Детство – прекрасная и беззаботная пора. Основа досуга ребенка в это время – веселая и непринужденная игра, она очень любима всеми детьми. В процессе игры происходит обучение, освоение навыков, знакомство с социальными ролями, проработка взаимоотношений. Функции игры настолько разноплановы, что нет возможности описать их все.
Но когда дело доходит до практики, то многие родители просто забывают о времени, когда они были детьми, и экспромта не получается. Следует держать в запасе несколько игр для детей разных возрастных групп.
Подвижные игры для детей - это основа физического и интеллектуального развития
Во что поиграть в ребенком дома? Разные варианты игр бывают полезными, если у вас в гостях окажутся несколько детей разных лет, важно чтобы было интересно им всем.
Очень актуальны оригинальные сценарии, которые не похожи на распространенные игры.
· Дождливая погода
Даже в возрасте 3 года дети поймут правила игры. Каждый ребенок усаживается на стул, это его «домик». Ведущий говорит, что сегодня прекрасная погода, и всем детям можно погулять, ребята поднимаются со своих стульев и перемещаются в хаотичном порядке. Ведущий начинает говорить «кап-кап», кажется, пошел дождь, нужно вернуться в свой домик, дети активно рассаживаются по своим стульям. Можно повторить несколько раз варьируя интервалы.
Ведущий выполняет роль кота, дети в возрасте 3 года – маленькие птички синички. У каждой птички есть свое гнездышко, если игра на улице, то можно нарисовать гнездышко на асфальте, если дети играют дома, то можно вырезать круг из листа бумаги и положить на пол. Когда кот спит синички могут летать, искать крошки, но как только кот просыпается, все птички должны вернуться в свои гнезда.
· Медвежья берлога и туристы
Из числа ребят в возрасте 3 года и старше нужно выбрать «медведя». На земле начертить 2 круга или расстелить 2 коврика, если вы находитесь в помещении. Под песню о медведе «туристы» выходят из своего круга, пока «медведь» пребывает в спячке, по сигналу мишка просыпается и бросается в погоню за беспечными туристами. Тот ребенок, которого поймает «медведь» становится новым косолапым.
· Течет ручей
В 3 года можно попробовать эту игру. На земле рисуется импровизированный ручей длиной 2 метра и шириной 0,5 метра. По берегам рисуются камешки. Дети выстраиваются в колонну и по очереди преодолевают водную преграду, перепрыгивая по камешкам, те ребята которые «намочили» ноги отправляются на скамейку запасных, внимательно следят за проходящими по ручью детьми. На скамейке запасных постоянно находятся только три ребенка, поэтому они очень внимательны, ждут своего включения в игру.
· Снегопад
Отличная игра для детей 3-5 лет. Пусть дети представят себя в виде маленьких снежинок. Во время бури они кружатся в разных направления, сталкиваются друг с другом, а когда ведущий говорит «снегопад», то приседают и не шевелятся. По ходу игры нужно несколько раз сменить ритм, можно всем вместе петь песню о снегопаде и метели.
· Напарник
В ходе этой игры дети в возрасте 3 года закрепляют знания о цветах, учатся работать в паре. Для игры понадобятся несколько цветных квадратов, которые нужно разрезать по диагонали. Детям вручаются получившиеся цветные флажки. По команде ребята выстраиваются вдоль стены в хаотичном порядке. По команде каждый ребенок должен найти своего напарника, с таким же флажком, как у него. Затем ведущий говорит «обмен», все действие повторяется заново.
Дети в этом возрасте также любят активные, подвижные игры, подражают друг другу, но в отличие от предыдущего периода становится интересен результат игры, они активно выражают свои мысли, чувства. Детьми были отмечены следующие игры.
· Непростые взаимоотношения
Ребят 5-7 лет следует поделить на две команды – пчелы и медведи. Каждой пчелке нужно организовать домик, например, начертить на земле «улей». По команде пчелки улетают из домика на сбор нектара, в это время хитрые медвежата занимают пчелиные дома и лакомятся медом. По сигналу пчелки возвращаются обратно и жалят медведей, каждый медведь спасает свою «шкуру» бегством, те косолапые, которые не спаслись, не участвуют в следующем раунде.
· Хитрый лис
Ребята выстраиваются в одну линию спиной к ведущему. Дети закрывают глаза, а ведущий проходит за ними и дотрагивается до плеча одного из участников, это и будет «хитрый лис». Все дети открывают глаза и дружно зовут лиса, в этом момент выбранному ребенку не следует выдаваться себя. По команде ведущего лис меняет свое обличие и пытается поймать двух детей. Игра начинается заново, можно выбрать другого ребенка или того же самого.
В этой игре помимо двигательной активности идет работа с эмоциями.
Необходимо очертить круг на земле или расстелить коврик. Это будет загон оленей, из числа ребят выбираются два охотника. Все олени становятся в круг, охотники по очереди начинают бросать мяч в оленей, если мяч попадает в цель, то ребенок выходит из круга. Выигрывает ребенок, который окажется самым ловким, будет уворачиваться от всех ударов.
Игра Охота на оленей· Рыболов
Для игры с детьми понадобится скакалка, она будет выполнять роль удочки. Рыболов становится в центр круга, по периферии которого располагаются остальные дети 5-7 лет. Ведущий начинает раскручивать скакалку, а «рыбки» подпрыгивают в надежде увернуться. Побеждает самая верткая рыбка, которая пережила все рыбалки.
· Соколики
На земле необходимо начертить две линии в середине будет сектор охотников. В центре располагаются два охотника, остальные дети 5-7 лет – соколики. По команде ведущего они должны преодолеть сектор охотников. Выигрывает самый верткий соколик, который не раз пережил перелет, затем дети меняются ролями, пробуют себя в роли охотников и соколиков. Детьми такие игры прекрасно воспринимаются.
· Паутинка
Из числа детей 5-7 лет выбирается ребенок на роль паука, он располагается в одном из углов комнаты или сектора. Остальные дети активные летающие мухи. Ведущий говорит «паук спит», ребенок, который исполняет его роль замирает, а остальные дети активно перемещаются по комнате, жужжат. Как только ведущий кричит «охота» все «мухи» замирают, паучок выходит на охоту. Паук не должен никого задевать, но он внимательно наблюдает за шевелениями, если удается их разглядеть, то он немедленно хватает муху, тащит ее в свое гнездо. Как только паук соберет 2-3 мухи, то ему объявляется благодарность и избирается новый охотник.
· Мышеловка
Из числа детей выбираются два ребенка, которые будут представлять мышеловку. Такие активные игры любимы детьми. Остальные дети проворные мыши. Мышеловка вначале пропускает по кругу всех мышек, но по сигналу ведущего можно неожиданно попасться. Под веселую речевку нужно поймать несколько мышек, пока игра не надоест.
· Заяц-квартирант
Из числа детей 8-12 лет нужно выбрать охотника и зайца-квартиранта. Остальные дети – зайцы с домиками. Под веселую считалочку ведущего зайка без домика убегает от охотника, он может спастись только в домике, но тогда другой «зайка» становится вынужденным квартирантом и спасается бегством до другого домика.
· Огненная земля
Все дети вместе с ведущим бегают по комнате, по команде ведущего «пожар» все дети ищут убежище, забираются на возвышенность, то кто не успел спастись, покидает игру. Выигрывает самый приспособленный.
· Новая пара
Все дети 8-12 лет разбиваются на пары, становятся друг позади друга. Пара водящих разделяется, то который убегает, может стать третьим перед другой парой, в этом случает последний становится лишним, вынужден убегать, так происходит динамичная смена детей в паре.
· Перестрелка
Необходимо начертить на земле две линии, двое водящих располагаются в крайних секторах, остальные дети посередине. Для игры необходим мяч, который водящие перебрасывают через группу детей, стараясь попасть, те дети, в которых попали, выбывают из соревнования. В итоге остается самый активный и проворный ребенок.
Для того, чтобы ваш дом не превратился в поле боя, все дети были заняты безопасным делом, просто необходимо иметь в запасе различные варианты игр. Во что поиграть с ребенком дома, чтобы все участники остались довольны.
Похожие материалы
Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.
Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус - мышку, бабушкина болонка - Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула - достойное завершение игры , надо лишь соблюдать технику безопасности. «Колобок» - еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»» Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.
Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 - 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!
С одним ребёнок заниматься очень просто — сел напротив или рядышком и вперёд! С одной стороны — очень удобно, в тишине, размеренно. А с другой стороны… нет шансов побегать наперегонки, посоревноваться. Или просто вместе решить задания.
И если дети погодки или вообще близнецы, то это, конечно, уже мини-класс. С ними заниматься удобно. Задания можно придумывать один и те же.
А если дети очень разные? С разницей в 2-3-4 года или даже больше? Тут у многих мама наступает ступор — с одним позанимайся, потом с другим отдельно, потом и с третьим…. Не хватит сил и времени!
Но это не всегда так! Оказывается можно и для троих разных детей устраивать интереснейшие занятия!
Вот вам занятие многодетной мамы Нади Здобновой на «Школе чтения» .
Заниматься в школе «пришёл» Семён. Ему на тот момент было около пяти лет. Ваньке было примерно 2,8.
Все игры Надя придумывает сама на основе упражнений и рекомендаций, выложенных мною в школе чтения.
Кай и Герда! Роли распределял Семен. Сначала была игровая завязка: осколок, катание на горке, Снежная королева, сани…
И вот Герда (Ванечка) пошла искать брата и попала в чудесный сад. Волшебница наказывает следить за садом, ухаживать за цветами
Собираем слова из кучки букв. Сложно! СНЕГ, ВОДА сам не собрал, только после подсказки слова
…
На оборотной стороне картинок – надписи. Прочитал – возьми карточку себе, не прочитал – Королеве остается.
Детям очень понравилась игра! Для Семы это был мозговой штурм – около 70 слов довелось ему почитать за час игры! Но это было весело и захватывающе.
Конечно, игра немного запутанная (по сюжету) и не совсем по сказке. Но это не важно! Важно, что и самый младший был при деле и старший помогал. И основной учащийся пользу получил.
На общем занятии каждый из детей разного возраста решает свою персональную задачу, даже если с виду — делают одно и то же.Конечно, не просто вот так вот взять и научиться придумывать такие интересные игры-сказки. И непросто вообще организовать себя на занятия, когда в доме несколько детей.
Если у вас двое или больше детей разного возраста, и вам интересно, как ещё можно организовывать занятия, обратите внимание на вебинар .
На вебинаре вы узнаете:
Опыт показывает, что можно проводить общие занятия для детей разного возраста и понемногу, по чуть-чуть что-то давать каждому свое.
Послушайте аудиоанонс вебинара:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Можно скачать запись аудиоанонса:
«Труд облагораживает человека» — сказал классик. Но пока этот человек еще маленький, его «облагородит» игра. Как говорят психологи, основной вид деятельности ребенка до 7 лет - игровая деятельность.
То есть мир познается не через свод родительских правил и нотаций, а через игру.
Но часто бывает так, что в семье двое или больше детей. Естественно, их возраст различен. Возиться с каждым отдельно не представляется возможным, а увлечь чем-то детей просто необходимо.
Первая группа игр для разновозрастных детей — это игры-роли.
«Детский сад»
Пусть дети представят, что они в детском саду. При этом они, сами не ведая, воспроизведут все тонкости детсадовских отношений. Вы увидите и воспитательницу, ее манеру общения, и взаимоотношения детей в группе.
А еще маме просто необходимо иметь в запасе так называемые «мирилки» , поскольку в процессе игры неизбежно возникнут ссоры или, возможно, проявится детская ревность. Ведь, малыши уже имеют свое мнение насчет игры, но не всегда могут быть терпимы и поставить себя на место другого.
Вот несколько вариантов «мирилок»:
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Вообще, трудно переоценить значение подвижных игр для малышей, особенно в настоящее время. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, дыхание и кровообращение. Кроме того, развиваются такие качества, как: внимание, пространственное восприятие, координация движений, быстрота реакции, тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение. Так же во время проведения таких игр малыши развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста малыша и физической нагрузки).
Итак, начинаем играть?
Мишка бурый
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты «в берлоге». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
Мишка бурый, Мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
А «медведь» отвечает:
Я медком не угостился,
Вот на Вас и рассердился. Р-Р-Р!…
На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.
Змеейка
Когда звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила») . Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.
«Кошка и мышки»
Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит кот» (один из детей)
Кошка мышек сторожит,
Притворилась будто спит,
Тише, мыши, не шумите!
Кошку вы не разбудите!!!
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
Блин и оладушки
В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин») , а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки») . Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.
Зоопарк
Водящий говорит: Представьте, что мы гуляем в зоопарке; когда я хлопну 1 раз в ладоши- вы (ты) превратитесь в лягушку и присядете на корточки, если я хлопну два раза- превратитесь в слона и разведете руки в стороны, а если хлопну три раза – вы превратитесь в цаплю и будете стоять на одной ноге, как настоящие цапли.
Светофор
Каждый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый).
Водящий говорит: Вы автомобили (ты- автомобиль) , будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам.
Красный свет- дороги нет, вы останавливаетесь
Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению
А зеленый говорит-можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».
Паровоз
Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «паровоз», который медленно двигается по комнате со словами:
«Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий,
Он вагоны повез, будто настоящий!
Кто едет в поезде?
Разные детишки: девочки красивые и смелые мальчишки!»
На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.
Найди свою пару
Предварительно надо приготовить разрезанные на две части открытки (картинки) по количеству детей.
Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одной из двух частей открытки.
По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга.
Поймай пузырь
Приготовить мыльные пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные.
Как бы нам их поймать?
На ладошке подержать!
Взрослый и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. Можно использовать варежки (для того, чтоб удержать мыльные пузыри).
Пузырь
Все берутся за руки и встают в маленький круг. Взрослый рассказывает стишок и отступает маленькими шагами назад, говоря такие слова:
Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся такой
Да не лопайся!
Круг расширяется, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегают в маленький круг и снова берутся за руки.
Мыльные пузыри
Пузырьки — смешной народ
В своих домиках живет.
Вот и сейчас вы будете пузырьками, а обручи вашими домиками. (По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и летают, по сигналу «Домой» — возвращаются в обручи).
Маша, ты у нас в лесу…
Все берутся за руки и встают в круг. Один ребенок в центре этого круга с завязанными глазами. Взрослый рассказывает стишок:
Маша (имя ребенка) ты у нас в лесу,
Мы зовем тебя: «АУ!»
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей!
Кто зовёт тебя узнай, поскорей!
Взрослый показывает ребенка, который зовет по имени того, кто с завязанными глазами. Ребенок, которого позвали, должен по голосу угадать кто это сделал.
Большие ноги ..
Взрослый говорит слова и показывает движения (дети/ ребенок повторяет за ним):
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ-топ делает большие шаги
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ. Делает маленькие шажочки.
Солнечные зайчики
Взрослый берет зеркальце (если солнечная погода) или фонарь и показывает ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их- не идут,
Были тут- и нет их тут…
Солнышко и дождик
Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребёнка, повернув его спиной к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя.
Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:
Светит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы похлопаем в ладошки
И бегом на улицу.
Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешку про дождик:
Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Капай капли не жалей,
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще!
Для создания более яркого воображения дождя можно постукивать рукой по столу и даже применить пульверизатор (слегла побрызгать детей из него).
Это лишь некоторые игры, которые я часто использую как на занятиях в детском саду, так и дома со своим младшим сыном. Эти игры очень нравятся детям.
Играйте с детьми в подвижные игры и результат не заставит себя ждать! Хороших Вам игр!
педагог-психолог ГБОУ комбинированного вида №1177
г. Москва, Россия