Проблемные дети. В чем или в ком проблема? Проблемный ребенок в классе. Когда страхи атакуют

23.09.2019

Нет такой школы, чтоб в ней не было проблемного ребенка. Конечно, уставшие от постоянных нервотрепок учителя скажут – да в моем классе полно таких оболтусов, которых ничем не проймешь. Однако, на самом деле, проблемный ребенок – это не любой шалопай, который «не хочет учиться, а хочет жениться» и вечно занят тем, что обдумывает план побега с уроков. И даже не тот ребенок, который может нагрубить учителю или ударить сверстника. К сожалению, для детского возраста, особенно переходного, это свойственно.

Проблемный ребенок – это ребенок, который ведет себя неадекватно и не подчиняется почти никаким формам контроля. Это ребенок, чье нервное здоровье находится на грани с болезнью. Причины таких проблем? Их море. Чаще всего, это – неблагополучная семья, неполная семья, домашние проблемы. Также – неудачи в общении со сверстниками. Это может быть также результатом плохой наследственности. Задача учителя, прежде всего, поговорить с родителями и выяснить причины такого поведения. Причем, это задача не только классного руководителя, но и любого учителя. Именно коллектив педагогов имеет силу повлиять на отдельную личность.
Что может вытворять такой ребенок? О самых страшных вещах не будем, ведь если поступок граничит с уголовным делом, то такому ребенку место, в лучшем случае, в исправительной колонии. Наш объект – это дети с большими пробелами, которые не знают, как их решить, и потому обозлены на весь мир. Они могут кричать на учителя, грубить ему, даже унижать. Могут демонстративно подстрекать класс на прогул и настраивать его против учителя. Приструнить такого ребенка почти невозможно – ни заставить сидеть в классе, ни отвечать на вопрос по теме. Остается только терпеть и ссылаться на начальство. Или нет?
в общении с проблемным ребенком не должно быть крайностей. Угрозами, наказаниям, задерживанием после уроков его не проймешь. Сюсюкать тоже крайне опасно - в повышенной доброжелательности ребенок может узреть просто безвольность и сядет на шею окончательно. Конечно, с такими детьми нужно быть строгим учителем – но ни в коем случае, не строже, чем с другими! Если ребенок видит несправедливость, то переносит это очень болезненно. Возможно, золотая середина – это равнодушие? Вовсе нет.
Главная тенденция – не равнодушие, а безразличие. Разница есть. Если ребенок намеренно вызывает учителя на конфликт, лучше просто не реагировать. Если переступает всякие рамки дозволенного - наказывать. Если же просто ведет себя шумно, болтает без умолку – нужно заговорить с ним, перевести его болтовню в шутку или неожиданно для него вывести на тему урока. Тут нужна смекалка и тренировка, но это действует хорошо. Ведь ноги у такого поведения растут от ненужности. Такой ребенок старается обратить на себя внимания. Вот и обратите – но не так, как ему хочется – не кричите и не делайте его центральной фигурой класса. Делайте это в рамках программного материала, чтобы урок смог его заинтересовать. Заинтересованный ребёнок – послушный ребенок, это тождество.
Поэтому, дополнительная задача ваша – пытайтесь делать план урока как можно интереснее, с большим количеством наглядных средств и ссылками на бытовые примеры. Удачи!

Понятие "проблемные дети" активно используется в литературе и практике воспитателей. Имеется в виду, что проблемные – это дети, которые нуждаются в помощи со стороны взрослых, родителей, учителей и воспитателей. Необходимо определить, что это за категория, в чем ее особенности и как помочь проблемному ребенку в его целесообразном развитии, воспитании и обучении.

В результате изучения главы 37 студент должен:

знать

  • сущность понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическую характеристику;
  • трудности, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с проблемными детьми;

уметь

  • характеризовать проблемного ребенка;
  • выявлять ребенка в связи с проблемой и оказывать ему социально-педагогическую помощь;

владеть

  • методами характеристики проблемного ребенка;
  • методами оказания социально-педагогической помощи ребенку, в связи с проблемой.

Понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическая характеристика

Термин "проблемный ребенок" употребляется различными авторами. Под ним всякий раз подразумевают то или иное неблагополучие, мешающее воспитанию, школьной и социальной адаптации детей. Систематизация различных подходов к пониманию сущности понятия "проблемный ребенок" позволило придти к следующему определению.

Проблемный ребенок – это ребенок, в работе с которым воспитатель (учитель) имеет значительные трудности, требующие от него постоянного поиска инвариантного (нетипичного) подхода для достижения прогнозируемой цели. Последнее выступает одним из отличительных особенностей социально-педагогической работы с проблемным ребенком.

Каждый исследователь выделяет несколько групп, в образовательно-воспитательной работе с которыми имеются определенные проблемы. Систематизация различных подходов свидетельствует о том, что к проблемным детям относят широкий спектр групп, представители которых отличаются от нормы и требуют специального подхода в уходе и воспитании. Выделить для них наиболее общие особенности трудно и необходимо рассматривать каждую группу в отдельности, с учетом ее особенностей.

К наиболее типичным группам проблемных детей относятся следующие.

  • 1. Дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения). Их состояние требует особого ухода и внимания. Они нуждаются в постоянном медицинском лечении и контроле. В то же время необходимо заниматься их развитием, воспитанием и обучением. Во взаимодействии с ними возникают большие трудности, связанные с тем, что они нуждаются в помощи, сочувствии. Медицинские факторы в работе с такими детьми доминируют, но им необходимо и воспитание.
  • 2. Ослабленные , часто и длительно болеющие дети. Это – хилые и слабые дети. Они капризны, вялы, быстро привыкают к тому, что чувствуют себя плохо и в этом случае с ними возятся, стараются облегчить их состояние, что порой они умело используют. По данным педиатров такие дети чаще всего происходят из семей, в которых родители злоупотребляли алкоголем или мать курила.

В социально-педагогической работе с ними их стараются не утруждать, не давать лишних поручений, многое прощают. Их капризность рассматривается как фактор недомогания. В школе они часто пропускают уроки, с заданиями справляются с трудом. От физической культуры их освобождают, но они часто не посещают и занятия по лечебной физкультуре. Некоторые родители стараются перевести таких детей на надомное обучение. Все это не может не сказываться негативно на развитии, воспитании и обучении детей.

3. Дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости). Они имеют систематические проблемы с учебой. Интерес к "трудным" предметам, а затем и к учебе в целом, у них быстро пропадает. Такие дети способны к обучению и могут успешно учиться, достигать заметных результатов в усвоении знаний, но только при условии, если их проблемы будут вовремя установлены и им будет оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь. Через 2–3 года, как правило, они догоняют своих сверстников без задержки психического развития.

Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в особых условиях обучения, которые могут быть обеспечены им в специальных классах или школах выравнивания. В России такие классы и школы действуют с 1981 г. Направляют туда на основании заключения медико-педагогической комиссии. В этих классах проводится коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной сфере, речи, восполняются пробелы дошкольного развития. Выпускники получают образование в объеме неполной средней школы. После девятого класса им выдается такой же документ, как и выпускникам всех прочих школ.

  • 4. Дети с задержкой психического развития. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в шесть лет не способны в течение более или менее длительное время (30–35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности. Систематические проблемы с учебой у этих детей приводят к тому, что сначала у них пропадает интерес к наиболее сложным для усвоения "трудным" предметам, а потом и к школе в целом и всяческое желание учиться. Они способны к обучению, если их проблемы вовремя установлены и им оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь.
  • 5. Дети с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды). К данной категории относятся те, кто имеет отклонения и требует специального подхода в уходе, развитии, воспитании и обучении. Это дети с проблемами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями, отклонениями в развитии органов чувств. Они иначе, чем их сверстники, воспринимают окружающую среду, познают ее и проявляют себя в ней.

Для их развития, воспитания и обучения имеются специализированные детские садики, школы, интернатные учреждения. Исключительно велика роль в их развитии и воспитании родителей и лиц, их замещающих. Они нуждаются с одной стороны в социально-психологической и педагогической реабилитации в связи с рождением такого ребенка, а с другой – в специальной подготовке по уходу за ним, его целенаправленному развитию и воспитанию.

6. Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении. Они, отличающиеся от сверстников, "не такие как все", что создает для родителей трудности в работе с ними. Им хочется сделать его таким же "как все его сверстники", сломав природу такого ребенка. Однако, стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда заканчивается плачевно. Такая деятельность серьезно травмирует психику ребенка и создает большие проблемы в процессе его развития и воспитания.

К таким детям относятся:

  • леворукие, которые наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу – заставить леворукого быть "как все" праворуким. Ребенок-левша постоянно не в ладах с семьей из-за своей особенности. Такие дети становятся либо агрессивными и драчливыми – что для них является преимуществом, либо депрессивными и раздражительными;
  • медлительные. Они всегда раздражают родителей, которые все время спешат и никогда не успевают. Медлительность ребенка делает их особенно раздражительными и они постоянно его подгоняют либо не выдерживают и делают все за него, что сдерживает его развитие, не приучая доводить начатое до конца. Сделать медлительного быстрым – невозможно и это становится трагедией ребенка. В школе он не успевает и учитель нередко забывает его, оставляя наедине с самим собой, что ведет к постоянной неуспешности в обучении, нежеланию идти в школу и противодействию этому;
  • гиперактивные. Они представляют другую крайность в своеобразии ребенка. Такой ребенок своей чрезмерной активностью делает жизнь родителей невыносимой. Она серьезно сказывается и на его взаимоотношениях со сверстниками. Переделать его, сделать более выдержанным невозможно, сформировать качества, способные компенсировать недостатки гиперактивности можно, но для этого необходимо время. В раннем возрасте необходимо подбирать игры и возможности для самопроявления и ее регламентации. В школе такой ребенок – это большая проблема. Он не может усидеть на месте, у него не хватает терпения ожидать, если он знает – то тут же впереди, если не знает – быстро теряет интерес. Сдерживать и направлять такого ребенка исключительно тяжело;
  • агрессивные дети, поведение которых направлено против других детей. Агрессия проявляется в свободных взаимоотношениях, игре. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом – вот частые причины агрессивности детей. Важно отметить, что и другие дети, которые не могут от такого ребенка защититься, по-настоящему страдают;
  • депрессивные дети. Их состояние проявляется в неуверенности в себе , безынициативности, эмоциональной подавленности, страхе перед любой новой деятельностью. Такая позиция часто рождается у ребенка из чувства вины в том, что он родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама неуверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного и проявляются в виде тревожности ребенка и желания оправдываться и извиняться за свое существование;
  • – "бесчувственные". Это – дети подросткового возраста, в отношениях которых с родителями сложилось глубокое непонимание. Мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без посредника. Необходима помощь третьего лица (психолога, социального педагога, учителя). Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей – знак запущенности проблемы. Она может возникнуть, когда ребенок с рождения не оказался в центре жизненных интересов своих родителей. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, выращиваемый бабушкой или находящийся в круглосуточных яслях, он не получил привычку к любви;
  • одаренные – это исключительно яркие дети. Они чувствительны, амбициозны и невсегда любимы своими товарищами. Ими восхищаются, но их не принимают. В школе многие из них чувствуют себя вполне удовлетворительно. Но когда они начинают самостоятельную жизнь в обществе, то часто не имеют адекватных планов.

На практике наряду с изложенными типами, в зависимости от своеобразия проявления выделяют также таких проблемных детей, как: "неудачники", "мечтатели", "умники", "говоруны", "путаники", "актеры", "негативисты", "лентяи" и пр.

7. Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (в основном подростки). Они – результат, связанный с серьезными ошибками, упущениями и недостатками воспитания в семье. Для каждого такого ребенка характерно своеобразие, находящее многообразие форм проявления в его поведении, взаимоотношениях и деятельности. Для них характерны особенности позиции (быть лидером или стадным человеком, непогрешимость, всезнание), характера (вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения), негативные привычки (в том числе склонность к спиртному, наркотикам).

  • избалованные дети в семье. Они создают проблемы самой семье и окружению ребенка. Особенно негативно избалованность сказывается в условиях школы, так как там невозможно, чтобы один ребенок все время был центром внимания и окружение далеко не всегда проявляет большое уважение к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить;
  • дети с асоциальным и антисоциальным поведением как результатом воспитания в семье. Таких отклонений множество и связаны они с тем, что ошибок в семейном воспитании исключительно много. Они проявляются в повседневном поведении, общении, деятельности и отношениях ребенка. В школе весь спектр негатива школьников создает особую среду, в которой учителю необходимо решать образовательно-воспитательные проблемы;
  • отвергнутые дети. Это – вечно ошибающееся, ущербное существо, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Ребенок чувствует свою ненужность, отвергнутость со стороны самых близких ему людей, что делает его незащищенным, вечно обиженным и униженным. Ему нс хватает элементарного общения с родителями. С ребенком надо говорить, этого ему недостает. Во взаимодействии со сверстниками избавиться от этого состояния ему крайне трудно. В школе он со страхом относится ко всему, что происходит вокруг. Изменить это состояние у ребенка исключительно сложно. Именно эта категория часто проявляет склонность к суициду;
  • – "недолюбленные" – те, кто не получил материнское тепло и ласку, в том числе и те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями ребенка, непризнания его ценности как личности и явления. К этой категории относятся воспитанники, родители, которые сами не получили в детстве необходимое им материнское тепло и ласку. Таким родителям нечем делиться со своим ребенком. К ней относятся также дети из очень обеспеченных семей, у каждого из которых по нескольку нянек. Их водят на развивающие занятия и обеспечивают им культурный досуг. Но самого главного – эмоционального тепла, душевного внимания, подлинной родительской любви – эти дети лишены. Все это пытаются заменить дорогими игрушками. Следствием такого воспитания и является неадекватное поведение ребенка. Внимание нужно ему, как воздух. И вот он начинает это внимание вытягивать всеми доступными ему средствами: капризничает, закатывает истерики, становится агрессивным.
  • 8. Дети, воспитанные в патологической, "нечеловеческой" среде (в семьях группы риска), где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, честность, доверие. Их жизнь протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, приюте, на лестничной клетке, чердаках, в подвалах, а чаще всего – просто на улице в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: им неуютно от недостатков, над которыми смеются сверстники; отсутствие учебников, ручек, тетрадей – средства на которые пропивают родители-алкоголики; несделанных домашних заданий (их трудно сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели).
  • 9. Трудновоспитуемые и педагогически (социально-педагогические) запущенные дети. Эти категории рассматривались отдельно и представлены они достаточно полно.

Изложенное свидетельствует, что категорий детей, относящихся к проблемным достаточно много. В каждой из них имеются свои подгруппы, отличающиеся своеобразием. Важно знать особенности каждой группы и подгруппы, причины ее проблемности для того, чтобы педагогически грамотно строить с ней целесообразную социально-педагогическую работу в интересах развития, воспитания и обучения.

Дети не рождаются проблемными, за исключением случаев, когда имеются врожденные заболевания или патологические изменения физического развития, влияющие на психику. Отношения с родителями, учителями, сверстниками формируются в процессе жизни, воспитания, применения тех или иных методов воздействия на ребенка.

Категории проблемных детей

Чаще всего детей называют проблемными из - за агрессивного поведения, неумения общаться и конструктивно решать проблемы в школе, нежелания учиться и развиваться, проблем с родителями. Также попадают в категорию проблемных гиперактивные, склонные к депрессии, избалованные и одаренные дети. В каждом отдельном случае присутствует комплекс причин, приведших к данному результату.

Причины неадекватного поведения детей

Среди наиболее вероятных и значимых причин неадекватного поведения детей являются родители, так как они находились с ребенком с самого рождения и оказывали наибольшее влияние на характер и психику. Серия ошибок в воспитании, негативный пример взрослых, вмешательство посторонних людей в воспитание создают неблагоприятные условия для развития детской психики. Убедить родителей посмотреть на себя и свое поведение со стороны бывает очень сложно. Но при этом они хотят добиться от ребенка послушания и смирения. Излишний идеализм взрослых мешает принять своих детей и спокойно разобраться в ситуации: родители больше ориентируются на мнение окружающих чем на свою интуицию и здравый смысл. В такой ситуации наиболее верным способом исправить положение будет двусторонняя работа с психологом. Специалист отдельно работает с ребенком – отдельно с родителями. Для контроля практикуются сводные занятия, чтобы наметить план дальнейшей коррекции.

Недостатки школьного воспитания

Другой причиной, по сути усугубляющей первую, является школа. Ребенок проводит в учебном заведении большую часть дня и все это время чувствует себя незащищенным, что усиливает агрессию. Модель поведения, заложенная в семье, не срабатывает в социуме и приходится доказывать свою значимость другими способами – криком, истерикой, дракой, ранним употреблением наркотиков, курением. В школах к проблемным детям отношение стандартное: либо исключение, либо жесткий контроль. Школы, к сожалению, еще не вышли на такой уровень воспитания детей, когда преобладает индивидуальный подход и заинтересованность в каждом ребенке. Проблема увеличивается как снежный ком и конце концов снова возвращается к родителям.

Работают с проблемными детьми психологи и психотерапевты. Основная часть работы приходится на родителей, которые не получили в детстве должного воспитания и внимания. Им легче обвинить в проблеме ребенка или учителей. Они тяжело признают свою неправоту и с трудом меняют мировоззрение. При адекватной реакции родителей на воспитательные мероприятия дети обычно меняются быстрее - это еще одно доказательство, что нельзя прятать проблему и пассивно ждать. При первых признаках непонимания необходимо искать причину проблемы и пути ее решения.

Сразу надо отметить, что проблемных детей не бывает. Такими делают их сами родители. Признать и принять это очень трудно. Лучше переложить всю ответственность на ребенка. Не получится, дорогие товарищи взрослые. Как бы вам не хотелось верить в непогрешимость своего авторитета, придется спустить вас с облаков на землю. Рождение ребенка это не только радостное событие, но начало долго и трудного пути по воспитанию человека. Этот человечек родился, чтобы пройти свой самостоятельный путь. Не следует вешать на него неподъемный груз своих несбывшихся надежд. Мечты родителей остались в прошлом. А у ребенка свои мечты, свои планы.

Когда родители пытаются грубо вторгаться в жизнь ребенка, то тут начинаются проблемы. Мама мечтает, чтобы дочь поступила в институт иностранных языков и уехала жить за границу. Папа мечтает, чтобы сын поступил в медицинский институт. А о чем мечтают дети? Всех их мечты не имеют значения. Ведь родители все уже решили и начали воплощать свои мечты. Записали детей на соответствующие курсы, наняли репетиторов, присмотрели ВУЗы.

В такой ситуации дети начинают «бунтовать». Кто-то тихо не подчиняется, а кто-то открыто противостоит родительским притеснениям. Вот готовый проблемный ребенок. А проблему, оказывается, породили родители. Справиться криками, руганью, запретами здесь не получится. Надо признать право детей на собственную жизнь, право на выбор и самостоятельность.

Есть еще один типичный пример, который формирует проблемных детей. Это отсутствие внимание к ребенку со стороны родителей. Причины могут быть разные: постоянная занятость на работе, усталость, уверенность в незначительности проблем сына или дочери, перепоручение детей бабушке.

Существует такое ошибочное мнение, что дети и так знают, что их любят и поэтому не надо им об этом говорить, обнимать, целовать. Детям очень важен тактильный контакт. Внимание необходимо им для нормального эмоционального развития. От этого они чувствую себя увереннее. И чтобы заполучить хоть маленькую капельку внимания родителей ребенок начинает озоровать. За баловством следует наказание словесное или физическое. Оно частично компенсирует недостаток родительской любви. Значит надо больше уделять внимание детям. Играть с ними, гулять, выслушивать, что-то совместно мастерить. Нужно помнить, что работа, уборка, клубы, подруги останутся, а дети вырастут и покинут своих родителей. Останется ощущение чего-то не сделанного.

Неуверенности в себе может также стать причиной появления трудных детей. Откуда она может взяться, если маленький ребенок считает всегда себя только хорошим. Он не может быть плохим в принципе. Ребенок узнает, что у него что-то не так от окружающих его людей. Родители из лучших побуждений стараются исправить несуществующие недостатки. Их постоянная неконструктивная критика делает свое черное дело. Сын или дочь постепенно начинают верить, что у них действительно много недостатков, которые нужно исправить. Они замыкаются в себе, с трудом идут на контакт. Или наоборот ведут себя агрессивно, стараясь доказать себе и окружающим, что они лучше, чем о них говорят. Родителям нужно быть осторожными с критическими высказываниями. Они больно ранят ребенка и вызывают протест.

Итог таков, проблемных детей не бывает, бывают родители с проблемами. Своими комплексами, нереализованными мечтами, смутными представлениями о воспитании они создают благоприятную почву для появления трудных детей. Детям вообще тяжело жить во взрослом мире. Слишком много они всем должны. И единственный способ отстоять свое Я- это неподчинение всем существующим правилам. Бросить вызов всем взрослым людям. И только большая любовь родителей, терпение, желание наладить контакт, могут дать положительный результат. А лучше не допускать серьезных проблем.