Занятия для мальчиков 5 лет развивающие. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Концентрация внимания и памяти

24.09.2019

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

Когда ребёнок в детском саду, мамам не о чем переживать. Там он и учится, и с такими же детьми общается, и играет согласно учебному плану. Совсем другая обстановка в домашних условиях. Чем занять ребёнка в 4 года дома? Этим вопросом задаются родители, которые работают, а в короткие выходные вынуждены кроить время на домашние заботы, отдых и общение с детьми. Сложность ещё и в том, чтобы выбранные занятия были:

  • полезны для развития крохи;
  • дали правильное направление в формировании отношения к окружающему миру, к себе, людям;
  • чтобы они помогли создать между взрослым и ребёнком атмосферу доверия и понимания;
  • научили малыша ставить цели, быть активным, самостоятельным.

Как развивается ребёнок в 4 года?

Итак, чтобы придумать, чем дома занять детей 4 лет, нужно кое-что знать об особенностях этого возраста. В 4 года у ребёнка:

  • активно растёт организм, развивается гибкость, ловкость, координация;
  • запас знаний растёт с каждым днём, ширится кругозор, что даёт повод задавать новые вопросы, искать на них ответы у родителей, в окружающем мире;
  • становится больше словарный запас, речь становится более чёткой, правильной;
  • ярко проявляется детское воображение, творческий потенциал;
  • ребёнок ищет общения с другими детьми, пробует дружить, учится взаимодействовать с обществом.

Какой можно сделать вывод? Если вы ищете, чем занять ребёнка в 4 года дома, обязательно учитывайте:

  • его физические способности;
  • особенности характера, психологию;
  • личные предпочтения и интересы малыша.

Доступные занятия дома для детей 4 лет

Дети в 4 года вступают в период, когда они жадно берут знания из окружающего мира. А основой детской вселенной являются родители. Именно они должны организовать правильные занятия, полезные для общего, физического и умственного развития малыша. То, что вы заложите сейчас в маленького почемучку, станет основой для развития его привычек, жизненных принципов и индивидуальности.

Простой вариант, чем занять ребёнка в 4 года дома, как завлечь его внимание, пока мама готовит или отдыхает – включить мультфильм, позволить играть на планшете или в телефоне. О пользе такого занятия для детей 4 лет не стихают споры. Психологи же уверенно заявляют, что длительный сеанс компьютерных игр, передач по телевидению, даже тихая работа телевизора в качестве фона вредны для маленьких детей. Они приводят к проблеме социальной адаптации, нарушению психики, развитию «клипового» (нестойкого) внимания.

Идеальный способ занять дома ребёнка 4 лет – увлечь его игрой. Хорошо, если в игре будут участвовать и другие дети или взрослые. Какие средства есть в арсенале заботливых родителей?

1. Любые виды творчества:

  • лепка из пластилина, мягкой глины;
  • рисование красками, карандашами, мелками, фломастерами;
  • аппликация из бумаги, картона, газет, природных материалов;
  • рукоделие;
  • конструирование.

Детские магазины предлагают для детей 4 лет такой выбор материалов, инструментов для творческих занятий, что разбегаются глаза. С их помощью вы можете занять малыша дома как минимум на несколько часов, если будете чередовать разные виды занятий. Кстати, попробуйте и сами принять участие в творческом процессе. Так и ребёнку будет интересно, и вы научитесь вместе с ним чему-то новому. Играть с детьми в творчество можно даже, когда вы заняты. Родителям достаточно проявлять интерес – спрашивать, что малыш рисует, подсказывать идеи, помогать в выборе цвета.

2. Культурное воспитание:

  • любовь к книгам;
  • знакомство с искусством;
  • музыкальное развитие.

Как научить детей любить чтение? С 4 лет совместное чтение интересных и полезных книг должно стать вашей семейной традицией. На страницах книжки должно быть много иллюстраций, чтобы малыш мог представить себе героев, атмосферу сказки. Во время чтения можно рассуждать о поступках героев, выдумывать свой вариант развязки истории. Если нет времени на живое чтение, используйте аудиокниги. Они развивают слуховую память, фонетический слух.

Музыку и искусство малыш может полюбить через положительные эмоции, через игру. Например, чем можно занять ребёнка 4 лет дома, как не пением озорных детских песенок? Кстати, такое развлечение подойдёт и для дальней поездки, и для прогулки.

3. Физическое развитие

Сюда относятся активные игры и зарядка. Обычно дети компенсируют потребность в движении на улице. Но если по какой-то причине прогулка не возможна, значит, нужно подумать, какими энергичными играми занять детей в 4 года дома без последствий для интерьера. Отличные варианты – танцы, соревнования со взрослыми «кто больше…» (присядет, сделает наклонов).

Чем занять детей дома пока родители заняты?

Совмещать взрослые дела и общение с детьми порой бывает непросто. Неправильный подход приводит к тому, что страдают обе сферы жизни, а родители испытывают чувство вины. Но есть одна уникальная тактика, что позволит успевать во всём. Её предлагает известная автор, мама по совместительству, Анна Быкова в книге «Развивающие занятия «ленивой мамы». По её мнению, не нужно придумывать сложных способов и тратить кучу времени, чтобы чем-то полезным занять детей 4 лет дома. Достаточно только проявить немного фантазии, с интересом отнестись к играм малыша, и самые обыденные дела превратятся в полезные развивающие занятия.

Когда вы готовите, ребёнок с радостью поможет. Доверьте ему мытьё овощей или фруктов в тазу, перемешивание салата в большой миске, сервировку стола салфетками, ложками и другими безопасными предметами. Малышу точно понравится катать тесто по столу и лепить из него фигурки, пока мама готовит вареники или пироги.

Можно занять кроху и делами, не связанными с вашим. Пока вы у плиты, пусть малыш займётся «съедобным» творчеством рядом с вами. Он будет в восторге от возможности поиграть со спагетти, сделать аппликацию из макаронных ракушек, кофейных зёрен, а затем раскрасить её в яркие цвета.

Найдётся занятие для крохи и в процессе уборки. Детям 4 лет можно доверить сортировку белья после стирки, вытирание пыли, уборку игрушек.

Как видите, при наличии желания и смекалки, всегда найдётся, чем занять детей в 4 года дома. А заинтересовать малышей не трудно – они всегда рады играть во что-то новое.

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Феноменальная скорость счета 0,3 сек!

Уроки в Соробане — это радость и веселье!

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет

Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.

Продолжительность занятий : 25 минут

Наполняемость группы : не более 10-12 человек

Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта

Возраст : 4-5 лет

Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?

Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :

«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»

Карандаш

Педагог-психолог - Дети кто это!

Воспитанники : - Карандаш!

II. Физическая минутка

Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как даешь? – Вот так!

А берёшь? - Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

А грозишь? – Вот так!

III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней

Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Растирание пальцев с тыльной сторон

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Растирание пальцев с внутренней стороны

Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко :

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Массаж ладони с тыльной стороны

Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)

Вот уже друзья – цыплятки

На другую влезли грядку.

Там клюют ребятки зерна

Также смело и проворно.

Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон

VI. Дидактическая игра дом.

Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.

Материалы : набор геометрических фигур.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.

V. Лабиринт с секретом

Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта

У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.

VI. Итог занятия

Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?

Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?

Воспитанники : – Карандаш!

Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?

Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.

Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.

При составлении занятий использовалась литература :

1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.

2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.

3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.

4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005

5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,

6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.

Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.

Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.