Петровская реформа костюма. Презентация на тему: "культура петровской эпохи" презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Мода петровской эпохи 18 века

23.06.2020

Петр Первый

Культура петровской эпохи

Газета «Ведомости»

Постройки петровского барокко Петропавловский собор, арх. Д.Трезини

Постройки петровского барокко Летний дворец Петра Первого в Летнем саду, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Здание двенадцати коллегий, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Меншиковский дворец, арх. Фонтана, Шедель

Постройки петровского барокко Кунсткамера, арх. Маттарнови, Киавери

Проверочный тест. VI . Узнай здание. 1 1 2 3 4

Вопросы к документу: Сформулируйте содержание «Юности честного зерцала ». Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям? Где было необходимо придерживаться этих правил? Какие причины побудили к созданию этого документа (назовите не менее 2-х причин)?

Ассамблея

Ассамблея "Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

4 помещения А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

Петровская ассамблея. Гравюра XVIII века

4 помещения Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить. . . Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить.

Синквейн. 1 существительное 2 глагола 3 прилагательных/причастия IV. Предложение из 4-5 слов 1 синоним.

Синквейн. 1 существительное. 2 глагола. 3прилагательных/причастия. IV . Предложение из 4-5 слов. 1 синоним. Барокко Строить, создавать. Причудливый, странный, увлечённый. Петровское барокко называют ранним. Жемчужина неправильной формы.

Спасибо за внимание!

Список литературы и источников: Павленко «Птенцы гнезда петрова», 2008 г. Школьная энциклопедия «Россия в XIII веке»Москва, « Олма -Пресс», 2003 А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России»,Москва, Просвещене, 2008 г. 4) http://www.vivl.ru/petr/youngp.jpg 5) http://www.minihotel.ru/imgupload/320px-Admiralty.jpg 6) http://fotoblogger.ru/wp-content/uploads2/2008/03/img_4632.JPG 7) http://s014.radikal.ru/i329/1109/3c/50e1439e904f.jpg

Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам сменить традиционные русские одежды на европейское платье, а также его борьба с бородами. Указ от 4 (14 по новому стилю) января 1700 года предписывал носить укороченное венгерское платье. Через несколько лет вышло указание носить немецкое платье как повседневное и французское - по праздникам. На улицах устанавливались манекены, одетые на новый манер. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новое платье, позволяли донашивать старое русское еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой. Это при том, что отец Петра I Алексей Михайлович в свое время наоборот иноземные платья запрещал, равно как и за курение табака при нем секли батогами и вырывали ноздри.

Портрет дяди Петра I - Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме, XVII в.

Но не таков был Петр, "переодевший" Россию, научивший ее курить и танцевать на балах.


Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева, 1903.Вообще Петр любил одежду простую и практичную, но раззолоченными церемониальными кафтанами тоже приходилось обзаводиться в количестве.

В европейской моде пышная эпоха барокко тем временем плавно перетекала в не менее вычурную эпоху рококо. Состоял типичный костюм европейца из белой рубашки с жабо, коротких штанов-кюлот, камзола, кафтана и чулок.


А это портрет швейцарца Франца Лефорта, сподвижника Петра - от 1698 года, когда на Руси такая одежда еще не стала мейнстримом:)

Рубашка шилась из тонкого полотна - батиста или муслина, собиралась вокруг шеи на тесьму, поверх которой повязывали галстук или шейный платок, широкие рукава собирались у запястья и застегивались на пуговицы (впрочем, изобрели уже и запонки), а поверх прилаживались кружевные манжеты. Под кюлоты надевали подштанники, обычно широкие, короткие или до колен, их, как правило, шили из полотна. Сами кюлоты кроились широкими сзади и собранными на полосу ткани, их ширина регулировалась с помощью пряжки на спине. Штанины опускались чуть ниже колена и застегивались внизу на пуговицы и пряжки, завязывались лентами. Камзол носили поверх рубашки, он был без воротника, облегающим, с рукавами без обшлагов - мог быть и без рукавов. Шили его из шелковых тканей, сукна, бархата.


Камзол Петра I, хлопчатобумажная ткань.

Французский камзол из шелка, ок. 1715 г.

Поверх камзола надевали кафтан, или, по-французски, жюстокор, - чуть длиннее камзола, из более плотных тканей (хотя мог быть и из той же материи, что и камзол), парадный часто украшался богатой вышивкой золотом и серебром.


Повседневный костюм Петра I, полушелк, лен


Парадный костюм Петра I. Сукно, атлас, шелковая нить. Фотографии в основном отсюда (спасибо авторам) https://plus.google.com/photos/112744369880559813480/albums/5349847085101314657?banner=pwa

На него же нашивались пожалованные монархом за заслуги ордена - тоже вышитые. Кафтан мог быть с прорезными карманами, в зимнем варианте - на меховой подкладке и с меховой же оторочкой.


Зимний костюм Петра I. Сукно, галун, мех бобра, штоф (плотная ткань из шерсти или шелка различных переплетений) , шерстяная ткань. Между 1710-1725 гг.

Кафтан и камзол эпохи Петра I, 1702-1720 гг.

Пуговицы, из которых застегивали обычно одну-две, шли от горла до подола. Расклешенные полы делались жесткими, иногда туда вшивали проклеенный холст или китовый ус, чтобы они держали форму.


Кафтан и камзол Петра I из голубого гродетура (разновидность тяжелой шелковой материи), шитье серебряными прядеными нитями на проем, работа придворных мастериц, 1724 г. "Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья". http://steghok.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st002.shtml Моисеенко Елена Юрьевна - "Русская вышивка XVII - начала ХХ века".

Домашней одеждой был шлафрок - халат, надевавшийся на рубашку с кюлотами, а позднее и на камзол. Его тоже часто шили из дорогого бархата или шелка.


Халат Петра I

Верхней одеждой в холодную погоду служили разнообразные суконные плащи. Например - епанча - широкий просторный плащ, обычно без рукавов, часто с капюшоном.

Епанча из гардероба Петра I

Епанча, мундир, кюлоты 1702-1720 гг. (военного обмундирования мы здесь детально касаться не будем, это отдельная большая тема)

Чулки облегали ногу и крепились на подвязки под кюлоты, но могли крепиться и поверх них.

Немецкий принц с супругой, 1716 г.

Самой распространенной обувью были тупоносые туфли с пряжками, которые носили даже солдаты. Они шились одинаковыми, без различия на левую и правую, и знатным господам их разнашивали слуги.

Для верховой езды могли носить высокие сапоги. В домашней обстановке носили туфли без задников.
Нововведением для Руси также были парики в сочетании с чисто выбритым лицом. Делались они, как правило, из конского или человеческого волоса (хотя известно и о париках из перьев и из металла), обильно пудрились. Сам Петр парики не жаловал, но его придворные носили на голове эти довольно громоздкие конструкции. На наиболее вычурные парики даже не надевали шляпу - ее носили на сгибе руки, так как она все равно была необходима для того, чтобы правильно кланяться.


Р.Н. Никитин. Портрет Г.Д. Строганова, между 1721-1724 гг.


Портрет Петра I с семьей, 1717 г.

Шляпами излюбленной формы были треугольные, их украшали мехом, галунами и перьями.

Шляпа Петра I, офицерская, Преображенского полка.

Элементом военной униформы были круглые картузы.

Ночной колпак имел форму тюрбана, и его носили со шлафроком.
В качестве аксессуаров носили перчатки, от кожаных до шелковых с искусной вышивкой, шелковые пояса. Особенно популярны были трости - из тростника, эбенового дерева, слоновой кости, отделанные драгоценными камнями, перламутром и т.д., со встроенными кинжалами, компасами, часами и даже подзорными трубами. Петр I владел тростью со встроенной линейкой. Он сам часто дарил трости подданным в знак особого расположения.

Трости Петра I - отсюда

Задание 1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России.

310 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

При выполнении задания используйте материалы § 18-19.

Задание 3.

Во времена Петра1 появились первые модники.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила) .

Кафтан носили незастегнутым - нараспашку.

В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты - короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги - ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ.

В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру.

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем.

Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Тогда же вошел в моду и парик.

При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Петровская реформа костюма
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33554/
http://www.5ballov.ru/referats/preview/99254
http://www.fashion.citylady.ru/parik.htm

вропейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.

Презентация по истории на тему: моды при Петре I

они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

Быт и обычаи — Данилов, Косулина 7 класс (ГДЗ, ответы)

1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России

Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.». При выполнении задания используйте материалы § 18—19

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Тайна Сухаревой башни

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре»

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам.

Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

Алексей Каретников. «Из жизни Петра Великого»

Но хуже для меня наш Север во стократ
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад,
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Грибоедов. Горе от ума. 3, 22. Чацкий.

Побывав с Великим посольством 1697-1698 годов в Западной Европе, царь Петр вернулся в Россию преисполненным грандиозных идей по переустройству русского быта. Народная мудрость «встречают по одежке» вышла народу боком, поскольку самодержец решил эту самую одежку своих подданных изменить.

Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за своих и общались с ними на равных. Поскольку отличительной чертой русского человека была косматая борода, монарх первым делом распорядился своих подданных побрить. Текст соответствующего указа от 1698 года до наших дней не сохранился, но именно он положил начало изменению облика русского дворянства.

В России первое место в украшении наряда занимал жемчуг в допетровские времена

Князья носили длинные богатые кафтаны, застегивавшиеся спереди шарообразными пуговицами. Их плащи делались в большинстве случаев из ярко-красного шелка.

В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», предписывавший «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку*, а исподние короче верхних, тем же подобным».

Венгерский костюм был взят за образец поскольку был ближе к русскому, что должно было облегчить переход от длиннополых кафтанов к кафтанам французского покроя. Впрочем, уже через год было велено переходить к платью немецкого образца. Второй указ предполагал жесткие меры против тех, кто артачился и не хотел менять привычной одежды.

*по подвязку - т. е. примерно на ладонь ниже колена.

Русские женские костюмы

ДУШЕГРЕЯ. Верхняя одежда русских женщин всех слоев населения в XV–XVII веках. Душегрею надевали поверх сарафана; в богатых домах шили из дорогих узорчатых тканей. Длина ее – чуть ниже талии. Покрой душегреи – свободный, широкий, на спине красивые складки подчеркивают трапециевидный силуэт одежды. Душегрея застегивалась спереди и имела широкие бретели.

При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте, - говорит зав. отделом ткани и костюма Государственного исторического музея Нина Суэтова.

В последующие несколько лет вышло еще несколько схожих указов. В них платья западноевропейского образца предписывались только дворянам. Но за ношение бороды по-прежнему надо было платить налог от 30 до 100 рублей в год - очень большие деньги! Специальный бородовой знак автоматически позволял носить традиционную русскую одежду.

Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.

Нововведение шло трудно даже в Москве, не говоря уже о других городах. Дело было не только в непривычности иностранной одежды, но и в ее неприспособленности к российским реалиям. Так, в 1706 году вышел указ «О позволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает».

Старорусский костюм был долгополым и многослойным, что позволяло сохранять тепло. Его покрой не менялся несколько веков, а одежда могла переходить по наследству. Западноевропейский костюм сложился к последней четверти XVII века и состоял из трех основных предметов: кафтана, камзола и штанов по колено. Наряд дополняли рубашка, чулки и ботинки с пряжкой. С небольшими изменениями такой костюм сохранялся вплоть до конца XVIII века.

Портрет А. Я. Нарышкиной с детьми. Первая четверть XVIII века.

В камзоле человек мог принимать гостей в доме, а на улицу выходил в кафтане, хотя в плане кроя они мало чем отличались. На зиму кафтан подбивали мехом, но шубы тоже оставались в ходу. Западный кафтан был удобнее, особенно для служилых людей, поскольку они больше не путались в длинных полах, - отмечает Нина Суэтова.

На смену боярским столбунцам пришли фетровые шляпы, а на зиму волей неволей пришлось оставить меховые шапки. При Петре появились парики, хотя сам император носил их редко. Его кафтаны отличались отложными воротниками, тогда как в классическом варианте западноевропейского костюма они отсутствовали, поскольку перекрывались лопастями парика.

Одежда царская и боярская XVII столетия.

Обуви начала XVIII века в собрании Исторического музея практически не представлена. Известно, что Петр повелел обрабатывать кожи не дегтем, а ворванью. На Руси, чтобы удобнее было ходить, подошву подбивали гвоздями и скобами. В 1715 году (1 сентября по старому стилю) был издан указ, запрещающий использовать для изготовления обуви подобные материалы, а купцы, продолжавшие торговать ими, могли лишиться своего имущества и даже отправлены на каторгу.

Неизвестный художник. Портрет цесаревны Натальи Петровны. Первая четверть XVIII века.

Женский костюм также претерпел изменения. В допетровское время платье было цельнокройным, с поясом и почти полностью скрывало фигуру. Теперь же придворным дамам было велено носить корсажи с декольте и широкие юбки. Это негативным образом сказалось на женском здоровье. Уже позже, когда девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что влекло болезни и трудности при вынашивании детей. Наряд дополняли нижние юбки, бостроги и немецкие башмаки.

Самый больной удар пришелся на головные уборы. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы - это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Петр же ввел прически, что для уже замужних женщин стало шоком.

Молодежи было проще. Дворянские дети ездили за границу, и там перенимали западноевропейскую моду. Незамужние девушки голову не покрывали, поэтому после свадьбы попросту продолжали одеваться, как в девичестве. Старшему же поколению это давалось очень тяжело. Старые устои ломались довольно болезненно, - продолжает Нина Суэтова.

Петр первый в иностранном платье

Несмотря на то, что новомодная одежда предписывалась только высшим сословиям, претерпели от реформы и обычные горожане. Портные не могли сразу перенять все секреты кроя. Указы же запрещали изготавливать русские платья, головные уборы, сапоги и ботинки. За неповиновение также могли последовать конфискация и каторга.

На площадях и у городских ворот для примера выставляли «чучелы, сиречь образцы платью». Позже из-за границы начали выписывать специальные куклы, наряженные по последней моде, чтобы царские подданые могли, как сейчас выражаются, быть в тренде. Это, кстати, было обычной в Европе практикой.

Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье (1717 г.)


С 1707 года специальные люди осматривали предметы гардероба, предназначенные для продажи и ставили специальное клеймо соответствия. Если же покрой не отвечал немецким стандартам, изделие отдавали мастеровому на переделку, что в добавок сопровождалось штрафами и наказаниями.

Бородатые крестьяне при въезде в город должны были платить две деньги, т.е. копейку. Духовенству бороды носить не возбранялось. Суровые наказания за следование старинному укладу были свойственны только петровскому времени. С середины XVIII века на нарушение этих указов первого Императора Всероссийского смотрели сквозь пальцы. Но запущенный им процесс был уже необратим.


Купцы и мещане перешли на западноевропейский костюм ближе к концу XVIII века. Привыкшие строго чтить обычаи купцы-старообрядцы, особенно на Волге, в Нижнем Новгороде, продержались до середины XIX столетия. И только крестьяне до самой революции носили все те же русские рубахи да штаны.

Россия. Князь и женщины

Живший в XIX веке историк Сергей Соловьев полагал, что изменение костюма повлияло и на национальный характер: «Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней, отдохновения, сна, короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности». С этим утверждением можно и поспорить, ведь коренные преобразования петровской эпохи затронули все без исключения стороны русской жизни. Но мысль любопытная.

Русский царь и бояре

Русская боярыня и бояре

Белла Адцеева, РИА Новости.

Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Петр I против традиций и налог на бороду

Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного - бороды.

Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды дворяне лишались привычного мужественного внешнего вида, священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год. Единственными свободными от пошлины остались крестьяне, но и им старая привычка не обходилась бесплатно — при въезде в город они платили по одной копейке. Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра, а отменили ее лишь в 1772 году.

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов

Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение — 29 августа 1699 года вышел указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам.


Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье - на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан (на французский манер — жюстокор), камзол и штаны (кюлоты). Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского - он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким - по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам - разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах - обшлага - делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы. Сам кафтан, как правило, либо носили нараспашку, либо застегивали на несколько пуговиц - под ним всегда был виден камзол.

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий книзу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но, в отличие от жюстокора, не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани. Обычно при пошиве сохранялось единство кроя, однако для особых случаев можно было варьировать фактуру и цвет, а также надевать кафтан и камзол, сшитые из разных материалов и разных цветов. Вместе с укороченными кафтаном и камзолом в моду вошли короткие штаны, которые обычно носили с широким тканевым поясом, собранным на спине. В теплое время года мужчины носили высокие шелковые чулки с кожаными башмаками, а осенью и зимой надевали такие же высокие сапоги. Большое внимание уделялось украшениям и деталям. В дополнение к наряду мужчины стали носить броши, запонки и булавки для галстуков. В моде было кружево, очень популярным после реформы стало жабо. Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка. Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик. В качестве верхней одежды распространены были суконные плащи. Позже к такому наряду прибавились некоторые детали - часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее и пропускали сквозь один из разрезов по бокам кафтана.

Вся одежда обычно расшивалась золотой и серебряной нитью, ширина шитья не должна была превышать девяти сантиметров. Особо украшался парадный костюм - и в этом было его единственное отличие от повседневной одежды.

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома - шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота. Судя по названию (с немецкого Schlafen - "спать", Rock - "одежда"), изначально шлафрок предназначался для сна. Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.

Корсеты в кружеве и робы в камнях

Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье.

В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья - все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно - шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды - тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы - фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Поверх платья женщины надевали робу - название этой верхней одежды произошло от французского "robe" - "платье". После петровской реформы роба заменила традиционные русские летники и опашни. Роба представляла собой длинное распашное платье, которое в начале века было принято расшивать и украшать камнями, кружевом и цепочками сверх всякой меры. По степени богатства и роскоши робы судили о знатности ее обладательницы. В стремлении продемонстрировать социальное положение и близость ко двору женщины не боялись выглядеть вычурно: позже Екатерина II даже распорядилась соблюдать простоту кроя и декора и не использовать кружево шире девяти сантиметров. При Петре же нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями.

Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж - украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты. Примерно тогда же и по той же причине в обиход вошли чулки - в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке - до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.
"Посягательство на традиции", каким считалась мода на непокрытую голову, заставило женщин задуматься о прическе - теперь нельзя было просто расчесать волосы и спрятать их под кику или косынку. Большинство дам стали завивать волосы волнами и распускать их на плечи и спину. Образцом красоты считалось открытое лицо, поэтому ни челок, ни локонов, свисавших на лоб, в то время не носили. Со временем для сооружения сложных причесок потребовались парики и шиньоны, шпильки и специальные каркасы для волос, которые везли из-за границы и приобретали за немалые деньги.

На улице женщины надевали на голову кружевной чепчик. Поначалу многие пытались поплотнее надвинуть его на голову, стесняясь показываться на людях с выглядывающими из-под чепчика волосами.
Быстрее всего изменения в одежде приняла молодежь, среди людей постарше этот процесс проходил дольше и болезненней: в новых коротких костюмах многие казались себе "недорослями". В начале 1710-х годов дворяне считали новые кафтаны и камзолы неприличными, и в этих случаях солдаты насильно обрезали доходящие до пола традиционные русские одежды. Но позже недовольные новой модой родители и родительницы стали приспосабливаться к европейским веяниям. Для своих дочерей они заказывали заграничные журналы с фасонами, которые в России еще не печатались, а также приглашать из Европы гувернеров, учителей танцев и портных.

По замечаниям послов и их приближенных, присутствовавших на крупных балах начала века, к 1710 году русские дворянки уже "правильно" красились и причесывались, не уступая европейским дамам.
Однако последнему слову моды следовали далеко не все. И если придворные дамы блистали изысканными платьями и драгоценностями, то обычные дворяне чаще всего выглядели не так нарочито торжественно, хотя и носили платья на европейский манер. Строже всего следовали моде в Петербурге, чуть менее - в Москве, за столичными жителями пытались угнаться мелкопоместные дворяне.
Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду из холстины и других дешевых материалов. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба - гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

В другой же среде - чиновников, купечества и промышленников - введенные Петром I костюмы полностью прижились уже к концу его царствования. Царь своими указами регламентировал не только фасоны и силуэты платья, но и ткань, украшения, цвет и характер его отделки, что способствовало быстрой европеизации русского дворянства. «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда даже имеет перед ними преимущества», — писал приехавший в Россию в 1709 году голштинский дворянин Вильгельм Берхгольц, указывая не только на новую моду, но и на изменение в поведении людей.