Обновление: Декабрь 2018
С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.
Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:
Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.
Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:
В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.
Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:
Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.
Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.
В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.
Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:
Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.
Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.
В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.
Основные характеристики | С 1 до 1.6 лет | С 1.6 до 3 лет |
Количество зубов у ребенка | 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. | 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи |
Объем желудка | 250-300 мл | 300-350 мл |
Количество приемов пищи | 5-разовое питание | 4- разовое питание |
Объем одного приема пищи | 250 мл | 300-350 мл |
Суточный объем питания | 1200-1300 мл | 1400-1500 мл. |
Распределение калорийности приемов пищи |
|
|
Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.
Можно | Не желательно | Сколько примерно гр. в день | |
Овощи |
|
|
200 -300 гр. |
Фрукты |
|
|
100-200 гр. |
Молочные продукты |
сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры |
|
Каждый день:
Через день:
Всего молочка 400 мл. в день |
Крупы, хлеб, макароны |
|
— |
|
Рыба |
|
|
1-2 раза в неделю, 100 гр. |
Мясо, птица |
|
|
100 гр. |
Яйцо |
|
— | 1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное |
Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:
Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.
Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.
Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.
Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.
Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.
Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.
Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.
Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.
В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.
Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.
Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).
Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.
В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.
Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.
После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.
После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.
Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.
В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.
В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.
Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.
Можно | Нежелательно |
|
|
Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.
До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.
Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.
Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.
Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.
Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.
Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.
Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.
Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.
Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.
Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.
Прием пищи | Состав блюда | Количество |
Завтрак |
Овощное блюдо, каша Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет Салат или фрукты Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется) |
|
Второй завтрак |
Фрукты, печенье, булочка Йогурт, творожок, кефир, сок |
|
Обед |
Закуска или салат из овощей Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне) Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса |
|
Полдник |
Йогурт, кефир, сок, компот Творог, крупяное, овощное блюдо Выпечка, печенье, сушки Фрукты, ягоды |
|
Ужин |
Творожное, овощное блюдо, каша Кефир, йогурт |
126 комментариев
Содержание статьи:Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.
Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями:
Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное).
Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия).
Улыбается близким людям.
Держит головку в вертикальной позиции.
С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот.
Тянет ручки к интересующей игрушке.
Самостоятельно сидит.
Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные).
На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.
К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции.
Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать.
То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается:
Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы.
Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей.
Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.).
Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких.
Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели.
Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.
Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д.
Умения ребенка в 12 месяцев:
Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов.
Строит «башню» из двух кубиков.
Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её.
Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие.
Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи.
Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает.
С интересом играется со своей одеждой.
Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую.
Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем.
Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.).
Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар).
Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи.
Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет.
Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама.
Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.
Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают:
Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем.
Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям).
Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка.
Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет».
Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей.
Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д.
Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно.
Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д.
Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение.
Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.
В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.).
Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение.
Программа развития для девочки и мальчика в 1 год:
Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д.
Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д.
Откликается на своё имя поворотом головы или звуками.
Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя».
Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.
Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения:
Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой.
Самостоятельно пьют из специальной чашечки.
Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться.
С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.).
Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем.
Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры.
Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями.
Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.
Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.
После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.
Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.
Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом:
1. Носите кроху на руках всё реже и реже.
2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации.
3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом:
Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко.
Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д.
Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг.
Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать.
Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам.
Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите.
Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра.
Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.
Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.
Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:
К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.
В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.
Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:
Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.
Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.
Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.
Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.
У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.
Что еще знает ребенок в один год:
Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.
Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
Содержание:
К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.
За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.
К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.
Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.
Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.
Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.
Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.
Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.
Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.
До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.
Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.
Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.
Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.
После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.
На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.
Суточная потребность сна такая же, как и в . Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.
Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.
Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.
Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.
Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.
Много внимания следует уделять дальнейшему . Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.
Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.
В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.
Правильное питание – основная составляющая жизни ребёнка. От того, насколько качественно и сбалансировано построен его рацион, зависит состояние здоровья малыша и его адаптация к условиям окружающей среды.
Консистенция пищи должна быть в виде жидкого пюре. Через две недели, когда ребёнок привык к одному у, начинают давать второй, и также постепенно приучают к нему ребёнка. В 6 месяцев разрешены такие овощи: кабачки, тыква, картошка, капуста, патиссоны, горох, фасоль, морковь. Также можно давать гречневую, рисовую, кукурузную, а позднее и овсяную кашу. Манка не содержит никаких полезных для ребёнка веществ, поэтому, по крайней мере, до десяти месяцев её вводить в рацион просто бесполезно. Ячневую, перловую, пшённую каши можно предлагать ребёнку не ранее годовалого возраста. Для улучшения вкуса и полезности, добавляйте в каши или овощное пюре растительное масло (оливковое, подсолнечное или кукурузное), начиная с трёх – пяти капель и доведя до чайной ложки.
Таким образом, к семи месяцам ребёнок должен кушать ы 2 раза в день: кашу и овощное пюре. Остальные кормления продолжают оставаться грудными. Между основными приёмами пищи в 6 месяцев рекомендуется давать фрукты в виде соков или пюре, предлагая ребёнку от 1 чайной ложки в день, доведя их количество к году до 100 грамм. Лучше всего переносят яблоки. Во избежании аллергии, покупайте сорта зелёного или жёлтого цвета. Очень полезно для ребёнка печёное яблоко. Хорошо, если ребёнку понравится грушевый сок или пюре, которые разрешено употреблять детям с шестимесячного возраста. А вот бананы, персики, абрикосы, нектарин должны кушать не ранее, чем с семи месяцев, сливу и алычу – с девяти месяцев. Все экзотические фрукты (киви, ананас... ребёнок должен попробовать только в 1,5 года. Давать ребенку сначала немножко, наблюдать, не появилась ли аллергическая реакция, если нет - можно дать кусочек побольше. Не лишним будет напомнить, что все блюда, предназначенные для грудных детей, должны быть в перетёртом виде или в жидком виде.
Начиная с 7 месяцев ребёнку можно употреблять желток куриного яйца, творожок, сливочное масло. Желток добавляется в овощное пюре в количестве ¼ части и к году доводится до целого. Обязательно ребёнок должен получать мясо кролика, индюка или телёнка. Первое время это должно быть пюре, в 9 месяцев суфле, а с 10 – можно готовить паровые котлетки или фрикадельки. Не рекомендуется давать детям мясо водоплавающих птиц, свинину и баранину. Куриное филе желательно кушать ребёнку с года. Необходимо, чтобы малыш получал говяжью печень и белый хлеб. Домашнюю выпечку и кефир предлагайте тогда, когда ему исполнится 10 месяцев. Из напитков показаны ненасыщенные компоты из сухофруктов, из свежих неярких ягод, негазированная вода. В настоящее время в магазинах имеется достаточно много чайных напитков для детей. Предназначены они для детей от 2-х месяцев, но давать детский чай с такого возраста можно только детям – искусственникам. Тем же, кто получает грудное молоко, чай можно пить только с шести месяцев.
Сахар и соль в небольших количествах можно добавлять в блюда с 10 месяцев. Если есть возможность, вместо сахара используйте фруктозу – фруктовый сахар, для усвоения которого не требуется инсулин, поэтому он безвреден для ребёнка. Полезными будут зелёный лук, укроп и петрушка.
Вот и весь набор продуктов, которыми можно и нужно кормить детей до года. Приучая ребёнка к у, учтите, что даются они перед грудным кормлением, пока малыш голоден, иначе, наевшись маминого молока или смеси уговорить его покушать чего – нибудь другое будет трудно.
Всё вышесказанное относится к питанию здоровых детей. Наличие у ребёнка той или иной патологии или заболевания, требует пересмотра сроков введения и рациона питания.
Принимая во внимание сроки введения фруктов и других продуктов, мама всегда должна помнить об индивидуальных особенностях детского организма. Предлагая новый вид пищи ребёнку, нужно смотреть за реакцией его желудочно-кишечного тракта и кожи, а при появлении каких -либо выраженных изменений отменить этот вид продукта, отодвинув его введение на несколько недель.
Сейчас в свободной продаже существует большое количество разнообразного детского питания, которым можно кормить ребёнка. Однако пользоваться им стоит лишь время от времени, ведь намного полезнее для малыша та пища, которую заботливая мама приготовила сама.
На втором году жизни детей существенно меняется, хотя преобладают те же блюда, что и до года. Меняется консистенция пищи и её количество. Однако за общий стол усаживать малыша ещё рано. Что нового можно давать ребёнку в этом возрасте?
Вместо мяса 3 раза в неделю давайте ему рыбу без мелких костей. Это может быть как морская (треска, хек, судак), так и озёрная рыба. Готовьте из неё паровые котлеты, фрикадельки, или просто тушите в собственном соку с морковью и луком. Изредка, после двух лет, как закуску разрешается давать вымоченную сельдь (селедку) с гарниром.
Колбаса, ветчина из меню детей второго года жизни исключаются. На третьем году изредка, вместо мяса разрешается употреблять молочные сосиски, сардельки, нежирную вареную колбасу («Докторская», «Молочная», «Останкинская» и др.), постную ветчину. Но такая пища не должна стать правилом.
Спектр овощей также расширяется. Летом ребёнку можно редис, салат, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу. Зимой это может быть квашеная капуста. Овощи полезно давать ребёнку в виде салатов, натерев их на тёрке и заправив растительным маслом или сметаной.
Вместо крупяных, периодически готовьте ребёнку макаронные изделия, соединяя их с сыром, творогом, мясом или овощами. После двух лет можно кушать блюда из муки (блинчики, оладьи). Но не кормите малыша сладкими пирогами, песочным печеньем. Пусть кушает сухое печенье, бублики или сухарики из белого хлеба. На десерт, после основного приёма пищи, ребёнок может съесть небольшое количество пастилы, повидла, леденцов. Неприемлем до трехлетнего возраста шоколад в любом виде.
Первые блюда разрешается готовить на ненасыщенных нежирных бульонах, не добавляя никаких приправ (лавровый лист, жареный лук, острый перец).
До двух лет молоко, которое пьёт ребёнок, должно быть 3,2% жирности, а после двух лет можно давать ему молоко со сниженным содержанием жира. Готовьте ребёнку какао на молоке, это очень полезный продукт, который можно пить детям третьего года жизни.
Основное меню по-прежнему составляют молоко и молочные продукты. Малыш может все еще прикладываться к груди и кроме этого получать йогурт, сметану, творог, сыр, кефир, коровье молоко. Лучше всего, если молочные продукты будут специализированными детскими, в них
содержится меньше вредных жиров и консервантов.
В течение дня должен употребить в пищу около 1000-1200 гр. продуктов питания. Таким образом, за завтраком он будет съедать около 260 гр., за обедом – 360, в полдник – 220, за ужином – 360 гр.
Белковая пища обязательна для маленького, поэтому в меню должно входить мясо. Лучше всего использовать телятину, нежирную говядину и курицу. Мясо должно вариться или тушиться достаточно долго, для того чтобы быть безопасным и мягким. Паштеты, супы-пюре готовятся из вареного мяса, запеканки, тефтели, котлеты – из фарша. Мясные блюда обычно входят в обеденное меню.
Наиболее полезны гречневая и овсяная каши, но чтобы разнообразить стол лучше всего чередовать их с ячневой, манной и перловой. Кашу варят на молоке и подают маленькому гурману на завтрак. В нее обязательно следует положить сливочное масло. Его должно быть немного, в течение суток может съесть около 12 грамм. Счастливым обладателям зубов можно предложить на завтрак бутерброд из белого мягкого хлеба с маслом.
Подсолнечные масла – незаменимый источник витаминов – также должны присутствовать в рационе питания. Немного подсолнечного или кукурузного масла можно добавлять в так называемые «салаты» для малышей, представляющие собой пюре из овощей. Суточная норма употребления растительного масла составляет примерно одну неполную чайную ложку.
Салаты лучше всего готовить на обед. Они могут состоять как из свежих, так и из вареных овощей, зелени, фруктов и ягод. Вводить незнакомые компоненты питания следует постепенно: не более одного в день. Это поспособствует лучшей работе пищеварительной системы ребенка и в случае аллергической реакции сузит выбор реагента.
Овощные салаты годовалому ребенку можно готовить из отварного картофеля, моркови (сырой и вареной), капусты, вареной свеклы, кабачков (тушеных), тыквы и томатов. К ним можно добавлять вареный яичный желток.
Фруктовые салаты, состоящие из протертых на мелкой терке плодов, готовят из яблок, груш, бананов. В них, а также в каши, можно положить свежие ягоды: малину, черную смородину, облепиху, бруснику и клюкву. Фрукты и ягоды – отличная пища для полдника.
Желательно добавить в ребенка и рыбу. Подойдут нежирные сорта, например, минтай, треска, терпуг. Сваренное филе с тщательно удаленными костями измельчают и делают котлетки, суфле или смешивают с овощами. В неделю ребенку полагается до 80 грамм рыбы. Ее, как и мясо, лучше всего включить в обеденное меню.
В этом возрасте у мамы выпадает прекрасный шанс приучить малыша к употреблению первых блюд. Супы-пюре, протертый борщ для малышей готовятся на овощном или вторичном мясном бульоне. Приготовить его просто. Бульон, в котором 10-15 минут проварилось мясо, сливают (его можно использовать для «взрослых» блюд), мясо заливают чистой водой и начинают варить снова. Суп на таком бульоне будет постным и безопасным для детского организма.
В качестве десерта на столе ребенка может присутствовать фруктовая пастила, мармелад, сухие печенья, галеты.
Вот примерное меню №1 для вашего малыша в 1 год:
Каша перловая (гречневая, манная, овсяная) 150 гр.
Чай 100 мл.
Хлеб пшеничный 10 гр.
Масло сливочное 5 гр.
Суп-пюре из овощей 100 мл.
Куриный паштет с зеленью 50 гр.
Картофельное пюре 100 гр.
Фруктовый сок 100 мл.
Хлеб пшеничный 10 гр.
Кефир (молоко, йогурт) 100 мл.
Печенье 15 гр.
Банан 100 гр.
Творожная запеканка 150 гр.
Омлет 100 гр.
Молоко (кефир, йогурт) 100 мл.
Хлеб пшеничный 10 гр.
Примерное меню №2
Завтрак - 8.00 ч.
Каша овсяная молочная - 200 г
Слабый чай с молоком- 100 мл
Кусочек пшеничного хлеба с сыром - 20/10 г
Обед - 12.00 ч
Овощной суп-пюре - 100 мл
Тефтельки рыбные, приготовленные на пару- 50 г
Картофельное пюре на отваре -100 г
Кисель из фруктов- 100 мл
2 кусочка пшеничного хлеба – по 10 г
Полдник – 16. 00 ч.
Полстакана кефира
Запеченное сладкое яблоко 100 г
Печенье - 15 г
Ужин – 20.00 ч.
Протертый творожок с молоком - 80 г
Пюре из моркови- 100 г
Чашка кипяченого молока
Перед сном или ночью можно дать кефир.
Чем кормить годовалого ребенка?
Меню ребенка в 1 год значительно разнообразилось. Теперь это не только молоко и различные смеси, но и другие продукты.
Рассмотрим поподробнее меню ребенка в 1 год
Завтраки.
К завтраку малышу можно предложить кашу и половинку яичного желтка. Фруктовое пюре или фрукты, их можно добавлять в кашку.
Какие каши можно годовалому ребенку?
Это могут быть безглютеновые каши (кукурузная, гречневая, рисовая), а так же и глютенсодержащие каши (пшеничная, овсяная, манная).
Объем каши должен составлять примерно – 150-200 мл. В кашу добавляйте сливочное масло 5г.
Чай, настой из фруктов, сок.
Еще один вариант завтрака.
Омлет, приготовленный на пару. К омлету кусочек хлеба, намазанный сливочным маслом или сыром. Малыш от года до полутора лет может получать до 15-20 г масла в день. Для ребенка этого возраста хлеб лучше выбирать белого сорта, он легче переваривается (до 40г в день)
Кисель или компот.
Можно начать обед с овощного салата. Например огурцов или помидор, или моркови, перетертых на терке и заправленных растительным маслом (5-7г) или сметаной (5-10г).
Молочный с вермишелью. Помните: макаронные изделия часто давать малышу не рекомендуется, примерно раз в неделю и в небольшом количестве (30-35г).
Овощной (из цветной капусты, щи, борщ и т.д., в том числе и супы-пюре).
На второе.
Овощное пюре. К годику, уже можно добавлять такие овощи, как свекла, репа, зеленый горошек, редис, фасоль.
Мясное блюдо. Помните, что мясо вариться отдельно. Мясное пюре, тефтели или суфле. Не злоупотребляйте картофелем, в нем большое содержание крахмала.
Раза два в неделю, вместо мяса малышу можно давать речную или морскую рыбу. Обязательно не жирных сортов.
Компот или кисель, можно фруктовый чай или сок.
Полдники.
На полдник можно приготовить, из привычных для него творога и кефира, суфле, творожники со сметаной, ближе 1,5 годам можно давать блинчики с творогом, в том случае, если у ребенка достаточно прорезалось зубов. Конечно не часто, раз в неделю. Кроме этого, дайте фруктовое пюре, можно нежирные сорта печенья, не каждый день.
Сок, можно так же фруктовый чай.
На ужин можно предложить овоще-крупяное или овоще-мясное блюдо. Например: суфле из кабачков с мясным пюре, каша овсяная с тыквой, тушенная свёкла с яблоками, овощное рагу с мясным пюре. Плюс фруктовое пюре или сок. В сутки ребенку предлагают не более 100г фруктового пюре и не более 100мл сока.
Перед сном.
Если вы продолжаете кормить малыша ю, то в этом случае, грудное молоко. Либо кисломолочный напиток (детский кефирчик).
В этом возрасте, в рацион малыша не должны входить: торты, пирожные, шоколадные конфеты, как бы вам не хотелось побаловать своего малютку. Это не значит, что вы его можете побаловать свое чадо, выбирайте из сладостей: пастилу, джемы, мармелад, варенье (если они будут на фруктозе).
Если вы не знаете, что приготовить ребенку на ужин и х е порадовать маленького гурмана необычными блюдами - читайте рецепты далее. Ниже представлены оригинальные блюда из полезных продуктов, которые подойдут для легкого ужина маленьких детей.
Детские котлетки
Это блюдо можно подавать с отварным или запеченным картофелем, пюре, морковью.
2 столовые ложки (28 мл) цельного молока
225 г говяжьего фарша
2 столовые ложки (14 г) раскрошенного белого хлеба
Готовим на плите
Взбейте яйцо и молоко вместе в небольшой чашке. В миске смешайте говяжий фарш и хлебные крошки. Добавьте в смесь яйца с молоком, перемешайте. Вручную сделайте из полученной массы 4 маленькие котлетки.
Нагрейте масло в сковороде на среднем огне.
Выложите котлетки и готовьте, часто переворачивая, пока они не прожарятся полнстью.
Готовые котлетки можно хранить в холодильнике 2–3 дня. Также можно заморозить их на срок до 2 месяцев, упаковав в полиэтиленовую пленку.
Количество: 4 порции по одной котлетке.
Запеканка c тунцом
Тунец — высококачественный источник белка, а также полезных для сердца жирных кислот омега-3. Эта вкусная легкая пища идеально подходит для ужина.
160 мл крем-супа из шампиньонов (отварить шампиньоны с небольшим количеством картофеля и репчатого лука и вместе с жидкостью измельчить в блендере)
1 стакан (140 г) макаронных изделий из цельной пшеницы
140 г тунца
1/4 стакана (38 г) свежего или замороженного горошка
1/4 стакана (60 мл) цельного молока
Готовим в микроволновой печи
Смешайте суп из грибов с макаронами, хорошо перемешайте. Добавьте тунца, горошек и молоко. Накройте крышкой и доведите в микроволновке до готовности, периодически помешивая, пока запеканка полностью не приготовится.
Количество: 4 порции по 1/2 стакана (около 115 г).
Цыпленок с лапшой и морковью
Малыши (и взрослые тоже!) никогда не устают от классического сочетания продуктов в этом блюде. Кроме того, оно очень полезно.
100 г филе цыпленка
2 небольшие моркови
1/4 стакана (40 г) отваренной яичной лапши
2 чайные ложки оливкового масла
Готовим в микроволновой печи
Отварите филе цыпленка и нарежьте маленькими кусочками. Нарежьте морковь соломкой и положите в емкость для микроволновки, влейте немного воды и варите полторы минуты, пока морковь не станет мягкой. Соедините курицу, отваренную яичную лапшу и морковь, сверху налейте масло и готовьте 1 минуту, пока все продукты не прогреются.
Блюдо можно хранить в холодильнике в герметичном контейнере 3–4 дня.
Количество: 3 порции (1 кусочек филе в каждой).
Треска с яйцом
Подавайте данное блюдо с отварным, запеченным или приготовленным в микроволновой печи картофелем и шпинатом.
Так же можно приготовить камбалу и палтуса.
55 г филе трески (свежей или замороженной)
1 небольшая морковь
1 сваренное вкрутую яйцо
7,5 см стебля сельдерея
1/4 стакана (60 мл) воды
1 столовая ложка (14 г) сливочного масла
Готовим на плите
Очистите рыбу от кожи и костей. Порежьте морковь и сельдерей. Положите рыбу, морковь и сельдерей в маленькую кастрюльку, залейте водой, на медленном огне доведите до кипения и варите 5 минут. Слегка разомните рыбу, яйцо, морковь и сельдерей, сверху положите масло, посыпьте яйцом.
Количество: 1 порция.
Соте из макарон и брокколи
Не используйте чеснок, если малышу не нравится его вкус.
1 столовая ложка (15 мл) оливкового масла
1 чайная ложка мелко нарезанного чеснока
1/4 стакана (45 г) мелко нарезанных помидоров
1/2 стакана (150 г) приготовленной на пару брокколи, нарезанной мелкими кусочками
1/2 стакана (35 г) отварных макарон-рожков
Готовим на плите
Нагрейте масло на среднем огне в кастрюле с толстым дном. Жарьте чеснок в течение 30 секунд. Положите помидоры и тушите 3 минуты, затем добавьте брокколи и тушите еще 2 минуты. Уменьшите огонь до минимума и выложите макароны. Перемешайте, чтобы смесь хорошо протушилась.
Количество: 5 порций по 1/4 стакана (около 55 г).
Пюре из моркови
Морковь - один из любимых овощей у большинства детей. Она богата антиоксидантами, полезна для зрения и помогает предотвратить простудные заболевания.
1/2 стакана (55 г) измельченной моркови
1/4 стакана (60 мл) воды
1/2 столовой ложки (7 г) сливочного масла
2 столовые ложки (28 мл) теплого цельного молока
1 столовая ложка (5 г) мелко натертого сыра пармезан
Готовим в микроволновой печи
Положите морковь в небольшое блюдо для микроволновки, влейте туда воду. Накройте крышкой и готовьте в микроволновой печи в течение 3 минут, пока морковь не станет мягкой. Переложите морковь в блендер. Добавьте масло, молоко и тертый сыр. Хорошо перемешайте.
Количество: 1 порция, или 1/4 стакана (около 55 г).
Трубочки с горошком
Это блюдо очень быстро готовится. Используйте данный рецепт, если малыш голоден и не может ждать. При желании замените горошек на один из любимых овощей ребенка. Можно добавить в блюдо
1–2 столовые ложки отварной говядины или индейки.
4 стакана (950 мл) воды
1/4 стакана (25 г) сухих макарон-трубочек
1/4 стакана (33 г) замороженного горошка
2 чайные ложки оливкового масла
2 столовые ложки (10 г) тертого сыра пармезан
Готовим на плите
Вскипятите воду. Положите макароны и варите 5 минут. Добавьте горошек и варите еще 5 минут, пока макароны и горошек не сварятся и не станут мягкими. Слейте воду и переложите макароны и горошек в небольшое блюдо. Добавьте масло, сыр и перемешайте.
Количество: 1 детская порция.
Важно помнить
Существует основное правило, ребенка от года до полутора лет должно быть четырех-пятиразовым, с промежутками между кормлением 4 часа. Соблюдайте достаточно строгий режим питания, у малыша должен вырабатываться условный . Объем питания должен составлять 1000 – 1200 мл, не считая жидкости, в сутки. Эти рекомендации следует соблюдать до полутора лет.
Мамочки, соблюдайте правила введения новых продуктов, следите за чистотой и свежестью продуктов. так же следите за чистотой своих рук и рук малыша, а так же за чистотой посуды ребенка, дабы избежать кишечной инфекции.
К сожалению, многие мамочки перестают ответственно относиться к питанию своей детки, как только ей исполнился годик. В годик традиционно ребенка переводят на общий стол. А зря. Питание должно оставаться специализированным.
Постепенное жевательного аппарата требует введения в рацион ребенка старше 1 года твердой пищи различной степени измельчения. По-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам, которые должны входить в ежедневный рацион ребенка (молоко в любом виде до 500-600 мл, творог в среднем 50 г, сливки или сметана 5 г). Творог, сливки, сметану можно давать через 1-2 дня, но в соответствующем количестве.
Из мясных продуктов детям старше года рекомендуются наряду с говядиной мясо кур, цыплят, кролика, нежирная свинина и баранина, различные субпродукты. Увеличивается количество рыбы. В среднем ребенку от 1 года до 3 лет требуется 85 г мяса и 25 г рыбы в сутки. В течение недели он может получать 4-5 дней мясо (по 100-120 г) и 2-3 дня рыбу (по 70-100 г).
Ребенку старше года можно давать целое яйцо (через день, либо по половине ежедневно), а не только желток. Однако делать это надо с осторожностью, так как у некоторых детей белок куриного яйца может вызвать аллергическую реакцию. В таких случаях от белка следует отказаться и какое-то время давать только желток.
Из жировых продуктов советуем давать 12-17 г сливочного масла (на бутерброд, в готовые блюда) и до 8-10 г растительного масла (для заправки салатов, винегретов, разнообразных овощных блюд), но не маргарин и тугоплавкие пищевые жиры (говяжий, бараний).
Среди круп наиболее полезны овсяная и гречневая, разрешается ячневая, перловая, пшеничная. Можно использовать и специально обогащенные крупы. Макаронные изделия (лапша, вермишель) дают нечасто, так как они бедны витаминами и содержат избыток углеводов. Бобовые (горох, фасоль, соя) даются в ограниченном количестве детям старше 1,5 лет в виде протертых супов. В среднем ребенку требуется в сутки 15-20 г крупы, 5 г макаронных изделий, около 100 г хлеба (в том числе 30-40 г ржаного). Годятся и хлебобулочные изделия (сухарики, баранки, булочки) при соответствующем уменьшении количества хлеба.
Основным источником углеводов в питании ребенка старше года является сахар, однако его количество должно быть строго ограничено. «Передозировка» сахара может привести к нарушению обмена веществ, избыточной массе тела, иногда к ухудшению аппетита. Ребенку до 3 лет требуется от 35 до 50 г сахара в сутки. Из кондитерских изделий разрешаются пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, мед (при хорошей переносимости).
Общее количество кондитерских изделий не должно превышать 10-15 г в сутки. В детском питании широко используются овощи, фрукты и ягоды как основной источник минеральных веществ и витаминов.
Овощи можно давать самые разнообразные, включая редис, редьку, зеленый лук, чеснок, а также листовую зелень (укроп, петрушку, щавель, шпинат, салат, крапиву). В день ребенку нужно около 120-150 г картофеля и до 200 г других овощей. В ежедневный рацион должны входить свежие фрукты, ягоды (до 200 г) и соки (100-150 мл).
До 1,5 лет обычно находится еще на 5-разовом кормлении, хотя некоторые уже в этом возрасте отказываются от последнего (ночного) кормления и переходят на 4-разовый прием пищи: завтрак, обед, полдник и ужин.
Между кормлениями ребенку нельзя давать какую-либо пищу, особенно сладости, так как это приводит к нарушениям нормального пищеварения и снижению аппетита. Сказанное относится и к фруктовым сокам, которые иногда предлагаются ребенку вместо питья. В таком случае лучше использовать морсы, компоты, неподслащенные настои трав.
Следите, чтобы получал соответствующий его возрасту объем пищи. Так, для ребенка в возрасте от 1 года до 1,5 лет он должен составлять в среднем 1000-1200 мл, от 1,5 до 3 лет – 1400-1500 мл (соки, отвары и другое питье в этот объем не входят).
Уменьшение количества пищи может привести к недоеданию, превышение – к снижению аппетита. Особенно нерационально увеличивать объем первого блюда, что нередко делают родители, если охотно ест суп или бульон. Однако съев много супа, не может уже справиться со вторым блюдом, которое, как правило, бывает более полноценным, так как содержит мясо, овощи и др.
Кулинарная обработка пищи для детей раннего возраста имеет свои особенности, обусловленные своеобразием их развития. До 1,5 лет малыш еще не имеет достаточных возможностей для усвоения грубой пищи, поэтому его кормят пюре, жидкой кашей и т. п. Но при этом ребенка надо приучать есть более плотную пищу. Если длительное время получают только полужидкие и протертые блюда, у них плохо развивается навык жевания и в последующем они очень вяло и неохотно едят мясо, сырые овощи и фрукты.
Детям старше 1,5 лет дают разваренные (но уже не протертые) каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи, нарезанные мелкими кусочками, мясные и рыбные котлеты.
После 2 лет мясо можно давать в виде жареных котлет, мелко нарезанного рагу, рыбу – вареную и жареную, освобожденную от костей.
Как можно шире используйте свежие овощи в виде мелко нарезанных салатов, а для детей до 1,5 лет – натертых на крупной терке. Салаты из сырых овощей можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин.
Для сохранения питательной ценности продуктов необходимо строго соблюдать правила их кулинарной обработки.
Молоко можно кипятить не более 2-3 мин, не допуская повторного кипячения. При приготовлении каш, овощных пюре, запеканок молоко добавляют в уже разваренные крупы или овощи.
Мясо после тщательной механической очистки лучше варить крупным куском, опуская в горячую воду. При этом на поверхности мяса белки свертываются и мясной сок не вытекает. Жарить мясо, котлеты надо в кипящем жире, что также способствует образованию , удерживающей мясной сок. Тушеное мясо готовится путем легкого обжаривания и затем варки в небольшом количестве воды.
Очень важно правильно обрабатывать овощи. При чистке срезайте как можно более тонкий слой, именно в верхних слоях содержится наибольшее количество витаминов. Для винегретов и салатов овощи лучше варить в кожуре в небольшом количестве воды или на пару. Очищенные овощи нельзя надолго оставлять в воде, чтобы не произошло вымывание витаминов и минеральных веществ, а варить их надо в малом количестве воды, используя потом ее в пищу. Время варки строго ограниченное: картофель, капусту, морковь варят не более 25-30 мин, свеклу – 1-1,5 ч, щавель, шпинат – до 10 мин.
Овощи и фрукты для сырых салатов чистят и нарезают (натирают) непосредственно перед приемом пищи, так как при воздействии кислорода воздуха на очищенные и измельченные продукты в них происходит разрушение витаминов, особенно аскорбиновой кислоты.
В возрасте от трёх до семи лет детская активность достигает своего пика, поэтому углеводов в пище должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.
Детям этого возраста можно периодически готовить жареные блюда, но всё же лучше отдать предпо запечённым в духовке, варёным и тушёным блюдам. Избегайте добавлять в них кетчупы, соевый соус, жгучий перец, хрен, уксус, горчицу, аджику, майонез.
В виде приправы можно давать детям домашний майонез, приготовленный на лимонном соке и из оливкового масла. Избегайте жирных сортов мяса, по крайней мере, до старшего школьного возраста.
Луком, чесноком, а также петрушкой и укропом пользуйтесь умеренно. Для улучшения вкуса еды хорошо применять свежие фрукты, ягоды и овощи, использовать клюквенный соус, лимонный сок.
Если вы всей семьёй выезжаете на природу, то обычно используете возможность приготовить шашлык на костре. При этом ребёнок непременно попросит у вас кусочек. Поэтому, позаботьтесь о том, чтобы мясо для шашлыка было не жирным и качественным. Обязательно хорошо его прожарьте и дайте ребёнку тот кусочек, на котором не будет зажаристой . Очень хорошо, если малыш съест его с овощами, запьёт соком или компотом.
С 3-х лет ребёнок может кушать бутерб с твёрдым или мягким сыром. Включайте в рацион сметану и сливки, а также йогурты, творог. В этом возрасте предложите ребёнку квас, только будьте бдительны – квас должен быть натуральный, без консервантов и красителей. Есть много рецептов домашнего кваса, который полезен для всей семьи.
Кроме кваса, на четвёртом году жизни детям можно давать обычный чёрный или зелёный чай. Однако увлекаться ими не следует, особенно не рекомендуется запивать чаем мясную пищу. В чае содержится танин, который замедляет всасывание железа из мяса в кишечнике. Натуральный кофе детям до 18 лет употреблять нельзя.
Такой продукт, как грибы, детям можно употреблять только в школьном возрасте. Грибы полезны, но трудно перевариваются, поэтому дошкольникам их кушать не рекомендуется.
После 7 лет следует придерживаться обычных рекомендаций здорового питания, аналогичных таковым для взрослых.
Закончить эту статью можно такими словами: «всё хорошо в меру». Пусть ребёнок ест всё, но понемногу. Конечно, при условии, что он здоров. При наличии хронических заболеваний пищевой рацион ребёнка будет существенно изменён доктором.