Духовно-нравственное воспитание в доу. Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

11.05.2019

Выдающиеся советские педагоги Надежда Константиновна Крупская и Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой воспри-имчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках.
Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми. Потребность в общении - важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность. Конечно, содержание общения должно быть педагогически ценным, тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.
Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит прежде всего в том, что его повседневная жизнь и деятельность - игры, труд, различные занятия - протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. При этом создаются возможности накопления и углубления опыта положительных отношений и взаимоотношений (между детьми, между детьми и взрослыми).
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между дети-ми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.
Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.
Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), педагог добивается, чтобы малыш делал все охотно и в общем осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Это важно для воспитания доброжелательности, предотвращения возможности возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам и окружающим взрослым. Таким образом, даже относительно простые положительные привычки поведения оказываются ценными для нравственного развития ребенка.
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрена постепенность решения всех задач в разных возрастных группах.
Исходя из принципов морального кодекса строителя коммунизма и учитывая данные исследований в области нравственного воспитания дошкольников, передового практического опыта воспитателей, можно выделить конкретные нравственные качества, которые на ступени дошкольного детства определяют нравственное развитие личности.
Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их

Советы, указания и поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, ко взрослым. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.
С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям и взрослым разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Особое внимание обращать в этой связи на воспитание у детей трудолюбия: желания и умения трудиться не только для себя, но и на общую пользу, умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от желания. Воспитывать активность, готовность преодолевать препятствия, проявлять инициативу при выполнении поставленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать го-товность нести ответственность перед группой.
Заложенные на первых ступенях дошкольного детства начала гуманизма, его общественная направленность служат основой для постепенного формирования у детей коллективистских черт личности: привычек поведения, отношений и представлений.
Воспитание коллективизма - центральная задача нравственного воспитания дошкольников в советском детском саду. Она несовместима с проявлениями эгоизма, равнодушного отношения к окружающим людям, к деятельности, важной не только для себя, но и для других. Коллективизм основывается на развитии в более младшем возрасте чувства симпатии, положительных, дружеских взаимоотношений детей при условии воспитания у них организованности, начал ответственности, зачатков чувства долга, справедливости, что так важно для доброжелательного общения детей. Разнообразная совместная содержательная деятельность имеет определяющее значение для развития у каждого ребенка начал коллективизма и формирования дошкольного коллектива, для нравственного воспитания.
Какие педагогические условия необходимы для успешного осуществления нравственного воспитания детей?
Прежде всего следует создать в детском учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к политической и трудовой жизни страны - все это должно обеспечить необходимый стиль. Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семейного воспитания.
Обязательное условие успешного нравственного воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. Такого рода отношения и взаимоотношения должны стать прочной традицией детского учреждения. " Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни Детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, их социальные проявления при этом слабо выражены, а отсутствие их задерживает эмоциональное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Что происходит, когда педагог неровно относится к детям, постоянно сердится, часто, да еще несправедливо, наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования? У некоторых детей возникает недоверие к педагогам, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление; некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: ребенок выполняет требования одного воспитателя, который более строг, и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного. Естественно, что такое поведение порождает в конце концов лицемерие, нерадивое отношение к поручениям. Не следует скупиться на ласку при общении с маленьким ребенком, но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребенка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.
Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть создано ощущение эмоционального благополучия и он охотно и непринужденно сможет общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке - или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вто-рая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя

Сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.
Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок; поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению, мотиву. Допустим, ребенок ударил своего товарища. Форма непозволительная, но мотив, оказывается, был благородным: он наказал сверстника за хитрый обман. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания, помочь ребенку в реализации положительных мотивов.
Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивы и нравственно ценны мотивы, тем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.
Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития. Например, если дети четвертого года жизни оказывают посильную помощь своим сверстникам в основном под влиянием совета, указания воспитателя, то к концу пятого года они должны оказывать подобную помощь уже по собственному побуждению. Естественно, что подготовку к этой более высокой ступени поведения необходимо вести заблаговременно.
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами коммунистического общества.
Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивать желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; воспитывать любовь к Родине - начала патриотизма и гражданственности - значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.
Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе ис-пользуется целый комплекс различных методов.
Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать^
1 Эта группировка принята в общей педагогике, но обсуждение вопроса о «яассификации методов нравственного воспитания продолжается.
П
Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.
Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например, педагог приглашает к старшим воспитанникам детей младшего возраста и рекомендует старшим, как лучше принять гостей. Шестилетние дети должны в подобных случаях реализовать свои знания и умения, проявив вежливость, внимание, заботу о маленьких. В другом случае педагог предлагает старшим детям самим решить, кому следует в первую очередь дать новую игрушку, учитывая, что один из них долго болел и только сегод-ня пришел в детский сад.
Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей. Но чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном влиянии на личность.
Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. Например, младшие дети наблюдают веселые, дружные игры старших дошкольников, и это не проходит бесследно: побуждаемые воспитателем, они отмечают добрые взаимоотношения, оптимистичное настроение, слаженность действий. Такие педагогически направленные наблюдения не следует рассматривать как пассивный метод воздействия. Это тот источник, который питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей.
Можно использовать и показ действия. Этот частный, но тоже эффективный метод достаточно полно представлен а
данной книге, в разделах, посвященных воспитанию навыков культурного поведения детей младшего и среднего дошкольного возраста. С его помощью формируется такое, например, важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в детском саду самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект.
К первой группе методов относится также метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка, посадка кустарников, цветов, сбор семян растений для посадок и подкормки птиц, изготовление игрушек и других предметов для подарков взрослым к 8 Марта и др.).
Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. В старшей и подготовительной группах воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т. п. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.
В младшем дошкольном возрасте основная задача трудового воспитания - формирование самостоятельности, ибо она - необходимая предпосылка для появления у малыша желания выполнять трудовые поручения.
Таким образом, труд является и средством, и методом воспитания.
То же можно сказать и о детской игре, особенно ролевой. Она, конечно, не имеет прямой общественной значимости: ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Сюжетная игра- имеет два плана детских отношений: один - это отношения товарищей по игре, или так называемые реальные отношения; второй - взаимоотношения играющих, регулируемые определенным сюжетом, ролью.
Рассматривая игру как основной вид деятельности дошкольника, важно выделить те ее структурные компоненты, которые несут на себе главные воспитательные функции. В первую оче

Редь - это правила, которые регулируют поведение играющих. Действуя по правилам, дети приучаются к сдержанности, организованности, у них формируются начала дисциплинированности.
В подвижных и дидактических играх правила выступают как наиболее устойчивый элемент игры. Интересная игра требует согласования действия с партнерами, умения считаться с ними.
Важнейшим составляющим структуры игры является ее содержание. Оно влияет на развитие чувств, помогает формировать нравственные представления, создает предпосылки для развития положительного поведения. Творческие сюжетно-роле-вые игры, игры-драматизации по мотивам литературных произведений, в которых отчетливо выделено нравственное поведение персонажей, способствуют формированию нравственной направленности поведения и отношений ребенка.
Руководя игрой, воспитатель поощряет и развивает педагогически ценные игры, отражающие положительные стороны быта, общественно-политические явления; он опирается на роль как на образец для подражания. Опыт показал, как важны такого рода содержательные игры для воспитания ребенка: ведь игра как важнейшая практическая деятельность активизирует и углубляет его чувства и отношения, его представления об окружающем. Изображая маму, малыш заботливо кормит свою дочку, укладывает спать, гуляет с ней. Однако даже самый ценный сюжет не может гарантировать решения задач нравственного воспитания. Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо не только развивать содержательные игры, но и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения. Тогда можно ожидать, что при сговоре детей и в процессе самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением.
Перечисленные методы применяются педагогом в любом виде деятельности: в труде, игре, быту. Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми.
Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей. Например, воспитатель не просто дает указание, как себя вести согласно правилам, а создает ситуацию, которая заставляет ребенка подумать, как надо правильно поступить, самостоятельно находить способы поведения. Допустим, детям сообщают, что пора заканчивать игру и собираться на прогулку, но предварительно предлагают подумать, что нужно сделать, прежде чем начать одеваться.
В сюжетной игре позиция воспитателя часто тоже может быть скрытой. Желая, например, придать большую доброжелательность детским взаимоотношениям, педагог влияет на них че

Рез роль (обращается к капитану, прося его помочь морякам правильно распределить обязанности, советует маленькой маме рассказать своим деткам сказку, так как они расшалились, и т. п.).
Чем старше становятся дети, тем больше возможностей у педагога для влияния на их взаимоотношения в игре через сверстников или более старших ребят. Следует учесть, что дети всегда влияют друг на друга. Чтобы предотвратить отрицательное влияние, педагог включает в играющую группу нового ребенка, создает на основе общих интересов, симпатий новые группки, воспитывает у ребят желание помочь товарищу, научить его чему-либо и т. п. Этот метод влияния на структуру небольших детских коллективов, на содержание их деятельности весьма важен в нравственном воспитании, при этом воздействия взрослого могут быть как прямые, так и опосредованные.
Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждении, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач.
Эти средства, методы и приемы целесообразно применять, во-первых, при организации занятий со всей группой. Здесь в системе на основе «Программы воспитания в детском саду» даются наиболее сложные знания, которыми должны овладеть все дети. Сформированные на занятиях представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования морального отношения ребенка к окружающей жизни.
Следует иметь в виду, что почти на любом занятии (по родному языку, изобразительной деятельности, счету и др.) можно предусмотреть осуществление задач нравственного воспитания. Но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых сообщаются знания и формируются представления детей о нашей Родине, ее многонациональном составе, о Владимире Ильиче Ленине и его соратниках, о трудящихся, о Советской Армии, о пионерах и другие общественные представления.
Во-вторых, методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий. Это могут быть беседа, разговор с теми детьми, кто по наблюдениям воспитателя не овладел еще программными знаниями в области общественных представлений, кому трудно даются обобщения, или с группой детей, у которых велика жажда познания.
Конечно, обе названные группы методов тесно связаны между собой. Так, первая группа методов, используемая педагогом

Для формирования у детей практического опыта нравственного поведения, подготавливает возможность формирования моральных представлений («что такое хорошо и что такое плохо»). В свою очередь словесные методы (и словесно-наглядные), т. е. вторая группа методов, применяемые с целью повышения уровня нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение ребенка, его поступки, отношение к взрослым и детям.
Можно использовать и такие, более частные методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору («Что бы ты сделал, как поступил, если бы... мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); картинки, на ко-торых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п. Методы второй группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. Можно, например, предусмотреть выращивание цветов ко дню рождения В. И. Ленина, к Празднику Победы.
В связи с усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие) рекомендуется подобрать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, с помощью которых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные представления.
Используя методы второй группы, воспитателю нужно не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких-то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ собственного практического опыта. Например, проводятся беседы: «Как, по-вашему, что такое хорошо дружить?», «О трудолюбивых взрослых и детях», «Как мы играли», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Темы подобных бесед, конечно, должны подбираться с учетом возраста детей, но во всех случаях дети будут ориентироваться на свой практический опыт (в детском саду и дома) и воспитателю следует направлять их высказывания именно таким образом. В беседах с детьми среднего и старшего возраста воспитатель стремится к тому, чтобы обобщенные высказывания детей сочетались с описанием, анализом практических ситуаций. Детям младших возрастов легче вспомнить реальные ситуации и свое поведение не во время бесед, а, например, при просмотре спектаклей кукольного, настольного театров, при проведении специальных игр-занятий.
И вторая, и первая группы методов включают широко известные методы, например метод убеждения. Ведь его успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.
Широко применяется в педагогическом процессе опора на положительный пример. Воспитатель использует этот метод, руководя нравственным воспитанием детей в повседневной жизни: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, пример хорошего выполнения роли в игре или тру-дового поручения, положительный пример лучших людей нашей Родины, литературных героев.
Воспитатель должен заботиться о том, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания. В реальной жизни так не всегда бывает: малыш видит положительные примеры, а подражает дурным. Чтобы положительный пример стал образцом для подражания, важно помочь увидеть самые главные, ценные черты этого человека, увидеть (или осмыслить) его конкретные дела, нравственные проявления. Нужно помочь ребенку так играть или трудиться, чтобы в деятельности, пока еще чисто детской, могли бы воплотиться хоть в некоторой мере черты образца, который его привлекает.
В педагогической практике довольно широко применяются методы поощрения и наказания, и чаще всего при повседневном общении воспитателя с детьми. Они могут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать роль этих методов было бы неверно.
В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без наказаний при условии учета возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, такой организации педагогического процесса, при которой все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью.
Советскому воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказаний какие бы то ни было меры физического воздействия, давать резко отрицательные характеристики и применять наказания, унижающие ребенка.
Если все же возникает необходимость наказать ребенка (лишить удовольствия, общения со сверстниками или взрослыми), то надо прежде всего выяснить причины поступка или плохого поведения. Может оказаться, что надобность в наказании отпадет, если педагог устранит причины, вызывающие плохое поведение ребенка. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.
Наблюдая за воспитанниками своей группы, воспитатели убеждаются в том, что уровень их нравственного развития неоднороден. В любой возрастной группе есть дети, которые радуют взрослых своим доброжелательством, дисциплинированностью, интересом к труду и трудолюбием, проявлением коллективистических черт. У них отмечается определенная устойчивость поведения, представлений и чувств; дети стремятся поступать хорошо по собственному побуждению и т. д.
Всегда есть дети как бы «середнячки». Их поведение и отношения неустойчивы, ситуативны, нравственные представления бедны, поверхностны.
Часть ребят беспокоит педагогов и родителей рядом отрицательных проявлений самого разнообразного характера, например: грубость во взаимоотношениях со сверстниками, неуважительное отношение к старшим, эгоизм.
Причины неравномерности развития детей одного и того же возраста многообразны, они связаны с особенностями как семейного, так и общественного воспитания, с индивидуальными различиями детей. Воспитателям важно с самого начала учебного года проанализировать положение в группе, выяснить причины недостатков, наметить пути совершенствования нравственного воспитания детей.
Часть работы будет осуществляться на основе программы со всеми детьми группы. И одновременно должна проводиться дифференцированная, индивидуальная работа с условно выделенными по уровню нравственной воспитанности подгруппами.
Так, например, воспитатели планируют по отношению к детям первой подгруппы (наиболее высокий уровень) углубить умение преодолевать трудности, развивать способность активно воздействовать на товарищей, совершающих дурные поступки. Но некоторым детям этой же подгруппы недостает знаний о правильных поступках, и это обедняет общение их со сверстниками и взрослыми, поэтому следует с ними побеседовать индивидуально.
Для детей третьей подгруппы (наиболее низкий уровень) предусматривается создание в детском саду и дома спокойной, доброжелательной обстановки. С этой целью с детьми проводят беседы, включают их в практические дела, к которым взрослые сумели вызвать интерес. У отдельных детей данной подгруппы может наблюдаться «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, а ведут себя эгоистично. Таких детей важно систематически упражнять в добрых поступках, включать в деятельность, имеющую значение для других людей.
В группе обычно бывают дети спокойные и возбудимые; просто эмоциональные и легкоранимые. Все это важно учитывать, решая задачи нравственного воспитания. Например, организуя детский труд, воспитатель включает робкого ребенка в группку детей доброжелательных, оптимистичных.
В конце года педагог каждой возрастной группы подводит итоги работы с детьми, в том числе и нравственного воспитания. С этой целью следует проанализировать отношение ребенка к взрослым, отношения со сверстниками, а также с детьми более старшего и младшего возраста, отношение ребенка к деятельности, а также к личным и общественным вещам, наличие знаний и представлений о моральных качествах людей, о явлениях общественной жизни, отношение ребенка к этим явлениям.
Содержание каждого из этих вопросов педагог почерпнет из «Программы воспитания в детском саду», где представлены программные задачи нравственного воспитания по каждой возрастной группе и в разных видах деятельности.
Воспитатель должен определить степень устойчивости нравственных мотивов, привычек нравственного поведения, ибо это является главным критерием достигнутых результатов, показателем нравственной воспитанности детей. Педагог должен установить, как ведут себя дети не только в привычных условиях, но и в измененных или даже вовсе новых; как они ведут себя в присутствии взрослых, в особенности наиболее авторитетных, и без них, когда считают, что их никто не видит; стремится ли ребенок выполнять нормы и правила поведения по собственному побуждению (особенно это относится к детям 5-7 лет) или делает это по указанию, настойчивому требованию взрослых.
Объективности суждений педагогов о своих воспитанниках, о каждом ребенке будут способствовать также сведения, которые они получат от родителей и от других старших членов семьи.

Нравственное воспитание в детском саду/под. ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М:Просвещение, 1984.

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Понятия нравственности

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.


Цель нравственного воспитания - развитие понятий о морали

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.


В детском саду ребенок учится коллективизму

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.


Воспитание с помощью творчества

Цель нравственного воспитания на сегодня - это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.

Нравственное воспитание начинается в семье

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.


Участие в жизни страны - основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.


Воспитание духовности - один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.

Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

В игровой форме можно учить детей вежливости

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.


Духовно-нравственное воспитание - главное направление работы воспитателей

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.


Игра - самый простой метод социального воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.


Патриотическое воспитание - одна из форм социальной адаптации

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.


Виды эстетического воспитания

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.


Общение с природой

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.


Детям надо давать посильные задания

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны - гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, любовь к родителям и своим близким, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка.

Цель: формирование музыкальных способностей и художественно-речевых исполнительских навыков у детей в драматизации сказки, воспитание уважительного отношения к близким и родным людям.

Предшествующая работа:

  1. Выставка детских рисунков на тему: «Мама милая моя».
  2. Фотоколлаж на тему: «Мама, папа, брат и я – наша дружная семья!»
  3. Цикл бесед и занятий на тему «Человек, на котором держится дом».
  4. Выставка буклетов «Моя семья» (совместное творчество родителей и воспитанников).

Материал: лесная поляна, дом Козы, костюмы персонажей.

Место проведения: групповая комната или зал.

ХОД УРОКА

Под музыку дети с мамами входят в зал.

Ведущий:

Загорелась, заискрилась осень яркою листвой,
Привела к нам в гости праздник, праздник добрый и родной.

Ребёнок 1:

Мамин день – это песня, шутки, музыка, смех.
Мамин день – это сказка, что порадует всех.

Ребёнок 2:

Он подарит радость, счастье принесёт,
В этот день, мы знаем, всем нам повезёт!

Ребёнок 3:

Мамин день – это так прекрасно,
Главный день – всем на свете ясно.
Мамин день – солнце в небе синем,
Мамин день – он у нас в России!

Ребёнок 4:

Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе.
Мама – жизнь подарила, мир подарила мне и тебе.

Ведущий:

С Днём матери сегодня мы поздравим,
Всех матерей, чествуем и славим!

Исполнение песни «Ты на свете лучше всех» муз.Н.Разуваева, сл.М.Пляцковского.

Ведущий:

Мамина сказка, мамина песня,
Что может быть в жизни важней, интересней?
Слышите? Кто-то к нам в гости идёт,
Песню весёлую звонко поёт…

(Появляется Мама-Коза, поёт песню).

Козлята: Это мама к нам пришла, всем гостинцев принесла.

Коза:

Хватит, хватит вам резвиться, уж пора и подкрепиться.
Вы корзиночку берите, да на стол накрыть спешите.

(Коза с козлятами уходят в дом накрывать на стол).

Бабя-Яга:

Ох, как вкусно пахнет тут, знать козлята здесь живут.
После нервного потрясения я заслужила угощение.
Но в одиночку обедать не люблю,
Для компании я Волка позову (берёт телефон и звонит Волку).

Баба-Яга:

Мой миленький дружок, любезный мой Волчок,
На проводе Яга, бросай свои дела, иди скорей сюда.

(Появляется Волк, запыхавшись).

Волк:

А вот и я, что звала меня Яга?
Уж я так похудел, ведь давненько я не ел.

Баба-Яга:

Да и я о том, дружок,
Как тебе козлят пяток?
Чем не вкусная еда, их достанем без труда.

Волк:

Знаю этих я козлят, тощих, маленьких ребят…
Вот бы мамку их поймать, неделю будем пировать.

Баба-Яга:

Ах, какой ты умный, Волк,
В деликатесах ты знаешь толк.
Надо нам пойти на хитрость,
Чтоб Козу скорее выкрасть.
Спой ей песенку, дружок.
Коза выйдет на порог,
Мы скорей её в мешок и утащим во лесок,
Под ракитовый кусток.

Волк:

Здорово придумала, Яга,
Светлая у тебя голова!
(Волк поёт песню для Козы)
У порога я стою, всё Коза тебя я жду,
Но когда же выйдешь ты,
Я принёс тебе цветы…

Коза:

Кто так громко здесь поёт,
Нам покоя не даёт?

(Волк и Баба-Яга набрасывают мешок на Козу и тащат её в лес).

Коза:

Помогите, помогите Волка и Ягу остановите,
Козлятушки-ребятушки, остаётесь вы без матушки.

(Козлята выбегают на крик мамы-Козы).

Козлята:

Куда же нам теперь идти?
Где нам мамочку найти?

Ведущий: не волнуйтесь вы, Козлята, на помощь к вам придут ребята.
Ну, друзья, скорее в путь, надо Маму нам вернуть.

(Под музыку все отправляются в лес).

Ведущий:

Мы пришли, ребята, в лес. Здесь полным-полно чудес!
Чудо-чудо, появись! Чудо-чудо, покажись!

Лесовичок:

Здравствуйте мои друзья, все узнали вы меня?
Правильно, Лесовичок! Один у мамы я сынок!
Свою маму я люблю, очень я её ценю.
Во всём ей помогаю, слушаюсь и уважаю.
Слыхал про вашу я беду, что вам делать подскажу…
Для этого надо веселье устроить,
Коварные планы врагов нам расстроить!
На лесной поляне нашей, дружно вместе мы попляшем!

(Танец детей на усмотрение воспитателя).

Баба-Яга:

Что за шум и что за гам?
Кто явился в гости к нам?

Волк:

Спокойно есть нам не дают,
Пляшут весело, поют.

Дети: Верни Козлятам маму!

Волк:

Ишь чего захотели, размечтались,
Нам она самим нужна!

Баба-Яга:

Как давно я не смеялась,
Рассмешите?! Обещаю,
Сразу маму возвращаю!

Ведущий:

Мы для Волка и его подружки
Споём весёлые частушки!

Частушки в исполнении детей:

1. А мы Вязьминские ребята очень весело живём,
Мы сейчас для вас частушки озорные пропоём!

2. Сам почистить раз в году я решил сковороду,
А потом четыре дня мама чистила меня!

3. Мы без мамочки однажды приготовили обед,
Сами вымыли посуду и с тех пор посуды нет!

4. В кухне веник я нашёл и квартиру всю подмёл,
Но осталось от него три соломинки всего!

5. Мама доченьку спросила: «Ты под краном руки мыла?»
И услышала в ответ: «Лицо – да, а руки – нет!»

Баба-Яга:

Да, талантов вам не занимать,
А умеете ли вы маме помогать?
Предположим, бант атласный завязать?!

Игра «Завяжи бант»

Цель: закрепить умение завязывать бант, развивая мелкую моторику пальцев рук.

Игровые действия: атласные ленты, завязанные узлом на натянутом канате, необходимо завязать в красивые, большие банты.

Баба-Яга:

Так и быть, Маму свою забирайте,
Берегите её и в обиду не давайте!

Волк: А нас, друзья, простите, на нас зла не держите!

Козлята:

Живи, Мамочка, сто лет!
И знай, что лучше тебя нет!
Чтоб с нами рядом ты была
Сегодня, завтра и всегда!

Козлята:

Этот мир не от солнца такой золотой,
Он согрет лишь твоей добротой!

Ведущий:

Любите, берегите матерей всегда,
Став взрослыми – не забывайте никогда!

Вальс «Мамины глаза» муз.Е.Мартынова в исполнении детей с мамами.
Дети с мамами собираются за столом для чаепития.

Татьяна Каминская
Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание дошкольников в семье

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно -волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка . От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду , в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств , как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я» . Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности : сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному .

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств , как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду , а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие .

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания , родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

виктория прошкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ .

Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,полное противоречий и тревог,когда привычными словами стали «насилие» , «безнравственность» , «бездуховность » ,мы всерьез задумываемся о том,какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов,песен,фильмов,игр способствуют спаду интереса к истории своей страны,традициям и обычаям,национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потеренное поколение» ,не имеющее никаких нравственных ценностей?

Дошкольное детство -это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают ,какими впечатлениями обоготят. сл2

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство -время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта ,основанного на традициях русского Провославия.

Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач мы выделили следующие :

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям.

Формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоночальных представлений о духовно -нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)

Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)

Я работаю воспитателем в МКДОУ «Куртамышский д/сад №1 общеразвивающего вида» .сл 4-8

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности :

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой . Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре : как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников . В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств . По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.) сл 9

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно -нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом : “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств . Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) .

2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для :сл 10-14

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери) открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха) .

Выставки детского творчества как результат художественной деятельности :рисование,аппликации,лепки.

В прошлом году для ознакомления детей с многообразием окружающего мира : совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток» .,мини-музей «Русская изба» .сл 15 Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада .

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине .

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников : сл 16-23 осенью - «Ярмарка» ; зимой - «Новый год» , «Рождество» , «Святки» , «Защитники Отечества» , «Масленица» ; весной- «Наши любимые» , «Праздник птиц» , «Пасха» , «Никто не забыт и ничто не забыто» , «Именины березки» (Троица,значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка» , «Подарим маме цветы» , фотогалерею «Вот такие наши мамы» , выставку работ «У мамы руки золотые» , «Портрет моего папы» .

3)Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся» , «Как поступить герою»

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.

Чтение народных и авторских сказок,литературных произведений о материнской любви,ее мудрости,жертвенность ради своего ребенка,учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» -нанайская сказка….

-беседы : «Нет милее дружка,чем матушка» «Расскажи о своей маме»

Заучивание стихов о маме

Совместные мероприятия детей и мам .

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,культуру. что назвается «пустить корни в родную землю» .Дошкольный возраст,по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.

В нашем детском саду разработан проект сл 24 по гражданско-патриатическому воспитанию «Ознакомление с родным городом,как средство патриотического воспитания в детском саду »

Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.

В процессе реализации проекта решаем следущие задачи :

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества

Формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.

Проект является долгосрочным. Срок реализации 4 года :2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) СЛ 25

Проект разделен на четыре раздела

1. Моя семья (Семья,детский сад ,профессии)

2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)

3. Частица малая России. (г. Куртамыш)

4. Наша кладовая (Богатства родного края)

В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.

Определен ожидаемый результат реализации проекта.

Я организую целевые прогулки,экскурсии по городу. СЛ 26 27Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуе тому,что ребенок,не перегружаясь излишней информацией,получает яркие представления об объекте,об истории нашего города. Совсем недавно мы были на экскурсии в пожарной части. СЛ 28 В группе оформлен уголок «Мой любимый Куртамыш» с изображением достопримечательностей города,стенд с государственной символикой.

Важную роль в развитии духовно -нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии . Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду ,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно -нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31

В заключенье я предлагаю составить «Модель воспитанника детского сада » .

уверенный в собственных силах;

любознательный, активный;

способный к волевым усилиям;

самостоятельный;

инициативный;

готовый отвечать за свои поступки;

доброжелательный, эмоционально отзывчивый

уважительно относящийся к семье и социуму;

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

коммуникативный;

овладевший предпосылками учебной деятельности.

Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым .