Повторное венчание после смерти супруга. Что будет с венчанными людьми после смерти? Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

22.09.2019

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

- Что такое венчание?

Это одно из 7 таинств. Во время венчания Го-сподь благословляет на совместную жизнь муж-чину и женщину. Он дает им свое разрешение на рождение и воспитание детей, всячески укрепля-

ет их взаимные чувства. Пони-маете, можно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе, перед людьми, но, согласитесь, совсем другое, когда брак освящается церковью.

- Как церковь относится к браку, который зарегистрирован в ЗАГСе?

Церковь признает этот брак, ведь на это есть все юридические основания, он законный. Сейчас мы сами в храме требуем перед венчанием предъявить паспорта со штампами о браке.

То есть без штампа повенчаться нельзя? Просто многие молодые люди хотят зарегистрировать свои отношения «только перед Богом», а к государственной процедуре относятся скептически…

Это невозможно. Никакого венчания без документов, подтверждающих брак, не будет. Иначе получится, что мы благословляем людей, живущих в так называемом гражданском браке, а это уже блуд.

- То есть?

Блуд и есть. Такие отношения юридического основания не имеют. Люди, которые выбирают эту модель сожительства, прежде всего безответственны. Они знают, что в любой момент могут разбежаться, и никто никому ничего не будет должен. Хуже всего, когда от этого сожительства страдают дети. Поэтому церковь осуждает такие отношения. А то был случай, еще в 90-х годах, когда церковь венчала и без штампа: пришла пара, на вид все нормально, а оказалось, что это женатый человек с любовницей обвенчался. Потом жена прибегала, скандалила.

- Помимо отсутствия государственной регистрации, есть какие-нибудь препятствия для венчания?

- Венчающиеся не могут быть близкими род-ственниками, допускается лишь четвероюродное родство. Также нельзя венчаться третий раз, вто-рой церковный брак еще возможен и то со мно-гими сложностями. Третий - нет. Не имеют пра-ва венчаться крестные родители одного ребенка. Кроме того, венчаться женщинам можно только в чистоте, то есть не в критические дни.

- Вы говорили, что будут сложности со вторым венчанием... Почему?

Понимаете, венчание, в идеале, должно быть одно и на всю жизнь. Но мы понимаем, что современный мир сложен и несовершенен, поэтому допускаем случаи, когда пары могут развенчаться. Самым глав-ным основанием является измена. В этих случаях, владыка (Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий) в течение дня принимает решение о цер-ковном разводе. Другим поводом для снятия венцов является смерть мужа или жены.

В народе бытует мнение, что венчанные супру-ги будут вместе и в загробной жизни. Это так?

Совершенно верно. Обвенчанные пары, можно сказать, будут вместе и после смерти. Расстава-ния не будет.

А как тогда быть тем, кто венчается во вто-рой раз? С кем муж или жена встретятся на том свете?

Зависит от причины церковного развода. Если имела место измена одного из супругов, то цер-ковь верит, что во время развенчивания Господь снимает первые венцы, и тогда на небесах вы встречаетесь уже со вторым избранником.

А если измены не было, первый муж умер, но женщина венчалась второй раз?

Это уже сознательный выбор самой женщины. Если вдова или вдовец принимает решение о по-вторном вступлении в брак, значит, на том свете она хочет быть уже с другим человеком. Первый венец в этом случае, опять же, снимается.

В Священном Писании есть слова «Жена да убоится мужа своего». Многих девушек они от-талкивают, так как в семейной жизни хочется счастья, но никак не страха...

Эту фразу лучше воспринимать в значении «бо-яться обидеть», «бояться потерять» и т.п. Речь идет о привязанности к родному человеку. Что касается безоговорочной власти мужа над женой, то РПЦ это не пропагандирует. Отношения между супругами должны строиться на взаимопонимании и уваже-ние. В церковном браке ни муж, ни жена не имеют друг над другом абсолютной власти. Все должно быть основано на любви и нежности.

Кстати о нежности. Сейчас многие пары, пе-ренимая европейские традиции, любят устра-ивать очень красивые выездные свадьбы на природе. Все это смотрится очень нежно и тро-гательно. А можно ли венчаться где-нибудь за пределами храма, скажем, за городом?

Вообще, лучше это делать в храме, сами пони-маете, насколько это благодатное место. И атмос фера совершенно особая. Венча-ние вне церкви возможно лишь в исключительных случаях, на-пример, если пара живет где-то на далеком острове или глубоко в тайге.

Как нужно готовиться к вен-чанию?

Будущие супруги должны ис-поведоваться, причаститься, получить от священника благо-словение на таинство венчания. Главное, они должны осозна-вать, куда идут и зачем. Назад хода уже не будет.

С собой на венчание нужно что-то брать?

Обязательно нужны кольца, по-лотенце или рушник, венчаль-ные свечи и две иконы (Спасите-ля и Божьей Матери)

Что нужно делать с ними по-сле венчания?

Хороший обычай существовал в Древней Руси, когда родители жениха иконой Спасителя бла-гословляли на брак молодых, а иконой Божьей Матери - роди-тели невесты. Потом, уже после таинства, первый родившийся в семье мальчик получал от родителей икону Спасителя, а первая девочка - икону Божьей Матери, святыня становилась родовой. Было бы замечательно, если б и современные се-мьи придерживались этого.

- В какие дни венчаться нельзя?

Нельзя венчаться в любые посты, в пасхальную седмицу, в пост после Крещения, накануне двуна-десятых праздников, а также во вторник, четверг и субботу. Все дни, в которые нельзя венчаться отме-чены в венчальном календаре, который выпускает-ся каждый год и продается в церковной лавке.

Как должна выглядеть невеста на венчании? Есть ли какие-то ограничения?

Нет ограничений, единственной условие: вид невесты должен быть благочестивым, то есть ни-каких глубоких декольте, мини-юбок, оголенных плеч и т.п.

45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире - он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, ка­кой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что имен­но от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеют­ся узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же де­ло обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие су­пруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, жела­ют знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересу­ет весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:

(1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть его внут­ренней потребностью и мыслью.

(2) То же относится к супружеской любви.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.

(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.

(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.



46 (1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть ею внут­ренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола ос­тается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь - это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с челове­ком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются по­тому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному - через духовное, а поскольку человек после смер­ти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь- основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она оста­ется в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой люб­ви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происхо­дит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умноже­ния человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.

А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.

47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуж­дением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее - духу.

Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преоблада­ет в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним по­сле смерти, так же, как прежде, - сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомуд­рию, и после смерти он продолжает любить супружество или це­ломудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.

48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается та­кой же, какой внутренне пребывала в природном мире, - то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супру­жеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверж­даю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположно­му полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.

Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супруже­ству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращает­ся от любви к противоположному полу и проникается любовью су­пружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской лю­бовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделя­ются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.

Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположно­му полу относится ко многим и является природной, даже скот­ской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и не­целомудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижесле­дующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди по­сле смерти, два - внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже - внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречают­ся, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пре­бывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о распо­ложении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположе­ние друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по от­ношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.

Если у человека было несколько жен, он поочередно воссое­диняется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать лю­бовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их остав­ляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам

" В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.

дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оск­верняет веру.

Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько - мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь яв­ляются, а мужья берут их себе в жены.

Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней.

486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привя­занность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных - к небесам, а по­рочных - к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внут­ренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раз­двоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они не­схожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льсте­цов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, доброде­тельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, по­сле смерти каждый человек становится таким, каков он внутрен­не, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,-то есть он хо­чет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразум­ляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная нера­зумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовле­кает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уго­тован ад.

С добродетельным человеком происходит обратное. Он ис­кал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внут­ренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами посту­пать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармо­ническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек осво­бождается от внешнего и проникается внутренним.

49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, за­ключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но ча­ще - на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком име­ет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют вся­ческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, го­роде, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот по­чему браки, заключенные в природном мире, суть как правило "внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз - союз душ - является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.

Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на зем­ле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную суп­ругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечес­тивых желаний и гнушаясь их.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна су­пружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не еди­ны внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».

Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе - в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям люб­ви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духов­ном мире нет пространства, но есть нечто похожее на простран­ство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не мо­жет жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в со­ответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу - если они не супруги - и не имеют взаимных наклоннос­тей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние вза­имные наклонности, само жилище или само это место их разъе­динит, устранит и удалит друг от друга.

Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них бы­ло не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую же­ну, а женщина - надлежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая лю­бовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность пере­дается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся ду­хами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следо­вательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А по­скольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.

Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а сле­довательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.

52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение - любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая - в них нет ма­териальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляю­щиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премуд­рость, которые являются следствием духовного зачатия. Я гово­рю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта лю­бовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством - и союз этот неиз­менно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной пре­мудростью.

53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обсто­ит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Не­бо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина - мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.

Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природны­ми людьми, а единственно природные супружества не есть су­пружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.

54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами по­сле смерти, необходимо добавить следующее:

а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие су­пруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения преры­вают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине - с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.

б) Когда один из супругов духовен, а второй - нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соот­ветствующего партнера, второй же обречен присоединиться к по­добным ему духам и вести распутную жизнь.

в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся раз­вратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безус­пешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастли­вое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.

г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и муж­чины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (по­сле смерти она некоторое время продолжается) и получают сво­боду делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет - оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.

д) Одинокие находятся в определенной части Неба, посколь­ку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного су­пружества Господа и Церкви.

55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нис­ходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и моло­дые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувст­ву, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляция­ми голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чув­ства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.

В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.

И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о цело­мудренной любви к противоположному полу».

Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит цело­мудренная любовь к противоположному полу?»

Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо по­хотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчи­не». Сказав это, ангел исчез.

Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чув­стве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соот­ветствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармонич­ную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссони­рующую и грубую.

Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».

Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сооб­ществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и же­ны, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изу­чить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневре­менной способностью благодаря их истинной супружеской люб­ви. И они располагаются на самом высоком небе.

Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сер­дечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведо­ма, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небес­ной сладостью».

И они стали обсуждать этот вопрос.

Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о су­пружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждо­му мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая пере­дается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удов­летвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди - и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же вре­мя сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве мо­гут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенно­сти, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, кото­рый и производит такую любовь?»

Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к проти­воположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибу­тов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может цело­мудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»

Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».

Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвеча­ли: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому проти­воположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный ре­зультат нечестивой любви».

Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили вы­сказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщина­ми, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между муж­чинами - это любовь между пониманием и пониманием, ибо чело­век создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами - приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим муж­чинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с дру­гой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины проти­востоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изо­бражающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и жен­щинами - это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это со­единение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же вре­мя, или попытка союза только разума и есть духовная, а следова­тельно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенци­ей, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули по­хоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она про­буждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красо­та воздействует и на разум по врожденному чувству».

Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав та­кие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».

То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были не­честивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к цело­мудрию супружеской любви.

История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда по­падешь».

Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй све­ту»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».

Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направ­лению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Страж­ник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обса­женная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.

Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, - сказал он, - входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дру­жески о премудрости».

Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно це­лое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение - одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта бы­ла словно из чистейшего хрусталя.

«Почему это так?» - спросил я.

«Я не один, - ответил он. - Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».

Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть об­щего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»

На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольст­вие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в на­шей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».

Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый че­ловек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена - это любовь мудрого к мудрости».

Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давай­те прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».

И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Гос­подь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».

Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через муд­рость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следо­вательно, она - воплощение мудрости, вдохновленное любов­ным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть прему­дрость. И жизнь в премудрости есть красота».

Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело - это орган, воплощающий это

Состояние супругов после смерти

понятие. Итак, красота - это воистину дом радостей супружес­кой любви».

Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и та­ким образом - премудрым».

Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».

Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятны­ми манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней пре­мудрости».

После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и ска­зала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».

И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизнен­ность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соот­ветствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмот­рели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, испол­нившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.