Производство и этапы изготовления ткани

22.07.2019

1. Основы производства ткани Получение ткани осуществляется на ткацких предприятиях и является сложным технологическим процессом, включающим в себя, как правило, две основные стадии: 1)ткачество - получение суровой (неотделанной) ткани; 2)отделка ткани - формирование определенных потребительских свойств ткани и придание ей товарного вида. Обе стадии могут выполняться как на одном (ткацкой фабрике), так и на разных предприятиях: ткацкой (получение суровой ткани) и отделочной фабриках (отделка ткани до готового товарного вида). В ткачестве используют однородную различного волокнистого состава и смешанную пряжу, крученые, фасонные и другие нити. В зависимости от волокнистого состава получаемые ткани подразделяют на классы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. Получение каждого класса тканей имеет свою специфику, как в процессах ткачества, так и в процессах отделки. Поэтому, как правило, ткацкие (отделочные) предприятия специализируются по выпуску тканей в соответствии с их группировкой по классам. 1 .1. Основы ткачества Ткачеством называют процесс образования ткани из систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно и связанных между собой переплетением. Система нитей, расположенных вдоль ткани, называется основой, а поперек - утком. Так как нити основы испытывают значительное натяжение и трение, то они должны быть более прочными и гладкими, чем нити утка. Технологический процесс получения суровой (неотделанной) ткани состоит из двух основных этапов: предварительной подготовки нитей и ткачества (переплетения основных и уточных нитей). Предварительная подготовка нитей заключается в проведении ряда специальных операций с нитями, обеспечивающих их нормальную переработку в процессе ткачества. Для нитей основы осуществляются снование - параллельное наматывание большого числа нитей (300-640 шт.) одинаковой длины и с одинаковым натяжением на сновальный валик и шлихтование - пропитка специальным клейким составом, называемым шлихтой, для придания основе гладкости, прочности, устойчивости к трению и предупреждению обрывов в процессе ткачества; для уточных - перематывание на уточные шпули с целью получения нитей большой длины на одной паковке, очистки их от посторонних примесей и дефектов, устранения слабых мест в пряже и обрывов в процессе перемотки. Данные операции выполняются на сновальных и мотальных машинах. Важной операцией, способствующей в процессе ткачества подъему и опусканию в определенном порядке основных нитей, является проборка - продевание основы в глазки ремизки (рис. 1) и бердо (рис. 2).

(Рис.1) Ремизка: 1 – планка, 2 – галева, 3 – глазки.

(Рис.2) Бедро: 1 – планки, 2 – зубья. Ремизка состоит из двух планок 1, между которыми расположены металлические или нитяные галева 2, в середине галев имеются глазки 3. Ремизки поднимают и опускают нити (пряжу) в процессе ткачества, их количество зависит от характера переплетения. Бердо изготовляют из параллельно расположенных металлических узких пластинок (зубьев) ^ 2, концы которых неподвижно закрепляются двумя планками 1. Бердо служит для формирования ширины и плотности ткани. Подготовленная таким способом основа - ткацкий навой (валик) - с ремизками и бердом устанавливается на ткацком станке. Процесс ткачества (переплетение основных и уточных нитей) осуществляется на ткацком станке (рис. 3). Часть нитей основы (например, четные), продетые в глазки одной ремизки, периодически поднимается, а другие нити (нечетные), продетые в глазки другой ремизки, опускаются. Между ними образуется зев, в него быстро пробрасывается механизмом челнок с уточной нитью, которая немедленно прибивается бердом к опушке вырабатываемой ткани. Затем ремизки с нитями основы меняют положение для следующего пробрасывания челнока с уточной нитью. В такой последовательности процесс образования ткани повторяется до конца основы. Пролет челнока через зев из одной челночной коробки в другую происходит очень быстро, через каждые 0,3 с и менее, при этом за 1 мин прокладывается 220 уточин. При выработке шерстяных тканей, наиболее широких, станок делает 100-120 ударов.
(Рис. 3) Схема ткацкого станка:1,2- эксцентрики,3,4-подножки, 5,6-ремизки, 7-челнок, 8-уточная нить, 9-бордо, 10-батан, 11-рычаги, 12-грудница, 13-вальян, 14-натяжной валик, 15-товарный валик, 16-навой, 17-груз, 18-скало, 19-ламели, 20-брус батана.

Ткацкие станки бывают различного типа: одночелночные, многочелночные и бесчелночные. Многочелночные ткацкие станки применяют при производстве тканей с утком разного волокнистого состава, неодинаковых круток и направлений крутки, разных цветов, полутораслойных и двухслойных. В зависимости от способа питания утком различают механические и автоматические челночные станки. Наиболее распространены ткацкие станки СТБ (станок ткацкий бесчелночный), в которых уточная нить прокладывается микрочелноком (маленькой плоской пластинкой). Производительность такого станка в 2-4 раза выше, чем обычного, кроме того, он работает бесшумно. В последние годы были созданы бесчелночные станки, в которых уточная нить прокладывается в зев с помощью капли воды или струи воздуха. Первые называются гидравлическими, вторые - пневматическими. Для выработки тканей более сложных переплетений применяют кареточные жаккардовые станки. Физико-механические свойства тканей, их внешний вид зависят от вида и свойств применяемых текстильных нитей и структуры ткани, которая определяется их переплетением, т.е. порядком взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Существует множество видов ткацких переплетений, которые подразделяют на четыре основных класса: простые, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые. Простые переплетения применяют для выработки ткани с гладкой поверхностью без каких-либо узоров. На практике их называют основными, так как на их основе строятся другие переплетения, особенно комбинированные. К простым переплетениям относятся полотняное, саржевое, атласное. Мелкоузорчатые переплетения подразделяют на два подкласса: производные, получаемые сочетанием двух одинаковых простых переплетений, и комбинированные, получаемые сочетанием нескольких простых переплетений. Оба подкласса образуют на ткани мелкий узор. Сложные переплетения применяют в тех случаях, когда необходимо увеличить толщину ткани, получить разную или одинаковую лицевую и изнаночную стороны, а также ворсовую лицевую поверхность. Наиболее распространены полутораслойные, двухслойные, ворсовые, махровые, ажурные переплетения. Полутораслойные переплетения образуются из трех систем нитей - из двух основ и одного утка или наоборот. Двухслойные переплетения образуются из четырех, а иногда из пяти систем нитей - из двух основ и двух или трех утков; получается как бы два самостоятельных слоя (полотна), соединенных уточной нитью. Полутораслойное и двухслойное переплетения применяют для производства утолщенных тканей (драпов) и одеял с хорошими теплозащитными свойствами, лицевая сторона и изнанка которых могут быть выработаны разными переплетениями и из различных по толщине, цвету и волокнистому составу нитей. Ворсовые применяют для получения на поверхности ткани ворсового покрова. Ворс получают путем разрезания дополнительных ворсовых нитей основы или утка. Такими переплетениями вырабатывают бархат, плюш и др.

Махровыми (петелысыми) переплетениями получают на поверхности ткани петельный ворс. Эти переплетения образуются из двух систем основных нитей и одной системы уточных. Петлистая структура придает махровым изделиям высокую влаговпитывающую способность. Махровым переплетением вырабатывают хлопчатобумажные и льняные ткани для простыней, полотенец, халатов, ковриков и др. Ажурные переплетения состоят из одного утка и двух основ - коренной и ажурной (перевивочной). Ажурными переплетениями изготовляют легкие и прозрачные ткани для сорочек, платьев, блузок, занавесей и др. Крупноузорчатые переплетения образуют на лицевой поверхности ткани крупный ткацкий (жаккардовый) рисунок. Эти переплетения получают на жаккардовых машинах из большого количества (от 24 до 1000 и более) нитей основы, переплетающихся различным образом.Жаккардовым переплетением вырабатывают платьевые, костюмные и пальтовые ткани разнообразных рисунков и расцветок (в небольшом количестве), шелковые ткани с эффектом гофре, с фасонным эффектом и с начесом, гобеленовые, портьерные и мебельные ткани, платки, скатерти, покрывала и махровые полотенца. Снятая с ткацкого станка ткань называется суровьем (или суровой тканью). Из ткацкого цеха (фабрики) ее направляют в красильно-отдел очный цех или на фабрику для отделки. 1 .2. Отделка тканей Отделкой тканей называют совокупность химических и физико-механических процессов, в результате которых суровая ткань превращается в готовую. В процессе отделки устраняются имеющиеся на суровых тканях загрязнения, а также снижается усадка, увеличивается срок службы, улучшаются эстетические и гигиенические свойства тканей. Путем различных воздействий уменьшается сминаемость и улучшаются теплозащитные свойства тканей. Они приобретают водоупорность (водоотталкивание). Из одной и той же суровой ткани в процессе отделки получают готовые ткани с неодинаковыми свойствами и различного назначения. Характер и условия отделочных операций меняются в зависимости от строения тканей, их назначения и особенно природы пряжи или нитей, из которых они получены. Поэтому отделка тканей производится на отделочных фабриках (цехах), которые специализируются на отделке хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей и тканей из химических волокон. Суровые ткани, поступающие на отделку в отделочный цех или на отделочную фабрику, подвергают контрольной разбраковке: шерстяные и шелковые - в количестве 100 % , а хлопчатобумажные и льняные - 10 %. Все ткани проходят физико-механические испытания в лаборатории. После этого на обоих концах тканей ставят клеймо несмываемой краской; на шерстяных тканях клеймение заменяют вышивкой. Отделывают ткани непрерывной лентой, поэтому отдельные куски сшиваются на швейных машинах. Полный цикл отделки тканей любого ассортимента состоит из ряда самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: предварительной отделки, крашения и узорчатой расцветки, заключительной отделки, специальной отделки. Предварительная отделка предназначена для подготовки тканей к последующему крашению или нанесению узорчатой расцветки. Характер подготовительных операций и их количество зависит от сырьевого состава, вида сопутствующих и загрязняющих веществ на ткани. Предварительная отделка может включать в себя (в зависимости от волокнистого состава ткани) следующие операции: опаливание, расшлихтовку, отварку, карбонизацию, мерсеризацию, отбелку, валку, ворсование, ратинирование, мокрую декатировку, оживление, утяжеление, термофиксацию. Опаливание суровой ткани различного волокнистого состава необходимо для удаления выступающих кончиков волокон, которые отрицательно влияют на крашение и набивку (печатание). Опаливание осуществляется на плитных и газовых опальных машинах. Расшлихтовку проводят для всех видов ткани с целью удаления из суровья шлихты, нанесенной на нити основы в процессе их подготовки к ткачеству, а также загрязнений и менее устойчивых естественных примесей (пектиновых и азотистых веществ). Отварка для хлопчатобумажных и льняных тканей осуществляется в щелочных растворах, а шелковых - в мыльных. В процессе отварки в результате омыления жиров они удаляются с волокон вместе с воскообразными и другими веществами. Отваренная ткань становится мягкой, приобретает способность смачиваться водой, что очень важно для последующих операций отделки (крашения и набивки). Карбонизация - обработка чистошерстяных тканей 4- 5 % -ным раствором серной кислоты для очистки их от растительных примесей. Мерсеризация - обработка хлопчатобумажных тканей при пониженной температуре концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой горячей и холодной водой. Мерсеризованные ткани отличаются мягкостью, шелковистостью, повышенной механической прочностью и гигроскопичностью. Отбелка суровых тканей необходима для разрушения и обесцвечивания природной окраски волокна и придания ткани устойчивой белизны и мягкости. Отбеливают ткани, предназначенные для окраски в светлые тона и светлой печати, а также бельевые. В качестве отбеливающих веществ используют растворы окислителей: перекись водорода, гипохлорит натрия и кальция и др. Кроме химического отбеливания тканей, применяют также оптическое отбеливание с применением лейкофора, бланкофора. Отбелка шелковых тканей проводится редко, так как природные красящие вещества удаляются при отварке. Отбелка льняных тканей затруднена, поэтому отбеливают пряжу - в четыре стадии, каждой из которых соответствует своя степень белизны. Валка - процесс механической обработки шерстяных суконных тканей с целью их уплотнения и создания войлокооб-разного настила, полностью или частично закрывающего рисунок ткацкого переплетения. После валки ткань становится плотнее, толще, мягче, кроме того, повышаются ее теплозащитные свойства и стойкость к истиранию. Ворсование осуществляется с целью придания тканям повышенной мягкости, пористости и улучшения теплозащитных свойств. Операция проводится на специальных ворсовальных машинах с помощью системы валиков, обтянутых игольчатой лентой. Как правило, ворсование проводят до крашения и набивки. Ратинирование проводится на ратинирмашинах для некоторых ворсовых шерстяных суконных тканей с целью фигурного расположения ворса на их поверхности. Мокрая декатировка - обработка гребенных и тонкосуконных тканей горячим паром и водой с целью устранения внутренних напряжений и предупреждения образования заломов при дальнейшей обработке. Оживление проводится для тканей из натурального шелка слабыми растворами органических кислот (уксусной, молочной, муравьиной). После него ткани приобретают характерный скрип или хруст. Утяжеление - обработка отваренного шелка некоторыми минералами (солями железа, олова, свинца, цинка и др.) и органическими соединениями (дубящими веществами). После такой обработки ткани приобретают повышенную массу, плотность, массивность. Термофиксация проводится для тканей из синтетических волокон. Она заключается в нагревании и быстром охлаждении. Нагревание может быть выполнено кипящей водой, насыщенным водяным паром, контактным способом, горячим воздухом, инфракрасными лучами и другими способами. Ткани, прошедшие термофиксацию, практически безусадочны и устойчивы к сминанию, образованию заломов и складок. Крашение и узорчатая расцветка тканей. Подкрашением тканей понимают процесс изменения их природной окраски путем поглощения красящего вещества из раствора. Красителями называются естественные или синтетические органические соединения, способные в процессе крашения придавать тот или иной цвет волокнистым материалам. Процесс крашения состоит из четырех фаз: диффузии частичек красителя в красильной ванне в направлении к волокнистому материалу; адсорбции красителя внешней поверхностью волокна; диффузии красителя внутрь волокна; фиксации красителя волокнистым материалом. Хлопчатобумажные ткани окрашивают следующие красители: прямые, сернистые, кубовые, азокрасители, активные, черный анилин, пигментные и др. Льняные ткани чаще всего окрашиваются кубовыми, сернистыми, прямыми красителями. Шерстяные ткани окрашивают кислотными, кислотно-протравными, прямыми и металлсодержащими красителями. Крашение шелковых тканей производится теми же красителями, что и шерстяных, но фиброин шелка менее устойчив к кислотам, поэтому шелк красят чаще всего прямыми, хромовыми и реже протравными и кубовыми красителями. Ткани из химических нитей (вискозных, медноаммиачных) окрашиваются теми же красителями, что и хлопчатобумажные. Ткани из ацетатных и триацетатных нитей окрашивают специально разработанными целлитоновыми красителями. Крашение синтетических волокон затруднено в связи с их низкой гигроскопичностью, поэтому окрашивают именно волокна, из которых будет получена ткань, а не ее саму. При этом используют автоклавный метод крашения, ультразвук, повышен ную температуру, вещества, вызывающие их набухание, и т.д.. Технологический процесс нанесения рисунка на ткань называется печатанием, или набивкой. Он используется для получения узорчатой расцветки на белой или окрашенной ткани. Узорчатая расцветка тканей достигается следующими способами: ручной набивкой; аэрографным способом; сетчатыми шаблонами (фотофильмпечатыо); полихроматическим способом; способом термопечати (сублистатик); на печатных машинах. Ручная набивка осуществляется с помощью деревянных форм с рельефными рисунками. Она применяется только для набивки штучных изделий, так как малопроизводительна и дорога. Аэрографный способ основан на нанесении красителя на ткань с помощью пульверизатора через накладные шаблоны с вырезанными узорами. Сетчатыми шаблонами (фотофильмпечатыо) получают печатные рисунки на ткани с помощью шаблонов, которые представляют собой металлическую прямоугольную раму с натянутой на нее ситовой тканью из капрона. Поверхность сетки покрывают пленкой, оставляя свободные участки в виде определенного рисунка. Рамку шаблона кладут на раскрашиваемую ткань, наливают краску и при помощи резиновой пластины (ракли) протирают ее через сетку. Если рисунок многоцветный, то применяют столько шаблонов, сколько цветов в рисунке. Полихроматический способ разработан концерном Ай-Си-Ай (Англия), он исключает надобность в печатных машинах и обеспечивает практически безграничное разнообразие расцветок. Крашение осуществляется рядом сопел, наносящих печатную краску на движущуюся ткань по всей ее ширине. Направление сопел, а, следовательно, и характер расцветок можно регулировать по усмотрению, так же как и цвет красок в каждом сопле. Способ термопечати (сублистатик) заключается в переносе узора с бумаги на текстильные материалы при кратковременном термоконтакте. Предварительно на бумажную основу с помощью печатных валов наносят печатную краску, способную к сублимации. Затем на увлажненную ткань накладывается бумажная подложка с напечатанными рисунками и прижимается нагретым прессом. Испаряющийся с поверхности бумаги краситель переходит на ткань. В основном этот способ печати применяется для тканей из полиэфирных волокон. Машинное печатание осуществляется на печатных машинах (рис. 4 а, б). Они могут быть одновальными, если ткань окрашивается одной краской, или многовальными, если ткань окрашивается в несколько цветов. Важнейшей частью печатной машины является печатный вал, который представляет собой медный полый цилиндр, на поверхности которого выгравирован углубленный штрихами узор. По способу нанесения рисунка различают следующие виды машинной печати: прямую, вытравную и резервную.

(Рис.4) Схема печатной машины: а- одновальной, 1 – печатный вал,2 – корпус,3 – щетки,4 – ракля, 5 – контрракля,6 – грузовик, 7 – сукно,8 – подкладка,9 – ткань, 10 – обкадка, б - четырехвальной. Прямая печать - рисунок наносится на отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань. Вытравная печать - ткань предварительно окрашивают в один цвет гладким крашением, затем печатными валами по определенному рисунку на окрашенную ткань наносят загущен-: ные химически действующие составы (вытравку), которые обесцвечивают краситель в этих местах. Резервная печать - на неокрашенную ткань наносят особый защитный состав-резерв, который препятствует закреплению красителя на тех местах, где он был нанесен. Обработанную таким образом ткань красят гладким крашением. При этом резервные места не окрашиваются и получаются белые или закрашенные в другой цвет места по окрашенному фону. Заключительная отделка тканей включает в себя ряд процессов, которые улучшают внешний вид, структуру и свойства тканей. Заключительная отделка может включать следующие основные операции: спиртовку тканей, аппретирование, шире-ние, каландрирование, подворсовку, стрижку и чистку, заключительную декатировку, фиксацию. Спиртовка тканей - это процесс легкого отбеливания нет окрашенных участков набивных тканей. Аппретирование заключается в обработке тканей клеящими веществами для придания им полноты на ощупь, жесткости или мягкости, гигроскопичности, уменьшения загрязняемости, лучшей отстирываемости. Ширение (выравнивание утка) - процесс придания тканям стандартной ширины и устранения перекосов. Перед ширением ткань увлажняют. Каландрование осуществляется с целью разглаживания и уплотнения тканей, придания ей гладкой глянцевой поверхности, блеска и др. Каландры состоят из системы металлических и наборных валов. Подворсовка проводится для хлопчатобумажных и шерстяных тканей на ворсовальных машинах с целью поднятия ворса, примятого в процессе отделочных операций. Стрижка и чистка для шерстяных тканей проводятся на стригальных машинах для удаления с лицевой поверхности торчащих концов волокон или выравнивания по высоте начесного ворса. Заключительная декатировка - это обработка шерстяных тканей горячим паром с целью предотвращения усадки, снятия внутренних напряжений, устранения блеска. Фиксация - ткани из синтетических нитей проходят вторичную стабилизацию (фиксацию) путем термической обработки в натянутом состоянии. Специальные виды отделки применяют для увеличения срока службы и улучшения эстетических и гигиенических свойств тканей. К наиболее широко применяемым специальным видам отделки тканей относятся: несмываемый аппрет, стойкое тиснение, отделка с устойчивым блеском, форниз (формирование несминаемого изделия), износостойкая, антистатическая, металлизация, водонепроницаемая, водоотталкивающая, противоусадочная, противогнилостная, противомолевая, огнеупорная и др.

Производство тканей – востребованное направление бизнеса. Сфера использования текстиля очень разнообразна. Популярные области его применения:

  • изготовление одежды: домашней, повседневной, нарядной спортивной одежды для взрослых и детей, спецодежды;
  • производство аксессуаров: платки, сумки, кошельки;
  • интерьер и дизайн: мебельное производство, шторы, портьеры, скатерти;
  • домашний текстиль: постельное белье, одеяла, полотенца, прихватки.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: от 3 млн рублей
Актуально для городов с населением: от 700 тысяч человек
Ситуация в отрасли: высокая конкуренция
Сложность организации бизнеса: 4/5
Окупаемость: до 2 лет

Есть и другие области, например, производство материалов для туристического снаряжения (палатки, спальные мешки и т.п.), производство декоративных тканей и тканей для рукоделия. Клиентов в этой сфере меньше, поэтому возрастает роль маркетинга и отдела продаж, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров и убедить их начать сотрудничество.

Перспективы бизнеса

Из-за экономических и политических событий, произошедших с конца 80-х годов прошлого века, этот сегмент производства в России оказался практически разрушен. На сегодняшний день большая часть тканей привозится из-за рубежа – как легально, так и контрафактно.

Однако для отечественного рынка ситуация меняется в лучшую сторону. По оценкам специалистов, производство тканей в нашей стране потенциально перспективная ниша. При грамотном бизнес-плане и умелом управлении предприятие способно достаточно быстро окупиться и приносить хорошую прибыль. Спрос на ткани большой и продолжает увеличиваться, при этом людям интересен как бюджетный сегмент, так и дорогие качественные ткани с интересным дизайном.

На подъеме компании, производящие текстиль для постельного белья – бязь, ситец, поплин. Большую долю рынка также занимают предприятия, производящие трикотаж, костюмные ткани и сукно.

Особенно перспективным по оценкам специалистов является производство мебельных тканей, так как этот сегмент рынка активно развивается и спрос на качественные материалы очень высок.

Рынок производства одежды в нашей стране также достаточно разнообразен, но большую конкуренцию здесь составляют импортные производители, прежде всего Китай. Тем не менее, практика показывает: в этой сфере также идет постоянный поиск качественного товара с необычными характеристиками – рисунком или фактурой. Поэтому те, кто сможет удовлетворить покупательский спрос, имеют все шансы на успех.

Организация бизнеса

Перед запуском производства нужно тщательно ознакомиться с рынком и ассортиментом. Желательно хорошо разбираться в видах ткани, понимать технологические процессы.

Предприниматель должен представлять, какую ткань он хочет производить, какую нишу на рынке занять и через какие каналы осуществлять реализацию.

Помещение для цеха

Помещение можно выкупить или взять производственную площадь в аренду. Также существует возможность договориться с действующим предприятием и размещать у них заказы на производство.

Последний вариант предполагает разработку собственного дизайна ткани и закупку сырья, на основании которых фабрика-производитель изготовит ткань. В этом случае нет расходов, связанных с приобретением производственных помещений, покупкой и обслуживанием техники, малый штат позволит снизить затраты на оплату труда. Но возможность контролировать процесс и качество конечного продукта при этом снижаются. Увеличивает такая схема работы расходы на логистику, поэтому при удаленном нахождении фабрики может оказаться невыгодной.

Площадь предприятия зависит от планируемых объемов выпускаемой продукции. Необходимо помнить о соответствии санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть хорошо освещено, высота потолков не менее 4 м. Потребуется обеспечить хорошую вентиляцию, в холодное время года – отопление.

Для комфорта рабочих нужны раздевалки с душевыми и место для приема пищи. Для обеспечения пожарной безопасности и бесперебойной работы оборудования необходимо позаботиться о качественной проводке. Для удобства погрузо-разгрузочных работ потребуется оборудованная зона, по возможности авторампа.

Помимо цеха потребуются сухие склады для хранения сырья и готовой продукции, а также офисные помещения.

Практика показывает, что удобнее размещать производства недалеко от выезда из города или сразу за городской чертой. Обычно в логистике используются крупногабаритные машины, поэтому такое расположение предприятия ускорит их перемещение и не вызовет трудностей с парковкой, если в автопарке организации будет несколько своих машин.

Каналы поставок сырья

В зависимости от используемого сырья, ткани делятся на две большие группы:

  • натуральные (шерсть, шелк, лен, хлопок);
  • искусственные (вискоза, полиэстер, ацетат).

Отсюда и самые перспективные виды тканей для производства:

  • хлопчатобумажные;
  • льняные;
  • шерстяные;
  • полиэфирные;
  • технические.

В России производятся два вида натурального сырья: лен и шерсть. Договариваться о поставках нужно в сельских хозяйствах, занимающихся их промышленным производством. Что касается хлопка, его производство в нашей стране практически отсутствует. Исторически основным поставщиком этого сырья в Советском Союзе был Узбекистан, сегодня он также продолжает оставаться ведущим мировым поставщиком хлопка.

Крупнейшим мировым производителем шелка является Китай. Также его производят в Индии и Узбекистане. На сегодняшний день шелковые ткани и изделия из шелка представлены преимущественно в премиальном и люксовом ценовых сегментах. Отмечается падение спроса на эти ткани не только в России, но и в мире. Поэтому использование его при изготовлении тканей требует продуманного бизнес-плана с налаженными каналами сбыта.

Намного проще обстоит дело с синтетическими волокнами: их производством занимаются многие предприятия, а развитие технологий позволяет модифицировать и совершенствовать ассортимент.

При закупках зарубежного сырья на начальном этапе удобнее работать с дилерами. Это позволит приобретать товар со склада в России, не ожидая международной доставки и растаможки.

Технология производства ткани

Технологический процесс имеет свои нюансы в зависимости от вида и желаемых характеристик ткани. Общий алгоритм выглядит так:

Производственная стадия Что на ней делают
Предварительная обработка сырья Поступившие на производство прессованные кипы разрыхляют и разделяют на волокна путем трепания и расчесывания
Получение пряжи Из полученных волокон свивают тонкую длинную нить - пряжу
Создание ткани Полученные нити переплетают между собой в определенном порядке для получения сплошного полотна
Обработка ткани Для придания ткани нужных свойств ее подвергают специальной обработке. На этом же этапе происходит нанесение и закрепление рисунка

Необходимое оборудование

При запуске бизнеса на базе действующих производственных площадей требуется оценить состояние оборудования. Техника на многих фабриках устарела, что неминуемо скажется на качестве готовой продукции. Поэтому на оборудовании экономить не стоит.

Конкретные машины, входящие в производственную линию, зависят от используемого сырья и конечного назначения тканей. Изготовление хлопка, шерсти или синтетики подразумевают разные технологический процессы. Мебельные ткани требуют более сложного плетения и обработки, чем ткани для постельного белья.

Машины, применяемые на производстве Выполняемые операции
Мотальные машины Используют для перемотки пряжи
Ткацкий станок Переплетает нити для создания полотна
Шлихтовальная машина Пропитывает ткани специальным раствором для повышения износостойкости полотна
Накатная машина Сматывает полотно в рулоны
Красильные и печатные машины Окрашивают ткани и наносят на них заданные принты
Промывная машина Смывает с ткани остатки краски
Контрольно-мерильная машина С ее помощью отслеживают соответствие готовой ткани стандартам

Также в зависимости от выбранной специализации потребуется отдельное оборудование: для переработки шерсти будет нужен прядильный станок, для работы со льном – чесальная машина.

Оформление бизнеса

Для оформления производства руководитель должен выбрать правовую форму, по которой он будет работать – ИП , ООО , акционерное общество. Кроме того, обязательным является получение сертификата на продукцию. При его отсутствии компании грозят серьезные штрафы.

Маркетинг и каналы сбыта продукции

Производство тканей ориентировано на крупный и мелкий опт. Каналы сбыта зависят от выбранного направления, но условно их можно разделить на производственников, покупающих ткань для дальнейшей переработки и изготовления конечного продукта, и дилеров, покупающих ее для перепродажи более мелкими партиями.

Розничный покупатель в каналах сбыта фабрики представлен не всегда, потому что продавать ткань метражом и хранить остатки производителю бывает нерентабельно. Однако можно использовать это направление реализации товара, открыв при фабрике розничный магазин.

Еще одно направление развития производства и способ расширения целевой аудитории – изготовление из тканей собственного производства продукции под своим брендом. Подходит это направление не для всех видов тканей, его проще всего реализовать при производстве домашнего текстиля – постельного белья и полотенец.

Возможен и экспорт тканей. На данный момент наибольшая доля приходится на ткани из льна. Однако практика показывает постоянное снижение объема экспорта, поэтому делать на него ставку довольно рискованно.

Наконец, можно выбрать целевую нишу: например, ткани для пошива формы или спецодежды. В этих сферах часто разыгрываются тендеры либо делаются заявки на крупные поставки.

Маркетинг

Маркетинговые стратегии строятся на поиске постоянных клиентов. Надо понимать, что основная часть продаж, скорее всего, будет вестись удаленно. При этом у потенциальных клиентов уже есть другие поставщики и спланирован бюджет. Поэтому продумать и запустить маркетинговую кампанию имеет смысл сразу, при открытии бизнеса, чтобы к началу выпуска продукции появилась реальная возможность сбыта. Это позволит избежать затаривания, снизит себестоимость за счет сокращения сроков хранения и быстрее окупит затраты.

Способы продвижения:

  1. Возможностью заявить о себе и наладить деловые контакты являются ежегодные профильные выставки. Самые крупные и известные из них, например, Текстильлегпром и Интеркань, проходят дважды в год в Москве. Существуют и региональные выставки. Они менее представительны, но участие в них более бюджетно. Бонусом поездки на такие мероприятия станет возможность найти новых поставщиков сырья, работающих на выгодных условиях.
  2. Продвижение товара невозможно без «всемирной паутины». Компания должна иметь не только качественный сайт, но и размещать информацию на тематических площадках. Контекстная реклама в последние годы стала менее эффективной из-за повсеместного распространения блокировщиков, но этот способ информировать о себе также заслуживает внимания.
  3. Подавать информацию в газеты производителю смысла нет. А вот оплатить размещение в тематических журналах и буклетах стоит.
  4. Поскольку поиск клиентов происходит дистанционно, а ткань, как продукт, нуждается в тактильной оценке, необходимо подготовить образцы продукции для бесплатной презентации и рассылки клиентам. Для этих же целей удобно заказать каталоги, поскольку многие клиенты впоследствии делают по ним заказы под требования конечного покупателя.
  5. «Холодные» звонки как способ поиска новых клиентов по-прежнему популярен. Этот метод ориентирован скорее на долгосрочную перспективу и позволяет в первую очередь расширить базу потенциальных клиентов для дальнейшей работы менеджеров.

Расходы и окупаемость бизнеса

Вложения, необходимые на начальном этапе, зависят от наличия оборудования и его состояния. Специалисты говорят, что часто бывает проще купить новые машины, чем модернизировать устаревшую технику. При этом рекомендуется покупать производственную линию целиком, а не частями.

На расходы влияет и используемое сырье, и состояние выбранного помещения, и предполагаемые объемы производства, от которых зависит в том числе величина штата.

На первоначальном этапе потребуется не менее 3 млн. руб. Приблизительная калькуляция расходов для производства ткани одного вида со штатом не более 25 человек включает в себя:

Расходы Примерная сумма, тыс. руб.
Регистрация бизнеса 50
Аренда производственных помещений 100
Покупка или модернизация оборудования 1500
Оборудование производственных и офисных помещений 500
Приобретение сырья 200
Зарплата персоналу 500
Мероприятия по продвижению: участие в выставках, реклама и т.п. 100
Логистика 50
Коммунальные платежи 20
Непредвиденные затраты 100
Итого 3120

Также следует учесть налоги. В таблицу расходов эта статья не включена, поскольку суммы сильно отличаются от прибыли и выбранной схемы налогообложения.

Окупаемость зависит от объемов производства и цен на ткань. Цены, в свою очередь, зависят от вида тканей: бязь для постельного белья будет дешевле, чем мебельные ткани, натуральная шерсть дороже полиэстера. В среднем при налаженных каналах сбыта и отсутствии серьезных непредвиденных расходов вложения окупятся за два года.

Мало кто из отечественных предпринимателей рассматривает производство тканей как выгодное капиталовложение и прибыльный вид бизнеса. Ничего удивительного в этом нет: на протяжении последних нескольких десятилетий текстильная промышленность в России находится далеко не в лучшем состоянии.

Тем не менее, только в 2007 году по оценкам объем рынка тканей в нашей стране составил почти 5 млрд. долларов. Основной рост пришелся на сегмент хлопчатобумажных тканей, которые составили около 60 % от общего объема рынка всех видов тканей в натуральном выражении, а также на сегмент шелковых и синтетических тканей, которые преобладают на рынке в стоимостном выражении. При этом, несмотря на то, что хлопчатобумажные ткани составляют основную часть производства тканей, их доля за последние несколько лет снизилась на 3-4 %.

Среди главных особенностей рынка тканей специалисты выделяют стагнацию российского производства. На протяжении последних десяти лет здесь не наблюдается четкой тенденции повышения объема производства тканей. Объем производства колеблется от 2700 до 2850 млн. кв. м. При этом снижение этих показателей периодически сменяется ростом и наоборот.

В чем причина столь плачевной ситуации на российском рынке текстиля? Аналитики выделяют три основных фактора: нелегальный импорт относительно дешевых (и более качественных) тканей, что заметно ослабляет конкурентоспособность российских компаний, технически устаревшее оборудование на многих крупных фабриках и недостаточность сырьевой базы.

Объем российского рынка тканей прирастает, большей частью, за счет импортной продукции, среди которой преобладают шелковые и синтетические материалы. На долю этого вида тканей приходится около 70-75 % всего объема ввозимой продукции. По мере легализации поставок из азиатских стран растет доля официального импорта и снижается количество тканей отечественного производства. Сейчас доля продукции наших производителей составляет немногим более половины от общего объема (для сравнения в 2007-2008 гг. она составляла 65-70 %).

Кроме того, за последние несколько лет почти в два раза сократился объем экспорта российских тканей за рубеж. Большая часть экспортируемых хлопчатобумажных тканей представляет собой необработанные материалы (так называемое «суровье»), которые являются полуфабрикатами и затем подвергаются дальнейшей обработке.

А вот льняные ткани, которые на внутреннем рынке практически неконкурентоспособны, составляют значительную долю экспорта (около 38-40 %). Но и эта цифра каждый год снижается.

Впрочем, несмотря на эту удручающую картину, текстильное производство в нашей стране обладает большим потенциалом, и, возможно, при правильном позиционировании именно ваша компания может стать лидером в этой отрасли.

Прежде всего, вы должны обладать определенными знаниями в сфере производства тканей, тщательно изучить сегмент, в котором вы будете работать, понять, какие виды тканей и в каких объемах вам нужно производить. Среди наиболее масштабных направлений преобладает производство мебельных тканей, которые всегда пользуются спросом.

Существует несколько основных видов обивочных тканей: флок, букле, жаккард, шенилл, искусственная замша и искусственный мех, гобелен, кожезаменитель. Кроме того, различают смешанные ткани, которые представляют собой комбинацию из двух и более материалов. Если вы планируете создавать малое предприятие, то специалисты советуют обратить внимание, например, на такие ниши, как производство декоративных хлопчатобумажных тканей.

Подобные ткани обычно используются для различных видов рукоделий (например, для пэтчворка). Они отличаются широким разнообразием цветовых оттенков и декоров, а также высоким качеством и сравнительно высокой ценой (от 300 руб./метр). На российском рынке на данный момент конкуренции в этом сегменте практически нет.

Для того чтобы открыть свой бизнес по производству тканей, необходимо приобрести или взять в аренду специальное оборудование, снять помещения под цех, склад и офис, а также нанять сотрудников, которые будут заниматься производством и сбытом вашей продукции.

Размер стартового капитала зависит от того, какое направление вы выберете. В любом случае без специальной техники не обойтись. Для относительно крупного производства обязательный список включает в себя ткацкие станки, сновальное оборудование, ленточные и партионные сновки, шлихтовальные машины, запарные камеры для пряжи. Все это необходимо для производства холста, который затем проходит обработку с помощью ворсовальных и отделочно-ширильных машин, плоскопечатных машин, машин для дублирования и газоопальных машин.

Кроме того, придется обзавестись краскоприготовительными комплексами, красильными аппаратами, сушильными камерами. Некоторые виды текстильной продукции производятся с использованием дополнительного оборудования. Например, для изготовления трикотажного полотна, в том числе технического, нужно приобрести специальное оборудование для производства трикотажа.

Для крупного текстильного производства также используется нетканое текстильное оборудование, которое включает в себя чесальные и стегальные машины, иглопробивные машины, каландры для нанесения точечного клеевого покрытия и щипальные замасливающие машины.

Экономить на оборудовании не стоит. Ткань, созданная с использованием некачественных машин с минимум функций, не будет иметь надлежащей выделки и не будет отличаться разнообразием расцветок. Общая стоимость текстильного оборудования составляет несколько десятков миллионов рублей, в зависимости от видов тканей, которые вы собираетесь производить. Прибавьте к этому стоимость аренды помещений под цех, склад и офис, а также зарплаты сотрудникам (технологам, операторам оборудования, менеджерам по закупкам и сбыту, бухгалтеру и т. д.).

Если вы не располагаете соответствующим бюджетом, то можно договориться с уже существующими текстильными фабриками и заказывать там ткани с определенным дизайном. Основная трудность – найти хорошего дизайнера, который будет заниматься разработкой принтов, и добиться требуемого качества производимых тканей.

Сроки окупаемости бизнеса по производству тканей зависят от многих факторов. Если компании удастся найти свою нишу и предложить своим клиентам высокое качество продукции по конкурентоспособным ценам, то она сможет выйти на уровень самоокупаемости в течение первого же года своего существования.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

Во все времена люди носили одежду. Даже несколько миллионов лет назад наши предки использовали шкуры зверей, чтобы оберегать свое тело от холода, ветра и дождя. Постепенно количество материалов для производства одежды увеличилось.

Но, как и тысячи лет назад, основной составляющей процесса изготовления предметов гардероба человека является ткань. Именно поэтому решение основать свой бизнес в рассматриваемом направлении всегда выгодно. Стоит только правильно расставить приоритеты и учесть некоторые важные нюансы.

Например, необходимо подробно изучить, как производить ткани, какое оборудование для этого необходимо, какие существуют виды тканей и прочие весомые вопросы. Статья раскрывает некоторые немаловажные аспекты данной сферы деятельности.

Родина ткани

В настоящее время даже маленький ребенок знает, что огромное количество товаров поступает на мировой рынок от китайских производителей. Однако лишь часть населения в курсе, что эта азиатская страна является родиной чая, бумаги, пороха и многих других изобретений, которыми человечество пользуется до си пор. Китай также является первой в мире страной, где было запущено производство ткани.

Благодаря «одомашниванию» тутового шелкопряда население Поднебесной империи стало «пионером» в выпуске шелка. В честь данного материала был также назван и торговый путь, соединяющий Азию и Европу. Опередив другие страны на несколько тысячелетий, Китай также освоил производство хлопчатобумажных тканей. Постепенно достижениями Поднебесной империи стали пользоваться и другие государства, и секреты мастерства уже не были тайными.

Начальный этап: обработка сырья

Сегодня ткацкие фабрики выпускают материалы всех цветов и со всевозможными рисунками, которые можно себе представить. Как же осуществляется производство ткани? Процесс мы опишем ниже. Многим известно, что ткань изготавливается из многих тысяч крученых нитей. Однако первым этапом появления готового материала на свет является прядение. Изначально корзиночки хлопка, волокна льна или коконы личинок тутового шелкопряда подвергаются обработке. Последние, к примеру, варятся.

Обработанный материал помещают в емкость. От каждого элемента вытягивают тонкую ленточку. Определенное их количество скручивают в нить. Так процесс прядения осуществлялся давным-давно. Затем ему на смену пришло веретено. После – автоматическая прялка. Сегодня производство ткани также неизбежно без данного процесса. Однако всю работу выполняет различное автоматизированное оборудование.

Собранный из сырья материал подвергается рыхлению и трепанию. Он прессуется, затем разделяется на небольшие порции. Следующим этапом является очистка от мусора и посторонних примесей. Очищенный материал пропускается через чесальные машины. Поверхность данных аппаратов покрыта сетью иголок. Сырая масса проходит между быстро вращающимся барабаном и медленно плывущими валиками. При этом короткие и инородные волокна удаляются, то есть вычесываются. Проходя через аппарат, материал приобретает форму толстой и рыхловатой полоски.

Разделяя и вытягивая волокно

Затем по распределительной ленте материал попадает на ленточные машины. Те в свою очередь дифференцируют массу на отдельные составляющие и распределяют их параллельно друг другу. На том же оборудовании ленту вытягивают.

Для того чтобы будущая нить была более прочной, машины соединяют вместе несколько жгутов и слегка подкручивают их. Полученная заготовка называется ровницей. Оборудование для производства тканей включает также прядильные автоматы. С их помощью ровница вытягивается. Затем она одновременно проходит процессы скручивания и наматывания на навой (специальный валик). После этого пряжа поступает на основовязальный станок, который собирает нити в отдельные заготовки.

Основы и уточные строчки

Если рассматривать полотно сквозь стекло микроскопа или лупы, можно отчетливо увидеть переплетение нитей. Те из них, которые идут вдоль ткани, именуются основами, а поперечные – уточными. Для того чтобы ни первые, ни вторые не обрывались, а готовое полотно было более прочным, нити проклеивают специальным составом под названием шлихта. Материал проходит через горячие валики, которые высушивают остатки липкой субстанции.

Процесс производства

Основы поступают с основовязального станка на ткацкий аппарат как полотно в натянутом состоянии. При этом напряжение нитей таково, что между ними должен легко и свободно сновать челнок с уточной нитью. Под углом в девяносто градусов на ткацком оборудовании происходит непосредственное производство ткани. Автоматическое устройство дает возможность установить режим, который позволяет изготовить ткань с рисунком или без него. Именно здесь происходит соединение нитей в единое полотно.

Моем и придаем цвет

Перед тем как попасть на окраску, ткань проходит через стирку. Первый процесс происходит в мыльной воде с установленной температурой и непрерывной скоростью. Затем материал ополаскивают в чистой жидкости. Благодаря этим этапам клейкая субстанция, использовавшаяся при ткачестве, вымывается.

Далее происходит процесс окрашивания. Ткань помещают в чистую воду, куда предварительно были добавлены красители. Раствор нагревается, и материал вымачивается в нем. Продолжительность такого процесса достигает шести часов. После этого ткань достается и полощется в теплой воде.

Сушим и наматываем

Благодаря специальному оборудованию материал распрямляется и разглаживается. После этого он проходит термообработку. Ткань помещается в сушильную камеру, где при установленной температуре происходит испарение влаги из ее волокон. Конечным этапом производства является накручивание на большие катушки. Как правило, вес одного готового элемента составляет полторы тонны.

Рассматривая лицевую сторону разных тканей, можно увидеть, что уточная нить проходит через основы с различной частотой. Это позволяет создавать рисунки (простые и сложные, крупные и мелкие). К первой категории материалов относятся сатиновая, полотняная или саржевая ткани. Примерами последнего варианта являются деним и шерсть. К полотняным материалам относят бязь, ситец и прочие.

Деним является более грубым вариантом хлопчатобумажного материала. Лицевая сторона ткани имеет, как правило, синий оттенок. Он образован нитями основы. Изнанка материала окрашена в белый цвет. Это заслуга уточных нитей. Благодаря такой комбинации деним имеет выгодное и отличное от других материалов свойство изменять свой цвет, «голубеть». Если слегка изменить структуру саржи (поменять схему поведения уточного челнока), получится полотно «елочка». Этот вариант широко встречается в знаменитых джинсах «Wrangler».

Соединяя ткани

В дополнение к ткачеству в производстве тканей используется также дублирование. Этот процесс представляет собой скрепление двух материалов между собой с помощью сшивания или склеивания. При этом используется специальное оборудование для дублирования тканей – прессы. Как правило, между собой соединяют шерсть и синтетику, хлопок и металлизированный материал. Процесс дублирования применяется для наделения полотен новыми свойствами: непромокаемостью, несминаемостью и прочими.

Российский рынок тканей представлен огромным количеством разнообразных компаний. Для того чтобы составить им конкуренцию, необходимо не только приобрести чесальные, вязальные, ткацкие, мотальные, сновальные, шлихтовальные и другие машины, но и наладить бесперебойное производство качественных материалов. Любой проект может стать успешным, если продумать каждую мелочь и задействовать свой скрытый потенциал.

Мы уже говорили о материалах для швейных изделий, а сегодня мы рассмотрим технологию производства тканей, чем ткани отличаются от других швейных материалов.

Производство тканей. Процесс.

Ткань вырабатывается переплетением 2-х систем нитей: основы и утка. Основа, состоящая из многих нитей, натянута вдоль станка (ее еще называют долевой нитью) и медленно движется, сматываясь с большой катушки – навоя. В центре ткацкого станка находится зевообразовательный механизм (на видео мы видим ремизку), который разделяет нити основы, образуя ромбовидное пространство, называемое ткацким зевом. В зев с помощью челнока прокладываются уточные нити (поперечные), переплетаемые с основными и уплотняются с помощью гребневидного берда, который совершает возвратно-качательные движения.

Ткацкие станки могут быть челночными, бесчелночными, имеющие вместо челноков движущие трубки – «рапиры», по которым с помощью сжатого воздуха пробрасывается уточная нить. Есть кареточные ткацкие станки, выделывающие ткань сложного (жаккардового) переплетения. Современные станки создаются с программным управлением. Но, не смотря на всю сложность оборудования, в основе лежит все тот же старинный ткацкий станок, все тот же принцип переплетения нитей: основы и утка.

Но для того, чтобы получить ткань, необходимы нити, а значит, ткачеству предшествует процесс производства пряжи — одна из начальных стадий процесса ткачества. В уроках по льняным и хлопчатобумажным тканям мы уже говорили об этом. Из пряжи вьют нити (нить прочнее пряжи), а затем ткут ткань. После подготовки волокно проходит через чесальные машины, где производится дополнительная сортировка по качеству (длинное, среднее и короткое волокно) и выравнивание. При этом волокно преобразуется в ленту, недостаточно прочную, которая вытягивается в толстую неплотную нить – ровницу (видео «Хлопчатобумажные ткани»), сматываемую на катушки. Затем эта нить проходит через ровничные машины, где она уплотняется, скручиваясь, становится тоньше и прочнее. Но это еще не пряжа.

В прядильный цех поступает ровница – исходное сырье для получения пряжи. На прядильных машинах ровница, сматываясь с бобин, вытягивается и закручивается, выходит тонкой нитью, которая наматывается на шпули, закрепленные на веретенах. Таким образом, вырабатывают хлопчатобумажную, шерстяную, льняную и штапельную пряжу.

Перед непосредственным ткачеством проводят еще одну подготовительную операцию ткацкого производства – создание паковок основы и утка (продольных и поперечных нитей будущей ткани). Перемотка пряжи производится с прядильных початков на более крупные бобины, удобные для ткачества, а также для удлинения нити. На бобине помещается в 8-9 раз больше пряжи, чем на початках. (Съём продукции на ткацком станке бывает редко, иногда и не каждый день – такое длинное целое полотно вырабатывается на станке).

Одновременно мотальщица проверяет каждую нить на прочность, устраняет пороки и дефекты (шишки, петли, толстые и тонкие места), для чего нить во время перемотки протягивается между двумя шайбами, прижимаемыми друг к другу пружиной и через тоненькое отверстие, ликвидирующее утолщения. Основная нить пропитывается спец раствором для прочности. Подготовленная пряжа поступает в ткацкий цех.

Отделка ткани.

В зависимости от волокнистого состава ткани, отделка бывает разной. Данное общее описание относится к тканям из натуральных волокон: хлопку, льну, шерсти, штапельному полотну. Хотя и в этих группах тканей отделка может быть разная, но мы рассматриваем общий алгоритм.

Готовая ткань называется суровой, она жесткая и некрасивая, поэтому перемещается в отделочные цеха, где проходит процесс отбеливания, окрашивания, нанесения рисунка, аппретирования, мерсеризации – в зависимости от заданного качества ткани, от вида и свойств швейных материалов, от назначения ткани. Ткани технического назначения остаются суровыми.

Аппретирование – придание ткани улучшенных свойств: обработка спец растворами, благодаря которым ткань становится износоустойчивой, мало- или безусадочной, водо- и масло-грязеотталкивающей, несминаемой, легко разглаживаемой, равномерной по ширине, эластичной и т.д. Аппретирование появилось в текстильной промышленности с развитием химии. После аппретирования появляется эффект накрахмаливания, ткани, она становится жестче, лучше держит форму.

Процесс мерсеризации напротив, придает шелковистость тканям и мягкость

Отделка ведется на разных машинах, но, в общем, процесс можно представить так: ткань заправляют в машину, устанавливают ширительные механизмы – растягивают по уточной нити (по ширине), вследствие чего можно увидеть маленькие проколы вдоль кромки. Ткань с одного валика перемещается на другой, проводя ткань через резервуар с раствором.

Ткани могут быть отбеленными и гладкокрашенными. Но может быть рисунок вытканный с помощью разноцветных ниток – полоска, клетка, например, и называется эта ткань пестротканой.

Рисунок может получиться и в процессе переплетения ниток (розы на фото), но о переплетениях мы поговорим на следующем уроке.

А есть ткани, на которых печатается рисунок с помощью краски – набивные ткани. В этом случае ткань проходит через систему резервуаров с различными красителями и между валиками с разными элементами рисунка: цветы — красный, к примеру, цвет, листочки – зеленый и т.д.
Раньше рисунок вырезали вручную на досках. Сколько элементов разного цвета — столько трафаретов. Доски окрашивали в соответствующий цвет, переворачивали на ткань и били по ним, чтобы рисунок отпечатался – отсюда и название «набивная» — набивали рисунок.

Качество ткани.

Качество ткани – это ее надежность, долговечность, красивый внешний вид, отвечающий направлениям моды. Ткань, выпускаемая текстильными предприятиями, должна соответствовать техническим требованиям, установленными стандартами. В СССР были ГОСТы — государственные стандарты как гарантия качества. Сейчас больше указывают ТУ — соответствие техническим условиям, которые можно изменять.
Качество ткани проверяется на всех этапах производства: от поступления сырья до готовой продукции прядильного, ткацкого, текстильно-галантерейного, трикотажного производств. С учетом характера, количества пороков определяется сортность изделий. Требования к качеству ткани: чистота, цельность, качество рисунка, расцветки. Материалы могут иметь ткацкие дефекты: дыры, шлихты, скрутины, слабины; и отделочные дефекты: непрокрас, смазанный рисунок, замины и другое. Дефекты ткани необходимо учитывать при раскрое.

В процессе отделки ткань находится в мокром состоянии, под большим натяжением. Она сушится в растянутом виде. Это не естественное для нее состояние, поэтому, как только ткань попадает во влажную среду (дождь, стирка и т.п.), она усаживается — возвращается в свое первоначальное состояние. Степень усадки зависит от качества и природы волокна: чем волокно мягче, рыхлее по своему строению, тем выше степень усадки (хлопок и шерсть, например). Также зависит от отделки ткани. Если ткань пропитана спецраствором, например в брезентовых тканях, с водоотталкивающей пропиткой, то усадки в ткани не будет.
Гладкокрашенное полотно, как и с печатным рисунком, может «линять» — краска во влажном состоянии может стекать и окрашивать рядом лежащие ткани. Ткань с печатным рисунком может окрашивать и саму себя, таким образом, смазывая рисунок по полю полотна. Гладкокрашенные полотна линяют реже, чем набивные, но лучше проверить перед применением: намочить кусочек ткани или уголок, положить сверху белую ткань и проутюжить горячим утюгом. Пестротканые ткани, как показывает опыт, практически не линяют.
Все эти нюансы нужно учитывать при шитье изделия.

Я вам рассказала о процессе производства тканей, а в видео уроке показала ткачество на станке. Скажу, что в своих уроках не имею намерения давать научные знания по материаловедению с применением специальных терминов, перечислением с доскональной точностью всех видов оборудования. Применяемых химикатов и прочего. Для этого есть специализированные сайты. Также не считаю нужным перепечатывать технические учебники, как делают некоторые мои коллеги. Наша задача – иметь общее представление о получении ткани и о том, как этот процесс может влиять на пошив и эксплуатацию изделия.
В следующих уроках мы поговорим с вами о видах ткацких переплетений, как научиться определять долевую нить и поперечную нить, определять лицевую и изнаночную стороны.

Задавайте вопросы, пишите комментарии, ставьте «лайки», делитесь ссылками с друзьями.

С любовью, Ольга Злобина.