"Детское воровство. Причины и профилактика". Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

26.07.2019
  • Многие взрослые наверняка вспомнят из своего детства, как брали пару копеек без спроса у родителей на мороженое или конфетку. А может быть и незаметно, без какого-либо умысла, клали в карман жевательную резинку в магазине или брали без спроса понравившуюся вещь друга. Но все это осталось в далеком детстве. Повзрослев, большинство из нас стали законопослушными гражданами. Но как же отнестись к своим детям, которых уличили в воровстве? Стоит ли их наказывать или же следует серьезно с ними поговорить?
  • В современном мире ловят детей на воровстве, как и 30-40 лет назад. Большинство из них не в чем сегодня не нуждается. Родители стараются обеспечить своим детям светлое будущее. И они испытывают настоящий шок, узнав, что их любимое чадо украло какую-нибудь безделушку в магазине. Начинают воображать криминальное будущее своего ребенка. Чтобы предотвратить этот сценарий не находят другого выхода, как строго наказать дите за проступок. И это самая главная ошибка взрослых, потому что такие методы не заставят ребенка отказаться от краж, если ему это понравилось. Он просто будет лучше продумывать свои действия и срывать свое маленькое преступление.
  • По мнению психологов, дети отказываются от воровства сами, если с ними поговорить серьезно и спокойным тоном. Но прежде, чем начать беседу, следует узнать мотив кражи. Детские психологи выделяют , по которым ребенок решается на воровство

Зависть

  • Это самое распространенное чувство, оно присуще всем живым существам. И когда ребенок видит понравившуюся ему вещь, он, не задумываясь, берет ее без спроса. С возрастом дети начинают лучше различать, что можно делать, а что нельзя. Результатом является прекращение присваивания чужого имущества. Если контролировать свои действия ребенок не может и в подростковом возрасте, то это говорит о серьезных психических расстройствах. В этом случае следует обратиться за помощью к психологу.
  • Скромные дети, у которых к тому же занижена самооценка, пытаются добиться расположение ровесников в коллективе с помощью игрушек, угощений. Они считают, что если другим детям давать «взятки», то они непременно будут с ним дружить. Детям-тихоням просто необходимо чувствовать свою значимость среди сверстников.

желание стать лидером в компании

  • В компаниях подростков часто встречается подначивание, подстрекательство. И если ребенок стремится стать лидером, то он решается на воровство. Доказывая своим сверстникам, что ему ничего не страшно, что он все может, даже украсть какую-нибудь вещь.

недостаток родительского внимания

  • В силу своей загруженности на работе, родителям порой просто не хватает времени уделить больше внимания ребенку. И чтобы привлечь внимание к себе ребенок решается на воровство, начинает грубить и бросает учебу. Все это может свидетельствовать о недостатке внимания. Проявите нежность, заботу, старайтесь выделять больше времени на общение и прогулки. И проблема воровства сама по себе исчезнет.

отсутствие карманных денег

  • Если по каким-либо родители ограничивают ребенка в карманных деньгах, это также может послужить причиной краж. Не все дети решаются воровать деньги у родителей, но чтобы удовлетворить свои потребности некоторые из них идут на этот поступок.
Месть
  • У слишком импульсивных детей чувство мести плохо контролируется. И чтобы отомстить обидчику, вполне могут пойти на воровство.
Если причина детского воровства выявлена, следует разработать план по ее устранению. Не следует сразу кричать и физически наказывать, лучше всего будет спокойно поговорить. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другим, который более воспитанный и порядочный. Задачей родителей является как можно яснее и доступнее донести до детей возможные последствия совершенного им действия. Даже можно привести пример, как плохо будет тем людям, у которых он украл. Если беседа имела положительный эффект, то никогда не возвращайтесь к этой теме и побольше внимания уделяйте своему любимому чаду. Но если ребенок продолжает нарушать закон, то, скорее всего, у него имеются какие-то скрытые психологические расстройства и следует обратиться к детскому психологу, который поможет скорректировать действия родителей и установить причину воровства.

Причины воровства у детей

Рано или поздно практически все родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит домой чужую игрушку или какую-то другую вещь. Этот факт, конечно же, вызывает негативные эмоции, заставляет переживать и волноваться. Родители начинают думать, что неправильно воспитывают своего ребенка, злятся, испытывают чувство стыда и страха. Их мучает мысль: что же делать в такой ситуации, что заставляет ребенка брать чужие вещи?

Для начала не следует сразу впадать в панику, ведь бывают ситуации, когда появление в доме чужой вещи не является кражей. Возможно, малыш обменял ее на другую свою вещь, поэтому, прежде чем бить тревогу, необходимо все же выяснить, где ребенок эту вещь взял. Но обратить внимание на ее появление, конечно, стоит.

Итак, попробуем разобраться, почему дети берут чужие вещи. Каковы причины детского воровства?

Малыш пока еще не понимает, где его вещи, а где - чужие

Такая ситуация присуща детям двух-четырех лет. Само понятие собственности пока еще размыто. Ребенок берет любую понравившуюся ему вещь, не считая, что это плохо. Он действует под импульсом возникшего интереса и желания взять понравившуюся игрушку. Чтобы избежать неприятностей со стороны владельцев вещей, необходимо в каждой конкретной ситуации объяснять малышу, что вещь принадлежит другому человеку. Причем это касается и членов семьи. Впоследствии он начнет воспринимать границы своего и чужого и перестанет брать без спроса вещи, ему не принадлежащие.

Подражание взрослым, копирование поведения

Иногда взрослые обсуждают дома ситуации, когда люди получают что-то нечестным способом или кто-то в семье может приносить что-то с работы домой. Нельзя допускать, чтобы ребенок видел это или слышал подобные разговоры. Иногда примеры воровства малыш может увидеть по телевизору в фильмах о мошенниках и скопировать ситуацию. За тем, что ребенок смотрит, нужно очень тщательно следить.

Желание обладать вещью

Бывают случаи, когда ребенок настолько сильно хочет иметь какую-то игрушку или вещь, что не может удержаться от того, чтобы не взять ее при возможности. Причем он сам не осознает в этот момент, что украл ее. В этой ситуации во многом виноваты родители, так как они зачастую игнорируют желания малыша. Возможно, нужно обращать больше внимания на потребности своих детей. Конечно, не следует сразу же бежать в магазин и покупать ребенку то, что он украл. Это позволит ему думать, что за кражей последует покупка вещи, поэтому случаи воровства в следующий раз могут повториться. Но обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок, все же следует. Если у родителей нет возможности купить вещь или игрушку, то малышу надо дать понять, что он получит ее к какому-то событию, например, в подарок на день рождения или после того, как родители получат заработную плату. Если вы видите, что у ребенка есть устойчивое желание чем-либо обладать, постарайтесь, чтобы это желание хотя бы частично удовлетворялось, иначе это может вызвать у него чувство тревоги и сильного напряжения. Например, если он мечтает о дорогой игрушке, которую вы не можете себе позволить купить, предложите ему более дешевый аналог. Однако в этом вопросе желательно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые сиюминутные желания ребенка. Этим вы его только избалуете.

Ребенок может пойти на кражу той вещи, которая стала причиной обиды

Например, сверстник может похвастаться перед малышом, показывая обладанием вещью свое превосходство над ним: «У меня есть, а у тебя нет!» В такой ситуации родителям нужно выбрать правильную позицию и поддержать ребенка, объяснить ему, как себя вести с обидчиком.

Нередки случаи, когда дети прибегают к воровству из-за недостатка родительского внимания

Ребенок совершает кражу, родители об этом узнают и начинают заниматься проблемой. Малыш получает то, чего добивался, - внимание родителей, пусть и в негативной форме. Если причина воровства кроется в недостатке внимания, то родителям нужно наладить контакт с ребенком, проводить с ним больше времени, общаться. Малыш должен почувствовать искреннюю заботу о нем и внимание. Нужно чаще хвалить его, даже за самые незначительные успехи. У него должно сформироваться чувство значимости, нужности, признания и понимания, тогда он начнет ценить одобрение со стороны родителей, поймет, что лучше делать хорошие поступки и получать похвалу, чем навлекать на себя гнев и недовольство близких людей.

Эта причина вытекает из предыдущей. Ребенку не хватает внимания, он нуждается в признании окружающих. Не находя поддержки в семье, он пытается показать свою значимость друзьям. Решать эту проблему нужно через изменения отношений ребенка с родителями. До него необходимо донести информацию, что. совершая кражи, он вряд ли добьется авторитета среди друзей. Скорее всего, наоборот. Он должен понять, что завоевать уважение и получить признание можно другими, более достойными способами. Если для ребенка важно, что думают о нем сверстники, можно устраивать детские вечеринки, пикники, где ребенок будет выступать хозяином праздника. При этом нужно показать его друзьям, что в семье его уважают и признают. Это повысит самооценку малыша и научит его дружить со сверстниками. На празднике ребенок может показать свои таланты, например, спеть или станцевать, что также хорошо сказывается на поднятии самооценки.
Очень часто кражи в подростковой среде могут совершаться на спор или как «кражи престижа», чтобы утвердиться в компании. Здесь родителям стоит присмотреться, с кем дружит их ребенок.

Нередко воровство совершается ребенком из-за вымогательства со стороны более старших детей и подростков

Если такой факт обнаруживается, то родители обязаны пресечь попытки вымогательства, шантажа, нужно защитить своего ребенка от подобного произвола. Он должен видеть в вас защитника, должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Необходимо тщательно продумать меры борьбы с вымогателями, которые бы решили проблему преследования и не навредили вашему малышу.

Клептомания

Это психическое заболевание, которое в реальной жизни встречается крайне редко. Если вы применили все возможные меры к пресечению воровства, но ребенок продолжает красть чужие вещи, то нужно показать его специалисту.

Если кража, совершенная ребенком, - свершившийся факт, то родителям необходимо знать несколько важных моментов о том, как вести себя правильно в сложившейся ситуации.

Во-первых, рассмотрим то, чего ни в коем случае делать нельзя.

1. Не устраивайте скандалов или истерик. Это делу не поможет, а только все усугубит. В эмоциональном порыве вы можете неадекватно воспринять происходящее, наговорить много лишнего, что отрицательно скажется на психике малыша, да и на вашей собственной. Ситуация щекотливая, поэтому в ней нужно сохранять спокойствие и трезвость мысли.

2. Нельзя сразу ставить на ребенке крест и считать, что с ним произошло нечто непоправимое. Все люди совершают ошибки. Нужно выяснить мотивы совершения поступка, оценить ситуацию и продумать пути выхода из нее.

3. Если ребенок взял какую-то вещь по причине того, что не смог справиться с желанием обладать этой вещью, нельзя специально, в наказание, лишать его этого. У детей пока несколько иные ценности, чем у взрослых. Возможно, эта вещь - его самая большая мечта на данный момент, поэтому он и взял ее у другого ребенка. Наказав малыша таким образом, вы лишаете его мечты. Конечно, не следует со всех ног мчаться в магазин и покупать ему такую же вещь, какую он только что украл, но пообещать ему, что он обязательно получит ее честным путем, - необходимо.

4. Нельзя не обращать внимания на окружение вашего ребенка. Присмотритесь к тем его сверстникам, с которыми он общается. Возможно, причина воровства кроется именно в плохой компании его друзей, в дурном влиянии.

5. Нельзя не обращать внимания на факт воровства или, тем более, одобрять его. Кража произошла, и ребенок должен осознать, что он совершил плохой поступок, заслуживающий порицания и наказания.

6. Ни в коем случае нельзя обвинять малыша в воровстве, если его вина не доказана. Презумпция невиновности распространяется не только на взрослых, но и на детей. Не стоит набрасываться на ребенка с обвинениями, пока не станет ясно, что он действительно совершил кражу.

7. Многие родители практикуют публичное раскаяние ребенка в содеянном, требуют от малыша в присутствии чужих людей признания своей вины. Этого ни в коем случае делать нельзя. Подобными действиями вы унижаете ребенка.

8. Не вешайте на малыша ярлык вора. Нельзя называть его вором и другими оскорбительными эпитетами. Он оступился, ошибся, а ассоциация его с преступником может только усугубить ситуацию. Люди склонны совершать те поступки, на которые его толкает общество. Он будет думать, что если его называют вором, то почему бы не украсть еще что-нибудь.

9. Нельзя в этой ситуации сравнивать малыша с другими детьми или с собой, ставить ему кого-либо в пример.

10. Нельзя требовать от ребенка обещаний и клятв, что это было в последний раз, что он никогда больше так не поступит.

11. Ни в коем случае не обсуждайте проблему воровства своего ребенка в присутствии посторонних людей. Не забывайте о том, что ребенок - это развивающаяся личность, которая нуждается в уважении и поддержке со стороны близких людей.

Все перечисленные выше запреты необходимо соблюдать, иначе проблему будет решить гораздо сложнее. Малыш может замкнуться в себе, перестать общаться с вами, доверять вам и продолжит совершать кражи.

Если всего этого делать нельзя, как же все-таки следует поступать в подобных обстоятельствах? Прежде всего, если вы обнаружили у ребенка чужую вещь или незнакомую вам игрушку, с ним необходимо поговорить. Говорить нужно спокойно, без присутствия посторонних людей. Выясните, откуда взялась новая игрушка или вещь. Один момент - в разговоре следует говорить не «своровал», а «взял». Попытайтесь узнать, кому вещь принадлежит, при каких обстоятельствах она попала к вашему малышу, в каких отношениях ребенок с хозяином вещи, что он собирается с этой вещью делать дальше. Ответы на эти вопросы позволят вам понять причину его поступка. Возможно, в разговоре выяснится, что он просто обменялся с другим ребенком на свою личную вещь, а вы зря тревожились.

Если вы видите, что малыш испытывает чувство вины за содеянное, предложите ему представить, что чувствует в данный момент владелец вещи, которую ребенок у него забрал. Возможно, он сейчас ищет ее, переживает, плачет, потому что эта вещь ему очень дорога. Если малыш не осознает своей вины и не испытывает по поводу содеянного никаких угрызений совести, то факт кражи нужно осудить. Причем осуждать всегда надо именно поступки, а не ребенка.

Итак, если вы выяснили, что вещь он все же украл, то ее необходимо вернуть законному владельцу. Пойдите к хозяину вещи вместе с малышом и верните ее так, как будто ребенок нашел ее или случайно забрал вместе со своими вещами. Если потребуется, защищайте вашего малыша. Он должен знать, что в любой сложной ситуации может рассчитывать на вашу поддержку. Если есть возможность, то постарайтесь, чтобы процесс передачи украденной вещи прошел без лишних свидетелей.

Когда вещь возвращена хозяину, с ребенком нужно провести беседу. Объясните ему, что брать без спроса можно только те вещи, которые принадлежат ему. Чужие вещи или игрушки брать нельзя, если только сам хозяин не разрешил ему это сделать.

Дети часто подражают своим родителям. Станьте для него хорошим примером для подражания. Не допускайте при ребенке неприличных высказываний, а тем более недостойного поведения. Если вы стали свидетелем кражи, скажите ребенку об этом открыто. Дайте понять вашему малышу, что вы не одобряете воровства ни в каких его проявлениях. Возвращайте владельцам не только дорогие вещи, но даже мелочи, дешевые безделушки.

В ребенке с раннего возраста нужно воспитывать нравственность. Это можно делать в игровой форме, на примере литературных или анимационных героев. Научите признавать свои ошибки, сознаваться в них. Не наказывайте малыша, если он сам признался в не слишком хорошем поступке.

Если вы заметили, что у ребенка есть склонность к воровству, постарайтесь дома исключить ситуации, провоцирующие малыша на совершение кражи. Например, не стоит держать деньги или драгоценности в доступном месте.

Все эти рекомендации помогут установить с ребенком тесный контакт, помогут выяснить истоки воровства и найти выход из неприятной ситуации в случае ее возникновения. Если малыш будет чувствовать вашу поддержку, то станет вам больше доверять, уважать, ценить. Это поможет ему повысить самооценку, обрести хороших друзей, найти интересное занятие в жизни. У него не будет причин, чтобы воровать.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику. "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

Детское воровство - проблема не из приятных, она волнует и пугает родителей, и это неудивительно - ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойства родителей понятны - ведь одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным.

Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего чада наличие "воровских генов", и, как следствие, развитие клептомании. Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник вашего ребёнка, и клептомания имеют немного общего. Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищению вещей" - является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05% людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается. А в остальном (исключение, как мы поняли, составляют болезненные проявления психики), эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства своего ребёнка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения со своим ребенком.

Разберём всё по порядку, для этого сначала поговорим о возможных причинах детского воровства. И первое, что необходимо знать всем родителям - в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов , толкающих ребёнка-дошкольника на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

  1. Сильное, желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Ребёнок видит новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твое", "чужое" и пр. абстрактны и поэтому малодоступны. Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя, ведь ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
  2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям) . Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.
  3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
  4. Желание наказать кого-либо или отомстить ему.
Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и детей младшего школьного возраста. Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Часто бывает так, что цель, для которой ребенок ворует, настолько для него важна, что затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками - в детском саду, в школе, во дворе, и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей, и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно. Необходимо работать с причиной - а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть - вот это малышу и нужно объяснить). Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

Четвёртая причина воровства: желание отомстить кому-либо, может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.
воровство в магазине

По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) - уже осознанный шаг, а то и того хуже - вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток - конченый человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих детей без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными и прежде чем осуждать своего ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами "на спор".

Какая бы беда ни случилась с вашим ребенком, главное - не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется - дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример, А.С.Макаренко в книге "Педагогическая поэма" рассказывает, как одному из своих воспитанников - прожженному вору и жулику - он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: "Зачем? Я тебе верю!". Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель:

Что делать, если ребенок украл

Правило 1 : Четко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!!!), с конкретным запретом на воровство.

Правило 2: Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.

Правило 3 : Удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой", и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит - значит, я действительно такой!

Правило 4 : Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех. Воровство - сор, который не следует "выносить из избы".

Правило 5: Знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и пр. является бесполезным и даже вредным (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).

Правило 6 : Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "вот я никогда...".

Правило 7: Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

Правило 8 : Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

Правило 9 : По возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство.

Правило 10 : Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании , способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

Если же после проведённой работы, ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что "плохо лежит". Часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное) одним словом - ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу психоневрологу. Так как в подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет далеко недостаточно, необходимо соответствующее лечение.

Будьте внимательны к своим детям, любите их и говорите им об этом, тогда любая проблема будет вам по плечу.

В данной статье говориться о том, как родители могут распознать и в дальнейшем бороться с воровством ребенка.

Иной раз многие родители обращают внимание на то, что из кошелька исчезают деньги, а среди игрушек их ребенка они видят чужие вещи.

Детское воровство является очень распространенным явлением, с которым нередко сталкиваются взрослые.

Если малышу еще нет 4 лет, и он уже был замечен в воровстве, то родителям пока не стоит беспокоиться. Потому что такие детки пока не делят вещи на свои и чужие. Однако, если ребенку уже от 4 до 6 лет, и он был замечен в присвоении чужих вещей, то это уже можно считать воровством. И родителям уже нужно волноваться по этому поводу, объяснять ему без крика и ругани, что воровать нельзя.

Основными причинами воровства являются:

1. Ребенок не знает, что вещь, которую он взял, принадлежит другому человеку. Например, учительнице, соседу либо сверстнику. В данном случае, родители обязаны поговорить с ним, о том, что этого не стоит делать, при этом приводя аргументы и яркие примеры из жизни.

2. Иногда ребенок без разрешения берет чужую вещь благодаря эмоциям, из-за импульсивного порыва. Потому, что он не может устоять перед вещью, о которой он всегда мечтал, но ему родители не покупали. А тут можно просто протянуть руку, и получить долгожданную вещь. В данном случае, родители обязаны вырабатывать у ребенка силу воли, учить жить, а также играть, при этом придерживаться правил. А еще объяснять, что не всегда можно подчиняться эмоциям.

3. Бывает, что хозяин вещи применял ее как доказательство своего преимущества. В этом случае взрослые обязаны объяснить своему малышу, что воровство является очень плохим методом, для отстаивания собственного достоинства.

4. Иногда малыш занимается воровством, если не чувствует родительской ласки и любви. Даже если семья имеет материальный достаток. Тем самым стараясь привлечь к себе внимание. И если родители не смогут изменить свое отношение к ребенку, то в итоге они и их ребенок, просто отдаляться друг от друга.

Что же стоит делать родителям, если ребенок попался на воровстве?

В первую очередь, после того, как преступление раскрылось, и ребенок не отрицает вину, родители обязаны его за это наказать, но не физически. Просто нужно разъяснить малышу, зачем он обязательно должен исправить собственную ошибку.

Затем следует убедиться, что он раскаивается и ему очень стыдно. И постараться найти для него наказание, которое будет соответствовать содеянному. Даже когда малыш сам вернет ворованную вещь, уже можно посчитать неплохим наказанием. Он поймет, что воровать нельзя. После того, как ребенка простят, ему не стоит постоянно напоминать о его проступке. Так как он посчитает, что потерял доверие родителей и сам перестанет им доверять.


Коррекция детского воровства

1. Не стоит ребенка провоцировать. То есть родители не должны оставлять на видном месте ценные вещи, которые могут соблазнить ребенка. Он же не всегда может контролировать собственные желания.

2. Следует обязательно с ребенком вести разговор по поводу денег. Он не всегда понимает цену вещам, не знает, сколько они стоят. Поэтому нужно попросить его купить какую-нибудь вещь, а также разъяснить, как зарабатываются деньги, взять на свою работу и провести там небольшую экскурсию. И всегда надо советоваться с ним, при покупках, при этом рассказывая, куда и на что траться деньги семьи.

3. Всегда развивать чувство собственного достоинства. Малыш обязан иметь свои личные вещи, с которыми он может делать все, что захочет. Даже если, что-нибудь поломает, потеряет либо испачкает. Через время он приучиться дорожить собственными вещами и поймет, почему другие люди всегда тревожатся о своих вещах.

Воровать могут не только дети из бедных семей, но также и из богатых. Просто взрослые, когда увидят в своем доме чужую вещь, обязаны выяснить причины этого плохого поступка со стороны ребенка, поговорить с ним и постараться, чтобы этот поступок не был совершен в другой раз. Следует просто научить малыша осознавать свои ошибки и обязательно показать ему, что его любят и доверяют.

Дети и воровство (Видео)