Сценарий дня лицеиста в стиле 19 века. Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея материал (5 класс) на тему. Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

10.10.2019

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Анапская централизованная библиотечная система»

Детско-юношеская библиотека – филиал №1

Сценарий


19 октября – День Царскосельского лицея

Анапа, 2013

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

А.С.Пушкин «Была пора»

За 33 года существования Царскосельский Лицей закончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 – по военной, 2 – по морской.

Царскосельский лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.

Ведущий (1): 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Ведущий (2): В лицее они сдружились, писали стихи, издавали журналы, озорничали. Время их учебы совпало с событиями Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Они быстро повзрослели, возмужали. В 1825 году некоторые стали участниками декабристского восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ведущий (1): В наши дни слово «лицей» вновь стало современным и даже модным. Потребность называть так школы, где идет поиск новых программ и новых способов обучения, естественна и понятна: обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой. Теперь каждый знает: лицей – школа любимая, удавшаяся, воспитавшая многих замечательных людей.

Но прежде всего лицей – это школа, где прошла юность Александра Пушкина, где «развился его характер – любящий, пылкий и независимый».

Чтец (1): «Новое заведение, - вспоминал И.И.Пущин, - которое самым своим названием поражало публику в России – не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».

Ведущий (2): Прообразом Царскосельского лицея был лицей греческий. Лицеем, или ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский лицей разместился в небольшой городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения для Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в этом учебном заведении.

Ведущий (1): Создание лицея было неразрывно связано с широким планами государственного преобразования России в начале царствования императора Александра I. Пушкинская строка «дней Александровых прекрасное начало» доносит до нас атмосферу необыкновенного общественного подъема тех лет. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе свободолюбивым швейцарцем Лагарпом, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления.

Ведущий (2): Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В.Ф.Малиновский, выпускник Московского университета.

Ведущий (1): В 1802 году наряду с восемью новыми министерствами учреждается Министерство народного просвещения, создаются учебные округа, открываются новые университеты, которые становятся центрами науки. Министерство народного просвещения разрабатывает школьный устав и проводит в жизнь учебную реформу. Н.М.Карамзин в это время писал…

Чтец (2): «…Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения, каким ныне может гордиться Россия».

Ведущий (2): Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание лицея. Здесь учился Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, и «старик Державин» благословил ее рождение. В Царском Селе познакомился Пушкин с историком Н.М.Карамзиным, с поэтами В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, М.А.Дмитриевым, П.А.Вяземским и с философом П.Я.Чаадаевым. В лицее окрепла дружба с будущим декабристом Иваном Пущиным, с верным товарищем Иваном Малиновским, завязалась идейная и поэтическая близость с А.А.Дельвигом и В.К.Кюхельбекером, участником восстания 14 декабря 1825 года. В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы», здесь вспыхнула «сердца первая любовь»…

Ведущий (1): В посвящении лицейской годовщине – 19 октября 1825 года – опальный Пушкин, находившийся тогда в ссылке в Михайловском, писал…

Чтец (1): …Вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие, ль и там из вас пируют?...

Ведущий (2): Здесь поэт вспоминает друзей и прежде всего певца, композитора Николая Корсакова, умершего в Италии, затем обращается к мореплавателю Федору Матюшкину. За этими строками звучат слова, которые были повторены поколениями лицеистов, те слова, что высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ведущий (1): В изгнании, где особенно ценится чувство дружбы, где так ощущается то, что осталось вдали, поэт вспоминает тех, кого любил с юности, кого ценил, кому был предан сердцем. Трех друзей Пушкин обнял в глуши Псковской губернии. Двое из них, Пущин и Дельвиг, приехали сюда навестить поэта, третий, Горчаков, оказался здесь у своего дядюшки. Александр Сергеевич был благодарен И.И.Пущину и А.А.Дельвигу, приехавшим к нему, рад встрече с А.М.Горчаковым…

Чтец (2): …И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада;

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

Ведущий (2): Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н.Ф.Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку.

Ведущий (1): Приглашенный из Швейцарии профессор Д.И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Немецкому лицеистов обучал профессор Ф.Л. де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Декции по военным наукам читал профессор А.М.Пушкин, по историческим – автор нескольких учебников, профессор И.К.Кайданов.

Ведущий (2): Преподавателем нравственных наук был А.П.Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Лицеисты с большим уважением относились к профессору. Недаром поэт в стихотворении «19 октября» сказал…

Чтец (1): Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Ведущий (1): В Царском Селе прошли юные годы поэта. Он любил бескрайние парки – рукотворные «сады лицея» - Екатерининский, Александровский и Бабловский с их искусственными водоемами, каскадами, гротами и насыпными горками. Здесь смещались все эпохи и стили, от пышного, причудливого барокко до строгого классицизма, от турецких павильонов до «китайщины» и более поздней готики. На Камероновой галерее, как в пантеоне, застыли лики древних героев, поэтов и философов.

Напоенные романтикой «сады прекрасные» волновали воображение юноши, будили в нем патриотические и лирические строки стихов. На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам лицея, и, как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы.

Это преданное чувство к лицею, его садам поэт передал не только лицеистам последующих лет, но и почитателям его гения, которые приезжали сюда прежде и приезжают сегодня, посещают мемориальный музей – пушкинский лицей, пушкинские парки, лицейский сад, где стоит памятник поэту, воспетый А.Яхонтовым, И.Анненским, В.Палей, Э.Голлербахом, В.Рождественским и поэтами последующих лет.

Чтец (2): Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова «В Царском Селе»
Ведущий (2): Лицеистам предоставлялась возможность заниматься изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, рисованием (учитель С.Г.Чириков), музыкой и пением (Ф.Б.Гальтенгоф), танцами (И.И.Эбергард), фехтованием (Вальвиль).

Ведущий (1): Система образования в Царскосельском лицее основывалась на давней традиции русского дворянского воспитания. Это отразилось в том, как был продуман учебный день, расписание, время каникул, изучаемые дисциплины. В лицей принимали молодых людей в возрасте от 10 до 12 лет, которые хорошо знали русский язык и, по крайней мере, один иностранный, а также математику, физику и историю.

Ведущий (2): Наряду с организацией учебного процесса поощрялось литературное творчество воспитанников: сочинение стихов, басен, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание литературных журналов, литературно-музыкальные вечера.

Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н.Ф.Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение «Роза», историю написания которого сохранил для нас Иван Пущин…

Чтец (1): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н.Ф.Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили…»

Ведущий (1): Занимались воспитанники в общей сложности по 7 часов в день. Занятия чередовались с отдыхом и прогулками. Последние совершались в Царскосельском саду в любую погоду.

Ведущий (2): Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. Огромное значение в жизни Лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Первоначально ее фонд формировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца. Затем стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные издания.

Ведущий (1): выписывались журналы: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие.

Ведущий (2): В четырехэтажном здании Лицея инспектора и гувернеры жили на первом этаже. На втором размещались столовая, больница, конференц-зал, на третьем – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав, на четвертом – дортуары (спальни лицеистов).

Ведущий (1): У каждого воспитанника была небольшая комната со скромной мебелью – только самой необходимой. В их «кельях» находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.

Ведущий (2): Отличительной особенностью Царскосельского лицея была единая форма одежды. До 1812 года мундир лицеиста состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и гладкими позолоченными пуговицами. После 1812 года вместо белых панталон с ботфортами были введены серые брюки, вместо треугольных шляп – фуражки, вместо форменных синих сюртуков – серые статского покроя.

Ведущий (1): Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. Это было закрытое заведение. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Во время каникул вместе с наставниками они совершали пешие прогулки, изучали пригороды, бывали в Павловске, Колпино, катались на лодках, зимой в воскресные дни – на коньках.

Ведущий (2): В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены. В течение 17 дней повзрослевшие лицеисты прошли испытания по 15 предметам.

Ведущий (1): 9 июня 1817 года после экзаменов состоялся первый выпуск из Царскосельского лицея. На торжественном вечере император Александр I лично раздал выпускникам награды и дипломы. В Большом зале хор воспитанников пропел трогательную «Прощальную песню», стихи которой сочинил Антон Дельвиг.

Ведущий (2): Первый выпуск Царскосельского лицея – его называют пушкинским – был замечателен обилием творческих личностей. Вот лишь некоторые известные имена: А. Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Илличевский – поэты и журналисты; Ф.Стевен – в системе образования; А.Горчаков – дипломат, позже министр иностранных дел России; В.Войцеховский, А.Корнилов, К.Данзас – офицеры армии; М.Яковлев – композитор; Ф.Матюшин – русский мореплаватель, знаток теории и истории русского флота.

А сейчас вашему вниманию, мы предлагаем конкурс о знании произведений и биографии А.С.Пушкина, при этом мы с вами совершим путешествие по кольцевому маршруту.

«По следам великого поэта»

«Зал ожидания»

(Этот конкурс-жеребьевка. Команды по очереди вытягивают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На ответ дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл, за досрочный ответ – 0,5 балла. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру .)

«Проездные билеты»

1. В личной библиотеке А.С.Пушкина есть книга Дж. Байрона с автографом: «Байрона Пушкину посвящаем. Почитатель обоих». Далее – подпись. Чья подпись стоит под автографом? (Адама Мицкевича )

2. Назовите пушкинское стихотворение о древе яда? («Анчар»)

3. Кем приходился Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой )

4. Кто из персонажей А.С.Пушкина не мог «ямба от хорея» отличить? (Евгений Онегин )

5. Причина гибели кормщика и пловца в стихотворении «Арион». («Вихрь шумный» )

6. В названии, какого произведения А.С.Пушкина упоминается страшное заболевание? («Пир во времена чумы» )

7. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский )

8. Вставьте пропущенное слово в цитату: «Чем меньше женщину мы любим, тем…нравимся мы ей» (Легче )

9. Прозвище А.С.Пушкина, данное ему в обществе «Арзамас». (Сверчок )

11. В каком стихотворении Бог повелел поэту «глаголом жечь сердца людей»? («Пророк» )

12. Роман «Евгений Онегин» начинается словами: «Мой дядя самых честных правил…» Это перефразированное заимствование из другого известного автора, современника А.С.Пушкина. Назовите произведение-оригинал и его автора. (Басня «Осел и мужик» И.А.Крылова )

13. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль…

Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизма )

Станция «Краеведческая»

(Конкурс проводится как игра «Домино». Командам выдаются «фишки», на одной стороне которых, как обычно, расположены точки, а на другой – номер вопросов. Подбирая фишку для следующего хода, команда одновременно выбирает вопрос. )

1. С какой целью А.С.Пушкин прибыл осенью 1833 года в город Оренбург? (Для сбора материалов о Пугачевском восстании )

2. Кто был цензором «Истории Пугачева», материал для которой А.С.Пушкин собирал в Оренбурге? (Николай I )

3. Назовите произведение, про которое А.С.Пушкин говорил, что приходится ему крестным отцом. Кому поэт подарил сюжет этого произведения? (Комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя. Пушкина в Оренбурге приняли за чиновника министерства, прибывшего с негласной проверкой. )

4. Кто был «гидом» Пушкина в Оренбурге? (Владимир Даль. )

5. Почему в повести «Капитанская дочка» крепость, где комендантом был Миронов, называется Белогорской? (Прообразом крепости Миронова из повести стала крепость Татищева, а ее окружали «белые» горы )

6. Уезжая из Оренбурга, Александр Пушкин оставил Владимиру Далю рукопись с надписью: «Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Почему А.С.Пушкин назвал Владимира Даля таким именем? (В Оренбуржье Владимир Даль работал под псевдонимом казак Луганский, псевдоним был образован от названия родного города В.Даля – Луганска. )

7. Какую народную сказку А.С.Пушкин услышал в Оренбурге и включил ее в 11-ю главу «Капитанской дочки», вложив ее в уста Пугачева. (Сказку об орле и вороне )

8. Эту сказку А.С.Пушкин рассказал В.Далю в Оренбурге. Позже В.Даль, обработав сказку, включил ее в свой сборник. Как она была названа в сборнике В.Даля? («Сказка о Георгии Храбром и волке». )


Станция «Библиографическая»

(В этом конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задача участников конкурса: работая с каталогом библиотеки, составить списки литературы по темам, которые им предложит Ведущий. Темы могут быть следующими: «Онегин, добрый мой приятель» (о романе «Евгений Онегин»), «Наш Пушкин» (о жизни А.С.Пушкина). Пока составляются списки, ведущий проводит зрительский конкурс. Зрители, правильно ответившие на вопрос, приносят 1 балл в актив команды, за которую болеют. )

«Душа в заветной лире мой прах переживет…»

1. В какой поэме А.С.Пушкина Алеко убил Земфиру (В поэме «Цыгане» )

2. Назовите фамилию возлюбленной Владимира Ленского? (Ларина )

3. Какой композитор написал романс на стихи А.С.Пушкина «Сомнение»? (М.И.Глинка )

4. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве )

5. Под какой фамилией Владимир Дубровский проник в дом помещика Троекурова? (Дефорж )

6. Назовите имя сына скупого рыцаря? (Альбер )

7. В какую птицу превращалась возлюбленная князя Гвидона? (В лебедя )

8. С кем дрался А.С.Пушкин на дуэли в феврале 1837 года? (С Жоржем Дантесом )

9. В каком стихотворении А.С.Пушкина герою явился шестикрылый серафим? (В стихотворении «Пророк» )

10. Назовите холодное оружие «…для рук карающей Изиды». (Кинжал )

Список литературы

1. Безрукова, И.Г. По следам великого поэта [Текст]/И.Г.Безрукова//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – С.27-31

2. Карабанова, М.И. «Отечество нам Царское Село…» [Текст]/М.И.Карабанова//Читаем, учимся, играем. – 2011. - №7. – С.12-16

3. Щербакова, А. Останется в истории России навсегда [Текст]/А.Щербакова//Библиополе. – 2012. - №8. – С.67-70


Подготовила: зав.отделом медиатеки и периодики – Коннова Е.В.

Сценарий Дня лицея

Ведущий:
Мой милый дом, ты на семи ветрах,
Для всех открыт, и все к тебе приходят.
Ведь здесь мы забываем лишний страх,
Здесь снова детство мы свое находим.

Ведущая:
Нас эти стены будто берегут
Здесь не страшны ни горести, ни беды.
Учителя нас здесь, как мамы дома ждут,
Храня в душе и сердце все наши победы.

Ведущий:
- Торжество, посвященное Дню лицеиста, можно считать открытым. Прошу всех присутствующих встать. (Звучит Гимн Российской Федерации).

Ведущий:
- Как известно, у всего на свете имеется начало, отчет, исток… Так и наш лицей 66 лет назад открыл свои двери для ребят, желающих получать знания, развиваться и найти свое место в этой жизни.
- однако история лицейства уходит далеко в девятнадцатое столетие.

Ведущий:
- В 1811 году 19 октября по приказу императора Александра I открывается Царскосельский лицей, предназначенный для всестороннего образования родных братьев государя, а также юношей из дворянской знати России. Именно в этом учебном заведении учился Александр Пушкин.

Ведущая:
- Прекрасные преподаватели, постоянная борьба лицеистов за титул «лучшего в учебе», регулярная тренировка поэтического слога – все это способствовало образованию крепкого круга единомышленников, живущих идеалами служения своему народу и России.

Ведущий:
- Ежегодно первые выпускники Царскосельского лицея организовывали праздник, названный впоследствии Днем лицея. Мы-как наследники этого гордого звания, из года в год сохраняем и чтим традиции, созданные в далеком прошлом. Приоткроем занавес тех времен……Итак, Царское Село…….


Сценка:
… Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми.

– Что-то новое… слыхали?
– Да! Лицеем нарекли.
– Что же значит сей Лицей?
– Надо выяснить скорей!
– Аристотель так учил.
– Он тогда в Афинах жил.
– И, гуляя по аллеям,
– Размышлял он о Ликее.
– А на русский лад – Лицей.
– И хватает здесь аллей.
– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
– Обучение – 6 лет.
– Так решил их педсовет.
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтец

:

А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.

Пушкин

:

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и радость примиренья, –
Что было и не будет вновь…

Чтец

: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

Чтец

: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

Чтец

: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.

Чтец :

Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зав!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

Чтец

: Да! Режим лицейский строг– всех сзывают на урок

Урок математики

Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.

КАРПОВ : Пушкин, решайте уравненье.

ПУШКИН : Я не умею.

КАРПОВ : Идите и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин мучается у доски.

КАРПОВ : Я все стою печально и смотрю…

ПУШКИН : Но уравнение равно нулю.

КАРПОВ : У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.

Г. Р.ДЕРЖАВИН :

Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.

Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.

Пантомима.

Пушкин убегает в сад.

Чтец:

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев –композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Ведущий:

Наш лицей стал для нас тоже родным домом. И мы гордимся нашими лицеистами былых лет и теми, кто и сейчас защищает честь лицея на олимпиадах, конкурсах, спортивных эстафетах.
- Сейчас в нашем лицее обучается 816 лицеистов, каждый из них гордится тем, что учится в Физико-математическом лицее № 000!

Ведущая:

В 2013 году с серебряной медалью окончил лицей – Слюсаренко Максим и трое выпускников получили по разным предметам 100 баллов по ЕГЭ!!!


Ведущая:
Как вы знаете, каждый год наши лицеисты занимают на областных и городских олимпиадах призовые места.

Ведущий:
- Кроме того, они являются дипломантами и призерами городских и областных научно-практических конференций.

Ведущая:
- наши спортсмены побеждают на районных, городских спартакиадах.

Ведущий:
- И заслугой наших любимых, уважаемых учителей является то, что наши выпускники имеют 100 процентный показатель поступления на бюджетную основу в лучшие ВУЗы Санкт-Петербурга и Москвы

Ведущая:

Особого внимания и чувства гордости заслуживают наши педагоги, которые из года в год отстаивают также славное имя лицея № 000.

Ваши аплодисменты звучат в адрес всех наших учителей!


- Слово предоставляется директору физико-математического лицея….

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.


Сценарий праздника лицеистов «День лицея».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

А. С. Пушкин

Учитель : Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня с вами праздник, который отмечают лицеисты всей нашей необъятной Родины- День лицея.

Откуда идут истоки этого праздника? Что значит слово «лицей»?

Об этом мы будем говорить сегодня. А также вы блеснёте красноречием, признаваясь в любви лицею в конкурсе « Лицей, ты в сердце моём!». Представите бренд лицея, соединив в рисунке самое главное, что присуще нашей лицейской жизни.

1 Ведущий:

Все бы жить, как в оны дни -

Все бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви,

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня,

Ведущий 1: Сегодня у нас Праздник- День лицея!

Что же обозначает слово "лицей"? "Лицей" - это тип среднего или высшего учебного заведения. Название - от философской школы. Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чём-то станет преемником знаменитой школы древности.
Ведущий 2 . Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Этот выпуск вошел в истори.

Фильм о воспитанниках лицея

Пятиклассники.

Можно мы скажем своё слово? Мы не будем вдаваться в историю создания этого слова, а объясним его с точки зрения фонетики. Что же обозначает «Л»?

1 . Я считаю, что Л - это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!

2: Я убежден: И - Интеллект!

3. Я думаю, Ц - целеустремленность в жизни!

4 .Е – еще уважение к старшим, отцу, матери, учителям!

5 И - это интерес ко всему новому, интеллигентность .

6. Знаю точно, С – стремление быть первым, старательным быть.

7 . Уверен, Т- это талант!

Ведущая 1.

Ребята! Я думаю, Вы согласитесь с тем, о чём говорили ваши друзья – пятиклассники и будете достойны этого слова. Что же отличает наш лицей, спустя почти 200 лет с момента создания первого российского лицея? Вот какие ответы дали лицеисты при опросе.
Видеоинтервью:

Уроки по 30 минут в праздничные дни

Программа и качество обучения

Престиж лицея, его репутация

Уроки интересные, сложные, зато и дети умные

Форма

Лицей красивее других, в нем хорошая обстановка

Занятий в одну смену

В лицее проводится много мероприятий, олимпиад

Много побед

Много традиций

В лицее есть музей

Дежурство

Здесь вкусно кормят

Замечательный преподавательский состав

В нашем лицее учились Герои Советского Союза.

На вопрос чего добились ученики в стенах лицея, мы получили самые разные ответы:

занял первые места в олимпиадах

добился культуры речи

стал упорнее

завоевал уважение

нашел друзей

Самый любимый школьный день

Пятница и суббота, ведь после них идет воскресенье - выходной день. Так же вспомнили Новый год, день лицея, первое сентября, каникулы и различные мероприятия.

Самый нелюбимый школьный день

Понедельник, ведь, как известно, понедельник - день тяжелый, и как ни странно, многие отметили четверг.
Нелюбимый день - это когда контрольная работа.

Любимое место в лицее

свой кабинет,

буфет и столовая. кабинет информатики

Кабинет труда,

актовый зал,

спортзал, коридор,

Библиотека, музей,

крыльцо, последняя парта

Учитель: Нынешняя лицейская традиция была заложена в Царскосельском лицее, поэтому и день лицея отмечается 19 октября, в день создания лицея Пушкина.
Сегодня, в день Российских лицеев и гимназий, хотелось бы вспомнить, что созданный Царскосельский лицей своей целью определял гражданские устремления. Нельзя не отметить ту атмосферу дружбы и товарищества, которая была присуща пушкинскому лицею... Рабочий день лицеистов прошлого был очень насыщенный (уроки, кружки, приготовление домашнего задания, занятия музыкой, рисование и многое другое), а еще они умели ценить своё человеческое достоинство, уважать других людей. В свой праздник, день лицея, мы осознаём, что не во всём похожи на лицеистов прошлого, но у нас, как и у них, есть желание быть полезными родине, России, служить её народу верой и правдой. А по большому счёту - соответствовать высокому званию Гражданина России! Потому что лицей останется в сердце каждого из вас. Выразите в своём выступлении те чувства, которые вы питаете к нашему Лицею №9 г. Сальска. « Лицей! Ты в сердце моём!» Конкурс красноречия, как домашнее задание. На выступление каждому даётся не более полутора минут. Жюри оценивает содержание выступления и ораторское искусство.

Жюри подводит итоги.

Во время подведения итогов звучит песня (на мотив песни `Надежда`)

1.Почему все замерло вокруг?
Слышите, как быстро смолкли речи?
Это храму вечному наук
Посвящаем мы сегодня вечер.
Мир прекрасен, если вместе мы
Слушаем, решаем и читаем,
Даже если до утра зубрим,
И тогда ничуть не унываем.
Припев:
Лицей наш! Ты вечно живешь
И всегда ты сердца покоряешь,
И снова, и снова ведешь,
В науку нам путь открываешь.

2.Нынче школ в округе не найдешь:
Там лицей, а там аж два лицея!
Учится, стремится молодежь
Все познать и все забыть скорее.
Наш лицей особенный, у нас
Учатся ребята то, что надо!
Входишь, будто в храм, в любой наш класс -
Глазу любо и душе отрада.
Припев:
Лицей наш, цвети, процветай!
Ну, а славу тебе мы добудем!
Ни горя, ни бед ты не знай
В торжественный день и в дни буден

Ведущая 2: Слово для поздравления и объявления результатов 1 конкурса имеет директор лицея.

Директор : (Поздравляет с праздником)

Желаю, чтобы дружба ваша крепла год от года,
И чтобы вы верны остались ей.
За общность мыслей юного лицейского народа
Их Пушкин называл семьей друзей.

В науке путь непрост и даже труден.
Вперед, друзья! Пусть вдохновляет вас,
Что лучшие в России люди
Когда-то начинали жить, как вы сейчас!

Учитель: Второй конкурс - представление бренда Лицея. Это, безусловно, непрерывный и сложный процесс, требующий интеллектуальных затрат всех участников образовательного процесса Чтобы представить бренд и защитить его, надо осознать современные требования к образованию и глубоко проанализировать предшествующую деятельность школы.

Для чего нужен лицею бренд? Для обретения своего достойного места в глазах общественности, для зарабатывания положительной репутации, для конкурентоспособности.

Сильный бренд лицея должен иметь следующие характеристики и показатели:

инновац ионная деятельность школы (обновление цели и миссии, содержания образования, выбор эффективных технологий и изменение методик обучения и воспитания);

Эффективная организация образовательного процесса (самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении цели и задач обучения, воспитания и развития);

совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров;

высокий уровень мотивации участников педагогического процесса;

право выбора содержания, профиля, форм и методов получения образования учащимися), эффективность образовательного процесса (сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки,

Отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, отношение к себе). Итак, начинаем представление бренда и его защиту.

(Во время подведения итогов звучит песня о лицее)

Ведущий 1: Слово для подведения итогов конкурса имеет заместитель директора по воспитательной части.

Выходит группа учеников:

1 . Для прекрасного души открыты,
Для познанья открыты умы,
Чтобы истины стали избиты,
К ним сначала пробиться должны.
2. Биология с физикой рядом,
А лингвист музыканту собрат.
Побеждаем на олимпиадах,
Хоть учеба не ради наград.
3 .В мире танца, поэзии, песни
Круговерть замечательных лет,
Выбираем мы вовсе не «пепси»,
Выбираем на жизнь интеллект.

4.Высшей школы откроются двери,
Сколько б не было этих дверей,
Обучает лицей в полной мере,
И ребят может сделать умней.
5.И, свой дом в одночасье покинув,
Выпускник не собьется с пути,
Лицеиста высокое имя
Будет с честью по жизни нести.

Ведущая: Слово завучам.

1.Мы поздравляем вас с сегодняшним праздником! Желаем вам успехов в учёбе и чтобы вы многого добились в нашем лицее! Пусть наш лицей действительно станет пушкинским "святым братством, дружною семьей"2.

Бог помочь вам, друзья мои!
И в бурях и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.

Ведущая: Лицей! Для произношения клятвы лицеистов стоять смирно!

Клятва лицеистов:

Тернист и труден путь познанья,
Но где ни окажусь,
Лицей и лицеиста званье
Не запятнать - клянусь.

В труде, в ученье – повсеместно
Всё то, за что возьмусь,
Мной будет выполнено честно
И грамотно - клянусь!

Пусть быстро пролетят года,
Я в наш Лицей вернусь:
Он домом был моим всегда
И будет им - клянусь!

А если станет тяжелей –
Назад я оглянусь,
И в жизнь мечты лицейских дней
Я воплотить клянусь!!!

Ученики поют гимн лицея .

Ведущая:

Спасибо всем за активное участие. Всего вам доброго, друзья!