С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:
Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.
Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.
Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.
Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.
Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.
Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.
Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.
Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.
Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.
Нравственность можно назвать идеалом, масштабом оценки человеческого поведения. Но поскольку любой идеал в принципе недостижим, в обществе в целом, также как и в его отдельных ячейках, в том числе и в учебных заведениях, отсутствуют лица, профессионально занятые нравственным воспитанием. Как отмечал древнегреческий философ Протагор , в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя (гимнастики, музыки, математики) так или иначе учат добродетели.
То же самое можно сказать и о социальных институтах: семье, школе, трудовых коллективах, государстве. Все они выполняют свои функции и вместе с тем оказывают нравственное формирующее воздействие на людей.
Таким образом, из всех направлений воспитания нравственное воздействие осуществляется в наибольшей степени стихийно; более или менее целенаправленно оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные мысли и поступки. Каковы мысли и поступки человека, таковы и его нравственные качества. Так, проявляя отвагу в момент опасности, он формирует в себе качество мужественности. Именно поступок, а не слово содержит в себе потенциал нравственного воспитания. Выдающийся немецкий врач, философ- этик А. Швейцер (1875-1965) говорил: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».
Таким образом, нравственный поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Что же касается моральной назидательности, то она фактически является выражением беспомощности и прикрытием безнравственности. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши.
Нравственное воспитание — выражение потребности общества влиять на процесс, который является предельно индивидуализированным и в целом стихийным. Конечно, существуют ритуалы поведения, этикет, но этикет — это еще не нравственность.
Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.
Глубинные источники человеческого стремления к прекрасному коренятся, вероятно, в свойствах самой окружающей нас действительности, органической частью которой являемся и мы сами, в свойствах бытия, в его гармонической целостности, соразмерности частей, в присущих ему внутренних ритмах.
Опираясь на эти изначальные свойства бытия и свою собственную природу, люди признают прекрасным в жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным считается все бесформенное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в терминах космос и хаос, порядок и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.
Задачами эстетического воспитания является формирование прежде всего способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.
Другой его задачей является воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.
Еще одна задача эстетического воздействия состоит в том, чтобы сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.
И наконец, задачей эстетического воспитания является формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного б быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.
Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания , которые подразделяются на две основные группы .
В отечественной педагогической практике предпочтение отдается первой группе из указанных методов эстетического воспитания.
Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире. Это достигается путем усвоения основ правовой культуры и формирования таких качеств, как дисциплинированность, доверие к другим гражданам и государственной власти, сочетание патриотических и интернациональных чувств.
Очевидно, что эти качества могут возникать не только в результате субъективных усилий воспитателей, но и под влиянием объективного состояния общества, государства, уровня их демократического развития.
Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.
В педагогике разных цивилизаций, стран и народов физическое воспитание неизменно занимало важное место. Как восточные, так и западные учения исходили из признания необходимости гармонического развития человека, единства умственного, нравственного и физического воспитания. Отечественная педагогика опирается на систему физического воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).
Физическое воспитание в современной России использует весь спектр знаний и опыта в этой области, включая не только научные теории, но и народные традиции, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого тела и духа.
Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:
В систему физического воспитания в учебном заведении входят не только упражнения на занятиях по физкультуре, но и знания, получаемые в курсах биологии и некоторых других дисциплин. В эту систему входят и исторически сложившиеся виды игр, спортивные соревнования, туризм. Исключительную роль в этой системе играют и природные силы (солнце, воздух, вода), комплекс гигиенических факторов (здоровый режим труда и отдыха, организация питания, соблюдение санитарных норм в устройстве помещений).
Следует учитывать, что вся эта система не должна быть подчинена одной задаче достижения каждым обучающимся установленных норм физической подготовки, которые отнюдь не все могут выполнить. Подобный подход чреват опасностью исключения из занятий некоторой части обучаемых, которым эти нормы оказываются не по силам.
Важнейшей задачей физического воспитания является формирование здорового образа жизни. Известный отечественный ученый, историк, культуролог Б. Т. Лихачев называл это направление физического воспитания — «антиотравляющим воспитанием». Это процесс формирования отрицательного отношения к алкогольному, никотиновому и наркотическому отравлению организма, утверждения чувства отвращения и сознания необходимости противодействия пьянству, курению и наркомании. Эти социальные болезни стали сегодня настолько серьезны, что их преодоление требует использования фундаментальных мировоззренческих, смысложизненных идей.
Необходимость решения задач формирования здорового образа жизни становится особенно острой в условиях растущей индифферентности части молодежи по отношению к основным нравственным, общечеловеческим ценностям. В этой сложной работе свое место должны занять и религиозные конфессии.
Задача формирования здорового образа жизни отчасти решается введенным недавно в учебных заведениях России курсом «Основы безопасной жизнедеятельности». Но, по-видимому, он должен быть существенно дополнен специальными программами по антиалкогольному, антиникотиновому и антинаркотическому воспитанию. В этом направлении воспитательной работы особое значение имеет личный пример воспитателей.
Экологическое воспитание — направлено на овладение обучаемыми такими способами воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека, всею живого на Земле.
Основой экологического воспитания является осознание того, что человек живет в биосфере — уникальной динамичной, равновесной системе, возникшей в результате миллионов лет эволюции. С развитием промышленной и социальной деятельности увеличились масштабы вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды. В результате этого вмешательства часто наносится непоправимый вред биосфере, нарушается баланс естественных процессов, происходит отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т.п.
Все это и ставит перед экологическим воспитанием задачу формирования у людей четких представлений о допустимых границах воздействия человека на природу, методах ее сохранения, так как существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества.
Преподнесенные должным образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, будут способствовать выработке у обучаемых убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.
Конечный смысл экологического воспитания состоит в том, чтобы способствовать конкретной практической природоохранной деятельности, объектами которой должны стать все источники жизнедеятельности человека: земля, воздух, вода, животные и растения.
Все указанные содержательные направления воспитательной деятельности реализуются не изолированно друг от друга, а как система взаимосвязанных компонентов целостного воспитательного процесса. Это органическое единство воспитательной деятельности обусловливается единством, целостностью человека, выступающего в качестве объекта воспитательной деятельности. Умственные, нравственные, физические характеристики существуют в человеке вместе, а не порознь, в связи с чем и воздействие на них также должно быть комплексным.
Комплексный, целостный характер воспитательного процесса обеспечивается только при наличии ряда условии его организации, важнейшими из которых являются:
Только при наличии всех этих условий воспитательный процесс будет эффективным.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Направления воспитания Выполнила: студентка 3 курса Отделения ПвНК 14А Филиппова Шура Министерство образования и науки Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» Отделение «Преподавание в начальных классах»
Формальное схема видов воспитание
Духовно-нравственное воспитание Это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели Задачи: Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. Воспитание толерантной личности, умеющей любить людей и жизнь, путем приобщения к духовным национальным и общечеловеческим ценностям. Формы и методы приемы: проводятся в форме лекций и бесед на нравственную тематику, театральных постановок, просмотров и обсуждений фильмов, освещающих нравственные вопросы, литературно-музыкальных постановок и др.
Мероприятии Урок нравственности и доброты. Всемирный день инвалидов « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и ласковым быть» Лотерея вежливости, хороших поступков и добрых дел. Пасха- праздник праздников. Светлый праздник Рождества. Честность - прежде всего. Международный женский день. Всемирный День ребёнка « Международный День семьи ». «Эгоисты. Кто они?», «Учись владеть собой», «Ценности истинные и мнимые», «Толерантность», «От безответственности до преступления - один шаг», «Правила поведения в школе и дома», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» и т. п.
Эстетическое воспитание это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: Восприятие - это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве. Задачи: формирование гармоничной личности; развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное; закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов; побуждение к развитию творческих способностей.
Методы формы и приемы: беседы; школьные уроки и занятия, кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера в школе; тематические классные часы. Мероприятии: Мастерская Деда Мороза Творческая мастерская ко Дню учителя Участие в акции «Мы за чистоту речи» КТД «Классный уголок-представление нашего класса» «По одежке встречают» «Мама- первое слово …» Что такое хорошо и что такое плохо» Урок толерантности «Я+ ТЫ= МЫ» Классный час «Я вижу этот мир так …» Экологические рейды
Гражданское воспитание это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Задачи: воспитание уважения к государственной власти; воспитание любви к Родине и стремление к миру; воспитание дисциплинированности как неотъемлемой составляющей гражданина; воспитание патриотических чувств; воспитание культуры межнационального общения. Мероприятии: Связь поколений. Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2 . Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. Растим патриота и гражданина России. Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Мой край родной. Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. задачи: 1 . Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал. «Что значит быть россиянином?», «Духовное наследие России», «Уроки Победы», «Знаю ли я законы?», «Обязанность, долг, присяга?», «Женщины на защите Родины» и др.
Трудовое воспитание это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Цель: Задачи: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Мероприятии: Трудовая акция «Наш любимый школьный двор» Операция «Уют» -1 раз в четверть Беседа. Кем быть? «Ценность человеческого труда » Акция «Птичкины помощники» Мастерские к праздникам Организация дежурства, субботник Участие в дистанционной викторине «Угадай профессию» Организация ориентационных курсов в рамках предпрофильной подготовки «Профессии моей семьи». « Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться» « В мире профессий « Школа… А дальше?» « Путь в профессию»
Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний. главной целью физического воспитания, как одного из направлений комплексного воспитательного процесса в человеческом обществе, является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий. Задачи: приобретение специальных знаний, формирование естественно-научного мировоззрения школьников в сфере физической культуры; формирование умений инструктивно-методического характера, необходимых для самостоятельного использования различных видов и систем физических упражнений в целях организации активного отдыха, повышения работоспособности, укрепления здоровья, спортивной тренировки; расширение функциональных возможностей организма путём воздействия физическими упражнениями на развитие основных физических качеств, органов и систем; обогащение двигательного опыта школьников путём освоения разнообразных двигательных умений и навыков; содействие укреплению здоровья, нормальному физическому развитию; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и индивидуальных свойств личности;
Мероприятии «В здоровом теле - здоровый дух » «Спорт в моей жизни » «Великие спортсмены мира (моей страны)» «Возникновение разных видов спорта » « Спорт в древности » «Экстремальные виды спорта » «Любимый вид спорта » «Вредные привычки » «Наркотик - путь в никуда » «Пивной алкоголизм: мифы и реальность», «Курить - здоровью вредить», «СПИД- чума XXI века», «Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом» и др.
Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и воспитание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.
Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.
Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.
Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит формированию волевых качеств.
Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим, самому себе.
Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.
Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культуры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.
Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил личности. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые принципы организации учебного труда и воспитательной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.
Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство уважения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего условия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т. п.
Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвоение действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлетворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (способность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и действиях человека, в общении с другими людьми).
Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.
Экологическое воспитание предусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, бережное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологического воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредственный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фигурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управленческих решений и др.
Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные области социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государственного устройства), административное право (регулирующее организацию и деятельность аппарата государственного управления), гражданское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Украины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в охране правопорядка.
К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; проведение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологического “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоактивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически употребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с целью преодоления пагубных привычек.
Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве.
Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мышления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.
Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украине церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учебно-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалистическом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхода к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обучаться в альтернативной конфессиональной школе.
Формирование мировоззрения школьников. Умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками. Актуальность патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.
Традиционно в содержании воспитания выделяются следующие направления: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками.
Формирование мировоззрения. Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды и убеждения. Современная российская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов школьников.
Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.
Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Система умственного воспитания включает формирование знаний, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные пути реализации данной системы – обучение и внеклассная работа.
Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.
Нравственное воспитание понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Система нравственного воспитания включает нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в деятельность, требующую проявления нравственных качеств. В свое время Д. Локк в систему нравственного воспитания включал показ нравственного образца воспитателем, сообщение знаний, организацию ситуаций, требующих от воспитанника нравственного поведения.
Показателями нравственной воспитанности являются: знание нравственных норм, потребность и умение выполнять нравственные правила, способность переживать нравственные чувства.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.
Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.
Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. В трудах классиков педагогики очень высоко оценивалась роль труда в общем развитии личности (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, К. Д. Ушинский и др.). И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко на практике осуществили идею соединения производительного труда с обучением и воспитанием.
Основными видами труда являются учебный труд, труд по самообслуживанию, уроки ручного труда и в учебных мастерских, общественно полезный труд, производительный труд. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве.
Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускника к выбору профессии.
Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Отечественная система физического воспитания была создана в XIX веке П. Ф. Лесгафтом.
Систему физического воспитания составляют физические упражнения и формирование знаний в учебном процессе, система внеурочной и внеклассной воспитательной работы, система работы учреждений дополнительного образования. К средствам физического воспитания относят гимнастику, игры, туризм, спорт, а также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы.
К показателям физической воспитанности относят развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.
В настоящее время в содержание воспитание включено такое направление, как формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.
Понятие патриотизма неразрывно связано с интернационализмом , которое означает качество личности, выражающееся в осознании равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.
Похожая информация.
На протяжении столетий не утихают споры по поводу необходимости воздействия воспитательного процесса на формирование личности. Воспитательная роль характеризуется по-разному, начиная от полного отрицания необходимости воздействия одного человека на другого и заканчивая признанием его единственным возможным способом правильной передачи опыта и информации детям.
Действительно, ни один из видов воспитания не может сформировать личность (этому мешают наследственность и социальная среда), однако его влияние на развитие человека доказано и оправдано.
Выбрать воспитательную модель непросто: она зависит от индивидуальных особенностей детей. В данной статье рассмотрим разнообразие подходов к воспитанию, его цели и основные методы.
В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что понятие воспитания рассматривается в двух направлениях:
Если в первом случае взаимодействие воспитатель и воспитанник осуществляется по подготовленному плану, то социальное воспитание является непрерывным и постоянно видоизменяющимся процессом. Меняются общественные взгляды – происходят изменения в процессе передачи накопленного опыта и знаний.
Оба направления базируются на видах воспитания, обладающих специфическим содержанием.
Каждый из этих видов имеет структуру, цели и методы воспитания. Но все они объединены общей целью: выявить и развить природные дарования каждого человека, учитывая его индивидуальные возможности.
Классификаций видов воспитания, каждая из которых базируется на определенном признаке, много.
Их различают по форме воздействия, содержательной структуре, воспитательному объекту, а также по форме доминирующих отношений.
Рассмотрим основные виды воспитания и их возможности в процессе развития личности.
Умственное воспитание призвано развивать возможности интеллекта, а также интерес к познанию нового.
Основы нравственного воздействия призваны научить соблюдать моральные правила общества.
С помощью трудового воздействия происходит воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе и оценке своей деятельности, накопление профессиональных навыков.
Эстетическое воспитание является фактором, благодаря которому развивается вкус и возможность воспринимать и оценивать прекрасное.
Развитие физических качеств позволяет сохранять здоровье, развивать волю и стремление к успеху.
Развитие гражданского долга является важной частью всей системы процесса воспитания. Формирование ответственности за будущее своей страны начинается с любви к семье, окружающим людям.
Современные условия жизни призывают больше внимания уделять экономическому развитию. Ребенок должен уметь ориентироваться в экономических реалиях в рамках семейных и профессиональных отношений, иметь понятие о формировании экономики страны.
Правовое воспитание призвано знакомить ребенка с правами и обязанностями гражданина, а также нормами ответственности за несоблюдение законов.
Семейное воспитание является основным видом воздействия взрослого на подрастающую личность. С его помощью происходит развитие всех перечисленных видов воспитательного воздействия. Именно семья закладывает основы формирования гармоничной личности, учит правилам выбора жизненного пути, нормам поведения.
Религиозное воспитание подразумевает развитие, основанное на догматах определенной конфессии. Основа религиозного видения мира заключается в наделении сущности бытия сакральным смыслом и требует выполнения определенных правил поведения в быту и обществе.
Свободное воспитание призвано предоставить ребенку максимальную свободу выбора в развитии. Считается, что нельзя вмешиваться в процесс самоопределения воспитанника, его можно только направлять и демонстрировать собственным примером возможные пути.
Социальное воспитание стоит на одной ступени по степени важности с семейным, так как его цель – продолжить основы развития, заложенные в семье в специальных педагогических учреждениях.
Как видим, цели всех видов воспитания призваны содействовать всестороннему и гармоничному развитию подрастающей личности. Многие из них эффективно «работают» в совокупности.
Правильно выбранный метод позволяет добиться максимальных успехов в процессе воспитания. Именно поэтому методологические основы воспитания являются базой, на которой строятся все модели и виды этого процесса.
Методы определяют способы влияния на сознание личности. Различают прямое и косвенное воздействие.
Первый путь слишком прямолинейный и не всегда имеет должного воздействия, так как возможны проявления негативизма и отторжения со стороны воспитанника. Косвенное воздействие позволяет с помощью искусственно созданных ситуаций воздействовать на сознание ребенка опосредованно.
Также различают вербальное воздействие, цель которого оказывать воздействие с помощью слова, и не вербальное, базирующееся на жестах, интонации, мимике и т. д.
Методология воспитательного процесса построена на совокупности методов и приемов, так как нет совершенного метода, который подходил бы каждому воспитаннику. Учитывая этот факт, воспитатель в процессе работы может и должен совершенствовать и дополнять используемые методы в зависимости от целей, которые он преследует, а также индивидуальных особенностей детей. Те изменения, которые вносит каждый конкретный педагог в процессе работы, называются приемами.
Приемы являются частью метода, поэтому их использование оправдано в разных методологических сферах. Так, один и тот же прием может использоваться в разных методах и, наоборот, несколько приемов находят применение в одном методе.
Методологические основы воспитания базируются на выборе оптимального решения, с помощью которого происходит развитие личности.
Основу методов воспитания составляют факторы, которые обязательно нужно учитывать:
Выделяют несколько классификаций методов воспитания. Мы остановимся на самой распространенной, которая рассматривает воспитательный процесс с точки зрения интегрирования трех методологических сторон: цели, содержания и средств поощрения или наказания.
Исходя из этой классификации, выделяют 4 группы методов:
Нельзя обойти стороной и классификацию методов, которая базируется на системном и структурном подходе. В этой классификации выделяют такие группы методов:
Ни одна из классификаций (а мы уже упоминали, что их достаточно много) не только не противоречат, но и дополняют, обогащают друг друга.
Каждый метод важен и нужен по-своему. Однако следует выделить несколько основополагающих моментов, на которых базируется весь воспитательный процесс.
Основной метод воспитания – убеждение, с помощью которого происходит воздействие на сознание, эмоции и чувства воспитанника.
Убеждение является способом доказательства определенной идеи, которое базируется на цепочке последовательных доказательств. Этот способ воздействия интеллектуальный, так как он оперирует знаниями и опытом воспитанника, призывает к критическому осмыслению предоставленной информации, позволяет давать ей оценку.
Для того чтобы этот метод работал эффективно, необходимо соблюдать ряд требований:
Работая с данным методом, воспитатель должен демонстрировать хорошие познания в рассматриваемом вопросе, быть убедительным, вызывая убеждениями ответную эмоциональную реакцию учащихся.
Структура метода состоит из 3 частей:
Тезис – та идея или мысль, правдивость которой требует доказательства.
Доводы (аргументы) – последовательные действия, которые доказывают истинность суждения.
Демонстрация – подкрепление доказательств жизненными примерами. Последняя часть обязательно требует подведение итогов, логических выводов, подтверждающих истинность проведенной работы.
Остановимся на доказательной базе, которая строится по логическим законам:
Убеждение может использоваться наряду с такими методами, как внушение и заражение.
В воспитательной работе большое значение имеют методы поощрения и мотивации, так как с их помощью ребенок приходит к осознанию правильности выбора и понимает необходимость дальнейшего развития.
С этой позиции выделяют такие методы, как оценка педагога, поощрение, мнение общественности, наказание.
Оценка педагога – важный критерий мотивации детей, особенно младшего возраста. Так как авторитет взрослых очень важен для малышей, положительное оценивание их достижений педагогом является стимулом для дальнейшего развития. В случае негативных отзывов ухудшается не только продуктивность работы воспитанников, но и их эмоциональное состояние, вплоть до появления отрицания всей совместной деятельности.
К тому же положительные эмоции являются важной предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Если педагог все время негативно высказывается об интеллектуальных успехах ребенка, малыша покидает надежда стать успешным. Мысль о том, что он никогда не сможет продуктивно обучаться, прочно закрепляется в сознании и не позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшем.
Одним из критериев успешности для воспитанника является вид поощрения, который выражается в положительной оценке его деятельности.
Без этого педагогического воздействие воспитательный процесс не может быть успешным. Поощрение помогает закрепить положительные навыки. Его действие базируется на вызове положительных эмоций, которые являются двигателем любого развития.
Существует несколько видов поощрений:
Наказание такой же важный компонент мотивации, как и поощрение. Оно призвано вызвать чувство вины за совершенные негативные поступки и стимулировать к исправлению.
Однако способы наказания обязаны быть гуманными, без оскорбления чувств собственного достоинства воспитанника. Их обязанность – мотивировать на дальнейшую работу, а не «убивать» желание сотрудничать.
Рассмотрим основные способы наказаний:
Все виды воспитания базируются на определенных методах, использование которых является обязательным. Учитывая большое разнообразие данных средств, применять их можно и нужно в совокупности, учитывая особенности детского коллектива и отдельно взятых воспитанников. Ведь только в этом случае процесс развития и воспитания подрастающего поколения будет успешным.