Как рассказывать страшные истории. Как друга напугать оригинально и неожиданно? Самые прикольные страшилки

02.05.2019

В чем причина детских страхов? Как быть, если эти страхи имеют религиозное содержание? Каких ошибок нельзя допускать взрослым? Об этом рассказывает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва).

Детские страхи существовали во все времена и у всех народов. Их содержание может различаться, но и внешние проявления, и причины у них всегда одни и те же. Основная причина фобий (страхов) — ребенок попадает в тяжелые жизненные обстоятельства и при этом оказывается лишен поддержки родителей, остается один на один со своими проблемами.

Впрочем, страхи страхам рознь. Бывает, что у особо впечатлительных детей разыгрывается воображение, особенно если они почитали или посмотрели то, что им еще рано по возрасту, например, «Вий» Гоголя. Но такие страхи быстро проходят, это, вообще, скорее фантазии, нежели страхи.

Однако бывают страхи гораздо более серьезные. Их причина — тревожные состояния, связанные с чувством вины. А чувство вины нередко возникает из-за взрослых, причем самых близких — мам и пап, дедушек и бабушек. И я не о каких-то монстрах говорю, а об обычных людях, вроде бы желающих добра своему ребенку, но по недомыслию делающих чудовищные ошибки.

Прежде всего: нельзя пугать ребенка, пытаясь чего-то от него добиться. Это манипуляция детским сознанием с помощью травмирующих образов. Все эти «не съешь кашу — придет дядька с мешком и заберет», «не будешь слушаться — сдам в милицию» и так далее, и тому подобное. Такая горе-педагогика не учитывает последствий, а последствия могут сказаться спустя долгие годы и даже десятилетия. Причем последствия эти могут быть, а могут и не быть. Невозможно спрогнозировать развитие детской психики.

К огромному сожалению, у этой темы есть и «церковный» аспект. Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе — над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога — создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!

До какого возраста? Тут нет однозначного ответа, тут нужен индивидуальный подход, и если родители внимательно относятся к своими детям, если с ними есть прочный контакт, то возможно понять, когда и в какой мере поднимать эти темы. Но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов. Реально же за такими страхами стоит невроз, причиной которого могут быть как чисто медицинские проблемы, так и ошибочное воспитание. В любом случае такой невроз надо выявлять и лечить.

Но бывает и так, что с ребенком действительно случается что-то плохое — не фантазии, а реальные события, приводящие к психической травме. Причем такие обстоятельства, когда ребенок надолго остается один, без помощи взрослых и прежде всего мамы. Эта травматическая ситуация тоже порождает невротический страх, и, бывает, такие страхи остаются на всю жизнь. Например, страх темноты или высоты, страх открытого пространства, страх воды, огня, путешествия на автомобиле, перелетов, страх публичных выступлений. Может быть огромное множество форм страхов, но за всеми стоит психологическая травма. Вот эти страхи серьезные, и с ними трудно работать. Порой люди с такими страхами обращаются не только к психологам, но и к священникам, рассказывают на исповеди: что делать, батюшка, я боюсь того, боюсь этого. Например, работа связана с частыми командировками, а я боюсь летать. Или надо подписывать финансовые документы, а я боюсь, что посадят. Говорят это взрослые люди, но за их взрослыми страхами стоят детские травмы.

Но есть тема, миновать которую не удастся, которая может беспокоить детей и в самом раннем возрасте. Это тема смерти. Страх смерти (как своей, так и близких) — один из наиболее вероятных детских страхов. Однако ребенок из верующей семьи в большей степени защищен от такого страха, нежели его сверстники, чьи родители безразличны к вере. Потому что Церковь проповедует победу над смертью, победу над страстью, над всяческими духовными несчастьями, случающимися в жизни. Христианин (и взрослый, и ребенок) тоже подвержен страху смерти, но в Церкви этот страх переживается иначе, ему ставится мощный заслон: пасхальная радость о воскресшем Христе, Который воскресит и всех умерших. Христианин знает: смерть — не навсегда. Если родители — сами носители этой светлой веры, то и ребенку будет не так страшно, даже если он столкнется со смертью близкого человека. Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

Даже если родители пытаются не демонстрировать ребенку свои страхи, то все равно их тревожность, их нервозность может создать эмоциональный фон, способствующий появлению детских невротических состояний. Во-вторых, надо трезво посмотреть в целом на свою семейную жизнь и понять, что в ней может создавать для ребенка тяжелые, травмирующие ситуации. В-третьих, если у ребенка есть необъяснимые страхи, надо обратиться к специалистам, то есть детским психологам. В-четвертых, нужно чаще быть с ребенком, не оставлять его одного, когда он засыпает и когда просыпается, не оставлять одного дома — например, когда он приходит из школы с ключом на шее. Вообще, надо повнимательнее быть к ребенку, надо приглядываться к нему: чем он живет, что чувствует. Дети ведь не всегда рассказывают о своих переживаниях даже самым близким. Так что побольше внимания и заботы!

Запугивание в воспитании

Малышей пугают Бабой-Ягой и бабайкой, которые «придут и заберут, если будешь плохо себя вести». Среди «грозных фигур» также часто можно встретить «милиционера, который заберет в тюрьму» и «врача, который поставит укол ». Другие распространенные приемы запугивания - «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке, мне такой ребенок не нужен». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»

Метод этот часто достаточно эффективен в конкретных ситуациях, однако по большому счету приносит больше вреда, чем пользы . Напуганный ребенок зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует . Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное, и уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка , тогда как цель воспитания - развивать сознательное поведение. В итоге ребенок ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, осознает смысл этого и не только потому, чтобы порадовать маму. Он просто боится.

Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у ребенка и повышенной тревожности. Дети начинают бояться темноты , панически боятся оставаться одни дома, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими «страшилками». Не говоря уже о том, что дети, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий , что может негативно сказаться в критической ситуации.

Можно ли совсем обойтись без запугивания и есть ли этому какая-то «здоровая» альтернатива ? Ведь в нашей реальной жизни действительно много опасностей, особенно для неопытного малыша. Поэтому без предостережений в воспитании, безусловно, не обойтись . Страх - это охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях и рисках.

Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей , а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир новые, мнимые страхи и опасности. Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-Ягу - это не одно и то же.

Важно говорить об объективных негативных последствиях поведения ребенка . Так, например, фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя вон тому милиционеру» - это запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть с высоты и сломать себе руку» - это предостережение.

Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании . Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия.

Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий . И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке.

Будьте внимательны в выборе слов при общении с ребенком и не пугайте малыша. Ведь его богатая фантазия может породить в сознании чудовищные образы, которые будут

Как часто это встречается среди родителей: непослушный ребенок отказывается вменять вашим доводам, и буквально на ходу вы придумываете некую стращающую фразу. По идее, она должна остепенить ребенка, заставить одуматься и успокоиться. Но что на самом деле происходит в голове у вашего родного чада, когда он слышит в очередной раз от раздраженной матери «Перестань, иначе я больше не буду тебя любить!» или «Делай, как говорю, не то брошу тебя прямо на улице и уйду!» – как часто ребенок слышит эти слова. Воспринимает ли он их так, как взрослый? Понимание или страх – что убережет ребенка от опасности?

Опытный психолог раскрывает все опасности подобного метода манипулирования своим ребенком. И предупреждает: такие фразы могут серьезно подорвать ваш родительский авторитет! Почему же запугивание зачастую ведет к противоположному результату и как найти ему разумную замену?

«Мне уже надоели твои припадки! Сейчас же прекрати орать! Иначе я оставлю тебя здесь и пойду домой сама! Слышишь меня? Брошу тебя и уйду! Ты мне надоел уже, нет сил!» - раздавалось посреди улицы, а в ответ доносились все более пронзительные детские рыдания.

- Скажите, пожалуйста, в такой типичной ситуации ведь бывает каждая мать?

- Да, действительно, такую картину на улице можно лицезреть часто. Родитель, уставший и раздраженный, тащит едва ли не волоком своего упирающегося ребенка, а тот вопит все больше. Запугивание оказывается не эффективным, и взрослый от бессилия сам еле как сдерживает истерику и слезы.

И как же прервать этот сумасшедший круговорот? Вы, как опытный детский психолог, какой совет можете дать родителям?

- Остановитесь, глубоко вдохните, попытайтесь прийти в себя. Постарайтесь отстраниться от своего раздражения и осознать, что ваш гнев ни к чему не приведет. Напротив, чем больше распаляется взрослый - тем больше начинает нервничать ребенок. Единственный выход из этой ситуации - попытаться посмотреть на себя глазами вашего собственного ребенка. Он ведь не просто так впадает в нервный припадок и отказывается слушаться. Значит, что-то к этому привело, какая-то цепь событий расстроила его. Может быть, что он даже просто устал. Или ему жарко, не комфортно в своей одежде. Даже относительно подросшие дети не всегда могут понять причину своего нервного напряжения. Еще нет способности анализировать события и находить в них какую-то важную суть. Поэтому важно проявлять терпение. Ребенок может не ответить что с ним случилось и отчего он такой расстроенный, но это не означает, что причины нет. Вы - адекватный и взрослый человек, ответственный родитель. Если от ребенка не представляется возможным добиться внятного ответа, то прекратите его тиранить. Просто примите мысль, что в данный момент он не в себе. И совершенно абсурдно начинать еще больше угнетать ребенка, запугивая или обижая его.

- Что же нужно предпринять?

- Возьмите ребенка на руки и обнимите его. Прижмите к себе, пожалейте и успокойте. Дайте ему немного времени, чтобы нервное напряжение начало сходить на нет. Любая истерика и массивный фонтан детских слез - это попытка снять стресс. Выпустить пар, если угодно. Каждому человеку нужна периодическая разрядка, особенно после тяжелого дня или недавно пережитых неприятных ситуаций. Ваш ребенок - не исключение. Он еще не способен помочь себе самостоятельно. Да и не каждый взрослый способен контролировать свои эмоции в моменты моральной подавленности, физической усталости. Глупо требовать этого от маленького ребенка.

- То есть, родительской реакцией на такое поведение ребенка должна быть ласка и спокойствие?

- Именно. Лишь в этом случае ребенок сможет успокоиться, прийти в себя.

- А если продолжать одергивать его, ругать и пытаться запугивать?

- Во-первых, ребенок будет истерить все больше. В итоге придется применять физическое наказание, почти всегда именно этим все и заканчивается. Во-вторых, плохое настроение родителю будет обеспечено. И надолго! Потому что даже дома ребенок не сразу начнет успокаиваться. Скорее всего, настроение вашего чада будет капризным и плохим вплоть до самого момента отхода к ночному сну. Кому это нужно?

В-третьих, ребенок сделает простые выводы о том, что в моменты, когда ему плохо, мама (или папа) усугубляют его положение. Проще говоря, доверительные отношения с вашим ребенком в последствие будут невозможны. И еще: дети могут всерьез обеспокоиться вопросом о прочности и стабильности вашей любви. Если мама постоянно грозится бросить ребенка на улице или не забрать из детского сада - а любит ли она его вообще? Это очень негативно влияет на взаимоотношения.

Но ведь эти запугивания придуманы. Все эти угрозы - это просто попытка прекратить детские истерики. Разве дети этого не понимают?

- Не всегда. Ребенка могут смутить родительские слова. К тому же, в каком-то роде это - самое настоящее вранье. Вы собственноручно показываете ребенку плохой пример. Вы прибегаете ко лжи, чтобы манипулировать и добиться желаемого. Дети могут перенимать такие психологические приемы. И использовать в будущем их даже против вас самих!

- Создается впечатление, что публичные истерики ребенка - это показатель плохой мамы?

«Когда мой ребенок внезапно начинает капризничать, становится плаксивым и не идет на контакт, то я просто опускаюсь перед ним на колени, протягиваю руки и обнимаю. Я показываю, что я друг и на меня всегда можно положиться. И что мне не нужно ничего объяснять. И любая истерика мгновенно сходит на нет.»

На словах все получается достаточно просто. Но можно ли с первого раза научиться этому? Мне кажется, что достаточно сложно держать себя в руках, когда ты приходишь за ребенком в детский сад после тяжелого трудового дня, а он с порога принимается кричать, падать на пол и рыдать?

- Конечно, именно в этом и заключается главный нюанс. Если ты сам раздражен и находишься в плохом настроении, то гораздо тяжелее спокойно среагировать на внезапные капризы своего ребенка. Но подумайте в такие моменты вот о чем: возможно, что и ваше чадо сегодня переживало не самый лучший свой день? Вам, как взрослому человеку, проще подавить свои негативные эмоции. А напряженная психика ребенка взрывается внезапно. Поймите, ваш ребенок мог весь день в детском саду бороться со своим удрученным состоянием, но вот он видит вас, самого родного и близкого человека. И тут происходит стремительный всплеск эмоций из-за накопившегося стресса. Чего бы вам хотелось в такой момент?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

- Наверное, чтобы меня просто утешили и пожалели…

- В этом нуждается и ваш ребенок. Но он не умеет анализировать свое психическое состояние и не сможет произвести такую длинную логическую цепочку, чтоб в итоге сказать вам: «Мама, я сегодня очень устал и чувствую себя плохо, а еще к нам в группу приходила медсестра и брала анализ крови из пальца. Все это сильно расстроило меня, потому я ощущаю нервное напряжение. Обними меня и сделай что-нибудь, чтобы я смог успокоиться.»

Ребенок просто ощущает сильный дискомфорт, а появление родителя служит мощным катализатором. Вот и начинается истерика, неконтролируемые слезы. С таким потоком ребенку самостоятельно справиться невозможно. Просто поймите, что в такой момент вашему чаду очень плохо. И пожалейте.

- А что происходит с детьми, если в такие моменты родитель не приходит на помощь?

- Ребенок начинает думать, что он совсем один. Он может замкнуться в себе. Он попытается получить от вас утешение раз, второй, третий. Возможно, что в эти этапы новых попыток его истерики будут усугубляться и достигать своего пика. Но потом он осознает тщетность своих действий. Не сразу, конечно.

- И что тогда?

- Вы просто потеряете своего ребенка. Он научится обходиться без вас. Если он не мог рассчитывать на ваше понимание в глубоком детстве, то с приходом подросткового периода эта отчужденность усугубится еще больше.

«Я знала девушку, которая даже во взрослом возрасте таила обиду на свою мать за то, что та однажды бросила ее у детской поликлиники. Девочка боялась делать прививку и устроила истерику под кабинетом врача. Мама не нашла ничего лучше, чем начать кричать на испуганного ребенка, да еще и ударила ее. А после повернулась и молча ушла прочь. Удивительно, но девушка запомнила этот случай на всю жизнь.»

Выходит, что не так уж просто быть терпеливым и любящим родителем. Есть какие-то правила, чтобы можно было быстрее этому научиться?

- На самом деле, ничего архисложного в этом нет. Старайтесь думать не только о себе. В момент детского непослушания родитель зацикливается только на своих внутренних ощущениях. Он чувствует злость, досаду, раздражение. И это всецело поглощает его, а о чувствах и состоянии ребенка почему-то он забывает.

Ну а как тогда обстоят дела с тем, чтобы научить ребенка всерьез опасаться чего-либо? Например, пожара? Или посторонних людей? Если метод запугивания - это неподходящий вариант.

- Конечно, рассказывать о возможных опасностях необходимо. Но не в угнетающем ключе и без ужасающих приукрашиваний. У меня был пациент, который во всех красках расписывал восьмилетнему ребенку кошмары, которые происходят на автомобильных дорогах. Даже показывал ему фотографии из автокатастроф, ролики в новостных лентах. Ему казалось, что так его ребенок будет максимально защищен, будет переходить дорогу строго на зеленый.

А однажды классный руководитель позвонил из школы и сообщил, что их сын постоянно опаздывает на занятия. Родители устроили ребенку выговор, в процессе которого выяснилось, что школьник боится переходить дорогу даже на зеленый свет. Один вид автомобильной трассы повергал его в ужас, ребенок стоял у светофора по полчаса, собираясь с духом и обливаясь холодным потом.

- Пугать ребенка тем, что отдашь его в детский дом за непослушание - это страшное табу?

- Естественно. Как и говорить о том, что перестанешь любить. И любые фразы в подобном ключе. Это ничему не научит ребенка, зато испугает его.

Получается, что главное - это пытаться быть ребенку прежде всего другом, не врать ему и не игнорировать его внутреннее состояние?

- Именно! Проявляйте больше снисхождения. И научитесь интуитивно понимать, когда вашему ребенку тяжело или плохо, чтобы вовремя прийти на помощь. Тогда и причин для истерик не будет.

Послушание ребёнка через запугивание

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!