Учимся петь тропарь преполовения пятидесятницы. Можайское благочиние. Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей

21.09.2019

Среда, 2 Мая 2007 года (19 Апреля 2007 по ст.ст.)
Преполовение Пятидесятницы, Глас третий

Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы ). Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина воинов (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена Катавадского. Прп. Симеона Босого. Иконы Божией Матери "Моздокской". Прп. Иоакима, игумена Опочского. Прп. Иоасафа (Болотова) Аляскинского. Сщмч. Алфигея, архиеп. Кентерберийского (1012) (Кельт. и Брит. ). Мч. Агафангела из Эсфигменского м-ря (Греч. ). Новосщмч. Виктора (Островидова), еп. Глазовского.

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Ин., 2 зач., I, 18-28.

Тропари и кондаки дня: [скрыть ]

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Богослужебные указания: [скрыть ]

Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. Блж. Матроны Московской.
Прп. Иоанна Ветхопеще́рника.
Совершается служба Преполовения Пятидесятницы (служба прп. Иоанна переносится на повечерие) (А ).
По благословению настоятеля, может совершаться служба Преполовения Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой блж. Матроны Московской (по 5-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще случится святаго великомученика Георгия в среду Преполовения 50-цы») (Б ).
А. На великой вечерне кафизма 9-я .
На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (Триоди), глас 4-й - 6 (каждая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас 6-й: «Празднику преполовля́ющуся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника - 3. Ектения «Рцем вси...», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся празднику...».
По Трисвятом - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Преполовения, глас 4-й: «Мо́ря чермну́ю пучину...», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и другой канон Преполовения, глас 8-й, на 6 (без ирмосов).

Катавасия по каждой песни, глас 8-й: «Море огустил еси...» .
По 3-й песни - седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святилища...». «Слава, и ныне» - ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрости воду и жизни...».


По 9-й песни - светилен праздника Триоди: «Чашу име́яй...». «Слава» - тот же светилен, «И ныне» - тот же светилен.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, братие...».
Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На часах - тропарь и кондак праздника Преполовения.
На Литургии блаженны от канонов праздника Преполовения, глас 4-й, песнь 3-я - 4 (со ирмосом), и глас 8-й, песнь 6-я - 4.
По входе - тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» - кондак праздника Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен - Преполовения.
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник - ирмос второго праздничного канона Преполовения: «Чужде ма́терем девство...» .
Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды. На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (см. Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» - 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Преполовения (Триоди), глас 4-й - 3, и блаженной, глас 6-й - 3. «Слава» - блаженной, глас тот же: «Днесь торжествует...», «И ныне» - Триоди, глас тот же: «Празднику преполовля́ющуся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения - 3, и блаженной - 3.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» - блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, прославим...», «И ныне» - Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся празднику...».
По Трисвятом - тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» - тропарь блаженной, глас 2-й, «И ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды).
Полиелей. Величание блаженной и избранный псалом. Седален блаженной по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя...», ин седален блаженной по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, верных множества...». «Слава» - седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука Господня...», «И ныне» - седален праздника Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Господи, откры́й очи мои...». Евангелие - Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами блаженной старицы...». Стихира блаженной, глас 6-й: «Святая славная ста́рице...».
Каноны: Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), блаженной на 4, и ин канон Преполовения, глас 8-й, на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди «Море огустил еси...» .
По 3-й песни - кондак блаженной, глас 7-й; седален блаженной, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» - седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святилища...» или «Прему́дрости во́ду...».
По 6-й песни - кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й.
На 9-й песни - обычное каждение. «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни - светилен праздника Триоди: «Чашу име́яй...». «Слава» - светилен блаженной, «И ныне» - светилен праздника Триоди: «Чашу имеяй...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 4-й - 3, и блаженной, глас 8-й - 3. «Слава» - блаженной, глас тот же: «О пресла́внаго чудесе́...», «И ныне» - Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, братие...».
Великое славословие. По Трисвятом - тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На часах - тропарь праздника Преполовения. «Слава» - тропарь блаженной. Кондаки праздника Преполовения и блаженной читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Преполовения, глас 4-й, песнь 3-я - 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 6-я - 4.
По входе - тропарь праздника Преполовения, тропарь блаженной. «Слава» - кондак блаженной, «И ныне» - кондак праздника Преполовения.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен - Преполовения и блаженной.
Задостойник - ирмос второго праздничного канона Преполовения: «Чужде ма́терем девство...»

Служба вся только по Триоди.

На вечерне - кафизма рядовая. После каждого антифона ("Славы") кафизмы малая ектения. На "Господи, воззвах" стихиры на 6. Вход, прокимен дня и паримии. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи", ектения "Исполним вечернюю молитву". На стиховне стихиры праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника, глас 8-й:

"Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой вода́ми, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе".

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь праздника (трижды) . Кафизмы. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны Преполовения на 14. Катавасия "Море огустил еси..." По 3-й песни - седальны праздника. По 6-й песни - кондак, глас 4-й:

"Празднику законному преполовля΄ющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпи΄те воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедро́ты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея", и икос. "Честнейшую" не поем. Светилен праздника (трижды) . На "Хвалите" стихиры празднику на 4, "Слава, и ныне" - "Просветившеся, братие". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь праздника. Утреня заканчивается по праздничному чину.

На Литургии Блаженна праздника, 3-я песнь 1-го канона на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе тропарь Преполовения, "Слава, и ныне" - кондак его. Прокимен, глас 3-й: "Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа". Стих - "Хвали΄те Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление". Апостол: Деян., зач. 34. Евангелие: Ин., зач. 26. За "Достойно" - ирмос "Чужде матерем девство", без запева. Причастен "Яды΄й Мою плоть".

По Литургии по обычаю совершается малое освящение воды.

Празднуется праздник Преполовения 8 дней, до среды 5-й седмицы включительно.

О служении в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму см. том 1, с. 117, 118.

О служении полиелея святому в субботы 4-ю и 5-ю см. том 1, с. 118, 119.

Весной в Задонской обители

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) - малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы - один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) - их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

МОЛИТВЫ

Тропарь Преполовения Пятидесятницы
глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы
глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы).

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа.

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизни.

Светлана Финогенова
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа.

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу.

Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.

День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).