Дошкольное образование и его направления принципы. Принципы дошкольного образования. Список использованных источников

15.10.2019

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении.

Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, "дочки-матери".

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой - это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое. .

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку "модели" выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

"Модель" выпускника может включать в себя такие параметры, как:

Уровень физического развития;

Степень закаленности;

Приобретение основных навыков гигиены;

Освоение основных видов двигательной активности;

Формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;

Работоспособность;

Развитие интереса к миру, стремления к познанию;

Интерес к творческой деятельности;

Развитие воображения;

Стремление к самостоятельности;

Приобретение основ культуры общения;

Освоение основных правил дисциплины;

Степень осознания своих возможностей;

Умение действовать в коллективных целях (см. Приложение А)

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду "модель" выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут. Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию.

Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость.

По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования).

В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник.

Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно.

Таким образом, дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Принципы дошкольного образования

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

И сегодня на нашем семинаре мы постараемся более подробно раскрыть основные принципы стандарта и необходимости их реализации.

Это принципы, которые важно понимать и реализовывать каждому педагогу. дошкольный образование учебный воспитание

Первый принцип - это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.

Т.е. при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом следует помнить, что каждому возрасту ребёнка соответствует определённый вид ведущей деятельности.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, т.е. передача взрослым и освоение ребёнком способов употребления предметов, овладение ребёнком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятого за образец.

Освоение ребёнком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослыми.

И уже в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребёнка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.

Второй, важнейший принцип - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогический усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы.

Однако, в существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Индивидуальный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие такого подхода - изучение межличностных отношений. Индивидуальный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: «Я» возможно только потому, что есть «мы».

При реализации этого принципа педагог не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Индивидуальный подход к детям, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение в количестве основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга (работа сильного ребенка со слабым), направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.

Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений можно предложить такие задания:

По уровню сложности, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй - из 4 палочек; третьей - из 6 палочек. Это упражнение вызывает интерес, большую активность у детей.

Или на занятиях по художественно-творческому развитию, при закреплении темы «Фрукты», ребенок сам выбирает какой фрукт он будет изображать и как он его будет изображать (рисовать, лепить, или через аппликацию).

Третий принцип - это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

К этому принципу хотелось бы добавить положение стандарта о том, что образовательная программа реализуется в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

А за счёт каких форм? Разумеется, не только за счёт занятий. Вы все знаете, что занятия занимают в режиме дня незначительное время. Следовательно, нужны какие - то формы организации детей, формы совместной деятельности педагога и ребёнка по освоению образовательной программы.

Главным из этих форм и ведущей деятельностью остаётся игра.

Но помимо игры существует немало форм совместной деятельности, которые и позволяют сделать жизнь ребёнка насыщенной и интересной в течение пребывания ребёнка в детском саду:

Это, безусловно, проектная деятельность

Это чтение худ. литературы, познавательной и образовательной литературы

Это коллекционирование, экспериментирование и исследования;

Мастерская;

Различные формы музыкальной, художественной деятельности.

Коротко о некоторых из них:

Мастерская - это форма организованной продуктивной деятельности.

Здесь важно, что ребёнок самостоятельно осуществляет выбор деятельности, той самой продуктивной деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь только тогда или предлагает совет ребёнку только тогда, когда ребёнок в этом нуждается. Ребёнок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую. часть оставит на потом. Самое главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и чтобы результат был качественный. Вот в этом и заключается педагогическое сопровождение. И свобода ребёнка в этой форме совместной деятельности заключается в том, что он может выбрать себе партнёра по коллективной деятельности, или может работать индивидуально, но рядом с другими детьми, выполнять общую поставленную задачу.

Очень интересная форма - проектная деятельность, когда воспитателем создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно с воспитателем открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.

Эти и иные формы деятельности очень важны в нашей работе. Они должны осваиваться как раз для реализации основополагающих принципов нашего стандарта: и поддержки детей самостоятельности, и насыщенной жизни, и полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, и организации образовательного процесса в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.

Четвёртый принцип - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

При реализации данного принципа необходимо:

Создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.

Оказание помощи (при необходимости) детям в решении проблем организации игры. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры.

Создание в группе положительного психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.

Проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей.

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям.

А также помнить, что для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы:

для детей 3-4 лет - приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность.

В этом возрасте важно отличать и публично поддерживать любые успехи детей. Нельзя критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты.

для детей 4-5 лет - приоритетная сфера - познание окружающего мира.

В этом возрасте негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только один на один.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают в игру взрослого или добровольно соглашаются на его участие. При этом сюжет, ход игры, а также роль определяют дети, а не педагог.

Приоритетной сферой инициативы для детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно - личностное общение и научение .

Деятельность воспитателя заключается в:

Привлечении детей к планированию жизни группы на день и более отдалённую перспективу;

В оказании помощи детям в решении проблем организации игры (при необходимости);

Педагог даёт адекватную оценку результата деятельности ребёнка, одновременно признавая его усилия и указывая возможные пути и способы совершенствования продукта.

Педагог создаёт ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

Воспитатель может обращаться к детям с просьбой показать и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого ребёнка.

Пятый принцип - Сотрудничество Организации с семь е й.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия.

Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Существует много различных форм взаимодействия с семьей, это:

- "Круглый стол" по любой теме;

Тематические выставки и т.д.

Например, занятие по обучению детей пожарной безопасности проводилось с привлечением папы-пожарного, который с удовольствием принял участие и рассказал как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Также одной из форм взаимодействия с семьей - это консультации специалистов.

Шестой принцип - Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Этот принцип носит социально - коммуникативное направление. Цель которого воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые бы обеспечивали: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.

Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой своей республики.

Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети.

Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.

Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились.

Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.

Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:

Интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации);

Проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;

Наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).

Седьмой принцип - Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через включение в различные виды деятельности.

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности.

На примере можно рассмотреть одну из форм познавательной активности дошкольника -коллекционирование. Именно в коллекционировании и проявляются его познавательные интересы. Индивидуальные познавательные интересы мы можем объединить в общие коллекции, которые нам помогут при реализации той или иной образовательной области.

Коллекционирование - эта форма хороша еще и тем, что коллекционировать мы можем не только материальные объекты, но и например - собирать коллекцию семян или минералов, коллекцию эмоций, впечатлений.

Эту коллекцию можно представить фотографиями, главным действующим лицом в которых является наш ребенок. А потом использовать эти впечатления и эмоции для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный опыт другим детям.

У себя в группе мы проводили фотовыставки эмоций и впечатлений, одна из них называлась «Летние эмоции».

Коллекционирование является весьма эффективным в решении задачи позитивной социализации и всестороннего развития ребенка.

Восьмой принцип - Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. (прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации).

Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы. Например,

в раннем возрасте - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная.

Девятый принцип - Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.

Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям.

Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре, его убранства, предметах обихода, домашней утвари, посуде, игрушках, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к народной праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д.

С целью формирования у дошкольника эмоционально положительного и толерантного отношения к этнокультурному наследию в нашем дошкольном учреждении разработан план работы ресурсного центра по национально-региональному и этнокультурному компоненту. План работы ресурсного центра предусматривает знакомство с традициями и культурой народа.

Для обеспечения реализации этнокультурного направления создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. На протяжении многих лет в ДОУ успешно развивается и эффективно используется коми-музей, размещенный в специально оборудованном помещении.

Проводится работа с родителями по формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимся в группе, в форме родительских собраний, круглых столов. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействуем с родителями: они собирают экспонаты для музея, участвуют в народных праздниках.

До тех пор, пока каждый воспитатель не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы, мы не сможем сказать, что ФГОС дошкольного образования внедрен в практику педагогической деятельности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    Роль детского сада и воспитателей в воспитании ребенка. Значение учебной деятельности для дошкольников. Российские программы дошкольного образования. Вариантность программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Обновление дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Сравнительный анализ целей, задач и содержания региональных программ дошкольного образования. Основные пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2011

    Развитие личности ребенка средствами труда. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе учреждения дошкольного образования, типы занятий. Приемы выполнения аппликации из бумаги. Построение элементов орнамента по законам композиции.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    курсовая работа , добавлен 23.04.2013

    Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности. Особенности развития познавательной активности и интереса дошкольников. Эффективность занятия как средства развития познавательных мотивов.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2012

    Педагогические подходы к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в деле обучения и воспитания ребенка. Принцип учета возрастных особенностей и преобладания игровой деятельности в воспитании. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    Особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные требования и направления в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ. Создание предметной среды.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Дошкольное образование детей является начальным звеном непрерывного общего образования человека. Можно сказать, что данный период – наиболее важный, так как именно в возрасте от 1 до 6-7 лет происходит интенсивное развитие двигательной, интеллектуальной и чувственной сфер ребенка, его речи и основных психических процессов. Поэтому нужно, чтобы родители и воспитатели использовали все возможности данного возраста малыша для его подготовки к школе, а также социальной адаптации. Рассмотрим основные принципы и методы дошкольного образования детей.

Образование дошкольников

Принципы обучения детей менялись в разные периоды времени. В наше время можно выделить основные из них, которые рекомендуются современными педагогами и психологами:

  • Индивидуальный подход . В силу различных природных особенностей, разных условий жизни и воспитания, каждый ребенок особенный. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому малышу. Один ребенок более медлителен, другой – чрезвычайно подвижен, а третий – очень стеснительный. Взрослый должен учитывать все эти особенности для составления занятий детей.
  • Систематичность и последовательность . Важно проводить обучение, при котором каждая новая тема опирается на знания, полученные ранее.
  • Прочность усвоения знаний. Повторять и закреплять новый материал нужно до тех пор, пока ребенок не запомнит его хорошенько. Только после этого можно переходить к следующей теме.
  • Наглядность. Чем меньше возраст малыша, тем важнее для него увидеть то, что ему объясняют. Поэтому любой изучаемый материал должен сопровождаться наглядными материалами – картинками, слайдами, натуральными предметами.

В дошкольном образовании детей выделяют три основных вида методов обучения – словесные, наглядные и практические.

Наглядные методы особенно важны в младшей дошкольной группе. При этом наглядные пособия должны быть яркими и крупными, способными удерживать внимание малышей.

Словесные методы могут возбуждать чувства, вызывать определенное отношение к содержанию. В дошкольном обучении используют следующие словесные методы:

  • Беседа – диалог воспитателя и ребенка, в котором взрослый должен четко формировать вопросы.
  • Рассказ – монолог воспитателя, который содержит лаконичную учебную информацию.
  • Рассказ ребенка – метод, который совершенствует речевые умения воспитанника.
  • Чтение художественных произведений – важный метод, который позволяет решать многие задачи, в частности, расширяет и обогащает знания об окружающем мире, формирует способность ребенка воспринимать художественную литературу.

К практическим методам образования дошкольников можно отнести игры (подвижные, дидактические), упражнения (в устной и письменной форме), моделирование (касса слов или геометрических фигур).

Существует несколько форм дошкольного образования детей. Первая из них – индивидуальная, которая дает наибольшие возможности использовать особенности ребенка. Вторая форма – групповая, количество участников в которой не должно превышать шесть человек. И третья форма – фронтальная, при которой занятия проводятся со всей группой (более шести человек).

Экологическое образование детей дошкольного возраста

В период детства у человека формируется отношение к окружающему миру. Поэтому очень важным становится в это время экологическое образование детей дошкольного возраста.

Начинать нужно с ознакомления ребенка с природой, ее обитателями. В дошкольном возрасте детки активно интересуются растительным и животным миром. Большое значение приобретают прогулки с взрослыми в парк, лес, на речку. Такие прогулки и вылазки на природу можно использовать для экологического обучения. Самых маленьких деток нужно учить видеть красоту в распустившемся цветке, пожелтевшем листике или притаившейся белке. Дошкольников постарше необходимо привлекать к работе по уборке территории. Это может быть уборка места пикника либо расчистка берега речки от мусора.

Если есть такая возможность, нужно задействовать детей в высадке растений, ухаживании за ними.

По мере взросления ребенка можно использовать специальные научно-популярные программы для детей, книги на эту тематику, в частности, детские энциклопедии, которые очень любят дети.

Очень хорошо, если в доме или детском учреждении, где обучается ребенок, есть уголок живой природы. Благодаря ему, дети могут ближе ознакомиться с растениями и животными, научиться ухаживать за ними.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста

Современное дополнительное образование детей дошкольного возраста может осуществляться в дошкольных и школьных учреждениях, специальных группах или же индивидуально со специалистом. Можно выбрать для ребенка дополнительное образование по художественному, музыкальному, спортивному, эстетическому, психологическому или нравственному направлению. Существует много интересных авторских программ дополнительного образования дошкольников.

Положительное влияние такой формы обучения заключается в следующем:

  • развитие индивидуальных способностей малыша;
  • оздоровление ребенка;
  • развитие эстетического, художественного, культурного, музыкального, спортивного воспитания;
  • коррекционная помощь дошкольникам.

Однако психологи предупреждают родителей об опасности перегруженности маленького ребенка. Не стоит загружать малыша образовательными и развивающими программами. Маленький ребенок быстро устает, его растущему организму необходима частая смена деятельности и, самое главное, – правильный режим обучения и отдыха.

Дошкольное образование детей – своеобразный фундамент будущего школьного обучения. И не столь важно научить ребенка к моменту поступления в школу читать, считать и писать. Большое значение имеет его психологическая подготовка к умственной нагрузке, умение сосредотачиваться, развитие усидчивости и логического мышления. Все эти задачи может выполнить правильное образование дошкольников.