Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы

04.07.2019

«Мои друзья»
Программное содержание.

Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным). Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Материал.

Иллюстрации с изображением разных ситуаций; книги-сказки, жёлтые карандаши на каждого, один квадратный лист на двоих.

Ход занятия.

Дети сидят по кругу.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий верный друг.

Ребята, о чём мы пели песню? Скажи, Демид. Правильно, о дружбе, о друге. Что такое дружба? Кто нам расскажет? Пожалуйста, Алина.

Воспитатель. А у нас в группе дети умеют дружить?

Дети. Умеют.

Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Расскажите о нём.

Рассказы детей по желанию.

Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?

Дети. Бывает.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети. Делиться игрушками, не драться.

Воспитатель. А кто добавит?

Дети. Уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.

Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:


  1. Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.

  2. Девочки читают одну книжку.

  3. Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.

  4. Мальчики качаются на качелях.

  5. Дети строят из песка высокую башню.

  6. Девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе.
Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:

Нет, друга, ищи, а найдёшь – береги.

Настоящий друг познаётся в беде.

В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.

Физкультминутка

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Чтение рассказа. Вопросы к детям.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.

А сейчас давайте представим вот такие ситуации:

1. Два друга – Миша и Витя – шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?

2. Две подружки пришли в школу. Начался урок. Учительница дала задание списать с учебника задачу. Выяснилось, что одна девочка забыла дома учебник. Как вы думаете, как поступит её подружка? Как бы вы поступили?

Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу».

Воспитатель. Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Нет! А кто ещё? Верно, собака, кошка, рыбка, хомячок, растение. Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.) Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?

Дети. Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать.

Воспитатель. А можно дружить с книгами?

Дети. Да.

Воспитатель. А как это надо делать?

Воспитатель. Получается, что дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

« Детский сад № 383 комбинированного вида»

Конспект по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Секреты дружбы».

Образовательная область: речевое развитие.

Формы организации деятельности: ситуативный разговор, беседы, решение проблемных ситуаций.

Цель: Опираясь на ранее усвоенные детьми нормы морального поведения, дать представление о понятии «дружба» и нравственных её ценностях.

Задачи:

Формировать у детей понятия о моральных представлениях на примере художественных образов.

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное доброжелательное отношение, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Оборудование: клубок цветных ниток, кукла Хрюша, разноцветные сердечки из цветной бумаги, копилка для пожеланий, картинки с изображениями персонажей сказок.

Предварительная работа: Дидактическая игра«Что такое хорошо и что такое плохо», чтение стихотворений Л. Николаенко «Доброта», Б. Борисова «Доброта», А. Кузнецова «Подружки», чтение рассказа А. Гайдара «Чук и Гек», чтение рассказов В.Осеевой «Три товарища», «Долг», чтение и заучивание русских народных пословиц о дружбе, рассматривание иллюстраций к мультипликационным историям и сказкам о дружбе.

1 этап. Мотивация деятельности

Воспитатель: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

Воспитатель приглашает детей выйти к ней на ковер и образовать круг.

Воспитатель: Ребята, представляете, прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то тихо говорит. Как вы думаете кто это?

Дети говорят возможные варианты.

Воспитатель: Интересно! Я думаю, вам легче будет узнать этого героя, если услышите загадку о нём.

Воспитатель загадывает загадку детям.

Загадка

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине спинка,

А на ней щетинка.

Дети: Поросенок!

Воспитатель: Отгадали! Молодцы! Но это не простой поросенок! (Воспитатель показывает куклу Хрюшу ) Кто назовет его имя?

Дети: Хрюша!

Воспитатель: Знаете, Хрюша рассказал мне одну историю. Хотите услышать?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр, чтобы им было удобно и берёт в руки куклу Хрюши и от его имени ведёт повествование.

Хрюша: Мы с Каркушей сидели на полянке. Я рисовал, а Каркуша сматывала нитки в клубок. Я очень, очень старался, весь, понятное дело перемазался в краске. Каркуша - известная чистюля. Попросила пойти умыться. А я не захотел, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей, хороших, тех, кто не заставляет умываться. Вот так я и попал в ваш детский сад.

Воспитатель: Хрюша, зачем ты отобрал у Каркуши клубок?

Хрюша: Не знаю, просто так.

Воспитатель: Хрюша, а ты считаешь, хорошо поступил по отношению к Каркуше?

Хрюша: Не знаю…

Воспитатель: Дети, а вы как считаете, хорошо поступил Хрюша?

Дети: Нет!

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: Он забрал у неё нитки!

Хрюша: Ну и что! Захотел и забрал! Подумаешь!

Воспитатель : Ребята, по моему Хрюша, не совсем понимает, кто такой друг и как нужно дружить. А вы знаете это?

Дети: Да.

Хрюша: Помогите мне, ребята, а то я ничего не понимаю в этой дружбе.

2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.

Воспитатель: Ну, что Хрюша, присаживайся с нами. Ребята, можете вы помочь Хрюше разобраться, что же такое дружба и друзья?

Дети: Да, сможем!

Воспитатель: А что вы можете рассказать Хрюше?

Дети: Мы расскажем ему, что нельзя забирать у друга игрушки, драться нельзя, надо делиться игрушками и не жадничать…

Воспитатель внимательно выслушивает мнение детей.

3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению способов деятельности

Воспитатель : Да, я вижу, вы много знаете, но прежде, чем вы всему этому научите Хрюшу, позвольте я прочитаю вам рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но, Чик об этом ни словечка не сказал приятелю.

«Если я всем пшено раздавать буду, то мне ничего не останется», - подумал он. Так и склевал всю посылку один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик и полетел к своему приятелю Чику.

-Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюем.

- Не надо, - сказал, Чик. Ты нашел, ты и ешь!

- Но мы же друзья, сказал Чирик. А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал целый ящик пшена и не поделился с другом. Взял, Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, почему Чику стало стыдно?

Дети : Потому что он склевал целый ящик пшена.

Воспитатель: Правильно, а почему, Чик решил ни кому не давать пшена из посылки бабушки?

Дети: Потому что если бы он раздал все пшено, то ему бы ничего не досталось.

Воспитатель:А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый и заботливый друг.)

Воспитатель: Ребята, вы устали сидеть?

Дети: Да.

Воспитатель : Хотите размяться?

Дети : Да!

Воспитатель: Тогда начинаем! Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь.

Я иду, и ты идешь (идем по кругу, взявшись за руки) остановились.
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Воспитатель и дети вновь размещаются на ковре и продолжают разговор.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Хрюша, отобрав у Каркуши клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Каркушу.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда! Даша, скажи, а у тебя есть друг?

Даша: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их друзьями?

Дети высказывают своё мнение: Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А как вы ласково называете своих друзей?

Дети перечисляют ласковые, приветливые обращения к своим друзьям.

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Надо помогать друг другу, заботиться о друзьях…

4 этап Самостоятельная деятельность воспитанников

Воспитатель : Ребята, вы знаете много сказок, где герои дружат друг с другом и часто помогают и спасают друг друга. Посмотрите, перед вами лежат картинки с изображениями разных персонажей, но так перепутались, что просто невозможно понять, кто из какой сказки пришёл. Сможете разобраться?

Дети: Да.

Перед детьми на ковре лежат картинки с изображениями персонажей из разных сказок, дети все вместе одновременно начинают искать кто из какой сказки.

5 этап Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, вы интересно рассуждали о том, кто такой друг, как надо дружить. Дружить это значит, не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил - придумает, как его развеселить. Ребята, как вы думаете, дружные ли дети в нашей группе?

Дети: Да, дружные.

Воспитатель: Хрюша, ты понял, что такое дружба, и кто такой друг?

Хрюша: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Каркушу. Мне так хочется быстрее всё исправить, извиниться. Я пойду?

Воспитатель: Конечно, Хрюша, до свидания! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.

Хрюша: До свидания. Приду обязательно.

Воспитатель: А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, я предлагаю, сохранить свои пожелания для друга. Для этого каждый из вас возьмет бумажное сердечко, скажет пожелание (каким должен быть твой друг и каким другом должен быть ты) и положит в копилку. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

Воспитатель: Итак, наше занятие подошло концу, вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети вспоминают о том, что они сегодня слышали. Высказываются по данному вопросу.

Воспитатель : Молодцы вы сегодня хорошо поработали. На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;


развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема: «Мои друзья».

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;

помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;
развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Ход НОД.

Дети сидят в кругу. Взявшись за руки.

Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

Ребята, давайте произнесем нашу речевку:

Детский сад - наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть.

Веселиться, рисовать.

Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одна на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».

Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте все вместе споем знакомую, хорошую песню, которая называется «Песня о дружбе».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой»,- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь-

Вот что значит настоящий лучший друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг.

Дети, о чем говорится в этой песне? (ответы детей).

Что такое дружба? ? (ответы детей).

А у нас в группе дети умеют дружить? (ответы детей).

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей о друзьях по желанию.)

Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? ? (ответы детей).

Кому нравится ссорится с друзьями? ? (ответы детей).

Что надо делать, чтобы не ссориться? (ответы детей).

(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)

А теперь рассмотрим картинки с иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации.

1. Мальчики играют в мяч, а девочки стоят рядом и плачут.

Вывод: (ответы детей).

2. Мальчик играют с красивой игрушкой девочка сидит рядом.

Вывод: (ответы детей).

3. Девочки читают одну книжку.

Вывод: (ответы детей).

4. Мальчики качаются на качели.

Вывод: (ответы детей).

5. Дети построили из песка высокую башню.

Вывод: (ответы детей).

6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.

Вывод: (ответы детей).

Дети, догадались, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.)

А если у кого нет друга, можно его найти? (Можно.)

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Нет друга - так ищи, а нашел- береги!

Настоящий друг познается в беде.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Дружба – самое дорогое сокровище.
Дружба- дороже денег.
Без друга в жизни туго.

Физкультминутка

«Жук».

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке

Жу –жу-жу-,жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали общую игру, стали играть по одному. А играть одному скучно, неинтересно.)

Правильно! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.

А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.

1. Два друга, Миша и Витя шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступит Миша? Что он сказал Вите? (Ответы детей).

2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к урокам, и вдруг выяснилось, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу.

Марина сидела и выполняла задание , а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подругами? Почему? Как бы поступили вы? (Ответы детей).

Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьям? (Нет).

Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, отличаются знакомые от друга? (Ответы детей).

Какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружбы, взаимопонимание, миролюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь…)

Молодцы, ребята! Очень много есть книг о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
- Значит, друзьями могут быть не только сверстники.

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей.

(Кошка Муренка «Серебряное копытце», кот Матроскин и пес Шарик «Трое из Простоквашино». Конек- Гарбунок «Конек- Гарбунок, Серый Волк «Иван- Царевич и Серый Волк» Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука « По щучьему велению» , Собаки «Пожарные собаки»…)

Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья животные? (Ответы детей.)

Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать для того, чтобы цветы стали нашими друзьями? (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять). А как вы думаете: что нужно делать, чтобы весь лес стал твоим другом? (Оберегать его, охранять, не ссорить, не рубать деревья, не ломать ветки не рвать цветы, не пугать зверей.)

Дети, а с книгой дружить можно? (Ответы детей). Как нужно дружить с книгой? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались).

Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.

Правила:

Уступать.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным.

Быть вежливым, внимательным.
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте протянем своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.


Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. И наша группа не является исключением. Мы стараемся создать благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у детей с помощью различных методов: игр, упражнений, бесед, чтения рассказов.

Уважаемые родители, воспитатель предлагает вам ознакомиться с одним из проведенных ею занятий по нравственному воспитанию.

Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Цель: Научить детей осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения. Развивать дружеские взаимоотношения , уточнять представления детей о том, что значит «уметь дружить», познакомить с пословицами и поговорками о дружбе, закреплять знание цветов. Воспитывать у детей умение сопереживать, быть отзывчивыми.

Материалы: Игрушка Буратино, запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», клубок ниток, карточки с изображением фрагментов сказок.

Предварительная работа : Заучивание стихов про дружбу и друзей. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек», рисование на тему «Мой лучший друг».

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.

Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?

Буратино: Не знаю, просто так.

Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.

Буратино: Ой, как интересно!

Проводится игра «Клубочек» (по кругу)

Посмотрите ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его, конец ниточки оставлю у себя, а клубок передам Диме, со словами « Дима, ты мой друг», а Дима, держась за ниточку, в свою очередь передаст клубок своему другу, при этом тоже, назвав своего друга. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей, помогая им. Во время игры дети слушают запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»).

Воспитатель: Посмотрите, ребята ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Видите, какая красивая получилась у нас паутинка дружбы.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».

Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.

Воспитатель : Дима, а у тебя есть друг?

Дима: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Дети : (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…

Дети читают стихи о дружбе.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Лишь другу ты можешь доверить секрет,

Ведь между друзьями предательства нет.

И тот, у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, какие есть пословицы о дружбе:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Воспитатель: Буратино, ты понял, о чём говорили ребята? Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил придумает, как его развеселить

Игра «Да-да-да, Нет-нет - нет» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают хором, если «да» - поднимают руки вверх, и подпрыгивают, если «нет» - руки остаются опущенными и приседают).
1. Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2. Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3. Умные руки умеют играть (да-да-да)
4. Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5. Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6. Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7. Будем крепко мы дружить (да –да - да)

Font-size:14.0pt">
Восп-ль:

Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим,
Всем нам будет хорошо,
Вместе радостно, легко.

Дети садятся на свои места.

3. Игра "В мире сказок".
(Дети определяют по карточкам название сказок, героев сказок и рассказывают, как им помогла дружба).

Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино на память рисунки своих друзей и отдадим клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.