Начинается череда праздников летнего солнцестояния. Обычай праздновать День Аграфены (Агриппины) Купальницы (6 июля), смыкающийся в один праздник с Днем Ивана Купала, пришел к нам из далека. Но особым значением обладала ночь между ними - знаменитая ночь на Ивана Купала.
День Аграфены имел народное название «Купальница»: впервые после зимы «официально» дозволялось купаться в реках и озерах, хотя, стоит отметить, что русские люди (особенно молодежь) частенько начинали это делать еще с Троицы.
Как бы там ни было, россияне считали, что именно в день Аграфены Купальницы солнце придает воде живительную силу, Господь Бог опускает в нее тепло, а Иоанн Креститель избавляет от любой нечисти, которая могла бы там завестись.
Грехом считалось этим не воспользоваться, потому с самого раннего утра крестьяне мылись в банях, умывались в родниках, поливали друг друга водой из колодцев и, обнаженными, целый день до позднего вечера плескались в реках и озера, уповая, что вода смоет все плохое и нечистое.
После утренней бани семьей обязательно садились завтракать ячменной кашей. Варилась и так называемая обетная каша, на которую складывались все поселяне.
Эта каша и другие постные блюда выставлялась посреди деревни для нищих.
День Аграфены имеет еще одно имя - Аграфена «лютые коренья». До этого дня сбор трав, кореньев и цветов для целительства находился под негласным запретом, так как думали, что во всей этой живой среде обитают души предков, которые возвратились на землю в период христианских праздников (Семик, Троица, Духов День).
Ко дню же Аграфены считалось, что души улетают обратно, а значит, можно приступать к сбору трав, не боясь потревожить покой предков. При этом верили, что именно в день (вечер) Аграфены и в ночь на Ивана Купалу целебные и магические растения приобретают особую волшебную, чудодейственную силу.
Есть версия, что название дня Аграфены - «Купальница», имеет иное происхождение, и с купанием оно не связано. А все дело в маленьком скромном цветке лютике, который в те времена назывался купальницею и которому знахари приписывали большие целительные свойства. Цветок собирали именно в день Аграфены рано утром, еше до ухода росы.
В этот же день начинали заготавливать и душистые веники для бань, чем обычно занималось исключительно женское население.
Заготавливались веники на весь грядущий год. Считалось, что связанные в день Аграфены (или Ивана Купалы) веники обладают мощной лечебной силой.
Для веников ломали ветви не только традиционных берез, но и других лиственных деревьев, таких, как черемуха, липа, дуб, смородина, калина, рябина, ольха или ива: по одной ветке с каждого дерева на веник. Нередко в него вплетали и луговые цветы.
Такими вениками не только парились, но и гадали по ним о своем будущем. Гадали следующим образом: бросали веник на крышу бани или просто перебрасывали через голову. Если упавший веник верхушкой указывал в сторону кладбища, ожидали скорой смерти.
Если же вершина была повернута в любую другую сторону, то это считалось верным знаком хорошего здоровья и долгой жизни.
Парились и сбором из целебных трав: в состав целительного травяного веника обязательно входили папоротник, иван-да-марья, ромашка, полынь, пахучая мята, а также трава Богородицкая. Считалось, что такие веники изгоняют болезни и даже помогают помолодеть.
Травами и цветами в этот день устилали полы в банях. А в иных российских губерниях натапливали банную печь крапивой, ведь именно на Аграфену наступало время этой «лютой», но целебной травы.
Были и о другие заботы. Хозяйки отваривали все яйца, которые находились в доме, для того «чтобы куры лучше неслись».
На Аграфену начинали посев репы: «Сей репу на Аграфену, хороша репа будет».
Подмечали крестьяне, как начинается колошение ячменя, так вместе с тем замолкает соловей: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный (ячменный) колос» - было народное мнение относительно этого явления.
Аграфена - Купальница празднуется 6 июля, а по старому стилю 23 июня все православные вспоминают Агриппину Римляныни, которая жила в III в. Древнеримской империи, героически погидебла за веру. Молитвы у ее гробницы вылечили сотни людей, поэтому она почитаема во многих странах. Хочу рассказать об этом чудесном дне, в котором много полезного даже в наше время. Знания древних об эзотерике и травах просто поражают.
В этот день люди готовятся встречать праздник Ивана Купалы. Особенной была ночь с 6 на 7 июля, которую ждали, как дети, так и взрослые. Массовые гулянья, яркие краски, мечты о будущем… 6 июля «Зеленых Святок» был первым из цикла праздников, посвященному летнему солнцестоянию. Гулянья продолжались до 12 июля (Петрова дня).
Ночь волшебства на 7 июля получила название Ивана Купала, где деревья бродят и общаются, шелестя листвой. Беседуют и животные, а кусты и травы в эту необыкновенную ночь наливаются целительной силой.
В эту ночь красавица Аграфена (Купаленка) едет на телеге со свежескошенной травой, украшенная душистыми цветами с младшим 7-м братом Ветровичем повидаться с Иваном Купалой. Поэтому волшебная ночь связана с любовью и счастьем.
Иванов день (7 июля) назван в память Иоанна Крестителя. В знак обновления (души и тела) выбрал омовение в воде. Иоанн крестил самого Иисуса Христа. Считалось, что в этот чудодейственный день святой очищает все водоемы от нечисти (змей, ведьм, водяных и пр.).
На Руси этот день считался праздником солнца, лета и покоса. Селяне плели пояса из разнотравья и подпоясывали свои одежды. Остался с язычества, где разводили огонь - символ солнца. Разводили огромные костры и в центр ставился высокий деревянный шест с горящим колесом. Свадьба батюшки Солнца и красавицы Зари-Заряницы называлась «купальскими праздниками».
Назвали этот народный праздник, потому что именно с Купальницы во многих местнонстях открывался купальный сезон на Руси, это праздник массовых купаний. Если рядом не было речки или водоема, то парились в банях. Собирались несколькими деревнями на праздник, не пойти на «купальную поляну» - месту главного праздника лета, было позором. Такие общие купальни, где не только купались, но хором пели народные веселые песни, которые, как считалось, отпугивали нечистую силу и делали воду чище и полезней.
Маленьких детей сначала окунали в родник, что служило очищением, а потом их вели на речку или большой водоем. А вот старикам купаться в это время нужно было с особой осторожностью, как считали можно "закупаться"
Ночью разбредались на поиски кладов. Тайные места никогда не разглашались. В народе говорили, что у женщин за год 3 праздника: Семик честной, День Троицы и Купаленка.
Целительную волшебную силу приписывали и утренней росе в день Купаленки. Если покататься по этой росе, будешь год здоровым и счастливым.
Иван-да-марья - любимое растение жителей. Необыкновенная расцветка травы (оранжевый с фиолетовым) - символ единения огня (костер) и воды, где вода - женская сила, а огонь - мужская.
В северной части Руси запасали на год «банные» веники. В ночь 6 июля женщины и мужчины вечером на лошадях ехали в ближайший лес и до самой зари собирали нужные ветви деревьев корешки и травы. Веники собирались из одного вида дерева или нескольких. Один из чудодейственных веников, где брали по 1 веточке: липы, смородины, березы, ольхи, рябины и др. Добавляли по 1 разному цветку в веник, его использовали и в знахарстве и в любовных делах.
Для задабривания духов воды, быть здоровым весь год, в день Аграфены парились в банях. На веники из тысячелистника делали наговоры, читали молитвы и выполняли различные ритуалы на любовь, защиту семьи.
Собранные в сухую погоду 6 июля веники обладали чудодейственными свойствами, убирали усталость, болезни и несчастья. Специальный веничек с луговым сеном сушили, сверху посыпали клевером, хранили, не прикасаясь, целый месяц для придания ему целебным качеств. Для аромата веник окунали в кипяток, а затем несколько раз хлопали по горячим камням, чтобы он не подгорел.
Собранный веник из березы помогал и в исцелении бронхов, суставов, различных гнойников и сыпи. также березовые веники для бани применяли от кашля, веники из липы - от ломоты во всех костях. Кленовый или дубовый - отлично обеззараживал организм.
Дубовый веник , с определенными заговорами мог избавить от врагов или помирить. Верили, что для этого следовало ударить себя веником 12 раз и все несчастья уйдут навсегда.
Веники, собранные с «женских» деревьев (береза, ольха, черемуха, липа) помогала женщинам и при «женских» болезнях. Веники с «мужских» деревьев (дуб, клен)- при «мужских» болезнях.
Веничек, собранный в этот день с 7 берез сулил молодоженам любить долго друг друга.
Чтобы милый обратил внимание, после баньки подбирали тысячелистник с пола и подбрасывали к дому любимого. Если перешагнет, его сердце станет мягче или простит после ссоры.
1. Новым веником парились с песнями в бане. Собирался такой веник из лекарственных трав от всех хворей. В нем были: мята, знаменитая богородицкая трава, полынь, любимая всеми иван-да-марья, полевая ромашка…
2. На рога отелившимся коровам вешали ароматные веники. Считали, что это молока и здоровья у коров прибавит, а в следующем году будет крепкий приплод.
3. Деревенскую избу «заслоняли» от нечистой силы, собранной крапивой и чертополохом. На порог и окна рассыпали эти травы, чтобы ничто дурное не вошло в дом. Пол также усыпали разными травами для благополучия, здоровья, счастья. Перед домом располагали ветки шиповника или свежей осины.
4. Животных и маленьких детей также защищали: ветки шиповника и чертополоха в центре деревни складывали в большую кучу. Взрослые заставляли малышей прыгать через нее, а затем проходил скот.
5. Надевали праздничные наряды малыши и взрослые, ходили по избам, прося умыть. Так выпрашивали подарок: бусы, брошки, ленточки...
6. Вечером всегда умывались для здоровья на год.
7. Обливали каждого встречного водой. В Орловской губернии принято было ведрами с грязной водой идти по деревне и всех обливать, исключали стариков и детей. Больше всех доставалось молодым девушкам, их силой вытаскивали из укрытий и обливали грязью. Девчата старались отомстить, в итоге, вся деревня перепачканная, бежала на речку купаться много раз. Прямо в одежде падали в воду, дурачились.
8. У восточных славян и западных накануне 7 июля традиционно очищали колодцы. В Польше считали, что вода весь год будет здоровой и чистой.
9. Все жители деревень Вологодской губернии для неимущих варили эту "обетную кашу" Посередине деревни устанавливали большие столы с кашей и постными блюдами. Верили, что благотворительность зачтется здоровьем и хорошим урожаем. Приходили странники и бедные издалека на угощенье более 300 человек. Каша готовилась из ячменя, его толкли в ступе. Утром 6 июля складывали в общий котел ячмень и варили сообща. Вечером ее съедали вместе с коровьим маслом.
10. Варили яйца, найденные в избе. Верили, что птица затем будет здорова, и нестись лучше.
Девшуки бросали свежие веники за спину. Веник падал в сторону погоста - бросивший заболеет или еще хуже.
В некоторых губерниях также для гадания применяли «банные» веники (после купания). Их бросали вверх через крышу бани. По направлению веника гадали. К воротам вершиной веника - скоро замуж, а парню - собираться в дальнюю дорогу. Вершиной к избе - еще год с родителями.
В ночь с 6 на 7 июля гадали на травах. Верили, что цветок папоротника на несколько секунд раскрывает раз в году. Нашедшему откроются все тайны мира, он будет провидцем, и приобретет несметные богатства.
Кто найдет подорожник у дороги, просили показать милого. Срывали растение обязательно ртом, и чтоб приснился суженый, клали под подушку лист на ночь.
Венки из полевых цветов опускали в воду с закрепленными в них свечками. Если венок прибьет к берегу, год «в девках сидеть», поплывет далеко - жди свадьбы.
Есть и другие которые считаются в эту ночь особенно действенными и точными.
Репу посадить на Купальницу - к хорошему урожаю.
На Аграфену сей репку - будет она хороша.
Если муравьи бегут к своим норкам - жди грозы с ветром.
Соловьиных песен не слышно - ячмень пора собирать.
На Аграфену пошел дождь, через 5 дней жди солнца.
Солнце пошло на убыль, а летний день - на жару.
Летняя страда - позаботятся Купальница и Купала.
Надеюсь, садоводы, невесты и женщины узнали много интересного, не пропустите таинственную ночь.
Вконтакте
В народном календаре 6 июля – Аграфена Купальница, Аграфена – лютые коренья, Ивановская Богородица. По приметам, репа, посаженная в этот день, вырастит крепкой и вкусной.
Православная церковь 6 июля вспоминает мученицу Агриппину, жившую в III веке. Она была истинной христианкой и приняла мученическую смерть за свою веру. Возле её мощей собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к её гробу, чудесным образом выздоравливали.
Ещё на этот день приходится празднование в честь Владимировской иконы Божией Матери. Празднование совершается в благодарность чудотворной иконе за спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.
В народе мученицу Агриппину прозвали Аграфеной Купальницей, потому что день её памяти предшествует празднику . 6 июля совершались многие купальские обряды, а ночь с Аграфены на Ивана считали волшебной (Купальская ночь). На эту ночь приходил пик праздничного разгула и веселья.
Этот праздник пришел к нам из дохристианской древности. Ему соответствуют:
Аграфена Купальница, Ивана Купалы и сливались в один большой праздник, наполненный огромным смыслом для земледельца, и поэтому включающий множество обрядов, приговоров, песен, всевозможных примет, гаданий, поверий и легенд. В эти праздничные дни особо не наблюдалось хозяйственной деятельности. Не было строгих запретов на какой-либо труд, но из-за праздника предусматривался отказ от повседневных занятий. Это не значит, что люди бездельничали, просто застольям и приветствиям предавался особый смысл.
Утром 6 июля умывались росой и приветствовали Аграфену Купальницу. К этому времени вырастало много крапивы, от того и получил этот день ещё одно название – «лютые коренья». На окна и на порог клали крапиву, чтобы в дом не пробралась нечистая сила, разгулявшаяся на Ивана Купалу. В этот день сеяли репу:
Сей репу на Аграфену – хороша репа будет.
На завтрак хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. Всей деревней в складчину покупали ячмень, варили в общем котле, а потом этой кашей угощали странников и нищих. Кроме каши, на Аграфену варили все яйца, которые были дома, веря, что после этого куры начнут лучше нестись.
Занимались сбором целебных трав, которые, по преданию, в это время обладают наибольшей лечебной силой. На имя каждого члена семья срывали купаленку (медвежье ушко) и втыкали в стены дома. Чей цветок быстрее завянет, тот будет болеть или умрет. Проводили обряд выкатывания ржи: выходили в поле и катались по колоскам, чтобы придать колосьям особую крепость, а земле плодородие.
В этот день заготавливали веники на весь год. Деревенская жизнь немыслима без веника. С его помощью поддерживалась в доме чистота. Веник, распаренный в жаркой бане, лечил и доставлял ни с чем несравнимое удовольствие. Он служил свадебным оберегом и охранял жилище от всего дурного (в его зеленых ветках любил отдыхать дедушка-домовой).
Заготовку веников считали делом важным и приятным. В поход за ними собирались большими компаниями. После обеда запрягали лошадей и на несколько часов отправлялись в лес.
Обычные веники вязали из веток березы, но всегда заготавливали и специальные (лечебные, свадебные, предназначенные для гаданий), которые составляли из разных пород лиственных деревьев, добавляя цветы и травянистые растения. Заготовка веников проходила под песни, шутки, прибаутки.
По свежим веникам гадали на Аграфену и на Ивана Купалу. Зачастую гадание состояло в том, что девушки, став спиной к бане, старались через её крышу перекинуть веник, и по тому, куда указывала его рукоятка, определяли, в какой стороне живет суженый. Веники подбрасывали через голову и кидали с крыши бани. Если веник упадет вершиной к кладбищу, то гадающий человек скоро умрет. Ещё веники бросали в воду и наблюдали:
На Руси с этой даты открывался купальный сезон. До этого же дня наши предки без нужды старались даже в баню не ходить. По обычаю, искупаться в воде должны были все – от младенцев до древних старцев, если не в водоеме, то в бане.
На Купальницу в бане парились различными растениями и кореньями, чтобы восстановить и укрепить силы и здоровье. Особое внимание обращали на старых и больных, которых приносили в баню, парили и натирали разными целебными травами. Пол в банях застилали свежей травой. Девушки парились свежими вениками из трав, пели песни.
Вечером крестьяне разводили костры, в которых жгли крапиву и шиповник, чтобы обезопасить себя от несчастий и бед. Шиповник на Руси символизировал здоровье, удачу и изобилие. Его считали отличным оберегом от всего дурного.
Люди, родившиеся 6 июля, владеют секретами трав. В качестве талисмана им следует носить топаз.
В пятницу, 6 июля 2018 года, в народе отмечают день Аграфены Купальницы. По преданию, именно в этот праздник начинался купальный сезон. Более того, с этим днём связано много занимательных традиций и обрядов.
Аграфена на Руси – это святая мученица, которая жила в Риме в III веке и носила там имя Агриппина. Молодая девушка отказалась от замужней жизни, людских радостей и соблазнов, и посвятила себя вере в Иисуса Христа.
Во времена гонений, при правлении Валериана II, христианка Агриппина оказалась в руках язычников. Они заточили девушку в тюрьме и жестоко пытали, поломали кости и приковали её обнажённую за несломленную веру в истинного Христа. Перед тем, как Агриппину подвергли казни, к ней явился Ангел Господень и унёс её душу с собой.
Растерзанные останки мёртвой христианки добрые люди тайком забрали из города и после долгих раздумий решили захоронить в Сицилии. Тысячи страждущих, которые молились и просили о помощи возле гробницы Аграфены, получали чудесное исцеление. Поэтому её почитают по всему миру.
Люди назвали Аграфену Купальницей, потому что этот день предшествовал великому празднику – Ивана Купала, и весь народ выходил вечером купаться в озёрах, реках, банях, обливались холодной колодезной водой. Считалось, что в этот праздник вода заряжала людей целительной энергией, живительной силой. Все топили бани, гадали и купались нагими.
В день Аграфены Купальницы юные девушки одевали свои лучшие наряды и красовались в них перед родственниками. А те презентовали им всевозможные подарки, украшения, начиная от конфет и пряников, заканчивая бусами.
Вечером того же дня наряженные барышни шли в гости к подружкам и готовили толчёный ячмень. А утром варили кашу, от которой женская красота и здоровье становились ещё лучше.
Готовили девушки также и кашу, которая называлась «обетной». Жители села сдавали деньги на обед, на улицы выставляли столы и угощали всех, кто проходил мимо: и обычных прохожих, и странников, и голодных нищих.
В день Аграфены Купальницы сеяли репу, приговаривая, чтобы она уродилась большой и крепкой. Ведь репку употреблял в пищу весь простой народ.
На Аграфену обязательно купались в водоёмах, пели песни, парились в бане заранее заготовленными вениками из целебных трав. По всей бане принято было разложить свежескошенную траву.
В праздник Аграфены Купальницы вязали веники на год вперёд. Женская половина населения собиралась в лесу и начинала делать веники из берёзы, ивы, ольхи, рябины, смородины, калины, липы.
Ночью на Аграфену Купальницу было принято собирать цветы Иван-да-Марья и раскладывать по углам избы для того, чтобы в дом не пробрался вор. Также по избе рассыпали чертополох и крапиву от нечистой силы.
Дети, родившиеся 6 июля, считались счастливыми и удачливыми. Всех детей в этот день приводили умываться родниковой водой, чтобы здоровье было крепким.
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...
У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.
Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.
Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"
Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.
Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.
К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.
Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."
Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.
Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.
Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.
Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...