Как воспитывать мальчишек. Выбор правильной тактики. Сложный возраст с семи до четырнадцати лет

16.10.2019

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

В современном мире часто можно услышать, что настоящих мужчин, рыцарей, не осталось. Многие считают, что мужчин способных на подвиг и самопожертвование просто нет. Хотя это неправда и настоящие, заботливые мужчины есть, впрочем, их действительно не так много как хотелось бы.

Виновато в этом современное воспитание мальчиков в последние двадцать – тридцать лет. Часто мальчиков воспитывают только бабушки и мамы. В детских садах и школах тоже работают преимущественно женщины. У мальчика просто нет примера для подражания. Отец или дед, даже если мальчик растет в полной семье, они так сильно загружены работой или своими интересами, что на сына или внука им просто не хватает времени. Как воспитывать мальчика, если рядом нет мужчины? А мамы и бабушки так беспокоятся за свое чадо, что начинают ограничивать будущего взрослого человека, своего защитника, во всем. Как часто можно услышать это беспокойство на улице: «Не беги, упадешь, расшибешься, поставь сумку – она тяжелая и тому подобное».

В результате такого воспитания и гипертрофированной заботы вырастает мягкотелое существо, неспособное к принятию собственных решений. А ведь мужчина, прежде всего, должен уметь решать проблемы и решать их верно. Как же вырастить из мальчика настоящего мужчину?

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Раньше в крестьянских многодетных семьях воспитание детей делилось на три периода, каждый из которых длился семь лет:

  • Младенец.
  • Отрок.
  • Юноша.

Первые семь лет ребенка считали младенцем , несмотря на это, детей уже начинали приучать к домашнему труду. Это был первый этап воспитания. До семилетнего возраста, мальчик должен был научиться держаться в седле и управлять лошадью, пасти скотину, помогать отцу на полевых и хозяйственных работах.

С семи до четырнадцати лет мальчик или как тогда называли отрок, уже получал собственную работу по хозяйству, за которую нес ответственность перед семьей. В этом возрасте мальчишек учили пахать землю, а зачастую отдавали на работу к другим людям, например, в пастухи или подмастерья. Поэтому к четырнадцати годам мальчик уже умел делать все, что положено уметь взрослым мужчинам: работать на пашне, убирать и следить за скотиной, ходить на охоту и ловить рыбу, был обучен какому-либо ремеслу.

В последнюю семилетку, до двадцати одного года молодой человек оттачивал свое мастерство в выбранном деле и становился женихом, полностью готовым для взрослой, семейной жизни, его уже можно было назвать настоящим мужчиной.

В современном мире, в городах, конечно, никто не учит детей пахать или следить за скотиной, но все люди живут в квартирах или собственных домах и у всех есть свое домашнее хозяйство, к которому надо приучать и детей. Как правильно воспитать мальчика в современном мире?

Воспитание малыша от рождения до трехлетнего возраста

Воспитание мальчика это очень ответственный процесс в котором обязательно должны участвовать и мама, и папа.

В основном воспитание ребенка до трех лет - это мамина забота, но в воспитании детей и отец должен принимать активное участие. Прежде всего, даже совсем еще маленькие мальчики, должны видеть заботу отца о семье. Это и тяжелые работы по дому , такие как ремонт каких–либо вещей (мебели или бытовой техники), обеспечение семьи провизией, и обязательно молодой папа должен играть с сыном и обучать его помогать маме, чтобы у маленького сына закладывалось понятие о том, как ведет себя взрослый, настоящий мужчина. К трехлетнему возрасту, сын вполне способен помогать отцу или матери в простых домашних делах: что–то поддержать или подать легкий инструмент.

Воспитание мальчика с трех до семи лет

К трем годам дети начинают понимать свой пол. Как воспитывать мальчика в этот период? В это время очень важен пример отца. С этого возраста малыши сыновья стараются походить на отца или деда. Копируют их привычки и поступки, отец с этого времени становится авторитетом для сына. Часто сын хочет помогать отцу в его делах, никогда нельзя в этом отказывать мальчику. Хотя участие трех – пятилетнего сына в работе скорее мешает, чем помогает. Но парень, который получил гордое звание – отец, должен быть терпелив и уметь найти такое задание для сына, чтобы маленький помощник смог его выполнить.

В возрасте от трех до семи лет, можно увидеть какими интересами и талантами обладает ребенок. Возможно, малыш умеет красиво подобрать себе костюм или его интересует приготовление еды для семьи. Ведь такие профессии , как портной или повар скорее мужские. История знает больше модельеров мужчин, чем женщин.

Может быть, ребенок все время, что-то мастерит из детского конструктора и когда вырастит, станет инженером. Если ребенок разрисовал обои в коридоре, не нужно его сильно ругать, по всей видимости, это художник или архитектор просто надо купить ему бумагу для рисования. А может быть, малыш все время барабанит по кастрюлям и отбивает ритм. Не музыкант ли это? Даже если малыш все время рвется к компьютеру, нельзя и это запрещать, вероятно, это будущий программист.

В этом возрасте родители часто сталкиваются с такой проблемой, как непослушание ребенка. Очень важно понимать и отличать когда ребенок делает случайные ошибки, а когда не слушается воспитателей намеренно, из упрямства или назло. Если малыш делает что–то неправильно по незнанию, то надо спокойно объяснить и указать ему на его ошибки. Ни в коем случае нельзя при этом унижать и выставлять ребенка глупым, неразумным человеком. Такое поведение родителей приведет к обидам и комплексам, даже может оттолкнуть ребенка и больше со своими вопросами мальчик не обратится к матери или к отцу, а пойдет искать ответы в другом месте, например, на улице.

Если ребенок намеренно не слушается, то надо выяснить причины плохого поведения:

Исходя из этих причин неправильного поведения ребенка, надо корректировать процессы воспитания. Давать возможность будущему мужчине самому принимать решения, больше общаться с родителями и другими детьми. Не позволять делать чаду все что угодно, лишь бы не плакал и следить за состоянием здоровья.

Слово нельзя должно звучать как можно реже и обозначать реальную угрозу для ребенка. Если что–то нельзя, то это никогда нельзя. Не должно быть так, что сегодня можно, а завтра нельзя или мать что–то разрешает, а отец это же действие запрещает. Никогда родители не должны обращать внимание на истерику ребенка, малыш должен научиться понимать, что криками и воплями он ничего не добьется. Конечно, если чадо орет на улице или в другом общественном месте , то надо постараться переключить его внимание. В магазине надо попросить капризулю помочь собрать товары в корзинку, на улице можно обратить внимание непоседы на птичек, кошечек, собачек или другие предметы, чтобы ребенок забыл, по какому поводу он скандалил.

Очень важно, чтобы маленький человек понимал причинно-следственные связи своего плохого поведения. Когда ребенок начинает разбрасывать свои игрушки и при этом кричать не надо тут же бежать и приносить эти игрушки малышу, их надо собрать и убрать. Он должен знать, если он что-то выкинул, то этого больше нет. Лишение игрушек в таком варианте уже будет наказанием для малыша. Когда дети отказываются от еды, не надо уговаривать, надо дать понять ребенку, что если он сейчас не съест завтрак, то до обеда ничего из еды он не получит.

Ни при каких обстоятельствах нельзя заниматься рукоприкладством. Существует такая поговорка: «когда заканчиваются слова, в ход идут кулаки», то есть если родитель начинает бить свое чадо, это не ребенок виноват, а родителю стоит пересмотреть методы своего воспитания. Рукоприкладство в отношении мальчиков утвердит в нем понятие, что кто сильнее тот и прав. Соответственно этому правилу мальчишка и будет расти, добиваясь своего исключительно силовыми методами.

Основные законы воспитания

Начинать правильное воспитание по этим законам нужно как можно раньше. В старину говорили, что дитя надо воспитывать пока он поперек лавки лежит. Стоит прислушаться к мудрости предков. Нельзя развивать в семье такое понятие, как детоцентризм, когда вся семья «пляшет» только вокруг интересов ребенка, всегда надо помнить, что не стая идет за детенышем, а детеныш за стаей.

Сложный возраст с семи до четырнадцати лет

Возраст, когда мальчик постепенно превращается в юношу. В этом возрасте мальчики ищут мужской компании, заводят друзей. Мать в этом возрасте становится примером женского образа для сына. Очень важно, чтобы мама начала относиться к сыну как к взрослому мужчине. Многим матерям это очень сложно, они привыкли, что это их маленький, любимый сыночек, которого они выносили, родили, воспитали и не могут принять тот факт, что сын вырос.

Именно в этот период мать должна начать относится к сыну по–другому. Она должна понимать, что сын растет и превращается в мужчину, который впоследствии заведет свою семью. Это не значит, что мать должна меньше любить сына, но она должна понимать его и давать больше свободы для принятия мальчиком самостоятельных решений. Не столько давать указания, сколько советы и не забывать, самой советоваться с сыном, давая понять ему, что он уже взрослый. Просить ребенка об элементарной помощи, например, принести продукты из магазина, потому что женщина не должна носить тяжести, уступить место в транспорте и тому подобное.

Пример отца также очень важен в процессе становления мужского характера сына. Если отец заботится о семье, прислушивается к желаниям детей, готов прийти в любой момент на помощь, галантен по отношению к жене (матери), то и сын вырастит таким же . Но если в семье постоянные скандалы и взаимные упреки, то, скорее всего, мальчик пойдет искать совета и помощи у друзей на улице.

Начиная с четырнадцати лет и до восемнадцати, происходит закрепление полученных мальчиком навыков. Зачастую четырнадцатилетний подросток еще не выглядит юношей и порой страдает от этого, особенно если в семье есть старший брат, который уже похож на взрослого дядю. В этом возрасте ни в коем случае нельзя относиться к мальчику как к маленькому, а тем более считать его глупым. К восемнадцати годам сын вырос, и то, каким он вырос, зависит от воспитания и окружения мальчика в детстве.

Период, когда начинается воспитание мальчика 5 лет, психология отсчитывает с момента его рождения. Это возраст, в котором происходит осознание и переработка всей полезной информации, собранной об окружающем мире. В это время к ребенку начинают относиться как к сформировавшейся личности, которая в состоянии услышать аргументы, совершить последовательные действия, усвоить определенные нравственные нюансы, связанные с половой принадлежностью. Это не милый , который, спотыкаясь, делает первые шаги. Это уже личность, в формирование которой нужно вносить возрастные и нравственные коррективы.

Дети в этом возрасте требуют примерно одинакового подхода. Считается, что девочки более усидчивы, а мальчики склонны к всплескам энергии и беспокойства, но на самом деле все зависит от обстановки, в которой ребенок перманентно пребывает. Большую роль играет то, что в него вкладывалось в предыдущие пять лет. Очень многое в современном мире зависит от того, насколько ребенок адаптирован к социуму, посещает ли детский сад, единственный ли он в семье, и даже старший он или младший, если у него есть брат или сестра. Воспитание — это не назидательные поучения, поминутное одергивание, насильственное внедрение этических норм путем поучений и утверждений о том, что можно, а что нельзя.

Это взаимный процесс, в котором участвуют взрослые и дети, и который каждому видится с его собственной, единственно правильной точки зрения. Взрослый способен оценивать свои поступки, их последствия, принудить себя к выполнению ежедневных, монотонных действий вроде застилания кровати и чистки зубов, в то время как ребенок зачастую еще не может представить себе последствия сделанного и считает, что от ежедневной рутины можно уклониться. Обязанность и право взрослого человека, который с уважением и пониманием относится к формирующейся личности, — внедрить необходимые знания в психику малыша с максимальным тактом и информативностью, не ущемляя при этом его самостоятельность (не важно, мальчик это, или девочка).

Ребенок требует и заслуживает любви, но это чувство не должно быть слепым и всепрощающим, иначе дальнейшее формирование человеческой личности превратится в трудноуправляемый, а затем и вовсе неконтролируемый процесс, справиться с которым взрослым окажется не под силу. 5 лет — это тот возраст, когда мальчик или девочка должны понимать, что отношение родителей к ним не зависит от половой принадлежности или от того, кого они хотели иметь. Он должен знать, что его любят таким, какой он есть, за то, что он плод союза двух родителей, за сам факт его существования, но дальнейшее право на эту любовь он должен заслужить.

Преступление и наказание, любовь и ласка

Дети в 5 лет, особенно мальчики, склонны к шалостям, пререканиям, отступлению от правил, которые кажутся родителям несомненными. Это возрастная особенность. Ребенок уже в достаточной мере владеет речью, чтобы отстаивать права, которые, как ему кажется, он получил, вступив в определенный возраст. Это особенно проявляется, если ребенок один в семье, и взрослые расходятся во взглядах на его поведение. Там, где считает наказание справедливым, и бабушка вступаются, утверждая, что он еще совсем маленький. Особенно тяжелые ситуации возникают, когда взрослые вступают в споры о взглядах на , переходя к взаимным оскорблениям при ребенке.

Это не означает, что наказывать мальчика следует за малейшую провинность, но излишняя мягкость, равно как и излишняя суровость, часто приводит к обратному результату. В этом возрасте наказание необходимо, но, прибегая нему, следует помнить о некоторых условиях.

  • Наказание необходимо, если до этого ребенок уже совершал подобные действия и ему неоднократно, мягко и доступно разъясняли, почему так делать не следует. , потому что это иногда травмирует не только психику. Лучше лишить чего-то, что ощутимо подействует, например, возможности поиграть в компьютерную игру или давно ожидаемого похода в зоопарк, цирк.
  • Процесс должен осуществляться без участия посторонних. Если на него пожаловались на улице, лучше увести ребенка домой и поговорить там, где он не будет подвергаться публичному унижению. Это актуально даже в тех случаях, когда проступок значительный.
  • Мера воздействия не должна касаться жизненно необходимых вещей. Нельзя наказывать лишением ужина, сна, отбирая одежду, заставляя испытывать унижение и беспомощность. Лучше попросить ликвидировать последствия сделанного, например, извиниться перед родным или близким человеком.
  • В этом возрасте следует и связанных с ней обязанностях. За проступки по отношению к девочкам или женщинам наказание следует проводить с подробным разъяснением недопустимости их повторения.

Взрослая жизнь: угроза или необходимость

Как воспитывать мальчика 5 лет? На что надо обратить особое внимание? Воспитание в этом возрасте включает подготовку к более ответственному этапу в его жизни. Ведь ребенок уже скоро пойдет в школу. Это дополнительная нагрузка как для родителей, так и для детей, потому что на сегодняшний день там уже требуются некоторые навыки. С этим намного проще, если ребенок посещает детский сад, но и мама с папой тоже должны с ним заниматься. Какие бы сложности не встречало домашнее обучение, ни в коем случае не следует говорить детям, что они тупы, глупы, не способны к восприятию информации. Это не только отобьет охоту к дальнейшим занятиям, но и существенно занизит самооценку малыша.

И уж тем более не стоит запугивать его фактом грядущего похода в школу. Лучше стократно объяснить ему, что знания нужны ему самому, проявить такт и терпение, настойчивость и дар убеждения. В каких-то случаях ребенка можно заставить усвоить информацию, а в каких-то — постараться ему все объяснить. В определенных ситуациях необходимо просто выучить задание. Если не получится — купить курс игрового, компьютерного обучения. Взрослая жизнь — не страшный призрак, маячащий перед глазами, а просто следующий жизненный этап.

Любовью можно добиться большего

Как воспитать мальчика 5 лет? Прежде всего любить. Постоянно подчеркивать свою любовь, не стесняться говорить о ней, не бояться лишний раз поощрить, погладить по голове, поцеловать, причесать, поправить одежду, прижать к себе. Не слепо потакать всем прихотям, но и не отказывать в чем-то, что можно дать, из-за неприятностей на работе, семейного конфликта или просто плохого самочувствия.

Не надо бояться, что он вырастет балованным и изнеженным, потому что суровости и окриков ему еще предстоит много увидеть на взрослом этапе жизни, который уже не за горами. Не стоит говорить ему, что он маленький, но и думать, что он уже достаточно вырос в пять лет для полного осознания своих поступков тоже преждевременно. Надо разговаривать с ним на разные темы, отвечать на вопросы, его интересующие. Лучше это делать прямо и честно, не боясь, что он не поймет.

Необходимо относиться к нему серьезно. В первую очередь его следует уважать и любить как личность, которая появилась на свет, выросла и уже отчасти сформировалась.

Как правило, этапы развития личности ребенка делят на три этапа: до года, от года до шести, от шести до тринадцати лет, и от четырнадцати и старше. Это связано с тем, что в эти периоды проявляются свои особенности.

В возрасте до года младенец – не имеет значения, мальчик или девочка – привязан к маме. И в принципе, основные составляющие режима малыша предполагают участие мамы. Естественно, все члены семьи поочередно помогают искупать младенца, сходить с ним на прогулку и т.д. Но каждые два часа ему нужна мама. И это справедливо и в отношении девочек, и в отношении мальчиков.

Дальше подходит время готовить ребенка в ясли, кто желает, или в детсад – тогда еще есть время для этого. Но, по мнению психологов, мальчиков отдавать в ясли как раз не желательно. И если есть возможность хотя бы до трех лет оставить его дома, стоит этот шанс использовать. Дело в том, что мальчики гораздо хуже девочек переносят разлуку. И время адаптации в детском саду (а в среднем оно составляет не меньше месяца) у мальчиков дольше – вплоть до года. А девочки привыкают к новому коллективу и обстановке гораздо легче и быстрее.
Говорят, что мальчики вообще гораздо больше нуждаются в проявлениях любви, словно напитываются ею в семье. Очень важно, чтобы мамы мальчиков больше разговаривали с ними и вместе играли. В возрасте до трех, и даже до шести лет мама для мальчика стоит на первом месте. Хотя это вовсе не означает, что папам стоит в первые шесть лет отстраниться. Любому ребенку нужна полноценная семья. Тем более, что без папиной твердой руки и дисциплины преодолеть кризис трехлетнего возраста было бы сложно. Ведь мамы гораздо легче идут на поводу у маленького капризули, а это может осложнить отношения с малышом и аналогично – его с окружающими людьми на многие годы.

Воспитывая сыновей, далеко не все родители четко понимают как правильно воспитывать мальчика и когда заканчивается одна стадия взросления и начинается другая. Но когда пытаешься отслеживать изменения в характере ребенка из года в год, понимаешь, что отчасти психологи правы. Так, некоторые мамы, в одиночку воспитывающие сыновей, огорчаются, что в определенном возрасте сын стремится больше времени проводить в мужском коллективе. В идеале – с отцом, если его нет – с дедушкой и т.д. И действительно, это особенно заметно, когда ребенок идет в школу. Не случайно, в общении мальчиков десяти-тринадцати лет беседы об отцах достаточно частое явление.

Итак, до шести лет сын вполне комфортно чувствует себя в обществе мамы, лет с шести и до тринадцати-четырнадцати на первом месте у мальчика мнение и авторитет отца. Но нужно быть готовыми к тому самому переходному возрасту, когда родители уходят на время на второй план, когда сложившаяся в семье система отношений между родителями и сыном начинает давать сбои. В это время, как показывает опыт многих поколений, крайне важно найти достойного наставника для сына. Раньше это был опыт ученичества, когда подростков на два-три года отдавали на обучение другому мужчине.

И действительно, пытаясь самоутвердиться, подросток принципиально не слышит советов родителей, потому что не желает, чтобы к нему относились, как к ребенку. И тот же совет от другого человека – может казаться ему не лишенным смысла. Собственно, задача наставника – подготовить подростка к взрослой жизни, научить принимать взвешенные решения и помочь поверить в свои силы.

И все-таки разные

Сегодня в моде «унисекс», гендерное равенство и прочие новомодные ценности. Но, что бы нам ни внушали средства массовой информации, мальчики и девочки с рождения играют в разные игры, и даже в кубики играют по-разному: мальчики строят башни, а девочки – выстраивают горизонтальные конструкции. Девочки гораздо чаще стремятся поддержать новеньких в коллективе, а мальчикам для знакомства нужно гораздо больше времени, они предпочитают держаться в стороне. Казалось бы, дети есть дети. Но опыт многих поколений показывает, что различия в воспитании мальчиков и девочек неизбежны. И учитывать это крайне важно для них самих.

Роль отца и матери в воспитании мальчика 6-13 лет

Сейчас все чаще дети воспитываются в неполных семьях. И мальчиков часто воспитывают мама, бабушка, в лучшем случае дед. А ведь лет с шести для мальчика крайне важно видеть рядом с собой мужчину, который сможет его научить, собственно, мужчиной стать.

Нам, матерям, нужно быть крайне внимательными в этот момент. Ведь даже наши отзывы о мужской половине могут отпечататься в мозгу ребенку и впоследствии отравить ему жизнь. И мы должны, что называется, следить за своими высказываниями в адрес мужчин. Ведь на кону не только психологическое здоровье собственного ребенка, но и отчасти картина его будущей жизни. Да, одинокая мать может вырастить прекрасного сына, главное своей чрезмерной опекой и заботой не превратить его в неженку, или «мимозу».

Если же есть папа или дедушка, дядя или старший брат, то роль образца мужественности в жизни ребенка предстоит сыграть им. Но что делать? И как правильно воспитывать мальчика?

Папа в центре внимания

Лет с шести мальчики просто обожают находиться именно в мужской компании. И хотя они по прежнему любят маму, стараются ассоциировать себя с мужской половиной семьи. Походы в гараж, езда на велосипеде, игра в футбол и так далее – становятся любимыми занятиями для мальчика, особенно те из них, которые предпочитает папа или дедушка.

Конечно, в это время папам настоятельно рекомендуют присмиреть и олицетворять собой эталон мужчины. Но это женский взгляд на проблему воспитания. Мальчикам рано или поздно придется вливаться в социум, и они должны знать, как себя вести в той или иной ситуации, учиться общаться с разными людьми. И конечно же, своего папу или деда они любят и знают такими, какие они есть. Стоит ли ради «идеального результата» экстренно перевоспитывать всю семью? Ведь главное, чтобы это общение между сыном и папой доставляло удовольствие им обоим.

Равнодушие хуже ненависти

Психологи и ученые не раз доказывали, что равнодушие – самая опасная эмоция в отношениях. Подтверждение тому – поведение мальчиков, которых игнорируют собственные отцы. Иногда это происходит в силу занятости, частых командировок или сдержанного темперамента отца.

Но результатом такого равнодушия может стать крайне агрессивное поведение ребенка. Если сын раз за разом устраивает в школе провокации, дерется со сверстниками, грубит учителям, эту причину стоит рассмотреть в первую очередь. Мальчику после шести лет общение с отцом крайне необходимо. И поскольку речь идет о собственном сыне, родителям нужно позаботиться о том, чтобы оставалось время и силы для общения мальчика с мужской половиной семьи. В идеале – с отцом или дедом.

Мама как мама нужна всегда

Многие мамы, сами того не замечая, перестают проявлять нежность к своим повзрослевшим сыновьям. Особенно, если в семье есть более младшие дети. Но парадокс в том, что чем старше становятся сыновья, чем ближе к переходному возрасту, тем большая уверенность в маминой любви им нужна. Представьте, если даже взрослому человеку для эмоционального комфорта нужно не меньше восьми объятий в день, можно ли лишать проявлений нежности своего сына! Если мама в силу воспитания или темперамента эмоционально холодна, у сына во взрослой жизни могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом. В дальнейшем такие люди замыкаются в себе, скупы на проявления чувств и часто эгоистичны. Да и со своими сверстниками тоже.

Так хочется, чтобы наши дети всегда чувствовали себя любимыми и полноценными. Да, безусловно, зависит их мироощущение не только от них самих, но и от того вклада, который в его становление внесли родители. Будет ли сын открыт миру, или оградится от него. Будет ли он открыт для общения или замкнется в себе на долгие годы. Многое зависит и от нас, родителей.


Особенности воспитания сына от четырнадцати и старше

Как бы ни модно было рассуждать о гендерном равенстве, совершенно очевидно, что воспитание мальчика и воспитание девочки должны строиться на разных принципах. Да, переходный возраст – сложный период и в жизни подростка и в жизни его родителей. Это как болезнь. Ее просто надо пережить. Как бы нелегко это ни было.

Наверное, многие помнят свои 14-16 лет, когда появляется непонимание между тобой и родителями, когда ты задумываешься о многих жизненно важных вещах – от самосознания до своей роли в обществе. Когда ты мечешься между одиночеством и доказать свое право быть собой. Но когда ты подросток, проблемы видятся иначе. И попытки родителей достучаться и помочь советом просто бессмысленны – в это время вы чаще всего говорите на разных языках.

Но оставить попытки достучаться до своего повзрослевшего ребенка тоже не выход. Да, он пытается вести себя как взрослый, он ищет себя в этом мире, но пока его нельзя упускать из вида. Слишком мало жизненного опыта, его еще нет, и слишком много соблазнов и желающих воспользоваться юношеской наивностью. Вы должны деликатно направлять своего мальчика. А он – знать, что в любой ситуации у него есть надежный тыл, что его поймут и поддержать. И выручат.

Не пугайтесь, это гормональный взрыв

Сложно представить, но в подростковом возрасте уровень гормонов, а поскольку речь идет о мальчиках, то тестостерона резко увеличивается – примерно в 5-8 раз. Значительные перемены происходят в характере. Если когда-то нам, родителям, пришлось пережить первый переходный возраст ребенка – трехлетний рубеж, теперь все эмоции и связанные с этим сложности помножьте на n. И если тогда было достаточно уговоров и родительской принципиальности, теперь потребуется терпение и дипломатия. В противном случае ребенок может просто отстраниться и сложные проблемы, с которыми столкнется, будет пытаться решать на стороне. И кто окажется рядом – вопрос…

Достойные примеры со стороны?

Кажется парадоксальным, но найти общий язык членам одной семьи редко удается. Отчасти потому, что родители по инерции требуют от сына беспрекословного подчинения, им сложно преодолеть стереотипы и начать воспринимать своего сына-подростка как личность, принять его право на собственное мнение.

В то же время подросток стремится уйти из под опеки, и если раньше воспринимал советы родителей спокойно, сейчас реагирует на них неадекватно и жаждет противоречий. Что делать? Утверждают, что в древности или у разных племен и народов мальчиков-подростков отдавали в ученики к чужим людям. Как правило, такими учителями и наставниками на пути взросления для них становились другие мужчины. В этом случае наладить личностный контакт было легче и подростку, и взрослому. И к родителям он возвращался лишь через два-три года, когда переходный возраст оставался позади, а характер был уже сформирован.

В том, что есть в этом опыте рациональное зерно – сомневаться не приходится. Конечно, в современном мире чаще всего такими учителями становятся тренеры, учителя. Особенно в тех случаях, когда отношения между воспитанником и тренером были более-менее доверительные.

Берегите нервы!

Нам, родителям, часто трудно признать, что даже имея самые демократические отношения с ребенком, справиться с проблемами его взросления нам не по плечу. И в этом возрасте просто необходим арбитр, который во время жарких споров и препирательств с собственным ребенком смогут занять нейтральную позицию. Наверное, не случайно к аналогичному выводу приходили разные поколения и разные народы.

|«Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого"
Абрахам Брилл

Да простят меня родители девочек, но сегодня речь пойдет о воспитании мальчиков . И начну я с аллегории.

Дуб под яблоней

Однажды весной, пропалывая на родительской даче грядки, то есть, занимаясь абсолютно бесполезным - с моей точки зрения - делом, я обнаружила под старой яблоней красивый тоненький прутик с липким, только вылупившимся, дубовым листочком. Видимо, осенью на дачный участок каким-то неведомым образом попал желудь - и вот, пророс!

Надо бы тебя выкопать и отнести в лес, к своим, - с грустью подумала я. - Уж чему- чему, а дубу на этих четырех сотках хозяева вырасти не позволят.

Но гордое деревце так упрямо тянулось к солнцу, так горделиво расправляло свой единственный резной листочек, что у меня просто лопата не повернулась выкопать его…

Пусть растет, - решила я. - Там видно будет.

Когда в семье рождается мальчик...

О каком ребенке мечтает молодая мама, принесшая сопящий (или вопящий) сверток из роддома? Правильно, о СПОКОЙНОМ!

Ей хочется, чтобы сыночек хорошо кушал и хорошо спал, в идеале - всю ночь без просыпу. Хорошо бы, чтобы и животик у него не болел, и зубки безболезненно резались, и аллергии ни на что не было.

А кто же не хочет? И это нормально. Пока нормально! Потому что интересы мамы и ребенка в этот момент еще совпадают.


А каким мамочка хочет видеть своего двух - семи - пятнадцатилетнего малыша , даже если слово «малыш» уже пора брать в кавычки? Ну, конечно же - здоровым, умным и ПОСЛУШНЫМ! Таким, который не доставляет родителям забот и хлопот. Не дерется, не лазает по деревьям и заборам, не пачкает и не рвет одежду.

В идеале - милым, добрым, воспитанным, не сквернословящим и помогающим маме мыть посуду. Мальчиком, которого хвалят воспитатели в садике и учительницы в школе. Разве не так? Чаще всего, увы, именно так.

А вы уверены, что это так уж здорово - беспрекословно слушающийся вас (и учителей- воспитателей) маленький мужчина? А подросток? Я лично сильно сомневаюсь. Более того, я уверена в обратном!

Послушный сын - это нонсенс и повод для беспокойства

Кстати, послушание далеко не всегда означает согласие мальчишки с методами воспитания школьных учителей и вашими доводами, чаще оно означает душевную слабость, равнодушие или… хитрость. Может быть, сыну просто неохота с вами связываться - себе дороже.

Кроме того, дети очень рано (раньше, чем нам кажется!) начинают понимать, чего ждут от них родители, и ведут себя соответствующим образом. То есть начинают врать и притворяться . Изображая ВИДИМОСТЬ согласия и послушания. А мы покупаемся.

Забегая вперед, скажу, что именно по этому пути пошел наш младший сын, которого мы с мужем контролировали очень долго - лет до семнадцати. Вернее, нам казалось, что ситуация под контролем. Хотя - как поняла я с большим опозданием - это была лишь внешняя сторона медали.

Но нам так хотелось в это верить… И мы верили. Очень зря, как я сейчас понимаю. Увы… поезд ушел. Мальчик вырос. Но мужчиной не стал. Потому что мужчина вырастает только из ребенка, имеющего смелость идти против воли родителей, против их страхов, против их «мудрости».

Женское воспитание мужских достоинств

Подумайте сами, КАК могут женщины, существа с другой планеты, с другими жизненными установками и приоритетами, воспитать НАСТОЯЩЕГО мужчину? Это практически нереально.

Увы, наша дошкольная и школьная педагогика практически полностью феминизированы, поэтому воспитывают, как могут, как получается, подавляя в мальчиках здоровые мужские инстинкты и подстраивая их под свои, женские.

Такое воспитание потом бумерангом ударяет по нам самим, и мы, выходя замуж, стонем - «ах, перевелись на белом свете настоящие мужики…»

Да не сами они перевелись, дорогие мои, это мы их ПЕРЕВЕЛИ! Мы сами растили послушного, доброго, мягкого и податливого нашему воспитанию сыночка. Ну и получили в результате - маменькиного сынка, подкаблучника, безответственного и безинициативного «немужчину».

Вспомните - раньше даже царских отпрысков мужеского полу с пяти лет забирали у мамок-нянек и отдавали на воспитание дядькам или в кадетский корпус.

Дети одних родителей

Это удивительно, но при минимальной разнице в возрасте (десять с половиной месяцев) мои сыновья - ни внешне, ни характерами, абсолютно не похожи друг на друга. Прямо по Пушкину - «вода и камень, лед и пламень». Много лет назад, когда я выходила с ними на прогулку, любопытные бабушки восклицали:

Ой, такая молоденькая мама! Это оба ваши, да? И что… они от одного отца?

Ага. - Улыбалась я. - И даже от одной матери.

Старший сын

Антон, старшенький, родился с «шилом в попе». И с тараканами в голове. Хотя, глядя на него, в это невозможно было поверить.

Умные глазки, недетская рассудительность, временами переходящая в старческое брюзжание. К трем годам Антон САМ научился читать. Да, именно сам - я просто добросовестно отвечала на его бесконечные вопросы «какА бука?» (какая буква).

А с пяти лет наш Антошка начал самостоятельно путешествовать по городу, убегая сначала из детского сада, а затем из школы, за что получил прозвище «страшный сын».

К семи годам у него за плечами было пять «приводов» в милицию. С восьми лет старший сын - уже с нашего «благословения» - самостоятельно ездил по всему Минску, включая метро. В десять он освоил электричку и дорогу на дачу - почти час езды!

С шестнадцати лет Антон увлекся автостопом и путешествовал по всей стране и ближнему зарубежью . В восемнадцать получил права и с двадцати одного года за рулем.

Младший сын

А младший наследник - Дима - рос спокойным и покладистым бывало, посадишь малыша в песочницу, через час оттуда и достанешь. Максимум в другой угол пересядет.

Прелестный ребенок с отличным аппетитом, ямочками на щечках и густыми ресницами. Ни слова поперек, никаких уходов со двора, поездок по городу и приводов в милицию. Отдохновение для родительского сердца, измученного хроническим «переходным возрастом» старшего отпрыска. Компенсация, так сказать.


Да уж… «двоих Боливар не вынес бы»...

Подведение итогов

Сейчас я уже могу подвести первые итоги нашего стихийного семейного воспитания, основанного почти исключительно на интуиции. К сожалению.

Итак, старшего сына мы перестали жестко контролировать очень рано, поскольку он всегда находился с нами в жесткой «конфронтации» и все делал по-своему. «Ломать» его мы не решились, пришлось отпустить…

Результат №1

Антон рано повзрослел, окончил физфак БГУ, в 23 года женился. Сейчас это - успешный молодой мужчина, имеющий хорошую работу (занимается лазерными технологиями) и прекрасную семью - жену-красавицу и двух маленьких дочек - лапочек. Инициативен, работоспособен, не боится брать на себя ответственность. Сейчас получает второе высшее образование, строит дом за городом.


Результат №2

А вот младший сын… это наша головная боль. Каюсь, перелюбила . Слишком долго я отыгрывалась на нем за двоих детей - ну, слушается ведь, хоть один, зато КАК! Эх, хорошо… Да нет, плохо.

Сейчас Диме 27 лет. Ни нормальной перспективной работы (институт он бросил на третьем курсе), ни семьи, ни стимула к чему - либо, ни драйва от жизни.

Зачем семья? Это ж как хлопотно! Жена теребить начнет: «Деньги неси, квартиру строй, шубу хочу, на море хочу!» А так… только свисни. По телефону или скайпу. Любовь с доставкой на дом. А мама всегда накормит. Вкусно! И джинсы-майки постирает.

Ну, попилит минут десять в день, так на то они и родители - чтоб гундеть… Зато ни о чем думать не надо. Крыша над головой есть, интернет есть, еда и пиво в холодильнике есть, машина под окном стоит. Живи и радуйся. И радуется… А мы с мужем локти кусаем. Поздно…

Постскриптум

К осени дубок погиб - должно быть, старая яблони закрывала от него солнце. А, может, она опутала его слабые корни своими мощными корневищами и задушила в объятиях…

Послесловие. Всем мамам сыновей я настоятельно рекомендую прочесть книгу Александра Никонова«Конец феминизма» и статью психолога Татьяны Шишовой «Как воспитать не мальчика, но мужа?»

Ольга Макарова

Уважаемые читатели! Как воспитываются мужчины в вашей семье? На ваш взгляд, судьба ребенка может быть определена отношением родителей? Ждем ваших ответов в комментариях!