Что сказали ангелы, узнав, что людей будет бесчисленное множество

22.09.2019

«Ибо, подобно тому, как было бы плохо, чтобы это пространство не было наполнено, т.е. чтобы не было этого мира, точно так же было бы не менее плохо, чтобы все пространство, поскольку оно не отличается от этого, не было бы наполнено; следовательно, вселенная будет бесконечна по размерам, и миров будет бесчисленное множество.»
Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах»

Над Площадью Цветов вился пепел.
- Он говорил немыслимые вещи…
- Мы просто оказались не в состоянии их понять.
- Как можно понять этот бред? Что это такое – бесконечность? Какова её длина, глубина? Если её невозможно измерить, её – нет!
- А как ты измеришь конечность? Где проведешь край?
- Край – это небесная твердь, и за её пределами ничего нет! А ты, брат мой, поостерегся бы повторять еретические мысли…
Оба монаха в молчании склонились над кружками с подогретым вином. Февральский вечер обещал быть холодным. Толпа пришедших поглазеть на казнь уже рассеялась, люди спешили по своим делам. Ветер уныло возил по булыжникам мостовой кучки мусора. Хлопали, закрываясь, ставни.
Все очерчено, упорядочено, ограничено, отмерено и размерено с начала и до конца. Не нужно задумываться, поднимать голову от земли, отрываться от обычных забот. Все, что нужно – здесь, в этом доме, на площади, в городе, на Земле, вокруг которой вращается, освещая, солнце. Просто, близко, понятно. От выпитого вина по телу разливается тепло, и слабеют фантазии неудачника, поплатившегося за них жизнью.
А где-то в бесконечности, за пределами всех фантазий, на берегу моря, чью невероятную голубизну невозможно себе даже представить, плакала девочка. Отец дал ей, поиграть, большой синий воздушный шар, который почему-то называл «Вселенная», и очень им дорожил. Она была очень осторожна, она не хотела, она сама не знала, как это вышло. Отец накажет её, наверное. Но пока она смотрела, как из разорвавшегося шара сыпалось разноцветное конфетти, и слезы высыхали на её щеках. Как красиво, этих кружочков так много и они все разные, пусть и маленькие. Это же не может быть плохо, правда, Отец?..

Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Баллистическая теория Ритца и картина мироздания Семиков Сергей Александрович

§ 2.6 Бесчисленное множество миров и бесконечность Вселенной

Открылась бездна звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

М.В. Ломоносов

Если мы хотим остаться в рамках здравого смысла и избежать уклонения науки в сторону религии, просто необходимо признать Вселенную бесконечной и вечной, наполненной бесчисленным множеством звёзд, материи. Некоторым трудно вообразить такую бесконечность мира вширь, вдаль и вглубь, поскольку все мы привыкли иметь дело с конечными, ограниченными объектами. Однако, в действительности, ещё трудней вообразить мир конечный, имеющий какие-то границы. Если Вселенная имела начало во времени, то сразу возникает вопрос, а что было до начала мира? Что привело к его созданию? И если не было вообще ничего, то что вообще могло дать толчок к рождению Вселенной? Таким образом, мы приходим к выводу, что было что-то и до момента создания нынешней Вселенной, а, значит, начало мира отодвигается ещё дальше в прошлое. И так до бесконечности!

Точно так же, - и с границами в пространстве. Если Вселенная конечна, имеет границы, то непонятно, что они собой представляют, и что лежит за ними. И даже если там нет вообще ничего, - одна пустота, - то её можно заполнить, тем самым расширив эти границы. Таким образом, и пространственные границы раздвигаются до бесконечности. Можно предположить, что, хотя пространство и бесконечно, его наполняет конечное количество звёзд, галактик, материи, собранных в конечном объёме Вселенной. Но это тоже маловероятно. Во-первых, если Вселенная существует неограниченное время, то и материя должна была распространиться бесконечно далеко. Во-вторых, ещё Ньютон приводил доказательство того, что количество материи Вселенной не может быть ограничено, конечно. Ведь тогда бы вся материя помещалась в ограниченном объёме, и существовала некая асимметрия, неравноправие разных точек и анизотропия пространства. Имелся бы чётко определённый центр тяготения, и, благодаря действующим силам гравитации, материя рано или поздно собралась бы в единую массу в этом центре .

Удивительно, но это доказательство приводилось ещё Лукрецием в поэме "О природе вещей", с которой был хорошо знаком Ньютон и по которой глубоко воспринял взгляды Демокрита. Именно этой поэме во многом обязаны своими успехами Ньютон и Ломоносов. Вот как Лукреций формулирует это доказательство :

Кроме того, если всё необъятной Вселенной пространство

Замкнуто было б кругом и, имея предельные грани,

Было б конечным, давно уж материя вся под давленьем

Плотных начал основных отовсюду осела бы в кучу,

И не могло бы ничто под покровом небес созидаться.

Приводит Лукреций и такое рассуждение об однородности и изотропности Вселенной:

Нет никакого конца ни с одной стороны у вселенной,

Ибо иначе края непременно она бы имела;

Края ж не может иметь, очевидно, ничто, если только

Вне его нет ничего, что его отделяет, что б видно

Было, доколе следить за ним наше чувство способно.

Если ж должны мы признать, что нет ничего за вселенной,

Нет и краёв у неё и нет ни конца ни предела.

И безразлично, в какой ты находишься части вселенной:

Где бы ты ни был, везде с того места, что ты занимаешь

Всё бесконечной она остаётся во всех направленьях.

Итак, пространство и пустота бесконечны, но частично заполнены материей. При этом, материи должно быть бесконечно много и она должна заполнять всё пространство в среднем, с примерно постоянной плотностью. Материи, атомов, частиц во Вселенной бесконечное множество (но множество это счётное, если выражаться языком математической теории множеств). Кроме того, Вселенная в среднем однородна и изотропна. Не существует выделенных направлений и центров. Поэтому силы тяготения, действующие на точку со стороны лежащих в разных направлениях частей Вселенной, взаимно нейтрализуют друг друга. Поэтому, Вселенная пребывает в равновесном, стационарном состоянии, не расширяясь и не сжимаясь. Существуют лишь локальные области, где материя под действием сил тяготения собрана в звёзды, галактики, их скопления, в среднем равномерно рассеянные по пространству. Итак, ещё древние материалисты Демокрит и Лукреций считали Вселенную бесконечной, тогда как их извечный противник, Аристотель, считал беспредельное абсурдом.

Видим, насколько лаконичными и логичными рассуждениями древние авторы приходили к глубоким выводам о строении Вселенной, которые почему-то не по силам сделать многим современным учёным, считающим Вселенную ограниченной, конечной и замкнутой. Вроде бы, простое изящное рассуждение Лукреция, а ко сколь важным выводам оно приводит: 1) пространство Вселенной бесконечно; 2) содержит бесконечное количество материи; 3) Вселенная однородна - все точки её равноправны (отсутствует центр); 4) Вселенная изотропна (все направления равноправны). Именно так и должно получаться с позиций логики, здравого смысла. Современная же космология противоречит, по сути, каждому из этих выводов. Из гипотезы Большого Взрыва следует, что Вселенная имеет центр расширения (неоднородна), имеет избранные направления, скажем на тот же центр (анизотропна); имеет ограниченные размеры (конечна); содержит ограниченное количество материи, заключённой в этом конечном объёме. Поэтому современная космология ненаучна, в корне ошибочна, она создавалась неучами и мракобесами, похоже, вообще не знакомыми с произведением Лукреция и отвергавшими всё то, за что боролись учёные-материалисты, атомисты: Демокрит, Лукреций, Джордано Бруно, Ньютон, Ломоносов, Циолковский. Не случайно, Циолковский вместе с другими здравомыслящими физиками отрицал новую релятивистскую космологию, справедливо считал её имеющей больше отношения к религии, нежели к науке.

Такие учёные, как Де Ситтер, Фридман, Эйнштейн, Эддингтон, Леметр, Гамов , приписывая Вселенной конечные размеры и способность расширяться, по сути, возвращают человечество к тёмным средним векам, к геоцентризму, когда, слепо следуя Аристотелю, Вселенную считали ограниченной сферой, имевшей центр (на месте Земли) и начало во времени. Даже сами создатели такой космологии не скрывают её связи с нематериалистическими библейскими сказаниями, с учением Аристотеля, во всём противостоящим разумному и рациональному учению Демокрита. Эта темнота в научных взглядах, возврат к мраку средневековой схоластики отражены даже в популярных "научных" терминах современной астрофизики и космологии: "чёрная дыра", "тёмная материя", "тёмная энергия".

Правда, учёные, с помощью той же теории относительности, нашли хитрый выход из ситуации. Решили, будто наша Вселенная, хоть и не бесконечна, но всё же безгранична. Наше трёхмерное пространство замкнуто само на себя, свёрнуто как бы в четырёхмерную сферу. И, подобно тому, как нет края у сферической Земли, так же нет края у Вселенной, замкнутой в сферу. Мы можем очень долго лететь на ракете вперёд, но в итоге вернёмся в ту точку, из которой вылетели, словно обойдя Вселенную по дуге большого круга. Точно так же, перемещаясь по поверхности ленты Мёбиуса или бутылки Клейна, мы никогда не попадём на другую сторону - это поверхности односторонние. Этот остроумный приём является, однако, всё же, - чисто формальным выходом. Пространство в принципе не может быть искривлено. Пространство, вакуум - это, по определению, пустота, ничто, оно нематериально, - не имеет свойств, а потому не подвластно воздействию, искривлению под действием тяготения или чего-либо иного. И до сих пор нет никаких оснований считать пространство искривлённым. А, пока кривизна пространства не доказана прямыми экспериментами, все рассуждения о таком искривлении это не более чем пустая игра ума. Поэтому, следуя принципу Оккама, гораздо проще и естественней считать наш мир, пространство, - бесконечным и евклидовым, пока никто строго не доказал обратного.

Впрочем, нам доступна лишь конечная часть этого мира. В частности, существует радиус наблюдаемой Вселенной, за пределами которого излучение звёзд и галактик сильно ослаблено эффектом красного смещения и поглощения света. Именно это, как было показано выше, позволяет решить известный парадокс Ольберса (§ 2.5). Кроме того, поскольку мы исследуем удалённые объекты на основании их излучения, переносимого по БТР реонами и ареонами, то существует некоторый радиус сферы R , в пределах которой электроны заслоняют от нас своими поперечниками всю небесную сферу, весь телесный угол 4? (§ 1.5). Таким образом, они экранируют весь поток приходящих из внешнего пространства этой сферы реонов, излучений. Однако, это не значит, что Вселенная конечна, и за пределами этой сферы ничего нет. Нам просто доступен определённый горизонт наблюдаемой Вселенной, в отличие от земного горизонта, никак не связанный с ограниченностью, замкнутостью, кривизной мира. Если мы переместимся в другую точку, нам откроются новые, неизведанные области пространства, которым по мере движения не будет конца, как отмечал ещё Э. Вихерт (§ 3.20).

По верному замечанию этого учёного, не раз упомянутого в труде Ритца , точно так же нет предела делимости материи. Когда люди обнаружили, что все тела состоят из атомов, возник вопрос: а из чего же состоят атомы, что удерживает их вместе? Оказалось, они составлены из электронов и ядер. Тогда возник вопрос: а из чего же состоят ядра, электроны (открытые тем же Вихертом и Томсоном), что удерживает их части вместе? БТР утверждает, что электроны состоят из реонов, которые испускаются электроном. Но тогда возникает новый вопрос, а из чего же состоят реоны, что вызывает их сцепление в электроне и выброс из них? Значит, есть что-то ещё меньшее. И так далее, до бесконечности. Поэтому, наш мир не может иметь ни начала, ни конца - во всех направлениях. Он бесконечен. Это чётко осознавали и утверждали все прогрессивные мыслители: Демокрит, Лукреций, Бруно, Кеплер, Ньютон, Ломоносов, Циолковский, Тесла. И лишь ограниченные учёные начинают придумывать такие границы, начала и концы мира. Но у Вселенной нет ни конца, ни края, и она содержит неограниченное количество материи. Это не только логичный, здравомысленный, но и оптимистичный вывод. Значит, нет предела познанию мира, не грозит нам кризис перенаселения и загрязнения Вселенной. Кроме того, как подробнее обоснуем в следующем разделе, Вселенная, помимо бесконечной протяжённости, имеет ещё и бесконечное время жизни. Так что наш мир - вечен!

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

Из книги Анатомия архитектуры [Семь книг о логике, форме и смысле] автора Кавтарадзе Сергей

Изба как зеркало вселенной Расстанемся с археологией и обратимся к той части истории архитектуры, которая теснейшим образом связана с этнографическими исследованиями, а именно к деревянному зодчеству Русского Севера. Если мы посмотрим на фасад обычной русской

Джунайд Багдади (свята его тайна) рассказывал: «Однажды мы с дервишами пошли навестить шейха Сырры Сакати (свята его тайна). Он говорил нам о Марифатуллахе (о познании Аллаха). И в этот момент он потерял сознание, остался без чувств и движения. Некоторое время он оставался в таком положении, а затем пришел в себя. Он сказал мне: «О, Джунайд, известно ли тебе, куда я уходил?» «Нет, неизвестно», - ответил я. Он объяснил так: «Меня забрали отсюда и доставили к высочайшему Аршу. Послышался глас от Всевышнего: «О, Сырры!» И в этот миг все части моего тела отделились друг от друга. А затем снова соединились. «Знаешь ли ты, как Я поступлю с людьми?» - спросил меня голос. «Не знаю, йа Рабби», - сказал я. «Когда Я сотворил души всех людей и спросил у них: «Разве не Я - ваш Господь?» , они все ответили: «Да».

«Я подарил им Землю. Но они разделились на десять групп. Девять из них привязались сердцем к бренному миру. А одна часть не поддалась чарам земли. Я подарил этим людям рай. Они разделились на десять групп. Девять из них страстно полюбили рай. А одна часть не предалась райским удовольствиям. Я подарил им Свою любовь. Каждые девять из десяти не смогли ее воспринять. Осталась лишь десятая часть. Я наслал на них беды и несчастья. Каждые девять из десяти не выдержали их. Осталась лишь десятая часть. «К чему вы стремитесь?» - спросил Я у них. «Мы стремимся к Тебе, йа Рабби», - ответили они. «Я нашлю на вас множество бед», - пригрозил Я им. «Если беды исходят от Тебя, то они дороги нам», - сказали они. И тогда Всевышний соизволил сказать: «Раз уж вы остались верны своим устремлениям и ничем не отвлеклись, стойко перенесли все беды, то Я отныне ваш, а вы - Мои».

Повествуется, что ангелы смотрели на будущих потомков Адама, и поняли, что их будет очень много. Они сказали: «Йа Рабби, их бесчисленное множество. На всех на них не хватит места на земле». Всевышний сказал: «Я буду отправлять их на землю по очереди. Когда кто-то из них уйдут в мир иной, придут другие и займут их место». Ангелы спросили: «О, наш Господь, когда часть из них умрут, то как же пришедшие на их место смогут жить и насколько внимательно они отнесутся к земле, зная, что им тоже предстоит умереть?» Аллах Всевышний сказал: «Я сделаю их забывчивыми и беспечными и дам им долгую жизнь. Они своими руками будут хоронить родных и близких, а потом, позабыв о смерти, снова будут беспечно гоняться за земными благами».

Передают, что однажды султан познавших Баязид Бистами (свята его тайна) потерял сознание из-за сильной любви к Всевышнему. А когда пришел в себя, он сказал: «Если в Судный день от меня потребуют отчета за семьдесят лет моей жизни, то я стану держать ответ за десять тысяч лет». У него спросили: «О, шейх, что означают эти слова?»

Он сказал: «Всевышний десять тысяч раз сказал мне: «Алясту би раббикум» . И я десять тысчяч раз ответил ему: «Бела» . После этого послышался глас: «О, Баязид, во имя Моего величия, Я не оставлю без ответа ни одного из произнесенных тобою «Бела». В Судный день Я разделю твое тело на десять тысяч частей и каждой части в отдельности покажу Свой лик».

Из книги "История Пророков"