Нарушения осанки у детей - распространенное отклонение, вызванное искривлениями позвоночника во фронтальной и/или сагиттальной плоскостях. По статистике деформации проявляются у 2% детей в раннем возрасте (до 3-х лет), а среди старших школьников им уже страдают более 60% учащихся. Причинами становятся как врожденные отклонения, так и родовые травмы, но чаще всего - неправильный подход к воспитанию ребенка, отсутствие физической нагрузки, плохие социально-гигиенические условия. Именно на приобретенное нарушение осанки приходится более 90% всех случаев.
Их опасность в ненормальном формировании скелета, из-за чего нагрузка на организм распределяется неравномерно, что влечет за собой повышенный износ суставов, смещение костей, отклонения в развитии внутренних органов. Такие заболевания как сколиоз, остеохандроз, межпозвонковая грыжа - это все следствия не выявленных и не устраненных вовремя деформаций позвоночника.
В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма, которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.
Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.
Причиной возникновения дефектов в развитии осанки детей могут стать различные неблагоприятные факторы, как врожденные, так и приобретенные. В зависимости от их характера, проявляться они могут по-разному и в разном возрасте. Некоторые отклонения обнаруживаются уже в первые недели и месяцы после рождения. Искривление позвоночника может наблюдаться из-за неправильного (чаще всего ягодичного) положения ребенка в утробе матери. Также велик риск получения травмы в процессе родов. Ведь проходя по родовым путям и «протискиваясь» между бедренными костями матери, ребенок совершает оборот почти на 360 градусов. При этом наиболее частой является травма шейного отдела позвоночника. Обычно небольшие отклонения от нормы корректируются растущим организмом самостоятельно, но только при условии хорошего здоровья ребенка. В противном случае нарушения детской осанки остаются и с возрастом начинают прогрессировать, вызывая серьезные заболевания - сколиоз, остеохондроз и другие.
Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы - 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработались механизмы поддержания нормальной позы. По статистике более 60% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.
Причины нарушения осанки у детей:
Причины нарушения осанки могут воздействовать на организм ребенка по отдельности или комплексно. В последнем случае вероятность серьезных заболевания и отклонений в развитии существенно возрастает.
В зависимости от того, каковы причины нарушения осанки, проявляться деформации могут по-разному. Наиболее распространенными отклонениями, которыми страдают дети, являются:
Так как эффективность лечения искривлений позвоночника у ребенка напрямую зависит от того, насколько рано удалось обнаружить отклонения и начать восстановительные процедуры, следует уделять самое пристальное внимание осанке. Хотя остеопатические методы коррекции позвоночника демонстрируют прекрасные результаты и в более взрослом возврате - от 8 лет и старше - лучше, если возможные отклонения от нормы будут выявлены до школы. Так как возрастающие нагрузки на скелет и позвоночник ребенка в период учебы, способствуют быстрому прогрессу деформации осанки.
Возьмите за правило регулярно проводить самостоятельный осмотр ребенка. Это не значит, что следует отказаться от визитов к специалисту - они также должны быть регулярными. При осмотре в первую очередь обращайте внимание на положение лопаток и плеч ребенка. Они должны располагаться на одном уровне. Если оценить положение визуально затруднительно, прибегайте к помощи подручных средств. Проводя осмотр со стороны спины, легко заметить нарушения осанки у детей по подъягодичным складкам - они также должны располагаться на одном уровне. Еще одни показательный аспект - вертикальное расположение позвоночника. При осмотре спереди нарушения осанки можно заметить по положению ключиц и сосков.
Осматривая ребенка сбоку можно заметить такие отклонения от нормы как сутулость, круглая спина. Для облегчения диагностики воспользуйтесь простым тестом - ребенка следует поставить спиной к стене, так, чтобы он касался ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами и голенями. Это правильное положение, в котором должен находиться позвоночник ребенка. Попросите сделать его шаг вперед, и вам сразу будут видны имеющиеся отклонения. Кстати, подобный тест может использоваться как профилактическое упражнение для работы над правильной осанкой.
Если осмотр выявил искривление - это еще не повод бить тревогу. Большинство деформаций, особенно в раннем возрасте, легко исправить у специалиста. Проведите дополнительный тест, уложив ребенка на твердую горизонтальную поверхность лицом вниз с вытянутыми параллельно телу руками. Проверьте, сохраняются ли искривления в таком положении. Если нет, то деформация носит обратимый характер, и исправить ее удастся физическими упражнениями, гимнастикой, постоянным контролем и выработкой правильной осанки. К любом случае, следует обратиться к специалисту-остеопату, который подскажет, как это сделать, скорректировав режим дня, рацион ребенка.
Полезно время о времени проводить тест на проверку тонуса спинных мышц, от чего и зависит положение позвоночника. Ребенка надо расположить на кровати или кушетке лицом вниз так, чтобы часть тела от бедер и выше находилась на весу. Сами при этом удерживайте ноги ребенка. Нормой считается удерживание тела в таком положении:
Если вами были выявлены искривления позвоночника или установлен недостаточный мышечный тонус, необходимо обратиться к врачу, который займется осанкой ребенка. Обычно для получения более детальной информации о степени нарушениям осанки, назначаются дополнительные обследования - например, топографическая фотометрия. Данный метод диагностики основан на получении фотоизображений пациента с нанесенными на тело маркером отметками, позволяющими контролировать правильность положения тела. Фотометрия удобна еще и тем, что позволяет контролировать прогресс в процессе лечения детей.
Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:
Остеопатическое лечение нарушений (деформации) осанки является весьма эффективным для пациентов разного возраста. В отличие от традиционной медицины, которая зачастую определяет болезнь как совокупность ее симптомов и предлагает симптоматическое лечение, остеопатия делает упор на поиск первопричины заболевания. И как показывает практика, такой подход является более логичным и эффективным.
Формирование правильной осанки - важный аспект в здоровье каждого человека. Согласно остеопатии, тело человека есть сложная саморегулируемая система, в которой в тесной взаимосвязи находятся кости и мышцы, суставы и внутренние органы. Равновесное положение скелета и мышечного каркаса - залог правильного симметричного развития, общего здоровья ребенка, правильного функционирования его органов и систем. Даже незначительные травмы и изменения в положении костей скелета приводят к тому, что нарушается кровообращение, обмен веществ в поврежденной области и организме в целом, ухудшаются нейронные связи. Именно с этими «тонкими материями» и работает остеопат. Нельзя просто «вправить» искривленный позвоночник - воздействие должно быть более тонким и направленным.
На первом этапе коррекции нарушений детской осанки специалист определяет его степень и ищет первопричины. Обычно это механические дисфункции организма, которыми и вызваны внешние изменения. Если у ребенка присутствуют болевые ощущения, то их необходимо купировать. Только в таком случае лечение будет эффективным - пациент должен быть полностью расслабленным, а его организм - отзывчивым к воздействию специалиста.
Остеопат воздействует на отдельные точки организма с целью восстановить кровообращение в них, снять мышечные спазмы, которые этому мешают. Ведь зачастую причиной «перекоса» позвоночника становится повышенное напряжение мышц с одной стороны тела и/или гипотонус - с другой.
Параллельно с работой над осанкой специалист выявляет другие нарушения, вызванные неправильным развитием и положением скелета. Это могут быть дисфункции внутренних органов, невралгические отклонения. Благодаря такому комплексному воздействию, организм ребенка получает мощный стимул к саморегуляции, что существенно ускоряет процесс лечения.
Дети весьма чувствительны к остеопатическим мануальным техникам, что позволяет эффективно проводить коррекцию на ранних этапах. Обычно изменения и результаты становятся заметны уже после первого сеанса. В отличие от исключительно массажных и костоправных воздействий, результат остеопатчиеского лечения сохраняется надолго.
Полный курс коррекции скелета и мышечного каркаса ребенка может занять несколько месяцев. Лечение проводятся курсами по 3-5 сеансов с промежутками между ними в 2-4 недели. Это время необходимо, чтобы организм ребенка «усвоил» изменения, внесенные мануальными техниками остеопата, и адаптировался к ним. Один сеанс занимает от 40 до 60 минут - в зависимости от возраста ребенка и характера наблюдаемых отклонений. В ходе сеанса остеопат использует следующие техники:
Эффект от остеопатического лечения сколиоза и других типов деформации позвоночника нагляден в том числе и на примере самочувствия ребенка. Обычно уже после нескольких сеансов наблюдается заметное улучшение здоровья, подвижности ребенка, свободы движений. Если параллельно при этом осуществляется лечение при помощи ЛФК, то вы не сможете не заметить, с какой легкостью ребенок выполняет упреждения, что давались ему с таким трудом еще некоторое время назад.
Даже после прохождения полного курса комплексного остеопатического лечения, не стоит забывать о регулярных визитах к специалисту. Избежать повторных рецидивов возможно только при условии сбалансированного питания, здорового образа жизни и умеренных физических нагрузок.
Лечебная физкультура и нормированные физические нагрузки являются неотъемлемой частью комплексного остеопатчиеского лечения при нарушениях осанки у детей. Укрепляя мышцы спины, дети формируют надежный каркас, способный удерживать позвоночник в нужном положении. Кроме того, крепкие мышцы способны уберечь от травм при падении, физических нагрузках, резких движениях и т.д.
Помимо собственно мышц спины внимание надо уделять и брюшному прессу. Эта группа мышц очень важна для удержания позвоночника в правильном состоянии. Хорошим упражнением на пресс считается переход из положения лежа в положение сидя при удерживании ног. Упражнения должны осуществляться в медленном темпе из расчета - 4-5 секунд на одно упражнение. Начните с одного подхода по 10 упражнений и, постепенно увеличивая нагрузку, стремитесь к 2-3 подходам по 15-20 повторений на каждый с промежуткам в 1-1,5 минуты для отдыха.
Исправить нарушения осанки зачастую весьма непросто - для этого требуется немало времени и усилий специалиста. Гораздо проще - не допустить этих нарушений, следить за осанкой ребенка с раннего детства. Выполнение простых правил в купе с советами и помощью специалиста-остеопата позволит сохранить позвоночник ребенка здоровым:
Врач травматолог-ортопед высшей категории. Взрослый и детский специалист, Мгму, 1998 г.
Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 16-17% всех детей младше 7 лет. Многие родители не считают это серьёзной проблемой и совершенно напрасно.
Искривленная осанка – не просто некрасивый дефект, но и является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий, о которых будет рассказано в этой статье.
Прежде всего, осанка зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть прямым как палка. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Позвоночник новорожденного ребенка похож на дугу.
После того, как малыш научится поднимать и держать голову, начинает формироваться первый позвоночный прогиб – .
Ребенок развивается, учится сидеть и ползать – на этом этапе начинает формироваться второй изгиб позвоночника — грудной кифоз.
В возрасте примерно 10 месяцев, дети постепенно учатся стоять и ходить, вследствие чего, под действием силы тяжести брюшные мышцы выпирают вперед, увеличивается угол наклона тазовых костей и формируется поясничный лордоз.
Процесс формирования осанки заканчивается с образованием арочной формы костей стопы в возрасте 3-4 лет.
Искривление позвоночника у дошкольников может быть как врожденным, так и приобретенным. К врожденным причинам относятся:
Эти нарушения обнаруживаются примерно у 5 из 100 детей с деформацией осанки. Все остальные получили приобретенное искривление позвоночника.
К причинам его возникновения относятся:
Если вы обратили внимание на отклонения в осанке вашего ребенка, не закрывайте глаза на эту проблему, ведь деформация позвоночника может привести к сдавливанию внутренних органов и сбоям в их работе, снижению концентрации памяти и внимания, повышенной утомляемости.
Попросите ребенка раздеться до трусов и встать ровно.
Вид спереди:
Вид сбоку:
Вид сзади:
Прислоните ребенка в ровном положении спиной к стене. Пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок должны касаться поверхности стены, а расстояние между ней и телом в районе шеи и поясницы должно составлять 2-3 пальца.
Также не лишним будет проведение теста на развитость спинных мышц. Ребенок укладывается на стол или другую твердую возвышенную поверхность так, чтобы часть тела выше поясницы находилась на весу. Ноги должны удерживаться родителем, руки ребенка вытянуты по швам и лежат на поясе.
Ребенок — дошкольник в норме должен удерживать горизонтальное положение около 30-60 секунд.
Если вы обнаружили у своего малыша деформированную осанку или недостаточно развитую мускулатуру, это является поводом для обращения к врачу.
Специалист назначит дополнительные исследования, позволяющие наиболее точно установить степень изменений – рентгенография, компьютерная томография, а также дополнительно направит к детскому ортопеду или хирургу.
Нарушения могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:
Деформации во фронтальной плоскости не подразделяются на виды и могут быть вызваны гипертонусом мышц в одной части тела, что и вызывает искривление позвоночного столба.
Это явление носит название сколиотической дуги, не следует путать с истинным сколиозом.
Сколиоз возникает при несвоевременном лечении и коррекции этого состояния и имеет 4 степени тяжести:
3 и 4 степени тяжести сколиоза обычно приводят к инвалидизации ребенка.
Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов.
К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.
Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения и начать коррекцию этого состояния.
Лечение деформированной осанки чаще всего поддается консервативной терапии, без участия лекарственных средств. Однако в тяжелых случаях — врожденных или приобретенных деформаций спины с прогрессирующим развитием, может потребоваться оперативное хирургическое вмешательство.
Классический способ лечения искривлений подразумевает под собой целый комплекс мер, сюда входят:
Родители должны помнить, что на них лежит ответственность и забота о том, чтобы ребенок всегда держал спину правильно и ровно. Приучите своего малыша к правильной позе во время сидения на стуле и за столом. Локти должны лежать на поверхности, а не свисать, плечи расположены симметрично столу, стопы полностью стоят на полу, колени и бедра согнуты под прямым углом.
Тщательно контролируйте, чтобы ребенок не закидывал ногу на ногу, не ложился на стол грудью, не подгибал ноги, не сидел боком к столу. Мебель должна подбираться индивидуально под ребенка, в соответствии с его ростом.
Ваше чадо должно выработать привычку правильной осанки, которая очень поможет ему на всем протяжении дальнейшего обучения в школе, когда придется долгие часы просиживать за партой и приготовлением домашних заданий.
Разнообразьте рацион ребенка, особую роль отводя свежим овощам и фруктам, а также продуктам, богатым кальцием – сыр, творог, кунжут, рыба. Также весьма полезны для суставов такие блюда как холодец и желе.
Сведите к минимуму употребление сладостей, мучного и фаст-фуда. Помните, что избыточный вес создает излишнюю нагрузку на скелет.
Приобщайте детей к активным играм и прогулкам на свежем воздухе собственным примером. Поверьте, для них нет ничего интересней, чем погонять в футбол с папой или побегать наперегонки с мамой. Все эти занятия способствуют развитию и укреплению мускулатуры.
Дополнительно стоит подумать о том, чтобы записать ребенка в какую-либо спортивную секцию.
Наилучшими видами спорта для детей с нарушениями осанки станут:
Поменяйте матрас ребенка на более твердый, отдавая предпочтение наполнителю из кокосового волокна. Матрасы из него отличаются ортопедическими свойствами, обладают необходимой жесткостью и упругостью, долговечны и практичны. Подушка также не должна быть излишне мягкой и высокой.
Подберите ребенку удобную ортоправильную обувь с супинаторами, это поможет избежать плоскостопия, которое также может быть причиной искривления осанки.
Осанка – это то, что развивается с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет:
Все эти меры обязательно дадут положительный результат, и ваш ребенок будет радовать вас красивой, ровной осанкой и прямой спиной.
Помните, что своевременное выявление проблемы и профилактика искривлений – залог быстрого и успешного лечения.
Этапы развития осанкиПостоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки . У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника , обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка - явление нормальное. Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях. |
Проблемы развития Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника .
Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки . Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины . Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника . В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
Неверная поза
Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).
Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника , вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника ).
Гиподинамия… малышей
Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.
Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины , когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .)
При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки , которую можно исправить. Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз. Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр. В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия , - позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после нанесения врачом маркером основных точек-ориентиров на спину ребенка.
Поскольку одно из основных условий правильной осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания. Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги. Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения осанки , а также помогают их преодолеть. Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника : детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка. Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника , если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз. Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними. Врезка
Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины
и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. Исходное пложение
- стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. И.п.
- стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох. 3. И.п.
- стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.. 4. И.п.
- стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая. 5. И.п.
- стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п. 6. И.п.
- лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох. 7. И.п.
- лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п
. - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. -
лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника
(тянуться к потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. -
лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу. 11. И.п.
- лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут. Для того, чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдыха. Рекомендуется отдыхать в положении лежа:
|
Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры. В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки , заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки . Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов, это станет привычкой. Приведенный нами комплекс упражнений, можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки , т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.
Формирование правильной осанки у детей – это одна из главных задач, которые стоят перед родителями. Позвоночник у малышей дошкольного возраста еще не сформирован до конца, поэтому риски, связанные с его искривлением достаточно высоки. У детей с нарушениями осанки наблюдаются не только проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но также и с внутренними органами. Ниже мы расскажем вам о том, как сделать так, чтобы сколиоз обошел стороной ваших детей, и какие методы лечения и профилактики дают наиболее положительный эффект.
Перед тем как начинать лечение, важно определить причины, которые спровоцировали нарушения. Сколиоз у детей дошкольного возраста может быть врожденным или приобретенным. Говоря о врожденных изменениях и патологиях, в первую очередь важно вспомнить о родовых травмах. На формирование правильной осанки может влиять подвывих 1 шейного позвонка и кривошея. Также при некоторых генетических отклонениях и патологическом течении беременности могут происходить такие изменения, как дисплазия соединительной ткани, миотонический синдром, образование дополнительных позвонков, клиновидная деформация позвонков.
Такие патологические врожденные состояния диагностируют у 5-10% случаев. У всех остальных детей нарушения осанки носят приобретенный характер. В группу риска входят дети с избыточным весом и астеническим телосложением. Нередко нарушения осанки провоцирует недостаточная активность ребенка и недостаток некоторых витаминов и микроэлементов. Детей дошкольного возраста нельзя водить гулять, всегда держа за одну и ту же руку. Также опасны преждевременные посадка малыша и постановка на ноги.
Не помешает обратить внимание на детскую мебель. К нарушениям осанки приводят слишком мягкие матрасы и несоответствующие росту столы и стулья. На формирование правильной осанки влияют некоторые заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (остеомиелит, туберкулез, рахит, последствия переломов позвоночника). Иногда правильная осанка нарушается из-за глазных болезней (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Эти патологии вынуждают детей принимать неправильные позы во время рисования или других занятий за столом.
Приучать свое чадо к правильному сидению за столом и просто на стуле нужно с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем такой навык стал автоматическим и ребенок самостоятельно садился так как нужно. Голова всегда должна находиться вертикально или немного наклонена вперед. Плечи должны быть симметричными горизонтальной поверхности. При правильной посадке стопы полностью упираются об пол, а не свисают в воздухе. Ноги в коленях и бедрах расположены под прямым углом. Туловище должно быть прямым. Локти кладут свободно на стол.
Идеальное расстояние между столом и глазами – 30-35 сантиметров. В таком положении осанка находится в правильном виде, а позвоночник разгружается. Следите тщательно за тем, чтобы дети, сидя за столом, не сползали на него грудью, не подгибали под себя ноги, не сидели боком, не клали голову на одно плечо. Выбирая мебель, отдавайте предпочтение стульям со спинками, а не табуретам. Лучше всего подбирать мебель индивидуально, следя за тем, чтобы ребенок плотно сидел на сиденье, не сползал и не ерзал на нем.
Чтобы малыш формировал правильную осанку во время ходьбы, покупайте ему устойчивую обувь с супинаторами. Не позволяйте чаду искривлять ступни во время стояния. На состояние позвоночника влияет и традиция ставить детей в угол в качестве наказания. Длительное пребывание в одной позе заставляет ребенка сутулиться, опираться о стены и принимать другие неестественные позы.
В лечении детского сколиоза и других нарушений осанки гимнастика занимает важное место. Особенно важна правильная физическая нагрузка при наличии начальных стадий заболевания. Упражнения позволяют укрепить мышцы спины. Детям дошкольного возраста достаточно проводить комплекс из 3-4 основных корректирующих упражнений, направленных на разработку мышц спины, живота, сближение лопаток и расширение грудной клетки.
Лучше всего работать с детьми старших групп и подготовительных классов. В возрасте 4-6 лет малыши более осознанно проводят гимнастику и поддаются обучению. Главное в лечении физическими упражнениями – систематичность и индивидуальность. Перед внедрением в ежедневный режим тех или иных упражнений, обязательно пройдите обследование у ортопеда, педиатра или хирурга.
Одноразовые занятия не принесут ожидаемого эффекта. Гимнастика должна быть последовательной. Все лечебные и профилактические упражнения должны подбираться в индивидуальном порядке. Если ребенок жалуется на болезненные ощущения во время выполнения определенных движений, откажитесь от данного упражнения.
Для того чтобы заинтересовать малыша, делайте все упражнения в игровой форме и участвуйте в занятиях сами. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу.
Если он капризничает, лучше перенесите занятие на другое время. Ваша задача – создать наилучшие психо-эмоциональные условия. Каждое занятие должно длиться не более 25-30 минут. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 недели.
В лечении патологий опорно-двигательного-аппарата профилактика стоит на первом месте. Профилактические упражнения как нельзя лучше влияют на формирование правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию несколько действенных и простых вариантов для ежедневной гимнастики.
Поставьте ребенка спиной к стене так, чтобы лопатки касались ее поверхности. Теперь пусть малыш медленно опуститься на корточки, не отходя от стены, и подымиться в исходное положение. Упражнение повторить несколько раз в медленном темпе. Если у вас дома имеется резиновый мяч, то смело используйте его для физкультуры. Положите ребенка животом на мяч и попросите его поочередно поднимать руки. Ноги при этом находятся на полу.
Для профилактики сколиоза обязательно приседайте на носках. Следите за ровным положением спины детей. Сразу же после сна на кровати можно проводить упражнение с прогибанием поясницы и вытягиванием рук. Для равномерного развития всех групп мышц важно делать наклоны в стороны, повороты туловища и шеи. Для того чтобы процесс дошел до автоматизма применяйте упражнения, где ребенку нужно выполнять движения с закрытыми глазами или между приемами поворачиваться на 360 градусов.
Важно научить ребенка отличать правильную и неправильную осанку, а также следить за собой самостоятельно. Для этого широко применяются игры направленные на подражание. При этом больше внимания акцентируйте на том, как все должно быть в идеале, а не наоборот. Выполняя такие нехитрые упражнения, вам не придется в будущем думать о серьезном лечении сколиоза с помощью корсетов и массажей.
В небольшом видео-ролике вы увидите основные методики и способы их применения для коррекции осанки детей дошкольного возраста.
Красота каждого человека – это не только черты лица, фигура и состояние кожи. Это еще красивая ходьба и осанка, зависящие от состояния спины. Оно формируются как раз в подростковом периоде, когда опорно-двигательный аппарат ребенка «переживает» множество изменений и происходит его активный рост.
Каждый родитель должен осознавать, что пропущенные в детстве и юношестве нарушения развития скелета очень сложно корректируются во взрослой жизни человека. Поэтому очень важно выявлять их в начале формирования.
Нарушение осанки у детей школьного возраста встречается повсеместно. Причин для развития таких нарушений опорно-двигательного аппарата много. Связаны они часто не всегда с наследственной предрасположенностью или особенностями растущего организма, т.е. с неблагоприятным фоном.
Как правило, внешние факторы становятся ключевыми в формировании неправильной осанки ребенка, наслаиваясь на фоновое состояние.
Задача позвоночного столба человека в любом возрасте, в том числе и подростковом периоде – это:
Нарушения осанки не только приводят к ограничению трудоспособности или физической активности, но и служат причиной болей в спине. Нередко они предрасполагают к развитию ряда дегенеративных болезней позвоночника.
К моменту первого похода в школу ребенок уже имеет сформированный позвоночный столб, который с каждым годом растет и удлиняется. Именно позвоночник, принимающий на себя всю нагрузку при прямохождении человека, формирует внешний вид спины и туловища при стоянии или ходьбе. Это и принято именовать осанкой человека. Однако позвоночник даже ребенка в норме не является прямым «стержнем». В норме он имеет 2 больших физиологических изгиба – в грудном отделе он направлен кзади, а в поясничном – кпереди. Именно благодаря таким «искривлениям» в форме английской буквы S, нагрузка, которая появляется в вертикальном положении тела на позвонки, распределяется равномерно.
Обычно перед первым походом в школу ребенка осматривает врач ортопед-травматолог. Он может выявить сформировавшиеся в этом возрасте нарушения осанки. Чаще всего они возникают по причине врожденных деформаций скелета, травм или заболеваний костной ткани (рахита и т.д.). Однако практически у 90% детей в этом возрасте (6-7 лет) не выявляются какие-либо значительные искривления позвоночного столба, которые требовали бы лечения или дальнейшего врачебного наблюдения. А вот в школьные годы процент детей, у которых развиваются те или иные нарушения осанки, начинает стремительно расти. К этому приводят как особенности сидения за партой, так и ряд сугубо индивидуальных причин.
Поэтому родители не должны перекладывать ответственность за здоровье ребенка на учителей, школьных медсестер и т.д. Необходимо самостоятельно следить за тем, правильно ли развивается опорно-двигательная система у детей. Не стоит игнорировать регулярные профилактические осмотры у ортопеда-травматолога, которые помогут выявить начинающиеся отклонения в формировании правильной осанки, не дожидаясь их запущенной стадии.
Естественно, что любое изменение формы позвоночника у ребенка не возникает само по себе. Существуют вполне конкретные, но не всегда очевидные причины, почему изменяется нормальная осанка. К сожалению, некоторые из них очень трудно диагностируемые. Они крайне редко выявляются на ранней стадии изменения опорно-двигательного аппарата, вызывая быстрое развитие заболевания. Другие же причины влияют на осанку медленно и постепенно, что вызывает стойкое и прогрессирующие ухудшение состояния спины ребенка.
Обобщенно, причины, ведущие к стойкому изменению формы осанки детей школьного возраста можно представить так:
Одной из причин искривления позвоночника является ослабление мышечного корсета спины. Оно развивается на фоне длительных неудобных, статичных положений тела. Именно эту причину и провоцируют некоторые особенности обучения в школе:
Выше приведены лишь основные, часто встречающие причины нарушения детской осанки. Существует также множество более редких причин развития такой патологии (инфекции, аутоиммунные процессы, опухоли и т.д.).
Однако в большинстве случаев возникновение искривления позвоночного столба различных видов возникает по вине самого школьника, его родителей, а также системы образования. Она не обращает должного внимания на ортопедический компонент школьной мебели.
Основные виды нарушения осанки, которые встречаются у школьников, следующие:
Нарушение осанки у детей должны быть не только вовремя выявлены специалистом, но и требуют предпринятия мер по устранению и коррекции таких состояний. Это позволит избежать прогрессирования искривления позвоночного столба и сложного оперативного лечения в последующем.
Лечение искривления позвоночника у детей чаще всего проводится консервативно. Лечебная гимнастика и физическая реабилитация для детей, имеющих начальные стадии нарушения осанки, позволяют не только сдержать прогрессирование патологии, но и укрепляя мышечно-связочный аппарат позвоночника, исправить искривления его оси.
ЛФК для детей с нарушением осанки включают не только физические упражнения, но и плавание в бассейне, массаж и гидромассаж, ношение специальных корректирующих корсетов и т.д. Лечебная физкультура при таких нарушениях позвоночного столба должна стать для ребенка незаменимым, регулярным занятием. Существующие комплексы ЛФК для детей с нарушением осанки при правильном применении под контролем врачей и инструкторов позволяют школьникам восстановить красоту осанки и забыть о потенциальных проблемах со спиной во взрослой жизни.
Ношение специальных корректирующих корсетов, задача которых сдержать процесс искривления позвоночника, решают проблему ребенка лишь наполовину. Зачастую их эффективность без физических упражнений невысока. В сложных случаях, когда нарушения осанки прогрессируют или связаны не только со слабостью мышц спины, врачи вынуждены прибегать к оперативному лечению и стабилизации позвоночного столба специальными металлоконструкциями. Такое лечение, к сожалению, не только длительное, снижает функциональные возможности спины, но и не может быть проведено до момента окончания роста позвонков, т.е. оно противопоказано до возраста 16-18 лет.