«Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Если ваш ребенок левша: советы родителям

04.05.2019

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.

Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.

Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

Кстати, внимательные родители могут заметить леворукость своего ребенка еще в младенческом возрасте. Такой малыш обычно правую руку прижимает к туловищу, а левую вытягивает вперед. Если ребенок, лежа на спине, непроизвольно наклоняет голову в левую сторону, скорее всего он – левша.

Лично я догадалась, что мой сын – левша, когда ему было три месяца. Он упорно брал протянутую ему погремушку в левую руку, а в правую, только тогда, когда была занята левая. Естественно, ложку он тоже взял в левую руку, потому что правой ему было ее неудобно держать. Карандаш, ручку, ножницы, нож, все бытовые приборы мой сын держит в левой руке.

Но так бывает не всегда. До четырех — пяти лет ребенок за завтраком пьет чай, держит чашку в правой руке, правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

До этого возраста ребенок как бы пробует, какой рукой ему удобно выполнять подобные манипуляции. Это совершенно нормально. Конечно, родители и воспитатели стараются научить малыша держать ложку правой рукой. Но не стоит настаивать, если это не получается. Пусть действует той рукой, которой ему удобно.

Еще двадцать лет назад левшей в раннем детстве переучивали. Принимали активные меры: уговаривали, били линейкой, бывало даже привязывали левую руку к туловищу.

Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

Помню, как в моего сына в шесть лет учительница музыки – скрипачка выявила музыкальные способности. До этого времени я даже не думала отдавать мальчика в музыкальную школу. Учительница очень настаивала и сын начал учиться игре на скрипке. Полгода смычок буквально падал из его правой руки, но учительница терпеливо обучала его. Она говорила, что какой-то ее сокурсник тоже левша и прекрасно играет на скрипке. Позже я узнала, что для левшей перетягивают струны на скрипке на другую сторону. Мой сын учился игре на скрипке три года, играл довольно хорошо, у него абсолютный слух и отличные способности по сольфеджио (теории музыки). Но потом начались проблемы с правильной постановкой рук, ему как будто хотелось поменять местами скрипку и смычок. Начались нервные тики: подергивалось плечо и мимические мышцы на лице. Хорошо, что нашлись опытные педагоги, которые посоветовали перевести сына на фортепианное отделение, где равномерно развиваются обе руки.

Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.

Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.

Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.

Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.

Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.

Статья размещена в аторской редакции.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Замечая, что ваш ребенок все чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли ваш ребенок.

Ведь, сложилось мнение, что левша имеет постоянные проблемы с излишним вниманием окружающих, и с тем, что многие предметы в нашей жизни не приспособлены для левшей и от этого ребенок будет испытывать дискомфорт. И все это может сформировать в ребенка комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Так давайте разберемся, что такое леворукость, как определить левша ли ваш ребенок, какие проблемы, в связи с этим могут возникнуть и как помочь малышу их преодолеть.

Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Левое полушарие отвечает за абстрактное мышление и речь, а правое – за творческие навыки и образное мышление. Ведущее полушарие, как правило, определяется ближе к трем годам. Если доминирует левое полушарие, ребенок, скорее всего, будет правшей, если правое – левшой. Считается, что ребенок с доминирующей правым полушарием головного мозга, более эмоционален, доверчив, склонен к перепадам настроения. Ребенок – левша легко раздражается, также есть склонность к вспышкам злости и гнева, Но при всем этом, ребенок-левша, скорее всего, будет очень целеустремленным и настойчивым человеком. Также у таких деток наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у леворукого ребенка могут быть проблемы с речью.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧТО ВАШ МАЛЫШ ЛЕВША?

Наблюдайте, какой рукой ребенок обычно держит карандаш при рисовании, какой ногой бьет по мячу.

Вот простые способы, с помощью которых можно определить ведущую руку:

– Рука, в которой ребенок держит расческу при расчесывании – ведущая

– Пусть ребенок послушает, как шумит ракушка или как тикают часики, к какому уху он поднесет предмет?

– Пусть малыш топнет ножкой, какая это ножка?

При скрещивании пальцев в замок, большой палец ведущей руки будет сверху.

– Каким глазом ребенок будет смотреть в подзорную трубу или калейдоскоп?

– Если ребенок гладит игрушку, какой ручкой он это делает?

– Когда малыш сидит, предложите положить ногу на ногу, какая нога будет сверху?

Если при выполнении этих действий доминирует левая рука и нога, то большая вероятность, что ваш малыш действительно левша. И если среди ваших близких родственников есть кто-то леворукий, тогда вероятность того, что ребенок ваш левша возрастают очень сильно. Хотя я, будучи левшей, так и нашла среди наших родственников больше никого с такой проблемой. Но может это из-за того, что раньше активно детей переучивали пользоваться правой рукой.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ МОЖЕТЕ, СТОЛКНУТСЯ?

Большинство предметов, которыми мы пользуемся в жизни, приспособлены для использования правой рукой и у «леворукого» человека могут быть некоторые проблемы от этого. Из своего опыта скажу, что у меня всегда были проблемы с ножницами, некоторыми специальными кухонными ножами, пожалуй, всё. Правда, компьютерной мышкой и клавиатурой я пользуюсь обычной, привыкла, необходимости в специальной мыши для левшей не было и вяжу спицами я как все. Пользование дверными ручками, отвертками, замками и еще многими вещами, которые считаются неприспособленными для левшей, особых проблем никогда не вызывало. А ножницы, ножи и прочие необходимые мелочи, необходимые для комфортной жизни можно купить специально для левши.

Проблема может возникнуть при обучении ребенка письму. Обучение по стандартной прописи практически не возможно, ребенок не будет видеть образца, поэтому нужно либо приспосабливать ее под нужды ребенка и делать образцы написания букв справа, чтобы малышу было видно, или искать специальные прописи для левшей, а они, к сожалению, есть не ко всем прописям, которые используются в начальной школе.

Создайте маленькому школьнику комфортную обстановку для работы, попросите, чтобы в школе ребенка посадили с левой стороны парты, так ему никто не будет мешать. Дома организуйте рабочее место так, чтобы свет падал с правой стороны стола.

СТОИТ ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ РЕБЕНКА?

Переучивать ребенка и принуждать к использованию правой руки, однозначно не стоит. Психологи и врачи утверждают, что это может привести к заиканию, ночному энурезу, возникновению головных болей, повышенной утомляемости. Также ребенок может стать излишне раздражительным, капризным, потерять аппетит и привести к нарушениям сна. И еще один момент, переученные левши, как правило, имеют очень скверный почерк. Никогда и ни в какой форме не преподносите леворукость как недостаток, гораздо лучше формировать уверенность ребенка в том, что леворукость, это скорее его преимущество, ведь многие известные люди были левшами, леворукость спортсменов во многих видах спорта это просто огромное преимущество и т.п.

Одним словом, любите своего ребенка и принимайте его, таким как он, есть, не формируйте в нем комплексы и не давайте это делать другим, сделайте его жизнь максимально комфортной.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕВШИ

– Николай Лесков – известный русский писатель, написал в рассказ «Левша»

– Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам

– Сергей Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер

– Владимир Даль – создатель всем известного толкового словаря

– Сергей Прокофьев – известный композитор

– Иван Павлов – русский ученый – физиолог

– Василий Кандинский – художник

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

– Все белые медведи - левши

– Нейл Армстронг, первый человек на луне – левша

– Четыре из пяти создателей Макинтоша были левшами

– В Японии мужу разрешалось развестись с женой, если она - левша

– Все претенденты на пост президента США на выборах в 1992 году были левшами: Джордж Буш, Росс Пэрот, Билл Клинтон

– Левши зачастую рождаются с июля по декабрь. Меньше всего – весной

– Левши лучше видят под водой

– 500 миллионов людей на нашей планете – левши.

– У женщин-левшей риск развития рака молочной железы выше чем у правшей больше чем на 40%

– В Москве левшей около 3,5%, а на Таймыре - 34%

– Леонардо да Винчи, будучи левшой, писал справа на лево и прочитать их можно было, только с помощью зеркала

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Да еще бабушка постоянно одергивает малыша: «Возьми ложку в правую руку!» И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним, а то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая её в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой.

А знаменитый лесковский Левша? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д"Арк, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пабло Пикассо, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин - ведь все они были левшами... Стоит ли тревожиться и обоснованы ли родительские страхи?

Большинство людей - правши. Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений. Так устроено природой. Но каждый шестой житель нашей планеты пишет и работает левой рукой - им так удобнее. Леворукость нельзя рассматривать как дефект воспитания или каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

9-11% людей получили свою леворукость по наследству. Их количество не зависит от расовой принадлежности, места проживания и не меняется со временем.

12-13% - относятся к компенсаторным левшам. У таких левшей основные функции берет на себя правое полушарие головного мозга, и ведущей рукой становится левая. Подобные изменения происходят в результате родовых травм , или, что чаще, если у матери поздний ребенок. Компенсаторные левши, в большинстве своем, населяют развитые страны, где женщины предпочитают рожать первого ребенка после 35 - 40 лет.

Еще одна группа - вынужденно леворукие, получившие в детстве травму правой руки. Подчеркнем - именно руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал или обжег, то он невольно начитает «беречь» больную руку и все старается делать здоровой рукой. Левая рука вынужденно становится более тренированной. Когда такой ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо - и это понятно - ведь ведущее полушарие у него все равно осталось левое.

Бывают псевдо-левши. Известны случаи, когда старший сын в семье был генетический левша, как его отец и дед, а младший - оказался правшой. В семье никого не удивило, что малыш все делает левой рукой, как брат, папа и дедушка. Но это всего лишь подражание. Пришло время идти в школу, и начались проблемы с письмом, каких не было у старшего ребёнка.

Извечный вопрос: переучивать или нет?

Генетического левшу переучивать нельзя. Эту тему даже бессмысленно обсуждать - ведь он потому левша, что так устроен его мозг. Генетически леворукий ребенок может писать безупречно красивым почерком, у таких левшей очень тонкая и совершенная координация движений.

Переучивать компенсаторного левшу тем более нельзя. Его организм сам нашел выход и приспособился под жизненные условия. Здоровое полушарие берет на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.

Предупредите о леворукости ребенка воспитателей в детском саду, педагогов по подготовке к школе и учителя начальных классов. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: ребенка переучивать нельзя. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для левшей.

Переход на правую руку является для левши стрессом . Если ваш ребенок получил травму правой руки и вынужден писать левой - посоветуйтесь с психоневрологом, как ее лучше развивать. Мягко убеждайте ребенка как можно больше действий производить правой рукой. Например - шнуровать обувь, завязывать и развязывать узелки; развивать мелкую моторику (складывать мозаику, собирать пазлы, разбирать, закручивать, раскручивать мелкие детали, раскладывать карточки, карты) - очень полезная тренировка; самое полезное и простое - просто крутить, вертеть карандаш в руке. Но не писать! Письмо - является одним из самых сложных навыков. На письме руку тренировать нельзя, иначе можно отбить у ребенка всякую охоту к дальнейшему обучению.

А если ваш маленький левша подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте: левша ли он на самом деле?