Хэллоуин и Самайн: история и суть праздника. Ночь Самайна — праздник кельтов и ведьм, его традиции, обряды и ритуалы

20.06.2019

Колесо года вращается непрерывно, как непрерывна наша жизнь. У природы, как известно, нет плохой погоды, а заодно и «плохих» времен года. Каждое из них – очередная стадия развития мира и закономерный этап общего развития.

В кельтском календаре можно увидеть восемь праздников Колеса Года. Четыре Больших и Четыре малых шабаша (саббата). Большие Шабаши – Огненные праздники (Огненные Дни). Малые Шабаши – пики времен года.

Праздники Колеса Года
Samhain (Самайн) - ночь с 31 октября на 1 ноября
Yule (Йоль) - зимнее солнцестояние
Imbolc (Имболк) - 1-2 февраля
Ostara (Остара) - весеннее равноденствие
Bealtaine (Белтайн) - ночь с 30 апреля на 1 мая
Litha (Лита) - летнее солнцестояние
Lughnasadh (Лунаса) - 1-2 августа
Mabon (Мейбон) - осеннее равноденствие

Кельтский календарь делил год на две части: темную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте - апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния.

Саммайн, Самхейн, Хэллоуин

В конце октября – начале ноября наши древние предки отмечали наступление зимы - темного и холодного периода года. Зима для древних людей знаменовалась наступлением холода, ограничениями в еде, переходом к жизни в помещении. Сакральный смысл зимы - "сон Земли в небытии" перед "рождением новой весны" (см. Масленица, Пасха). Самайн (Самхейн) у кельтов, Осенние Деды и Макошье у славян наполнены одним и тем же смыслом и ритуалами. Поминание умерших предков, просьбы о покровительстве и общение с усопшими являлись важными духовными практиками для древних.

К концу осени скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, которое хранили на холоде и старались дотянуть до весны. Конец годового цикла земледелия ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Таким образом Самайн также являлся и "праздником смерти" в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы "оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца" и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костер. Вокруг костров собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось, что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.

В Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка. Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной, магическое время, когда, по поверьям кельтов, открывается дверь между физическим, "реальным" миром и миром духов. Это означало, что духи могут проникать в мир людей.

В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых - Лемурии, хотя она и праздновалась 13 мая.

Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены Христианством. В VIII веке Католическая церковь связала языческие фестивали с христианскими Днем всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября). Однако традиция разжигания костров в ночь 31 октября просуществовала в отдаленных европейских деревушках до начала 20 века. Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай.

Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows" Day), который отмечается 1-го ноября. Что касается Хэллоуина, то Halloween - вечер накануне Дня Всех Святых («All Hallow e"en»), и он церковным праздником не является. Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.

В более поздние времена, когда в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайна не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хэллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла.

Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку были привезены из Америки.

Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза.

Дети, наряжаясь ряжеными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги. Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания сидов.

Покров, Осенние Деды, Макошье.
На север и восток Европы зимние холода приходят раньше, поэтому на Руси приход зимы отмечали раньше. В середине октября на Руси отмечали Покров, или Покровское Свято. Название Покров связано с первым инеем, который покрывал землю. Покров являлся "официальным" переходом жизни в зимнее русло: к этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы, начинали топить в домах, девушки усаживались за пряжу, шитье, вышивание и посиделки, наступала пора свадеб. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).

Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших, который назывался Осенние Деды (Дзяды) - этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника - весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор и оставляли еду для недавно умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай.

ПРАЩУРЫ ВЕЩИЕ,
ВО РОДУ СТАРШИЕ,
ВО ИРЬЕ СТАВШИЕ,
ТАЙНЫ ПОЗНАВШИЕ,
БОЖЬИМИ ИСКРАМИ,
ПТИЦАМИ БЫСТРЫМИ,
К НАМ СОЛЕЙТАЙТЕСЬ,
НА ПИР СОБИРАЙТЕСЬ,
ГДЕ ЧАРЫ ЧЕСТНЫЕ,
ГДЕ СЛАВЫ С ПЕСНЯМИ,
ГДЕ ВНУЦЫ ВАШИ
ВАМ ЧЕСТЬ ВОЗДАВШИ!

Слава Богам и Предкам нашим!

Наконец, в самом конце октября наступало Макошье - день "замыкания земли и воды" на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом). Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) - древневосточнославянская богиня семьи, "прядница судьбы" и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы - старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.



Празднование Дней Мёртвых в Мексике
По всей Мексике (и всё в большей мере в южной Калифорнии и на американском Юго-Западе) Дни Мёртвых отмечаются в Хэллоуин и следующие за ним несколько дней. "Официальная" дата Дней Мёртвых - 1 ноября. В домах воздвигаются алтари в честь умерших членов семьи. На ярко украшенных алтарях вместе с фотографиями покойных ставятся святые иконы и религиозные предметы. На алтарь помещают пищу для умерших. После того как покойные отложили себе невидимую порцию, к еде приступает семья. У детей пользуются большой популярностью фигурные сладости в форме скелетов. В течение празднования Дней Мёртвых мексиканские семьи идут на местные кладбища к могилам умерших родственников. Они убирают могилы, преображая вид кладбищ, которые становятся живописными, магическими местами. Устраиваются пикники, и в это время семьи совершают обряд символической трапезы со своими предками. Люди верят, что во время этих праздников духи мёртвых начинают бродить по ночам, пытаясь разыскать свои бывшие дома. Перед порогом дома часто выстилается тропинка из бархатцев, траурных цветов. Считается, что тропинка, проложенная из этих цветов, помогает духам мёртвых найти путь к дому. Сохранение близких и дружеских отношений с Предками служит гарантией того, что всё общество - как живые, так и мёртвые - сохранит духовное здоровье и преемственность традиций прошлого в настоящем. Не всякий из нас живёт в маленьком селении, моделирующем собой мир, но все мы живём в том или ином обществе и обязаны помогать этому обществу поддерживать духовное здоровье - даже, или, возможно особенно, если пришли к пониманию, что общество по своей природе глобально. Всё-таки исцеление племени - это дело шаманов. А мы можем почитать предков, и это одно из главных дел нашей жизни. Традиционное время для этой практики - Хэллоуин, или День Всех Душ, хотя её можно выполнять в любое время.
В Мексике алтари в Дни Мёртвых украшают фотографиями, портретами и личными предметами, некогда пренадлежавшими умершим родителям, старикам, сёстрам и так далее. Эти "сувениры" ставят на алтарь как образы и напоминание об ушедших в мир иной.
Следование шаманскому пути подразумевает необходимость учиться воспитывать в себе любовную заботу о Предках, обо всех душах, покинувших ряды земного человечества, ибо эта любовная забота выше эмоциональных привязанностей или антипатий. Её можно охаректеризовать только в терминах сострадания, которыми оперируют буддисты. Теперь вы должны предложить мёртвому еду. Какую именно? Любую по вашему вкусу!
Например, в Мексике не редкость, когда "для дедушки" по его любимому рецепту жарят энчиладас (мексиканские блинчики с острой мясной начинкой) и ставят перед фотографией на алтаре. Когда вы оставляете на алтаре еду и питьё, старайтесь, чтобы у вас в голове были добрые мысли о тех, кому эта пища предназначена. Созерцайте, размышляйте, фантазируйте.
Что хорошего было в этом человеке или в этих людях? Что в них было прекрасного, составляющего частицу их бессмертного духа? Садитесь и медитируйте на эти темы.

Когда ваше сердце переполняется любовью к отдельным предкам, вы способны посылать эту любовь всему миру, всем нашим предкам и всем живущим на земле людям. Пусть еда стоит на алтаря столько времени, сколько вы сочтёте нужным. Затем унесите её с алтаря и съешьте, пока она сохранила свежесть. По возможности старайтесь разделить эту трапезу с близкими по духу родственниками, которые точно также относятся к покойному, как и вы, или с друзьями, желающими почтить память собственных предков. Ешьте в молчании, с почтением к душам и духам тех, кто прошёл до вас. Отправляя в рот каждый кусочек и отпивая по глотку, думайте о них и сполна вкусите их дух.




Самайн - Ведьмин Новый Год
Это один из четырех основных праздников сакрального календаря друидов. Кроме Самайна к ним относятся Белтайн, Лугнасад и Имбволк.
Конец уходящего года и начало «темной» половины следующего кельты отмечали великим празником Самайном. Вначале он приходился на семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия. Впоследствии, в результате реформ римского календаря, его дата стала выпадать на ноябрьские календы.

Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.

У многих кельтских народов 1 ноября – начало нового года, но не у всех. Например, у древних ирландцев новый год начинался в Бельтайн, то есть 1 мая. Тем не менее Самайн сложно считать просто новогодним праздником перехода к зиме, это типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. Представляя собой один из четырех главных календарных праздников кельтов, Самайн знаменует начало зимней, темной половины года. Таким образом, Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир, также известный как Сид. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, истончается граница между мирами. Древние легенды гласят о том, что в ночь Самайна раскрываются холмы, на свободу вырываются силы хаоса, и тогда в мир людей проникают бессмертные.

Именно в это время по преданиям происходят значимые события - достаточно вспомнить древнеирландский эпос. Так, в саге "Разговор Старейшин" рассказывается, как в Тару приходит Финн и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.

Те случаи ритуального умерщвления короля, которые известны нам по ирландским сагам, происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге "Разрушение Дома Да Дерга".

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами (злыми демонами), приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои, например, один из ключевых персонажей ирландской мифологии - Кухулин.

Ночь с 31 октября на 1 ноября - самое лучшее время года для общения с усопшими, в эту ночь нужно попросить у них прощение за те обиды которые мы наносили им при их жизни.

Самайн - время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе. Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся еще точнее.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни - ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза - все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение - соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

В ночь Самайна Рогатый Бог умирает, чтобы возродиться вновь во время Иула (зимнего солнцестояния), и тогда день снова начнет расти.
Самайн - время размышлений, время оглянуться на уходящий год, время примириться с той стороной жизни, над которой мы не властны - со смертью.

Травы Самайна:
Хризантема, полынь, бархатцы, ноготки, яблоки, груши, орешник, чертополох, гранаты, все зерновые злаки, зрелые фрукты, овощи и орехи, тыква, репа, кукуруза.

- Доброго всем времени суток) Мы начинаем изучать праздники кельтов. И начнем с главных праздников Колеса Года - Самайн (Саунь) (1 ноября), Имболк (1 февраля), Бельтайн (1 мая), Лугнасад (1 августа). Кроме них были и 4 неосновных праздника - зимнее и летнее солнцестояния, осеннее и весеннее равноденствия.
В этом триместре мы будем рассматривать все 8 праздников и начнем с Самайна.

Многие кельтские племена, особенно на континенте, отсчитывали начало года именно с Самайна. Если разбираться в названии и произношении праздника, то Samhiunn на шотландском языке произносится как «саун» или «саувин», а на ирландском Samhain - «савань» (более старый вариант произношения) или «саунь». А галлы называли праздник Trinouxtion Samonii - «Три ночи Самониоса» (иногда - Три Ночи Конца Лета).
По одной из версий название переводится как «конец, закат лета». По другой считается, что слово «Samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание» или «сход». И ту и другую версию названия можно считать близкой к истине.

Что касается празднования, то отмечался праздник от трех до семи суток. Эти дни считались священными и назывались Днями Безвременья (хотя по календарю деревьев Дни Безвременья - это дни зимнего солнцестояния). Центральным временем торжеств был 1 Samonios. Сейчас его «прикрепили» к 1 ноября, но не стоит забывать, что месяц начинался с полнолуния, т.е. дата могла и не совпадать с современной.
Этот праздник знаменовал собой окончание светлой половины года и начало темной. Связан он не только с окончанием лета и сбором последнего урожая, но и с окончанием пастбищного сезона. К этому дню весь скот, который пасся на дальних пастбищах, возвращали в селение. Что касается земледельческих работ, то после ночи Самайна нельзя было собирать оставшийся несобранным урожай, так как духи и фейри сделали его опасным для человека.

В этот день или, правильнее, ночь соединяются два мира - Мир людей и Иной Мир, Мир Сидов. Границы миров истончаются и жители Иного Мира могут спокойно проникать в наш мир, а люди могут попадать в Иной.


О том, кому кельты поклонялись в этот праздник, существует несколько версий. По одной из них, кельты Ирландии праздновали союз бога Дагды с богиней Морриган. Другие источники говорят о поклонении идолу Кромм Круаху, стоявшему на равнине Маг Слехт в окружении еще 12 статуй. Считается, что сам идол изначально назывался Кет Круах, т.е. «Повелитель Холма». Еще одна версия говорит о том, что Самайн называли «Праздник Монгинн» - в честь колдуньи из Иного Мира по имени Монгинн, которая умерла в канун Самайна (согласно саге «Смерть Кримтанна»).
Все эти версии, на мой взгляд, либо выдумка, либо относится к отдельным племенам кельтов, но ни как не ко всем.
Но есть еще более древнее поклонение. В эту ночь праздновали возвращение бога Кернунноса к своей супруге - Богине Земли. Тогда как в Бельтайн он уходил из дома, так как его жена выбирала себе другого супруга. Богиня земли в свою очередь, оставаясь прекрасной в Ином Мире, в нашем мире превращалась в чудовищную ведьму, названную шотландцами Каллех Бер, и приносила плохую погоду.

В Самайн было много ритуалов, одним из основных - разжигание священного огня. Как и в Бельтайн, в Самайн гасили «старый» огонь и зажигали «новый» от ритуального костра, зажженного друидами. Добывался священный огонь естественными древнейшими способами - высеканием или трением. Огонь от удара молнии так же считался священным, но такой огонь был редкостью - грозы в Самайн не часто идут).
Среди ритуалов можно выделить и жертвоприношения. Многие источники говорят о том, что в огонь бросались кости домашних животных, клочки шерсти этих животных, а на островах в качестве жертвы использовали кости рыб. Можно сказать, что такие «жертвы» были отголоском более ранних ритуалов, когда в огне сжигались живые животные и рыба, а так же и люди (в основном пленники или преступники). Как и любое жертвоприношение, этот ритуал можно расценить как преподношение даров богам, так и возвращение природе части того, что у нее было взято.
Еще одним ритуалом, связанным с костром, был ритуал выпекания на углях священного костра особого хлеба, который обладал целебными свойствами. Так как хлеб считался магическим, то к нему приобщались все люди поселения. Так же хлеб давали животным, а крошки раскидывали по полям. В Шотландии на золе священного костра пеклись лепешки из цельных зерен. Из овсяной муки могли выпекать хлеб с отверстием посередине. Хлеб этот потом разбрасывали по полям для ограждения скота от хищников. Месить тесто для обрядового хлеба и придавать ему форму нужно было на овечьей шкуре, так как она, по поверьям, обладает магическими свойствами.

После ритуальных действий друидов, от священного костра зажигали факелы, которые несли по домам и разжигали огонь в очагах. Так же с факелами обходили вокруг поселения и полей. Это был защитный обряд.
В качестве еще одного защитного обряда можно назвать насаженные на частокол вокруг крепости человеческие головы и черепа. Это устрашающее зрелище, которое отпугивало не только нечисть (как это часто утверждается), но и врагов.

Еще одним действием в дни празднования Самайна был Королевский пир Самайна. Считалось, что тот, кто присутствовал на пире, не подвластен влиянию зла. Улады считали, что в Самайн злые силы, разгуливающие в эту ночь по нашему миру, могут погубить любого, кто не присутствует на пиру в Эмайне (столица уладов). Примерно также говориться и про пир в Таре.
Основными блюдами священного пира были: хлеб, мясо (особо почитались свинина, говядина, баранина), масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Из напитков - пиво (эль), вино, иногда медовуха (mid). Еды и питья было много. Часто за счет того, что каждый пришедший на пир, обязан был принести с собой продовольственный дар.
Существует упоминание о том, что в юго-западной Бретани пиром Самайна управляли девять женщин. Они пекли специальные пироги «kornigou» - «маленькие рожки». А так же выпекался большой пирог - «bonnag Samhna», который нарекался именем какого-нибудь известного «рогоносца». Связана эта традиция с тем, что по поверьям бог Кернуннос в эту ночь возвращался в Иной Мир к своей супруге.


Самайн был не только праздником начала нового года, но и днем (точнее ночью) поминовения умерших - ведь именно в эту ночь граница миров исчезала, и души умерших могли находиться в нашем мире. Поэтому люди устраивали «немой ужин» (мертвые не говорят) - оставляли пустое место за праздничным столом и ставили перед ним еду. Для того, что бы мертвые могли прийти на ужин, двери и окна в домах оставлялись открытыми. Иногда для мертвых готовили специальные пироги. Пища для мертвых должна была оставаться нетронутой в течение всего праздника. Иначе человек, съевший пищу мертвых, мог превратиться в вечно голодного призрака, которому не дозволялось присутствовать на пиру в Самайн.
Кельты почитали умерших, но и боялись их. Поэтому в ночь Самайна опасно было ходить по улице, свистеть там и звать кого-то по имени - это все могло нарушить покой духов и разозлить их.
В то же время, например, в Уэльсе существовала традиция cennad y meirw - «посольство мертвых». Когда бедняки отождествляли себя с мертвыми и приходили к дверям более состоятельных членов поселения и просили пожертвования от имени предком. В каждом доме им давали немного пищи, которая была отложена для духов. Таким образом, как бы укрепляя связь между живыми людьми и духами.

Разные племена - разные традиции и верования. Даже в разное время были разные ритуалы - в ранний период они были более кровавыми и жестокими, а в более позднее время стали больше символическими и мирными.

Рассказывать про празднование Самайна можно еще долго, но лекция и ваше терпение не резиновые) Поэтому запишите домашнее задание и бегите отдыхать.

Домашнее задание:

Вопрос 1. Последние дни октября и первые дни ноября праздновались не только кельтами. Найдите и расскажите о таких праздниках у других древних народов (учитывайте, что Хэллоуин - не древний праздник). (0-3)

Вопрос 2. В русских сказках встречается описание дома Бабы-Яги. На частоколе там насажены черепа или головы. Как вы думаете, зачем оно ей было надо?)(0-4)

Вопрос 3. На выбор:
а) Расскажите про пир в Таре. (0-3)
б) Как бы вы провели празднование Самайна в вашем Доме? (0-3)

Для написания хорошей домашней работы советую ознакомиться с разделом "На 12"
Всем удачи.

Самхейн

Самайн
Тип праздник кельтских народов
иначе Самхейн
Значение праздник смерти, первый день зимы
Дата 1 ноябрь
Связан с Самайн - Йоль - Имболк - Остара - Белтайн - Лита - Лугнассад - Мабон Хэллоуин

Самайн (an t-Samhain) (по-шотландски произносится [ˈsaʊn] - «саун» или [ˈsɑːwɪn] - «саувин»; по-ирландски [ˈsˠaunʲ] - «саунь», брет. Samhain , валл. Samhain ) - в шотландском (гэльском) языке является обозначением месяца, аналогичного современному ноябрю . В ирландском языке «Самайн» (Samhain) - ноябрь . У кельтов издавна обозначает третий месяц осени.

Также у кельтов есть праздник под аналогичным названием Самайн (гэльск. Samhainn или Samhuinn , ирл. Samhain ), начинающийся вечером 31 октября и длившийся три первых дня ноября. Праздник посвящен окончанию лета, сбору урожая. Иногда праздник путают с Днём Всех Святых (Хеллоуин).

В русской литературе встречается написание «Самхейн».

Этимология

История

Кельтский календарь делил год на две части: темную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте - апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением полнолуния. Также вместе с наступлением темной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год. Праздник в латинской версии назывался «Три ночи самониоса» (trinux samo). Смена темной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответсвующий ему месяц.

Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, еще в XII веке .

Празднование древнего Самайна продолжается до сих пор. Этому времени года соответствует канун Дня Всех Святых, или Хеллоуин.

Праздник

Самайн отмечался как праздник, посвященный сбору урожая, а также как день почитания мертвых. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мертвых», считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы . Начинался праздник 31 октября , считавшимся последним днем сбора урожая.

Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а так же решали, какая часть скота переживет зиму, а какая - нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Во время празднования жгли костры. Друиды , при помощи оставляемых огнем на костях убитых животных рисунков, предсказывали будущее. Через костры прыгали люди, или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнем. Часто между кострами также проводили скот.

В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых - Лемурии , хотя она и праздновалась 13 мая .

При принятии христианства Самайн трансформировался в День всех святых, празднующийся 1 ноября , после которого, 2 ноября , идет День поминовения. Предшествует же этим церковным праздниками ночь с 31 октября на 1 ноября - Хэллоуин.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самхейн" в других словарях:

    Энциклопедия мифологии

    самхейн - один из четырех главных кельтских праздников, отмечавшийся 1 ноября. Ночь накануне Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего праздника Хэллоуин. Самхейн, будучи чисто крестьянским праздником, знаменовал собой окончание одного… …

    КОЛЕСО ГОДА, в викканской (см. ВИККА) традиции т. н. колдовские праздники, восемь праздников, посвященных Богу и Богине и символизирующих различные периоды их жизни. Колдовской календарь содержит 13 праздников полнолуния или эсбатов и 8 Дней Силы … Энциклопедический словарь

    Энциклопедия мифологии

    глава 27 - ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА Падение кельтского государственного языческого культа началось в Британии несколько раньше, чем в соседней Ирландии. Справедливости ради надо признать, что первый удар кельтскому язычеству… … Кельтская мифология. Энциклопедия

    Энциклопедия мифологии

    Тип праздник кельтских народов иначе Самхейн Значение праздник смерти, первый день зимы Дата 31 октября 1 ноября Связан с Йоль Имболк Остара Белтайн Лита … … Википедия

    глава 4 - РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ БРИТТОВ И ДРУИДИЗМ Древнейшие кельтские обитатели Британии гэлы и бритты, как уже было сказано, относились к одной из ветвей арийской расы. Точнее говоря, сам это термин относится не столько к самой расе, сколько … Кельтская мифология. Энциклопедия

    ВОЙНА С ГИГАНТАМИ Тем временем кончились семь лет, отпущенных на подготовку к войне. За неделю до праздника Самхейн Морриган с помощью чар узнала, что фоморы уже высадились в Эрине. Она немедленно послала гонца, чтобы сообщить об этом Дагде,… … Энциклопедия мифологии

    Пентакль (пентаграмма, вписанная в круг) используется многими викканами как символ их религиозной принадлежности. Викка (англ. Wicca) зап … Википедия

Хэллоуин, Самайн, Кельтский Новый год, Праздник смерти, канун Дня всех святых… Ночь, когда открываются врата, соединяющие мир мёртвых с миром живых. Ночь, когда любым нечеловеческим сущностям, от фей и эльфов до сил преисподней, позволено свободно разгуливать по земле. Ночь, когда становится возможным невозможное, странное и страшное. От кельтского праздника урожая к единственному дню в году, когда смерть становится смешной, - путь, пройденный Хэллоуином в человеческом сознании, впечатляет.

Зима близко

У Самайна, предтечи Хэллоуина, сложные отношения с современным праздником. Они друг другу не то чтобы отец и сын, а скорее старший и младший братья, которых поделили при разводе родители. Самайн считается чисто языческим праздником, а в Хэллоуине языческие традиции слились с христианскими, сохранив основную идею - утверждение победы жизни над смертью. Только язычники видят бессмертие как «вечное возвращение», слияние с праматерью-природой, а христиане - как вечную жизнь души.

Хотя в русском языке этот кельтский праздник принято называть Самайном, в древнеирландском слово Samhain произносилось как «Савань», с ударением на первый слог. Это слово и его производные издавна обозначали третий осенний месяц, когда урожай с полей уже убран и пора готовиться к зиме. Слово возводят к санскритскому (индоевропейскому) samana - «собрание», «сходка». В современном ирландском, как и в гэльском (шотландском), an t-Samhain (читается «саунь») означает «ноябрь».

Самайн в его классическом виде отмечали только кельты Британских островов, хотя в Галлии, нынешней Франции, тоже был похожий праздник. Так как кельты, подобно многим другим древним народам, пользовались лунным календарём, дата этого праздника была плавающей. Его отмечали в третье новолуние осени либо, по другой версии, через двадцать один лунный день после первого полнолуния, следующего за осенним равноденствием, - вот так сложно. Некоторые современные неоязычники высчитывают «правильную» ночь Самайна по лунному календарю.

По свидетельствам древнеримских авторов, кельты праздновали свой новый год с размахом - в течение трёх тёмных ночей подряд, пока умершая луна сменялась новорождённой. Римляне называли их «три ночи Самониоса». Самайн уважали и в деревнях, и во дворцах королей: три ночи Самайна были большим торжеством в Таре, священной столице древних ирландцев. А одна сага описывает празднование на равнине Муртемне в течение семи ночей подряд - трёх до новолуния и трёх после.

Нет никаких свидетельств того, что в языческие времена Самайн был связан со смертью и сверхъестественным. Скорее всего, это был просто праздник урожая и конца осени. Закончился один сельскохозяйственный год, начался новый (хотя древнеирландским новым годом был Белтейн - 1 мая), - и в ночь перехода из одного года в другой могло случиться что угодно, любое странное волшебство.

Есть версия, по которой Самайн был праздником не земледельцев, а скотоводов. В конце октября скот возвращают в жильё на зимовку, причём часть скотины идёт на убой, а значит - неизбежен сытный праздник. Король или вождь собирал народ на пир, получал богатые подарки, обильно кормил и поил своих людей, организовывал спортивные состязания и поединки, собирал налоги и проводил суды.

К сожалению, почти не известно, что в это время делали жрецы-друиды. Они проводили некие обряды, разжигали «огни Самайна», но суть этих ритуалов пока неясна. Как полагают исследователи, самые древние из обрядов включали человеческие жертвоприношения. В те тёмные времена было принято выбирать «короля года», которого приносили в жертву по истечении «царствия» - именно на Самайн. Некоторым современным чиновникам такая практика не помешала бы: близость смерти очень мотивирует! Позднее человеческие жертвы были заменены животными или имитацией - например, сжиганием чучела, как в России на Масленицу, или прыжками через костёр, как на Ивана Купала.

Вероятно, сакральным значением Самайна, как и любого праздника перехода, была связь Верхнего и Нижнего миров, а также мира людей и мира сидов. Есть гипотеза, что ирландцы в эту ночь праздновали священный брак бога-прародителя Дагды и богини войны Морриган. Но у этих версий нет прочной основы.

Неясно, считали ли кельты Самайн «ночью открытия врат» или этой идеей мы обязаны впечатлительности ранних христиан и фантазии неоязычников. Первые свидетельства о связи Самайна со смертью и нечистью принадлежали христианским монахам, которым языческие обряды казались мерзкими и дьявольскими. Но, наверное, дыма без огня всё-таки не бывает. Язычники представляли себе мироздание как несколько связанных «этажей», а момент перехода, пересечения пространственной или временной границы, наделялся сакральным значением. По крайней мере, в сельской местности Шотландии и Ирландии, где этот праздник существовал ещё в XVIII веке, его уже прочно связывали со страшными историями, нечистой силой и сидами.

В древнеирландских сагах не раз упоминается особый, ничем не мотивированный гейс (запрет) - выходить за городские стены в ночь Самайна. Это часто трактуют как веру в то, что за околицей буйствует нечисть. Но возможно и другое толкование: тот, кто останется «за бортом» в ночь перехода, рискует не перебраться вместе со всеми в новый год, а остаться навсегда в безвременье старого.

Джек-с-фонарём

Фото www.tOrange.us.

Считается, что древние кельты на Самайн вывешивали на городских воротах головы мертвецов либо черепа - как напоминание о смерти, которая в эту ночь проходит совсем рядом с людьми, и как подношение злобным духам. Позднее эти жуткие атрибуты были заменены фигурно вырезанной репой со свечкой внутри. А в Америке вместо репы стали использовать тыкву: её было больше, она стоила дешевле и легче поддавалась резьбе. Интересно, что резные тыквы в XIX веке не всегда связывались с Хэллоуином - это было просто такое национальное развлечение.

Откуда же взялся Джек? Это персонаж средневековой легенды, который не поладил ни с Богом, ни с Дьяволом и с тех пор был вынужден скитаться по земле, собирая под своим фонарём все неприкаянные души. Свечки внутри резных тыкв призваны указывать дорогу в мир мёртвых именно таким душам. И это тоже отголосок древней традиции поминовения усопших: ставить огонь на подоконники, чтобы пригласить умерших в дом, где их ждёт пища. Для язычников, которые всегда ощущали незримую связь с умершими предками, в этом не было ничего странного, пугающего или кощунственного.

Свистать всех святых!

День всех святых - странное, если вдуматься, название. Зачем нужен день для «всех святых», если у каждого святого есть личный праздник, а то и не один? На самом деле каноническое название праздника - Собор всех святых. Так называют описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение Агнцу, олицетворяющему Иисуса Христа. За ним в Книге Страшного Суда следует снятие седьмой печати и начало собственно конца света.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

«Откровение Иоанна Богослова», 7:9-14

«Те, кто убелил одежды свои Кровию Агнца» - это и есть христианские святые, причём как известные и почитаемые, так и те, чей подвиг во имя веры остался тайной для людей, но не для Бога. День всех святых - праздник, когда можно воздать должное им всем без разбору. Его христиане отмечают с рубежа IV-V веков. Католические священники надевают на службу белые одеяния, имитируя поклонение Агнцу.

Дата 1 ноября была установлена в VIII веке папой Григорием III, а через сто лет Карл Великий повелел отмечать этот праздник во всей империи франков. А 2 ноября стало днём поминовения усопших. Правда, из одного текста, приписываемого средневековому британскому историку Беде Достопочтенному, известно, что христиане Британии якобы начали отмечать День всех святых 1 ноября куда раньше, переосмыслив традиции Самайна.

В Британии День всех святых называли All Hallows’ Day, а вечер накануне - All-Hallows-Even (Канун дня всех святых) либо Hallowmas. Впервые это название зафиксировано в 1556 году. От него и произошло современное «Хэллоуин». Судьба этого праздника, который всегда был страшным и весёлым, в отличие от благообразного богослужения, непростая. Его очень любили в Ирландии и Шотландии, где в народе сохранилось больше языческих традиций, а вот в Англии ему досталось от протестантов, боровшихся с «папскими праздниками». Но он вернул прежние позиции благодаря Ночи Гая Фокса, отмечаемой 5 ноября. Именно от неё Хэллоуину в наследство достались фейерверки.

В Америке Хэллоуин долгое время не отмечали: там было слишком много пуритан, осуждавших шумное «языческое» веселье. Но во второй половине XIX столетия в США хлынули бедные шотландцы и ирландцы, которые привезли в Новый свет свои традиции. Так Хэллоуин стал частью американской культуры, а благодаря Голливуду этот праздник начали отмечать по всему миру. И дело тут не столько в «проклятой поп-культуре», сколько в глубинной потребности человека «присвоить» смерть, сделать её забавной и нестрашной и в конце концов победить.

Сладость или гадость?

«Trick or treat?» - фраза, с которой наряженные в маскарадные костюмы детишки ходят по домам, выпрашивая угощение (treat) или мелкие монетки. Если им отказывают, они имеют право сотворить с этим домом любую шалость (trick) - например, вымазать дверную ручку клеем. Иногда дети, обходя дома, поют песенки или рассказывают страшные истории - «отрабатывают» награду. Этот обычай похож на русскую традицию рождественских колядок, и в английском языке для него есть специальное название - «гайзинг» (guising). В Средние века в канун Дня всех святых от дома к дому ходили бедняки - именно в этом контексте праздник Hallowmas упоминается у Шекспира в «Двух веронцах». Гайзинг был популярен в Ирландии и Шотландии, а в Америке такие шествия стали повсеместными на рубеже XIX-XX веков.


От Бёрнса до Бёртона

Хэллоуин прописался в массовой культуре не сразу. «Открыл» его для британцев знаменитый шотландский поэт Роберт Бёрнс. Он в 1785 году написал поэму «Хэллоуин», живописующую, как отмечают праздник шотландские крестьяне. Основное внимание он уделил гаданиям на суженого. Несмотря на потустороннюю тему, поэма получилась игривой; автор подчёркивает, что Хэллоуин прежде всего весёлый праздник, а уж потом - повод всласть попугаться. В Шотландии, где поэта практически канонизировали, дети учат поэму наизусть и рассказывают, когда ходят по домам и требуют конфет.

Согласно старинным поверьям, этой ночью ведьмы, черти и прочая нечисть вылетают творить свои полуночные козни; в частности, сказывают, будто бы такой воздушный народец, как феи, в эту ночь справляет великий праздник.

Роберт Бёрнс, из примечаний к поэме «Хэллоуин»

Уже в начале XIX века в Америке Канун всех святых связывали со страшными историями и нечистью. Это хорошо видно из знаменитой новеллы Вашингтона Ирвинга «Легенда Сонной лощины» (1820). Хотя дата в тексте не упоминается, время встречи Икабода Крейна с безголовым всадником напоминает о Хэллоуине: это и обильное угощение, традиционное для праздника урожая, и время (золотая осень), и ритуальное рассказывание страшных историй. А в последних абзацах, где автор намекает, что в «привидении» не было ничего мистического, появляется разбитая тыква - её Икабод принял за голову, прикреплённую к седлу всадника. Одурачивший Крейна соперник был своего рода хэллоуинским ряженым (гайзером).

В фильме Тима Бёртона история «Сонной лощины» превратилась из курьёза в зловещий готический триллер с настоящим призрачным всадником. Но и сцена из повести Ирвинга там есть.

На Хэллоуин, а также на Белтейн (1 мая) обитатели городка Данвич из рассказа Говарда Лавкрафта «Ужас Данвича» (1928) проводят омерзительные ритуалы поклонения Йог-Сототу и другим Древним. В романе Чарльза Уильямса «Канун Дня всех святых» (1945) речь о самом празднике почти не идёт, зато много рассказывается, что ждёт души после смерти, - это вполне укладывается в концепцию Хэллоуина как «точки встречи» нашего мира и загробного.

Главные книги про Хэллоуин: «Чую, зло грядет» Брэдбери…

Настоящим «певцом Хэллоуина» можно назвать Рэя Брэдбери. Его завороженность ритуалами этого праздника, внимание к деталям и богатая фантазия помогли создать целую мифологию Хэллоуина: прекрасную, жуткую и хрупкую, как любые настоящие чудеса. В романе «Чую, зло грядет» (Something Wicked This Way Comes, сложное для перевода название - цитата из разговора ведьм в шекспировском «Макбете») описан странствующий осенний «карнавал ужасов». Такие заведения были популярны в Штатах первой половины ХХ века и открывались именно перед Хэллоуином, когда вся Америка жаждала как следует напугаться. Именно после встречи с Мистером Электрико, фокусником с такого карнавала, двенадцатилетний Рэй решил стать писателем.

В романе карнавалом управляют Люди Осени, порабощённые зловещим Мистером Мраком. Как освободиться от власти зла? Брэдбери выбирает способ, подходящий для его юных героев, - смех. «Улыбка ненавистна людям ночи. В улыбке - солнце. Они не выносят солнца». И в этом - сама суть праздника Хэллоуин: смех и веселье как способ победить тьму и смерть.

К теме Хэллоуина Брэдбери вернулся в повести «Канун всех святых» (1972). Под зловещим Хэллоуинским древом, на котором растут тыквы, герои встречаются со странным мистером Смерчем, который уводит их в страну детских страхов, рассказывая о разных традициях поминовения усопших и настоящем значении Хэллоуина. «Канун всех святых» - это настоящая энциклопедия Хэллоуина, обязательная к прочтению для всех, кто хочет знать больше об этом празднике.

Данью уважения Брэдбери можно считать рассказы Глена Хиршберга из сборника «Два Сэма. Истории о призраках» (2003) - «Стёпка-растрёпка» и «Карнавал судьи Дарка». В первом рассказе ребятишки на Хэллоуин забираются в заброшенный дом и переживают там несколько жутких минут. А во втором, который напоминает о Брэдбери уже своим названием (Мистера Мрака в оригинале зовут Mr. Dark), университетский профессор получает билет на мифический карнавал из городской легенды и оказывается в своём персональном аду.

…и «Ночь в тоскливом октябре» Желязны.

Роджер Желязны в романе «Ночь в тоскливом октябре» (1993) возвращает Хэллоуину его мифическое значение - безвременья, времени перехода, когда становится возможным связать мир людей и мир странных и страшных тварей. Именно в ночь с 31 октября на 1 ноября, да не во всякую, а только совпадающую с полнолунием, половина играющих в Игру должна провести финальный ритуал открытия Врат, а другая половина - им помешать. Особую прелесть книге придают литературные аллюзии: как на хэллоуинском карнавале, здесь собрались персонажи популярных «страшилок». А завораживающий поэтичный стиль погружает читателя в атмосферу особенной, мистической осени. «Ночь в тоскливом октябре» - это ещё одно обязательное чтение перед Хэллоуином. Среди ролевиков традиционными стали городские игры по «Ночи…», в которые играют именно в октябре.

Помимо хоррора и мистики, Хэллоуин и Самайн появляются в фэнтези, касающемся кельтских мифов. Действие одного из романов Джима Батчера о чародее Гарри Дрездене, «Барабаны мёртвых», происходит перед этим праздником, и появление Дикой Охоты, чьё время - осень и зима, выглядит вполне логично.

Кельтской мифологией явно очарована и Мэгги Стиуотер, автор цикла романтического фэнтези «Книги фей». В романе «Баллада. Осенние пляски фей» появляется кельтский рогатый бог плодородия Кернуннос, он же Король Мёртвых и отец народа фейри. У этого народца есть жуткий осенний обычай: каждые шестнадцать лет тело низшей фейри, живущей среди людей и питающейся их душами и талантами, должно сгореть в самайнском костре, чтобы потом возродиться. Основное внимание автор уделяет любовному треугольнику из девушки-сида и двух людей. Созданный Стиуотер мир, где фейри живут рядом с людьми, наполнен атмосферой осеннего волшебства.

Здравствуйте, я Самайн!

Слово «Самайн» звучит в кино и сериалах сравнительно редко. И, что удивительно, иногда оказывается именем собственным. В эпизоде сериала «Сверхъестественное» под названием «Вот так тыква, Сэм Винчестер» Самайн - это имя демона, из страха перед которым как раз и появились все самайнские и хэллоуинские ритуалы. Люди надевали маски, чтобы спрятаться от него, фигурно вырезали тыквы и оставляли на порогах домов сладости, чтобы он не причинял людям зла.

В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» Самайн - злобная персонификация Хэллоуина с тыквой вместо головы. В серии комиксов Hack/Slash (не путать с одноимённым аниме) Самайном зовут агента «Общества чёрной лампы», которое поклоняется «слэшерам» (демонам). А в компьютерных играх серии King’s Quest Самайном называют Короля Мёртвых.

Кошмар перед Хэллоуином

В восприятии Хэллоуина как кошмара без грамма веселья виноват режиссёр Джон Карпентер. Его фильм ужасов «Хэллоуин» (1978) дал старт успешной киносерии с сиквелами, римейками, сиквелами римейков и римейками сиквелов, и стал родоначальником жанра «слэшер». Картина рассказывает о сумасшедшем маньяке Майке Майерсе, который устраивает резню в Канун всех святых. Сейчас этот фильм любят пересматривать на хэллоуинских вечеринках. Если смотреть его в шумной компании, лакомясь праздничными сладостями, история бессмысленной и беспощадной «кровавой бани» становится куда менее страшной. Мы же помним, что Хэллоуин нужен в том числе и затем, чтобы бороться с нашими страхами?

Злодей «Хэллоуина» на праздник наряжается в маску капитана Кирка из « ».

Карпентер был, понятное дело, не первым. Мотив убийства на Хэллоуин обыграл голливудский классик Фрэнк Капра в эксцентрической чёрной комедии «Мышьяк и старые кружева» (1944). Её герой, женившийся как раз на Хэллоуин, вместе с молодой супругой наносит визит в дом чудаковатых родственников - и обнаруживает в сундуке труп мужчины. И это убийство оказывается не единственным.

Никакой мистики нет и в отменном психологическом триллере «Девочка, что живёт в конце улицы» (1974). Ринн, не по годам серьёзная и самостоятельная тринадцатилетняя девочка, празднует день рождения на Хэллоуин. Этот мотив введён в фильм словно специально, чтобы подчеркнуть её нечеловеческую, хладнокровную готовность убить любого, кто попытается ей навредить.

Маскарад на Хэллоуин киношники очень любят. Один из самых ярких эпизодов в «Инопланетянине» (1982) Стивена Спилберга - когда дети берут инопланетного друга в хэллоуинский поход за сладостями, замаскировав его под привидение. А в фантастической драме «Донни Дарко» (2001) не сразу понятно, что ключевой момент в судьбе главного героя, его «развилка» во времени, - произошедшая на Хэллоуин трагедия. Жутковатый кролик, который объясняет Донни устройство мироздания, на самом деле его одноклассник в маскарадном костюме, как раз тогда и погибший.

«Зачем ты носишь этот нелепый костюм человека?» - знаменитая цитата из «Донни Дарко». Донни вскоре переоденется в карнавальный костюм.

Но, разумеется, мистических Хэллоуинов в кино куда больше, чем других. Отлично пойдёт фоном к хэллоуинской вечеринке телефильм «В полночный час» (1980). Его герои решили вырядиться на маскарад в костюмы настоящих колдунов, украденные из музея. Переодеваться они ушли на кладбище, где случайно вызвали к жизни армию мертвецов во главе с настоящей ведьмой. Всё как на хэллоуинском карнавале, только по-настоящему.

Меломаны оценят трогательно-трэшовый ужастик «Конфеты или смерть» (1986), в котором засветились рок-музыканты Джин Симмонс (Kiss) и Оззи Осборн (Black Sabbath), а также создатель «Пункта назначения» и продюсер «Секретных материалов» Глен Морган. Герой этого фильма общается с духом погибшего рокера и не замечает, что стал пешкой в игре злобных тварей с того света.

Классика хэллоуинского жанра - серия фильмов «Ночь демонов» (первая часть вышла в 1988-м). По сюжету компания молодёжи случайно освобождает из заточения демона, который убивает людей и превращает их в таких же демонов. Критики обозвали первый фильм «сборником стереотипов», однако две следующих части получились лучше, чем оригинал, - в основном за счет хорошей дозы чёрного юмора. Если душа всё же просит чего-нибудь готического, пересмотрите знаменитого «Ворона» (1994) с Брендоном Ли: его главный герой и был убит, и воскрес для мести как раз на Хэллоуин.

Лучший саундтрек для вечеринки? Песни группы Helloween (неверное написание слова - намеренное: в названии праздника «спрятался» ад - hell) и музыка Дэнни Эльфмана к мультфильму «Кошмар перед Рождеством» режиссёра Генри Селика и продюсера Тима Бёртона. Действие этого очаровательного мюзикла происходит как раз в городке Хэллоуин, населённом странными и страшными персонажами.

∗∗∗

Хэллоуин - праздник, сделавший для фантастики и фэнтези больше, чем любой другой. В нём с избытком хватает и страшного, и таинственного, и волшебного, и забавного - всего, что необходимо для хороших историй. У вас есть все шансы «написать» собственную хэллоуинскую сказку, и в вашей власти сделать так, чтобы у неё был счастливый финал.

День мёртвых в Мексике

Самый веселый и странный вариант Дня всех святых празднуется в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Здесь он известен как День мёртвых (Dia de los Muertos) - праздник поминовения усопших, уходящий корнями ещё во времена индейцев ольмеков и майя. По народным поверьям, в этот день души умерших посещают родной дом.

Для дорогих покойников сооружают домашние алтари и готовят специальное угощение, включающее, помимо любимых блюд и напитков усопших, традиционный «хлеб мёртвых» с крестом на корке и сладкие сахарные черепа. На улицах городов устраивают весёлые карнавальные шествия, кладбища украшают цветами и лентами, а ночью - горящими свечами, чтобы осветить дорогу мёртвым. Черепа и скелеты, одетые в разноцветные наряды, - обязательные элементы праздничного декора.

Вопреки мрачной теме праздника, отмечают его радостно и весело. Ведь День мёртвых - это день торжества жизни над смертью, день любви к близким, благодаря которой они навсегда остаются жить в памяти родных.

тесно переплетаются друг с другом. В старину Самайн был популярным праздником народов Британии. В языческие времена он имел только сезонное значение – заканчивался один сельскохозяйственный год и начинался новый.

Празднование его длилось до семи суток. Три до и три после. Восприниматься Самайн как темный языческий праздник, связанный с мертвыми, стал в десятом веке. Христианские монахи в этот день утвердили праздник «День всех святых», который стал днем почитания мертвых. Постепенно он начал замещать Самайн, а в тринадцатом веке начали формироваться первые зачатки .

Символика Самайна такова:

  • радость – спокойная,
  • знание – скрытое,
  • красота – уникальная для этого времени.

Самэйн почти полная противоположность « », который весело празднуют в клубах.

Говорят в ночь с 31 октября на 1 ноября открываются врата между прошлым и будущим, между двумя мирами – сверхъестественным и материальным устанавливается тонкий занавес. Переход в потусторонний мир обычно охраняется ведьмами и демонами. Но в эту ночь души умерших получают право спуститься к родным очагам. Поэтому мы можем попросить у них прощение за обиды, нанесенные при их жизни.

Самайн считается временем одиночества. В эти темные ночи каждый человек может отыскать скрытые замыслы в своей душе и разобраться в себе. За неделю до праздника и столько же после, может появиться ощущение, что вы освоили еще одну жизненную ступень. Или у вас получится то, что раньше не могло получиться, все ваши умения в это время становятся еще более точными.

Проведите ритуалы и избавьтесь от всего ненужного

Накануне Самайна люди избавляются от всего ненужного в своей жизни:

  • изживших отношений;
  • старых вещей;
  • досадных помех;
  • любой обузы.

Со всем этим накануне Ночи Духов следует расстаться без боли и сожаления. Соберите накануне запылившийся хлам, который вы копили годами, киньте в него свое раздражение, все проблемы: свои и чужие, сметите сюда же пыль из дома и выкиньте за ворота (в нашем случае в помойку или мусоропровод).

Есть много способов, чтобы отметить Самайн. Вот некоторые из них:

  • Совершите медитативную прогулку по парку или лесу. Наблюдайте и созерцайте цвета, ароматы, звуки и другие ощущения сезона. Испытайте себя как часть круга жизни: подумайте о смерти и перерождении. Соберите листья, шишки и другие природные объекты, чтобы украсить свой дом.
  • Украсьте квартиру сезонными символами. Если вы живете в частном доме, сделайте осенний венок и повесьте его на входной двери. Сделайте подсвечники из тыкв. Установите в них и другие подсвечники свечи.
  • Сделайте алтарь для поминовения предков. Соберите фотографии, реликвии и другие памятные подарки от умерших членов семьи, друзей и все кого вы желаете помянуть. Поставьте их на столе, комод или другую поверхность. Зажгите свечи. Сядьте перед своим алтарем, поблагодарите умерших за то, что они были в вашей жизни, выразите им наилучшие пожелания. Посидите спокойно, ни о чем не думая. Обратите внимание на то, какие чувства вы испытываете.
  • Посещение кладбища. Вы можете посетить в эти дни могилы своих близких и принести им цветы.
  • Размышляйте. Задумайтесь о своей жизни за прошедший год. Подумайте, чего вы сумели достигнуть за этот период, вспомните свои приключения, путешествия. Попробуйте помедитировать.
  • Зажгите костер. Если есть возможность, разожгите костер на улице. Запишите на бумаге устаревшую привычку, от которой вы бы хотели избавиться и бросьте ее в огонь. Представляйте себе, что вы принимаете новый образ жизни: счастливый, радостный.
  • Погадайте. Использование Таро, Руны, обычные карты или какой-либо другой метод гадания. Ищите свои проблемы и размышляйте.

Праздничное застолье

В эту ночь надо обязательно вспомнить об умерших родственниках и людях, оставивших след в вашей жизни. Вспомните их добрым словом, зажгите для них светильники и свечи. Огня в этот день должно быть очень много. Расставьте по всем дому горящие свечи, на подоконники, за порог. Они помогут отогнать незваных гостей, зависть и злобу.

Пригласите духов к трапезе. Накрывая на стол, надо поставить приборы для всех ушедших в иной мир в прошедшем году. В этот день застолье должно быть похожим на поминальное. Поэтому не надо устраивать бурного веселья и ярких фейерверков.

Оцените по заслугам, что сделали для вас умершие, которые,так или иначе, повлияли на вашу жизнь. Не просите ни для кого бед, не мстите. Если не можете простить, отдайте принятие решения богам, и освободитесь от злых дум и мести. Это очень тяжелая и ненужная ноша. В этот праздник нельзя отказывать искренне просящему.

В нашей стране Самайн не празднуют, но в это время в России традиционно проходит фестиваль кельтской культуры.