Имеем ли мы право изменять, если «никто не узнает»? Когда тебя не замечают - это плохо. Но таков порядок вещей. Люди всё время обижаются

22.09.2019

«Любая измена, становится о ней известно или нет, - это плохо. Потому что в слове «измена» есть часть «мена» - я меняю одного человека на другого и об этом не говорю, веду себя так, как будто все в порядке. На 99% такие измены вскрываются и становятся душевной, сердечной болью. И сказываются на физиологическом здоровье: на этом фоне у человека все валится из рук, встречается депрессия, обида, истерика, психоз… У всех по-разному. Поэтому сразу договоримся, что измена - это плохо.

Ну а если никогда-никогда и никто-никто и ни за что не узнает? Но вы-то это знаете! Вы-то помните и никогда не забудете. Измена незаживающей раной останется надолго, на очень долгое время. Поэтому совет один: все-таки не изменять.

Но есть разные измены, и нужно по-разному к ним относиться. Бывает, что два человека слились в экстазе, получили физиологическую разрядку: оргазм у нее, оргазм у него… Но на самом деле он любит другую - ту, с которой прожил не один год, а может, и не один десяток лет. Ту, которая родила ему детей, ту, с которой он всегда вместе. Тогда это трудно назвать изменой, это - физиологическая разрядка. По пьянке, по случайности, бес попутал, черт побрал! Такие вещи не стоит считать изменой, их нужно научиться не замечать, прощать. И в них никогда не признаваться. Это просто несчастный случай».

Артем Костюжев, психотерапевт

«Человек имеет право на абсолютно любое поведение. Некоторые поступки общество осуждает, может оштрафовать или посадить в тюрьму. Сфера личных отношений постепенно выходит из-под морализаторского диктата. Не так еще давно появилась возможность развода...

Измена - это предательство только с позиции того, от кого ушел партнер (завел роман на стороне). С точки зрения «беглеца-изменщика» это может быть все что угодно. От поиска новых ощущений и опыта до новых отношений. А «третий» в этих отношениях, вероятно, получает шанс на счастье.

Кстати, идея о том, что у человека нет права изменять, может привести к проблемам и к насилию. Брошенные изменщиками люди охотно формируют избегающее поведение и стремятся к цинизму и гендерной ненависти или к отгороженности и самоизоляции. В обществе мы видим консервативный настрой и почти однозначный запрет на адюльтер. Человек, задающий такой вопрос, будто хочет получить общественное подтверждение своей точки зрения. В силу эмоциональной насыщенности формулировка вопроса подталкивает к определенному ответу».

Регина Готова, журналист

«Когда мы говорим о праве, мы апеллируем к некому своду правил. Есть УК РФ, ТК РФ, Конституция и другие нормативные документы, есть правила поведения пассажира, есть общественная мораль (неписаная, противоречивая и зачастую сомнительная), и есть этика взаимоотношений в паре. Насколько помню, в ГК никаких наказаний за измену не предусмотрено, право на измену - из области общественной морали и этики взаимоотношений.

В контексте общественной морали вопрос рассматривать не буду: во-первых, это очень скользкая плоскость, во-вторых, я глубоко убеждена, что то, что касается двоих, не касается больше никого.

Взаимодействие в паре основано на договоренностях, представлениях, ожиданиях и прочем. Как правило, каждый из партнеров рассчитывает на любовь и верность, в противном случае, чаще всего, связь неприемлема. Перестает ли преступление быть преступлением, если о нем не знают правоохранительные органы? Я не проецирую УК на взаимоотношения, просто иллюстрирую принцип.

Если я знаю про инцидент, у меня есть выбор: принять эту данность и жить дальше или разбежаться

Можно ли говорить о том, что измены не было, если вторая сторона об этом не знает? Если человек изменяет, то он заведомо выдает себя не за того, кем является в глазах партнера, он поступает вероломно. Механизм обмана таков, что человек, вынужденный постоянно лгать, постепенно отворачивается от самого себя, от той части, которая живет той своей маленькой тайной жизнью, происходит расщепление личности, это создает напряжение, партнер становится раздражителем, он получает не только совместную жизнь, основанную на лжи, но еще и незаслуженную нервотрепку.

Существуют люди, которые предпочтут жить в счастливом неведении и не знать об измене. Другие не могут простить сам обман. Поскольку я отношусь ко второй категории, могу объяснить, в чем дело. Если партнер меня обманывает, он подменяет важную часть нашей и моей жизни иллюзией, крадет у меня жизнь. Если я знаю про инцидент, то у меня есть выбор: принять эту данность и жить дальше или разбежаться. В случае сокрытия меня лишают выбора. В моей аксиоматике это не тайная интрижка, это самое подлое предательство».

Ст. 44-52 никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день. Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом. Всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне. Не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя имать живот вечный. Аз есмь хлеб животный: отцы ваши ядоша манну в пустыни и умроша: сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст, не умрет: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Пряхуся же между собою жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть (Свою) ясти

Что же Он отвечает на их ропот? Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его (ст. 44) . На это нападают манихеи и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своем произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а, напротив, показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь (Христос) говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием (от Бога). Далее показывает и способ, которым Отец привлекает. А чтобы иудеи опять не подумали о Боге чего-либо чувственного, Он присовокупил: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца (ст. 46) . Как же, спросишь, привлекает? Это давно показал Пророк, предвозвещая и говоря: будут вси научени Богом (ст. 45) . Видишь ли достоинство веры? Видишь ли, как, по предсказанию Пророка, люди имеют быть научены ни от человек, ни человеком (Гал. 1, 1) , но Самим Богом? Потому-то, чтобы придать достоверность Своим словам, Он и отослал иудеев к Пророкам. Но если сказано, что все будут научены Богом, то отчего, спросишь, некоторые не веруют? Оттого, что те слова сказаны о большей части людей, или еще: пророчество указывает не вообще на всех, но на всех желающих. Учитель стоит пред всеми и всем готов преподать и сообщить свое учение. И Аз воскрешу его в последний день (ст. 39) . Не малое здесь означается достоинство Сына: если Отец привлекает, то Он воскрешает. Но этим Он не отделяет Своих дел от Отца (как это возможно?), а только показывает равенство могущества. Почему, как в том месте, сказав: и пославый Мя Отец свидетельствова о Мне (5, 37) , вслед за тем Он отослал иудеев к Писанию, чтобы кто-нибудь из них не стал понапрасну много трудиться над объяснением Его слов; так и здесь, чтобы не стали по-прежнему подозревать Его, отсылает их к Пророкам, которых весьма часто и приводит, чтобы показать, что Он не противник Отца. Что же, скажешь, жившие до того времени разве не были научаемы Богом? Что же здесь особенного? То, что тогда люди научались Божественным истинам при посредстве людей, а теперь научаются чрез Единородного Сына Божия и Духа Святого. Далее Христос присовокупляет: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога , разумея здесь эти слова (Сый от Бога ) не о причине бытия, но о свойстве существа. Если бы Он разумел ту мысль, то в чем бы тогда состояло преимущество Сына и Его отличие от нас? И мы ведь все от Бога. Для чего же, скажешь, Он не выразил этого яснее? Ради немощи иудеев. Если они так соблазнились и словами: с небесе снидох , то что было бы с ними, если бы Он присовокупил и это? А хлебом животным называет Себя потому, что от Него зависит наша жизнь, и настоящая и будущая. Оттого и присовокупил: (ст. 51) , разумея здесь под хлебом или спасительные догматы и веру в Него, или Свое Тело, потому что и то, и другое укрепляет душу. Хотя в другом случае при Его словах: аще кто слово Мое соблюдет, не имать вкусити смерти (8, 51, 52) иудеи соблазнились, но теперь ничего такого не случилось, вероятно оттого, что они еще уважали Его, ради чуда над хлебами.

Заметь еще и то, откуда Он выводит различие между этим хлебом и манною: из следствий употребления той и другой пищи. Показывая, что манна не принесла никакой особенной пользы, Он присовокупил: отцы ваши ядоша манну в пустыни и умроша (ст. 49) . Потом представляет убедительнейшее доказательство тому, что они удостоились несравненно большего дара, чем отцы их, намекая на бывших при Моисее тех дивных мужей. Поэтому, сказав, что евшие манну умерли, Он прибавил: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки . И слово: в пустыни Он употребил не без цели, но чтобы дать заметить, что манна и продолжалась недолго, и не перешла в обетованную землю; а этот хлеб не таков. И хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (ст. 51) . Справедливо здесь может кто-нибудь в недоумении спросить: благовременно ли было говорить эти слова, когда они отнюдь не послужили к назиданию и не принесли никакой пользы, а, напротив, даже повредили тем, которые были уже наставлены? От сего, сказано, мнози от ученик Его идоша вспять , говоря: жестоко слово сие, кто может Его послушати? , . Ведь можно было это преподать одним ученикам, с которыми, как заметил Матфей, Христос и беседовал особо. Что же отвечать на это? То, что и в настоящем случае эти слова были весьма полезны и нужны. Так как иудеи настоятельно просили у Него пищи, но – телесной, и, вспоминая о пище, какая была ниспосылаема их предкам, считали манну чем-то великим, то Он и упоминает о пище духовной, желая показать, что все то было образом и тенью, а эта пища есть самая истина вещей (Евр. 10, 1) . Но надлежало, говорят, сказать: отцы ваши ели манну в пустыне, а Я дал вам хлеб. Но в этом большое различие. Это чудо (над хлебами) казалось даже меньшим того (дарования манны), потому что манна была ниспосылаема с неба, а чудо над хлебами было совершено на земле. Итак, поелику они домогались пищи, сходящей с неба, то Он часто и говорил: с небесе снидох . Если же кто полюбопытствует узнать, для чего Он завел речь и о таинствах, то мы скажем ему, что было очень благовременно сказать и о них. Темнота слов всегда подстрекает слушателя и делает его более внимательным. Потому иудеям не соблазняться следовало, а, напротив, спросить и узнать. Но они удаляются. И если они считали Его Пророком, то должны были поверить Его словам. Таким образом, причина соблазна заключалась в их неразумии, а не в непонятности речи. Но ты смотри, как Он мало-помалу привязывал к Себе учеников. Они говорят: глаголы живота имаши, куда идем (см.: ст. 68), несмотря на то, что здесь Он представляет уже Себя дающим, а не Отца, говоря: хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть. Но народ не так, а напротив: жестоко слово сие , говорит он, почему и уходит. Между тем это учение было не новое какое-либо и необычайное. На него прикровенно указал еще прежде Иоанн, назвав Христа Агнцем. Но и при всем том, скажешь, народ не понимал. Знаю это и я; но не понимали также и ученики. Если они еще ничего ясно не знали о воскресении, а потому и не понимали, что бы такое значило: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (2, 19) , то еще гораздо менее могли понять те слова, потому что они темнее этих. Что воскресали Пророки, это они знали, хотя Писание говорит об этом и не так ясно; но чтобы кто-нибудь ел плоть, о том никогда не говорил ни один из Пророков. И, однако ж, ученики поверили Христу, следовали за Ним и исповедали, что Он имеет глаголы живота вечного. Долг ученика – не разбирать с излишним любопытством слов учителя, но слушать, верить и ожидать надлежащего времени для решения недоумений. Отчего же, скажешь, (с некоторыми) случилось противное и они обратились вспять? Причина – в их неразумии. Как скоро придет на мысль вопрос: как? – вместе с тем является и неверие. Оттого смущался и Никодим, говоря: како может человек внити в утробу матери своея? (3, 4) . Оттого смущаются и они, говоря: како может Сей нам дати Плоть Свою ясти? (ст. 52) . Если ты теперь спрашиваешь: как? – то отчего не говорил того же о хлебах? Как из пяти Господь сделал такое множество? Очевидно, они тогда думали только о том, как бы насытиться, а не о том, чтобы уразуметь чудо. Но тогда, скажешь, самый опыт научал их. Если так, то по тому же самому опыту им следовало без труда принять и это учение. Для того-то Христос наперед и совершил то чудо, чтобы они, наученные им, веровали уже и тому, что Он после говорил.

Прп. Симеон Новый Богослов

Как бы говорил Он им: чего ради не верите вы и сомневаетесь в этом? Никто не может познать Божества Моего (ибо это означают слова: никтоже может приити ко Мне ), если Отец Мой не привлечет его и не подымет до познания сего. Но привлечение здесь не какое-либо насилие или принуждение показывает, а призвание посредством откровения. Ихже бо предъуведе и предустави… тех и призва чрез откровение Сына Своего (Рим.8:29-30) , восхищая их, некоторым образом, любовию Сына Своего, им открываемого. Яснее это показывают следущие затем слова Господа: есть писано в пророцех: и будут вси научены Богом. Всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне. Не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, сей виде Отца (Ин.6:45-46) . Итак, только наученный Богом может уверовать в Сына Божия.

Слова (Слово 52-е).

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день

Евфимий Зигабен

Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его

Аз воскрешу его в последний день

пришедшего ко Мне, или – уверовавшего в Меня. Опять сказав: воскрешу его, – Иисус Христос указывает на Свое достоинство, и частым повторением этих слов поражает их бесчувственность.

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александра Ланц, 23.01.2010


Доброго вам времени суток, Дмитрий!

Если предположить, что Бог не всякому человеку даёт возможность прийти к Иисусу, то тогда, конечно, нет никакой свободы выбора, тогда всё предопределено и нам от этого никуда не деться.

Некоторое время назад Господь даровал мне привилегию написать о том, что Его любовь безгранична и распростаняется , и о том, что если кто-то погибнет для Вечности, то в этом будет вина не Бога, а тех людей, которые не смотря на доступность источников познания, на постоянные попытки Спасителя достучаться до них, так и не решились откликнуться, а если и откликнулись, то не решились продолжать идти по пути спасения.

Для понимания трудных текстов Писания, очень важен ответ на вопрос, что является основанием наших суждений о Боге и Его плане спасения? Давайте посмотрим, на каком основании строилась вера Апостолов:

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы .

Бог есть любовь.

единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете

праведный Судия

Бог... всякой благодати

Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои .

Может ли Такой Бог быть избирательным в том, кого спасать, а кого не спасать, кому давать, а кому не давать?

Давайте сначала присмотримся к 39-му стиху той же главы:

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».

«Все предано Мне Отцем Моим» .
«так как Ты дал Ему власть над всякою плотью » .
«дана Мне всякая власть на небе и на земле» .

Получается, что Отец отдал в руки Иисуса всё существующее, в том числе и всякого человека! Миссия Иисуса: спасти это всё, дать этому всему Жизнь! «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (). Иисус принёс эту жизнь всем без исключения, ибо такова есть воля Пославшего Его.

Именно об этом Иисус говорит Своим слушателям в шестой главе:

«хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру » () . Всему миру! Но что же мы видим в этой главе? Слушающие сопротивляются, не желают верить Ему, требуют всё больше чудес. Они! Те, кто знает пророчества о Мессии, те, кто ждал прихода Мессии, те, к кому обращены словам Моисея: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте..» () Они не желают брать Хлеб Жизни!

И тогда Иисус говорит им слова, которые служат прямым упрёком их неверию:

«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ().

Отец привлекает всех, и та толпа, которая постоянно собиралась вокруг Иисуса, - прямое доказательство деятельности Отца. Все были влекомы к Нему, все размышляли о том, является ли Он Мессией, все чего-то ждали от Него. И так же происходит сейчас. Если бы Отец не совершал эту работу по привлечению людей к Иисусу, то никто никогда не откликнулся бы на Его слова «иди за Мной» . Отец влечёт людей к Иисусу, потому что Иисус – Единственный Путь в Домой, Единственная надежда любого человека на возможность воскресения и жизни в Вечности. Поэтому Отец прикладывает все усилия, чтобы внимание людей было привлечено к Его Сыну. Однако, кто реально приходит к Сыну (т.е. не ногами, а сердцем)? "Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне" Значит, если человек до сих пор не пришёл к Сыну своим сердцем, то этот человек всё ещё ничего не слышал от Отца и ничему ещё не научился от Отца.

А теперь посмотрим на стих, о котором вы спрашиваете: «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» ()

Давайте подумаем: вот вы читаете Библию и верите, что Иисус ваш Спаситель, вы любите Его и во всём стараетесь следовать его примеру. Значит вам дано это от Отца, правильно? А ваш сосед постоянно насмехается над вами и вообще не верит в Бога. Значит, ему не дано. Но вот совершенно неожиданно для вас, уверенного в том, что ваш сосед никогда не признает Иисуса, сосед начинает интересоваться Библией и становится горящим любовью христианином. Получается, что ему теперь дано. А вы вдруг остыли и отошли. Значит, вам опять не дано? Как-то не совсем логично, ведь мы знаем, что Бог не меняется ().

Значит, этот стих надо читать, применяя его не к отдельным личностям, а ко всей ситуации, сложившейся на планете Земля . И тогда мы увидим, что все имеют возможность прийти к Иисусу именно потому, что всем дана эта возможность, и наоборот: никто не мог бы прийти к Иисусу, если бы Отец изначально не дал эту возможность. Ведь Иисус был заклан «от создания мира» () . Если бы это «заклание» не случилось, мы сказали бы, что Отец никому не дал возможность прийти к Иисусу.

Таким образом, словами «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» Иисус утверждает, что никто из нас не смог бы быть спасён, если бы с самого начала Отец не отдал нам бы Своего Сына. Отец дал нам эту возможность, теперь любой человек может прийти к Иисусу Спасителю.

Посмотрите так же на то, что говорит Христос до этих слов:

«Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Получается, что Отец дал возможность спасения всем, но спасутся только поверившие в эту возможность. Предают неверующие! Если человек изначально не верит Богу, говорившему в книгах Закона и Пророков о том, каким должно быть спасение, то он никогда не поверит Иисусу. Об этом Иисус предупреждает Своих учеников: "для того-то и говорил Я вам" ! Отец всем даёт возможность прийти ко Спасению, но ведь Он не насильно тащит нас туда. Он даёт, а наше дело – взять, т.е. поверить.

И ещё одно: Библия учит нас думать иначе, чем думает этот мир. Библия всегда предоставляет нам полную картину главных для нашего спасения истин. Стих, привлекший ваше внимание, как раз содержит в себе всю полносту происходящего. Просто спросите себя: когда я могу точно сказать, что Отец дал мне спасение, привлёкши меня к Иисусу?

1) в тот момент, когда я узнал о спасении в Иисусе или

2) в тот момент, когда я лично принял Спасителя Иисуса в своё сердце?

"никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Когда каждый из нас может сказать, что нам действительно дано Спасение? Когда слышим о Нём или когда верою берём Его?

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Спасение":

19 ноя Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. (Азиэль) Азиэль спрашивает: Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. Мир вам, Азиэль, Давайте пос...

Зачем проповедовать закон, если никто не может спастись, выполняя его? Кроме того, с нравственной точки зрения человек просто не способен соблюдать заповеди.

По сути дела, это возражение представляет собой всего лишь вариант тех возражений, на которые мы уже ответили, однако поскольку аргумент, основанный на отрицании закона, под разными масками выглядит весьма правдоподобно, оно заслуживает внимательного рассмотрения.

Мы согласны с нашим критиком в том, что, соблюдая закон, никто не может спастись и что у человека нет нравственных сил для того, чтобы соблюсти его. Тем не менее мы не можем согласиться с выводом, который на основании этих фактов кажется уместным и согласно которому закон был упразднен на кресте. Что бы мы сказали о человеке, утверждающем, что зеркала никому не нужны, поскольку, глядя в них, никто не может обрести красоту? Мы сказали бы, что зеркало и не должно делать нас красивыми и что никто никогда не предъявлял к нему таких требований. Зеркало позволяет нам удостовериться в том, что мы выглядим так, как подобает. Поглядев на себя, мы можем тем или иным способом устранить недостатки.

То же самое относится и к закону. Он никогда не предназначался для того, чтобы сделать человека святым, чистым или прекрасным. Его назначение заключается не в том, чтобы спасти человека от его грехов и несовершенств, а в том, чтобы дать ему возможность понять, в каком состоянии он находится. Вдумываясь в закон и проникаясь его требованиями благодаря убеждающей силе Божьего

Духа, человек сразу видит тот или иной нравственный недостаток, искажающий красоту его души, - так же, как, глядя в зеркало, он усматривает какой-нибудь физический изъян, искажающий красоту тела.

Видя свои духовные недостатки и осознавая собственную нечистоту, человек с готовностью воспринимает весть о том, что он может очиститься от скверны. Иными словами, только тогда, когда человек понимает, что он грешник, он готов внимать Евангелию, возвещающему спасение от греха. О грехе мы узнаем благодаря закону (см. Рим. 3:20), и поэтому вполне очевидно, что только узнав закон, человек способен слушать и принимать то, что предлагает ему Евангелие.

Можно задать такой вопрос: если грешный человек не в состоянии соблюсти закон и если, став христианином, он не ощущает необходимости соблюдать его, тогда зачем вообще этот закон был дан? Неужели нам надо превращать его в фарс и отягощать Небеса возвещением законодательства, которое тысячелетиями никто не мог исполнить и которое в последние две тысячи лет нет необходимости исполнять?

Трудно понять, почему данное возражение надо использовать для доказательства того, что закон был упразднен именно на кресте. До Христа у людей так же не было нравственных сил для соблюдения святого Закона Божьего, как нет их в течение многих столетий и после пришествия Иисуса. Кроме того, до Христа у них не было надежды обрести спасение через закон, потому что (как мы выяснили), начиная от Адама, у Бога была только одна возможность спасения - через жертву Христа (см. Возражение 14). Таким образом, если приведенное возражение о ненужности закона и актуально сегодня, оно в равной мере применимо и по отношению к прошлому, начиная с первых дней греховной истории человечества. Иными словами, получается, что на протяжении всей мировой истории Закон Божий оказывается совершенно бесполезным.

На самом же деле закон не был упразднен для христианина: все дело в том, что только христиане способны его истинно исполнять. Божественное законодательство было бы в этом мире мертвой буквой, если бы оно не предназначалось для христиан, которые ему подчиняются. Верой Христос приходит в наши сердца и воплощает в нас небесные заповеди (см. Еф. 3:20; Гал. 2:20; 1 Кор. 1:23, 24). Таким образом, нельзя сказать, что в этом мятежном мире Законом Божьим полностью пренебрегают и всецело над ним насмехаются, потому что есть люди, соблюдающие и утверждающие его единственно возможным образом - живя согласно его требованиям. Вот почему Павел говорит: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31).

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 40 - 44.

40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?

43. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

(Ин. 6, 40–44)

Упоминая о воскресении как о награде за добродетель веры, Спаситель говорит: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40). Христос часто приводит эти слова, чтобы иудеи не могли их забыть, но твердо знали, что существует воскресение, воздаяние за веру и награда за духовные подвиги.

Но слова Христа о Себе как об истинном Хлебе жизни, сшедшем с неба, произвели недовольство в иудеях, и они стали роптать на Него, говоря: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? (Ин. 6, 42). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда Он дал им хлеб и насытил их чрево, они и Пророком называли Его, и царем хотели поставить; а когда преподавал им учение о пище духовной, о жизни вечной, когда беседовал о воскресении и возвышал их мысль и когда в особенности следовало бы дивиться Ему, – тогда они ропщут и отступают от Него. Они еще уважали Его за недавнее чудо над хлебами, и потому явно не противоречили, но ропотом выражали свою досаду на то, что Он не дал им трапезы, какой они хотели…»

Христос возвещает им о том, что Он послан Отцом на землю ради спасения рода человеческого. Из уст Его исходят самые великие и самые благодатные слова, когда-либо сказанные на земле. Можно было бы ожидать, что они с изумлением и благодарностью поклонятся Ему. Но они противятся Господу, вступая в спор с Ним. Они судят согласно человеческим ценностям и внешним понятиям. В ответ на призыв Христа иудеи утверждают, что Он – сын Иосифа и что они видели, как Он рос в Назарете. Они не в состоянии понять, как человек из простой бедной семьи может быть вдохновенным Посланником Божиим и как Он отваживается приписывать Себе небесное происхождение.

Но Спаситель ничего не открыл им о Своем происхождении, зная, что они еще не в состоянии слышать о чудесном Его рождестве, а тем более о предвечном Его рождении. А потому Он лишь сказал им: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 43-44). Господь объясняет их ропот тем, что они не находятся в числе тех избранников Божьих, которых Бог Отец благодатною силой Своей привлекает к Себе. Без этого благодатного призвания нельзя уверовать в Мессию – Сына Его, посланного Им на землю спасать людей.

Блаженный Феофилакт так поясняет эти слова: «Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый».

Таким образом, Господь как бы говорит: «Ропщите не на Меня, а на себя за то, что неспособны уверовать в Меня как в Мессию». Смысл этих слов такой: иудеи не понимают, потому что не желают понять, и поэтому Отец Небесный не приводит их ко Христу. Он не просвещает их ум, не дает в данный момент веру, потому что они настроены на сопротивление, не желают принять истину такой, какая она есть. Они ищут только своей правды. А пока оно так, они не могут принять истину от Отца. Лишь того, кто желает понять и познать истину, Отец приведет ко Христу и, как говорит Господь: Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 44).

Продолжая Свое слово о спасении и жизни, Господь говорит нам, дорогие братья и сестры, что воля Божия заключается в спасении всякого, кто доверится Сыну Божьему и призовет Его имя. Прийти же ко Христу может тот, кого привлечет Отец, воля Которого состоит в спасении каждого человека. Бог Отец приводит к Сыну каждого, кто истинно верует, а, значит, словом и делом свидетельствует о том, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся для спасения людей. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)