Протоколы и результаты к методике нелепицы. Методика «Нелепицы» — помощь в исследовании мышления детей. Файл: Стимульный материал для проведения теста

19.10.2019

Небылицы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы.
Цель :Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.
Задачи: 1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Создать положительный эмоциональный настрой.
Небылицы (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами в них все перевернуто.
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет? (Л. Станичев.)

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.


Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.



С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.(Д.Хармс)

Бочонок собачонок
- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок! (Б. Заходер)


Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)

Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.(Ю.Владимиров)


Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)


Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)


КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово - ракета,
Есть быстрое слово - конфета.
Есть кислое слово - вагон,
Есть слово с окошком - лимон.

Есть слово колючее - дождик,
Есть слово промокшее - ежик.
Есть слово упрямое - ель,
Есть слово зеленое - цель.
Есть книжное слово - синица,
Есть слово лесное - страница.
Есть слово веселое - снег,
Есть слово пушистое - смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так: (М. Пляцковский)


Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.


В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)
А здесь перепутались в словах слоги. Итак, начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки, сложив правильно кусочки.
КУЗОВОК
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!
Из-под елки фыркнул еж:
- Все грибы ты растрясёшь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха.
Ка - ро - мае - ле - сы - еж - нок - вик,
Под - оси - вик - ры - но - жик,
Ка - сич - ли - под - ре - 6е - зо,
Нуш - ка - пе - нок - вол - о.

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН - ло - ти - па - ди - ко - дил,
Ко - кро - шим - зе - пан - ко - ри - рил,
Ена - мот - ге - бе - раф - ги,
Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи!

РЕМОНТ
Что из камня? Что из льда?
Суль - ми - ка - ра - пи - со - да!
Кто ползет и кто летит?
Ка - тря - у - ка - гуз - со - лит!
Где машина? Где страна?
Са - ар - мо - ген - ти - свал - на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре - бе - ля - нок - же - шка - гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви - баш - зор - те - ка - ру - ле!

Окружающий мир для ребёнка может представляться не таким, каким он является на самом деле. Определить, правильно ли дети понимают отношения между предметами и явлениями и умеют ли объяснить их, под силу при помощи тестирования с использованием методики «Нелепицы».

Автор методики «Нелепицы» и её цели

С небылицами сталкиваются дети разного возраста, малыши очень любят стихи и сказки с алогичностями, некоторые ребята и сами не прочь сочинять таковые. Но есть ещё одна сфера, где небылицы нашли своё применение - психологическое тестирование по методике Роберта Семёновича Немова «Нелепицы», предполагающее поиск испытуемым ошибок на предложенном изображении. По мнению автора, этот способ диагностики полезен для работы с дошкольниками и младшими школьниками и помогает проанализировать следующие особенности познавательной деятельности:

  • насколько правильно сложились представления ребёнка об окружающем мире;
  • как тестируемый прослеживает отношения между растениями, животными, людьми, другими предметами и явлениями, представленными на рисунке;
  • умеет ли ребёнок рассуждать логически;
  • насколько хорошо испытуемый владеет грамматическими категориями при выражении своей мысли.

Проведение диагностики мышления дошкольников и младших школьников

Изображения такого типа предлагаются ребёнку для поиска нелепиц

Обследовать по методике «Нелепицы» можно детей с четырёх лет. Тестирование проводится индивидуально, порядок его организации следующий:

  1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинку с нелепыми предметами и явлениями, изображёнными на ней (например, кошка, свившая гнездо на дереве; гусь, привязанный цепью к собачьей будке, и так далее).
  2. При рассматривании картинок дошкольник (или младший школьник) получает такую инструкцию: «Внимательно изучи изображённое на рисунке и определи, всё ли правильно здесь нарисовано. Если, по твоему мнению, что-то неправильно, то расскажи, что неверно на картинке, и объясни, почему ты так считаешь. Потом опиши, как должно быть на самом деле».

Последовательность выполнения теста ребёнком должна точно соответствовать рекомендациям: сначала найти то, что представлено неправильно, а потом рассказать, какое изображение было бы верным.

Ребёнку отводится всего три минуты на поиск неточностей на картинке, их объяснение и исправление. Чем больше тестируемый найдёт нелепостей, тем лучше. Для получения наивысших баллов за выполнение задания испытуемому нужно найти семь ошибок в изображении.

Если становится заметным то, что ребёнку тяжело справиться с заданием, то можно подтолкнуть его к верному решению с помощью побуждающих вопросов («Как ты думаешь, такое могло бы случиться на самом деле?», «Может быть, что-то тебя рассмешило на картинке?» и так далее).

Файл: Стимульный материал для проведения теста

Обработка и интерпретация результатов

Важно не только оценить правильность выводов ребёнка, но и обратить внимание на его манеру объяснять

Начиная анализировать результаты выполнения теста ребёнком, необходимо принять во внимание такие критерии:

  • правильность нахождения нелепых предметов и явлений;
  • степень понимания нелогичности того, что нарисовано;
  • стратегия анализирования картинки;
  • присутствие юмора в процессе работы с изображением.

Результаты деятельности тестируемого оцениваются по десятибалльной шкале, причём выше четырёх баллов и сама четвёрка ставится лишь в том случае, когда ребёнок за отведённые три минуты полностью выполнил первую часть инструкции. Это значит, что испытуемый определил все семь нелепиц, но не успел назвать или предложить правильные варианты того, как должно быть.

Баллы выставляются следующим образом:

  • 10 - в отведённый временной период (180 секунд) ребёнок не только успевает заметить все семь нелепостей, но и даёт толковое объяснение этим моментам и рассказывает, какой правильный вариант должен быть изображён на картинке;
  • 8–9 - количество замеченных несуразностей также максимальное, но тестируемый не может объяснить характер одного, двух или трёх неправильных предметов или явлений или описать, как должно быть при верном раскладе;
  • 6–7 - схема оценивания аналогична описанной в предыдущем пункте, но в этом случае отсутствуют объяснения и описания уже трёх или четырёх нелепиц;
  • 4–5 - все несуразности найдены, но ребёнок не может аргументировать своё мнение и описать, какой вариант был бы верен;
  • 2–3 - испытуемому оказалось не по силам найти больше четырёх или пяти нелогичных моментов, за отведённое время он не успевает назвать всё, до объяснений дело не доходит вообще;
  • 0–1 - за контрольные три минуты испытуемый смог увидеть меньше четырёх нелепиц.

По итогам выставления баллов определяется и уровень развития. Очень высокому соответствуют 10 пунктов, высокий характеризуется 8–9 баллами, о среднем уровне можно говорить, если показатели в пределах 4–7 пунктов, 2–3 балла - низкий уровень, 0–1 - очень низкий.

В дальнейшем упражнения с использованием картинок для методики могут использоваться в качестве коррекционного инструмента в работе с детьми, у которых будут диагностированы проблемы в развитии мышления.

Используя методику «Нелепицы», можно дать оценку образно-логического мышления испытуемого. Этот тест позволяет определить готовность малыша к школе, а также скорректировать работу с уже обучающимся ребёнком, если во время диагностики он показал не самый лучший результат.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8–9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6–7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4–5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2–3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0–1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Методика «Нелепицы» (23)

Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход обследования. Ребенку показывают картинку (рис. № 8), во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».

Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов.

10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить и сказать, как должно быть.

2-3 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

Рис. № 8




Рис. № 9



  1. Немов Р. С. Психология: Учеб для студ. Высш. Пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд

    Документ

    Логического мышления ребенка Методика : “Нелепицы ” Ребенок________________________________Группа_________________________ Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________ ... 18. 2 4 19. 0 0 20. 2 0 21. 6 0 22. 4 0 23 . 2 2 24. 2 0 25. 0 0 26. 2 4 27. 0 0 28 ...

  2. Исследование проблемы памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых

    Исследование

    Литературы 3 6 6 7 13 21 21 23 28 30 31 ВВЕДЕНИЕ До... Для исследования зрительной памяти использовалась методика «нелепицы ». Картинку с изображением нелепых ситуаций... . Оценка результатов исследования по методике «нелепицы ». 10 баллов - такая...

  3. Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

    Документ

    И методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ... профессиональ­ную психологическую помощь. 23 . Психолог не должен... количеству выделенных объек­тов в картинках-нелепицах , картинках с множеством контуров) 1. ...

  4. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

    «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Картинка к методике «Нелепицы».

    Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Оценка результатов

    10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

    Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Выводы об уровне развития