Во сколько дети начинают ползать. Как научить ребенка ползать если он не делает это сам. Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках

02.07.2019

Как Вы учите или научили своих малышей ползать?

Я подпираю обе ножки когда сынулик лежит на животике.

Как научить ползать грудничка

Как же научить ребёнка ползать: план действий

Чтобы научить ребёнка ползать, в первую очередь, надо вызвать у малыша желание исследовать какой-либо предмет, необходимо сделать так, чтобы у него была такая возможность. Окружите малыша разнообразными интересными игрушками и предметами (например, крышка от кастрюльки тоже весьма занимательная вещь), а также предоставить ему некоторую свободу передвижения за пределами кроватки или манежа. Наиболее эффективный способ расшевелить ребенка, это не показывать, как надо двигаться, а предлагать ему интересные стимулы.

Ползать дети начинают в среднем в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу следует заранее. Ниже приведен примерный «план действий» чтобы научить ребёнка ползать:

  1. Если в 3 месяца малыш еще не научился самостоятельно держать голову,следует почаще класть его на животик и класть перед ним интересные предметы , подносить ребенка к различным вещам в квартире, чтобы он разглядывал их. Не помешает и курс оздоровительного массажа для симуляции двигательного развития (особенно в случае мышечного гипер- или гипотонуса), укрепления мышечной системы. Врач-остеопат при необходимости снимет мышечные зажимы, препятствующие свободе движений малыша. Кроме того, в месяц, три месяца и полгода следует посетить невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка.
  2. В4 месяца предлагайте ребенку побольше удобных для захвата предметов ; в этом возрасте малыш интересуется своими ножками – попробуйте научить его хватать себя за ножки и даже дотянуть их до рта – это занятие обычно нравится крохам.
  3. В 5 месяцев ребенок начинает перемещать себя в пространстве. Для начала попробуйтенаучить малыша повернуться на бочок за интересной игрушкой , используйте звучание погремушки, чтобы малыш начал двигаться в нужном направлении. Чтобы помочь ребенку перевернуться на бочок, можно из положения на спине, заводить ему коленку на бок, чтобы он сам смог довершить поворот корпуса.
  4. В6 месяцев продолжайте заниматься вращениями и различными поворотами . Если малыш еще не сел сам (в норме от 6 до 8 месяцев), помогайте ему это сделать, но не тяните вперед за руки, а через бочок, перебирая его ручками.
  5. В 6-7 месяцев малыши начинают каким-либо способом ползать: на четвереньках, по-пластунски, на попе (особенно если у вас паркет или линолеум, то передвигаться сидя на попе куда веселее:)) и т.д. Перед тем, как начать ползти в классическом восприятии (на четвереньках), малыш несколько недель тренируется встать на четвереньки, смешно раскачивается всем телом и т.д. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животе ребенка игрушками и бытовыми предметами, которые так нравятся детям. Играйте с ребенком в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), топотушки, читайте ритмичные стихотворения и слушайте вместе с ребенком детские песенки, под которые хорошо двигаться. Можно сделать туннель или препятствие, чтобы малыш начал ползти на четвереньках или по-пластунски. Детки очень любят переползать через маму или папу, а также ползти от мамы к папе и обратно, так что присутствие значимого взрослого – сам по себе отличный стимул для передвижения.

Если ваш малыш пополз в 6-7 месяцев, то восемь месяцев - время самозабвенного ползания и попыток вставать с опорой . Если в этом возрасте ребенок избегает активных движений, а пытается с помощью крика добиваться желаемого – это может быть как проявление характера, так и следствие двигательных затруднений. Продолжайте учить малыша доставать предметы самостоятельно. Не будет лишним и повторный курс оздоровительного массажа.

В 9 месяцев почти все детки проявляют желание принять вертикальное положение (встать на ножки) , насильно поднимать ребенка не надо, но помочь, если кроха пытается встать, можно. Если малыш еще пока только ползает – это тоже нормально. Важно предоставить ему в этом возрасте побольше пространства для передвижения, и давать занимательные предметы и вещи, которые хочется схватить.

Около года уже почти все детки умеют стоять сами, но первые шаги каждый делает в свой срок, поэтому не стоит торопить малыша, всё придет в свое время.

Что делать, если ребёнок не ползает

Но что делать, если попытки привлечь внимания крохи оказались безрезультатными и ребёнокне ползает ни в 6, ни в 7, ни в 8 ни даже в 9 месяцев? Конечно, ваш малыш может перескочить этап ползанья и сразу около года встать на ножки и пойти, но медики зачастую всё же советуют обратиться в этом случае к ортопеду, поделать массаж и упражнения, которые помогут ребёнку поползти.

Что делать, если ребёнок не ползает, но никаких нарушений ортопед не выявил? Вы ему можете помочь:

  • Пригласите к себе в гости ребёнка, который ползает . Вряд ли ваш малыш останется равнодушным к другому ребёнку, особенно если тот ползает по его комнате и играет его игрушками, которые он, в свою очередь, достать не может. Несмотря на такой нежный возраст, чувство собственности у детей уже имеется, да и поиграться со сверстником врядли он откажется.
  • Ползайте сами и покажите на собственном примере, как это весело и увлекательно. Привлеките и родных - малышу ползающие родители и бабушки, дедушки точно понравятся и он включится в игру.
  • Создайте комфортную обстановку для ползанья . Оцените, насколько удобно малышу ползать в имеющихся условиях, ведь возможно ему просто холодно или сколько ползать по линолеуму и стоит положить ковёр или одеяло. Не забываем о комфортной одежде ребёнка, которая не должна мешать или стеснять движения ребёнка .
  • Создайте специальный трек для ползанья (по методике Глена Домана), который по виду напоминает узкий пеленальный столик. Трек должен быть мягким, тёплым и не скользким. Сперва малыша должен научиться ползать по наклонной вниз, а потом и по прямой. Чтобы смотивировать ребёнка ползти, в конце трека стоит положить его любимую игрушку, а ножкам дать опереться в ваши ладони.
  • Если ваш ребёнок не может ползать из-за невозможности оторваться от пола (живот малыша составляет почти половину его веса, поэтому неудивительно, что ему трудно встать на четвереньки), положите ему под животик валик из полотенце или придерживайте его рукой , чтобы карапуз смог привыкнуть к данному положению тела.
  • Конечно, не забываем несколько раз в день делать массаж ребёнку и гимнастику . Массажные движения и гимнастические упражнения для опорно-двигательной системы, которые помогут вашем малышу окрепнуть и начать ползать, вам должен показать детский массажист (частный или из вашей детской клиники).
  • Откажитесь от ходунков и других приспособлений, которые облегчают процесс передвижения ребёнка, что способствует его нежеланию самостоятельно ползать и потом и ходить.

Видео как научить ребенка ползать

Ползание полезно, прежде всего, потому, что оно помогает тренировать руки. Известно, что при этом устанавливается связь между полушариями мозга, что способствует улучшению координации, исключению дислексии и дисграфии. Это ускоряет развитие, ведь чем больше малыш в движении, тем быстрее он будет познавать мир. Для него это целое «открытие Америки» - пусть даже и в пределах отдельно взятой квартиры!

Так, когда же родителям ожидать новых достижений ползунка? Считается, что начало данного периода приходится на возраст 4–8 месяцев. Бывает, что даже после 8 месяцев ребенок не передвигается на четвереньках либо ползает, но очень плохо. Поэтому в силах родителей помочь ему, делая при этом ежедневные специальные упражнения, о чём будет сказано ниже. А пока для успокоения переживающих мамочек, расскажем о том, как же ползают детки. Выбор каждого варианта подсказан малышу его телом и интуицией:

  • Одни ползают, опираясь на ручках и «шагая» на корточках.
  • Другие опираются на прямые руки и ножки, согнутые в коленках, - и так поочерёдно передвигают их.
  • Третьи «работают» ручками, а согнутые ножки лишь подтягивают.
  • Четвертые как бы «выбрасывают» одну ножку вперёд и прокладывают ею путь, а другую поджимают под себя.
  • Ну, а пятые любят ползти задом наперёд, пятясь назад, как рачки, и при этом, мило заглядывая себе между ножками, чтобы, так сказать, уточнить маршрут.
  • И последние - «червячки» и «лягушонки»: первые старательно извиваются на полу, направляясь к намеченной цели, а вторые продвигаются на животике и при этом отталкиваются ступнями и ножками.
Что касается специальных упражнений, что научат ребенка ползать, то перед их началом целесообразно проконсультироваться с педиатром, ортопедом и неврологом. Ребенок может плохо ползать из-за таких проблем со здоровьем, как гипо- или гипертонус, слабость мышц рук или нарушения опорно-двигательной системы. В данном случае стимулировать ослабленный организм, - значит ухудшить его состояние. Будьте бдительны! Но если врачи сообщат, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то можете смело приступать к занятиям.

Упражнения, помогающие ребенку быстрее начать ползать

Упражнение №1

Цель: улучшить опору на прямых ручках.

Для ползания на четвереньках требуется хорошая опора на прямых руках и способность опираться лишь на 3 точки. В среднем, к полугоду ребенок при положении «лежа на животе» начинает приподниматься на прямых вытянутых ручках и даже захватывать игрушку одной рукой, при этом спокойно опираясь на другую. Но это всё теория, в реальности начало ползания во многом зависит от родителей, в силах которых проводить упражнения и делать лёгкий массаж после водных процедур.

Положите ребенка на животик и подвесьте погремушку так, чтобы она оказалась немного выше его головы. Для захвата ему придётся «поднапрячь» верхнюю часть туловища, вытянуть ручки и достать, наконец, одной рукой эту игрушку. Лучше сначала заинтересовать его в этом, дав малышу её потрогать, а затем уже подвесить вверх.

Упражнение №2

Цель: научить «работать» руками в положении «лежа на животе».

Скатайте одеяло и сформируйте из него небольшой валик. Подложите под грудь ребенку валик так, чтобы голова и ручки свисали с него, а ноги и живот были на диване (или можно на полу, но постелите что-нибудь мягкое). Так ему будет намного проще брать обеими руками игрушки, поворачивая голову и тем самым тренируя вестибулярный аппарат.

Упражнение №3

Цель: научиться стоять на четвереньках.

Подложите под живот скатанное одеяло или небольшую подушку так, чтобы ручки и ножки свисали по сторонам подушки, а живот и грудь оказались на самой подушке. В таком случае малышу придется вынужденно встать на четвереньки.

Упражнение №4

Цель: научить стоять на коленках.

Кто-то из деток абсолютно не любит ползать на коленках, они передвигаются довольно забавно - поднимаясь на прямых ручках-ножках и так быстро передвигаясь вперед. Но перед тем, как ставить на четвереньки, следует научить его стоять на коленках:

  • прижимаем спиной малыша к своему животу;
  • одной рукой обхватываем под мышками;
  • другой - ставим на диван коленками, а не стопами ног, таким образом, чтобы к вашему телу оказалась прижатой ровная спинка ребенка. Путь он попытается походить в данном положении. Как только будет освоено упражнение, медленно опустите дитя вперёд, так, чтобы ручками он смог опереться на диван, но оказался на четвереньках.

Упражнение №5

Цель: научить переставлять ножки при положении «на четвереньках».

Постелите на пол матрас (желательно высокий) и положите ребенка так, чтобы грудь оказалась на матрасе, локти опирались на поверхность матраса, ну а коленками малыш стоял на полу. Встаньте с противоположного конца и двигайте матрас к себе. В этом случае ребенок начнёт передвигать коленками, так как опора для верхней части тела тоже движется вперед.

Упражнение №6

Цель: научить переставлять ручки.

Поднимите ребенка над любой поверхностью (например, стола), держите одной рукой под грудь, другой - поднимайте ноги. Упражнение рассчитано на то, чтобы он смог ладошками опираться на стол. Слегка подталкивайте его с целью, чтобы он переставлял руки. Для стимула положите рядом яркую, любимую игрушку.

Упражнение №7

Цель: научить ребенка ползать на четвереньках.

Данное упражнение лучше выполнять обоим родителям. Поставьте дитя на пол, чтобы он оказался в положении «на четвереньках». При этом один будет отвечать за перемещение ног, а другой - за перемещение рук (один передвигает вперед правую ручку, а другой подталкивает левую ножку, и наоборот).

Видео, как научить малыша ползать


Дорогие мамочки-папочки! При обучении вашего чада ползанию помните о трёх главных вещах:
  • Снимите все пространственные ограничения: не держите его постоянно в манеже или кроватке, а лучше почаще выкладывайте на пол.
  • Стимулируйте яркими игрушками, разбросанными по полу, - пускай ребёнок учится самостоятельно ползать и собирать их.
  • Покажите на своем примере, как нужно ползать. Больше всего полугодовалым деткам нравится передвигаться по-пластунски вслед за мамой или папой. Не забывайте проводить ежедневные упражнения и массаж. Ну и, конечно же, не стоит переживать, если карапуз не ползун, а принц, «восседающий» на троне и требующий перемещения на маминых-папиных руках. Они ничем не уступают по показателям развития своим сверстникам и уже очень скоро начнут безбоязненно и уверенно делать свои первые шаги!

Ползание – важный этап в жизни младенца, подготавливающий опорно-двигательную систему к последующим нагрузкам при ходьбе. Большинство детей осваивают этот навык самостоятельно. Но если у малыша возникают проблемы с передвижением, ему не обойтись без помощи родителей. Для этого мамам и папам потребуется разобраться в вопросе о том, как научить ребенка ползать.

Польза ползания

Для маленького человека очень важно прохождение всех этапов роста, запланированных природой. Это обеспечивает нормальное развитие важнейших систем организма. Возраст перехода к следующему периоду и продолжительность прохождения каждого зависят от индивидуальных особенностей малыша, главное – сохранение последовательности. Пропуск какого-либо из этапов может отрицательно сказаться на дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка.

Специалисты считают, что процесс ползания необходим малышам и оказывает положительное влияние на организм:

  • тренирует руки и укрепляет мышечную систему младенца;
  • развивает чувство баланса и равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат;
  • укрепляет позвоночник, формируя правильную осанку;
  • развивает координацию движений нижней и верхней половины тела;
  • формирует представление о схеме собственного тела;
  • устанавливает межполушарное взаимодействие головного мозга, включая поочередно правое и левое полушария, что снижает риск нарушения процессов чтения и письма в дальнейшем;
  • способствует изучению окружающего мира;
  • учит фокусировать взгляд на том же расстоянии, на котором обычно пишут, читают, рисуют;
  • формирует начальные навыки ориентации в пространстве, необходимые позже для успешного обучения письму, геометрии, ориентации во времени;
  • развивает мелкую моторику, стимулируя ловкость рук;
  • совершенствует тактильные ощущения, заменяя массаж ладошек и способствуя снижению мышечного тонуса.

Когда ребенок начинает ползать

Не существует единого шаблона, по которому должны развиваться все дети без исключения. Есть лишь усредненные данные, примерно определяющие возрастные рамки, когда малыш способен освоить тот или иной навык.

В среднем ребенок начинает ползать в период с 6 до 9 месяцев, обычно после того, как он научился уверенно сидеть. Ведь из положения сидя гораздо удобнее вставать на четвереньки. Но первые попытки ползания могут быть предприняты крохой уже в возрасте 5 месяцев. Некоторые малыши к 6-7 месяцам активно передвигаются ползком, другие не делают попыток месяцев до 8. Это зависит от целого ряда факторов.

  • Развитие опорно-двигательного аппарата . Ребенок не сможет ползать, пока у него недостаточно укреплены мышцы рук и спины. Для этого необходимо выполнять с ребенком различные комплексы упражнений. Кроме того, для малыша лучшая гимнастика – когда он поочередно или одновременно поднимает ручки и ножки, лежа на животе. Дети, которых часто кладут на живот, обычно с удовольствием занимаются такой зарядкой.
  • Общее состояние здоровья малыша . Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (например, ортопедические), процесс ползания может оказаться ему не по силам.
  • Рождение раньше срока . Недоношенные дети часто отстают в развитии и начинают ползать гораздо позже своих сверстников. Это может произойти примерно в 10 месяцев.
  • Уровень развития нервной системы . Освоение принципа перемещения тела в пространстве во время ползания является результатом напряженной работы головного мозга. Нервная система ребенка должна быть готова к такой нагрузке.
  • Особенности телосложения . Детям с плотным телосложением ползать тяжелее, чем худеньким малышам, из-за большего веса им труднее удерживать свое тело в нужном положении.
  • Индивидуальные особенности . Каждый ребенок познает окружающий мир в собственном ритме. Активные и предпочитающие тактильные ощущения малыши начинают ползать раньше. Более спокойные и склонные к наблюдению младенцы могут поползти позже.
  • Гиперопека со стороны родителей . Если родители слишком опекают свое чадо, у ребенка может не возникнуть потребности в ползании. Ему нет необходимости тянуться, чтобы что-либо достать, ведь мама подаст все, что он захочет, и принесет все, к чему малыш проявляет интерес.
  • Пол ребенка . Как правило, девочки опережают мальчиков на некоторых этапах развития, поэтому ползать они часто начинают раньше.

Стимулирование ползания

Для более раннего стремления к ползанию необходимы благоприятные условия, которые могут обеспечить малышу родители. Для этого с ребенком нужно заниматься, начиная с рождения: делать гимнастику, чаще класть кроху на животик. К 4 месяцам суммарное время, отведенное для физических упражнений, должно составлять не менее 30 минут в день.

Отличным стимулятором физического развития ребенка является массаж. Конечно, кроха и без него научится рано или поздно сидеть, ползать и ходить. Но массаж, особенно профессиональный, способен ускорить эти процессы, укрепляя и оздоравливая организм малыша.

Если ребенку уже исполнилось 7 месяцев, а он еще не делает ни малейших попыток передвигаться самостоятельно, можно помочь ему, создавая необходимые условия и выполняя с ним комплексы упражнений для активного движения.

Оптимальные условия

Свободное пространство . Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.

Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.

Подходящая поверхность . Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.

Отсутствие сквозняков . Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.

Безопасная среда . Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:

  • надеты накладки на острые углы;
  • мебель надежно закреплена;
  • убраны провода и сетевые удлинители;
  • поставлены заглушки в розетки;
  • шторы не свисают до пола;
  • пол чистый;
  • убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
  • при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.

Удобная одежда . Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.

Упражнения для освоения навыка ползания

До того как начать обучение ребенка ползанию с помощью специальных упражнений, родителям необходимо получить консультацию врача. Может оказаться, что нежелание малыша осваивать полезный навык вызвано проблемами со здоровьем, такими как повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае упражнения вместо пользы могут ухудшить состояние ребенка. Специалист поставит правильный диагноз и назначит комплексную терапию. Если же никаких отклонений в развитии не выявлено, можно приступать к занятиям.

Начальный комплекс

  • Для уверенного передвижения ползком малыш должен опираться на полностью раскрытые ладони. В этом поможет использование фитбола. Малыша кладут животом на мяч, крепко придерживая за ножки. Продвигая мяч вперед, кроху медленно и осторожно наклоняют головой вниз. Как только ручки ребенка достанут пола, кроха тут же раскроет ладони, чтобы опереться.
  • Для развития коленных суставов и стимулирования отталкивания подойдет следующее упражнение на фитболе: малыша положить на мяч животом вниз, придерживая одной рукой за спину. Другой рукой поочередно сгибать ножки ребенка так, чтобы он упирался ступней в ладонь взрослого. Через некоторое время кроха сам начнет отталкиваться ножками, слегка продвигая мяч вперед.

Укрепление плечевого пояса

Бывает, что ребенок не ползает из-за того, что у него слишком слабые руки. Это можно исправить с помощью специальных физических упражнений, направленных на развитие определенной группы мышц.

  • Самых маленьких полезно приподнимать за ручки, при этом малышу будет удобно держаться за деревянную палочку или пальцы взрослого. Можно аккуратно покачать ребенка вперед-назад.
  • Малыша, уверенно держащего головку (обычно это бывает к 3-4 месяцам), можно положить на живот, подложив под грудь небольшой валик (например, свернуть одеяло). В таком положении крохе будет удобно брать игрушки, так как ему не приходится опираться на руки. Это упражнение способствует укреплению мышцы спины, а также развивает вестибулярный аппарат.
  • В полгода ребенок уже способен приподниматься на руках, лежа на животе. Ему важно научиться брать игрушку одной рукой, перенося вес на другую. Для освоения этого навыка можно положить ребенка на живот, подвесив перед ним яркую игрушку на небольшой высоте, чтобы ему пришлось тянуться к интересному предмету.
  • С ребенком, которому исполнилось 8 месяцев, полезно выполнять еще одно упражнение для укрепления ручек: положить малыша на живот и, аккуратно приподняв за ножки, чуть подтолкнуть вперед. Ребенок, опираясь на руки, начнет перебирать ими по полу. Нужно соблюдать осторожность, не толкать слишком сильно, чтобы малыш не ударился головой об пол.

Малыш не хочет ползать: как заинтересовать

Бывает, что физически ребенок готов к ползанию, никаких проблем со здоровьем нет, все условия созданы, но кроха упорно отказывается учиться передвигаться самостоятельно. Тогда родителям придется проявить упорство, чтобы заинтересовать своего «ленивого» малыша и побудить его к движению.

Наклонная плоскость . Ребенка легче будет научить ползать на поверхности, которая имеет небольшой угол наклона. Для этого подойдет широкая доска. Можно обить ее каким-либо материалом, достаточно гладким, чтобы не повредить кожу малыша, но при этом не скользким. Доску укладывают слегка под наклоном, прочно закрепив. Ребенка кладут на живот в верхней части, постоянно придерживая и подстраховывая во время спуска.

Достать игрушки . Взять яркую игрушку (лучше новую либо ту, которая сильно интересует малыша), отодвинуть ее от лежащего на животе ребенка так, чтобы она была у крохи перед глазами, но достать ее он не мог. Желанный предмет будет отличным стимулом для движения вперед. По мере того как ребенок продвигается, игрушку можно отодвинуть еще. Но после того, когда малыш немного проползет, игрушку ему нужно отдать, иначе он потеряет к ней всякий интерес.

Можно разложить несколько предметов (игрушек) на различном расстоянии. Их не должно быть слишком много, 3-5 будет достаточно, чтобы внимание малыша не рассеивалось. Раскладывать игрушки нужно так, чтобы какие-то из них ребенок мог достать, поворачиваясь на месте, а другие – продвинувшись вперед. Наибольший интерес у детей обычно вызывают музыкальные и двигающиеся игрушки, а также домашние питомцы. Но последних не всегда можно уговорить сидеть на месте, наблюдая за подползающим с неизвестными целями младенцем.

Совместное ползание . Если игрушки и прочие предметы не заинтересовали маленького исследователя и не вызвали у него желания ползти, придется взрослым самим встать на четвереньки. Малыш будет в восторге, если мама с папой покажут ему, как интересно и весело ползать всем вместе. Можно помочь малышу, передвигая поочередно его ручки и ножки.

Хорошо, если у ребенка есть возможность понаблюдать за другими активно ползающими сверстниками. Желание подражать может побудить кроху повторить движения за другими детьми и попробовать ползти.

Ползание способствует правильному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Не следует пропускать этот важный этап, пытаясь сразу поставить малыша на ноги и обучая ходьбе. Родителям не нужно пытаться опередить время, лучше просто помочь крохе реализовать свои возможности. Главное – постараться пробудить интерес к движению, создавая для этого все условия.

Если вы хотите помочь малышу в освоении важнейшего навыка – ползания, то не стоит ориентироваться на учебники. Ребенку потребуется время для того, чтобы научиться ползать, и ваша поддержка и поощрение помогут ему добиться успеха в этом нелегком деле.

Пять советов о том, как помочь малышу встать на четвереньки:

1. Лежим на животике

Лежать на животике под маминым присмотром – лучшее упражнение для укрепления мышц и правильного развития. Ползание на животе будет играть большую роль в формировании зрения малыша, а также поможет ему понять связь и взаимодействие правой и левой сторон тела.

Прежде чем класть ребенка на животик, убедитесь, что выбранное вами место безопасно. Если пол деревянный, положите на него коврик или простынку, чтобы малыш не насадил заноз.

Имейте в виду, что избыток одежды в сочетании с одеялом или простынями на полу может ограничивать движения ребенка, из-за этого ему может быть труднее начать ползать. Поддерживайте дома тепло, а с пола лучше убрать все лишнее, чтобы обеспечить малышу лучшее сцепление с полом.

Также полезно лежать рядом с ребенком на полу и поддерживать зрительный контакт. Если малыш находится в окружении любимых игрушек и может видеть вас в любое время, то на полу ему будет так же весело, как и на качелях, в кресле или на руках.

2. Удобное ползание

Сядьте рядом с малышом, когда он лежит на животике, и вытяните одну ногу. Поместите ребенка поперек, чтобы он стоял над вашей ногой на четвереньках. Положите с другой стороны ноги любимую игрушку ребенка – эта удобная поза поможет ему задуматься о возможности ползать.

3. Поощряйте вашего ребенка игрушками

Пока ребенок упражняется лежа на животе, поощряйте его словами и любимыми игрушками. Сядьте в шаге или двух от малыша, возьмите игрушку и повертите ею перед ребенком, зовя его по имени. Каждый раз, когда ребенок попытается ползти к игрушке, хвалите его – и он будет чувствовать себя намного увереннее.

4. Помогите малышу

Попробуйте один из этих способов, чтобы помочь ребенку ползти.

Полотенце: самое сложное для ребенка – преодолеть силу земного притяжения. Сверните полотенце и положите его под грудь малыша, пока он лежит на животе. Возьмите оба конца полотенца и осторожно приподнимите ребенка. Держите его так, чтобы он не ощущал тяжести своего веса, но в то же время мог передвигаться.

Руки: еще один способ помочь ребенку – приложить свои ладони к его стопам. Это позволит малышу отталкиваться при движении вперед.

Книга или небольшая коробка: положите перед ребенком легкую коробку от хлопьев или небольшую книжку и поставьте на нее ручки малыша. При движении предмет под его руками будет скользить, и это поможет ему осознать суть движения.

5. Создание препятствий

После того, как ребенок привыкнет лежать и ползать на животе, усложните ему задачу – расставьте вокруг подушки и плюшевые игрушки. Сядьте с другой стороны комнаты, чтобы между вами и малышом были препятствия – это поспособствует тому, чтобы ребенок пополз к вам.

Преодолевая препятствия, ребенок будет развивать выносливость, зрительные навыки и моторику.

Как правило, дети начинают ползать в возрасте от 6 до 10 месяцев, однако некоторые малыши вообще не ползают, и это совершенно нормально. Они минуют стадию ползания, но быстро учатся стоять и ходить.

Учиться ползать – процесс долгий и непростой, так что не расстраивайтесь, если ваш ребенок пока не готов к этому. Каждая стадия развития требует времени, поэтому запаситесь терпением и ждите, пока ваш малыш созреет.

Ползание является очень важным и неотъемлемым элементом в системе двигательного развития. При ползании происходит подготовка всех мышечных систем организма к дальнейшим нагрузкам, таким как самостоятельное вставание, сидение и ходьба.

  1. прежде всего, необходимо обеспечить малышу пространство для овладения этим навыком. Многие родители, пытаясь оградить малыша от травм, пытаются обучать этому кроху в кроватке либо манеже, но, согласитесь, в этом ведь нет стимулирующего элемента! Гораздо интереснее, а на деле и эффективнее, учиться ползанию на полу – пространства столько, сколько угодно, и так много интересных вещей: в углу стоит ваза, сбоку журнальный столик, а позади самое интересное – ступеньки на второй этаж дома;
  2. именно поэтому необходимо обеспечить полную изоляцию тех предметов, которые несут потенциальную опасность!;
  3. не подстилайте под малыша пеленочки и покрывала, пусть учится ползти сразу по тому материалу, по которому впоследствии ему придется ходить, пусть даже это ворсистый ковер либо гладкий ламинат. Так малыш изначально будет привыкать к тому, что его ждет в будущем;
  4. для дополнительной стимуляции используйте не игрушки, а те предметы, к которым у ребенка повышенный интерес, например мамин телефон с музыкой либо чашка с ложкой (конечно же, детские и не бьющиеся);
  5. не спешите при первых же попытках малыша сделать самостоятельные движения на помощь, ведь для того, чтобы понять принцип ползания необходимо сначала научиться сохранять баланс, и лишь потом приходит понимание последовательности движений рук и ног;
  6. если малыш ползет «по особенному», например, задом наперед, в этом нет ничего страшного, ведь научившись совершать такие ползки, он рано или поздно научится ползти вперед.

Направляем движения

Если малютка абсолютно не делает попыток к ползанию – он либо не готов физически, либо просто не знает, что такое возможно. Существует несколько способов направить движения малыша в нужном направлении, а понять готов ли он вы сможете, судя по их результатам:

  • когда малыш лежит на животе, возьмите одну его ножку в ладони т отведите вверх в сторону животика, слегка отведя ее вбок. После этого подставьте свою ладонь под подошву так, чтобы она служила своеобразным упором для ноги. Малыш инерционно оттолкнется от нее и передвинется вперед. Аналогично поступите со второй ногой, а после снова с первой, чередуя такие отталкивания малыш доползет до желаемого предмета;
  • помогите крохе стать на колени, при этом поддерживайте его за бока, и, направляя руки и ноги, помогите доползти до вещи;
  • тренируйте умение ребенка держать равновесие, опираясь на одну руку, либо на руку и две ножки. Когда он лежит на животике, отведите свою руку с зажатой в ней игрушкой от малютки так, чтобы ему было необходимо протянуть ручку, чтобы достать. Далее усложняйте задачу – отводите руку, одновременно приподнимая ее над уровнем головы малыша (при этом ему будет необходимо не только отвести ручку от тела, но и приподнять ее вверх);
  • скатайте из полотенца валик такой толщины, чтобы подложив его под грудь малыша, он оказался в положении «на четвереньках». Пусть ребенок попробует поиграть в таком положении, предложите ему несколько предметов (он будет их перебирать ручками). Если малютка сделает попытку переползти валик – помогите ему, это отличная тренировка;
  • поставьте малыша коленками на гимнастический мяч, плавно покачайте из стороны в сторону. После медленно опустите его на мяч руками (поза «на четвереньках») и также плавно раскачивайте, но в направлении вперед-назад, при этом, когда мяч будет уходить назад, а малютка, соответственно, вперед, он обязательно переставит ручки;
  • не стесняйтесь показать малышу собственный пример – станьте рядом с ним на четвереньки и вместе (поощряя малютку) доползите до желаемого предмета.

В процессе обучения ползания не стоит забывать, что ребенок, даже такой маленький, имеет собственные желания и прихоти, именно поэтому не стоит заставлять малыша делать то, что ему не хочется. Следите за состоянием малыша – при первых признаках огорчения лучше прервать занятие и переключить внимание крохи. Даже если малютка просто лежит на полу и рассматривает все вокруг, не предпринимая попыток поползти – не мешайте ему, возможно, все хорошенько изучив, малютка проложит собственный маршрут.