Оценка физического развития ребенка

26.07.2019

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Калькулятор

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте

Уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет - окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 10).

Таблица 10. Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес Прибавка длины тела за 1 мес, см Прибавка длины тела за истекший период, см Прибавка массы тела за 1 мес, г Прибавка массы тела за истекший период, г
2,5 8,5
2,5
1,5 20.5
1,5
1,5 23,5
1,5

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни - 8 см, за четвертый - 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П - 4), где П - число лет, 6 - средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела . Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек - 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий - по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 - 50 х (П - 3), где X - ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П - число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П - 1), где Р - ожидаемая масса, П - число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки . При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном - на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Заключение по антропометрии

С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. (Приложения 17- 18)

Давая объективную оценку физического развития детей первого года жизни и его психологического состояния, а также для того чтобы отследить динамику физиологического и психоэмоционального развития малыша по месяцам, неонатологи и педиатры оперируют несколькими объективными показателями. Среди них антропометрические данные новорожденного, психомоторные факторы, память, речевой потенциал и скорость мышления.

Показатели развития ребенка первого года жизни: прибавка в весе и росте

Для оценки физического развития детей первого года жизни применяется антропометрия - метод исследования, основанный на измерении и оценке признаков развития ребенка.

Физическое развитие ребенка оценивается путем систематического определения веса, роста, окружности головы, груди, вычисления соотношения этих показателей между собой и сравнения их с возрастными нормами.

Масса тела определяется с помощью медицинских весов утром натощак (лучше без одежды). Для измерения веса ребенка первого года жизни применяются специальные весы.

Рост измеряется с помощью ростомера. Для детей до одного года используют горизонтальный ростомер. При измерении роста ребенка первого года жизни малыша укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Ножки ребенка выпрямляют, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.

Измерение массы тела. Ребенок рождается со средней массой 2800-4000 г.

Нормальная масса тела ребенка первых 6 месяцев жизни определяется по формуле:

Масса при рождении плюс 800, умноженные на число месяцев жизни:

М = Мр + (800 х n).

Во втором полугодии для детей первого года жизни формула прибавки в весе несколько видоизменяется:

М = Мр + (800 х 6) + 400 (n - 6), где М - масса тела; Мр - масса при рождении; n - число месяцев жизни.

Измерение роста. Рост новорожденного равен в среднем 50 см. В первые три месяца жизни он увеличивается на 2 см. С третьего до шестого месяца первого года жизни ребенка рост увеличивается по 2,5 см ежемесячно. С шестого до девятого месяца - по 1,5 см в месяц. С девяти до двенадцати месяцев - по 1 см. Рост ребенка в один год в норме составляет 75 см.

Нормы развития детей первого года жизни: окружность грудной клетки и головы

Говоря о нормах развития детей первого года жизни, обязательно учитывается окружность грудной клетки и головы.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа.

Для измерения окружности грудной клетки у детей до года сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди - на околососковые окружности. Измерение проводится дважды: во время вдоха и во время выдоха, учитывается экскурсия грудной клетки.

Норма окружности грудной клетки у детей при рождении составляет 33-34 см, к 6 месяцем она достигает 45 см.

Размеры грудной клетки у детей до 6 месяцев:

ОГ = 45- (2 х n).

После полугода окружность груди равна:

ОГ = 45+ (2×0,5 n), где ОГ - окружность груди; n - число прожитых месяцев.

Измерение окружности головы. Для измерения окружности головы у детей до года сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам. При рождении окружность головы у ребенка в норме составляет 34-36 см. В 6 месяцев она достигает 43 см, в 8 месяцев - 44 см.

Для определения окружности головы у ребенка до 5 лет берется общее значение в 50 см и на каждый недостающий год вычитается 1 см.

Приведенные выше формулы дают средние показатели физического развития детей в первый год жизни, более точной является оценка по специальным таблицам. Основная задача в этом случае - определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения. В зависимости от величины этих показателей делается заключение о гармоничности или дисгармоничности развития ребенка.

Характеристика психомоторного и эмоционального развития детей в течение первого года жизни

Динамика психомоторного развития детей первого года жизни дает представление о прогрессировании интеллектуального потенциала и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств и обеспечивающих связь с внешней средой реакций ребенка.

Особенно бурно развивается малыш в первые два года жизни.

Первая неделя жизни.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Первый месяц жизни.

Моторное развитие. На первом месяце жизни новорожденный еще сохраняет позу, характерную для внутриутробного периода, это связано с повышенным тонусом конечностей. Развитие моторики у детей первого года жизни в этот период носит рефлекторно-стереотипный характер, движения не взаимосвязаны между собой.

Психоэмоциональное развитие. Для этого возраста свойственно, что любое раздражение быстро приводит к торможению коры головного мозга и, следовательно, засыпанию. Сон в сутки занимает до 20-22 часов. Реакция младенца на окружающий мир определяется безусловными рефлексами: пищевыми, защитными, ориентировочными. Воздействие окружающей среды новорожденный воспринимает через тактильные, звуковые, вкусовые анализаторы. Психическое развитие на первом году жизни в этот период таково, что в ответ на сильное раздражение ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем.

Одним из первых формируется пищевой рефлекс. Еще до прикладывания к груди ребенок производит сосательные движения.

Второй месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок в состоянии самостоятельно держать голову, в положении лежа совершает много движений, пытается перевернуться на живот, лежа на животе, высоко поднимается на руках. Младенец тянется к предметам и удерживает их, если вложить их ему в руку. К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 секунд (может, и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается). Развитие ребенка первого года жизни в этот период позволяет ему в положении на животе поднимать голову на 10-15 см от стола и удерживать ее 30-60 секунд. Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня.

Психоэмоциональное развитие. Малыш чувствует себя комфортно на руках у матери, он дает о себе знать, когда чувствует дискомфорт, спокойно относится ко всем перемещениям, наблюдая за происходящим вокруг. Он с интересом рассматривает окружающие предметы, тянется к ним, рассматривает свои руки, сосет кулачки, ощупывает живот.

Психическое развитие детей первого года жизни на втором месяце прогрессирует: младенец делает попытки привлечь внимание взрослых, проявляет радость (улыбается), возмущение, заигрывает.

Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни. Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

У ребенка в этом возрасте выделяются 5 промежутков сна, причем два из них длинные, остальные - короткие. Длинный ночной сон, но с перерывами для кормления, продолжается до 10 часов. Обратив пристальное внимание на развитие ребенка в первый год жизни уже в этот период можно определить, будет малыш «совой» или «жаворонком». Последние засыпают в 19-21 час, просыпаются в 6-8 часов, а совы укладываются в 23-1 час, просыпаются в 10-12 часов дня. У младенца возможны проявления повышенной чувствительности к изменению погоды, смене фаз Луны в виде повышенной активности, сонливости, беспричинного плача.

Развитие речи. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, пытается гулить, различает речевые интонации, пытается «разговаривать», повторяя за родителями отдельные звуки.

Третий месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок делает попытки встать с захватом опоры, стоит с поддержкой подмышки (стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 секунд), при этом «топчется» ножками. Сидит на руках, пытается перевернуться на спину из положения, лежа на животе, пытается самостоятельно переворачиваться на бок. Ребенок с нормальными показателями развития на первом году жизни уже в этот период лежа на животе, опираясь на предплечья, может приподнять туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 секунд.

Малыш уже в состоянии захватывать руками мелкие предметы. Контакт его с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот.

Психоэмоциональное развитие. Малыш способен 10-15 минут заниматься самостоятельно. Будучи на руках, знакомится с обстановкой и окружающим миром, следит глазами за перемещающимися предметами. Он изучает свое тело, ощупывает отдельные его части, кусает кулачки.

Плач сопровождается слезами, при обращении к нему ребенок улыбается или смеется, понимает интонацию голосов окружающих, заигрывает с ними, строит гримасы. Он знает близких в лицо, настороженно относится к посторонним, при их виде может даже заплакать. Психологическое развитие ребенка первого года жизни уже в этом возрасте позволяет грудничку отдельными звуками дать знать обо всех своих потребностях: малыш начинает плакать, когда хочет есть, спать, когда у него что-то болит, начинает гулить, если ему требуется общение.

К этому времени упорядочивается количество кормлений, появляется длительный ночной перерыв между ними; во время кормлений ребенок охватывает руками грудь матери или рожок.

Ночной сон продолжается 9-10 часов. Дневной сон становится 3-4-разовым, 2 раза он спит по 1-2 часа, короткий сон не превышает 20-40 минут.

У малыша может наблюдаться реакция на изменение метеоусловий в виде беспокойного или продолжительного сна, капризности.

Четвертый месяц жизни.

Моторное развитие. Особенности физического развития ребенка первого года жизни на четвертом месяце проявляются особенно ярко. Малыш уже умеет переворачиваться из положения лежа на спине на живот и наоборот. Лежа на животе, он может перемещаться по кругу, учится подниматься на четвереньки, пытается садиться и даже вставать, держась за пальцы рук взрослого, но без поддержки у него это не получается, хотя малыш стремится занять вертикальное положение. При поддержке за обе руки сидит, активно удерживаясь, не менее 30 секунд (самостоятельно сидеть до 6 месяцев запрещается!). Он уверенно берет игрушки, перекладывает их из руки в руку.

Психоэмоциональное развитие. На четвертом месяце кроха уже может громко смеяться, поворачиваться по направлению звука, различать интонации голоса. И главное, что стоит сказать об эмоциональном развитии ребенка первого года жизни в этот период - малыш начинает узнавать маму. Много времени ребенок посвящает самостоятельным занятиям с предметами. Во время общения он пытается произносить звуки и слоги - «гулит» - появляется речь. Жестами он пытается выразить свою потребность в общении - протягивает руки матери, чтобы она взяла его, начинает присматриваться к действиям взрослых. Пытается сам установить режим кормления.

Изменяется режим дневного отдыха в связи с переходом на трехразовый сон.

Малыш капризничает при перемене погоды.

Развитие моторики у детей первого года жизни от 5 до 8 месяца

Далее описано, развивается ребенок первый год жизни с 5-го до 8-го месяца.

Пятый месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок сидит без поддержки (устойчиво не менее 30 секунд), учится ползать, часто становится на четвереньки, но в основном пытается ползти назад. Самостоятельно поворачивается с живота на спину и со спины на живот. Лежа на животе, опирается на выпрямленные руки и удерживается в таком положении не менее 30 секунд. Переносит вес тела с одной руки на другую. Лежа на спине, играет со своими стопами. Главная особенность развития ребенка первого года жизни на пятом месяце – первые попытки вставать, находясь на руках у матери или держась за бортики кроватки.

Психоэмоциональное развитие. Малыш очень интересуется игрушками, хватает те, до которых может дотянуться, самостоятельно активно играет с ними. Бросает предметы и следит за ними глазами. У него появляются любимые и нелюбимые игрушки. Он реагирует на интонацию речи, а также на названия любимых игрушек. При простых вопросах может отыскивать глазами маму или любимую игрушку. Положительные эмоции сопровождаются певучими звуками.

Ребенок с интересом изучает окружающие его лица. Примечательная характеристика развития детей первого года жизни на пятом месяце – появление осторожности и недоверия к незнакомым людям.

Шестой месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок начинает сидеть самостоятельно, умеет вставать на колени, может ползать, пытается самостоятельно держать в руках чашку, ложку. Переступает при поддержке под мышки не менее 5 шагов. Берет игрушку из любого положения, при этом пытаясь дотянуться до нее, если она находится вне пределов досягаемости.

Психоэмоциональное развитие. Малыш долго занимается игрушками, пытается бросать предметы и стремится следить за их падением, стучит предметами, прислушивается к звукам. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – проявление настойчивости в достижении цели. Малыш пытается лепетать, например «да, да, да». В этот период ребенок начинает отзываться на свое имя, может отличить родителей от чужих людей. У него устанавливается режим сна и бодрствования, дневной сон укорачивается до 2 часов, иногда меньше (30 минут). Сохраняется реакция на погоду, в пасмурные дни дети спят дольше.

Седьмой месяц жизни. Этот период знаменуется вставанием на четвереньки: малыш устойчиво находится в таком положении хотя бы 10 секунд. Из положения на животе пытается самостоятельно сесть. При поддержке за руки встает и может стоять некоторое время. Активно «работает» руками: протягивает их к маме или папе, перекладывает игрушку из одной руки в другую, похлопывает игрушкой об игрушку, может держать в руке корочку хлеба и есть ее самостоятельно.

Восьмой месяц жизни. Развитие ребенка в течение первого года жизни на восьмом месяце набирает обороты. Малыш уже прочно сидит без поддержки и опоры, ползает (на животе или четвереньках) не менее 1 м. Старается привлекать к себе внимание родителей (близких людей), а незнакомых людей может пугаться. На вопрос «где?» находит игрушку или другой предмет, проявляет интерес к незнакомым вещам (игрушкам). Играет «в ладушки», машет рукой «до свидания».

Как должен развиваться ребенок по месяцам до года

В этом разделе статьи вы узнаете, как должен развиваться ребенок по месяцам начиная с 33-й недели и до достижения года.

Девятый месяц жизни.

К девяти месяцам все движения становятся координированными, малыш может подражать взрослым. Стоит при поддержке за одну руку на выпрямленных ногах не менее 30 секунд, самостоятельно садится (из положения лежа и стоя) и ложится (из положения сидя). Встает, держась за неподвижную опору двумя руками, переступает не менее 1 м. Берет мелкие предметы пальчиками, достает игрушки из ящика, может поймать движущийся предмет (мяч), следит за бросаемыми игрушками.

Десятый месяц жизни.

Ребенок передвигается на четвереньках по ступенькам лестницы. Держась за подвижную опору (ходунок), ходит не менее 2-3 м. Ест ложкой с помощью взрослых, говорит «мама», «папа», «баба» (отдельные слова), понимает запреты. Дает знакомый предмет по просьбе взрослых, пьет из чашки.

Одиннадцатый-двенадцатый месяцы жизни.

С одиннадцати месяцев до года: стоит без поддержки или опоры не менее 30 секунд, ходит с поддержкой за руку не менее 10 шагов. Прекрасно передвигается на четвереньках (приподнимая живот от пола). Пытается делать самостоятельные шаги (часто падает). Может брать предмет двумя пальчиками - большим и указательным или большим и средним. Чтобы поднять игрушку с пола, приседает. Играет в кубики, строит пирамидки, пьет из чашки, знает названия предметов и говорит отдельные слова.

За второе полугодие жизни у ребенка формируется условный рефлекс хватания, начинает быстро формироваться вторая сигнальная система. Он начинает выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Кроме того, малыш активно изучает предметы, знает их местонахождение, знакомится со свойствами вещей, хватает те из них, до которых может дотянуться.

Постепенно кроха осваивает окружающее его пространство. Он разбрасывает вещи и пытается сложить их на место, исследует свойства воды, пытается схватить струйку воды. Из занятий ему нравится играть с посудой, греметь игрушками.

Ребенок различает части тела, может их показать. Постепенно лепет становится четче, малыш начинает выговаривать сначала односложные слова, к 1 году может произнести несколько простых слов. Ему нравится слушать незатейливые сказки.

Режим сна меняется: ребенок спит днем 1-2 раза.

Теперь вы имеете достаточно полное представление о развитии ребенка первого года жизни по месяцам касательно моторики и психоэмоциональных факторов, далее вы узнаете о развитии речи и интеллекта у малышей.

Интеллектуальное и речевое развитие новорожденного ребенка в первый год жизни

Как развивается ребенок по месяцам после рождения в плане речи и интеллектуальных способностей?

Первый месяц жизни.

Речь. К концу первого месяца редкие гортанные звуки могут превратиться в нечто похожее на «агу» (ребенок «гулит»). Ребенок реагирует на чужие голоса.

Память. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени.

Второй месяц жизни.

Понимание. У ребенка формируются простые ассоциации: если начать кричать, то тебя возьмут на руки. Усиливается реакция на внешние раздражители.

Речь. Малыш общается в основном при помощи плача. С развитием речи у детей первого года жизни на втором месяце звуки все больше походят на гласные, например «у-у» и «а-а».

Третий месяц жизни.

Понимание. Малыш может реагировать на увиденное в зеркале отражение улыбкой. Он отрывается от материнской груди, чтобы прислушаться к голосам родителей.

Речь. Похныкивает, поскуливает, повизгивает, смеется. Речевое развитие детей первого года жизни на третьем месяце ещё не совершенно, они могут издавать лишь булькающие гортанные звуки. Начинает издавать звуки, когда слышит речь.

Четвертый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.

Речь. Малыш лопочет что-то себе под нос или обращаясь к другим. Может повысить голос, словно задавая вопрос.

Память. Различает, кто есть кто в его жизни. Может узнать мать в группе людей.

Особенности развития речи и психики детей первого года жизни

Как развивается новорожденный по месяцам начиная с пятого по восьмой?

Пятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может уронить предмет для того, чтобы посмотреть, как кто-то из родителей его поднимет. Следит, откуда и куда падает предмет.

Речь. Внимательно следит за губами говорящего и пытается имитировать модуляции голоса. Может начать произносить согласные звуки, например «м» или «б».

Память. Малыш может ожидать появления нового предмета, увидев лишь его часть.

Шестой месяц жизни.

Понимание. Ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти игрушку, она загремит.

Речь. Учится издавать новые звуки, меняя форму губ.

Седьмой месяц жизни.

Понимание. Малыш может начать сортировать игрушки типа кубиков по размеру.

Речь. Ребенок в состоянии издать несколько звуков на одном выдохе. Он различает интонации и модуляции голоса.

Память. Память развивается при игре в прятки и наблюдении за действиями других людей.

Восьмой месяц жизни.

Речь. Ребенок начинает имитировать все большее количество звуков. Реагирует на знакомые звуки поворотом головы и туловища.

Память. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит выражение «такой большой».

Как развивается новорожденный ребенок после рождения с 9-го месяца до года

И в заключение вы узнаете, как развивается ребенок по месяцам, начиная с девятого по двенадцатый.

Девятый месяц жизни.

Речь. Может реагировать на свое имя и отдельные слова, например на слово «нет». Любит изображать покашливание.

Память. Замечает, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.

Десятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок в состоянии определять высоту и края предметов.

Речь. Малыш сопровождает слова жестами: говоря: «Пока», машет ручкой или качает головой, отвечая: «Нет».

Одиннадцатый месяц жизни.

Речь. Имитирует звуки и действия, знает значения слов, прислушиваясь к их употреблению в различных ситуациях.

Двенадцатый месяц жизни.

Речь. Малыш может произносить короткие предложения, понятные только ему. Лучше контролирует интонацию и произношение. Может выговорить от 2 до 8 слов типа «ав-ав» или «дай».

Степень развития психики ребенка первого года жизни и его психомоторики можно определить путем тщательного наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью.

Для выявления нарушения познавательной функции учитывается, что в определенные периоды малыш должен:

  • к 2-месячному возрасту - улыбаться;
  • к 3-месячному возрасту - по-разному реагировать на присутствие близких и посторонних людей;
  • к 6-месячному возрасту - следить за движущимися предметами;
  • к 8-месячному возрасту - различать близких и чужих людей по лицу;
  • к 9-месячному возрасту - уметь играть в прятки;
  • в 1 год - уметь найти спрятанный предмет.

Имея четкое представление о том, как развивается ребенок до года по месяцам, в ситуации получения отрицательных результатов вышеприведенного тестового контроля родители должны обратиться за консультацией к невропатологу или психоневрологу.

Статья прочитана 7 847 раз(a).

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Значение физического развития детей

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. окружность грудной клетки,
  3. емкость легких,
  4. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или "коридор", центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность "коридоров" между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 "коридора", развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр "Академия", 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.