Играть в самостоятельный чем. Учить ли ребенка играть? Какие игрушки лучше предложить

19.05.2019

Какая мама не мечтает о том, чтобы ребенок как можно дольше играл самостоятельно , а мама в это время могла переделать все свои хозяйственный дела и уделить время себе.

Парадокс ситуации заключается в том, что часто мама сама становится причиной того, что ребенок не хочет играть самостоятельно.

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое самостоятельная игра и как приучить к ней ребенка.

Игры самостоятельно

Для начала, давайте разберемся с тем, когда вообще ребенок может играть самостоятельно .

Возраст

В первую очередь, хочу обратить ваше внимание на возрастные особенности ребенка. Нет никакого смысла требовать от годовалого ребенка самостоятельной игры в какой бы ни было форме больше, чем 3-5 минут. Это норма и ее можно только принять.

В этом возрасте малышу жизненно необходим контакт с мамой, поэтому он будет требовать вашего внимания и не надо расстраиваться из-за того, что ребенок постоянно виснет у вас на руках.

Что тут важно помнить? Что полноценно играть самостоятельно ребенок сможет только на третьем году жизни. До этого возраста мы можем приучать его играть, развивать интерес, но надеяться на полноценную длительную игру – просто нет смысла.

Сколько же может ребенок играть сам в разном возрасте? Ребенок в возрасте 1 года играть самостоятельно может не более 5 минут. Ребенок от года до двух – 15- 20 минут, с трех лет – ребенок может играть сам от 30 минут и более.

Самочувствие

Очевидно, что ребенок не будет играть сам, если он голодный, хочет спать или недомогает. Поэтому, приучать ребенка играть самостоятельно нужно постепенно и только в благоприятных обстоятельствах , когда все физиологические потребности малыша удовлетворены и он находиться в хорошем расположении духа.

Потребность в маме

Это очень важный момент, на котором хотелось бы подробно остановиться.

Очень часто случается так, что ребенок постоянно виснет на маме и не дает ей буквально шагу ступить. Мама лишается всякой свободы, переживает, жутко расстраивается из-за того, что спокойно ни еду не может приготовить, ни постирать, ни чай попить. Знакомо?

Что здесь важно понимать? Важно понимать причину. Причину такого поведения малыша. А причина здесь не в ребенке, а в маме, которая сама того не понимая загоняет себя в угол.

Дело в том, что ребенку в этой ситуации нужна не самостоятельная игра, а мама! И пока он не удовлетворит свою базовую потребность в общении с мамой — ни о какой самостоятельной игре не может быть и речи!

Что нужно сделать маме? Успокоится, выключить телефон, перестать переживать и думать обо всем, кроме ребенка и как минимум 30 минут безраздельно побыть с ребенком, и только с ребенком.

Важно: с выключенным телефоном, без планшета , без желания побыстрее доиграть и побежать на кухню готовить обед или позвонить подруге. Дети очень тонко чувствуют настроение и внутреннее состояние взрослых, и если мама, грубо говоря, ждет как бы поскорее заняться чем-то другим, то ребенок будет и дальше на ней висеть, будет нервным и плаксивым.

Даю вам гарантию, что после того, как вы поиграете с ребенком, вдоволь наобнимаетесь и натискаетесь – малыш спокойно пойдет играть и заниматься своими делами.

Атмосфера

Очень часто мама сама ограничивает ребенка в игре, не давая ему возможности «развернуться» и выйти за рамки. Если мама постоянно говорит ребенку, что делать, как играть, «трусится» над ним и не дает возможности реализовать его внутренний исследовательский потенциал – не ждите, что малыш вдруг станет самостоятельным и будет играть сам.

Всячески поощряйте его инициативу, хвалите за каждый случай самостоятельной игры, радуйтесь бурности его фантазии и не ограничивайте ход его игр. Пусть играет так, как ему хочется и в той форме, в какой ему хочется.

Одиночество и самостоятельность

Важный психологический момент! Следует помнить, что приучая ребенка к самостоятельной игре – главная цель мамы — помочь ребенку стать самостоятельной и независимой личностью, а не развить в нем чувство одиночества.

Если ребенок просит побыть с ним рядом, значит – нужно отложить свои дела и сделать это. Оставляя ребенка играть одного в комнате нужно быть где-то недалеко, не обязательно в этой же комнате, но где-то близко, чтоб он это знал и в случае чего – мог позвать и знать, что мама обязательно к нему придет.

Если вы начинаете игру вместе, а потом под предлогом, например, «попить чай» уходите и говорите, что скоро вернетесь – обязательно возвращайтесь. Это очень важно для формирования психологически здоровой личности.

Старайтесь всегда чувствовать настроение ребенка, понимать его интерес и не принуждать его к игре тогда, когда он этого не хочет.

Самостоятельная игра ребенка — простые хитрости маме в помощь

1. Создайте ребенку пространство для самостоятельных игр. Это не обязательно должна быть детская комната, подойдет любое отведенное для этих целей место. Главное – чтоб ребенок знал, что здесь – он хозяин и может делать, все, что угодно и играть так, как ему хочется.

2. Регулярно подбрасывайте ребенку новые «старые» игрушки . Найдя игрушку, с которой малыш давно не играл – он, на радость маме, обязательно уделит ей пол часа своего времени и даст возможность маме приготовить ужин.

3. Создавайте интерес. Оставляйте в зоне досягаемости малыша, предметы, которые наверняка его заинтересуют и увлекут. Например, сумку с кучей интересных (но безопасных!) предметов, красивую тетрадку и набор карандашей, старые журналы или набор цветных салфеток. Игрушки и развивающие материалы складывайте на нижние полки или специальные стеллажи, чтоб ребенок при желании мог их с легкостью достать.

4. Придумывайте игры с играйте вместе, а потом предупреждайте ребенка, о том, что вам нужно ненадолго отойти и уходите в соседнюю комнату или на кухню.

5. Приобщайте ребенка к своим делам и давайте ему возможность реализоваться в игре. Почти всегда помогая маме, ребенок уходит в «свободное плавание». Например, практически наверняка маленький помощник на кухне с радостью будет как минимум пол часа «варить» суп из кусочков специально выделенной картошки и морковки, а игры с водой способны увлекать малышей часами.

6. Понимайте ребенка . Очень важно понимать своего ребенка и чувствовать его интерес. Если мама «на одной волне» с ребенком, то вопрос, чем его занять и как приучить к самостоятельной игре практически никогда не возникает.

Приятных вам игр с малышами!

А как вы учите деток играть самостоятельно?

Буду рада вашим комментариям. Если есть вопросы – пишите, с радостью, отвечу 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно, однако, он все время ходит за вами по пятам и просит поиграть с ним. Здесь мы рассмотрим, как научить ребенка играть самостоятельно, в каком возрасте эту самостоятельность развивать и какие усилия для этого приложить, какие игры лучше подойдут для того, чтобы малыш увлекся без участия взрослых.

Возможно, вы слышали о таких детях, которые днями напролет тихо играют в своей комнате, не беспокоя родителей и не требуя к себе внимания. Умение ребенка играть самостоятельно не появляется само по себе на пустом месте. И вы должны именно научить этому свое чадо.

Когда ребенок начинает играть самостоятельно

Некоторые родители удивляются, почему ребенок в год не играет самостоятельно. Да потому, что он не умеет. Это умение приобретается по мере взросления и приобретения навыков игры, и вы должны приложить к этому определенные усилия, также как вы или .

Когда ребенок только начинает играть самостоятельно, он повторяет действия родителей, манипулируя предметами. Именно поэтому любимыми игрушками после года является различная кухонная утварь и предметы домашнего обихода. В этот период привлекайте малыша к присутствию и по возможности участию в своих домашних делах. Это даст ему богатый материал для игр с применением ложек, ковшиков и кастрюлек и позволит ему самостоятельно манипулировать предметами.

Позже ребенок начнет использовать заместители предметов. Т.е. палочка может заменить в воображении ребенка половник, а крышка от банки — тарелку.

После двух лет ребенок учится ролевой игре. И задача родителей на этом этапе познакомить ребенка с возможными персонажами и показать их взаимоотношения в процессе совместной игры. Например, в игре «дочки — матери» роль дочек выполняют куклы, а роль мамы — сам ребенок. Подскажите ребенку, какие диалоги могут происходить между персонажами, как они могут взаимодействовать, примите участие в игре с ребенком, подавая ему пример.

Малыш научится играть сам не сразу. Вам придется еще какое-то время принимать участие в играх ребенка, прежде чем он проникнется своей ролью.

Если вы принимали активное участие в играх ребенка и направляли его в процессе, то к третьему году малыш сможет занимать себя примерно на 40 — 50 минут.

Игры и игрушки для самостоятельных игр

Важным условием является то, что это должны быть игрушки и игры, с которыми ребенок может играть сам, без помощи родителей и которые соответствуют его возрасту. Очевидно, что двухлетний малыш не сможет увлечь себя сложными пазлами, если только не найдет им другое применение.

Какими игрушками может играть ребенок сам:

  • игрушечные наборы различных инструментов для знакомства с профессиями (например, набор доктора);
  • любимая игрушка, с которой ребенок привык спать;
  • машинки и различные каталки;
  • ненужная мелочевка, которую вы бы с радостью выкинули, но бережно хранимая ребенком (детали от машин, камушки, тряпочки, пуговки и т.п.);
  • спортивные игрушки (кегли, мячи, кольца для бросания);
  • самовозведенное убежище в виде стола, накрытого покрывалом, или маленькая туристическая палатка;
  • игры, которые не надоедают ребенку.

Важно: игрушек не должно быть много. Большое количество игрушек не позволяет ребенку развивать свою фантазию, кроме того, он не испытывает ни к одной из них чувства привязанности.

Вспомните свое детство. У вас был любимый мишка или заяц, без которого вы не могли заснуть. А помимо мишки еще пара кукол, кубики и пирамидка. Этого было достаточно, чтобы придумывать целый мир и проживать в нем по несколько часов.

Если у вашего ребенка все же много игрушек, то часть из них следует время от времени убирать с его глаз, чтобы . В следующий раз, когда вы их достанете месяца через 2, они будут восприниматься им как новые, и радости малыша не будет предела.

Когда ребенок получает новую игрушку, взрослые должны продемонстрировать, как с ней можно играть. Возможно, вы удивитесь, но ребенок не рождается с умением играть, поэтому вам следует научить его.

В какие игры может играть ребенок

После двух лет ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой. Можно подсказать ребенку идеи для игр, в которых он будет примерять на себя определенные роли (например, доктор, продавец, водитель).

Примеры ролевых игр для 2 — 3 — летнего ребенка:

  • в магазин;
  • в больницу и доктора;
  • в другие профессии (парикмахера, строителя, полицейского, пожарного, учителя и т.д.);
  • с куклами ребенок может поиграть в семью или детский сад;
  • с помощью машинок можно выучить правила дорожного движения или поиграть в грузоперевозки и такси;
  • со зверушками — зоопарк, цирк;
  • со спортивными игрушками — в спортсмена, тренера;
  • можно придумывать сюжет игр на основе или любимых мультфильмов, используя их персонажей.

Во время ролевой игры родитель может принимать активное участие или подсказывать ребенку какие-то моменты. Главное, в усердном проявлении не навязывать своих правил.

Что делать, если ребенок не играет самостоятельно

Если к 4 — 5 годам ваш ребенок не играет самостоятельно хотя бы 1 час, то в этом случае могут быть две причины:

  1. Ребенок не умеет играть самостоятельно. Потому что вы не научили его играть. В этом случае вам нужно срочно наверстывать упущенное. По своей природе большинство детей стремится к самостоятельности, поэтому когда у него начнет получаться, ваша задача поддержать его стремление похвалой или лакомством.
  2. Ребенок не хочет играть самостоятельно. Он умеет, но предпочитает ходить за вами хвостом. Или же ребенок постоянно просит поиграть с ним. В этом случае малышу просто не хватает родительского внимания. Отложите свои дела и уделите ребенку час своего времени. Покажите, что это ваша общая игра, в которую он может иногда поиграть один.

Также если у ребенка что-то не получается (например, собрать конструктор или паззлы), то у него может пропасть интерес к игре. Нужно ненавязчиво помочь ребенку, и тогда интерес будет возобновлен.

Если же ребенок старше 5 лет не способен самостоятельно играть, следует обратиться к специалистам.

Зачем ребенку самостоятельность в игре

В данном случае речь идет не о том, чтобы дать родителям больше свободного времени. Прежде всего навык самостоятельной игры нужен самому ребенку.

Этот навык определяет развитие воображения, мышления, речи и способствует адаптации ребенка в социуме. Вследствие этого важно обращать внимание не только на время самостоятельной деятельности ребенка, но и на разнообразие и сложность игр.

В процессе самостоятельной игры у ребенка развиваются необходимые качества, такие как терпение, усидчивость, инициатива, настойчивость.

В ходе игры ребенок должен испытывать радость, а не смирение и скуку. Поддерживайте его инициативу и выбор, не оказывайте помощь преждевременно и не навязывайте своих правил.

Бывает так, что ребенок играет самостоятельно, но при этом ему необходимо присутствие взрослого. Стоит только маме уйти из зоны видимости, как ребенок прерывает свою игру и бежит следом. Поэтому необходимо учить ребенка не только играть самому, но и оставаться ненадолго в одиночестве.

Малышам может помочь игра в прятки, в процессе которой ребенок приобретает уверенность, что спрятавшийся взрослый обязательно не исчезнет насовсем, а вскоре вернется.

В ходе ролевой игры, если маме нужно отлучиться на кухню, можно придумать причину, хорошо вписывающуюся в ход игры. Например, если вы играете в магазин, скажите ребенку, что вам необходимо отлучиться, чтобы получить товар.

Главное, перед уходом предупредить ребенка, что вы ненадолго уйдете и обязательно вернетесь. Первое время уходите на минимальный промежуток и старайтесь возвратиться до того, как ребенок успеет потерять вас.

Родитель должен быть всегда доступен для ребенка. Это значит, что он готов его выслушать, дать совет, поддержать и порадоваться за ребенка. Отзывайтесь сразу на зов ребенка, отвечайте на его вопросы, при таком отношении малышу будет спокойнее играть самостоятельно.

Как приучить ребенка играть самостоятельно. Правила

  1. Приучайте ребенка к самостоятельной игре, когда он сыт, здоров и в хорошем настроении.
  2. Место для игр должно быть безопасным и комфортным для ребенка.
  3. Позвольте ребенку нарушать правила игры и устанавливать свои.
  4. Демонстрируйте гордость за успехи ребенка: его самостоятельные творения и работы поставьте на видное место, где бы их могли видеть все члены семьи.
  5. Помните, что ребенок изначально не умеет играть. Его нужно этому научить также, как надевать штаны или есть ложкой.
  6. Чем больше вы проводите времени с ребенком играя, тем больше возрастает его интерес и тем быстрее он вовлекается в игру и начинает играть самостоятельно с радостью и энтузиазмом.
  7. Даже если ребенок уже вполне самостоятельно развлекает себя сам, не забывайте иногда уделить ему время и поиграть вместе. Ведь совместные очень сближают и дарят ребенку чувство нужности и уверенности в родительской любви.

И помните, дорогие родители, в доме, где есть дети, тишина — повод для паники!

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»

Роль игры в жизни вашего малыша переоценить невозможно. Детские психологи утверждают, что развивающие игры закладывают фундамент будущей успешности. Поэтому ответственные родители прикладывают все свои усилия, чтобы как можно больше времени проводить с малышом за интересными и развивающими играми, подыскивая для этого новые методики.

Это великолепно, но в трехлетнем возрасте начинает проявляться индивидуальность, и главное не задушить ее в самом начале. Как научить ребенка играть самостоятельно, с чего начать и как правильно развить самостоятельность, мы постараемся рассказать вам в нашей статье.

Свободная игра: что это такое?

Ребенок — это личность!

В трехлетнем возрасте ваш малыш уже успел многому научиться: самостоятельно мыслить, читать стихи наизусть, петь и танцевать. Детские психологи много говорят о свободной игре.

Что собой представляет свободная игра? Это та же игра, в которую вы играли вместе со своим малышом, проявляя в ней свою лидирующую позицию. Но на данном этапе развития вашего малыша он больше будет нуждаться в свободной игре, нежели в организованных занятиях. Предоставьте ему возможность поиграть со своими сверстниками. Игры со сверстниками развивают не только индивидуальность малышей, но и их речь, учат осознавать свои ошибки, наталкивают на решение возникших проблем и развивают их потенциал.

Если коротко, то свободная игра — это здоровое развитие ребенка.

Но прежде вам нужно научить своего малыша играть самостоятельно.

Основные требования на пути к самостоятельности: с чего начать?

Прежде чем ответить на вопрос о том, как правильно научить своего ребенка играть самостоятельно, хочется выделить несколько основных пунктов, которым вам нужно следовать.

Итак, для того чтобы малыш смог научиться играть самостоятельно, вам нужно:

  • Выключить телевизор.
  • Не перегружать чадо занятиями.
  • Научить ребенка, как играть самостоятельно.
  • Периодически менять игрушки.
  • Хвалить.

Как НАУЧИТЬ РЕБЕНКА играть самостоятельно 👶 Воспитание ребенка, самостоятельность 💖 Марина Ведрова

Как научить ребенка играть самостоятельно

Как НАУЧИТЬ РЕБЕНКА играть самостоятельно 👶 Воспитание ребенка, самостоятельность 💖 Baby NIK

Как научить ребенка играть самостоятельно. Мамина школа. 23.12.2017

Итак, выключите телевизор. Телевизор будет постоянно отвлекать вашего малыша от самостоятельной игры. Наверное, приходилось всем наблюдать такую картину, когда малышу выложили игрушки, постелили коврик и попросили его поиграть самостоятельно, а сами отправились на кухню.

Зайдя через некоторое время в комнату, вы видите, что малыш прилег на коврик и с интересом смотрит на экран телевизора, потому как там крутят интересный мультик. Естественно, он отвлекается от игры, не обращает внимания даже на новые игрушки, а смотрит, например, «Машу и медведя». Поэтому первый шаг к самостоятельной игре – выключение телевизора. При этом выключать его нужно заранее, а не тогда, когда ваш малыш с удовольствием пересматривает мультик.

Во-вторых, нельзя перегружать своего ребенка занятиями. Современные родители еще в раннем возрасте заставляют отпрысков учить иностранный язык, посещать танцевальные кружки и т. д. Это прекрасно, так как в этом возрасте дети, как губки, они впитывают в себя все уроки!

Но останется ли у ребенка свободное время для самостоятельной игры? Над этим вопросом родителям нужно хорошо подумать и спланировать график своего малыша таким образом, чтобы он мог правильно развивать свою самостоятельность.

Первые шаги к самостоятельной игре

Итак, телевизор выключен, график правильно организован, осталось лишь научить ребенка самостоятельно играть. Ваш первый шаг должен быть следующим:

  1. Лягте или присядьте возле него и поиграйте с ним, например, в машинки или магазин. Через некоторое время предложите ему сварить кашу для куклы Маши или уложить спать его любимую игрушку. Для этого вам нужно дать ему маленькое одеяльце, подушку, постель и предложить застелить ее самостоятельно. Оставьте его на 10-15 минут — пусть справляется сам. Возня с подушкой, простыней и т. д. будут развивать моторику рук.
  2. Меняйте игрушки – это увлекает малыша на некоторое время. При этом не стоит каждый раз покупать новые. Достаточно одну часть игрушек спрятать на некоторое время. Вы увидите, как он обрадуется своим новым старым игрушкам!
  3. Когда ребенок играет самостоятельно, не забывайте его все время хвалить, оценивайте его творческий подход, спрашивайте у него, во что он играет. Пусть он почувствует, что его игры интересны и заслуживают внимания.