Предоставление видов социального обеспечения осуществляется. Формы и виды социального обеспечения. Понятие нотариата, его функции и место среди других органов гражданской юрисдикции

11.10.2019

Защита интересов малоимущих категорий общества, поддержка отдельных социальных групп и обеспечение нуждающихся - это приоритетные задачи любого правового государства.

Россия согласно утвержденным конституционным принципам признана государством социальным, и следовательно на государственном уровне должны предприниматься меры для обеспечения достойного проживания любых категорий и прослоек общества.

Действующим законодательством всем гражданам РФ полагается соцобеспечение по возрасту, государственная поддержка при болезни, инвалидности или потери кормильца.

Защита интересов материнства и детства предполагает выделение средств, необходимых для обеспечения интересов детей, их воспитания и развития. Данный перечень мер социальной защиты не является полным и законодательно могут устанавливаться другие случаи.

Как правовая категория социальное обеспечение является системой мер и действий государства для использования бюджетных средств и направления их для формирования фондов материальной и социальной поддержки тех категорий, чьи доходы в силу определенных жизненных обстоятельств не обеспечивают им необходимого жизненного уровня.

В систему указанных мер включены различные пенсии, государственные пособия, льготы, государственные компенсации и услуги.

Выплата пенсий социально не защищенным группам населения является основой социально-правового государства и мерой социальной защиты и поддержки. Когда человек достигает определенного возраста, либо ему устанавливается инвалидность, то им утрачивается заработок, и государство в целях компенсации дохода, назначает определенную денежную выплату - пенсию.

На протяжении последних двух десятилетий в России неоднократно проводилось реформирование пенсионной системы, что связано с экономическими изменениями в стране, установлением нового правового порядка, появлением новой системы органов социальной защиты населения, а также изменениями в обществе.

Вопрос назначения пенсий регулируется специальными законами, и в настоящее время основными пенсиями являются пенсия по достижению определенного возраста (старости), выплаты инвалидам, социальная пенсия, пенсия для определенных групп (военнослужащие, государственные служащие, космонавты), пенсия назначаемая при потере кормильца.

Проблемы пенсионного обеспечения весьма существенны в современном обществе. В последнее время особый интерес также вызывает и повышение в будущем пенсионного возраста.

Много вопросов возникает с назначением пенсии, расчетом ее размера, перечнем необходимых документов для назначения пенсионных выплат.

В первую очередь это связано с тем, что многие граждане осуществляли трудовую деятельность еще в советский период, в связи с чем при назначении пенсии возникает ряд вопросов, связанных с расчетом размера пенсии, предоставлением документов и дополнительной информации.

Экономические изменения привели к тому, что предприятия и организации прекратили деятельность, многие реорганизованы или изменили название, архивы документов утрачены или уничтожены.

Особая озабоченность у граждан возникает, когда необходимо затребовать документы из тех государств, которые прежде входили в состав СССР. Все эти факторы зачастую делают невозможным предоставить документы необходимые для назначения пенсии, что вынуждает граждан обращаться в суд за защитой своих интересов.

Еще одной мерой социального обеспечения граждан являются пособия, которые назначаются в силу наступления определенных событий, например, достижения старости, либо неблагоприятных факторов, таких как болезнь, инвалидность, временная или постоянная нетрудоспособность.

Основным отличием пенсии от пособия, является то что пенсия обусловлена трудовой или иной общественно-полезной работой, которая ранее осуществлялась человеком, в то время как пособия назначаются при наступлении нетрудоспособности, когда требуется дополнительная поддержка и забота со стороны общества и государства.

Наиболее значимыми пособиями являются выплаты связанные с временной нетрудоспособностью, в связи с перенесенным заболеванием или болезнью, пособия при полной утрате возможности трудится в связи профессиональным заболеванием или трудовой травмой.

Особую группу составляют меры защиты обусловленные временными физиологическими и социальными изменениями, такими как беременность, роды, рождение ребенка и нахождение в отпуске по уходу за ним.

Также имеются пособия направленные на поддержку установленных демографических групп населения, таких как многодетные семьи, матери-одиночки, дети сироты. Отдельное место занимают пособия на погребение.

Назначение и выплата указанных социальных выплат зачастую связаны с предоставлением многочисленных документов, что зачастую вызывает «проволочки».

Проводимые государственные мероприятия в данной сфере иногда неэффективны, и приводят к тому, что многие действительно нуждающиеся не имеют доступа к социальным возможностям, отсутствует адресность государственной поддержки. Кроме этого, обращаясь за назначением пособия гражданин не всегда обладает необходимыми знаниями и не может определить какие пособия, льготы либо иные меры социальной защиты ему положены и на какую помощь со стороны государства он может рассчитывать.

Имеются и другие формы государственно-социального обеспечения, связанные с изменением статуса гражданина. К таким мерам социального обеспечения относятся выплаты по безработице, направление безработных на переквалификацию, переобучение, получение новой профессии и дальнейшее их трудоустройство.

Социальные меры также связаны с адаптацией и трудоустройством инвалидов, предоставления им индивидуальных средств передвижения, протезирование, оказание помощи матерям детей-инвалидов.

К мерам социальной заботы и поддержки, кроме вышеперечисленных также относятся установленные для определенных законом граждан льготы.

Предоставление льгот направлено на облегчение материального бремени, и может быть связано с предоставлением бесплатных лекарств, обеспечением льготного проезда в общественном транспорте, льготным приобретением путевок в лагеря отдыха и санатории для детей, на прохождение санаторно-курортного лечения, льготами по оплате за жилье и коммунальных услуг.

Социальная поддержка может выражаться в предоставлении различных государственных услуг по медицинскому обслуживанию, предоставлению образовательных услуг в детских дошкольных и школьных учреждениях, содержание граждан в домах-интернатах и других социальных учреждениях.

Таким образом, социальное обеспечение в России это целостная государственная система, и если механизм социальной защиты и поддержки ослабевает, дает сбои, то в первую очередь страдают нуждающиеся, но при этом затрагиваются интересы всего общества, замедляются темпы его развития, снижается уровень жизни населения в целом.

Актуальность социальной сферы в современной России стоит особенно остро. Проводимые государством реформы не всегда отражают потребности общества и связаны с защитой государственных интересов.

В данной связи граждане желающие воспользоваться социальной защитой для собственных нужд или обеспечить защиту интересов близких, должны обладать более полной информацией. Для этого и создана данная рубрика, которая дает ответы на все поставленные вопросы и предоставляет в понятной форме сложные правовые аспекты.

Понятие социального обеспечения, социальной защиты и социальной политики.

Под социальным обеспечением понимается - совокупность проводимых, либо поддерживаемых государством социально-экономических, правовых и организационных мероприятий, связанных ч распределением среди членов общества и их семей средств в виде денежных выплат, натуральных услуг, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Социальная защита это -

Соотношение социальной защиты и социального обеспечений

Социальная защита в сравнении ссоциальным обеспечением является более широким понятием, включающим в себя не только право социального обеспечений, но и систему иных – экономических, организационных, правовых, экологических, демографических, культурных и других мер, имеющих цели создания базовых обязат.. благоприятных условий существования человека с соблюдением общепринятых стандартов жизни-существования. В том числи в случае потери или снижения доходов у гражданина или других субъектов.

Социальная политика – это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

В узком смысле - действия правительства, направленные на распределение доходов различных членво и групп общества.

В широком смысле – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Главная цель соц политики государства - повышение уровня и качества жизни граждан РФ на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи.



Социльное обеспечение это особая составляющая социальной политики государства, которая направлена на обеспечение определённых категорий граждан материальной помощью из гос бюджета…≈

Социальная политика государства: понятие, принципы и способы ее реализации

Социальная политика государства - деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются:

Повышение благосостояния;

Улучшение условий труда и жизни людей;

Осуществление принципов социальной справедливости. Социальная политика должна учитывать не только материальные,

но и политические и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

Как удовлетворить социальные потребности людей;

Каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;

Как добиться того, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

Гарантирование членам общества минимального дохода;

Поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;

Обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных

Социальная политика государства осуществляется посредством социальной защиты и социальной гарантии.

Социальная политика государства

Успех или неудача в решении социально-экономических проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.

Социальная устойчивость предполагает:

Стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;

Недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

Формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

Социальная неустойчивость общества обусловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения - непомерно богатого и бедного населения.

Социальная политика государства предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития страны. Увеличение социальной ответственности граждан за экономическую эффективность возможно при выполнении следующих требований:

Улучшения экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;

Обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;

Достижения оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимателями.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Сущностные признаки

· Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продуктачерез систему социального обеспечения . Источники финансирования: за счёт средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов, образованных государством(пенсионного, медицинского страхования).

· Законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления тех или иных видов социального обеспечения . То есть право на социальное обеспечение устанавливается для определённой группы граждан только при наступлении обстоятельств, указанных в законе; преимущественно это события, например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть, рождение.

· Закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению , то есть определённых категорий граждан, установленных законом (нетрудоспособные, потерявшие кормильца, дети, семьи с детьми, безработные, жертвы политических репрессий, ветераны и др.).

· Нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путём законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления .

Некоторые учёные выделяют и иные конструктивные признаки социального обеспечения. Так, Иванова Р. И. относит к их числу следующие: 1) Объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определённого уровня жизнеобеспечения; 2) Особые фонды, источники социального обеспечения; 3) Особые способы создания этих фондов; 4) Особые способы предоставления средств существования; 5) Закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых,нормах .

Захаров М. П. и Тучкова Э. Г. считают, что с формулировкой первого признака согласиться трудно, поскольку сами по себе объективные основания лишь вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признанем обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих соответствующие юридические обязанности по предоставлению социального обеспечения. В реальной жизни объективных оснований, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаются государством социально уважительными. Вся история развития систем социального обеспечения - убедительное доказательство того, что перечень объективных оснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однако вряд ли он когда либо станет полностью тождествененреально существующим объективным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи. Что касается второго, третьего и четвёртого конструктивных признаков социального обеспечения, выделяемых Р. И. Ивановой, то они, как считают Захаров М. П. и Тучкова Э. Г., отражают разные стороны одного, сущностного признака - способа организации социального обеспечения .

Определение

Официального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления (см. выше).

Под социальным обеспечением понимают:

· форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца ;

· систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях ;

· совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления,организациями, - с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий,пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность , либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам .

Захаров М. П. и Тучкова Э. Г. считают, что при всей внешней схожести приведённых понятий в каждом их них отражены различные признаки, признаваемые авторами сущностными, но ни в одном не указаны с должной полнотой объективно существующие черты, характерные для социального обеспечения как уникального многоаспектного общественного явления. Захаров и Тучкова говорят, что социальное обеспечение является какэкономической, так и правовой, а также социальной категориями. Как экономическая категория социальное обеспечение служит определённым инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем - социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, поскольку государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путём организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав. Социальное обеспечение является и очень важной социальной категорией, так как обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определённый социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества . Поэтому Захаров и Тучкова приводят такое определение социального обеспечения:

Виды социального обеспечения в России

Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).

Виды социального обеспечения делятся на две группы.:

1.Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

2.Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.

Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях; и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости.


1. Понятие социальной защиты

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.- с. 315..

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- с. 29.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.


2. Система социальной защиты населения

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

Социальное обеспечение;

Социальное страхование;

Социальную поддержку (помощь)

Социальная служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. «Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., «ВЛАДОС», 2000г.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.

2.1 Социальная помощь

Одним из элементов социальной защиты населения является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000.с.

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относятся:

Материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

Социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

Предоставление временного приюта;

Консультативная помощь по различным направлениям;

Реабилитационные услуги и т.д.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности. Макконнел К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992 г.

Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицам, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998г., предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи:

Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронологических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;

Стационарная помощь.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь.

2.2 Социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003. - с. 3..

Основными видами социального обеспечения являются:

Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

Профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности. «Основы социальной работы», уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет следующих источников:

Страховые взносы работодателей;

Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

Средства из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

Средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

Добровольные взносы физических и юридических лиц;

Доходы от капитализации средств и другие поступления.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии). «Основы социальной работы», уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

Социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

Единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

Социальное пособие на погребение.

Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов.

Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средств социального страхования, по месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности выдаются:

В случае болезни самого работника;

В случае его санаторно-курортного лечения;

При болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

При карантине;

При временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

При протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Пособие по безработице выплачивается за счет средств государственного Фонда занятости.

Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение.

Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, мигранты и др.).

2.3 Социальное страхование

социальная защита страхование государство

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствамСавинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003. - с. 114..

В России социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер.

Основными признаками социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика - 2002. - № 10-11

Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т.д.

Однако, требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо отработанные на Западе принципы:

Гарантированность помощи застрахованному;

Платность;

Солидарность;

Автоматизм финансирования на основе аккумуляции страховых взносов;

Строго целевой характер средств и их возвратность;

Разграничением различных видов страхования;

Автономия и самоуправление органов страхования и др.

Социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке.

Социальное обеспечение неразрывно связано с такими понятиями, как «социальная политика» и «социальная защита населения», поэтому необходимо изучить их содержание и взаимоотношения. Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию. В настоящее время социальная политика Российского государства определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также
в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 135, а также в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской федерации». Среди приоритетов социальной политики в указанных документах обозначены: улучшение качества социальной среды и здоро-
вья нации, выход на стабильные демократические показатели и повышение продолжительности жизни; ускорен-
ное развитие человеческого потенциала, выход на стандар-
ты обеспечения услугами здравоохранения, характерные для развитых стран; снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран; повышение уровня рождае-
мости и др.

Социальная защита населения - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общест-
венных объединений, организаций по созданию благопри-
ятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу органов, учреждений и организаций.

С помощью мер социальной защиты населения производится охрана окружающей природной среды, оказывается материальная помощь женщинам-матерям, детям, семье, предоставляются медицинские и образовательные услуги, трудоустраивается незанятое население, осуществляется поддержка безработных и других лиц, находящихся в сложном материальном положении, смягчаются отрицательные последствия экономической реформы (осуществляется индексация доходов и сбережений граждан, регулирование минимального размера оплаты труда, контроль за ценами, налогообложение и т.п.). Государство, органы местного самоуправления, организации содействуют гражданам в приобретении имущества в собственность (с помощью приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья, земель, благодаря созданию фермерских хозяйств, семейных и других частных предприятий и т.д.).

Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность. Эти жизненные обстоятельства в потенции именуются социально-экономическими рисками и делятся на страховые и нестраховые. Виды социально социальных страховых рисков перечислены в п. 1 ст. 7 Закона об основах соцстрахования. Здесь они выступают как предполагаемые события. Свершившиеся же события - это страховые случаи (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, заболевание и др.). Они касаются застрахованных лиц и членов их семей. Нестраховые риски и случаи относятся к гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и др.). Указанные выше жизненные обстоятельства можно классифицировать следующим образом:

1) биологического характера (беременность и роды; рож-
дение детей; болезнь или травмы от общих причин; инвалидность от общих причин; смерть от общих причин; достижение пенсионного возраста);

2) производственного характера (несчастный случай на производстве; профессиональное заболевание; военная травма; заболевание, полученное в период прохождения военной или правоохранительной службы; инвалидность; смерть; выслуга лет);

3) экономического характера (безработица, инфляция, малообеспеченность);

4) демографического характера (наличие детей в семье; многодетность; неполнота семьи; одиночество; сиротство).

Субъектами в данных отношениях выступают инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане и семьи и др. Им предоставляются медицинская помощь, пенсии, пособия и т.д. Это обеспечение представляется в соответствии с законодательством о социальном обеспечении.

Цель социального обеспечения - предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев. Для достижения этой цели создаются специальные финансовые источники. Деятельность по социальному обеспечению осуществляют органы государства, органы местного самоуправления, федеральные, региональные и муниципальные учреждения, организации-работодатели.

С учетом изложенного можно дать следующее определение понятия социального обеспечения. Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, мало-обеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и не страховых случаев.

1.2. Функции социального обеспечения

Функции социального обеспечения - это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-быто-вую, - необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного само-
управления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция составляет отношения меж-
ду социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует на сознание людей, укрепляет их доверие
к государству.

Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение
к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическая подфункция основана на вза-
имосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие социальной психологии.

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.


Подробнее об этом см.: Холостова Е. И. Социальная политика: учеб. пособие. М., 2001.

О различных взглядах на понятие социальной защиты населения см.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России:
учеб. М., 2005. С. 32-35; Право социального обеспечения России: учеб. /
отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2009. С. 13-15; Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: учеб. Харьков, 2006. С. 7-9; Миронова Т. К.
Право социальной защиты. М., 2006. С. 163-172; Жумангулов Г. М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения: учеб. Алматы, 2005. С. 22.

См.: Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 20; Юдин В. П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: учеб.-метод. пособие. Казань, 1995. С. 5-29; и др.

значениях , таких как:

2) функция государства;

Теория СО

СО

СО

.

Признаки

СО как категория

основными признаками

Под ПСО как отрасли

ПСО как научная дисциплина

В предмет науки

не имеет собственного метода

Предмет отрасли ПСО.

В структуре предмета ПСО .

специфические черты

В целом можно выделить две группы отношений :

· материальные отношения по поводу денежных выплат и отношения .

· вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные

Метод отрасли ПСО.

:

Система ПСО как отрасли

:

1) Общая

2) Особенная - трудовой стаж, пенсионное обеспечение, медицинская помощи и лечения, пособия и компенсационные выплаты, социальное обслуживание, страхование от несчастных случаев на производстве и т.д.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли . Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, ПСО как наука - это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. Следовательно, предметом отрасли являются общественные отношения, а предметом науки - общественные явления.

Источники ПСО

Источники ПСО – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

В сфере СО действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс).

Новые федеральные законы характеризуются:

1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, большое количество отсылочных норм.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе (источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами) Междунар.права Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения»

Конституция РФ Статья 38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

2) по сфере их действия (делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные); 3) по органам, принявшим нормативный акт (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров") ; 4) по форме акта (делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.); 5) по правовым институтам . 6) по видам социального обеспечения : пенсии, пособия и социальное обслуживание (льготы и т.д.). 7) По содержанию – комплексные и отраслевые. Комплексные содержат нормы нескольких отраслей (закон о занятости).

Здесь же вопрос, является ли источником судебная практика. Новые нормы не создаются, лишь толкование.

Правоотношения по СО

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по независящим от них обстоятельствам, в котором граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, страхового возмещения, пособия, компенсации, субсидии либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Социальные правоотношения являются по своей природе, по своей сущности распределительными , так как должны удовлетворять потребности определённой части членов общества путём их материального обеспечения.

Отношения являются относительным , поскольку все участники таких отношений чётко определены законом.

Носят волевой характер , так как связаны с государственной волей, выраженной в праве, и с индивидуальной волей, которая реализуется по волей участника правоотношения.

Специфической особенностью правоотношений по социальному обеспечению является отсутствие единого правообеспечительного правоотношения , в котором гражданин реализует все свои права на социальное обеспечение.

Таким образом, характеристика : - распределительные, - относительные, - волевые, - отсутствие единого правообеспечительного правоотношения.

Перерасчеты трудовых пенсий

Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Право на перерасчет пенсии возникает у пенсионеров в следующих случаях:

Страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца · Достижение пенсионером возраста 80; · Изменение группы инвалидности; · Изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца; · Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях; · Осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности; · В других случаях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности - в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.

Достижение пенсионером возраста 80 лет. Данное основание применяется только к страховой части трудовой пенсии по старости – оно позволяет установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере - 7220 рублей 63 копейки.
Изменение группы инвалидности. Данное основание применяется как к страховой части трудовой пенсии по старости, так и к трудовой пенсии по инвалидности. При этом повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (7220 рублей 63 копейки) предусмотрен для инвалидов I группы.

Изменение количества нетрудоспособных иждивенцев . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности. Появление у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев влечет за собой установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности (при этом учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев). Например, при наличии у получателя трудовой пенсии по старости одного 4813 рублей 76 копеек, двух нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 6017 рублей 19 копеек, трех и более нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 7220 рублей 63 копейки.

Изменение категории получателя трудовой пенсии. Данное основание применяется к трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий трудовую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца в сумме 3610 рублей 31 копейку.

Приобретение необходимого календарного стажа работы в «северных» районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчины и 20 лет у женщины). Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности. В этом случае фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере. Например: лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5415 рублей 47 копеек.»

Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях).

Осуществление работы. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с продолжением пенсионером трудовой деятельности. Указанный перерасчет осуществляется по истечении 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Социальная пенсия

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". ст.11,ст. 18

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды; 8861,54 рубля в месяц

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; 7384,7 рубля в месяц

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); 3692,35 рублей в месяц

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). 3692,35 рублей в месяц

Социальная пенсия увеличивается на пять лет: 60 лет женщины и 65 лет мужчины.

В районах крайнего севера, наоборот, уменьшается.

Пенсии в твёрдой сумме.

Социальные доплаты к пенсии неработающим пенсионерам введены в РФ с 1 января 2010 года. Они обеспечивают доведение уровня материального обеспечения неработающего пенсионера до прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством, в регионе его проживания или фактического пребывания.

Понятие социального обеспечения как социально-экономической категории.

До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение». В юр. и эк. литературе употребляется в различных значениях , таких как:

1) форма распределения материальных благ;

2) функция государства;

3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

4) предмет социальной политики государства;

5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

Теория СО сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в 80 годах). Представители - Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, СО – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но Дурденевский предложил ограничить пределы СО определённой целью - помощь в развитии и охранении человека.

Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил СО как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения .

Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание.

Признаки , в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

1. Источники финансирования. Определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и соц.страх) и части государственного бюджета.

2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости; по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски».

4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

СО как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

2. Понятие права социального обеспечения как отрасли права и научной дисциплины

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль в к. 70 – н. 80 годов. До этого отношения по СО рассматривались в рамках административного, трудового и колхозного права (ныне аграрное право). В 30 годы социальное право было частью административного права. В 50 годы социальное обеспечение рабочих и служащих рассматривалось трудовым правом, а колхозников – колхозным правом.

Впервые вопрос о самостоятельности отрасли был поднят в 1966 году на международном симпозиуме в Праге чешскими учёными-юристами.

В работе симпозиума принимал участие Андреев – он является основоположником советского права социального обеспечения, 1ый в науке выделил предмет, метод, принципы и обосновал систему норм.

Нормы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения занимают особое место в общей системе права, так как одним из субъектов всегда выступает государственный орган либо уполномоченный государством, а другим – гражданин, реализующий конституционное право на социальное обеспечение.

Данная общность правовых норм обладает основными признаками , характерными для самостоятельной отрасли:

1) Однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части ВВП путём предоставления населению соответствующих видов СО по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством.

2) Применяемые законодателем специфические приёмы регулирования общественных отношений, учитывающие распределительный характер этих отношений и специфику субъекта.

3) Очевидная потребность общества в регулировании данного блока отношений на уровне самостоятельной отрасли, так как субъектом этих отношений выступает всё население страны и через систему СО распределяется часть всенародного достояния – ВВП.

4) Наличие отраслевых принципов, призванных отражать представление общества о социальной справедливости.

5) Количественная достаточность правовых норм.

6) Наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

Под ПСО как отрасли понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП путём предоставления населению в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

ПСО как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

ПСО как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Предмет отрасли ПСО.

В структуре предмета ПСО выделяют следующие элементы: субъекты, объекты, социальные факты и практическая деятельность людей .

Учёные, занимающиеся проблемами социального обеспечения, выделяют специфические черты , являющиеся основополагающими для отношений по социальному обеспечению граждан:

1. Экономическая природа отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ одному из субъектов достигается перераспределением валового внутреннего продукта.

2. Специфический круг субъектов. Одним из субъектов всегда является государственный, либо уполномоченный или допускаемый государством, который обязан предоставить социальное обеспечение. Другим субъектом является гражданин или семья, наделённый объёмом правомочий.

3. Специфика объекта – это всегда материальное благо. Форма блага бывает различной – денежная выплата, услуга, льгота…

4. Специфика социальных фактов. Перечень таких фактов строго определён законом и расширенному толкованию не подлежит. К.п., это жизненные обстоятельства, которые называются «социальными рисками».

5. Законодательное закрепление норм СО (размеров денежных выплат, объёмы социальных услуг…), которые не могут быть изменены участниками отношения ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения, если они финансируются за счёт федеральных источников.

В целом можно выделить две группы отношений :

· материальные отношения , которые в свою очередь делятся на отношения, возникающие по поводу денежных выплат и отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения .

· вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные отношения. Отношения по поводу возникновения, реализации и защиты.

Метод отрасли ПСО.

Распределительный характер отношений предопределяет императивный метод регулирования – поступать при распределении ВВП только так, как это предусмотрено нормами права.

В некоторых случаях используется и диспозитивный метод, пределы которого существенно ограничены . Дозволение адресуется не обоим субъектам, а лишь одному из них – гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного варианта обеспечения (к примеру, по общему правило гражданин, имеющий право на два вида пенсии, должны выбрать только один).

Учёные, занимающиеся проблемами СО, выделяют специфические черты метода ПСО :

1. Сочетание централизованного регулирования отношений с региональным и муниципальным. В Конституции в совместном ведении находятся вопросы социального обеспечения населения. Локальное регулирование допускается, но меньше.

2. Специфика юридических фактов. Проявляется эта специфика в двух аспектах:

1) В основном это события, независящие от воли человека – смерть, достижение определённого возраста.

2) Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии сложного юридического состава (достиг возраста, обратился, потом вынесли решение – почти всё носит заявительный характер). Сложный юридический состав включает: событие, волеизъявление гражданина и решение компетентного органа.

3. Специфика характера правового положения субъекта правоотношений. Законодатель, с одной стороны, не наделил их равенством, а с другой – не ввёл для них элементов подчинённости. Имущественные права принадлежат гражданам, а их обязанности не материального, а процедурного или процессуального характера.

4. Специфика защиты нарушенного права. То есть отсутствие особого правового механизма для такой защиты. Граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком, либо одновременно и тем и другим.

Специфика санкций, применяемых за правонарушение в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения нет репрессивных санкций, а есть только правовосстановительные и правоограничительные.

5. Система ПСО как отрасли и научной дисциплины

Система ПСО как отрасли - это научно обоснованная классификация ее правовых норм.

Система ПСО состоит из общей и особенной части. :

1) Общая - нормы распространяются на все отношения: предмет, метод, принципы, юридические факторы, виды, источники.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации. В статье 39 говорится, что каждому гарантирует­ся социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иных слу­чаях, установленных законом. Поощряется добровольное социальное страхование, со­здание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение как особый со­циальный институт государства является га­рантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение – это форма рас­пределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых лич­ных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального вос­производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в об­ществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случа­ях и на условиях, установленных в законе.

Признаки социального обеспечения:

Ø наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

Ø финансирование социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

Ø установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи, нормированность социаль­ной помощи.

Значение социального обеспечения в жизни общества определяет­ся тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количестве. Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюд­жете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддер­жки населения).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию . Выражается оно в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится сти­мулирующее значение социального обеспечения для повышения про­изводительности труда и профессионального мастерства работающих.


Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалид­ности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуще­ствляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучать­ся, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охра­няются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. федеральным законом введено новое ос­нование для предоставления социального обеспечения в виде государ­ственной социальной помощи – бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие ду­шевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про­цессы: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому снижению уровня жизни пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными функциями социального обеспе­чения некоторые специалисты указывают и на другие. В.Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социаль­ного обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции