и смешиванием букв, похожих друг на друга графически. К примеру, ребенок может путать такие буквы, как: «М-Л», «З-В», «П-Н», «Ё-Е».

Мнестический тип

Мнестическая дислексия проявляется в виде затрудненного восприятия букв и звуков, то есть ребенку очень трудно разобраться, какая из букв соответствует определенному звуку.

Причины дислексии

Такое речевое расстройство, как дислексия может начать развиваться по следующим причинам:

  • патологические состояние внутриутробного развития ребенка;
  • поражения центральной нервной системы малыша;
  • сложные роды, повлекшие за собой асфиксию, отслойку плаценты, а также трехкратное обвитие пуповиной вокруг шеи младенца;
  • сильные удары или какие-либо другие травмы головы и головного мозга, в том числе сотрясение;
  • нервно-психическая незрелость;
  • умственная отсталость;
  • нарушения слуха или зрения;
  • генетическая предрасположенность;
  • недоразвитие отдельных участков головного мозга ребенка.

Симптомы проявления дислексии

Понять, что у вашего ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • затрудненное усвоение слов и восприятие услышанной информации;
  • дезориентация в пространстве, неуклюжесть;
  • дезорганизованность;
  • непонимание прочитанного;
  • ошибки в произношении букв и звуков;
  • повышенная гиперактивность.
при дислексии ребенка сложно обучить чтению, у него появляется отставание в учебе, при этом данное состояние поддается коррекции при помощи упражнений со специалистом

Методика обследования ребенка с дислексией

Выявить и утвердить диагноз «Дислексия» вам поможет логопед, психолог, также дефектолог. Рекомендуется посещение и консультация каждого из этих специалистов. Обследование проводится в игровой форме в виде тестирования, в ходе которого специалист проверяет слуховую, зрительную и тактильную систему. Лучше всего, чтобы родители были рядом с малышом, поддерживали его. В случае, если тест проводится в школе или детском саду, постарайтесь прийти для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверено.

Способы лечения

Лечение дислексии достаточно трудоемкий и длительный процесс, но несмотря на это, важен окончательный результат. Способы коррекции будут зависеть от разновидности и степени «тяжести» дислексии у ребенка. Существует довольно большое количество различных способов и упражнений, помогающих справиться с данным нарушением. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Популярные методы

При борьбе с дислексией наиболее эффективными и распространенными считаются методы, рассмотренные далее.

Метод Дэвиса

Метод Рональда Дэвис достаточно часто применяется при лечении дислексии. Данная методика условно разделена на несколько этапов: работа над координацией, изучение символов при помощи лепки из глины или пластилина (ребенку предлагается слепить какую-то букву или цифру), а также чтение в разных направлениях (например, слева-направо и наоборот).

Диктант

Диктант формирует у ребенка зрительную и слуховую память, помогает запоминать правильность написания различных букв. Вначале продиктуйте малышу небольшой текст длиной в пару предложений, постепенно увеличивая нагрузку. После завершения диктанта необходимо проверить текст на наличие ошибок, которые рекомендуется выделять зеленым или черным цветом. Затем все неточности нужно показать ребенку и попросить переписать все заново.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится с применением различных дыхательных упражнений, список которых выдает логопед или дефектолог. Все будет зависеть от типа дислексии, найденной у ребенка.

Скороговорки

Скороговорка - это определенная последовательность слов, которые похожи друг на друга по звучанию. Такой метода помогает ребенку ощутить разницу между некоторыми звуками и научиться произносить их правильно. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Во дворе - трава, на траве - дрова».

Чтение

Дети, страдающие от дислексии, должны как можно больше читать, поэтому эффективным методом по борьбе с этим недугом является чтение. Попросите ребенка прочитать небольшой отрывок из какой-либо известной ему сказки или же рассказа, только очень медленно, вдумываясь в каждое прочитанное им слово. Делайте маленькие перерывы, примерно 5-10 минут.

Упражнения

Давайте рассмотрим самые результативные упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой, как дислексия.

Резиновый мячик

«Резиновый мячик» - это интересное упражнение-игра, во время которого ребенок учится читать слова по слогам. Мяч необходим для того, чтобы во время произношения того или иного слога, малыш сжимал его со всей силы в ладошках, демонстрируя правильное выполнение задания.

Буксир 1

Смысл упражнения «Буксир 1» заключается в совместном чтении ребенка и взрослого. Вначале кто-то из родителей вслух читает сказку или рассказ вместе с малышом, то есть в один голос. Также не забывайте подстраиваться под ритм чтения вашего чада, ведь он может не успевать за вами.

Буксир 2

«Буксир 2» несколько отличается от первого варианта данного упражнения, а именно, вначале вслух читается взрослый, затем ребенок, а уже потом каждый прочитывает какой-либо текст про себя.

Губы

Взрослый произносит команду «Губы». Ребенок должен плотно сжать губы и приложить к ним палец левой руки и читать текст про себя. Как только педагог говорит «вслух», ученику необходимо убрать палец и прочитать вслух. Данное упражнение учит ребенка правильно произносить слова.

Найди ошибки

Ребенку дается текст, в котором специально допущены нелепые ошибки, и он их должен исправить. Например, «Бьется как рыба о мёд», «Коля и Петя - два родных врата», «Не купи кита в мешке». Это упражнение формирует внимательность и правильное произношение слов.

Слово наоборот

Педагог подготавливает слова, которые можно прочитать наоборот. Ребенок должен найти из списка эти слова и выделить цветным маркером. Например, «казак, шалаш, река, рюкзак».

Закрытая строка

Выбирается несложный текст. Во время чтения педагог закрывает рукой или закладкой верхнюю часть строки так, что ребенок видит только нижнюю, не отвлекаясь на нее. Ведь, когда мы читаем, уже прочитанная информация немного отвлекает, именно поэтому такое упражнение помогает малышу концентрироваться.

Лодочка-замочек

Сочетание согласного и гласного звука называется «лодочкой», ребенок должен произнести его плавно, например, «ма-ши-на», а союз двух подряд идущих согласных звуков обозначается «замочком», который необходимо проговаривать отрывисто, к примеру, «стр-ах», «зл-ость».

Окончание слова

Ребенку даются карточки со словами, которые не имеют окончания, а педагог просит их дописать. К примеру, «соба… (ка)», «доми..(к)», «телефо..(н)».

Кроссворд

Педагог составляет простой кроссворд и перечень вопросов к нему. Ребенок должен полностью заполнить все пустые клеточки. Это упражнение формирует сообразительность и скорость мышления, что крайне необходимо при чтении.

Пишем по памяти

Ребенок запоминает определенное слово и пытается воспроизвести его на бумаге. Если малыш справился, то необходимо усложнить задание, например, предложить словосочетание или предложение.

Отремонтируй слово

Взрослый предлагает ребенку набор из слогов, из которых необходимо составить несколько слов. Если у малыша возникли некоторые затруднения при выполнении упражнения, то можно показать ему картинки-подсказки.

Уменьшительно-ласкательное название

Взрослый просит малыша приписать к слову уменьшительно-ласкательное название, к примеру, «стул-стульчик», «дом-домик», «кот-котик».

Играем в слова

Многие из нас помнят такую игру, как «Города», когда на последнюю букву одного города называют название другого. На основе этой игры и проводится данное упражнение, к примеру, «комната-ананас-сыр-рыба».

Профилактика дислексии

В качестве профилактических мер от дислексии следует выполнять следующие действия:

  • развивать зрительно-пространственные функции у ребенка такие, как внимательность, сообразительность, фантазия;
  • читать большое количество книг, причем как познавательные (энциклопедии), так и сказки, повести, рассказы;
  • посещать творческие занятия, например, рисование, лепка, танцы;
  • совершенствовать мелкую моторику.

Дислексия считается достаточно распространенным диагнозом у многих современных детей. Родители не должны впадать в панику, главное, помните, что чем быстрее вы начнете лечение и занятия, тем быстрее будет первый положительный результат. В нашей статье были приведены наиболее эффективные способы и упражнения по борьбе с дислексией, которые помогут вашему ребенку научиться хорошо читать и произносить звуки.

3.3 Методика устранения семантической дислексии

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях:

развитие слогового синтеза;

развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении,

расширение и уточнение лексики.

А. Развитие слогового синтеза

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового анализа.

Примерные задания по развитию слогового синтеза:

Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам; назвать слитно слово, произнесённое по слогам; составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесённое по слогам.

На начальном этапе работы паузы между слогами очень короткие, в дальнейшем они увеличиваются. На более поздних этапах работы паузы между слогами заполняются словами. Например: «Сначала де, потом ти, потом иг …». Этот приём значительно усложняет выполнение задания по слоговому синтезу.

Б. Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста

Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:

Прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; найти в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? что? что делает? где? куда? или какой?; прочитать предложение и показать соответствующую картинку; прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию; дополнить предложение, воспроизведённое логопедом; дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов); повторить прочитанное предложение; найти в тексте ответ на заданный вопрос; разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом; выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке; после прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; после прочтения текста поместить сюжетную картинку на своё место в серии сюжетных картинок; после прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок; найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок; работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст; составить план прочитанного текста; пересказать прочитанный текст; придумать начало прочитанного текста; придумать конец прочитанного текста.

В. Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря

При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима специальная работа по систематизации словаря.

Примерные задания по уточнению и систематизации лексики:

Подбор синонимов к прочитанному слову; подбор антонимов к прочитанному слову; нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов; объяснение значений прочитанных слов; соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием; расширение объёма обобщающего понятия (Например: «Яблоко- это фрукт. А какие вы ещё знаете слова, обозначающие фрукты?»); придумывание нескольких глаголов к прочитанному слову- существительному; подбор определений к прочитанному слову- существительному; дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного.


3.4 Методика коррекции оптической дислексии

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:

развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

уточнение и расширение объёма зрительноё памяти (развитие зрительного мнезиса);

формирование пространственного восприятия и представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза;

формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений;

дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

Назвать контурные изображения предметов; назвать недорисованные контурные изображения предметов; назвать перечёркнутые контурные изображения предметов; определить, что неправильно нарисовал художник; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 21); распределить изображённые предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 22); распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 23); подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист и др. Даётся задание положить картинку на свою «лужайку»); дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников; дорисовывание симметричных изображений; составление разрезанных на части картинок; выполнение тестов Равена; конструирование из кубиков Кооса.

Б. Развитие зрительного мнезиса (памяти)

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других картинок; запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других (8-10), при этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путём прочтения; разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись; разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности; игра «Чего не стало?»; игра «Что изменилось?

В. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у школьников с дислексией и в связи с этим проводить коррекционную работу по следующему плану:

дифференциация правых и левых частей тела;

ориентировка в окружающем пространстве;

определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела

Эта работа начинается с выделения ведущей руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться, сказать, как называется эта рука; поднять то левую, то правую руку, показать карандаш то левой, то правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе;

определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями;

определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

Найти букву среди графически сходных; соотнести буквы, выполненные разным шрифтом; определить буквы, находящиеся в неправильном положении; назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу; обвести контуры букв, заполненные пунктиром; дописать букву; назвать буквы, наложенные друг на друга; определить правильно и неправильно написанные буквы; узнать буквы по их зеркальному изображению; конструирование букв из элементов.

При устранении оптических дислексий проводится работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, З- со змеёй, Ж- с жуком и т.д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского и др.

Особенностью логопедической работы в коррекционной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. В связи с тем, что нарушения письменной речи у данной категории младших школьников носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.


Заключение

Дислексия у детей определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Нарушения чтения у младших школьников с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными расстройствами.

Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.

Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического воздействия.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; искажения звуко-слоговой структуры слова; 4) замены слов; 5) аграмматизмы; 6) нарушения понимания читаемого.

Проведённый нами анализ, посвящённый различным аспектам нарушений чтения у детей с ЗПР показывает, что нарушения чтения обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций. Эти расстройства представляют собой вторичные проявления психического недоразвития, являются следствием задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций.

Так, нами замечены корреляции между нарушениями чтения и недостаточностью памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов.

У детей с ЗПР часто встречается фонематическая и оптическая дислексия. Наиболее распространённым видом дислексии у обследованных детей явилась фонематическая дислексия, связанная с недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа.

В ходе коррекционной работы выяснилось, что важнейшей предпосылкой обучения чтению и письму является осознание фонематической структуры слова. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и требует целенаправленного педагогического воздействия с целью его формирования. Следует отметить, что для нормального овладения чтением и письмом особенно важным является овладение сложными формами фонематического анализа (умение определять последовательность, количество, место звуков в структуре слова).

У второклассников с ЗПР простые формы анализа в ходе обследования оказались относительно сформированными. Нарушения выявились при выполнении заданий, требующих сложных форм фонематического анализа.

Наши исследования показали, что относительно сохранным у детей с ЗПР явилось умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызвало затруднения. Дети с ЗПР часто выделяли не первый звук, а первый слог. Аналогичные трудности отмечались при выделении конечного гласного звука. Вместо него дети также называли конечный слог.

Нарушения фонематического анализа у детей с ЗПР усугубляются недостаточной сформированностью слуховой произносительной дифференциации звуков речи. У этих детей обнаруживается неточность слуховой дифференциации звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Описанные выше факторы и обусловливают большую распространённость фонематической дислексии у детей с ЗПР.

В связи с тем, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы, хочется подчеркнуть необходимость дифференцированного и системного подхода при коррекции речевых нарушений у младших школьников с ЗПР, предполагающего развитие всей речевой системы в целом, коррекцию нарушений всех компонентов речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии, а знаний общих и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексий у данной категории детей позволит более точно диагносцировать нарушения чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации детей с нарушениями развития.


Список использованных источников и литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 163 с.

2. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. 255 с.

3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1982. № 5. С. 15-17.

4. Брежнева Е.А. Из опыта работы логопеда // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №2. С.43-48.

5. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №4. С. 27-33.

6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: «Союз», 2000. 132 с.

7. Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Т.А.Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М.: «Гном и Д», 2001. 32 с.

9. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: «Академия», 2002. 176 с.

10. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.

11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: «М и М», 1997. 286 с.

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001. 224 с.

13. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 227 с.

14. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: «Союз», 2002. 224 с.

15. Лалаева Р.Е., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Союз», 2001. 224 с.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. 304 с.

17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1991. 152 с.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Просвещение, 1985. 173 с.

19. Логинова Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Л.: Наука, 1990. 174 с.

20. Логопедия / Под. ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. 528 с.

21. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Просвещение, 1975. 168 с.

22. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. №6. С. 21-25.

23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997. 304 с.

24. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 192 с.

25. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР // Дефектология. 1979. № 2. С.13-15.

26. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М.: «Гном и Д», 2001. 80 с.

27. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под. ред. В.Ф.Мачехиной, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1981. 214 с.

28. Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у детей с некоторыми неврологическими заболеваниями // Дефектология. 2003. №3. С.25-28.

29. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. №6. С. 16-18.

30. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.

31. Семенович А.Н. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. 232 с.

32. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.

С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1969. С. 155 – 161.

33. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 92 с.

34. Тригер Р.Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / Под ред.Т.А.Власовой,В.И.Дубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

35. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.

36. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990. 175 с.

37. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1999. № 1. С.36-40.

38. Филина Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом // Дефектология. 2001. №1. С. 52-56.

39. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. 2001. №3. С. 3-9.

Два раза хуже, чем у нормального ребенка. Недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонетических представлений лежащих в основе звукового анализа. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое...

Чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии у детей младшего школьного возраста (А.П.Воронова , Л.Ф.Ефименкова , А.Н.Корнев и др.). Чтобы правильно организовать адекватное речевому дефекту коррекционное обучение первоклассников, имеющих недостатки фонематической системы, необходимо иметь чёткое представление о проявлениях...


Аналитико-синтетического метода обучения письму младших школьников, имеющих тяжёлые нарушения речи. Глава 3. Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (контрольный эксперимент) Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму...

Дислексия – нарушение восприятия информации, при котором человеку сложно читать и писать. Оно также влияет на концентрацию, память и самоорганизацию. Когда вы поймете, какой подход нужен к обучению детей с дислексией, вы сможете научить их лучше понимать себя, а также развить их когнитивные навыки с помощью особых методов обучения, которые затрагивают разные органы восприятия. Это поможет им не только на учебе, но и в жизни.

Шаги

Корректировка методов обучения

    Используйте мультисенсорный структурированный язык. Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он полезен и при работе со всеми детьми. С помощью этой методики развивается фонематическое восприятие, ведется работа с фоникой. Помимо этого, эта система позволяет развить понимание, расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).

    Преподносите материал четко и понятно. Важно описать, смоделировать навык, разбить его на шаги, дать четкие инструкции и получить обратную связь, привести примеры, озвучить цель занятия и необходимость отработки этого навыка, а также преподнести информацию в логическом порядке. Следует повторять процесс до тех пор, пока ученики не усвоят новый навык.

    Почаще повторяйте свои слова. Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите. Повторяйте инструкции, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хватит для того, чтобы записать ее.

    Применяйте метод диагностического обучения. Вам следует постоянно оценивать то, насколько хорошо ученик понимает материал. Если он чего-то не понимает, все нужно повторить заново. Это непрерывный процесс. Ученикам с дислексией на освоение нового понятия часто нужно больше времени и более подробные инструкции.

    Используйте время разумно. Детям с дислексией бывает сложно сконцентрироваться. Их могут отвлекать самые разные вещи, и им может быть сложно выслушать длинную лекцию или посмотреть продолжительную видеозапись. У них также могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, из-за чего им сложнее делать пометки или воспринимать простые инструкции.

    • Не торопитесь. Не пытайтесь дать материал как можно скорее. Пусть у детей будет достаточно времени для того, чтобы переписать материал с доски. Прежде чем переходить к новой теме, убедитесь, что ребенок усвоил информацию.
    • Регулярно делайте короткие перерывы. Ребенку с дислексией обычно сложно усидеть на месте долгое время. Разбивайте длинные лекции и делайте побольше перерывов. Можно также менять характер заданий. Например, проведите лекцию, потом устройте игру, снова лекцию, а потом занятие на запоминание.
    • Помните о необходимом времени. Детям с дислексией нужно больше времени на выполнение заданий, с которыми другие ученики справляются быстро. Давайте ученикам с дислексией больше времени на выполнение контрольных работ и домашних заданий, чтобы их ничто не подгоняло.
  1. Придерживайтесь заведенного графика. Распорядок дня позволяет детям с дислексией понимать, чего ожидать и что будет потом. По возможности размещайте график с картинками и словами на стене учебного кабинета, чтобы ученики видели его.

    • Вам следует также включить в распорядок ежедневное повторение ранее изученного материала. Это позволит ученикам связать информацию, полученную раньше, с новым материалом.
  2. Используйте разные подходы. Не думайте, что вы единственный преподаватель, кому нужно работать с детьми с дислексией. Есть различные источники информации, которые позволят вам улучшить процесс обучения. Поговорите с другими учителями, специалистами по дислексии и людьми, которые работали с детьми с этой проблемой.

    • Спросите самого ребенка и его родителей о том, в чем его сильные и слабые стороны, как ему проще запоминать материал, какие предпочтения в обучении у него есть.
    • Предлагайте ученикам заниматься вместе. Это позволит им поддерживать друг друга. Они могут читать материал друг другу вслух, просматривать записи друг друга или вместе проводить эксперименты в лаборатории.
    • Технологии могут улучшить процесс обучения. Игры, текстовые редакторы, приложения, воспринимающие речь, и устройства, записывающие голос, будут очень полезны ребенку с дислексией.
  3. Попробуйте разработать индивидуальный план обучения. Это подробный план, который описывает потребности ребенка, дает рекомендации по системе обучения и определяет необходимые изменения в учебной программе. Такой план - это документ, в подготовке которого участвуют родители, учителя, психотерапевты и сотрудники школы, и он позволяет учесть все потребности ученика.

    • Процесс создания плана обучения сложен, однако это того стоит. Если у вашего ребенка дислексия, вам следует обсудить этот вопрос с кем-нибудь из сотрудников школы. Если вы - учитель, расскажите родителям о плюсах такого плана.
  4. Всегда помните о самооценке и эмоциях ребенка. Многие дети с дислексией имеют низкую самооценку. Очень часто им кажется, что они не такие умные, как другие, или что к ним относятся как к ленивым или проблемным ученикам. Старайтесь поддерживать веру ребенка в себя и почаще говорить о его успехах.

    Обеспечьте ребенка раздаточным материалом. У детей с дислексией бывают трудности с запоминанием, поэтому распечатанный материал позволит лучше усваивать информацию, особенно если лекция длинная. Ученику будет проще следить за темой занятия, делать пометки, и он всегда будет знать, чего ожидать дальше.

    • Чтобы подчеркнуть важные моменты, используйте визуальные подсказки: звездочки, метки и другие знаки.
    • Пишите условие домашнего задания в материале урока, чтобы ребенок точно знал, что нужно сделать. Также поощряйте использование различных пометок - к примеру, букв или цифр.
  5. Проводите контрольные работы иначе. Поскольку процесс восприятия у детей с дислексией отличается от этого процесса у обычных детей, контрольные работы стандартного формата могут не отражать всех знаний ребенка. Лучше проводить контрольные работы устно либо давать на их выполнение неограниченное количество времени.

    • Во время устного экзамена зачитывайте ученику вопросы и просите ответить на них устно. Можно записать вопросы заранее и проиграть запись на экзамене. Следует также записывать ответы ученика.
    • Ученикам с дислексией сложно делать что-то, когда на них оказывается давление. Кроме того, им нужно больше времени на то, чтобы изучить вопросы и задания. Если ученик не будет ограничен во времени, у него будет время разобраться в вопросе, подумать и записать ответ.
    • Если ученик будет видеть все вопросы сразу, это вызовет у него стресс. Если показывать по одному вопросу за раз, ему будет проще сосредоточиться.
  6. Не заставляйте ученика лишний раз переписывать информацию. Людям с дислексией нужно больше времени на копирование информации с доски, на пометки по ходу лекции и для записи заданий для домашней работы. Выдавайте текст лекции и распечатанное условие домашнего задания, чтобы ученики могли сосредоточиться на главном. Учитель также может поручить другому ученику делать пометки или разрешить ученику с дислексией пользоваться конспектом ученика, который хорошо ведет записи.

  7. Выдавайте ученикам карточки с буквами и словами каждую неделю. Если они запомнят всю информацию, похвалите их и сделайте для них что-нибудь приятное.
  8. На занятиях по математике разрешайте детям пользоваться тетрадками как в клетку, так и в линейку. В тетради в линейку будет проще решать определенные уравнения, и делать это можно как вертикально, так и горизонтально.
  9. При работе с детьми с дислексией используйте какие-либо предметы. Так детям будет интереснее, и они лучше поймут материал.
  10. Предлагайте детям читать вслух и слушать аудиокнигу одновременно.
  11. Никогда не называйте таких детей глупыми. Покажите им список известных дислектиков, среди которых есть, к примеру, Альберт Эйнштейн.
  12. Предупреждения

  • Не заставляйте детей, страдающих дислексией, читать перед классом. Вместо этого пусть они читают наедине с учителем или учеником, который не будет их дразнить.